Логическое мышление у детей – . , — .

Содержание

Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет

Кадр из мультфильма «Гадкий я»

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

2. Смотри-бери-пиши-рисуй

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.


5. Загадки и головоломки

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).


6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.


7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:

занимательные задания для развития логики у детей
Занимательная логика и математика для развития мышления у детей 5-12 лет

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

mel.fm

Статья: Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ          ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шерстобитова Людмила Анатольевна воспитатель МБДОУ № 41

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных понятиях.

Этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей, а также это законы правильного мышления о требованиях предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению.

Мыслить логически, это значить выделять самое важное и отделять  его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать соответствующие выводы, умозаключения. А логическое мышление, со слов психологов, одна из высших форм деятельности человека.

Нужна ли логика маленькому ребенку?

Ведь Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни

человека, всего семь лет. Но именно в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. И наряду со всеми процессами интенсивно развивается познание, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.

Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.

Существуют следующие виды мышления:

-Предметно- действенное мышление;

-Наглядно-образное мышление;

-Словесно-логическое мышление.

У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления предметно – действенное: с 2,5-3лет, является ведущим до 4-5 лет.

Дошкольники этого возраста способны устанавливать некоторые связи и отношения между предметами.

В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться наглядно-образное внимание – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается образное мышление и воображение, развивается память, внимание и познавательная мотивация.

В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, развивается словесно-логическое мышление – формируется с 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Дети способны не только решить задачу, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Суждение – истинное и ложное

- общее, частное и

единичное

- утвердительное и

отрицательное;

Понятие - житейское

- научное;

Умозаключение –

- индуктивное

- дедуктивное

- умозаключение по аналогии.

Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:

-умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;

-целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

-умение   определять   взаимосвязь   предмета и объектов,   видеть их изменение во времени;

- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденций развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

-умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.


В структуру мышления входят следующие логические операции:

Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.

Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.

Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.

Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.

Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета от несущественных.

Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». Игровые занимательные задачи содержатся разного рода увлекательном математическом материале.

Поэтому, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективным является      занимательная математическая деятельность.

Понимая, какое значение имеет развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх различный познавательный материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память. 

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая база, где есть развивающие игры логического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления;

• разработан перспективный план по данной теме для детей дошкольного возраста «Логаритмик»;

• составлена картотека логико-математических игр,  игр на развитие пространственного воображения;

  • оформлена папка с рекомендациями для родителей.

Занимательный математический

материал

1.Математические (логические) игры , задачи, упражнения

  • игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Колумбово яйцо» и т.д.)

- игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками)

- развивающие игры («Шашки», «Шахматы», «Домино» и т.д.)

  • игры логико – математические(блоки , палочки, кубики) 2.Развлечения
  • загадки
  • задачи – шутки
  • ребусы
  • кроссворды
  • головоломки
  • вопросы – шутки
  • математические фокусы

3.Дидактические игры, упражнения

- с наглядным материалом

- словесные

При подборе и проведении логико-математических игр учитывали следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

Логико-математический материал в группе:

младший и средний возраст

- печатки, трафареты, шаблоны;

- природный и бросовый материал;

- настольно – печатные игры

- 2 – 3 набора разрезных картинок из 2 – 4, 6 – 8 частей;

- Разнообразные пластмассовые конструкторы

- крупные мозаики

- игры – вкладыши

- игры на ознакомление с цветом, формой, величиной.

Логико-математический материал в группе:

старший возраст

- шаблоны, трафареты, печатки геометрических фигур и знаков;

- модели, макеты, мнемотехнические карты;

- подборки нетрадиционных задач и вопросов;

- кроссворды, головоломки,

- тетради с заданиями;

- наборы карандашей, фломастеров, шариковых ручек;

- палочки, спички без серы;

- наборы цифр

- наборы из природного и бросового материала для практической и математической деятельности ( нитки, шнуры, пуговицы, ленточки и т.д.)

- игровой дидактический материал.

От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность ребенка на следующем этапе развития, т.е. в школе.

nsportal.ru

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст особенный. В это время в поведении и психике ребенка происходят кардинальные перемены, раскрываются его способности, закладывается основа будущих успехов и достижений. Неудивительно, что внимательные родители стараются приложить максимум усилий для развития своего малыша. И нередко перед ними встает вопрос: что и как развивать? Высшей формой мышления считается абстрактно-логическое мышление, и оно влияет на успешность обучения в школе. Но есть ли смысл заниматься его развитием в 4–5 лет? Не рано ли? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сначала разберемся в особенности мышления дошкольника.

Мышление ребенка 4–6 лет: какое оно?

Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. И она не существует отдельно от психики в целом, а связана со всеми процессами, которые происходят в сознании малыша. А их немало, ведь ребенок в этом возрасте открывает и познает мир.

Основы мыслительной деятельности дошкольника. Предпосылки абстрактно-логического мышления

Речь

Пожалуй, самую кардинальную роль в умственном развитии дошкольника играет постижение искусства речи или, как говорят психологи, знаковой функции сознания. Слова-знаки являются важнейшими инструментами мышления. И чем лучше малыш владеет речью, тем успешнее будет развитие его мышления.

И дело тут не только в словарном запасе, но и в овладении всем грамматическим строем речи. Так, знание о родах существительных связано с:

  • сложнейшим анализом самой разнообразной информации;
  • осмыслением связей и отношений живых существ;
  • переносом определенных характеристик (рода) с одних объектов на другие, в том числе с живых на неодушевленные.

