Массаж пальцев рук развитие мелкой моторики: Развитие мелкой моторики у детей

Содержание

Восстановление мелкой моторики рук после инсульта в Москве

По статистике, практически в 80% случаев у людей, которые перенесли инсульт, наблюдается расстройство мелкой моторики руки, под которой подразумеваются целенаправленные действия пальцев и кисти, контролируемые головным мозгом. То есть, движения рук должны быть согласованы между двигательной, нервной и зрительной системами.   

Что может мешать восстановлению моторики после инсульта

Расстройства двигательной функции рук характеризуются стягиванием и сужением рук (при котором суставы теряют свою способность двигаться), снижением или исчезновением мышечной силы и выносливости, нарушением координации движения, потерей чувствительности пальцев. К сожалению, у многих после инсульта двигательная активность не восстанавливается даже спустя несколько месяцев после пережитого.

На самом деле, восстановление мелкой моторики после инсульта, несмотря на кажущуюся «незначительность», является сложнейшим процессом, протекающим в организме человека. И этому важному процессу восстановления мелкой моторики рук могут мешать совершенно  разные причины . Это могут быть:

  • Длительный отрезок времени между началом болезни и началом лечебных действий
  • Ошибочная диагностика или лечение
  • Патологии близлежащих тканей
  • Значительные нарушения крово- и лимфообращения  в тканях рук
  • Расстройства психоэмоционального состояния (депрессия и др.)

Как долго длится период восстановления мелкой моторики после инсульта

Этот вопрос интересует всех, кто перенес инсульт, а также близких и родных им людей. С точки зрения тибетской медицины, время восстановления зависит от возрастных особенностей человека, наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний, от принадлежности к одной из конституций конституции - «ветер» (сангвиник), «желчь» (холерик), «слизь» (флегматик), какого образа жизни и питания придерживался до болезни и т.д.  Длительность реабилитации после инсульта зависит от совокупности разнообразных причин, поэтому лечебная программа основывается на индивидуальных особенностях пациента. К основным показателям, оказывающим действие на протяженность во времени восстановительного периода относятся:

  • Сторона поражения мозга
  • Уровень повреждений ткани головного мозга
  • Оперативность и грамотность предпринятых врачебных действий
  • Правильность примененных приемов, лекарственных средств и т.д.

При поражении небольшого участка мозга, то время восстановления будет относительно коротким, если же врачи констатируют обширные нарушения,  восстановление может длиться на протяжении нескольких лет.

Восстановление моторики рук после инсульта классическими методами

На сегодняшний день в арсенале современной медицины имеются очень эффективные методы восстановительного лечения и реабилитации больных после инсульта. Перечислять их нет смысла, поскольку их много. Разработаны и применяются общеукрепляющие и специальные программы по классическому массажу, лечебной физкультуре, куда входят упражнения для восстановления мелкой моторики рук, мышечного тонуса, уменьшения степени пареза, устранения патологических содружественных движений.

Используются современные технологии, которые позволяют возвращать различные функции. Например, для развития утраченной мелкой моторики придуманы конструкторы, тренажеры для разработки пальцев, когда пациент вставляет руку в специальную манжету и играет с помощью джойстика в компьютерную игру, а машина сама увеличивает либо уменьшает сопротивляемость тренажера. Упражнения для восстановления мелкой моторики после инсульта включают в себя «пальчиковые игры» и упражнения, как мы уже говорили, на специализированных тренировочных устройствах и щитах с разного рода замочками, шпингалетами, задвижками и т.д. 

Существует и такой программно-аппаратный комплекс СКЭНАР, изучающий прохождение электромагнитных импульсов и предлагает рефлекторные точки на меридианах для восстановления утраченных функций. При этом «доктор» СКЭНАР выполняет указания программы по установке электрода на зоны воздействия.

Важную роль в восстановлении мелкой моторики рук после инсульта играет лечебная физическая культура (ЛФК), которая помогает улучшить подвижность суставов, укрепить мышцы, восстановить функции кисти и пальцев, приучает к бытовым условиям, возможность самообслуживания.

Врачи и современной западной медицины и восточной медицины акцентируют внимание на том, чтобы приступить к работе над мелкой моторикой после инсульта как можно раньше, не упуская времени. Этот момент действительно важен, поскольку от него зависит, насколько быстро наступит восстановление. При этом и пациент, и родственники должны ясно осознавать, что развитие мелкой моторики после инсульта будет напрямую действовать на функции мозга.

Развитие мелкой моторики после инсульта нетрадиционными способами

Тибетская медицина прекрасно осведомлена о причинах и следствиях инсульта. Она тоже имеет (как и современная медицина) свою программу реабилитации после инсульта, которая подразумевает использование глубокого точечного массажа, иглотерапии, стоунтерапии, прогревание полынными сигарами и конусами, фитотерапию и т.д.  

В восстановлении мелкой моторики восточная медицина упор делает на иглорефлексотерапию и точечный массаж. Древняя наука врачевания считает, что по всему телу человека, и на руках, в том числе, располагаются рефлекторные точки, посылающие при воздействии на них с помощью точечного массажа либо иголок импульсы в центральную нервную систему.

При помощи точечного массажа и иглоукалывания можно воздействовать на внутренние органы человека. Так, массаж пальцев рук и воздействие иглами на специальные точки не только способствуют восстановлению мелкой моторики, но и активизируют головной мозг, улучшают координацию движений, приводят тело и разум в гармонию.

Методы тибетской медицины в комплексе улучшают общее состояние человека. Все применяемые сочетанные методики оказывают влияние не только на локально расположенные пальцы рук, но и на весь организм в целом.  Они устраняют миофасциальные боли, улучшают кровообращение не только в пальцах, но и во всем организме, восстанавливают чувствительность пальцев, их способность к движению и усиливают во много раз витальные, жизненные силы организма.

Какие упражнения можно делать для восстановления моторики рук и пальцев после инсульта

Если подойти к этому вопросу креативно и с душой, то можно придумать массу упражнений, которые помогут восстановлению мелкой моторики. Например, можно перебирать рассыпанную фасоль, горох, мелкие камни, развязывать узлы на веревках,  «играть» на пианино, в шахматы, попытаться освоить бисероплетение, собирать паззлы или конструктор с мелкими деталями. Не игнорировать и не бояться занятий спортом (например, скандинавской ходьбой).

Вот еще полезные упражнения для восстановления мелкой моторики после инсульта. Их лучше начинать со здоровой руки, потому что это позволяет повысить активность и интенсивность головного мозга. «Трудности полета» нужно преодолевать неспешно, выполнять все манипуляции честно и ответственно.

  1. Не спеша сжать пальцы в кулак, в конце действия усилить нажим, а затем постепенно разжать. Желательно сосредоточиться на своих действиях, чувствовать каждое свое движение.
  2. Расположить руки ладонями вниз либо на столе или на коленях, слегка «растопырить» пальцы. Поднять мизинцы вверх и держать несколько секунд, остальными пальцами не двигать. Затем перейти поочередно к другим пальцам.
  3. Усложняем предыдущее упражнение: пробуем очертить синхронно двумя мизинцами круг сначала в одну, потом в другую сторону. Повторяем с другими пальцами.

