Когда начинает младенец слышать: Когда новорожденный начинает слышать после рождения

Содержание

Когда младенец начинает видеть и слышать ?

Органы чувств ребенка начинают развиваться еще в утробе матери. Чтобы ответить на вопрос, когда младенец начинает видеть и слышать, необходимо проанализировать его развитие с момента внутриутробной жизни.

 

 

Что чувствует ребенок в утробе матери

Срок с 12 недель беременности и до рождения считается фетальным периодом. В это время происходит активный рост малыша, развитие всех органов и систем, которые сформировались в эмбриональный период до 12 недель.

 

На этом этапе слух и зрение с каждым днем совершенствовались. С 16 недели беременности малыш уже слышит звуки из окружающей среды, лучше всего он слышит голос мамы.

 

К 25 неделе его органы слуха уже полностью развиты.

 

До рождения плод способен запоминать ритм, тон музыки и речи.

 

Если речь идет о зрении, то только в 26 недель ребенок способен открывать глаза. Однако, даже до этого времени он чувствителен к свету и даже реагирует ускоренным биением сердца.

 

Когда новорожденный начинает слышать ?

Когда младенец начинает видеть и слышать

Новорожденный имеет хорошо развитый слух и способен распознавать голоса. Проявляет предпочтение в отношении известных ему голосов, особенно к словам, произносимых мамой. Беседа с малышом и частые разговоры в его присутствии играют важную роль в развитии языковых способностей.

 

Когда младенцы начинают видеть ?

Когда младенец начинает видеть и слышатьВ развитии новорожденного есть несколько переломных моментов, связанных с чувствами зрения. Новорожденный ребенок видит на расстоянии 20-30 см. Объекты на удаленном расстоянии для него размыты. Очень выручают в это время запахи и звуки, благодаря им ребенок знает, что рядом находится мама или папа.

 

Кроме того, груднички не в состоянии различить два цвета, если они имеют одинаковую яркость, можно сказать, что для младенца цвета делятся на темные и светлые, то есть он различает контрасты.

 

 

Только к концу второго месяца малыш видит уже как взрослый два цвета: желтый и красный. В два месяца жизни он уже ясно видит маму и помнит ее, даже если они не виделись сутки. Как правило, первой он запоминает ее, потому что она больше всех контактирует с ним.

 

В следующем месяце младенец способен распознать уже других близких членов семьи, а так же внимательно следит за движением губ своих «собеседников». Распознавание лиц будет лучше, если вы поддержите развитие зрения ребенка. Используйте правильные игрушки контрастных цветов и простых по форме.

 

В возрасте трех месяцев малыш охватывает взглядом большую площадь, но долго задерживать взгляд он еще не умеет. По мере развития новорожденного ребенка появляется способность сосредотачивать оба глаза на одном объекте и воспринимать его как целостное изображение.

 

Читайте:

Когда ребенок начинает говорить

Грудное вскармливание: советы кормящей матери

Календарь развития ребенка — 2 месяца

 

К семи месяцем зрение младенца почти такое же, как у взрослого, а в девять месяцев он уже умеет координировать зрение с движениями рук.

Когда новорожденные дети начинают слышать?

Многих родителей интересует когда младенец начинает слышать. Доказано, что уже в утробе матери малыш может слышать голоса домочадцев. Он уже учится определять по голосу папу, братьев, сестёр. А когда же малыш начинает слышать после своего рождения?

Когда начинают слышать новорожденные дети

Принеся ребёнка из роддома, родители сталкиваются с тем, что новорожденный малыш может крепко спать при посторонних звуках, которые могут быть резкими, громкими. Но при этом просыпается, например, от шёпота. Некоторые родители начинают паниковать по поводу того, что их малыш не слышит. Простая процедура как скрининг слуха у новорожденных, докажет обратное.  

Когда ребенок начинает слышать после рождения? Малыш очень восприимчив к раздражителям внешней среды. Это проявляется вздрагиванием или плачем на громкие, неожиданные, резкие звуки. Но при этом кроха успокаивается, стоит маме заговорить с ним ласковым тоном или пропеть колыбельную. Месяцам к 3-4 ребёнок начинает поворачивать головку в ту сторону, откуда донёсся звук. Чтобы определить самим слышит ваш ребёнок или нет, понаблюдайте за малышом: 

  • при громких звуках малыш может начать активно двигать руками и ногами;         
  • повороты головы в сторону раздающегося звука также свидетельствует о наличии слуха;         
  • ребёнок может начать искать глазами источник звука;         
  • ещё одной реакцией будет вздрагивание, замирание;         
  • малыш может прислушиваться к новым, неизвестным ему звукам. И как результат – плач.

Но, если всё же вас беспокоит и терзает вопрос слышит ребёнок или нет, можно на пятый день от роду сделать скрининг слуха. Эта процедура безболезненная и позволит рассеять все сомнения. Чаще всего её проводят ещё в родильных домах перед выпиской. А затем дублируют после выписки в поликлинике.

В конце первого месяца жизни реакция ребёнка на голос перестанет быть судорожной. При быстрой речи мамы, у малыша ускорятся движения, но как только мама опять начнёт говорить тихим, спокойным и размеренным тоном, движения малыша также станут плавными и спокойными.

Если кроха увлечённо разглядывает предметы или свои руки, он может не реагировать на раздражители внешней среды. Поэтому не стоит волноваться, просто ваш малыш абстрагировался от всех раздражителей внешней среды.

Так как у новорожденного слух достаточно обострён, то для его развития стоит включать детские песенки, а можно и классическую музыку, сказки. При этом стоит помнить, что кроха пока воспринимает звуки низкой тональности. А следовательно, и музыку подбирать необходимо согласно этой особенности младенцев. Успокаивающая музыка не только поможет в развитии слуха, но и успокоит ваше чадо.

Теги по теме: здоровьемалыш 0-1

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

Когда начинают видеть и слышать новорождённые дети

Рождаясь, ребёнок приходит в новый для него мир, полный ярких красок, резких звуков и запахов. Эти раздражители создают условия противоположные тем, в которых находился малыш в период внутриутробного развития, и если бы не мудрая природа, которая отложила конечный этап формирования всех органов восприятия на более поздний период, кроха испытывал бы постоянный стресс.

