Малыш три месяца: Развитие ребенка в 3 месяца
Как оценить физическое развитие ребёнка от 0 до 3 месяцев? — Мама Лара — профессионально о рождении ребенка | Беременность | Роды
Материал этой и последующих статей, посвященных развитию ребенка первого года жизни, будет интересен тем родителям, которые хотят взять на себя ответственность за здоровье своего малыша.
С того момента, как в вашей семье появится младенец, вы наверняка столкнетесь с мнением, что только специалисты (педиатры, детские неврологи и ортопеды) могут определить, насколько здоров и развит ваш ребенок, только профессиональный массажист сможет правильно делать массаж и гимнастику, только инструктор по плаванию сумеет заниматься с ним ранним плаванием.
Я же считаю, что в случае рождения здорового ребенка его маме достаточно иметь добротную информацию о детском развитии и о разных методиках занятий с новорожденным, а также желание самой овладеть ими и применить их на практике. Да и для малыша нет ничего лучше, чем мамины руки и голос, с любовью обращенный к нему. В случае рождения больного ребенка необходимо, разумеется, профессиональное лечение, но и активная включенность родителей в процесс оздоровления тоже необходима.
Данный материал посвящен развитию здорового младенца и тому, как родителям следует заниматься со своим малышом, чтобы помогать этому развитию.
Условия для занятий
Для начала обсудим те условия, в которых имеет смысл оценивать ребенка и с ним заниматься. Выбранное для этих целей помещение должно быть тихим, равномерно обогреваемым, с температурой примерно 26-29С. Малыш должен быть раздет и лежать на достаточно твердой поверхности (это может быть пеленальный столик или просто диван, покрытый ковриком из пенорезины). Наилучшее время – час-полтора после последнего кормления.
Как выглядит новорождённый?
Итак, перед нами новорожденный малыш – в первые 6 недель жизни. Рассмотрим, как он выглядит, лежа на спине, на животе и в вертикальном положении.
Положение на спине
Поза ребенка неравновесна, вы видите, что он хаотично двигает головой, ручками и ножками. Кисти при этом сжаты в кулачки, ручки согнуты в локтях, ножки разведены наружу. Голова малыша не задерживается в среднем положении, поворачиваясь без предпочтения то в левую, то в правую стороны. Если вы вложите в ручки младенца свои большие пальцы, он сожмет их. Придерживая руками его предплечья, невысоко приподнимите ребенка над поверхностью, вы увидите, что его головка запрокинется назад.
Положение на животе
Здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее боком. Ручки и ножки полностью согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот.
Если малыш не остается в положении покоя, то видны рефлективные ползательные движения. Такие движения взрослый сможет вызвать легким нажатием большого пальца на стопу. Это приводит к разгибанию ножек и к движению тела вперед. Попробуйте поочередно стимулировать то левую, то правую стопу и оцените одинаковость силы реакции с обеих сторон.
На этих фото хорошо видно как наши дети подросли и многому научились: они уверенно лежат на спине, движения рук и ног уже не хаотичны. Малыши начинают обучаться координированным движениям: рука-рот, рука-нога.
Вертикальное положение
Возьмите своего малыша обеими руками под мышки и расположите его вертикально, давая возможность ступнями соприкасаться с поверхностью. Голову при этом поддерживайте большими пальцами в среднем положении, спинку ребенка поверните к себе. Здоровый новорожденный в таком положении демонстрирует «примитивную реакцию опоры ног». Ножки вертикально удерживаемого младенца распрямляются, повышается тонус коленных суставов, в меньшей степени тазобедренных, возможны и распрямление всего тела, и короткое поднимание головы. Ножки всей стопой касаются поверхности, руки согнуты, ладони сжаты в кулак.
Если наклонить туловище ребенка слегка вперед, то можно пронаблюдать «автоматическое шаговое движение» – малыш будет попеременно выполнять своими ножками шаговые движения.
Так выглядит здоровый ребенок первых 6 недель жизни. В дальнейшем он будет развиваться благодаря программе, вложенной в него самой природой. Основная задача трех первых месяцев, если вы помните (если нет, загляните в статью Моторное развитие ребенка в первый год), – овладение новым окружением, категорически отличающимся от пространства матки, в которой малыш развивался предыдущие 9 месяцев. Каждый ребенок уникален, поэтому темпы достижения этой цели, естественно, будут разными. Однако учитывайте, что следующей ориентировочной временной точкой, когда стоит оценивать развитие своего чада, являются 3-3,5 месяца.