Общие рекомендации на период восстановления

Постинсультное состояние требует от близких людей пациента (и его самого, несомненно) большого терпения и усердия. После того, как пациента выписывают домой, ему придется приложить немало усилий для восстановления и неукоснительно выполнять все рекомендации врачей. Перед ним будут стоять трудные задачи, потому что он должен быть мотивирован на нелегкую работу и точно понимать, что все его действия помогут устранить непроизвольное сокращение мышц, избавят от атрофии, восстановят нормальное кровообращение, вернут подвижность рукам (пальцам) и что, в конечном итоге, он будет достаточно самостоятелен, чтобы ухаживать сам за собой.

При этом нужно обязательно соблюдать систематичность  и постоянство при занятиях. Очень многое зависит от поддержки и заботы родных и близких и их умения деликатно настоять на проведении восстановительных упражнений.

Врачи клиники «Саган Дали» в целях реабилитации после инсульта рекомендуют прием фитопрепаратов, которые помогают при перекосах лица (глаз, рта), устраняют чувство стягивания пальцев рук, ощущения онемелости, одеревенения, «ползания мурашек». Тибетские фитосборы хороши еще и тем, что улучшают крово- и лимфообращение, помогают проведению нервных импульсов, снижают артериальное давление, способствуют восстановлению повреждений головного мозга.

Но самое важное, и это подчеркивают врачи клиники «Саган Дали», в лечении после инсульта, это - воля к жизни самого человека, пережившего инсульт, его самонастрой, восприятие жизни, положительная идентификация с окружающим миром и понимание своего места в нем. По сути, жизнь после инсульта – это не только сеансы рефлексотерапии, массажа, учебных восстановительных занятий, а создание новой философии, философии успеха и любви к жизни. Как говорил Сенека: «Одно из условий выздоровления — желание выздороветь».

Развитие мелкой моторики от 3 до 6 месяцев (массаж + упражнения) — 2 ответов на Babyblog

Про мелкую моторику столько всего написано, но все в основном для взрослых деток. А что же малыши? Оказывается развивать мелкую моторику можно и нужно с самого рождения. 

Как? Давайте читать дальше)


Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. 

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. 

Рекомендации для мамочек:

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

6. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

7. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Массаж

Массаж пальчиков очень полезен малышу. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони

5. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Пассивные упражнения и массаж: 

1. Потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными; 

2. Осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону. 

3. Хлопанье ладонями малыша по столу, по друг другу (ладушки), по предметам с различной фактурой. Можно также хлопать по поверхности воды во время купания, дети как правило любят это. 

4. Учите ребёнка гладить ладошкой (по своей щеке, по руке). Когда малыш станет старше и его мышечный тонус в верхних конечностях нормализуется, его следует обучить «ладушкам» и «сорока-сорока» (сорока-белобока, где была — далёко, по полям скакала, деток скликала) — при этих словах совершают круговые движения пальчиком по раскрытой ладошке. Затем перечисление: «Этому дала…» при назывании очередного «этого» загибают пальчик с одновременным его массажем.

Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать "мохнатые" шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму. 

В 4-5 месяцев для массажа используем крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить. 

В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение "Причёсывание": руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут. 

В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут. 

Много упражнений на развитие мелкой моторики до 6 месяцев можно найти по ссылке.

Развитие мелкой моторики рук|Handgum (Хендгам)

Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных способностей маленького человека.

На-сколько развита мелкая моторика рук вашего малыша? Пройдите несложный тест и оцените развитие своего ребенка

Пройти тест

Мелкая моторика и Хендгам

Хендгам – это игрушка, в которую и детям и взрослым интересно играть.

Хэндгам – очень полезный предмет для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка и отличный антистрес массажер для рук родителей!

Все глубинные осознанные или неосознанные процессы, отражаются на положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Уровень развития речи у детей напрямую зависит от степени сформрованности мелкой моторики рук. Развивать  руки необходимо в любом возрасте – как малышам, так и взрослым людям!

Китайские ученые во II веке до новой эры знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека.

Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

Простые манипуляции с пальчиками и огромная польза!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи – это два.
Веселое общение – это три.

Handgum предназначен для развития мелкой моторики рук, он безопасен для работы с детьми. Используйте Handgum как массажер для рук, улучшайте кровообращение и повышайте настроение !)

Выбири свой любимый цвет Handgum'а.

Ваш малыш!

Как он познает мир? Каждый из нас когда-то был маленьким и  уже наверно забыл, как хотелось познавать мир через окружение. Как хотелось потрогать все новое и особенно кем-то запретное.

Ребенок видит предмет, берет, он внимательно его изучает, трогает  ручками.  Потому что, пока, восприятия мира идет через ощущение руки.

Для развития памяти, внимания мышления и речи необходимо развитие мелкой моторики.

Мария Монтессори, В.М. Бехтерев разработали программы по развитию мелкой моторики рук. И доказали, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь.

Мелкая моторика: полезные развивающие игрушки.

Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Неразрывно оно связано и с процессом игры.

Прилавки магазинов завалены развивающими игрушками, настольными играми и прочим. Неудивительно, что многие родители, особенно молодые, могут растеряться среди этого многообразия.

Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает ребенок, тем чувствительнее подушечки пальцев.

Итак, каким же игрушкам место на полке в детской?

Во-первых, старайтесь покупать игрушки из разных материалов: пластмасса, плюш, резина, фетр, дерево.
Во-вторых, обращайте внимание на различную фактуру: гладкие, шершавые, с выпуклостями и ямками.
В-третьих, приобретайте игрушки небольших размеров: чем больше маленьких предметов попадает в ручки ребенку, тем более ловкими становятся пальцы. Однако следует помнить, что во избежание несчастных случаев слишком мелкие детали давать детям до 3 лет без присмотра взрослого ни в коем случае нельзя!
При выборе игрушки необходимо обратить внимание на то, насколько удобно будет ребенку ее держать, не тяжелая ли она.
В-четвертых, дарите ребенку игрушки, разнообразные по форме: мячи, кубики, конструкторы.
И в-пятых, покупая игрушку, остановите свой выбор на той, что порадует вашего малыша. Одни совершенно равнодушны к конструкторам, а другие только ими и играют. Ведь развитие, в первую очередь, должно идти вместе с ребенком и его интересами.

Наше время - это время перемен.

Стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, способные к позитивному созиданию.


К сожалению, современный детский сад ещё сохраняет традиционный подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Многие родители стремятся к всестороннему развитию своих детей: отдают их в студии, кружки, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Но часто развивать творчество у ребенка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше.

Мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей развития. Это самый благоприятный период.

Возможности развития способностей ребенка, достигнув "максимума в момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то они начинают утрачиваться, деградировать. Это угасание возможностей развития - необратимый процесс. Еще Л. Н. Толстой писал: "Разве не тогда приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние."

