Мелкая моторика и развитие речи: МЕЛКАЯ МОТОРИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Содержание

МЕЛКАЯ МОТОРИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 373

Н.В. Уланова

МЕЛКАЯ МОТОРИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются направления, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Представлен комплекс упражнений на развитие мелкой моторики.

Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольники, развитие речи, речевое развитие, пальчиковые упражнения.

В настоящее время все более актуальной становится проблема полноценного развития детей дошкольного возраста. Важную роль в успешности речевого развития ребенка играет сформированность мелкой моторики.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики очень важно еще и потому, что вся жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы при одевании, рисовании, а также выполнении разнообразных бытовых и учебных действий.

Мелкая моторика пальцев рук — «совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций» [1].

Исследованием мелкой моторики рук дошкольников занимались такие ученые как, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова и др.

М.М. Кольцова говорит о том, что хорошо развитая мелкая моторика рук оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка. Проведя несколько исследований и наблюдений, она пришла к выводу, что если движений пальцев рук соответствует возрасту, то и развитие речи в пределах нормы, а если же развитие пальцев рук отстает, то и соответственно отстает речевое развитие, хотя общая моторика при этом, может быть в норме.

Также, М.М. Кольцова подчеркивала то, что связь функции кисти рук и речи настолько тесна и значительна, что тренировку пальцев рук, возможно, рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей [2].

Рассмотрим различные направления, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук:

Первое направление — пальчиковые игры и упражнения. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к рисованию и письму (кисти рук становятся подвижными, гибкими, исчезает скованность движений) [4]. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста рекомендуется проведение игр до 3-5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста до 10 минут в день. В ходе пальчиковых игр вырабатывается ловкость, координированность, концентрация внимания.

Второе направление — игры с прищепками

Вариантом развития мелкой моторики рук, закрепления сенсорных навыков и пространственных представлений являются и игры с прищепками.

© Уланова Н.В., 2014.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2014. №4(31). Том II

Главная цель использования прищепок — это развитие тонких движений пальцев рук [3]. За основу, в практическом использовании данного направления мы взяли книгу Ю.А. Фадеевой, Г.А. Пичугиной, И.И. Жилиной «Игры с прищепками: Творим и говорим», в которой предложена система упражнений, основанная на принципе постепенного усложнения действий и речевого материала.

Третье направление — музыкально-ритмические упражнения.

Эти упражнения используются у детей с большой любовью, вызывают веселое настроение, так как строятся на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования.

Четвертое направление — изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность, по мнению И.А. Грошенкова требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, необходимо не только определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать свое внимание на руке [1].

В практике мы используем: лепку из пластилина и глины, рисование карандашами, обведение контуров, штриховку, раскрашивание картинок,

В целом, понимается особое значение включение заданий на развитие мелкой моторики, но интерес представляет то, что в деятельности педагога важную роль играет его творчество.

Вашему вниманию предлагаем комплекс упражнений на развитие мелкой моторики по направлениям, представленными нами:

1. Пальчиковое упражнение «Птичка» Пальчики — головка,

Крылышки — ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены; большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими [4].

2. Взрослый читает стихотворение, а ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки.

«Птичка»

Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Открытая прищепка наклоняется к поверхности стола и закрывается (повторить несколько раз). Рука возвращается в исходное положение [3].

Птичка клювом повела, Птичка зернышки нашла. Птичка зернышки склевала, Птичка вновь защебетала.

3. Потешка «Паучок»

Взрослый напевает потешку, а дети соединяют пальчики правой и левой руки по показу, которые соответствуют коротким звукам. (1-4 строчка). Затем дети выполняют хлопок на длинные звуки по показу взрослого(5-8 строчка). Пау — пау — паучок, Паутиновый жучок, Семь ночей не спал, Сон про лето ткал, Сон про солнышко — колоколнышко, Сон про солнышко — колоколнышко, И про дождь грибной, И про нас с тобой.

4. Контурное изображение ласточки.

Обводим по контуру изображение ласточки и заштриховываем его: хвост линиями по вертикали, все остальное — линиями по горизонтали.

Развитие мелкой моторики является одним из показателей речевого развития ребенка. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики — интеллектуально и эмоционально развит, логически рассуждает, у него достаточно сформированы все стороны речи.

Библиографический список

1. Грошенков И.А. О преподавании рисования во вспомогательной школе. / Методические рекомендации и планирование. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. 48 с.

2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Ру-зина. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с.

3. Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим. / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина, И.И. Жилина. М.: ТЦ Сфера, 2011. 64 с.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». СПб.: Лань, 1999. 32 с.

УЛАНОВА Наталья Вячеславовна — студент, Уральский государственный педагогический университет.

Развитие речи и мелкой моторики

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.   

Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы [1, с.206].
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [3, с.267].

Мелкую моторику можно развивать различными способами, например игры с мелкими предметами, всевозможные упражнения с элементами письма, массаж кистей и пальцев, лепка и различные пальчиковые игры.
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше [4, с.115].
Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова»
Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают — тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела) [2, с.286].
Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции[5, с.124].

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с нарушениями речи очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи[1, с.206].
Пальчиковые игры — это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение[1, с.206].
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  • сделать рывок в развитии речи — улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
  • предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  • развивать внимание, терпение, внутренний тормоз — умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возникновение неврозов;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  • а если ребёнок — маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Список используемой литературы

  • Кольцова М.М., Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.- 206 с.
  • Краузе Е.Н., Логопедия. Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2003.- 286 с.
  • Крупенчук О.И., Развиваем мелкую моторику. ООО Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург. 2002. — 267 с.
  • Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО «Издательство АСТ» 2000. — 115 с.
  • Рузина М.С., Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург. 2000.- 124 с.

 

Мелкая моторика как средство развития речи у детей

Как подготовить ребёнка к школе? Один из практических ответов на этот вопрос — развивать у него мелкую моторику и улучшать координацию движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, более полноценно строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речевого развития обнаруживаются особенно чётко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму. А также является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания. Развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Реализация стандартов второго поколения в начальной школе и дошкольном образовании предполагает активное включение детей в познавательный процесс. При этом дети 6-9 лет не всегда обладают достаточно сформированными навыками мелкой моторики. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности это выражено у городских детей. Родители покупают куртки на молнии, ботинки на липучках, что не требует усилий со стороны ребёнка и значительно экономит время. Но насколько это полезно? В результате младшие школьники не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. У детей не развита мелкая моторика, и, как следствие, ребята неловко держат ручку, карандаш.

Мы считаем, что использование развивающих пособий целесообразно в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Основной целью создания и применения дидактических пособий является развитие творческих способностей детей, мышления, памяти, внимания, воображения, речи, мелкой моторики.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но не всегда можно найти игру той направленности, которая необходима для достижения поставленной на занятии цели. Развивающие пособия можно сделать самостоятельно, затратив на это совсем немного времени и средств. Их создание предполагает включённость не только педагогов, но и самих детей, которые могут выполнять отдельные детали задуманного пособия во время внеурочной деятельности, в группах продлённого дня, на уроках технологии.

Звуковой паровозик
Игра способствует развитию фонематических процессов.

Пример использования. Заранее с детьми обговариваются условные обозначения: паровозики обозначают заглавные буквы, начало слова, красный цвет — гласные, синий цвет — твёрдые согласные, зелёный цвет — мягкие согласные. При помощи паровозиков и вагонов ребёнку необходимо составить звуковую схему слова.

Мемори
Игра помогает развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Пример использования. Фишки перемешиваются и раскладываются рядами «рубашкой» вверх. Ребёнок открывает по 2 фишки. Если открыты одинаковые фишки, то ребёнок забирает их себе и открывает следующую пару. Если фишки не совпадают, он кладёт их на прежнее место и продолжает поиск одинаковых, запоминая расположение уже «раскрытых» фишек.

Пальчиковый театр
Увлекательная дидактическая игра, стимулирующая развитие мелкой моторики. Развивает также пространственное восприятие, воображение, память, мышление, внимание, словарный запас. Активизирует речевые функции, формирует творческие способности.

Пример использования. Разыгрывание уже известных сказок (в зависимости от наличия героев), придумывание своей сказки, описание каждого персонажа (обучение описательному рассказу).

Цветочек
Пособие способствует развитию мелкой моторики, классификации, обобщению понятий, развитию грамматического строя речи.

Пример использования. Необходимо расстегнуть «цветок», собрать в корзину только детали с жёлтого лепестка, посчитать их количество (добиться, чтобы ребёнок достиг полного ответа, обсудить с ним, что именно он собрал, как это можно назвать одним словом).

Логопедическая собака
Использование пособия позволяет детям легко усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении звуков, выработать ловкость и умение управлять своим языком, самостоятельно без труда находить допущенные ошибки при выполнении артикуляционных упражнений, повысить интерес к логопедическим занятиям.