Как же выглядит здоровый малыш на 3-4 месяцах жизни?
Положение на спине
Ребенок лежит на спине прямо, достаточно уверенно. Голова, туловище и попа прижаты к поверхности. Ручки подняты, малыш играет с ними, держа перед лицом, рассматривает их и тянет в рот. Ноги, согнутые в бедрах и коленях, также подняты над туловищем, разведены в стороны, стопы подняты в воздух. Руки и ноги учатся хватать. Если вы вложите свои большие пальцы в ладони ребенка, а остальными обхватите концы его предплечий и попробуете медленно приподнять, то увидите, что он минимум 2 секунды удерживает голову, не запрокидывая ее назад.
Положение на животе
Ребенок уверенно лежит на животе, опираясь на таз и поддерживая себя локтями, расставленными чуть в стороны на ширине плеч. Опираясь на предплечья, малыш может свободно держать голову прямо и поворачиваться то влево, то вправо. Ребенок уже на этом этапе развития пытается выпрямиться и подняться. Хотя живот еще полностью лежит на поверхности, грудь уже немного приподнята. Ноги ребенка расставлены в стороны, колени повернуты наружу, а голени слегка согнуты в коленных суставах. Стопы касаются друг друга в воздухе, и ребенок может ими играть.
Вертикальное положение
В этом положении, как ни странно, может показаться, что ваш малыш не только не продвинулся вперед, но даже и потерял навык опоры и шагания. Ведь всем понятно, что к году ребенок должен твердо стоять на ногах и пробовать ходить. Ваш же малыш в возрасте 3-4 месяцев не будет опираться на стопы, начнет поджимать ножки и перестанет выполнять шаги. Объясняется это просто. Новорожденный опирается на стопу и ходит лишь благодаря врожденным рефлексам «опоры» и «автоматической походки». Теперь же эти рефлексы, как и положено, угасли. Придет время, и малыш овладеет нужными навыками, пока же он демонстрирует их отсутствие, и это нормально.
Теперь остановимся на тех моментах, которые должны обратить на себя внимание и подвигнуть родителей обратиться за советом к специалисту при оценке ребенка в возрасте 3-4 месяцев:
- Малыш, лежа на животе, постоянно плачет или переворачивается на спину.
- Малыш в положении на животе или на спине явно не симметричен. Иными словами, линия, мысленно проведенная по центру его туловища, заметно смещается в какую-либо сторону или полностью искривлена.
- Малыш предпочитает спать постоянно на одной и той же стороне.
В норме во время сна ребенок одинаково хорошо кладет голову на левую и правую стороны. Малыш не должен отдавать предпочтение какой-то одной стороне, поскольку это может привести к искривлению костей головы.
- Складки на обеих ножках малыша неодинаковые (несимметричные).
- Разведение бедер в разные стороны неодинаково.
На этой фотографии хорошо видно, что тело ребенка симметричноЯгодичные складки и складки на ножках симметричные
Как проверить подвижность бедер?
Здесь стоит подробней описать, как проверить подвижность бедер. Положите вашего ребенка на живот. Одной рукой прижмите попу малыша, другой рукой возьмите его за правое колено, согните ногу в бедре и поверните колено в правую сторону. Такое сгибание должно быть проделано с легкостью, без ощущения сопротивления в тазобедренном суставе, попа при этом не должна двигаться вверх. Повторите сгибание и разведение бедра в левую сторону и сравните свои ощущения. Оба бедра должны двигаться одинаково хорошо.
Переверните ребенка на спинку и вновь разведите ему ножки в стороны. Обратите внимание, одинаково ли легко происходит такое разведение с обеих сторон.
В заключение хочется отметить, что если ваш малыш родился раньше срока или его рождение было сопряжено с какими-либо травмами, то его развитие с полным на то основанием может быть чуть замедленно. Именно поэтому специалисты дают таким детям фору в 1,5 месяца, а значит, и оценивать с пристрастием их нужно в возрасте 4,5-5 месяцев.