Конечно, это некоторое преувеличение. Но оно не случайно, ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития. Нужно воспитывать и развивать ребенка так, чтобы он в будущем мог создавать что-то новое, стал творческим человеком.

Раннее развитие - это не только раннее чтение и счет. Это, развитие внимания, памяти, воображения, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это не заполнение крошечной детской головки ненужной информацией, а создание некой интеллектуальной базы, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего обучения, сделает психику ребенка более устойчивой к школьным стрессам.

Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Эти условия - среда, семья, люди которые работают с детьми.

Компания Хендгам начала сотрудничество с детским центром "Ветер перемен". Который предлагает комплексные развивающие занятия, для гармоничного развития малышей, где они имеют возможность проявить себя в разнообразных видах деятельности: игра, музыка, рисование, движение, интеллектуальная деятельность. При этом, очень важно, чтобы каждый ребенок научился получать удовольствие от самого процесса обучения.

Педагоги строят свои занятия по следующим принципам:

Во-первых, ребенок всегда является активным участником процесса обучения. Он учится проявлять инициативу, делает собственные открытия, учится радоваться своим достижениям, преодолевать трудности.

Во-вторых, поощряется активность, любознательность, умение делать выбор, спонтанность.

Особое внимание уделяется развитию творческих способностей, а также креативности, как способности поиска многих путей решения любых задач.

Каждое занятие состоит из нескольких блоков:

развитие речи;
сенсорика;
комплексное музыкальное развитие;
знакомство с окружающим миром;
артикуляционная гимнастика;
формирование элементарных математических представлений;
развитие навыков социального взаимодействия и социальной адаптации в музыкально-психологических играх и упражнениях;
физическое развитие, развитие культуры движений, оздоровительная работа;
творческая деятельность, куда входят : аппликация, рисование, лепка.
Творческий коллектив активно применяет новые технологические разработки, Handgum.

Хендгам мягкая и приятная на ощупь пластилиновая масса. Её можно мять, растягивать, рвать и лепить из нее разнообразные фигуры. Хендгам легко принимает любую форму, не прилипает к рукам и другим предметам и не пачкается. В длительном интервале времени жвачка для рук проявляет себя как жидкость: если слепить из него предмет некоторой формы и оставить на ровной поверхности, через некоторое время вещество растечётся. Вещество медленно протекает через отверстия большими каплями. В короткие промежутки времени вещество ведёт себя как твердое тело, например, если из него сделать мячик и ударить о пол, такой мячик подпрыгнет. Тем самым отличается от пластилина. На занятиях используется для развития мелкой моторики, творчества и обладает эффективным анти стрессовым свойством.

Используя комплексный подход, можно создать условия для максимального развития всех способностей ребенка.

Купить Хендгам

Полезно почитать:

Подготовка ребенка к школе: практические советы родителям.
Выибраем яркий и полезный подарок школьнику.

Мелкая моторика у детей с ДЦП. Статьи компании «ВелоЛидер»

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Ведущим дефектом при этом заболевании являются двигательные нарушения, которые представляют собой аномалию моторного развития и стойкое расстройство моторики рук: нарушение тонуса мышц, наличие насильственных движений - гиперкинезов, неправильная установка конечностей, неточности движений рук. Нарушения моторики рук может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте. Без соответствующей коррекции и компенсации двигательные нарушения оказывают неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. 
Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика. 
Массаж кистей рук и пальцев не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Всё проводится в виде игры. Используются такие приемы, как поглаживание, лёгкое растирание, вибрация. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 раз). Для массажа можно использовать различные материалы: щетки (в том числе и зубные) с ворсом разной жесткости и длины, различные мячики, шарики, карандаши и палочки.
Термальное воздействие - контрастные ванночки. В две миски наливается вода - в одну горячая с морской солью (1 столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую - холодная. Руки ребенка попеременно на несколько секунд опускаются в миски, начиная с горячей, а заканчивая холодной водой.
Большое значение имеет пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. В ходе этих игр активизируется моторика кистей и пальцев рук. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что формирует двуручные действия. Изначально детей знакомят с несложными статическими позами кистей и пальцев рук. На первых этапах все упражнения выполняются в медленном темпе и с помощью рук взрослого. 
Так же способствуют развитию мелкой моторики игры с крупами, с камушками, бусинками, пробками, макаронами. Их можно перебирать, брать разными пальчиками, перекладывать с ладони на ладонь, на стол и так далее,
находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме). При данной формы работы можно так же раскрашивать камушки, макароны, нанизывать бусинки, пробки, макароны на проволоку или шнурок, выкладывать их по образцу, перекладывать из одной ёмкости в другую.
Игры с резинками и ленточками, проволокой способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера: складывать ленточки, наматывать на палочку, завязывать бантик, брать резинку со стола различными пальчиками, растягивать резиночку разными пальцами рук.
Очень нравиться детям игры с прищепками: перекладывать с одной руки в другую, доставать прищепки из корзинки, прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги, «вешать» прищепки на правый или левый рукав, штанину, тем самым закрепляя пространственные ориентировки, «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку), «добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее), подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.
Для детей раннего возраста очень важны упражнения на формирование захвата - хватательной функции рук. Необходимо чередовать в течение 1 минуты потряхивание руки ребенка за середину предплечья и ее поглаживания. Чтобы привлечь внимание ребенка к собственным рукам, необходимо захватить руку ребенка в предплечье и плавно поднять ее вверх. Немного ее потрясти и опустить на губы ребенка. Затем вновь поднять, и так 4 - 5 раз. Затем необходимо вызвать распрямление кулака и веерообразное разведение пальчиков при помощи ворсистой щетки (4-6 раз с каждой рукой).
Для формирования тактильных ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а после в руку вкладывают разные по величине, форме, массе и температуре предметы, удобные для захвата. Затем после этих стимулирующих занятий к ребенку подносят игрушку, подвязанную на ленточке. Рукой малыша касаются игрушки, неоднократно покачивая ее. Когда он начнет живо реагировать на игру, взрослый расслабляет кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в нее игрушку.
Очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей мелкую моторику, т.е. гибкость и точность движений пальцами рук. Именно она является мощным стимулом развития у ребенка высших психических функций, что так важно для детей, страдающих детским церебральным параличом.

учителя-логопеда

Консультация для родителей

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развития. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями.

Оказывается, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать ручной работы: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — Сегеном. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Начинать работу нужно с самого раннего возраста. Даже грудному малышу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Развитие руки и мелкой моторики — это развитие движений мышц кисти и пальцев. Педагоги советуют начинать пассивный массаж маленьких ручек с того же времени, что и общий массаж тела новорожденного малыша: нежные, мягкие поглаживания, сгибания-разгибания пальчиков — вот первые упражнения для развития мелкой моторики.