В первый месяц жизни считается периодом адаптации, поскольку все органы и системы работают в новом режиме или же завершают своё формирование. Так что же видят и слышат новорождённые дети, и какое поведение малыша свидетельствует об отклонениях в развитии органов зрения и слуха?

Как видит новорождённый ребёнок?

Сразу после рождения ребёнок открывает глаза и окружающим, особенно родителям, кажется, будто он подолгу и с интересом изучает мир.

На самом же деле острота зрения малыша в пять раз ниже, чем у взрослого, а нервные волокна зрительной сетчатки только формируются, поэтому окружающие предметы кроха видит размыто. Но самое главное то, что анализирующие центры в головном мозге, ещё не способны справляться со своей задачей и картинка предстаёт перед новорождённым в виде серых образов с нечёткими очертаниями на фоне ярких источников света.

Новорождённый ребёнок даёт ручку родителюНоворождённый ребёнок даёт ручку родителю

Сразу после рождения младенец видит мир размытым.

Две недели после рождения

Двухнедельный ребёнок способен фокусировать взгляд на крупных предметах расположенных на расстоянии метра, они также представляются ему в виде размытого пятна, но сетчатка уже способна различать цвета красно-жёлтого спектра.

Новорождённый смотрящий вверхНоворождённый смотрящий вверх

На второй неделе взгляд малыша фокусируется на крупных предметах.

Поэтому педиатры рекомендуют вешать на бортик кроватки, противоположный изголовью, яркие игрушки, диаметром не менее 30 см. Дальнозоркость младенцев обусловлена небольшим размером и сплюснутой формой глазного яблока.

Конец первого месяца

К концу периода новорожденности (1 месяц жизни) цилиарная мышца, отвечающая за движение глаз, всё ещё слаба, поэтому кроха не следит за перемещающимися объектами, но может видеть мамино лицо или близкорасположенные предметы, находящиеся прямо перед ним на дистанции 30–50 см. Глаза при этом не фокусируются, взгляд блуждающий, скачкообразный. Возможно небольшое косоглазие, которое проходит в возрасте 2 месяцев.

Мама и новорождённый малыш в возрасте один месяцМама и новорождённый малыш в возрасте один месяц

К концу первого месяца малыш может рассмотреть мамино лицо.

Чувствительность к свету возникает только к первому месяцу жизни, поэтому весь период новорожденности малыш не реагирует и может продолжать спать даже в том случае, если в комнате включить яркое освещение.

Этапы развития зрения по месяцам

На 2–3 месяце сетчатка глаза способна различать формы предметов, их очертания становятся чёткими, но по-прежнему, плоскими.

Мама с погремушкой и новорождённый двухмесячный малышМама с погремушкой и новорождённый двухмесячный малыш

На втором месяце жизни ребёнок начинает различать формы предметов.

Малыш зрительно различает цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный. Оттенки сине-фиолетового спектра остаются недоступными для фоторецепторов. Возрастает светочувствительность.

Совершенствуется мышечная и нервная координация глазных яблок – ребёнок следит за предметами. Во время кормления малыш подолгу рассматривает лицо матери, водить глазами не только вправо и влево, но и вверх-вниз без поворотов головы.

4-6 месяц

К 4–6 месяцу формируется жёлтое пятно глаза, отвечающее за остроту зрения

. Кроха чётко видит предметы, может анализировать расстояние между ними – это выражается в способности захватывать близкорасположенные игрушки и тянутся к своим ножкам. Возникает зрительная память, малыш бурно реагирует при виде родного человека, любимой игрушки или бутылочки, или пугается и плачет при приближении незнакомых людей.

Новорождённая девочка 4 месяца с игрушкойНоворождённая девочка 4 месяца с игрушкой

На пятом месяце жизни ребёнок чётко видит окружающий мир.

7 месяц

В период 7 месяцев развивается анализирующий центр мозга связанный со зрением. Так, кроха видит не только разницу между большим и маленьким, но и далёким и близким. Различает геометрические фигуры, следит за быстро движущимися предметами во всех направлениях и может искать их глазами при исчезновении из поля зрения.

Новорождённый с игрушкой
Новорождённый с игрушкой

На седьмом месяце малыш различает геометрические фигуры.

8 месяц

У восьмимесячного малыша зрение развито на уровне взрослого здорового человека.

Новорождённый в кроваткеНоворождённый в кроватке

На восьмом месяце ребёнок видит как взрослый.

Патологии развития зрения у новорождённых

Первые признаки врождённых патологий органов зрения, такие как глаукома и катаракта, диагностируются ещё в роддоме.

Врача неонатолога могут насторожить помутнение хрусталика, увеличение в размерах глазного яблока, отсутствие динамики сужения зрачка, воспалительные процессы в области слёзного мешочка или конъюнктивы.

Факторы риска возникновения врождённых патологий:

  • внутриутробные инфекции;
  • курение, употребление матерью алкоголя, наркотиков;
  • перенесение краснухи;
  • наследственность;
  • тяжёлые роды.
Курящая беременная женщинаКурящая беременная женщина

Курение во время беременности способствует развитию патологии зрения.

Родителям стоит посетить офтальмолога, если после выписки зрение малыша развивается с задержкой и не соответствует нормам. Ребёнок к концу первого месяца не фокусирует взгляд на отдалённых предметах, не следит за движущимися объектами, взгляд его блуждающий устремлён в пространство. В некоторых случаях отсутствие зрительного контакта с родителями свидетельствует о сложной форме раннего аутизма, но такой диагноз не ставят до достижения ребёнком двух лет.

Как слышит новорождённый малыш

Слух ребёнка развивается намного быстрее, чем зрение, это связано с тем, что слуховой аппарат к моменту рождения полностью сформирован.

Новорождённый и погремушкаНоворождённый и погремушка

Слух у новорождённого формируется быстрее чем зрение.

Височные доли коры головного мозга, отвечающие за восприятие и анализ звуков, находятся на стадии становления, поэтому ребёнок реагирует на различный шум по-разному. Гул бытовой техники, шум транспорта или монотонный разговор, не являются раздражителями. Тогда как возглас или резкий хлопок вызывают вздрагивание и замирание младенца.

К концу периода новорожденности кроха может различать направление источника звука и поворачивать к нему голову, а на втором месяце анализирует, запоминает и различает их. Такая способность выражается в изменении поведения при мамином голосе, эмоциональных ответах на звуковое общение. Двухмесячный малыш способен различать тембр голоса, его интонацию, проявлять интерес и даже отвечать гулением.