Пример использования. Во время проведения артикуляционной гимнастики ребёнок при помощи собаки моделирует правильное положение языка, двигает его, выгибает, затем самостоятельно воспроизводит эти движения.

Развивающий коврик «Дикие и домашние животные»
Пособие способствует развитию зрительного восприятия, речи, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, знакомит с понятиями «дикие и домашние животные» и помогает дифференцировать их.

Пример использования. Ребёнок запоминает расположение животных на коврике. Затем педагог снимает с коврика животных, и ребёнок должен прикрепить их обратно на прежние места. Свой выбор местоположения животного ребёнок комментирует полным ответом.

Разложи по цвету
Игра стимулирует зрительное, тактильное восприятие, способствует развитию мелкой моторики, мышления, помогает при изучении основных цветов.

Пример использования. Ребёнку необходимо разложить горошины в корзинки по цветам. Из предложенных горошин нужно выбрать только горошины определённого цвета.

Массажный коврик
Способствует профилактике развития плоскостопия, нарушений осанки, развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Пример использования. Ребёнок проходит по коврику в носках, наступая целой ступнёй, на носочках, на пятках. Выполняет задания шнуровки, прикрепляет детали.

Развивающий кубик
Пособие направлено на развитие мелкой моторики, мышления, внимания, памяти, а также обеспечивает сенсорное развитие.

Пример использования. Выполнить задания на гранях кубика. Они могут быть разнообразными — шнуровка, распределение геометрических фигур, прикрепление деталей на пуговицы, липучки и т.д.

Татьяна Городова, педагог-психолог
Алёна Короленя, учитель-логопед
МАОУ «Гимназия №1», г. Белгород

Развитие речи у детей и мелкая моторика -Полезно знать

Учеными доказано, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим физическим и психическим развитием ребенка.

Речь – это инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. 

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», – заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант.

Развитие моторики ведет за собой развитие речи.

 Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. 

Прежде всего, важно понимать, что четких сроков для того, чтобы знать, когда кроха начнет говорить, просто нет. Именно поэтому, хотя дети и произносят первые слова примерно в одинаковое время – 9-10 месяцев, это вовсе не гарантирует их дальнейшее одинаковое развитие. Так, в два-три года один ребенок уже разговаривает короткими и понятными предложениями, а другого крайне сложно понять. В целом же стоит ориентироваться на следующий этап: если к трем годам речь малыша больше похожа на лепет, то нужно обязательно обратиться к логопеду.Еще один немаловажный момент – речь самих взрослых. До 11 месяцев малыш запоминает 5-12 слов в месяц, а в год это количество возрастет до 20-45 слов. Поэтому родителям очень важно не коверкать слова, разговаривая с крохой на его языке, а четко называть предметы, и стараться говорить понятными правильными предложениями. От слов – к предложениям. Как же происходит формирование связной речи у детей? Связная речь подразумевает под собой умение не только произносить монологи, но и вступать в диалог. Разумеется, эти задачи будут различными для малышей до 3х лет и, например, дошкольников. Первые слова ребенка представляют собой реакцию на ситуацию. «Мама» будет означать и присутствие мамы в комнате, и попытку ее позвать, и то, что мама сейчас кушает (умывается, читает). «Ав-ав» означает и нарисованную в книжке собаку, и реакцию на услышанный собачий лай. Но постепенно ребенок начинает понимать, что слова могут иметь и побуждающий эффект: если сказать «ам», то тебе предложат еду, если сказать «ди» (иди), то взрослый пойдет в нужном направлении.

Этапы формирования речи у детей происходят следующим образом: На первом году жизни – это понимание речи, подражание ей, развитие голосовых реакций;

На втором году начинает развиваться словарный запас, появляется активная речь;

На третьем году у малыша не только обогащается словарный запас, но он начинает овладевать различными грамматическими формами и синтаксическими конструкциями.

Нужно учитывать, что уже к двум годам ваш малыш понимает огромное количество слов – даже если сам их пока не произносит. Это так называемый пассивный словарный запас. Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает понимать инструкции взрослых – произвести определенные действия (пойдем спать, будем играть, пора кушать, нужно умыться). Это дает огромные возможности для его развития и совместных игр с предметами. После двух лет малыш уже в состоянии понимать и рассказы, иллюстрируя их своими действиями. Что могут сделать родители для формирования связной речи у детей? Это чтение книжек с иллюстрациями, разучивание стишков и потешек, и, конечно, обогащение словарного запаса. Ведь одни родители говорят в ответ на вопрос ребенка «Это мяч», а другие добавляют: «Мяч красный, мяч круглый, мяч большой».
Этапы развития речи:

Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:

  • крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
  • гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
  • лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.

Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте

Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.

С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).

К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.

Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.

В нашем клубе все развивающие занятия включают в себя развитие мелкой моторики, как один из инструментов развития речи. Опытные педагоги- логопеды дефектологи уделяют особое внимание развитию речи, включая в программы занятий необходимые для этого игры и упражнения. Также логопедом проводятся тестирование и индивидуальные занятия по предварительной записи.

31.08.2018, 1385 просмотров.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

 

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетикофонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте.

Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»

 1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

 2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

 3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

 4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

 5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

 6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

 7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

 8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

 9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

 10.Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

11.Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

 12.Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

 13.Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

 14.Игры в мяч, с кубиками, выкладывание мозаики. Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не будут утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом, для ребенка, так и для окружающих,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие речи.

Развитие мелкой моторики развитие мелкой моторики и развитие речи

Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности

Подробнее

Обведи по контуру и раскрась

Обведи по контуру и раскрась Основные этапы развития мелкой моторики у детей 0-3 месяца физиологический гипертонус (ручка сжата в кулачок). 3-4 месяца ребёнок рассматривает свои руки, учится ими управлять:

Подробнее

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЕЛКАЯ МОТОРИКА КОМПЛЕКС СКООРДИНИРОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ТОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЛКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ И КИСТЯМИ РУК И НОГ. В ЭТОМ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ НЕРВНАЯ, МЫШЕЧНАЯ,

Подробнее

дидактические игры».

План работы по самообразованию воспитателя 2016 2017г. г. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика

Подробнее

БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика

Подробнее

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Подробнее

«Речь на кончиках пальцев»

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Речь на кончиках пальцев» (консультация для родителей) Составитель:

Подробнее

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. У детей с задержкой речевого развития наблюдается

Подробнее

Консультация для родителей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 26 Кораблик» Консультация для родителей Сенсорное развитие детей 2-3лет «Что нужно знать каждой маме!»

Подробнее

1. Графические диктанты, ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.)

1. Графические диктанты, ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.) 2. Вырезание по контуру фигур из бумаги (плавное, без отрыва ножниц от бумаги) 3. Лабиринты и

Подробнее

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильнодвигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Подробнее

Развивающие игры с кинетическим песком.

Развивающие игры с кинетическим песком. 1.Кинетический песок помогает развитию мелкой моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно тыкать пальцами, защипывать для развития указательных

Подробнее

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Подробнее

Консультация для родителей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Консультация для родителей Составитель: Музыкальный руководитель Павлова Елена Вячеславовна

Подробнее

Дизайн обложки А. Кузьминой ISBN

УДК 372.3/.4 ББК 74.102 М34 Дизайн обложки А. Кузьминой М34 Математические прописи. Пишем цифры Москва : Издательство АСТ, 2018. 64 c. : ил. (Прописи с методическими рекомендациями). ISBN 978-5-17-106559-1

Подробнее

Дизайн обложки А. Кузьминой

УДК 372.3/.4 ББК 74.102 Т67 Дизайн обложки А. Кузьминой Т67 350 узоров для дошкольников Москва : Издательство АСТ, 2018. 64 c. : ил. (Прописи с методическими рекомендациями). ISBN 978-5-17-106561-4 Пособие

Подробнее

Консультация для родителей.

Консультация для родителей. «Пальчики помогают говорить» Из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории МАДОУ «Центр развития ребенка «Планета детства» Детский сад 98 Гилязовой Айгуль Альбертовны.

Подробнее

ПРОГРАММА «Умные пальчики»

Государственное автономное учреждение Иркутской области ЦЕНТР ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 664022, г. Иркутск, ул. Пискунова-42; т/ф 70-09-40 E-mail: [email protected] Утверждено

Подробнее

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Картотека игр по развитию мелкой моторики Цели: стимулирование речевой активности детей, развитие речи; развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении

Подробнее

Какая польза от поделок

8 Часть 1. Что родители должны знать Какая польза от поделок Пальчиковое рисование Пальчиковое рисование прекрасно развивает мелкую моторику и нервную систему малыша. А это значит, что у вашего ребенка

Подробнее

Навыки мелкой моторики в развитии ребенка и раннем вмешательстве

Вы задаетесь вопросом, соответствует ли развитие вашего ребенка должному уровню? Тели знает, что этот вопрос часто возникает у многих родителей, когда они наблюдают за поведением других детей. Первым беспокойством может быть способность ребенка взять Cheerio или схватить вас за палец. Это некоторые из навыков мелкой моторики, которые необходимы для развития ребенка, и если у ребенка есть проблемы, Служба раннего вмешательства через teli может помочь!