Постепенно ребенок все больше овладевает собственным телом (и движениями руки в том числе) и в ход идут словесные побуждения, где ребенок сопровождает слова взрослого движениями рук и пальчиков уже сам: машет ладошкой («пока-пока»), прячется при игре в «ку-ку» (закрывает глаза ладошками). С этого времени и речевые игры для развития тонкой моторики становятся сложнее и интереснее.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы — пуговицы, бусины, крупы. Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком. Мелкая моторика-разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Очевидно, что у тех детей, у кого слабо развиты пальцы рук, будут трудности с письмом. Пальцы рук необходимо упражнять, развивать силу и выносливость мышц кисти.

Существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития мелкой моторики. Если ребенку 2-2,5 лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму

Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.

Для развития мелкой моторики и координации движений рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни. Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять. по очереди обеими руками.

Вот их примерный перечень:

- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.

- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.

- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.

- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.

- Работа с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, «липучками» и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками.

- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).

- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья.

- Сортировка семян при помощи пинцета (например, горох и гречка)

- Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям.

- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки.

- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.

- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.

- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать.

- Изготовление гирлянд, бус.

- Продевание тесьмы в дырочки.

- Перематывание клубков, соединение нитей разного цвета в один клубок.

- Для мальчиков: накручивание гаек на болт, закручивание и откручивание шурупов и т.п.

Подготовила
учитель-логопед МБДОУ детского сада №365 г.о. Самара
Калюжина Е.Ю.

Марковская Альбина Рашидовна - ДЕТСКИЙ САД №9

        Марковская

Альбина Рашидовна

 

 

 

 

 

 

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей.

        По данным мировой статистики в настоящее время отмечается увеличение числа детей с дефектами  речи. В связи с этим возрастает необходимость работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Изучая анатомические отношения тела ребенка, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к выводу, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук (развития мелкой моторики). В группах образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.

       Сформированность навыков мелкой моторики имеет важное значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально – исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т.д.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

  Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях является пальчиковая гимнастика – пассивные(самомассаж) или активные движения пальцами рук. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

Данный  метод развития детей может быть представлен несколькими видами: игры - манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, пальчиковые кинезиологические упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей рук, театр в руке.

Игры-манипуляции
"Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения. "Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

 Сюжетные пальчиковые упражнения
"Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). "Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. "Грабли" - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. "Елка" — ладони от себя, пальцы в "замок" (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

 Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. 
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

 Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). 
 С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. "Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). "Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. "Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

 Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). "Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук. "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. "Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.  Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев"). "Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. "Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.

Такой вид пассивной пальчиковой гимнастики, как самомассаж, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей, а так же прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие.

Пальчиковому театру также придают большое значение, так как это упражнение:  стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие; развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения.

          В интересах самого ребенка начинать работу по развитию мелкой моторики надо с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки в школе. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными выполнять их по этапам совместно, не забывать хвалить ребенка.

Во время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над записями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

 

 

 

 

«Наши пальчики играли» - энциклопедия

Мелкая моторика рук, ловкость пальчиков неразрывно связаны с развитием детского мозга. Выдающийся педагог-новатор своего времени, чьи труды не потеряли актуальности по сей день, В.А. Сухомлинский очень верно заметил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Нервные окончания, в огромном количестве расположенные на подушечках пальцев, посылают мощные импульсы в основные центры головного мозга, стимулирующие их активность и скорость реакции. Установлено, что именно давление на кончики пальчиков активизирует незрелые у малышей клетки коры головного мозга, отвечающие за развитие речи. Кроме того, навыки, приобретенные малышом в процессе игры, пригодятся в дальнейшем для обучения письму и другим практическим занятиям. 

Развитие мелкой моторики начинается у детей с рождения, когда младенец только знакомится со своим телом, размахивает ручками и рассматривает их. Его движения пока неловки и порывисты, но постепенно он учится брать предметы не всей ладонью, а только пальчиками, правильно держать ложку, карандаш, завязывать узелки и бантики. Важно помнить, что скорость развития мелкой моторики у каждого малыша индивидуальна, поэтому не стоит впадать в панику, если ровесники вашего ребенка уже сами застегивают пуговицы, а ваш – еще нет. Главное – предоставить малышу максимум возможностей для развития мелкой моторики, и он обязательно выберет то, что ему по душе. 

Начинать развитие моторики рук можно и нужно с самого раннего возраста – это как раз тот случай, когда плоды раннего развития не теряются по мере роста ребенка, а, наоборот, закрепляются. Уже со второй недели жизни малышу можно делать легкий массаж пальчиков, причем не обязательно выделять для этого какое-то особое время – разминать и гладить пальчики можно, например, во время кормления. Когда младенец уже способен сосредотачивать свое внимание (после 3-х месяцев), он обязательно полюбит пальчиковые игры – «Сорока-ворона, кашку варила» или «Ладушки». 
Важно создать для малыша безопасное и интересное пространство для ползания. Не стремитесь покрыть однообразным ковром весь пол – для развития пальчиков лучше, если ребенок будет соприкасаться с разными (но, разумеется, безопасными для него) поверхностями. Раскидайте по полу яркие мягкие игрушки различных форм, и пусть малыш исследует их, заодно тренируя мышцы рук и пальцев. 

Когда ребенок уже хорошо сидит, можно приступать к специальным играм, направленным на развитие мелкой моторики рук. Занимаясь понемногу каждый день, вы обязательно заметите, насколько более точными, быстрыми и осознанными станут его движения. Мы собрали несколько вариантов игр, развивающих моторику, но не требующих от мамы покупки дорогостоящих приспособлений. 

1.    Разрывание бумаги 
Разорвать что-нибудь на мелкие кусочки – любимое занятие для малышей. Главная задача мамы – предоставить малышу расходный материал. Чаще всего для этих целей используется газета, либо блокнотная бумага, но газета пачкает руки типографской краской, а грубая бумага может и порезать нежную кожу ребенка. Наверняка у вас в доме осталась упаковочная папиросная бумага – ею часто прокладывают подарочные упаковки или обувь и одежду. Она громко шуршит, отлично рвется и совершенно безопасна. 

2.    Бусы 
Любимые бабушкины бусы, сушки или крупные фасолины, нанизанные на суровую нитку, даже четки, которые вы используете для медитации, – все подойдет для развивающих целей. Малышам невероятно нравится перебирать бусины, разглядывать и щупать их пальчиками. Это настолько интересная игра, что продаются даже специальные слингобусы, развлекающие ребенка во время прогулок с мамой по городу или магазинам. 

3.    Кашку варила… 
Насыпаем манную крупу в пластиковый лоток – получается мини-песочница, где можно закопать маленькую игрушку и потом искать ее на ощупь пальчиками. Если взять чайную ложку и несколько стаканчиков, то их можно наполнять «песком» и пересыпать его сквозь пальчики. Если насыпать манку в плоскую посуду с невысокими бортиками, то пальчиками можно рисовать разные фигуры. Фасоль, горох и рис, соединенные вместе, станут отличным пособием для обучения навыкам сортировки предметов. 

4.    Если у вас в семье есть мужчина с «золотыми руками», попросите его смастерить ребенку busy-board – панель с прикрученными к ней выключателями, ручками, задвижками и прочими предметами, к которым мы обычно не очень любим допускать любознательного малыша. Лучшего подарка на один годик просто не придумаешь! 