Когда стоит волноваться – признаки тугоухости и глухоты

Диагностику слуха новорождённых, имеющих высокую степень риска развития внутриутробных и антернатальных патологий, целесообразно проводить на 4 день после рождения методом аудиологического скрининга.

Признаками глухоты новорождённых могут быть отсутствие реакции на резкие звуки – хлопки или возгласы на расстоянии метра от младенца. При проверке слуха, следует поместить источник шума за пределами видимости, например, сбоку или сзади от ребёнка. Положительная реакция на домашний тест не исключает возможности развития или прогрессирования тугоухости. В этом случае следует наблюдать за малышом, у слабослышащих детей отсутствует гуление и реакция на голос мамы, находящейся в соседней комнате.

При любых подозрениях на отклонения в развитии органов слуха и зрения, следует обратиться к специалисту. Своевременная диагностика увеличивает шансы успешного лечения.

Новорождённый на приёме у педиатраНоворождённый на приёме у педиатра

Следует обратиться к врачу, если у ребёнка отсутствует реакция на звук.

Видео про то, как видит и слышит новорождённый

Когда ребенок начинает слышать в утробе матери?

Все беременные знают, что с младенцем в утробе нужно разговаривать, поскольку это идет на пользу малышам, ведь они, находясь в животе у матери, многое слышат. В этой статье мы расскажем, как развивается слух у плода, когда он начинает слышать по-настоящему и что именно он слушает в материнской утробе.

Эмбриогенез органов слуха

Процесс формирования органов слуха у малыша является одним из самых сложных. На 4-5 неделе беременности (когда у мамы только начинается задержка месячных) у зародыша появляется зачаток, который впоследствии станет внутренним ухом. На сроке беременности в 7-8 недель начинают формироваться структуры среднего уха. Наружное ухо окончательно формируется в третьем триместре, а отвердение хрящевой ткани ушей происходит незадолго до родов.

До пятого месяца беременности длится очень важный процесс закладки и формирования структур внутреннего уха. Лабиринт окончательно становится твердым к 18 неделе беременности. Слуховые косточки начинают становиться твердыми приблизительно на 3 месяце беременности и завершается этот процесс ближе к родам.

Наружное ухо даже при рождении несовершенно. Мягким остается слуховой проход, и завершается его окончательное оформление только в течение первого года жизни малыша.

Поскольку процесс эмбриогенеза слуха у ребенка еще не до конца изучен и очень многоступенчат, на любой из стадий может возникнуть непредвиденная ситуация, которая может привести к рождению малютки с нарушением слуховых функций.

Способность слышать

Способность слышать малыш в утробе матери приобретает на 15 неделе беременности. Именно к этому моменту завершаются основные этапы закладки внутреннего уха и уже идут процессы оформления среднего уха. Поначалу восприятие звуков у малыша не такое, как у нас с вами. Он слышит их, но кора головного мозга еще не созрела и не способна анализировать сигналы. Слух плода на 15-16 неделе беременности больше напоминает слуховое восприятие мира рептилиями. Он внутренним ухом улавливает лишь вибрацию, которую создают звуковые волны.

Стук маминого сердца – одна вибрация, громкий звук от падения тяжелого предмета рядом с мамой или звонка будильника – совсем другая вибрация.

Голос мамы уже имеет для крохи особое значение, поскольку его вибрации отличаются от голосов других людей.

Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности. Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное. Новорожденный поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.

Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг.

Что слышно?

Слышно малышу не все. Наивно полагать, что в маминой утробе он пребывает в тишине и благодати, наслаждаясь голосом мамы, которая читает ему сказки. В утробе по уровню шума – почти как на небольшом заводе, и в нем малыш просто физически не может воспринимать все звуки извне. Он постоянно слышит шум кровотока в сосудах, дыхание мамы, перистальтику ее кишечника, стук сердца.

Если мама говорит, он хорошо слышит ее голос. На более поздних сроках беременности плод уже чувствует настроение своей матери по тембру и силе ее голоса. Если будущая родительница кричит, малыш начинает волноваться. На резкие звуки ребенок реагирует усилением двигательной активности. Так проявляется работа слухового нерва по мере формирования центра слуха в коре головного мозга.

Проверить это очень легко. Достаточно включить музыку в наушники и приложить их к животу беременной. Малыш начнет двигаться активнее или, наоборот, изменит поведение, притихнув. Ученые установили, что у ребенка на сроке беременности в 30 недель при этом начинают активизироваться отдельные зоны коры головного мозга – в основном, височные и лобные доли. Именно эти центры отвечают за распознавание разговорной речи, за логику и мышление, за способность к обучению.

Часто мамы спрашивают, на каком сроке беременности можно начинать читать ребенку книжки и общаться с ним. Ответ довольно прост – на любом. Но больше всего пользы для развития малыша будет от колыбельных звуков мамы и ее сказок в сочетании с ласковыми поглаживаниями живота рукой после 25-26 недели беременности. Именно на этом сроке плод начнет анализировать звук, его источник. У него появятся любимые музыкальные композиции, а также звуки, которые ему не нравятся.

Например, большинство беременных отмечают, что малыши после 28 недели беременности довольно нервно реагируют на хлопанье двери, на лай собаки, на звонок механического будильника.

Ребенку обязательно нужно давать слушать музыку. Он не может слышать ее через наушники, если они на ушах у мамы. Музыку в этот момент воспринимает только женщина. Ребенок ощущает ее эмоции и не более того.

Если же музыку включить через динамики, удовольствие от прослушивания получат оба – и мама, и ребенок.

Помните, что все звуки извне для малыша звучат немного приглушенно, ведь мешает брюшная стенка родительницы и околоплодные воды, в которых ребенок находится. Но в общем, он неплохо улавливает происходящее по ту сторону живота.

Именно поэтому не стоит ссориться и кричать, ругаться. Лучше приобщить кроху к классической музыке, нежным детским колыбельным, тогда эти мелодии он узнает и после рождения. Доказано, что новорожденные и грудные дети значительно лучше засыпают под музыку, которая им уже знакома со времен нахождения в утробе. После рождения малыши сразу узнают знакомые голоса – мамин, папин.

Читать и петь крохе в утробе нужно еще и для того, чтобы как можно раньше начали стимулироваться те зоны мозга, которые потом будут отвечать за его развитие, интеллект, обучение и речь.