Что мне искать? Трудотерапевты

teli часто слышат опасения от родителей в своих Работа раннего вмешательства.Начиная с оценка поведения и навыков ребенка по сравнению с тем, что ожидается по возрастным ориентирам развития. Это помогает нашему профессиональному Терапевты разъясняют родителям, что им следует искать и как они могут помочь своему ребенку укрепить определенный навык дома.

Какие навыки мелкой моторики должен продемонстрировать мой ребенок и когда?

Навыки мелкой моторики — это небольшие движения, в которых задействованы мелкие мышцы руки, обычно возникающие в возрасте 9-12 месяцев.Некоторый примеры, которые следует искать в вашем ребенке, включают:

  • использовать большой и указательный пальцы, чтобы брать мелкие предметы
  • махать руками до свидания
  • стучать маленькими предметами, например кубиками
  • держать собственную бутылку
  • брать и отпускать игрушки

Почему важна мелкая моторика ?

Навыки мелкой моторики лежат в основе других навыков, которые ваш ребенок будет научиться, например, держать вилку, чтобы есть, или держать карандаш, чтобы писать.Навыки мелкой моторики обеспечивают основу для обучения ребенка самостоятельности, что также позволит им общаться с другими. Ребенок, который комфортно использовать свои навыки мелкой моторики (окрашивание, щипание, хватание и выпускать игрушки) лучше умеет играть с другими и развивать важные социальные навыки. навыки. Это позволяет ребенку научиться делиться и взаимодействовать с другими, очень важная часть их социально-эмоционального роста и развития.

Как играть с ребенком, чтобы развить мелкую моторику?

Игра — необходимая деятельность на пути ребенка к обучению.Специалисты по трудотерапии teli работают с родителями и их детьми, чтобы оценить, на каком этапе развития они находятся, и определить, какие игрушки и занятия могут помочь развить силу и способности в этой конкретной области. Кроме того, рекомендуется, чтобы родители опустились на пол вместе с ребенком и занялись игрой! Вот несколько отличных способов, которые помогут развить мелкую моторику вашего ребенка.

  • Познакомьте детей с новыми игрушками, позволяющими исследовать их, толкать и тянуть.
  • Играйте с кубиками, складывайте их и получайте удовольствие, сбивая их!
  • Играйте с пластилином, сжимая его между пальцами, формируя формы и ощущая текстуру.
  • Собирайте большие деревянные пазлы, собирая кусочки и раскладывая их по местам.
  • ОЧИСТКА. Любимица родителей! — собирать игрушки и класть их в ящик для игрушек
  • Создавать шедевры рисуя пальцами
  • Кормите себя, как бы не было грязно!

Раннее вмешательство Услуги могут помочь вашему ребенку достичь основных этапов развития, чтобы он мог полностью раскрыть свой потенциал.Если у вас есть вопросы, позвоните в teli по телефону 412-922-8322.

Связь между СДВГ, задержкой речи, задержкой двигательных навыков, нарушениями сенсорной обработки и проблемами со сном

Чтобы обеспечить общее благополучие детей-клиентов с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), консультанты часто работают в сотрудничестве с другими поставщиками услуг, такими как логопеды, физиотерапевты, эрготерапевты и специалисты по сну. Согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам ( DSM-5 ), многие дети с СДВГ также испытывают задержки речи, задержки крупной и мелкой моторики.Кроме того, многие клиенты с СДВГ демонстрируют сенсорные проблемы или имеют сопутствующее расстройство сенсорной обработки. Многие дети с СДВГ, по-видимому, также не могут успокоиться ночью, особенно когда родители пытаются уложить их в постель.

Какая связь между СДВГ и другими дефицитами? Если мы посмотрим на структурный и химический состав мозга СДВГ, мы обнаружим сходство с этими другими областями. Во-первых, давайте посмотрим, как может выглядеть мозг СДВГ:

.
  • Может быть лобная доля меньшего размера с меньшим притоком крови к ней.Именно здесь существуют исполнительные функции: планирование, организация, инициирование задачи, завершение задачи, оценка времени, управление временем, саморегуляция, социальное поведение, кратковременная память, рабочая память, мотивация, импульсный контроль, намерение, целеустремленность и способность. для эффективного перехода. Меньшая лобная доля приведет к эмоциональной незрелости.
  • Общий объем мозга также обычно меньше.
  • Поражаются нейротрансмиттерные системы дофамина и норадреналина.Люди с СДВГ не производят достаточное количество, не сохраняют или не эффективно транспортируют эти нейротрансмиттеры через мозг. Исследования МРТ показывают, что эта неэффективность может быть связана с меньшим количеством белого вещества и большим количеством серого вещества в мозгу клиентов с СДВГ, что замедляет транспортировку. Дофамин является основным «нейротрансмиттером фокуса», тесно связанным с лобной долей и исполнительными функциями, в дополнение к тому, что он является нейротрансмиттером «хорошего самочувствия». Он также тесно связан с лимбической системой, которая способствует тому, что люди с СДВГ реагируют непропорционально событию, как положительно, так и отрицательно.Норадреналин участвует в концентрации внимания на задачах, которые человек считает либо скучными, либо сложными. Кроме того, он играет роль во сне.
  • У этих клиентов может быть меньшее хвостатое ядро ​​с меньшим притоком крови к нему. Хвостатое тело сильно иннервировано дофаминовыми нейронами и играет важную роль в обучении, памяти, социальном поведении, произвольных движениях и сне.
  • Электроэнцефалограммы (ЭЭГ) показали, что у людей с СДВГ присутствует больше медленных волн (тета-волн), чем у населения в целом, когда они находятся в «состоянии бодрствования».” Увеличение медленных волн особенно заметно во время чтения и прослушивания, заставляя людей терять концентрацию, мечтать или становиться сонливыми.

Все это просто означает, что мозг с СДВГ менее развит и менее активен, чем нейротипичный мозг. Важно отметить, что врач не будет назначать ЭЭГ или МРТ ни для диагностики, ни для исключения СДВГ, потому что эти результаты указывают не только на СДВГ. На самом деле многие другие вопросы представляются таким образом, в том числе следующие.

Задержки речи: Как указывалось ранее, лобная доля играет ключевую роль в СДВГ, но она также играет роль в воспроизведении речи. Существует значительное различие между людьми с СДВГ, у которых были задержки речи и языка, и населением в целом. Также важно понимать, что дети с речевыми и языковыми задержками, как правило, имеют продолжительность концентрации внимания, сочувствующую их уровню развития речи. Например, если 7-летний ребенок говорит на уровне 4-летнего ребенка, его концентрация внимания может быть такой же, как у 4-летнего ребенка. Это не означает, что у ребенка СДВГ . Кроме того, ребенку с задержкой речи может быть сложно правильно сообщать о своих потребностях, поэтому он может начать капризничать, впадать в истерики или впадать в истерику, как это может демонстрировать ребенок с СДВГ. Поэтому, если у ребенка задержка речи и языка, необходимо провести тщательное исследование, чтобы определить, связаны ли «типы борьбы с СДВГ» ребенка (как внимания, так и поведения) с задержкой речи, или же на самом деле у ребенка тоже СДВГ.

Если у ребенка есть и СДВГ, и задержка речи, физиотерапевт может дать рекомендации логопеду относительно того, как использовать определенные движения крупного тела во время занятий с логопедом. Это принесет кровь и глюкозу в лобную долю мозга. Это может быть полезно для речи. и помогут ребенку с СДВГ чувствовать себя более эмоционально отрегулированным.

Еще одна проблема с речью, связанная с СДВГ, — это слишком быстрая речь. Это будет звучать почти так, как если бы речь ребенка была невнятной.Это может быть связано с когнитивной импульсивностью, связанной с СДВГ. Это можно решить на сеансе психотерапии или сеансе речи, попросив ребенка рисовать медленные волнистые линии, когда он говорит.

Задержки двигательных навыков: Мозг с СДВГ работает медленнее, чем нейротипичный мозг, из-за трудностей с транспортировкой нейротрансмиттеров, а также из-за увеличения движения медленных волн (тета-волн). Интересно, что исследователи обнаружили, что около половины всех детей с нарушениями координации движений, связанными с развитием, на самом деле страдают СДВГ в той или иной степени.

Почему? Возможно, потому, что более низкая скорость обработки мозгом также проявляется в дефиците двигательных навыков. Этим моторным задержкам помогают физиотерапевты. Тем не менее, есть и другие методы, потому что есть действия, которые могут помочь ускорить обработку в мозгу, такие как действия, основанные на равновесии. Физиотерапевты и эрготерапевты, как правило, работают вместе, чтобы включить упражнения на равновесие как с задержкой двигательных навыков, так и с СДВГ, потому что акт балансировки тела фактически требует использования обоих полушарий мозга.В свою очередь, это ускоряет обработку информации, повышает концентрацию внимания и снижает импульсивность.

Другие внеклассные занятия, такие как гимнастика, йога и боевые искусства, включают в себя балансировку и отработку контролируемых движений, которые имеют решающее значение как для СДВГ, так и для дефицита двигательных навыков. У некоторых детей с СДВГ возникают проблемы с мелкой моторикой, такие как застегивание одежды или завязывание шнурков, и эрготерапевты также могут помочь с этими проблемами.

Нарушения сенсорной обработки: Синдром дефицита вознаграждения возникает, когда мозг требует больше дофамина.Об этом можно судить по гиперактивной реакции людей с СДВГ, когда они «сенсорно ищут» (например, кружатся вокруг да около) или «ищут новизны» (например, висят на двухэтажных перилах). Дофамин также ограничивает и отбирает сенсорную информацию, поступающую в лобную долю, что является одной из причин, по которой у детей с СДВГ наблюдаются сенсорные проблемы. Кроме того, при СДВГ лобная доля менее развита. Это наносит «двойной удар», потому что проблемы с дофамином и лобными долями также связаны с сенсорными проблемами.

Фактическое расстройство сенсорной обработки возникает, когда у человека возникают трудности с тем, как мозг воспринимает, организует и использует сенсорную информацию. Это приводит к неожиданным результатам движения, эмоций, внимания и адаптивного поведения. Это как если бы мозг использовал неожиданную информацию на входе, поэтому, естественно, появляются неожиданные эмоции и поведение, которые могут вызвать у человека дополнительный стресс и беспокойство. Некоторые люди с СДВГ будут иметь определенные сенсорные проблемы без полномасштабного расстройства сенсорной обработки, но у других людей будет как СДВГ, так и расстройство сенсорной обработки.Трудотерапевты умеют помогать детям с этими проблемами.

Проблемы со сном: У детей с фактическими нарушениями сна или непостоянным режимом сна будут проявляться симптомы, похожие на СДВГ, такие как раздражительность, менее развитые социальные навыки, трудности с концентрацией внимания, ухудшение памяти, более низкая успеваемость, повышенная интернализация и экстернализация проблем, несоблюдение просьбы и агрессия. Из-за этой конкретной симптоматики крайне важно исключить расстройство сна перед постановкой диагноза СДВГ.

Может ли человек одновременно СДВГ и испытывать трудности со сном? Да, но не всегда. Исследование было опубликовано в The New York Times , в котором исследователи сосредоточились на детях с сопутствующими диагнозами СДВГ и расстройством сна. Через год после операций или лечения нарушений сна только половина детей сохранила свой диагноз СДВГ, а это означает, что другой половине был поставлен ошибочный диагноз СДВГ; это было только расстройство сна, вызывающее их симптомы.

Важно отметить, что когда-то «проблемы со сном» служили квалификатором симптомов для подтверждения диагноза СДВГ.Симптом был удален из DSM в 1987 году, но проблема все еще может возникать у некоторых людей. Помните, что хвостатое ядро ​​и норэпинефрин участвуют как в СДВГ, так и во сне, что является одной из причин, по которой люди могут испытывать трудности со сном по ночам. Большинство детей с СДВГ, как правило, с трудом успокаиваются ночью и ложатся спать из-за их гиперактивности и импульсивности, которые могут резко возрасти в вечерние часы. Но попав в постель и успокоившись, дети с СДВГ обычно могут заснуть в сроки, которые считаются «в пределах нормы».«Многие дети с СДВГ склонны быстро просыпаться и быстрее начинать свой день.

 

****

Донна Мак профессионально работала с СДВГ в течение 15 лет в качестве учителя, директора YMCA и в настоящее время в качестве лицензированного клинического профессионального консультанта в терапевтической дневной школе. Она также является матерью близнецов с диагнозом СДВГ в возрасте 3 лет. Она опубликовала книгу под названием « малышей и СДВГ », доступную на Amazon.com, BarnesandNoble.com, Balboapress.com и на ее веб-сайте: kidsandadhd.com .

 

идей для игр – терапевтическая игровая площадка

Детское развитие не ставится на паузу даже в условиях пандемии. Дети учатся, играя и исследуя, и мы в Therapy Playground стремимся предоставить необходимые ресурсы, чтобы ваш ребенок продолжал добиваться успехов в своем развитии. Трудотерапия направлена ​​на удовлетворение ряда потребностей детей в развитии, и этот блог посвящен развитию мелкой моторики вашего малыша.Мелкая моторика развивается по мере развития вашего ребенка, однако важно, чтобы родители понимали, как способствовать «правильному» виду занятий. Этот блог будет включать в себя важность развития мелкой моторики и 15 упражнений на мелкую моторику, которые можно использовать с повседневными предметами.

Мелкая моторика относится к способности манипулировать мелкими предметами. Знаете ли вы, что для того, чтобы иметь подвижность рук, вы должны сначала иметь стабильность мышц кора? «Проксимальная стабильность для дистальной подвижности» — термин, который я часто слышал во время учебы.Навыки мелкой моторики напрямую связаны со способностью совершать движения крупной моторики, такие как прыжки, бег и удары ногами.

Дети с задержкой мелкой моторики могут расстраиваться при выполнении задачи или проявлять поведение, чтобы полностью избежать задачи. Задержки мелкой моторики могут повлиять на академические, игровые навыки и навыки самообслуживания ребенка. По мере того, как дети улучшают свои навыки мелкой моторики, они развивают свою независимость в выполнении ряда задач, таких как еда, письмо, творчество и одевание.Они могут получить доступ к более широкому источнику учебной деятельности и социального опыта. Я включил различные упражнения на мелкую моторику, которые вы можете выполнять вместе с ребенком.

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Ваш ребенок может зациклиться на этих занятиях мелкой моторикой. Играйте на свой страх и риск ☺*

 

1. Поместите ватные шарики в пластиковый контейнер. Используйте бутылку с водой с маленьким ребенком и заталкивайте ватные шарики в контейнер до тех пор, пока он не наполнится. Чтобы сделать его более эстетичным, вы можете купить разноцветные помпоны в магазине Walmart.
2. Поместите монеты в прорезь пластикового контейнера. Вы можете использовать настоящие монеты или поддельные. Меньшие монеты способствуют более тонкому хвату. Более крупные монеты менее опасны для удушья. Вы можете использовать практически любой чистый и пустой контейнер. Это означает, что те старые контейнеры, которые собирают пыль, могут быть использованы, чтобы помочь вашему ребенку.
3. Сожмите зубочистки и вставьте их в отверстия контейнера для специй. Контейнеры для корицы идеально подходят для зубочисток! Быстро и легко, правда??
4. Разрежьте ватные палочки пополам и бросьте их в контейнер для Tic-Tac.Это занятие можно выполнять, чтобы занять малыша во время встречи или во время ожидания в очереди в продуктовом магазине. Он портативный, тихий и его легко повторять снова и снова!
5. Сформируйте фигурки из пластилина с помощью формочек для печенья. Я знаю, что люблю делать домашнее печенье, это прекрасная возможность использовать силу мелкой моторики. Если у вас нет пластилина, попросите вашего ребенка помочь вам испечь печенье, и он будет отвечать за
изготовление форм для печенья.
6.Размять тесто для лепки картофеледробилкой. В детстве моя мама готовила ЛУЧШЕЕ домашнее картофельное пюре. Это отличный способ развить мелкую моторику, крупную моторику и социальные навыки ваших детей. Если у вас нет теста для лепки, попросите ребенка помочь вам разбить настоящую картошку.
7. Бросьте шарики в отверстие в верхней части пластикового контейнера. Вес и твердая текстура шариков дают больше сенсорной обратной связи, чем помпоны. Поощряйте открытое пространство между большим и указательным пальцами, образуя букву «О» пальцами.
8. Вставьте бусины в тесто для лепки. Представьте, что вы ищете сокровище, а бусы — это бриллианты. Кто знал, что поиски сокровищ могут тренировать мышцы пальцев?
9. Наденьте зажимы на край пластикового контейнера. Тогда снимите их. Затем снова наденьте их. Чтобы действительно укрепить эти мизинцы и руки, поощряйте вашего ребенка сжимать и щипать их кончиками пальцев, а не сжимать их ладонью
.
10. Вставьте ершики в отверстия дуршлага.Еще одно невероятно простое, но повторяющееся и увлекательное задание
11. Наденьте Cheerios на ершики для труб. Это отличный навык для старших малышей, чтобы начать практиковать его, и он более безопасен для малышей, которые все еще хотят брать в рот настоящие бусы. Шнурки тоже подойдут, если у вас нет ершика для труб.
12. Насыпьте бусины на сухие спагетти. На самом деле может быть довольно сложно надеть бусы, не сломав лапшу! Используйте Cheerios, если вы беспокоитесь о том, что ваш малыш или дошкольник будет класть в рот маленькие бусинки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.