5.    В магазинах продается множество наборов для шнуровки и застегиванию молний, но практика показывает, что малышу куда интересней осваивать папин ботинок или мамину куртку для приобретения полезных навыков! 

На кончиках ваших пальцев, мелкая моторика - Младенцы и дети ясельного возраста

На кончиках ваших пальцев, мелкая моторика

Мероприятия для детей ясельного возраста

НАСТРОЙКА ОБЛАСТИ

Несколько раз проведите рукой по разноцветным кускам плотной бумаги и вырежьте их. Подвесьте их к потолку в детском саду.

ПУТИ И ПЕРЕХОДЫ

Засыпка хлопьев
Вам потребуются пластиковые контейнеры с крышками.Вырежьте небольшие отверстия в каждой крышке и снова поместите их в соответствующие емкости. Раздайте каждому ребенку контейнер и небольшое количество сухих хлопьев. Призовите детей вставлять хлопья в контейнер по одному кусочку через отверстие, вырезанное в крышке. Когда их контейнер наполнится, позвольте детям открыть его и съесть кашу. Вариант: Вы можете вырезать второе отверстие в дне каждого контейнера. Малышам понравится трясти контейнер, чтобы из него выпали хлопья.

Массаж пальцев
Выдавите ложку увлажняющего лосьона на ладонь и массируйте ее руками ребенка во время смены подгузников.Обязательно массируйте каждый палец. Вы можете использовать следующий стишок, чтобы сделать это занятие еще более привлекательным для самых маленьких.

Хожу по саду (нежно ласкаю руку ребенка)
Удаляю большие камни (притворяюсь, что выдергиваю несколько камней из руки ребенка)
Раздавливаю сорняки (осторожно нажимаю пальцами на руку ребенка)
И сажаю крошечные семена (пощекотайте руку ребенка)
Здравствуйте, миссис Рейн (несколько раз осторожно постучите по руке ребенка)
Здравствуйте, мистерВетер (нежно подуйте на руку ребенка)
Здравствуйте, мистер Солнце (осторожно подуйте горячим воздухом на открытую руку ребенка)
1, 2, 3, 4, 5 ... счастливые маленькие цветочки (помассируйте каждый палец по одному)

СЕНСОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (прикосновение и вкус)

Кончики пальцев в йогурте
Намажьте тонкий слой ванильного йогурта на тарелку или миску. Положите чернику на йогурт так, чтобы она была наполовину погружена в йогурт. Призывайте младенцев и малышей кушать чернику пальцами один за другим.Йогурт имеет интересную консистенцию для самых маленьких. Более того, цветовой контраст черники на белом йогурте побудит детей манипулировать ими и есть их.


СЕНСОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (потрогай и посмотри)

Подносы для кубиков льда
Мне нравится использовать пустые подносы для кубиков льда, когда я перекусываю. Разложите по разным типам продуктов в каждой секции. Например, вы можете поместить чернику в одну секцию, кубики сыра в другую, крошечные крекеры в третью часть и так далее.Позвольте детям брать пищу пальцами во время перекуса.


ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО

Разложение каталога

Собрать несколько старых каталогов. Идеально подходят толстые каталоги Sears, но подойдут и журналы. Пусть младенцы и дети ясельного возраста манипулируют каталогами, как они хотят, для простого упражнения на мелкую моторику. Через некоторое время покажите им, как они могут рвать страницы. Если кому-то это покажется сложной задачей, сделайте крошечные прорези внизу нескольких страниц, чтобы упростить задачу детям.Добавьте пластиковые контейнеры, которые дети могут заполнить и опустошить с разорванными и мятыми страницами каталога.

Вариант с бумагой
Если у вас нет под рукой каталогов или журналов для предыдущего занятия, используйте бумагу. Используйте бумагу, которая уже есть в вашей мусорной корзине. Упаковочная бумага интересна маленьким рукам, так как она очень легко рвется.

НРАВСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Веревка для белья
Распечатайте фотографии детей в вашей группе, а также фотографии людей, которые играют важную роль в их жизни.Повесьте веревку для белья в детском саду на уровне детей. Используйте деревянные или пластиковые прищепки, чтобы повесить фотографии на веревке для белья. Позвольте младенцам и малышам брать картинки пальцами. Покажите детям постарше, как они могут повесить картинки на веревку для белья. Требуется надзор.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Разведка под пеной
Налейте воду в неглубокую емкость. Добавить пену для ванны и перемешать до образования густого слоя пузырьков.Добавьте несколько крошечных предметов, которыми дети в вашей группе могут безопасно манипулировать. Поощряйте младенцев и малышей брать руками по одному предмету за раз. Позвольте им изучить каждую из них в течение нескольких минут, прежде чем снова попросить их спрятать ее под пузырями (постоянство объекта).

Разноцветные кончики пальцев
Нарисуйте кончик пальца. Покажи малышам свой палец и назови цвет. Осторожно потрите пальцами кончики пальцев малышей, чтобы передать цвет.Вариант: при желании вы можете изучить простую цветовую комбинацию, применив один цвет на кончике пальца и другой цвет на кончиках пальцев малышей. Например, если вы нанесете желтую краску на кончик пальца и синюю краску на кончик пальца малыша, когда вы потрете пальцы вместе, вы увидите появление зеленого цвета. Назовите цвета.


ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И АВТОМОБИЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Полунадутые пляжные мячи
Чтобы маленьким детям было легче схватить мячи, выпустите воздух из нескольких пляжных мячей, чтобы они были примерно наполовину надуты.Поскольку пляжные мячи очень легкие, они идеально подходят для маленьких ручек. Эта деятельность требует постоянного присмотра.

Самодельный сортировщик формы
Развивайте у детей мелкую моторику, создавая собственный сортировщик формы, который проще, чем купленные в магазине версии для самых маленьких. Вам понадобится пластиковый контейнер с крышкой. Вырежьте в крышке отверстие, достаточно большое, чтобы дети могли легко вставить выбранные вами предметы. Например, вы можете использовать деревянные кубики, мячи для пинг-понга, фигурки и т. Д.Закройте контейнер крышкой и предложите младенцам и малышам вставлять предметы в контейнер через отверстие в крышке.

ЯЗЫКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пальчиковые куклы
Соберите все пальчиковые куклы, какие сможете найти. Поместите по одной кукле на каждый палец и получайте удовольствие, перемещая их и заставляя их «разговаривать» с младенцами и малышами. Это идеальное упражнение для изучения языка по этой теме!

Chantal Millette
Воспитатель дошкольного образования


Educatall.com не несет ответственности за содержание этой статьи. Информация, упомянутая в этой статье, является ответственностью автора. Educatall.com не несет ответственности за какие-либо судебные разбирательства или проблемы, возникшие в связи с этой статьей.

Мелкая моторика - Снижение моторики - Неврологические проблемы - Проблемы - Педиатрия - Что мы лечим

Что такое мелкая моторика в педиатрии?