О том, когда ребенок в утробе матери начинает слышать, смотрите в следующем видео.

Когда ребенок начинает слышать после рождения

Последнее обновление

Развитие способности вашего ребенка слышать может быть чрезвычайно важным. Это потому, что слух является одним из чувств, которые помогают вашему ребенку общаться. Ваш ребенок начинает слушать звуки и подражать им; Таким образом, развивает их способность говорить. Они также слушают звук родителей для комфорта. Слух является одним из краеугольных камней развития ребенка.Это не означает, что ваш ребенок не вырастет, если они не будут слышать, но это означает, что он вырастет быстрее, если сможет.

Как ваш ребенок будет реагировать на звук?

Первое чувство, которое развивает ваш ребенок, это слух. На самом деле, известно, что дети развивают свои слуховые способности еще до рождения. Это одна из причин, по которой многие родители играют музыку или разговаривают со своим ребенком, когда ребенок все еще находится в утробе матери. Способность вашего ребенка реагировать на звук развивается за месяцы до его рождения и может полностью развиться уже через месяц после его рождения.Несмотря на то, что слух полностью развился в течение первого месяца, ваш ребенок может начать реагировать на звуки гораздо позже. Вы также можете ожидать, что он будет реагировать на звуки по-разному, например, жужжание вашего ребенка, в то время как усыпление его может помешать ему плакать, то же самое можно сказать и о том, когда вы разговариваете с ним.

Как узнать, плохо ли слышит ваш ребенок или нет

Процесс, позволяющий понять, ясно ли слышит ваш ребенок, осуществляется с помощью процесса скрининга, который называется Отоакустическая эмиссия (OAE).Это делается, когда ваш ребенок все еще находится в больнице сразу после родов. Если вы не уверены, может ли ваш ребенок слышать четко или нет, поговорите с врачом. Он поделится результатами слухового обследования вашего ребенка и, при необходимости, проведет другое обследование, чтобы убедиться, что ваш ребенок слышит правильно.

Когда дети начинают слышать после рождения?

Один из самых трудных вопросов - когда ваш ребенок впервые услышит звуки. Это связано с тем, что развитие слуха у младенцев, как уже упоминалось, развивается в утробе матери, и точное время, которое они начинают слышать, трудно оценить, поскольку оно зависит от конкретного случая.Но вы заметите, могут ли они слышать звуки, так как они будут постоянно пинать, когда они слышат знакомый звук. Например, голос вашего партнера может вызвать реакцию. После рождения слух вашего ребенка развивается очень быстрыми темпами и будет полностью развиваться в течение 4-7 недель.

Развитие слуха ребенка

Отслеживание развития слуха у вашего ребенка может быть важным в течение первого года после рождения. Вот приблизительный график того, что вы можете ожидать в их развитии слуха.

  • 0-2 месяца - слух вашего ребенка полностью развит. Он может не реагировать на звуки, но с помощью проверок, проведенных вашим врачом, вы можете следить за его ростом. Это примерно в то время, когда они могут четко слышать высокие звуки.
  • 3 месяца - Примерно тогда, когда вы можете ожидать, что у вашего ребенка будет какая-то форма реакции на звуки, обычно в форме имитации звука. Вы можете ожидать, что он булькает или кричит в ответ на ваш голос или другие звуки.Это его способ попытаться развить речевые паттерны.
  • 6 месяцев - Эта веха слуха - это когда ваш ребенок будет более восприимчивым к более тонким звукам и может попытаться воспроизвести незнакомые звуки. К этому времени ваш малыш может даже узнать свое имя и хорошо отреагировать на него.
  • 12 месяцев - Последняя веха для слушания. Ваш ребенок теперь может распознавать и реагировать на самые тонкие или заниженные звуки. Ожидайте, что он даже узнает его любимые песни или мультипликационные голоса на этом этапе.

вещей, которые вы можете сделать, чтобы развить слух у своего новорожденного

Всегда есть способы помочь вам улучшить слух вашего новорожденного ребенка, вот несколько советов, которые помогут вам сделать это:

  • Пусть ваш ребенок разговаривает. Попросите своего партнера постоянно общаться с ним, и вы должны сделать то же самое.
  • Слушать спокойную, расслабляющую музыку. Как известно, инструментальный плавный джаз помогает развить акустические ощущения, успокоить ребенка и развить его слух.Западная классическая музыка также, как известно, имеет подобный эффект.
  • Ваш партнер и вы должны постоянно петь ему или читать ему. Новорожденный расслабляется, когда слышит голос своих родителей.
  • Когда ваш ребенок станет достаточно взрослым, принесите ему игрушки, в которых есть музыкальные элементы.
  • Наблюдайте за своим ребенком и подчеркивайте любой звук, который его привлекает. Если он слышит самолет в небе, посмотрите на него и подтвердите, что вы тоже это слышали.

Как вы можете определить, слишком ли громкий звук для вашего ребенка?

Это может быть сложно.Начнем с того, что ребенку понадобится примерно 3 месяца, чтобы уметь реагировать на звуки. В течение первых 3 месяцев рекомендуется как можно больше сдерживать громкие звуки. По истечении 3 и месяцев ваш ребенок будет реагировать на слишком громкие звуки плача. По мере роста их реакция на слишком громкие звуки может становиться все более и более уникальной. Некоторые дети после шести месяцев могут плакать, некоторые могут испугаться и стать очень тихими. Если они могут двигаться, некоторые дети могут попытаться отойти от громких шумов.

Факторы, влияющие на слух ребенка

Есть много факторов, которые могут повлиять на слух вашего ребенка. Вот некоторые из них:

  • Постоянное воздействие громких шумов
  • Недостаток кислорода во время родов
  • Преждевременная поставка
  • Генетические расстройства
  • Воздействие инфекций, таких как краснуха во время беременности
  • Тупая сила травмы головы
.
Когда дети начинают говорить и другие вербальные вехи

У фазы новорожденного есть свои прелести, но это не займет много времени, пока вы не начнете задаваться вопросом, когда произойдут эти волшебные слова - «мама» или «дада». Вот что вам нужно знать о разговоре и других довербальных вехах, таких как ворчание и наведение.

Когда дети начинают говорить?