А это требует абстрактного мышления. Знание и использование определений, дополнений и обстоятельств, усложнение предложений делает богаче не только речь, но и мышление.

Восприятие

Любая информация о внешнем мире – это материал для мышления, а каналом, по которому эта информация поступает в мозг, является восприятие. В дошкольном возрасте дети уже более внимательны, они умеют сознательно сосредотачиваться, их многое интересует в окружающем мире:

  • с удовольствием разглядывают цветы и плывущие по небу облака;
  • замечают изменение цвета листьев осенью;
  • любят наблюдать за котятами и щенками, бабочками и птицами;
  • с интересом слушают музыку;
  • пробуют на вкус подчас несъедобные с точки зрения взрослых вещи.

Малыши активно накапливают материал для развития своего мышления. Огромное значение имеет их потребность подключить к процессу познания речь, дать «имена» всему, что они видят и чувствуют, описать, рассказать. Часто детям для этого не хватает слов, и они обращаются к взрослым, которые обязательно должны помочь. Обозначение вещей и явлений, предметов и действий – это сигнификативная функция речи, она очень важна для развития мышления, в первую очередь, именно понятийного, абстрактно-логического.

Усвоение сенсорных эталонов

Восприятие

В дошкольном возрасте большую роль играет понимание сенсорных эталонов, то есть сформированных в обществе представлений о характеристиках вещей, их свойствах, отношениях. К самым простым сенсорным эталонам относятся:

  • геометрические фигуры,
  • цвета,
  • температурные характеристики,
  • размеры и т. д.

Понимание и оперирование сенсорными эталонами (различение цветов, геометрических фигур, сравнительная характеристика размеров и весов и т. д.) – очень важная предпосылка развития абстрактно-логического мышления. Так, понимание, что нарисованное на картинке солнышко круглое, а домик квадратный требует предварительной сложной мыслительной работы: анализа, сравнения, выделения характеристики эталона (круга или квадрата), абстрагирование (отделение) этой характеристики и перенесение ее на другой предмет.

Важно и то, что эталоны связаны между собой сложными отношениями, понимание которых – важный шаг в развитии абстрактного мышления детей. Например, колечки пирамидки можно надеть на палочку, а кружочки нельзя, треугольная крыша может стоять на квадратном домике, а на круглом мячике не может.

Овладение предметной деятельностью

Это еще одна важная предпосылка развития мышления. Дети не просто играют с предметами, они изучают их свойства и особенности. А до 4-летнего возраста мышление ребенка протекает преимущественно в предметной деятельности, в процессе игр, манипулирования вещами. У малышей в раннем детстве возможно только наглядно-действенное мышление. А когда они не играют с предметами, и мыслительная деятельность отсутствует.

Есть и еще один важный момент. В процессе эволюции сложилось так, что руки имеют для человека принципиальное значение, поэтому на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга. Как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает мозг.

В дошкольном возрасте дети обожают все делать руками:

  • лепят из пластилина, теста и грязи;
  • рисуют на бумаге и стенах;
  • с упоением собирают конструкторы лего.

Движения их рук становятся более точными, скоординированными, а с ними становится более развитым и сложным мышление.

Все эти изменения являются важными предпосылками усложнения мыслительной деятельности, на смену наглядно-действенному мышлению приходит образное – более сложное и уже отвлеченное мышление.

В мире образов

Деятельность

Образы в мышлении детей этого возраста занимают главное место, по сути, они выполняют функцию знаков, в роли которых позднее будут выступать слова. Речевая форма мышления тоже есть, но она пока несамостоятельна и подчинена образам, зависит от них и определяется ими. Поэтому дети так любят яркие картинки и с удовольствием рисуют. Некоторые психологи даже считают, что рисование отчасти заменяет малышам абстрактное мышление и создает для него основу. Поэтому занятия изобразительной деятельностью очень способствуют развитию детского мышления.

  • В отличие от наглядно-действенного, образное мышление уже позволяет отвлекаться от конкретной ситуации и даже фантазировать. В этом возрасте настолько яркое, живое воображение, что при слабости рационального мышления дети иногда принимают образы своего воображения за реальных существ. Вспомните «Карлсона, который живет на крыше». Это ведь вполне реалистичная история о мальчике и его выдуманном друге.
  • Образы участвуют во всех мыслительных операциях, и они пока для ребенка важнее абстрактных понятий. Но дети уже способны понимать схематические изображения, например, изображенные на листе бумаги кружок, овал и четыре палочки к нему безошибочно назовут человечком. А если им объяснить, что такое план, то они с увлечением начинают рисовать план дома и «размещать» в нем мебель, двери, окна, игрушки.

В дошкольном возрасте ребята способны решать и довольно сложные логические задачи, правда, если в них можно оперировать образами. Например, слушая сказку про Колобка, безошибочно делают вывод: в том что Колобка съели, виноват он сам – не надо было убегать от бабушки с дедушкой. Правда, довести сказку до другого логического конца – ведь в ином случае Колобок был бы съеден бабушкой и дедушкой – они пока не могут.

Используя образы, дети успешно справляются со всеми логическими операциями:

  • анализом,
  • сравнением,
  • сопоставлением,
  • синтезом.

Можно сказать, что образное мышление уже само по себе содержит предпосылки для овладения логическим. И к концу дошкольного возраста эти два вида мышления прекрасно сосуществуют и дополняют друг друга.

Как помочь ребенку развить логическое мышление

Конечно, абстрактно-логическое мышление развивать надо. Но не стоит и забывать, что образное тоже очень важно:

  • Во-первых, это основа творчества, относиться к образному мышлению нужно очень бережно и не препятствовать детскому фантазированию, а напротив, всячески развивать воображение.
  • Во-вторых, активный процесс развития абстрактно-логического мышления психологи связывают с младшим школьным возрастом.

Поэтом не стоит спешить и ставить телегу впереди лошади – психика ребенка еще не готова к полноценному логическому мышлению. А вот основа для него, предпосылки для дальнейшего успешного развития действительно нужны.

Что следует развивать

Главные инструменты логического мышления: слова-понятия и словесные конструкции – суждения и умозаключения. Поэтому к развитию знаковой функции сознания, то есть речи нужно отнестись максимально серьезно.

  • Занимаясь с ребенком, следует обратить внимание и на объем словарного запаса, и на понимание значения слов, которые использует ребенок.
  • Важно также построение предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения – это формы логического мышления, в которых устанавливаются связи и взаимозависимости между объектами, последовательность действий и т. д. Поэтому нужно помочь ребенку строить и использовать в речи сложные предложения.
  • В этом возрасте ребенок использует речь, проговаривая свои действия и рассуждая во время игры и рисования. Такая речь – это лишь дополнение к образному мышлению, но ее можно постепенно превратить в полноценную, предлагая ребенку рассказать, что он делает.

Слово пока не является безусловным инструментом мышления, поэтому важно организовать игровую деятельность так, чтобы ребенок активно применял речь и учился использовать слова не только во внешней, но и во внутренней речи.

Следующее направление развития логического мышления – усвоение ребенком абстрактных понятий, то есть значений и смысла таких слов, которые не связаны с конкретными чувственными образами. Самыми простыми из таких понятий являются сенсорные эталоны, их ребенку понять проще, потому что привязка к конкретным объектам здесь все-таки имеется. Более сложными понятиями для ребенка являются такие:

  • радость;
  • справедливость;
  • праздник;
  • игра и т. д.

К абстрактным понятиям логического мышления относятся знаки, например, дорожные и числа. Математические действия с ними очень полезны для развития высшей формы мышления. Как правило, дети в старшем дошкольном возрасте умеют уже совершать простейшие арифметические действия, но делают их с опорой на образ, считая, например, машинки, яблоки, зайчиков.

Усвоение на элементарном уровне основных форм логического мышления (анализ, сравнение, синтез) также вполне доступно детям этого возраста. Например, установление причинно-следственных связей.

Малыши очень любят спрашивать: «Почему?» А взрослым надо не просто отвечать на вопросы ребенка, а предложить ему порассуждать и найти ответ самостоятельно. Пусть даже этот ответ будет не совсем верным фактически, важно, чтобы он был логичным. Например, на вопрос: «Почему на улице ветер?» ребенок может сказать: «Потому что ветки деревьев сильно качаются, они разгоняют воздух и получается ветер». По сути, это неправильный ответ, но он вполне логичен в рамках имеющихся у малыша знаний. И его за такой ответ надо похвалить, но дать правильный.

Как лучше развивать логическое мышление

Игра

Развитие ребенка – это очень деликатный процесс, особенно если речь идет о его психике. Поэтому есть 3 основных правила, которых следует придерживаться:

  1. Формирование логического мышления должно проходить в игровой форме, так как в этом возрасте игра – ведущая деятельность.
  2. Игра должна быть совместной. Чем более активно взрослый взаимодействует с ребенком, тем эффективнее будет развитие.
  3. Развивающие занятия будут приносить пользу, только если ребенок будет получать от них удовольствие.

Поэтому стоит проявить творчество и изобретательность, придумать и организовать увлекательные игры. А если придумать не получается, то можно воспользоваться уже готовыми разработками упражнений. Их достаточно много в интернете. И мы предлагаем вам несколько в качестве примера.

Упражнения по развитию логического мышления у дошкольников
Упражнение по развитию речи «Сочиняем сказку»

Дети с удовольствием занимаются придумыванием историй, рассказов о любимых игрушках и домашних питомцах. Но делают это вместе со взрослыми. Именно взрослый должен быть инициатором, предложить ребенку выбрать персонажа, придумать его приключения.

Первоначально малышу сложно найти подходящий сюжет, поэтому взрослый должен помогать, начиная предложения и задавая наводящие вопросы. Например, так:

– Как-то утром котенок Мурзик пошел гулять… Куда?

– А что случилось дальше. Наверное, ему повстречался…

– Кто? Что они стали делать? И т. д.

Такие упражнения не только хорошо развивают речь и умение выстроить последовательность и логику событий, но и воображение ребенка.

Игры в слова

Игр со словами можно придумать множество, использовав имеющиеся знания и дополняя их новыми. Знания названий цветов и перенесение цветовых характеристик на предметы можно потренировать в игре: «Какой цвет живет на кухне?» Попросите малыша назвать предметы, например, красного или коричневого цвета на вашей кухне.

Можно искать предметы на определенную букву или те, в которых спрятано число. Например, число четыре есть у стула, собаки, подушки и т. д.

Упражнение «На что похоже»

Покажите ребенку геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и попросите сказать, на что они похожи. Можно еще предложить дорисовать эти фигуры. Например, сделать из круга колобок или солнышко, из треугольника и квадрата домик или шляпу гнома. Возможно, первые рисунки вам придется делать самостоятельно, но дети с удовольствием включаются в эту игру, когда поймут, что требуется.