Мелкая моторика включает в себя мелкие мышцы тела, которые обеспечивают движения в таких областях, как руки, пальцы и глаза.Мелкая моторика также отвечает за координацию между этими областями, то есть координацию рук и глаз. Мелкая моторика позволяет принимать пищу, писать, хвататься за предметы, печатать и одеваться. Эти навыки также известны как мелкая моторика.

Способность выполнять мелкую моторику развивается со временем и в раннем детстве. Навыки начинаются с захвата более крупных предметов, а затем постепенно развиваются в движения, требующие более четкой координации рук и глаз, такие как рисование и застегивание одежды.

Вверху: Работа над улучшением мелкой моторики посредством игры.

Нарушения мелкой моторики у детей

Эффективная мелкая моторика чрезвычайно важна для повседневной деятельности. Проблемы в развитии у ребенка мелкой моторики могут возникать по многим причинам и могут быть результатом неврологических нарушений, болезни, задержки развития или травмы. Слабость мелких мышц, отвечающих за эти движения, повлияет на способность ребенка выполнять такие действия, как:

  • Одежда
  • Самостоятельное питание
  • Письмо
  • Использование компьютера
  • Уход
  • Эффективная стирка
  • Перелистывание книги
Вверху: Проверка мелкой моторики с помощью упражнений под руководством терапевта.

Симптомы мелкой моторики у детей

Дети со слабостью мелкой моторики могут также иметь такие симптомы, как проблемы с восприятием, плохие навыки слуховой памяти, снижение уверенности в себе как оратора и слушателя, а также плохие навыки вербального понимания.

Срок разработки

Как показано ниже, у ребенка наблюдается нормальная картина развития мелкой моторики. Если ребенок отстает от графика, у него могут быть проблемы с мелкой моторикой.

6 месяцев
Использует обе руки, чтобы тянуться к предметам и хвататься за них. Иногда будет пользоваться одной рукой.
Захватывает объект всей рукой.
Может передавать предмет из одной руки в другую.

12 месяцев
Подбирает мелкие предметы.
Использует клещи большим и указательным пальцами.
Достигающие и захватывающие действия становятся одним плавным действием.

18 месяцев
Быстро захватывает мелкие предметы с помощью тонких клешней.
Держит карандаш в середине или вверху всей рукой или пытается захватить его большим пальцем или пальцами.
Начинает показывать благоприятные руки.

2 года
Может быстро и точно подбирать и размещать крошечные предметы.
Держит карандаш рядом с острием и использует большой палец и пальцы рук.
Может переворачивать отдельные страницы в книге.

3 года
Совместно обеими руками можно построить башню из десяти блоков.
Может пользоваться карандашом с хорошим контролем.
Можно резать игрушечными ножницами.

4 года
Могут использовать блоки для наведения небольших мостов по запросу и небольших шагов для демонстрации.
Может имитировать прикосновение к каждому пальцу большим пальцем.
Умеет пользоваться карандашом с правильным хватом и контролем, как взрослый.

Что может сделать физиотерапия для помощи детям со сниженными мелкими моториками?

Физиотерапия - очень ценный метод лечения, помогающий развить важную мелкую моторику. Специалисты-физиотерапевты Physio.co.uk проведут тщательную оценку вашего ребенка, направленную на определение основных проблем, влияющих на развитие мелкой моторики. Затем результаты оценки предоставят физиотерапевту четкие варианты лечения, которые помогут улучшить мелкую моторику ребенка.Слабости мелкой моторики можно улучшить с помощью терапии, которая основана как на развлечениях, так и на функциональной основе и включает в себя ряд мероприятий, в том числе:

  • Рубки
  • Письменная деятельность
  • Размещение предметов в правильных местах
  • Трассировка и раскраска
  • Навыки самообслуживания напр. мытье, купание, запирание и отпирание дверцы, открывание и закрывание банок, переноска
  • Заправка напр. пуговицы, шнуровка, завязка, застежка, кнопки, молния и т. д.
  • Предварительная запись или рисование, например точка за точкой из фигур, изображений, предметов, цифр и букв
  • Упражнение на набор текста
  • Складные работы
  • Сортировка - мелкие предметы, такие как канцелярские скрепки, винты, болты, кнопки и т. Д.
  • Скрепление предметов вместе - с помощью колышков, канцелярских скрепок и т. Д.
  • Отслеживание и лабиринт
  • Лепка из глиняного пластилина или теста
  • Живопись и полиграфия
  • Пазлы и колышки
  • Строительные блоки, конструкторы Lego, домкраты или шарики
  • Компьютерное изображение и дизайн
  • Швейная деятельность
  • Пальчиковые куклы

Каковы преимущества физиотерапии для детей с нарушением мелкой моторики?

Физиотерапия может иметь несколько преимуществ для детей с ограниченными навыками мелкой моторики.Они могут включать:

  • Улучшение контроля ребенка за небольшими движениями
  • Улучшение координации ребенка при небольших движениях
  • Повышение подвижности ребенка
  • Улучшение общих функций ребенка, таких как письмо и одевание

Резюме

Мелкая моторика - это мелкие мышечные движения, которые отвечают за движения в таких областях, как руки и пальцы, в координации с глазами.Проблемы с развитием мелкой моторики могут вызвать у ребенка трудности при выполнении определенных действий, таких как письмо, рисование и уход за собой. Физиотерапия - это эффективный метод лечения, помогающий улучшить развитие мелкой моторики ребенка, которая могла быть нарушена в результате неврологических состояний или других нарушений. Специалисты-физиотерапевты Physio.co.uk проведут оценку для выявления проблем вашего ребенка и предложат план лечения, включающий ряд мероприятий.

Чтобы записаться на прием или получить дополнительную информацию о детской мелкой моторике, свяжитесь с нами или позвоните по телефону 0330 088 7800 .

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Есть много занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальцами.Также будут интересны статьи о развитии ребенка в системе Монтессори, а также игры Монтессори.

Рассмотрим самые простые и эффективные игры:

  1. Массаж ладоней

Это самый простой и универсальный для любого возраста метод развития мелкой моторики. Пальцем проведите руками по малышу, погладьте и помассируйте его. Сопровождайте свои действия веселыми песнями.

  1. Хлопните в ладоши

С детства все знают игры «Хлопни в ладоши».Эти занятия научат самых маленьких выпрямлять пальцы и хлопать в ладоши.

  1. Отрывная бумага

Это упражнение подходит для детей от 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Малыш с удовольствием это почувствует, начнет вертеть в руках и рвать. Это упражнение развлечет и развлечет.

  1. Перелистывание

Через год рваную бумагу можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

  1. Бусины

Детям нравится разбирать мелочи, что очень полезно. Поэтому вы можете надеть бусины с бусинками разного размера и формы. Ребенку будет приятно и интересно потрогать их пальцами.

  1. Укладка и сортировка игрушек

Эти игрушки удобны тем, что их можно складывать друг в друга. Эта игра формирует у ребенка представление о размерах предметов.