Даже если они технически не разговаривают, дети начинают общаться очень рано - вспомните о новорожденном, который плачет, когда голоден.«Даже дети, прежде чем они получат слова, они могут сообщать о том, что им нужно, с помощью шумов и жестов», - говорит Фил Баучер, педиатр из Линкольна, штат Небраска, и ведущий подкаста «Parenting Matters».

Что касается вокализации и произнесения слов, каждый ребенок делает это по-своему. «Иногда приходят родители и думают, что их ребенок должен быть в этот момент в этот день или что-то не так, и я пытаюсь напомнить им, что существует большой континуум нормальных вех для развития», - говорит Баучер.Вот обзор того, как обычно идут дела.

От 4 до 6 месяцев: журчащий и булькающий

Примерно в это же время или, возможно, немного раньше, вы начнете слышать восхитительный журчащий и булькающий ребенок. «Первое подобие языка - это крики и тому подобные вещи, которые являются преднамеренными, поскольку они используют заднюю часть горла против языка, и они являются первыми шумами, которые ребенок намеренно издаст и поймет:« О, если я в общем, мои родители мне улыбается », - говорит Баучер.Заставить родителей обратить на них внимание, по-прежнему является целью по мере роста ребенка. «Младенцы будут разговаривать сами с собой, чтобы развлечься и провести время, и между четырьмя и семью месяцами они могут начать визжать, кричать, стучать и бросать игрушки, чтобы привлечь ваше внимание», - говорит Дян Хес, медицинский директор Gramercy Pediatrics в Нью-Йорк.

Никогда не пропустите историю воспитания детей с информационным бюллетенем TODAY Parenting! Подпишите здесь.

От 7 до 11 месяцев: появляются согласные и первое слово

В то время как более ранние звуки были в основном гласными, примерно в это время начинают появляться согласные.«Они начнут делать« мух »,« дух »и« гух », - говорит Баучер. Оказывается, что звуки "d" немного проще для детей, чем "m". «Дада» - это более легкое слово для них, поэтому его часто говорят в первую очередь, к ужасу многих матерей », - говорит Хес.

Указывает на другую важную невербальную веху, которую ищут врачи, которая может начаться около 8 месяцев и показывает, что ребенок становится вовлеченным в свое окружение. «Указывать на рыбу в аквариуме, чтобы попытаться привлечь внимание родителей, это считается языковым развитием, потому что это показывает, что они хотят поделиться друг с другом», - говорит Баучер.

Актуальные истории, новости знаменитостей и все лучшее СЕГОДНЯ.

Речь начинает звучать более разговорной после девяти месяцев, и некоторые дети могут произносить свое первое слово в возрасте одного года.

От 12 до 18 месяцев: слова со значением

Дети начинают использовать слова, которые имеют значение, поэтому вместо того, чтобы просто лепетать «дада», они будут использовать это слово, чтобы целенаправленно относиться к своему отцу. Пятнадцатимесячные дети обычно имеют по крайней мере от трех до пяти слов; к 18 месяцам они могут иметь от восьми до десяти слов, которые могут включать имена близких им людей и части тела.

24 месяца и старше: расширенный словарный запас

После двух лет дети испытывают то, что Баучер называет «взрыв слова». Скорее всего, вы начнете терять количество слов, которые знает ваш ребенок, потому что он подбирает новые слова каждый день. «Двухлетние дети должны быть в состоянии соединить два предложения в слова и иметь от 100 до 300 слов, - говорит Хес.

Для получения дополнительной информации, Американская ассоциация речевого и слухового слуха располагает таблицей этапов слуха, понимания и речи от рождения до одного года.

Как помочь научить ребенка говорить:

Ответ прост: поговорите с ними. «Младенцы улавливают ритм слов, которые произносят взрослые, и учат звуки, наблюдая за движением губ своих родителей», - говорит Хес. Баучер предлагает избегать слишком много разговоров с ребенком, так как это не поможет вашему ребенку улучшить языковые навыки. «Голоса пения и глупые разговоры не показывают глубину и широту того, что может предложить язык», - говорит он.

Он предлагает просто описать, что вы делаете по дому или что вы видите, когда находитесь на улице.«Может быть глупо разговаривать с ребенком, который не может ответить или сочувствовать борьбе современного родительства, но просто общение с ним помогает им слышать больше слов и позволяет им видеть ваши эмоции, которые способствуют развитию языка, " он говорит.

Еще одна рекомендация: избегайте экранов, особенно до 2 лет, что является рекомендацией Американской академии педиатрии. «Наблюдение за экраном является пассивным обучением и не способствует речи, которая изучается путем взаимодействия с другими», - говорит Хес.Поскольку это не всегда реалистично, по крайней мере, сделайте экранное время образовательным. «Попросите вашего ребенка повторить то, что они узнали, спеть с ними песню из шоу или попрактиковаться с ними в новых словах», - говорит она.

ЧТО, ЕСЛИ У МОГО ГОДА НЕТ СЛОВ?

Видеть, как другие дети разговаривают, когда их нет, может быть особенно неприятно для родителей, но Баучер говорит, что он смотрит на картину в целом, а также указывает, что ребенок, который начал ворковать или лепетать позже, мог бы также говорить потом.«Многие родители беспокоятся о 15-месячном визите, что их ребенок недостаточно говорит, но если они делают успехи, просматривают свои крики и согласные, и есть другие признаки того, что они оба способны слышать и понимаем, мы ждем этого слова взрыва », - говорит он.

Врачи учитывают как понимание, так и выражение при оценке языкового развития ребенка. «Понимание - это возможность следовать одному простому направлению, и обычно это могут делать дети в возрасте от 12 до 18 месяцев, поэтому, если вы скажете:« Положите обезьяну в игрушечный сундук », они это сделают», - говорит Баучер.Выражение означает, как говорит Баучер, «способность сообщать о своих потребностях, например, поднимать руки, чтобы сказать« забери меня »».

ЧТО ТАКОЕ ПРИЗНАКИ РЕЧИ И ЯЗЫКА ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ В РЕБЕНКАХ?

По словам Хес, важно сообщить своему врачу, если вы наблюдаете какие-либо из следующих признаков, поскольку он или она может направить вас для оценки речи и слуха.

  • Кажется, что плохо слышит
  • Не реагирует на звуки голоса родителей
  • Не отвечает на то, что его зовут по прошествии девяти месяцев
  • Кажется, что находится в своем собственном мире и не пугает громко шумы
  • не могут быть поняты другими (в два года, 50 процентов того, что он говорит, должны быть понятны другим, это должно подскочить до 75 процентов к возрасту 3 и к 4 годам, все должно быть ясно)

Слух как говорит Хес, «самый важный фактор развития речи», поэтому все оценки речи начинаются с аудиологического экзамена.«Родители скажут мне:« Я знаю, что мой ребенок слышит меня, потому что он следует моим указаниям », но некоторые из этих детей могут следовать разным подсказкам и не слышать хорошо», - говорит она.

.

Когда плод слышит? Все, что вы хотите знать

Люди часто задаются вопросом, может ли плод слышать, находясь в утробе матери. Многие будущие родители будут говорить или играть музыку для развивающегося плода.

Данные свидетельствуют о том, что слуховая система начинает формироваться на 18-й неделе беременности и продолжает развиваться, пока ребенку не исполнится 5-6 месяцев.

Все, что слышит плод, будет способствовать этому процессу. В этой статье мы рассмотрим то, что плод может слышать на разных этапах развития.

Несмотря на то, что размер чечевицы близок к размеру, зародыш начинает развиваться в течение 2 месяцев беременности. Уши начинаются как крошечные складки кожи по бокам головы. После 8-й недели эмбрион становится плодом.

По данным клиники Майо, уши начинают торчать из головы через 18 недель, и плод может начать слышать. На этом этапе мозг начинает определять области, которые будут определять запах, вкус, зрение, осязание и звук.

К 22-24 неделям плод будет размером с манго и начнет слышать низкочастотные шумы снаружи матки.

По мере роста плода и развития его слуха, они смогут различать все большее количество различных звуков.

Исследования показывают, что наиболее важным временем для развития слуха является период от 25 недель беременности до 5-6 месяцев.

К тому времени, когда дети достигнут возраста 6 месяцев, они смогут повернуть глаза или голову к источнику звука.

Новорожденные в Соединенных Штатах обычно проходят проверку слуха перед выпиской из больницы или в течение 3 недель после рождения.

Сначала плод не может различить разные голоса.

Плод начинает реагировать на звук между 22 и 24 неделями, но слышит только низкие частоты, такие как лай собаки или газонокосилка.

Поскольку слуховая система и мозг продолжают развиваться, этот диапазон увеличивается. К концу беременности плод может слышать голоса и различать их.

Многие люди задаются вопросом, безопасно ли посещать громкий концерт или работать на шумной работе во время беременности.Хотя иногда слышать громкие звуки вряд ли вредно, исследования показали, что длительное воздействие громких шумов может способствовать потере слуха у ребенка.

Примерами шумных рабочих мест являются те, в которых задействованы люди, работающие в непосредственной близости от:

  • громкой музыки
  • толпы
  • сирен
  • грузовиков
  • самолетов
  • машинного оборудования
  • орудия

По данным Национального института занятости Безопасность и здоровье, исследователи не уверены, какой уровень шума безопасен для развивающегося плода.

Однако, принимая во внимание, как звук распространяется по всему телу, они рекомендуют беременным женщинам избегать очень громких ситуаций - всего громче, чем 115 децибел, что примерно так же громко, как цепная пила, - насколько это возможно.

Шумы, которые плод слышит примерно с 23 недели беременности, жизненно важны для их будущего слуха.

Для определенных частей слуховой системы эти шумы нуждаются в правильном развитии. Таким образом, ученые рекомендуют подвергать плод воздействию как речи, так и музыки.

Многие люди считают, что игра классической музыки для растущего плода поможет развитию мозга и повышению IQ, но есть мало доказательств в поддержку этого утверждения.

В утробе шумно. По мере развития слуховой системы у плода она будет сталкиваться со всеми типами звука внутри тела женщины. К ним относятся сердцебиение, а также шумы кровотока и пищеварительной системы.

Примерно на 23-й неделе беременности плод также сможет слышать шумы снаружи матки.К ним относятся речь и музыка. По мере развития плода все звуки станут громче и различимы.

Амниотическая жидкость окружает растущего ребенка в утробе матери, и ткани тела женщины обволакивают их, поэтому шумы извне будут звучать приглушенно.

Уши плода начинают развиваться относительно рано во время беременности. Однако слух не развивается до тех пор, пока слуховая система, мозг и определенные пути не начинают формироваться, что обычно происходит между 22 и 24 неделями.

Слуховая система требует стимулирования посредством речи, музыки и других звуков для правильного роста. Как это происходит, плод сможет слышать все больше и больше.

Слух ребенка продолжает развиваться после рождения, примерно до 5-6 месяцев.

Когда дети начинают говорить? 6 советов, чтобы помочь им Обсуждение

Младенцы начинают с восхитительного ворка и булькают. Когда они растут, они начинают говорить простые согласные и, в конце концов, такие слова, как «мама» и «дада». Следующим достижением является цепочка слов, которые образуют основные предложения. Итак, когда именно произойдет это следующее достижение? MomJunction дает вам детальное представление о том, как разговаривают дети, как улучшить их разговорные навыки, а в случае задержек - как с ними обращаться и как их лечить. Читай дальше!

Как дети учатся говорить?

Младенцы учатся говорить поэтапно, и неожиданно первый шаг происходит в утробе матери.Исследователи отмечают активность мозга в языковых центрах мозга плода примерно через 30 недель беременности (1). Наблюдается скачок активности мозга плода каждый раз, когда мать говорит громче или когда она произносит ударение на гласных, произнося слово. Эксперты предполагают, что шип, как будто ребенок получает свой первый урок речи и языка, слушая голос матери.

К концу беременности плод вполне способен слышать слова. Во время рождения дети рождаются с ограниченными, но значительными знаниями, включая способность отличать родной язык от иностранного.Тем не менее, прогресс в направлении осмысленной речи происходит один шаг за раз.

Когда дети начинают говорить?

Младенцы издают первые звуки ворчания и булькают в возрасте двух месяцев (2). Эти звуки закладывают основу для дальнейшего развития речи, а следующим достижением является лепет в конце четырех месяцев (3). Развитие продолжается и к 12 месяцам малыш начинает говорить несколько основных слов. Первые значимые слова приходят в возрасте 24 месяцев (два года), а разговоры начинаются в конце малыша, то есть 36 месяцев (три года) (4) (5).Как и любая другая веха в развитии, развитие речи у детей - это поэтапный процесс, включающий несколько этапов.

Этапы развития речи ребенка:

Вот график развития речи с различными достижениями и уровнями развития речи и развития языка (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) ).

ЭТАП ЭТАПЫ
Первый этап от рождения до трех месяцев Раздает ворчание, бульканье и хриплый звук разных тонов.Вы можете часто слышать, как новорожденный разбивается на «мм» или «ах»
Вторая стадия от трех до шести месяцев Жужжит, подражая звукам, складывает гласные, произносит простые согласные, такие как «p», «m, »И« b »
Стадия три от шести до 12 месяцев Говорят, что первые слова, такие как« мама »,« баба »и« дада », могут воскликнуть выражения« о »и« ооо »
Четвертый этап с 12 до 18 месяцев Говорит по крайней мере десять слов, может связать некоторые слова в основные предложения, говорит «Нет.Начните говорить с нескольких основных слов, таких как бутылка, обувь и т.д. Использует такие слова, как «привет», «пока» и «иди», и может говорить примерно 50 слов можно использовать такие местоимения, как «я», «он» и «она». Может проводить простые разговоры

На каждом этапе представлены свои вехи и достижения.Развитие речи происходит лучше всего, когда ребенок получает достаточную поддержку от родителей.

Как родители могут помочь ребенку научиться говорить?

Следующие шаги помогут вашему ребенку развить речевые и языковые навыки.

  1. Начните разговор с ребенком рано утром : разговор с ребенком - это детский способ составления слов и предложений, чтобы сделать их более привлекательными для ребенка. Начните говорить с ребенком рано, как в первые три месяца, чтобы они могли понять язык.Исследования показывают, что дети, которые знакомятся с детьми в раннем возрасте, могут иметь более широкий словарный запас, чем у малышей (10).
  1. Читайте и пойте : они пробуждают интерес у детей к словам и предложениям. Выделите достаточное время для чтения и пения, чтобы стимулировать развитие языка.
  1. Поощряйте подражание : дайте ребенку скопировать ваши слова и громко лепетать. Это может звучать бред, но по мере того, как ребенок вступает в мир малышей, их копирование станет более точным и заложит основу для формирования значимого предложения.
  1. Опишите людей и предметы : Укажите на предметы, скажите ребенку их имена и познакомьте ребенка с людьми с их именами или родственниками. Использование существительных усиливает ассоциацию объект-существительное и значительно улучшает словарный запас ребенка.
  1. Задавайте вопросы и разговаривайте : Когда ваш ребенок станет малышом, задавайте ему вопросы, когда они чего-то хотят или приходят к вам с какой-то проблемой. Вопросы работают как стимуляторы, чтобы ребенок думал об ответе.К трем годам у вас могут быть долгие разговоры, которые еще больше улучшат их навыки.
  1. Используйте язык, который вам наиболее удобен при использовании : Американская ассоциация речевого и языкового слуха (ASLHA) рекомендует родителям разговаривать со своими детьми на удобном для них языке, например на родном (11). Это помогает уменьшить языковой беспорядок для ребенка, а также позволяет родителям оценить успехи своего ребенка.

Эти меры позволят ребенку легко развить языковые навыки.Но вы должны устранить любые препятствия на этом пути.

Что нужно для правильного развития языка у ребенка

Помните о следующих моментах, когда ваш ребенок оттачивает знание языка:

  1. Позвольте ребенку экспериментировать: Позвольте ребенку потратить время на изучение и попытку новые слова, которые они только что выучили. Пусть они экспериментируют с согласными звуками, комбинируя их, чтобы улучшить свои навыки.
  1. Отключение фонового шума: При чтении и пении ребенку вырежьте фоновый шум с радио или телевизора.Это помогает ребенку сосредоточиться на деятельности и предотвратить отвлекающие факторы.
  1. Ограничение времени экрана: Американская академия педиатрии (AAP) не рекомендует использовать цифровой дисплей для детей младше 18 месяцев, за исключением некоторых видеочатов, время от времени (12). Обширные исследования показывают, что дети, которые проводят много времени с экранами (телевизор, смартфоны и планшеты), задерживают развитие языка (13). Время, проведенное ребенком или малышом на экране, может быть лучше проведено в устном общении с родителями.

Могут быть сценарии, когда ребенок, кажется, не идет в ногу с развитием языка. Но вы можете работать над его улучшением.

Что если ребенок не разговаривает?

Иногда кажется, что дети не успевают за развитием языка.

Задержка в разговоре не всегда является индикатором проблемы. Некоторые малыши занимают больше времени, чем другие. Вы должны быть терпеливы и поощрять малыша. Свяжитесь с педиатром вашего ребенка, если вы подозреваете задержку речи.Они определят причину и помогут разработать план лечения и лечения, чтобы помочь ребенку.

Красные флаги в разработке:

Ребенок с задержкой развития речи и языка будет иметь следующие признаки (14).

  • Нет болтовни по девяти месяцам
  • Нет первых слов к 15 месяцам
  • Нет последовательных слов к 18 месяцам
  • Нет словосочетаний к 24 месяцам
  • Замедленное или застойное развитие речи
  • У родителей возникают проблемы с пониманием речи ребенка к 24 месяцам и незнакомцам, сталкивающимся с проблемами, чтобы понять речь ребенка к 36 месяцам.
  • Бескорыстное поведение в общении с другими
  • Нет ответа, когда кто-то разговаривает с ними
  • Внезапная потеря речи и языковых навыков

Что может вызвать задержку речи и языка ребенка?

Следующие проблемы могут вызвать прямое или косвенное влияние на речь, что приведет к задержке прогресса.

  1. Недоношенные дети: Недоношенные дети не могут начать говорить в том же возрасте, что и доношенный ребенок. Помните, что недоношенным детям требуется немного больше времени, чем обычным, чтобы выучить языковые навыки, но в конечном итоге они начинают расти (15).
  1. Расстройства аутистического спектра : У детей с этим расстройством может быть ограниченный словарный запас и проблемы с пониманием слов с несколькими значениями. Однако не все случаи аутизма приводят к задержке, а у некоторых с незначительным уровнем аутизма могут быть нормальные речевые навыки (16).
  1. Нарушение слуха : Поскольку устный язык изучается через слух, любая проблема со слухом влияет на развитие речи. Проблемы со слухом могут варьироваться от врожденных дефектов уха до травм, которые влияют на способность слушать (17).
  1. Неврологические расстройства : Неврологические проблемы, такие как церебральный паралич, мышечная дистрофия или черепно-мозговая травма, могут повлиять на мышцы, необходимые для речи (18).
  1. Поведенческие проблемы: Некоторые дети младшего возраста имеют ограниченную речь только в определенной среде, например, в школе или детском саду. Это называется селективный мутизм (18).

Как выявляются задержки речи у детей?

Если педиатр подозревает проблемы с речью, то ребенка направляют к патологу с речевым языком, который специализируется на выявлении задержек речи у детей.Серия тестов помогает определить задержку речи и языка. Вот некоторые параметры, оцененные в таких тестах.

  1. Слуховые способности: Неспособность правильно слушать может помешать умению эффективно изучать язык. Таким образом, это первый тест, выполненный экспертом.
  1. Физические уродства: Деформированное небо или губа могут препятствовать речи. Ребенка проверяют на наличие деформаций в полости рта, которые потенциально могут вызвать задержку речи.
  1. Оценка речи: Врач оценит речевые возможности и недостатки ребенка, наблюдая за следующим:
  • Врач оценит, насколько хорошо ваш ребенок может понимать и интерпретировать речевое общение.
  • Врач оценивает четкость речи и количество слов, которые ребенок может произнести, а также то, сколько ребенок может говорить.

Врач проверит, предпочитает ли ребенок жесты, а не словесное общение, поскольку это может быть признаком проблемного развития речи.

После тщательного тестирования и анализа результатов специалист поставит диагноз. Если у ребенка обнаружена проблема, то лечение будет продолжено.

Как лечится задержка речи у младенца?

Лечение задержки речи у ребенка зависит от различных факторов. Чем раньше будет выявлена ​​проблема, тем раньше врач сможет начать над ней работать. Лечение будет зависеть от причины проблемы, которая вызывает задержку речи.

Ниже приведены несколько вариантов лечения для лечения и управления задержками речи у детей: (19)

  • Врач может порекомендовать вам врача-речевого и языкового патолога, который может помочь вам узнать, как помочь вашему ребенку больше говорить и лучше говорить. ,Они также помогают ребенку слушать или читать по губам.
  • В зависимости от проблемы, с которой сталкивается ребенок, ваш ребенок может быть направлен к аудиологу, психологу, производственному терапевту или социальному работнику.
  • Лингвист может обучить ребенка музыке, книгам или рассказам, соответствующим возрасту.
  • Если у ребенка проблемы с ухом, врач может дать ему слуховой аппарат.
  • При необходимости врач может сделать операцию на ухе или во рту для лечения физических деформаций уха и рта.
  • Терапевты могут научить некоторым упражнениям челюсти, чтобы укрепить мышцы рта.

Как родители могут помочь ребенку с задержкой речи?

ASLHA рекомендует следующие советы, чтобы помочь ребенку преодолеть задержку речи (20):

  • Говорить и притворяться, что разговаривают: маленькие дети не понимают слов, но слышат и реагируют на звуки. Начните говорить с ребенком рано и разговаривайте всякий раз, когда вы общаетесь с ребенком.Это может показаться не так много, но это закладывает основу для активной речи позже.
  • Подсчет чисел и имен объектов: при подсчете количества блоков, сложенных ребенком, произнесите цифры вслух, чтобы ребенок мог слышать. Укажите на объекты и скажите, как они называются. Обращайтесь к родственникам и окружающим по их именам или отношениям.
  • Задайте вопросы: дети старшего возраста понимают вопросы, поэтому спрашивайте их, чего они хотят. Если ребенок плачет или бросает истерику, спросите причину этого.Вопросы помогают стимулировать ребенка использовать речь как средство выражения над простыми жестами.
  • Читайте ребенку: AAP рекомендует читать, особенно сборники рассказов, младенцам (21). Используйте книги, богатые картинками, и укажите на иллюстрации, чтобы назвать их. Когда дети подрастут, пусть они сами выберут книгу, которую хотят прочитать.
  • Петь детские стишки весело и просто: не стоит недооценивать силу детских стишков. Они могут показаться бредом, но являются отличным инструментом для стимулирования навыков изучения языка у ребенка.Спойте детские песни и детские стихи вслух и побудите ребенка подпевать. Младшие дети издают простые звуки, в то время как старшие стараются произносить слова. В любом случае, эти привычки питают речь ребенка.

Часто задаваемые вопросы:

1. Различаются ли речь и развитие языка?

Речь - это способность общаться посредством словесного выражения. Язык охватывает все формы общения, включая вербальные, невербальные и письменные.Дети не могут писать, поэтому невербальное общение чаще всего используется новорожденными. Это означает, что словесный язык или речь - это единственная форма общения, которая демонстрирует постепенное развитие, как и другие вехи развития в жизни ребенка.

2. Когда дети начинают говорить свободно?

Правильные навыки разговора развиваются в возрасте от четырех до пяти лет, и к пятому дню рождения малыш начинает довольно свободно болтать (22) (23).

3.Как оцениваются задержки речи?

Задержки развития речи диагностируются и оцениваются с помощью тестов, которые оценивают реакцию ребенка / малыша на вопросы и слова. Обычно такие тесты проводятся логопедом, который способен определить точную причину проблем с речью у ребенка.

4. Можно ли излечить задержку речи?

Это полностью зависит от первопричины. Некоторые состояния, такие как аутизм, не поддаются лечению, но могут быть успешно преодолены посредством вмешательств в образ жизни.Такие проблемы, как апраксия речи, можно вылечить с помощью физиотерапии. В любом случае, раннее выявление и своевременное вмешательство могут помочь ребенку иметь нормальную речь с небольшими помехами.

Младенцы инстинктивно настроены учиться говорить, и эксперты утверждают, что они генетически предрасположены к разговору независимо от используемого стимула (24). Тем не менее, предоставление правильного вида стимуляции может помочь им лучше жить. Будьте внимательны к задержкам и обратитесь к педиатру, если у вас есть какие-либо сомнения относительно задержки речи ребенка.Все эти усилия позволяют вашему ребенку вырасти таким болтуном, каким, как известно, становятся малыши!

Ссылка:
Была ли эта информация полезной? ,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о