В следующей статье вы получите конкретные рекомендации на первые три месяца жизни ребенка, воспользовавшись которыми, сможете помочь ему успешно развиваться.
долгосрочные последствия очень раннего рождения
- НОВОСТИ
Младенцы, рожденные до 28 недель беременности, доживают до зрелого возраста чаще, чем когда-либо, и ученые проверяют их здоровье.
- Янтарный танец 0
-
Янтарный танец
-
Эмбер Дэнс — независимый журналист из Лос-Анджелеса, Калифорния.
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
-

Варианты доступа
Подпишитесь на этот журнал
Получите 51 печатный выпуск и онлайн-доступ
199,00 € в год
всего 3,90 € за выпуск
Узнайте больше
Просто возьмите напрокат или купите эту статью
1 эту статью до тех пор, пока она вам нужна
$39,95
Подробнее
Цены могут облагаться местными налогами, которые рассчитываются при оформлении заказа
Природа 582 , 20-23 (2020)
doi: https://doi.org/10.1038/d41586-020-01517-z
Ссылки
-
Soll, R. & Özek, E. Cochrane Database Syst. Версия . https://doi.org/10.1002/14651858.CD000511 (1997).
Артикул Google Scholar
-
Солл, р. Кокрановская база данных Сист.
Версия . https://doi.org/10.1002/14651858.CD001149 (1998 г.).
Артикул Google Scholar
-
Британская ассоциация перинатальной медицины. Перинатальное ведение чрезвычайно преждевременных родов до 27 недель беременности: основа практики BAPM (BAPM, 2019).
Google Scholar
-
Крамп, К., Уинклби, Массачусетс, Сандквист, Дж. и Сандквист, К. Дж. Ам. Мед. доц. 322 , 1580–1588 (2019).
Артикул Google Scholar
-
О’Рейли, Х., Джонсон, С., Ни, Ю., Волке, Д. и Марлоу, Н. Педиатрия 145 , e20192087 (2020).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Garfield, C. F. et al. JAMA Pediatr. 171 , 764–770 (2017).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Сайгал, С. и др. Педиатрия 118 , 1140–1148 (2006).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Gire, C. и др. Арх. Дис. Ребенок. 104 , 333–339 (2018).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Bolton, C.E. и др. J. Pediatr. 161 , 595–601.e2 (2012).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Дойл, Л. В. и др. Грудная клетка 72 , 712–719 (2017).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Halkerwal, A. et al. Гипертония 75 , 211–217 (2019).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Flahault, A. и др. Гипертония 75 , 796–805 (2020).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Лей, Д. и др. J. Pediatr. 206 , 56–65.e8 (2019).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Stalh, A. и др. Ланцет 394 , 1551–1559 (2019).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Харкин, П. и др. J. Pediatr. 177 , 72–77.e2 (2016).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Вор, Б. и др. J. Pediatr. 185 , 42–48.e1 (2017).
Артикул пабмед Google Scholar
-
Лю, Ю. и др. J. Pediatr. 200 , 91–97.e3 (2018).
Артикул пабмед Google Scholar
Скачать ссылки
-
Могут ли первые бактерии ребенка прижиться еще до рождения?
-
Мозг, прерванный
-
Бессонница связана с преждевременными родами в исследовании 3 миллионов матерей
Субъекты
- Медицинские исследования
- Здравоохранение
- физиология
Последнее:
Работа
-
Постдокторант/ассоциированный научный сотрудник
Мы ищем увлеченного кандидата, имеющего опыт в области физиологии для изучения механизмов клеточных и нейронных цепей, участвующих в локомоторном поведении мышей
New York City, New York (US)
Columbia University — Depts.
Патологии и клеточной биологии и неврологии
-
Младший сотрудник или старший редактор, Nature Astronomy
Младший сотрудник или старший редактор, Nature Astronomy Местонахождение(я): Нью-Йорк, Вашингтон, округ Колумбия, Лондон или Шанхай – Заявка на гибридную рабочую модель Близко…
Лондон, Нью-Йорк или Шанхай (гибридная рабочая)
Springer Nature Ltd
Ваш новорожденный: чего ожидать в первые три месяца
Эта запись была опубликована Джейми Спенсом в рубрике «Новорожденные», «Новорожденные» с пометкой «Детские первые три месяца», «Новорожденный», «Новорожденный ребенок», «Чего ожидать» .Следующие три месяца будут захватывающими. Впереди много «первых»! Что вы должны ожидать?
Первые три месяца жизни вашего ребенка могут быть размытыми. Лишение сна родителей в течение первых нескольких месяцев (а иногда и дольше) жизни новорожденного печально известно. Кормление вашего ребенка также может быть сложной задачей. При грудном вскармливании некоторым детям трудно сосать грудь, может быть недостаточно молока или другие проблемы. При кормлении смесью поиск правильной смеси может вызвать некоторые трудности. Вы также можете обнаружить, что у вашего ребенка непереносимость лактозы, и вам нужно найти подходящие альтернативы.
Однако среди этих испытаний у вас есть особые моменты, которыми можно насладиться. В течение первого месяца ваш ребенок должен быть в состоянии поднять голову на короткие промежутки времени, когда его кладут на живот. Опираясь на предплечья, большинство младенцев в течение трех месяцев способны поднять голову на 45 градусов. К четвертому месяцу большинство детей могут поднимать голову на 90 градусов, отталкиваясь руками. Многие также могут держать голову ровно.
Еще одна веха, которую вы можете с нетерпением ждать, — это первая улыбка вашего ребенка. Бесчисленное количество благонамеренных друзей и родственников скажут вам: «Это просто газ!» Хотя они, вероятно, правы, есть и другие причины, по которым ваш ребенок может улыбаться. Он или она может засыпать или чувствовать себя комфортно и довольным. Ваш ребенок также может писать, как бы комично это ни звучало. Тем не менее, вы заметите разницу, когда ваш ребенок впервые покажет свою настоящую «социальную улыбку», потому что это затронет все его лицо и часто будет в ответ на то, что он увидит маму или папу! Поскольку младенцы близоруки, эта улыбка, вероятно, появится, когда вы приблизитесь к ним и сфокусируетесь.
Улыбка — не единственный навык социального взаимодействия, который ваш ребенок будет демонстрировать в первые несколько месяцев. Ваш новорожденный станет кричать не просто в ответ на голод или дискомфорт, но в выражении и реакции. Вы можете услышать вздохи, бульканье и воркование в ответ на вид людей, домашних животных, игрушек и других предметов с первых шести недель до трех месяцев. Как вы можете способствовать этому развитию? Попробуйте описать, чем вы занимаетесь вместе в течение дня. Опишите достопримечательности и звуки вокруг вас. Вы можете задавать ребенку вопросы и давать ответы. Вы также можете читать своему ребенку. Выполнение любой из этих вещей помогает вашему ребенку начать распознавать слова и звуковые комбинации.
Этот шаг в развитии общения вашего ребенка будет очень интересным: первый смех. Он или она будут экспериментировать с их вокальными звуками и получать удовольствие, наблюдая за реакцией на них. Когда ваш ребенок счастливо отдохнул и поел, вы можете поощрять его смеяться с помощью забавных рожиц, сумасшедших танцевальных движений, глупых звуков, поцелуя в ножку или сдувания малины на живот. Список вещей, которые могут заставить вашего ребенка смеяться, бесконечен, и как только он или она начнет смеяться, они могут продолжать просто потому, что смех доставляет ему удовольствие!
Первое купание вашего малыша — еще один радостный момент. В то время как ваш новорожденный ребенок будет нуждаться в ванне с губкой, пока пень пуповины не заживет, когда придет время перейти к детской ванне, нет ничего более милого, чем видеть, как ваш малыш покрывается пузырями и плещется в ванне. Купание новорожденного не только укрепляет связь, но и успокаивает суетливых малышей. Чувствовать теплую воду и теплую комнату, быть завернутым в мягкое полотенце… все это способствует тому, чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно, и побуждал его заснуть. Полотенца с капюшоном идеальны; большая часть тепла тела вашего ребенка будет теряться через голову, поэтому накрывая голову, вы дольше сохраняете тепло. Обязательно тщательно вытирайте ребенка, так как вода, попавшая в эти очаровательные рулетики, может вызвать сыпь.