  1. Злаки

Положите в миску любую крупу и дайте ее ребенку.Эта игра развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

  1. Крупы баночки

Поместите разные крупы в банки и дайте ребенку по очереди опустить каждую руку в каждую банку. Так он или она сможет прощупывать разные зерна и брать их пальцами. Вы можете усложнить задачу. На глазах у ребенка закопайте в кашу какой-нибудь небольшой предмет и дайте банку. Пусть ваш ребенок попытается найти этот предмет.

  1. Рисунок на песке

Насыпьте песок на коробку для занятий Art Light.Возьмите палец ребенка в руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур - линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задачу.

Развитие клещей для детей

Если ваш ребенок изо всех сил пытается поднять мелкие предметы с пола, взять еду со своей тарелки, держать и перемещать зубную щетку или карандаш для письма, то это может быть связано с плохим захватом клешней.

Я ежедневно работаю с детьми, которым требуется мой вклад в развитие клещей, поэтому я подумал, что дам несколько советов и рекомендаций по занятиям, которые вы могли бы использовать дома, в школе или в дороге, чтобы поддержать развитие клешней вашего ребенка. понять.

Что такое клещи?

Пинцетный захват позволяет ребенку поднимать мелкие предметы большим и указательным пальцами, ребенок обычно развивает этот захват в возрасте 10–12 месяцев. Наличие сильного захвата клешнями важно для развития мелкой моторики и функциональных навыков, таких как почерк, кормление, использование инструментов, одевание, игры, манипуляции с игрушками и открытия. Клещи - естественная часть развития хватки ребенка и важный фактор в развитии самостоятельности в значимых занятиях.

Сенсорная обратная связь

У многих детей может быть плохой захват клешнями из-за отсутствия сенсорной обратной связи и / или ощущений в кончиках пальцев, что приводит к тому, что ребенок использует больший захват или недостаток захвата удерживать предмет между пальцами и большим пальцем. Поэтому, прежде чем начинать упражнение, направленное на развитие хватки клешней, важно обратить внимание на руки и пальцы ребенка. Привлекая внимание мозга к этой части тела, он усиливает сенсорные рецепторы в руках и пальцах, одновременно повышая внимание и осведомленность.

Сенсорные стратегии в помощь (общие):

  • Theraputty.
  • Сенсорные лотки с различными тактильными входами.
  • Ручной массаж и отжимание.
  • Пальчиковая аэробика.
  • Используйте контраст с руками и пальцами: горячие и холодные, грубые и мягкие, влажные и сухие действия.
  • Инси винси паук стишок.
  • Использование зеркала для привлечения внимания к рукам.

Движение и сила

Правильная сила пальцев позволит ребенку контролировать движение пальцев, необходимое для того, чтобы брать предметы, которые им нужны, и использовать их соответствующим образом для занятия.Чтобы использовать развитый захват клешнями, требуется множество движений рук, в том числе: противопоставление большого пальца, сгибание и разгибание большого пальца и пальца, изоляция пальцев, манипуляции руками и пальцами. Ниже приведен список забавных занятий, нацеленных на различные движения пальцев, которые требуются ребенку, и на развитие силы пальцев.

ОТ Мелкой моторики - Центр синдрома Дауна

Трудовая терапия и мелкая моторика

Короткие дни и длинные вечера зимой могут быть трудными, чтобы заняться чем-нибудь.Есть много занятий, которые можно выполнять дома, которые доставляют удовольствие, одновременно развивая мелкую моторику. Были выбраны различные занятия, которые понравятся широкому кругу людей в возрасте от примерно 4 до 12 лет , а также содержат различные мероприятия, которые может понравиться как мальчикам, так и девочкам, или обоим!

TheraPutty - это увлекательный способ для детей развить ловкость захвата, укрепить руки, оставаться внимательными, развивая мелкую моторику рук и пальцев.Развивая силу рук вашего ребенка, он облегчит плавную мелкую моторику, почерк и навыки повседневной жизни. TheraPutty - это тесто стойкого типа, которое укрепляет мелкие мышцы рук и пальцев. Каждый цвет относится к определенной прочности: от Extra-Extra-Soft, Extra-Soft, Soft, Medium, Firm Exra-firm. Срок службы TheraPutty довольно долгий, потому что продукт не высыхает, и он будет таким же, когда в следующий раз возьмете его в руки.

Упражнения: Перед тем, как начать, убедитесь, что выбрали TheraPutty правильного цвета, и выполняйте упражнения в зависимости от навыков ребенка.У каждого ребенка будут разные сильные стороны и навыки, которые необходимо учитывать. Приведенные ниже упражнения TheraPutty должны быть индивидуальными, простыми для понимания и увлекательными.

Поместите монеты в шарик с замазкой и попросите ребенка найти их и вытащить по одной. (Следите за ребенком на протяжении всего этого упражнения).

Скатайте замазку в шарик, раскатайте по твердой поверхности, попеременно руками, затем сожмите ее ладонью.

Попросите детей равномерно надавить и скатать шпатлевку в форму бревна. . Поочередно раскатывая замазку по столу и между двумя руками.

Когда бревно сделано, его можно превратить в змею , а затем сделать шипы для змеи. Это можно сделать, поощряя ребенка с помощью указательного и большого пальца ущипнуть замазку .

Пазлы и пазлы: Разрабатывает клещи и держатели штатива (также работает над координацией рук и глаз, планированием и визуальным восприятием)

Игрушечные машинки: Развивает всю силу рук, перекатывая машины вперед и назад, а также участвуя в гонках с другими, будет способствовать сохранению сцепления дольше.

Строительство башен из маленьких кубиков лего: посоветуйте ребенку скопировать уже построенную модель.Используйте кубики разного цвета, чтобы стимулировать выбор и распознавание цвета.


Использование пинцета для захвата мелких предметов. Начните с легких предметов, ваты и переходите к более тяжелым предметам, мелким камням или игровым операциям. Пинцет может варьироваться в зависимости от хватки ребенка, начиная с простого и переходя к более тонкому по мере необходимости.

Раскраска - использование маленьких толстых мелков для раскрашивания различных материалов e.грамм. бумагу, карточку и попробуйте положить бумагу на наждачную бумагу, это даст ребенку хорошую обратную связь.

Колышки: Возьмите средний квадрат из жесткого гофрированного картона (из старой коробки) и несколько цветных колышков. Убедитесь, что это те, которые ваш ребенок может сжать на одном конце, чтобы открыть другой. Покажите им, как прикреплять их к краю картона и снимать с него. Расписав на картоне раскрашенные линии, ребенок должен подобрать колышек к цвету.

Губки: отжимание для отжима воды отлично подходит для укрепления рук и предплечий. Помогите мыть игрушки и кукол в раковине или ванне, выдавливая на них губки.

Пузырьковая упаковка: Лопайте пузыри на большом или маленьком пузырчатом пакете, зажимая большим и указательным пальцами или нажимая на пузыри, когда лист размещается на твердой поверхности.

Удачи!