Это же упражнение можно проводить «наоборот». Предложить ребенку сказать на какую фигуру похож мяч, блин, книга, кошачье ухо и т. д.

Упражнение «Следопыт»

Для него вам надо будет нарисовать на листе разные следы: человека, зверей, птиц. Затем спросите у малыша: «Кто гулял по этой заснеженной полянке?» Можно даже усложнить упражнение, введя в него задание на поиск логического несоответствия. Нарисуйте на «снегу» следы босых человеческих ног и спросите у ребенка: «Что не так, неправильно?» Если он догадается, что босиком никто по снегу не ходит, то, значит, с развитием его логического мышления дело обстоит прекрасно.

Подобные упражнения и игры можно составлять самостоятельно, а еще лучше, проделав с малышом разные упражнения, предложить ему придумать самому задание для мамы или папы.

Любое из этих упражнений развивает целый комплекс психических процессов. Кроме логического мышления, в них активизируется и речь, и воображение, и предметная деятельность, и образное мышление. И что не менее важно, дети учатся совместно со взрослыми решать задачи, они видят в родителях не только старших, обладающих властью, но и своих партнеров и друзей. А насколько это важно, станет понятно, когда ваши дети будут подростками.

psychologist.tips

Логическое мышление у детей – развитие, особенности

Особенности развития логического мышления у детей«Я мыслю, значит – существую!» — сказал когда-то великий философ и ученый Декарт, и с ним нельзя не согласиться. Ведь небольшого труда стоит объяснить ребенку, как писать и считать, складывать и вычитать. А вот научить мыслить – задача намного более сложная. Родителям важно понять, что их малыши нуждаются не только во вкусной пище, ласке и внимании. Необходимо также «подкармливать» мозг ребенка, ведь чем раньше начать развивать логическое мышление у детей, тем больше шансов вырастить их успешными. К сведению, подавляющее большинство добившихся признания людей стали таковыми не столько из-за хорошего образования или выгодных связей, сколько благодаря полезной привычке работать головой и нестандартно думать.

Логическое мышление у детей дошкольного возраста

Способность отделять значимое от несущественного, находить общее и приходить к определенным выводам, уметь доказывать и опровергать, быть вдумчивым и основательным – вот что значит логическое мышление. На протяжении жизни человек не единожды пользуется этим качеством, тем не менее большинство людей в наше время думают шаблонно и не стремятся развивать логику. А ведь ее нужно тренировать, причем делать это следует с самого раннего возраста. Важно только знать, по каким правилам осуществляется развитие логического мышления у детей, а также понимать принцип действия этих правил.

Совсем маленькие детки еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками».

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни. Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит. Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем.

Методика развития логического мышления у детей

Начинать заниматься развитием логического мышления у детей можно уже с двухлетнего возраста. Обычно в этот период малыш уже делает первые попытки в понимании простейших причинно-следственных связей. Главное, что следует при этом помнить: действовать нужно совершенно необременительно для ребенка, используя игры и разговоры. Понятно, что ведущая роль в беседе будет поначалу принадлежать взрослому: «Почему так светло в комнате? Правильно! Солнышко светит в окно!», «А кто это у нас во дворе кукарекает? Точно, петушок». Если кроха начнет добавлять что-то свое и делиться собственным мнением, это будет означать, что он принял правила игры и с удовольствием включился в нее.

С 3-4-летним малышом, который уже знает основные цвета и геометрические фигуры, можно попробовать поиграть в «угадайку». Причем загадывать можно не только свойства предметов, но и их признаки (например, огурец может быть длинным, зеленым, свежим и т. д.). В этом возрасте детям огромную радость доставляет решение задачек по сортировке чего-либо, сходного по одному признаку (размер, форма, цвет). Также можно начинать обучать малыша сравнению вещей. Вначале проще определить, чем они между собой отличаются, а потом уже искать что-то общее. В этот период для детей очень важны игры с конструкторами и мозаикой. При создании объемных построек или картинок у них формируется способность к обобщению.

Для развития логического мышления у детей дошкольного возраста задания все более усложняются. Например, можно заняться разгадыванием загадок, собиранием пазлов, анализом пословиц и поговорок. Во время объяснения чего-либо желательно обращать внимание малыша на конкретные слова, определения и понятия; учить подбирать для них синонимы и антонимы (предварительно, конечно, рассказав о значениях этих терминов). Все это благотворно сказывается на мыслительных процессах и развитии логики.

Наряду с упражнениями в пределах математических понятий (больше-меньше, классификация по возрастанию-убыванию, убрать лишнее), полезными будут занятия по усовершенствованию речи. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен постигать достаточно сложные причинно-следственные связи. К примеру, можно вместе обсудить прочитанную книгу или что-нибудь увиденное, давая возможность малышу самостоятельно сделать выводы.

Всему свое время

Все приведенные выше методики, несомненно, очень полезны для развития логического мышления у детей. Естественно, для их реализации необходимо приложить немалые усилия. Но ведь любая, даже самая трудная задача, если к ее решению подойти творчески, легко выполнима. Главное – понимать ключевые законы логического мышления:

  • Развивать логику можно всегда, и будучи совсем крохой, и уже имея за плечами немалый жизненный опыт;
  • Для каждого уровня мыслительной деятельности существуют определенные упражнения, не нужно перепрыгивать через ступени, какими бы примитивными и банальными эти задачки ни казались. Не стоит, к примеру, от маленького карапуза с его наглядным мышлением требовать каких-то сложных умозаключений;
  • Ни в коем случае не нужно разделять логику и творчество. Ведь гармоничное развитие мыслительных способностей невозможно без фантазии и воображения. Только комплексные занятия сформируют полноценную интеллектуальную силу человека.

Подводя итог, хочется сказать: чтобы добиться успеха в воспитании ребенка разносторонней личностью с развитым логическим мышлением, стоит выбирать те игры и занятия, которые ему нравится. Вряд ли скучные упражнения принесут много пользы, да и смысла в этом нет — можно же приобретать новые знания и при этом получать удовольствие. Удачи!

Текст: Татьяна Оконевская

Оцените статью:

lady7.net

Как развить мышление, сообразительность и логику у ребенка: советы для родителей

Одну из самых важных ролей в становлении сознания ребенка играет развитие мышления. Уже в дошкольном возрасте закладываются основы формирования индивидуального восприятия жизни, включающие в себя познавательные процессы, развитие логики и особенности личности.

Очень важно не упустить этот период и уделить ему максимум внимания, чтобы помочь ему в гармоничном развитии как мышления, так и личности в целом.

Как мыслит ребенок

Как всем известно, мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мозга отвечает за логику и аналитическое мышление, а правое – за творческие процессы. Люди, у которых более развито левое полушарие отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а в случае более развитого правого полушария – склонностью к фантазиям и мечтам. Среди людей с развитым правым полушарием достаточно много поэтов, художников, музыкантов, писателей и прочих творческих личностей.

Известны также случаи, когда у человека практически равномерно развиты оба полушария мозга, хотя такое встречается не часто. Чаще всего такие люди становятся либо гениями, либо весьма одаренными личностями.

Психологи настоятельно рекомендуют прикладывать силы именно к разноплановому развитию ребенка, поскольку предрасположенность нельзя выяснить сразу, она проявляется в ходе занятий спустя какое-то время. Родителям стоит внимательнее присматриваться к тому, что дается ребенку легче и вызывает в нем больший отклик, это поможет определиться с дальнейшими методиками его развития.

Важно

Не думайте, что достаточно будет выбрать пару развивающих кружков для вашего чада. Многие специалисты советуют по максимуму загрузить ребенка разнообразными занятиями, чтобы он в дальнейшем смог выбрать наиболее ему интересные.

Типы детского мышления

Процесс мышления представляет собой довольно-таки сложную структуру и подразделяется на четыре основных типа:

  1. Наглядно-действенное. Именно к людям с таким типом мышления чаще всего применяют эпитет «золотые руки». Этот тип характерен для всех детей, без исключения. Любой ребенок любит разбирать и собирать заново игрушки, исследовать и пробовать что-то новое, ими движет цель познания неизведанного.
  2. Образное. Данный тип мышления начинает формироваться уже в дошкольном возрасте, примерно в 5-6 лет. Дети показывают свою заинтересованность в рисовании, сборе конструктора, для них привычно играть, представляя в уме различные фигуры и образы. В этот период большую роль на ребенка оказывает именно преподаватель детского сада, на котором, в первую очередь, и лежит ответственность за развитие образного мышления. В детском саду ребенка учат придумывать различные образы, описывать их, запоминать и пересказывать различные истории, проигрывать различные жизненные ситуации.
  3. Логическое. При поступлении ребенка в школу начинается период развития логического мышления. Его учат мыслить в аналитическом направлении, искать главное в подаваемом для изучения материале, делать выводы. К сожалению, большинство современных школ подходят к развитию логики однобоко и шаблонно, без творческого подхода. Конечно, у редкого учителя есть возможность подходить к этому вопросу креативно в силу особой загруженности и плотности программы. В итоге ребенок сталкивается с необходимостью совершать ежедневно одни и те же задания, которые если и различаются, то в мелочах. Суть подхода остается неизменной – механическое следование определенным алгоритмам. Все это не способствует гармоничному развитию ребенка, так что в этом случае помочь ребенку способны только родители, которые поддержат его в поиске нестандартных решений классических заданий.
  4. Творческое. Многие задаются вопросом, как можно развить творческое мышление у ребенка. Ответ прост – общение. Именно общение с окружающими людьми поможет ему в формировании собственных точек зрения на тот или иной вопрос. Чтение и обсуждение книг, просмотр познавательной передачи – все это будет полезно в ходе обычной беседы. Не стоит отмахиваться от ребенка в его стремлении узнать что-то новое и обсудить это с вами. Именно беседа помогает ребенку развивать коммуникабельность и формировать собственное мнение.

Как развить мышление и сообразительность у ребенка

Необходимость развития мышления у ребенка не означает, что вам придется отбросить все свои дела и круглосуточно «носиться» с ребенком по различным кружкам и секциям. Большим подспорьем окажется ваше совместное времяпрепровождение дома, буквально пара-тройка часов в день, выделенных на разные занятия с вашим чадом.

Психологи утверждают, что весьма грамотно развить мышление можно с помощью нижеприведенных методов.

Устные игры

Самым простым и доступным способом развить у ребенка логическое мышление можно считать игры со словами. Они помогут не только расширить словарный запас, но и заметно расширить детский кругозор. Обратите внимание на игры, направленные на определение аналогии, распределение предметов и явлений по группам, поиск логических связей.

К примеру, вы можете попробовать следующие варианты устных игр:

  • Ассоциации. В этой игре принято выбирать предмет и называть на него похожие. Спросите у ребенка, почему он его выбрал, в чем именно проявляется схожесть предметов.
  • Сказки с продолжением. Вспомните о любимых сказках своего ребенка и попробуйте вместе с ним придумать им интересное продолжение или иную концовку.
  • «Да» или «нет». Загадайте предмет и предложите ребенку угадать его с помощью наводящих вопросов, ответ на которые подразумевает варианты «да» или «нет».
  • «Верю не верю». Придумайте любую фразу, например, «солнце утром красное» или «хлеб – это выпечка». Ребенок должен сказать, верное ли это высказывание или нет. Подталкивайте его к рассуждениям, помогающим прийти к правильному выводу.

Визуальные игры

Большинство детей намного лучше воспринимают визуальную информацию, чем на слух. Именно поэтому больший интерес у них вызывают игры с карточками и различными образами. Задания, для которых требуются бумага и ручка прекрасно стимулируют как логическое, так и образное мышление.

Среди множества вариантов визуальных игр, можно:

  • предложить ребенку игру на сравнение и распределение предметов по размеру, форме, цвету и прочим признакам;
  • решать головоломки с применением спичек, для этого нужно убрать спичку из фигуры таким образом, чтобы образовать новую;
  • придумать историю, опираясь на картинки;
  • разгадывать ребусы и головоломки на бумаге.

Настольные игры

Родителям предлагается огромный выбор различных настольных игр: красочные наборы с яркими рисунками, карточками, шашки, домино, шахматы. Каждый может найти игру на свой вкус, вне зависимости от его пола и возраста. С помощью таких игр ребенок учится не только нестандартной мыслить и искать самые неожиданные решения, но и красиво побеждать или с достоинством принимать свое поражение.

Помимо всего прочего, игровые фишки и картинки можно использовать и для обучения:

  • Предложите ребенку угадать предмет на ощупь и по форме, пусть закроет глаза и доверится только своим ощущениям.
  • Сгруппируйте фигурки или картинки по алгоритму. Например, можно составлять из них комбинации, отталкиваясь от различных последовательностей: цвет, форма, размер.
  • С помощью домино прекрасно можно изучать счет, сложение и вычитание.

Конструирование

Любого ребенка с легкостью можно назвать творцом и строителем. Игры с конструктором не только пользуются огромной популярностью у детей, но и являются настоящей находкой для гармоничного развития ребенка. С его помощью можно развить двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление вашего чада. Стройте вместе с ним различные фигуры, опираясь на предлагаемую схему, создавайте собственные объекты, таким образом вы развиваете в ребенке пространственное и структурно – логическое мышление.

Важно

Для самых маленьких идеальным вариантом будут яркие цветные кубики или наборы конструкторов, состоящие из крупных деталей.

Загадки и головоломки

С помощью небольших логических задачек и загадок отлично тренируется неординарное мышление и логика. Причем, занимаясь вместе с ребенком, вы много полезного почерпнете и для себя.

Самый понятный для всех вид головоломок – устный, который передается из уст в уста на протяжении не одного поколения. Например, крестьянину нужно пересечь реку, имея при себе волка, козу и капусту. У него есть лодка, которая вмещает в себя только одну любую пару из перечисленного. Помогите крестьянину пересечь реку таким образом, чтобы и животные, и капуста уцелели.

При желании можно приобрести специализированные издания с головоломками и задачками на сообразительность. Также можно уделить время и головоломкам, имеющим форму геометрических фигур: кубик Рубика, Танграм, Пентамино.

Важно

Мышление – важный познавательный процесс, необходимый для всестороннего развития личности, который участвует во всех сферах жизни и востребован в любом виде деятельности.

blizosti.net

Как развить логическое мышление у дошкольников: советы родителям

Конструктор полезен для развития логического мышленияЛогическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды. Именно в таком порядке этапы развития мышления у детей соответствуют особенностям их психического развития: вначале маленький ребенок действует с предметами, познавая окружающий мир. Затем у него формируются образы предметов, и только после этого дошколенок начинает вникать в абстрактные понятия, которые составляют основу логики.

Важно: родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.

Чтобы развитие логического мышления у детей дошкольного возраста достигло необходимого уровня к началу школьного периода, педагоги и родители должны приложить к этому определенные усилия. Для решения вопроса, как развить логическое мышление, родителям нужно познакомиться с современными техниками и приемами.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Капли водыПсихологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика - это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Правила развития логики у дошкольников

Развитие логического мышления более успешно, если проходит в игровой форме

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
  2. Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
  3. Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект. Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.
  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

Игра - найди маму для детенышаУ коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

Игра - кто скажет, когда это бывает

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

ЛетоДолгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

Сахар - лимон

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей - картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы. К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения. Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Игра - Морской бойЭтому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки. Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов. Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

«Играем в ассоциации»

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

Играем в ассоциации

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива – фрукты, помидор, огурец, перец – овощи, кресло, диван, шкаф – мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» - ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» - ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд – две куклы, два мишки, два мяча,
2 ряд – кукла, мишка, мяч и т.д.,
3 ряд – две куклы, мяч, два мишки, мяч.
Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах. Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые расскажут о геометрических фигурах, научат манипулировать с ними; волшебными мешочками - помогут сформировать понятия; мозаиками - разовьют логическое воображение. С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

«Конструктор»

Самая популярная игрушка для семейного досуга. Разработаны разного вида конструкторы: из металла, дерева, магнитов, пластмассы. Главное, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка, давала возможность действовать с ней самостоятельно. Родители вместе с ребенком рассматривают детали, учат правильно закрепить их. Хорошо организовать соревнование, кто быстрее и интереснее сделает поделку. Игрушка тренирует логическое мышление, воображение, обогащает словарный запас, развивает моторику.

myintelligentkids.com

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста



В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ребёнком; выделены стадии и этапы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: логическое мышление, мыслительный процесс, интеллектуальные операции, восприятие и речь.

Проводя исследования у дошкольников, выяснилось, что логическое мышление очень хорошо проявилось при связях, которые возникают между предметами и явлениями. Первое, что ребенок устанавливает — это связи по назначению, и как использовать предметы. Процесс логического мышления детей до школы, обеспечивается приобретением и усложнением его навыка, и исследование способов умственной активности. Большое значение в логических рассуждениях маленького человека имеет слово. Накопив словарный запас, освоив простые, а потом и более сложные грамматические структуры, быть хорошим собеседником, вдумчиво построить (составить) предложение — это все требуется для построения логической структуры мышления у дошкольника. Таким образом, логическое мышление — это мыслительная деятельность, которая позволяет установить причинно-следственные связи, раскрыть объективные закономерности и их сущность, осуществляемая с помощью логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование. Это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями.

Ребенок, глядя на мир, воспитывает в себе видение, догадку, и если дошкольник не активен, то это было бы невозможно, не увидев и не потрогав предмет. «Все это повторяется многие сотни или даже тысячи раз, и тип живого деятеля, производящего явления или перемены в предметах внешнего мира, как наиболее привычный, становится в душе ребенка шаблоном для объяснения их». И. М. Сеченов показал, что высшие логические формы мышления создаются на основе действий ребенка. Они помогают не только с решением определенных задач, но и помогают осваивать мыслительные процессы [8].

Французский психолог Ж. Пиаже считает, что логическое мышление дошкольника имеет несколько стадий. Первая — сенсомоторная стадия, ребенок слышит, видит, ощущает предметы своей доступности. Эта стадия развития мышления происходит без речи. Вторая — стадия конкретно-операционных структур. Дошкольник выясняет, что ему делать и объединяет в общие структуры, это дает ему понятие о количестве, величине, числе, вместимости, весе, объеме и т. д. Но логически мыслить он еще не способен. Третья стадия — стадия формальных операций, на этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Элементарно речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с помощью гипотез и дедукции. Ж. Пиаже считал, что по внутренним законам логического рассуждения ребенок перейдет от стадии к стадии не под воздействием конкретного упражнения. При изучении проблемы интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже ввел в психологию понятие группировки. Все развитие ребенка он охарактеризовал движением от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, ход которой представлялся в форме последовательных группировок, вытекающих одна из другой. Так, по мнению Ж. Пиаже, постепенно строится тот интеллектуальный скелет, который определяет движение от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации. В конце концов он принимает форму операционального логического мышления. Ж. Пиаже в 50-х годах внес крупные перемены в собственную концепцию формирования логического мышления. Он категорически отказался от осмысления эгоцентризма равно как признака естественной асоциальности детей и начал расценивать данное свойство как представление на все объемности, односторонности процесса познания, характерного для маленьких детей, невзирая на это, сущность концепции осталась постоянной. Ж. Пиаже оценивал формирование логического мышления как независимый, регулярно переходящий от внешних действий к внутренним [6].

В работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М.Н, Шардакова, А. А. Люблинской, Г. С. Костюка, Н. А. Менчинской, И. М. Жуковой и других ученых акцентировалось внимание на значение речи в ходе мыслительного процесса и его развитии у ребенка. В своих исследованиях ученые старались понять:

  1. Какое влияние имеет восприятие и речь в различных стадиях формирования логического мышления ребенка;
  2. Какую значимость в формировании и повышении эффективности логического мышления ребенка играет суть решаемых им задач;
  3. Оказывает большое влияние в формирование логического мышления.

В своих трудах, Л. С. Выготский раздумывал о прямом взаимоотношении мышления. К одному из основных факторов общественного существования человека — к учебе, которые организуют другие люди. Оно наталкивает на выделение двух видов мышления: спонтанное и научное. Спонтанное мышление возникает в ходе фактического исследования, находящегося вокруг общества посредством создания обобщений на основе конкретного навыка переустройства предметов. Они формируются непосредственным способом, не затрагивая установленную систему обобщения. Научное мышление появляется благодаря тому, что определяет новейшую степень свободного мышления. Это возможно благодаря взаимодействию детей со взрослым, что является важнейшем компонентом каждого образовательного процесса. Регулярность научных знаний объясняет раннее, развитие научных понятий и то, что уровень их развития представляется как область очень близких возможностей в отношении повседневных понятий, как бы показывая им путь. Неспособность абстрагироваться и невозможность свободно оперировать житейскими понятиями — их слабая сторона; в научных же понятиях слабостью является не умение пользоваться речью. Постепенно вербализм осилен, происходит уточнение, что несомненно отражается и на развитии, понимания жизни –закономерности их развития сходятся [3, с. 331–345].

По мнению Л. С. Выготского, сенситивные периоды — это самые чувствительные к воздействиям определенного рода периоды жизни дошкольника. Именно эти воздействия сильно влияют на весь ход развития, вызывая в нем те или иные большие новшества. В другие периоды те же самые воздействия могут никак не сказаться на развитии или даже полностью его сконцентрировать. Сенситивные периоды — это не биологическая характеристика возраста, а особенность совместной работы между ребенком и взрослым, в ходе которой проходит обучение. Л. С. Выготский говорил о том, что в сенситивный период некоторые условия, в том числе обучение, только тогда могут оказать влияния на развитие, когда соответствующие этапы развития еще не закончены. Незавершенность процессов развития является первым условием, чтобы данный этап мог оказаться сенситивным по отношению к некоторым условиям [2, с. 11–13].

Концепция отечественного психолога С. Л. Рубинштейна звучит так: основным методом существования психического является его существование в качестве этапа и функционирования. Главное, о чем мы думаем — это в первую очередь анализирование и последующее синтезирование того, что выявило рассмотрение вопроса или объекта; во вторую — абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Основные внутренние закономерности мышления — это закономерности процессов мышления в их взаимоотношениях друг с другом. Анализ и синтез — две стороны одной медали, считал С. Л. Рубинштейн. Каждый элемент познания, каждый вид мышления — это абстрактный продукт анализа конкретной действительности. Абстракция — не просто отбор тех или иных свойств феномена, но и их перемена. Каждое серьезное научное обобщение — это отвлечение основных свойств от маловажных. При рассмотрении развития логического мышления детей как обучающегося процесса анализа-синтеза, в который входит предмет познания. С. Л. Рубинштейн и другие отечественные психологи (Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, И. М. Жукова, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыфероваидр) полагали то, что степень обобщения, методы определений и взаимосвязей, имеющихся среди них, соотношение чувственно воспринимаемых и логических элементов в мышлении детей, его практических и интеллектуальных действий напрямую связаны с содержанием осваиваемых определений и методами оперирования ими. Преобразование сведений четко выступает при генетическом изучении процесса мышления.Исследования выявили, что логического мышление больше всего проявляется у дошкольников при установлении контакта, действующих между предметами и явлениями. Первое, что ребенок начинает понимать назначение предметов, как их используют. Самое трудное для него идет выявление связей пространства и времени в логическом значении. Трудность заключается в скрытой форме самих связей, но они внятны чувственному опыту на практике. Дошкольникам трудно выделять смысловые значения из-за того, что педагоги крайне мало уделяют этому процессу внимания [1, 5].

Обогащая информацией и усложняя практику, осваивая способы мыслительной деятельности, обеспечивается развитие логического мышления дошкольника. Речь играет одну из главных ролей в развитии логического мышления ребенка. Словарный запас, изучение грамматики, умение слушать других, понять и самому построить необходимое высказывание — то, что нужно для развития рациональных форм мышления у детей.

П. Я. Гальперин разработал теорию формирования и развития интеллектуальных операций, которая получила наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям в отечественной педагогике и психологии. Она была основана на представлении о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Эта теория также имела название концепции планомерного развития интеллектуальных операций. П. Я. Гальперин выделил этапы перехода внешних действий, определил условия, которые создавали условия для наиболее полного и эффективного перевода во внутренние действия с предварительно установленными качествами [4, с.216–223].

Н. Н. Поддьяков, отечественный педагог и специалист по психологии, исследовал процесс формирования у дошкольников внутреннего плана действий, свойственных логическому мышлению. Он выделил шесть этапов формирования данного процесса по возрастам:

  1. Дошкольник ещё не в состоянии действовать в уме, однако уже может с помощью рук, используя посторонние предметы, решать задачи в наглядно-действенном плане.
  2. Ребенок уже использует разговор, но только для простых вопросов, таких как называние предметов, которые он использует.
  3. Задачи решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Ребенок начинает понимать и способен словесно обозначить способы выполнения действий, направленных на решение задачи. Может рассуждать вслух, объясняя личные воздействия, описывая теоретическое выполнение способа преобразования ситуации или условия задачи.
  4. Задача решается ребенком по заранее составленному, обдуманному и внутренне представленному плану, в основе которого лежит память и опыт.
  5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
  6. Решение задачи исполняется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами [7].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы работ педагогов и психологов показал, что мышление неодинаково развивается на разных возрастных периодах, этому способствуют разные виды детской деятельности. Ученые обращают внимание на собственном творческом аспекте познания, различая мышление от шаблонных умственных процессов и навыков. В конечном итоге, исследования педагогов и психологов показывают, что мышление в целом, и логическое мышление в частности, представляется возможным создавать и совершенствовать в ходе целенаправленного обучения и воспитания.

Литература:

  1. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемы обучения [Текст] / А. В. Брушлинский. — М.: Знание, 1983.
  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Издательство Юрайт, 2016. -199 с.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Педагогика — Пресс, 1999. -536 с.
  4. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. — М.: Книжный дом Университет, 1999. — 332 с.
  5. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская — М.: Просвещение, 1971.
  6. Обухова, Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против [Текст] / Л. Ф. Обухова — М., 1981.
  7. Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддьяков // Хрестоматия о возрастной и педагогической психологии. — ч. 2. — М., 1981.
  8. Сеченов, И. М. Физиология [Текст] / И. М. Сеченов — М.: Просвещение, 1995, т.2.

Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, ребенок, развитие, предмет, дошкольник, действие, вид мышления, логическое мышление ребенка, мыслительный процесс, стадий.

moluch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о