Автор: Аойф Райан

Аойфе Райан - терапевт в Центре синдрома Дауна. Она имеет диплом с отличием в области образования и профессиональной подготовки и степень магистра в области профессиональной терапии. Аойф имеет поведенческий опыт и работает с детьми и молодыми людьми с ограниченными возможностями более пятнадцати лет. Аойфе в основном работала в школах и с семьями дома. Аойф постоянно прогрессирует в своем личном развитии и прошла множество курсов, и это лишь некоторые из них; Лам, «Почерк без слез», «PEC’s» и «Отношения и сексуальность для молодых людей с ограниченными возможностями».Aoife зарегистрирована в CORU и является членом AOTI.

Вернуться на главную страницу профессиональных статей

навыков мелкой моторики, которые необходимо контролировать в развитии вашего ребенка

Наблюдать за нашими детьми, когда они растут, всегда будет увлекательно и увлекательно. Наблюдать за их движением, ростом, открытием и развитием новых навыков всегда будет важной вехой, которую стоит отметить. Как только они рождаются, мы должны контролировать мелкую моторику, чтобы убедиться, что они на правильном пути.Под мелкой моторикой понимаются движения, которые дети совершают с помощью мелких мышц рук. Это может также включать другие движения других мелких мышц. И развитие этой мелкой моторики необходимо и жизненно важно для благополучия наших детей, а также для определения их будущего.

Вот некоторые типичные навыки мелкой моторики, за которыми следует следить у ваших детей:

Дети до 4 месяцев

Они должны уметь сводить и разводить руки или растягивать их даже на короткое время.Помимо этих движений рук, они также должны уметь двигать головой на звуки и голоса, смотреть глазами на движущиеся объекты и следить за ними взглядом, а также поднимать голову и плечи от пола, лежа на животе.

Дети до 8 месяцев

Они должны быть в состоянии дотянуться до мелких предметов, переместиться и схватить их даже на короткое время, чтобы сделать захват или движение, которое включает прижимание большого пальца к указательному пальцу.Сожмите их руки в кулаки и разожмите их. Помимо этих движений рук, они должны иметь возможность самостоятельно переворачиваться и садиться даже на короткие периоды времени.

Дети до 12 месяцев

Они должны уметь передавать предметы из одной руки в другую, поднимать предметы, сжимать движения, тянуться и хвататься за мелкие предметы и продукты питания и подносить их ко рту. Добровольно кладите или отпускайте предметы, ударяйте два предмета вместе и, возможно, складывайте вещи в контейнеры.И помимо этих движений рук, они должны быть более смелыми и активными. Поиграйте с игрушками и положите их обратно или верните вам или их опекунам.

И по мере взросления их движения должны становиться все более динамичными. Важно помнить, что не все дети одинаковы, и они могут расти и развиваться иначе, чем следующий ребенок. Поэтому не стоит сравнивать их с другими детьми и ставить собственный диагноз. Что вы можете сделать, так это принять к сведению некоторые опасения, а затем обратиться за советом к профессионалу.Вы можете записать то, что может показаться задержкой в ​​развитии ваших детей, например:

  • Их руки неподвижны в течение нескольких месяцев
  • Невозможность хватать мелкие предметы
  • По-прежнему держит одну или обе руки сжатыми в кулак
  • Неспособность опереться на животик
  • Невозможно поднять предметы в пределах досягаемости
  • Невозможность сидеть самостоятельно даже на короткое время
  • Невозможно перевернуться, чтобы получить предметы

Записав их все, вы сможете найти нужные места и людей, которые помогут вам найти лучшие варианты помощи вам и вашим детям.

Если вы когда-нибудь обеспокоены и обеспокоены этой темой или у вас возникнут другие вопросы относительно развития вашего ребенка, мы будем более чем рады вам помочь! Вы можете связаться с нами сегодня и сделать рекомендацию.

Что такое общие навыки моторики и навыки мелкой моторики?

Мы часто слышим эти термины, когда вы находитесь среди детей. Вехи, моторика, мелкая моторика, крупная моторика….

Что это такое и почему они важны для вас и с точки зрения физиотерапевтов? Наш физиотерапевт из Оквилля Кристина подробно рассмотрит эти темы здесь!

Что такое моторика?

Двигательные навыки - это усвоенные модели движений, которые являются результатом совместной работы мозга, нервной системы и мышц.Большинство моторных навыков отмечены определенными вехами детства.

Что такое крупная моторика?

Большая моторика - это более крупные движения, не требующие особой ловкости. Они выполняются более крупными мышцами, работающими вместе, такими как мышцы рук, ног и туловища. Ползание, балансировка, ходьба и прыжки - примеры крупной двигательной моторики.

Поймать, бросать и пинать - это примеры крупной моторики, связанной с управлением объектами.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это небольшие движения, требующие большей точности и отточенности. Они выполняются более мелкими мышцами, такими как мышцы рук, пальцев рук и ног или губ и языка во время разговора. Например, собирать мелкие предметы, пользоваться столовыми приборами, писать, резать ножницами, рисовать или играть на пианино и т. Д.

Интересно, что развитие мелкой моторики поддерживается наличием сильного ядра, а также мышц, расположенных близко к туловищу.Сила плеч, бедер, спины и груди и выносливость помогает обеспечить стабильную опору для работы ваших мелких мышц.

Какие моторные вехи?

Двигательные вехи - это основные задачи развития, которые выполняются в течение определенного периода развития. Обычно они отслеживаются на регулярных приемах к педиатру с вашим ребенком.

Например, подтягивание к стойке и перемещение по мебели - это грубая моторика, обычно достигаемая в 10–12 месяцев.Использование большого и указательного пальцев для подбора мелких предметов - это мелкая моторика, обычно развиваемая в 10-12 месяцев.

Существуют и другие типы вех, такие как сенсорные, коммуникационные и кормовые вехи.

Моторная веха логично переросла в другие задачи. Например, время «животик» и «подпирание живота» помогают укрепить заднюю часть шеи и плечи. Это помогает перейти к позициям с четырьмя точками. Четыре точечных положения (руки и колени) помогают укрепить мышцы кора, бедер и плечевого пояса.Достижение четырехточечных позиций помогает перейти к ползанию.

Какова роль физиотерапии в развитии моторики?

У детей может быть задержка в освоении определенных моторных навыков по разным причинам.

Например, расстройство координации развития (DCD). Поскольку дошкольные годы (возраст 3-5) часто являются критическим периодом для обучения определенным двигательным навыкам, если у вашего ребенка возникают трудности, лучше всего решать их на ранней стадии, чтобы избежать дальнейших задержек в будущем.

Ваш учитель фишек может упомянуть, что их беспокоит то, как ваш ребенок двигается. Вы можете даже заметить, когда они играют с другими детьми их возраста, что они не соответствуют навыкам бега, прыжков и игры с мячом.

Кроме того, после травмы в любом возрасте может потребоваться повторное обучение или совершенствование определенных моторных навыков. Например, возвращение к обычной активности после перелома. Частью этого является восстановление силы, диапазона движений, проприоцепции, скорости, выносливости, а также соответствующих моделей движений.

Физиотерапия для ребенка может включать в себя определенные реабилитационные упражнения и стратегии, которые помогут развить, переучить или усовершенствовать отсутствующие или задержанные двигательные навыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *