Методика на внимание для дошкольников: Методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников. | Материал:

Содержание

Методика развития внимания для невнимательных и гиперактивных детей

В современном мире высоких технологий, активного ритма жизни родители и педагоги сталкиваются с проблемой низкой концентрации внимания у детей. Методика развития внимания направлена на своевременное решение возникшей проблемы. Ранний возраст — это наилучший период для развития, устранения имеющих нарушений.

Методы, помогающие гиперактивным и невнимательным детям

Проблемы с неустойчивым вниманием проявляются уже с пеленок. Но большое значение этому родители придают лишь в старшем дошкольном возрасте и начальных классах. Невнимательные гиперактивные дети плохо воспринимают информацию, не хотят учиться, не сидят долго на одном месте, становятся вялыми, уставшими, не слушают наши просьбы.

Гиперактивный ребенок

Вот еще несколько признаков внешних проявлений гиперактивности и дефицита внимания:

  • постоянная суетливость, ребенок все время находится в движении;
  • эти движения носят импульсивный характер;
  • повышенная болтливость;
  • может появиться агрессия и частое возникновение конфликтов;
  • постоянная смена настроения и высокая раздражительность;
  • ребенок может отказываться играть со всеми;
  • появляется заниженная самооценка и недовольство собой;
  • ребенок не может сосредоточиться на одном, постоянно отвлекается.

Важно! При коррекции внимания нужно совмещать несколько методов и подходить к проблеме комплексно, исправляя не только поведение ребенка, но и отношение его близкого окружения, родителей, педагогов.

В первую очередь специалисты проводят консультацию для родителей как тренировать у ребенка память и внимание. После необходимого обследования и наблюдения выбирают подходящие способы коррекции, которые включают в себя следующее:

  • Обучение новому поведению всех членов семьи.
  • Исправление психологического микроклимата.
  • Выбор подходящего места для занятий с ребенком.
  • Корректировка режима дня.
  • В коллективе подбор лучшего окружения.
  • Постоянная мотивация ребенка.
  • Приемы для снижения негативного поведения.
  • Подбор индивидуальной поведенческой программы.
  • Мягкое исправление поведения в игровой и непринужденной форме.
  • При необходимости дополнительная корректировка с помощью лекарств.

Чтобы добиться результата, ребенок должен быть окружен заботой и вниманием, чувствовать любовь близких и желание помочь, а не навредить.

Тесты и методики диагностики внимания

Тестов на определение внимательности множество. Применять их можно выборочно или использовать сразу несколько методов.

Обратите внимание! Лучший результат ваш ребенок покажет в первые 15 минут. Далее его внимание начнет снижаться и станет рассеянным. Поэтому не стоит тратить на это много времени.

Стоит понимать, что ребенок дошкольного и школьного возраста не будет ничего делать по указке. Поэтому тест должен проводиться в непринужденной игровой форме.

Занятия на внимательность

В настоящее время стоит присмотреться к двум видам диагностики:

  • Тест Мюнстерберга на внимание;
  • Тест Бурдона на внимание.

Изучение избирательности внимания по Мюнстербергу

Чаще всего этот тест проводят для определения подготовки ребенка к школьному образованию, при переходе из младшей в среднюю школу, при изучении сложности обучения и на выявление профессиональной ориентации учащихся. Методика Мюнстерберга на внимание представляет собой набор букв, написанных без пробелов, выделений, одним шрифтом и стилем. Учащемуся предлагают найти определенное количество слов, потратив на это как можно меньше времени.

Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание помогает качественно решить задачу, во время которой создается модель определенной деятельности. При этом ребенок должен сосредоточиться на необходимом объекте, осознать, найти его, несмотря на имеющиеся вокруг помехи.

Тест Мюнстерберга

Автор изобрел этот метод еще в начале двадцатого века и он эффективно используется уже несколько десятилетий.

Корректурная проба или тест Бурдона

При проведении этого теста также выдается бланк, на котором выписано произвольное количество букв в несколько рядов. Тестируемому дается задание вычеркивать определенные буквы, предлоги или слоги. Может быть дано задание одну букву вычеркивать, а другую — подчеркивать. Оно проверяет распределение внимания. При этом учащийся должен останавливаться по команде (например, через каждые 60 секунд) и считать количество вычеркнутых букв или слогов.

Результат исследования проверяется по количеству незачеркнутых букв, используемому времени или просмотренным знакам. Таким образом проверяют следующие виды внимания:

  • Концентрация.
  • Устойчивость.
  • Переключаемость.

По имеющимся формулам высчитываются баллы, которые служат для оценки внимательности испытуемого.

Тест Бурдона

Причины рассеянного поведения и способы решения

Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок в 8 лет рассеянный и невнимательный, что с этим делать? Слишком активный приобретает множество проблем в школе. Он слишком долго будет усваивать всю программу обучения. С этим необходимо бороться. Первым делом необходимо выяснить причину такого поведения. Существует несколько аспектов, к которым следует приглядеться:

  • Особое значение имеет характер. Если он всегда был неторопливым и малоактивным, то быстро переключаться с одной задачи на другую ему будет сложно. Он часто будет витать в облаках, забыв о цели пребывания в классе. Наоборот слишком подвижный ребенок-холерик будет стараться делать множество дел одновременно, не завершив ни одно из них.
  • Невнимательный ребенок может быть из-за ослабленного организма, перенесенной болезни или начинающей простуды. Возможно, стоит сдать анализы и проверить уровень гемоглобина в крови и давление.
  • Иногда рассеянность проявляется периодами, а в остальное время ребенок достаточно внимательный и усидчивый. Это возникает из-за малого интереса к какому-нибудь предмету. Или просто он ему сложно дается и необходимо ему помочь разобраться.

Рассеянное внимание

Методика на развитие внимания

Помочь ребенку развить внимание помогут различные упражнения на запоминания. Они могут быть представлены в виде картинок или чисел. Хорошо помогает отвлечь говоруна изучение одновременно исполняемых движений. Например, вращение руками в противоположные стороны: одной над головой, другой живот. Или рисование двумя руками одновременно фигур (например, круг и прямоугольник). Группа детей с удовольствием вовлекается в такой занимательный и веселый процесс.

Дополнительная информация! Очень полезна будет для изучения таких упражнений книга Ольги Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей». Она содержит 1000 заданий, тестов, развивающих игр, текстовых и числовых упражнений. В ней можно найти задачи для всех младших возрастов, да и взрослым она тоже придется по вкусу.

Книга Ольги Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей»

Игры для развития слухового внимания

Чтобы убрать невнимательность, надо развивать не только мышление, но и другие стороны, такие как слух и зрение.

Вот некоторые игры, направленные на развитие слухового внимания:

  • «Слушаем слова» — детям называют быстро ряд слов, предварительно предупредив, что они должны хлопнуть в ладоши или топнуть ножкой при слове, означающем животное (например, коза или медведь). Как только у детей начнет получаться, можно усложнить задание, объединив несколько действий: прыгнуть при слове, которое обозначает человека (девочка) и топнуть при слове, обозначающем время суток (день).
  • «Топ-хлоп» — взрослый произносит разные фразы, а ребенок должен хлопнуть, если она правильная или топнуть, если неправильно. Тот, кто невнимателен на уроке, поначалу начнет путать эти действия.
  • «На стол, под стол, стучать» — в этой игре надо дать ребенку задание (прыгнуть, встать на стул, поднять правую руку, пройти вдоль стены и т. д.). При этом родитель тоже выполняет эти действия, но потом начинаете путать ребенка, говоря одно задание, а исполняя другое. Дошкольник должен учиться выполнять то, что ему говорят. Такую же игру можно провести показывая на предмет и называя его.
  • «Найди пару» — надо отобрать несколько пар предметов (носки, одинаковые пуговицы, ленты, пластиковые ложки) и даете задание ребенку разобрать их по парам. Чем старше ребенок, тем больше пар.

Игры для развития зрительного внимания

Аналогичные игры можно проводить на концентрацию зрительного внимания. Это может быть запоминание всех предметов на столе, а потом убирание одного из них. Хороший способ подбирания предметов по цвету или по картинке: белое облако подходит к белой блузке. Более старший ребенок может срисовывать картинки подетально.

Важно! Зрительное восприятие наиболее развито в дошкольном возрасте. Более маленькие дети будут неусидчивыми. Не стоит их сильно заставлять делать задания по этому методу.

В тоже время, глаза — это орган чувств, который используется человеком наиболее часто, и его развитие очень важно для развития ребенка, будто у него дошкольный или подростковый возраст.

Концентрация внимания

Побороть гиперактивность и развить повышенную концентрацию внимания поможет также приучение к порядку и аккуратности. Кроме этого, стоит обсудить с ребенком важность развития таких полезных качеств, как наблюдательность, поиск ошибок и недочетов в работе. Научить его сопоставлять результаты с тем, как сложно было вначале.

Усидчивый и сосредоточенный ребенок

Вот еще несколько способов развить концентрацию внимания:

  • Дидактические игры — детей погружают в определенные ситуации, откуда они самостоятельно находят выход, с правильной подсказкой старших.
  • Логические задачи — дети самостоятельно учатся интерпретации некоторых событий и делать правильные выводы.
  • Повышение навыков изобретательности помогает уделять повышенное значение деталям.
  • В более старшем возрасте хорошим способом будет тренировка умножения больших чисел друг на друга в уме.

Настольные и онлайн игры

Не секрет, что сейчас дети слишком много времени проводят за компьютером и смартфоном. От этого их рассеянность только возрастает. Но и здесь можно повысить степень вовлеченности, предложив ребенку развивающие онлайн игры. Многие уже известные нам упражнения давно перенесены в приложения на телефоне. Это и скорочтение, и анаграммы, те же поиски цифр и букв в таблице, пятнашки, различные сравнения и многое другое. Стоит только переключить ребенка с вредных игр на полезные.

Увлечение гаджетами

Еще один хороший вариант повышения усидчивости и сосредоточенности — это настольные игры. Шахматы, шашки, различные командные игры помогают не только в повышении концентрации, но и развивают память.

Альтернативные техники

Существуют также альтернативные приемы, чтобы развить память и внимание. К ним относятся мышечное расслабление, которое включает в себя массаж и произвольные физические упражнения.

Помощь близких

Не стоит путать их с напряжением. Описание упражнений должны быть направлены на расслабление и стать лишь дополнением к основным техникам. Еще на плохую оценку концентрации может оказать страх и неуверенность в себе.

Например, при поступлении в школу необходимо провести подготовительные мероприятия, чтобы ребенок меньше боялся и больше акцентировал внимание на учебе.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это наиболее частое поведенческое расстройство у детей в раннем возрасте. Но если ребенок что-то не понимает или мало усидчивый, не стоит сразу ставить ему самостоятельно диагнозы. Просто с самого раннего возраста больше стоит уделять ему внимания и играть с ним в развивающие игры.

Диагностика внимания детей 3-5 лет. Методика 5. Найди и вычеркни (Немов Р.С.)

Информация о материале
Психодиагностика
Просмотров: 123808
  • Предыдущая статья Оценка внимания детей 5-7 лет с помощью колец Ландольта (Методики 3-6, Немов Р. С.)
  • Следующая статья Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продук­тивность, устойчивость, переключаемость и объем.

Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики пе­речисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интег­ральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребен­ку показывают рис. 61. На нем в случайном порядке даны изоб­ражения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инст­рукцию следующего содержания:

—————

1 Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трёх­четырёхлетних детей, а следующий далее рис. 7 — для диагностики внимания детей четырёх-пятилетнего возраста. При диагностике внимания детей стар­ше шести лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта, представленной на рис. 47.

Рис. 6. .

Рис. 7. .

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». Пос­ле этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания за­вершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение кото­рых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание ис­кать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной ли­нией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмеча­ет на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие ко­манды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: про­дуктивности и устойчивости:

S = (0,5N – 2,8n) / t

где S показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), про­смотренных ребенком за время работы;

t время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошиб­ками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненуж­ные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть по­казателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Со­ответственно, переменная t в методике будет принимать значе­ние 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во вре­мени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчиво­сти переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибал­льной системе следующим образом:

10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл  — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивает­ся так:

10

баллов — все точки графика на рисунке 8 не выходят за пре­делы одной зоны, а сам график своей формой на­поминает кривую 1.

8-9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах на­подобие кривой 2.

6-7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Рис. 8. .

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кри­вые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —.—.—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

2. Кривая, представленная линией типа — — — — — — Это график низкопродук­тивного, но устойчивого внимания.

3. Кривая, изображаемая посредством линии типа — — — — — — . Представ­ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

4. Кривая, изображенная с помощью линии ———— . Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

5. Кривая, изображенная линией — — — — — — — . Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Выводы об уровне развития

10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устой­чивость внимания очень высокая.

8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчи­вость внимания очень низкая.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. С. 73-80.

  • Предыдущая статья Оценка внимания детей 5-7 лет с помощью колец Ландольта (Методики 3-6, Немов Р. С.)
  • Следующая статья
    Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста

10 советов, как привлечь (и удержать) внимание в дошкольном классе EFL ESL

Я думаю, все учителя очень маленьких учеников когда-то боролись с этим! Я обучаю очень молодых учеников уже несколько лет, и было много проб и ошибок. Некоторые из вещей, которые работали для меня с моими детьми младшего возраста, просто не работали с моими дошкольниками.

В этой статье я расскажу о 10 лучших методах, которые сработали для меня. Я также поделюсь некоторыми замечательными жемчужинами мудрости от моих коллег-учителей, которые я очень хочу попробовать.

1. Невербальные сигналы

Невербальные сигналы, безусловно, мой любимый метод. Обычно, когда мы хотим привлечь внимание нашего класса, мы хотим, чтобы они успокоились и были готовы слушать. Помогает, если мы демонстрируем такое уравновешенное, тихое поведение, а не усугубляем «шум».

Молчать и молчать

Иногда лучший способ переключить внимание группы — перестать говорить, помолчать и помолчать. Если вы двигались, разговаривали, а дети были вовлечены в оживленную деятельность, этого может быть достаточно. Все, что вам нужно сделать, это подождать до 10 секунд, и дети постепенно заметят и заинтересуются тем, что происходит.

Использование основного жеста

Это может быть такое же простое действие, как положить палец на нос, руку на голову или руку под подбородок. На самом деле вы можете выбрать что угодно, главное, чтобы это положение было удобным для удержания в течение некоторого времени. Дети постепенно начнут копировать жест. Мне нравится ставить большой палец вверх или подмигивать тем, кто замечает первым. Дети видят, как другие делают этот жест, и в мгновение ока дети успокаиваются и смотрят на вас.

Обратите внимание, что вы должны прекратить использовать этот жест, когда снова начнете говорить. Вы же не хотите, чтобы ваш жест потерял свою особую безмолвную силу!

После того, как дети заметили и начали копировать ваш жест, будет полезно, если вы сделаете что-нибудь веселое, но при этом уравновешенное. Иногда дети могут расстроиться, когда увидят ваш жест, призывающий остановиться и послушать. Их прерывают и просят вести себя тихо. Если единственным стимулом является следование правилам учителя, некоторым детям это надоест. С другой стороны, если они думают, что сигнал ведет к чему-то забавному, они будут гораздо более заинтересованы и быстрее слушают. Попробуйте некоторые из следующих упражнений без слов (или с очень небольшим количеством слов):

Упражнения для тренировки мозга

Это движения, которые одновременно задействуют оба полушария мозга. Они сложны, потому что каждая сторона мозга работает независимо. Поскольку они требуют концентрации и очень наглядны, они отлично подходят для концентрации внимания. Я начинаю с выполнения одного из упражнений, и дети постепенно это замечают и начинают копировать.

  • Погладьте себя по голове, помассируйте животик

Начните с поглаживания живота одной рукой, затем начните похлопывать себя по голове другой рукой. Как только все дети попытаются выполнить действие, поменяйтесь местами, чтобы ваши руки выполняли противоположные действия. Вы можете работать быстрее или медленнее с вашими коммутаторами, в зависимости от того, насколько хорошо ваша группа управляет ими. Не усложняйте им задачу, иначе они снова потеряют интерес!

  • Зажмите нос, зажмите ухо

Зажмите нос одной рукой, скрестите другую руку перед собой и зажмите ухо: правая рука на носу, левая рука на правом ухе. А теперь переключись! Ваша левая рука держит нос, а правая рука держит правое ухо.

Для начала переключитесь на большие действия, чтобы дети могли видеть, что вы делаете. Опять же, вы можете переключаться быстрее, если вы привлекли всеобщее внимание.

  • Мизинцы и указатели

Сожмите обе руки в кулак. Поднимите большой палец вверх одной рукой. Укажите на большой палец указательным пальцем другой руки. Теперь попробуйте переключиться. Это сложнее, чем вы думаете. Это также отлично подходит для развития мелкой моторики.

Рассказы о пальцах Криса Роланда

Это отличный способ привлечь внимание детей, развивая их речь. Тот факт, что они немного дольше занимаются привычной деятельностью, облегчает детям переход к следующему занятию.

Посмотрите демонстрацию в видео ниже. Многие из них раскадрованы и доступны в виде загружаемого ресурса в книге Криса: «Структурирование развлечений для юных учащихся в классе ELT» (2020)

.

2. TPR (общая физическая реакция)

Попросить детей выполнить действия, как в игре «Саймон говорит», — еще один отличный способ перефокусировать внимание детей. Начните с простого: «Дотронься до головы»; «Дотронуться до колен» и т. д. При желании можно продолжить добавлять более сложные действия: «Повернуться»; «Покачайте бедрами». Закончите фразой «Садитесь, пожалуйста».

Инструкции лучше давать тихим голосом. Ближайшие к вам дети услышат и начнут играть. Постепенно к вам присоединятся остальные, и вы все будете выполнять задание спокойно и уравновешенно.

3. Привлекатели внимания — Звонок и ответ

Лучший способ привлечь или привлечь внимание должен быть вовлекающим, вовлекающим и в идеале включать в себя некоторое физическое движение. Если есть какое-то действие, которое выполняют дети, вы можете увидеть, кто из детей слушает, и дети также могут заметить, как это делают друг друга. Таким образом, они знают, что пришло время слушать, даже если они не слышат сигнал «звонок и ответ».

Вот несколько примеров звонков и ответов. По сути, учитель называет первую часть, а ученики отвечают второй частью. Я считаю, что лучше всего работают те, в которые добавлено немного музыкальности. Изменение тона помогает учащимся это заметить.

  1. Кто слушает? Я слушаю.
  2. Раз, два, три, смотрите на меня. Раз, два, смотрю на тебя.
  3. Фокус-покус! Всем сосредоточиться.
  4. Руки сверху. Это значит стоп.
  5. Молния, молния, молния! Руки на коленях.
  6. Макароны с сыром. Всем замереть!
  7. Жвачка аллигатора. Чмок, чмок!
  8. Все качаются. Всем катиться.
  9. Привет-хо, привет-хо.. Мы идем на работу.

4. Похвалите слушателей

Какой бы прием вы ни использовали для привлечения внимания детей, важно, чтобы вы хвалили учащихся, которые замечают и начинают слушать. Это посылает важное сообщение их одноклассникам, что они получат положительное внимание учителя, если тоже будут слушать. Вы можете сделать это невербально, подняв большой палец вверх, кивнув или подмигнув, но вы также можете хвалить устно. Если вы это сделаете, используйте имена учеников, например, «Отлично слушаешь, Мария»; «Даниэль хорошо сидит»; «Джин Хи готов» и т. д. Ученики будут стремиться к тому, чтобы вы назвали их имя, и будут более охотно уделять вам внимание.

5. Удивите их

Иногда полезно сделать то, чего дети не ожидают. То, что вы делаете, зависит от вашей персоны как учителя и от того, что вам удобно. Можно просто сесть на пол. Ты мог бы надеть на голову дурацкую шапку. Вы можете достать марионетку и начать с ней тихо разговаривать. Вы можете даже просто тихонько взять стул и сесть в конце комнаты, а не впереди.

Вы также можете заинтересовать их, создав напряжение по поводу следующего действия. Например, если вы планируете выполнить задание с карточками, вы можете взять их, но наполовину спрятать и изобразить удивление. Это может сработать, особенно если у вас есть предмет в сумке или коробке. Дети быстро захотят узнать, что в сумке.

6. Обратный отсчет

Это очень распространенная техника, с которой хорошо знакомы дети как дома, так и в школе. Просто медленно сосчитайте от 5. Предостережение в этом случае заключается в том, что вам нужно знать, что делать, если вы дойдете до нуля, а внимание детей все еще не привлечете. Что вы делаете тогда? Вы просто считаете снова? Обычно я предпочитаю резервировать обратный отсчет, когда указываю на окончание действия, которое они выполняют индивидуально или в небольших группах. Это дает детям понять, что они скоро прекратят занятие. Помимо 5,4,3,2,1, я говорю им, сколько минут у них осталось. Итак, сначала 5 минут, потом 3 минуты, потом 2 минуты, потом одна минута, потом мы добираемся до 5 секунд!

Чтобы привлечь их внимание и дать инструкции или собрать вместе всю группу, я предпочитаю использовать один из других методов.

7.

Песни

Начать петь знакомую детям песню — еще один способ привлечь внимание детей. Лучшие из них для перефокусировки внимания, как правило, также включают в себя действия. Это означает, что им нужно перестать делать то, что они делают, и присоединиться к действиям. Такие песни, как Голова, плечи, колени и пальцы ног работает для этого.

Мне нравится, как это… (на мелодию «In and Out the Dusty Bluebells»)

Это еще одна песня, которая хороша для похвалы и побуждения детей присоединиться к ней. Вы можете изменить окончание, в зависимости от того, что вы хотите, чтобы дети делали: сидят , стоят в очереди, слушают и т. д.

Мне нравится, как сидит (Мартин),

Мне нравится, как что (Аилса) сидит,

Мне нравится, как сидит (Солнце),

Ты можешь сидеть так, как они? / Давай сядем вместе?

8. Положение в классе

Это то, о чем я не думал, когда впервые начал преподавать, но это действительно помогает. Выделите в классе специально отведенное место (места), где вы будете говорить с группой в целом. Это область, которую дети будут ассоциировать с обращением своего внимания на вас. На самом деле это еще одна форма невербального сигнала. Это может быть стояние у доски, или присев на стул в определенном месте. Возможно, это круговая временная область. Если вы там, дети знают, что придут к вам, и что вы собираетесь что-то сделать с ними вместе.

9. Доска вознаграждений

Я использую ее с осторожностью при работе с очень маленькими учениками. Обычно я использую его в крайнем случае с особенно сложными группами. У меня три разных смайлика — счастливый, ладно, недовольный. Затем у меня есть имена детей на разноцветных карточках. Дети, которые еще не умеют читать свои имена, могут определить свое имя по цвету.

В начале урока, когда я привлеку их внимание, я назову их имена как часть процедуры регистрации. Я сделаю замечание и жестом скажу каждому ребенку, что он хорошо сидит и хорошо слушает, и поставлю его имя рядом со «счастливым» лицом. Если мне трудно вернуть внимание ребенка в какой-то момент в классе, я медленно перейду к доске с наградами и заставлю переместить его имя на надпись «ОК». Они обычно замечают (или их друг замечает и говорит им), тогда они быстро обращают внимание, и мне не нужно перемещать их имя. Если я меняю их имя, я быстро смотрю, когда в следующий раз они хорошо слушают, и возвращаю их имя к счастливому лицу.

Как я уже сказал, я предпочитаю не использовать эту систему, потому что считаю, что она может повредить самооценке. Особенно, когда у ребенка могут быть серьезные проблемы с концентрацией внимания.

10. Звуковые сигналы

Это еще один вариант, который очень нравится некоторым учителям, но лично я предпочитаю им не пользоваться. Есть разные способы издать звук, который будет сигналом для детей слушать. Это может быть пищащая игрушка, колокольчик, зуммер или что-то еще, что, по вашему мнению, может понравиться детям и на что они хорошо отреагируют.

Заключительные слова мудрым

Все эти методы могут творить чудеса для вас и ваших детей,  НО  есть несколько ключевых моментов, о которых я научился помнить:

  • Научи! – Слишком много раз меня оставляли впереди класса, пытаясь использовать стратегию привлечения внимания, а дети не обращали абсолютно никакого внимания! Возможно, мне удалось получить несколько любопытных взглядов — «Что делает учитель?!» По сути, если вы не обучаете и не практикуете технику в момент, когда вы привлекаете их внимание, дети не будут знать, чего вы от них ожидаете. Теперь, всякий раз, когда я представляю новый призыв и ответ, технику TPR или систему вознаграждения, я обязательно учу этому детей и практикую их с детьми. Иногда это означает создание новой игры. Я представлю его, затем мы поиграем в шумиху или потанцуем и попрактикуемся в концентрации внимания как можно быстрее с помощью новой техники.
  • Практикуйте это часто и часто  – Довольно часто может случиться так, что вы начнете занятие с выбранного вами привлекающего внимание или сигнала. Оно работает! Ура! Дело в том, что когда что-то работает, мы обычно прекращаем использовать методы, которые использовали для решения проблемы. Нет проблем с привлечением внимания детей, не требуется никакой техники для привлечения внимания, верно? Очень важно, чтобы вы прилагали сознательные усилия для частого использования выбранной вами техники на всех занятиях. Если вы этого не сделаете, дети забудут, что это сигнал для них обратить внимание. Я не говорю, что вы должны использовать одну и ту же технику ВСЕГДА. Если вы видите, что детям (или вам) это надоедает, попробуйте что-то новое, но что бы это ни было — тренируйтесь.
  • Начните с высокой энергии и переходите к низкой энергии – Если вы хотите, чтобы дети слушали вас, чтобы начать новое занятие, вам нужно, чтобы они чувствовали себя умиротворенными и спокойными. Например, если вы используете технику TPR, вы можете начать с действий всего тела, а затем перейти к небольшим микродействиям, таким как поднесение пальца к губам, прикосновение пальцев друг к другу, похлопывание по голове и поглаживание живота. Если вы начинаете громким голосом, закончите тихим голосом.
  • Ожидайте всеобщего внимания — Лучше наберитесь терпения и подождите, пока все дети последуют за вами. Использование одного из вышеперечисленных приемов в сочетании с направленной похвалой обычно помогает. Однако , есть переломный момент. Вы же не хотите, чтобы оседлые начали отвлекаться. Иногда есть только один или два ребенка, которые не присоединяются к вам. Они могут знать, что вы хотите их внимания в этот момент, но решили не уделять его вам (по разным причинам!). В таких ситуациях я стараюсь убедиться, что мое внимание сосредоточено на детях, которые слушают и готовы (убедившись, что другой ребенок/дети находятся в безопасности). Важно, чтобы я вознаграждала и уважала внимание, которое слушатели уделяют мне. Если я начну уделять больше внимания другому (другим), я посылаю сообщение о том, что вы получаете больше личного внимания, не следуя за мной. Итак, я приступаю к следующему занятию с большим энтузиазмом. Обычно дети, которые слушают, настолько увлечены тем, что делают что-то новое, что другие быстро присоединяются к ним.0040

Простые упражнения для повышения концентрации внимания дошкольников

  • Поделиться
  • Электронная почта

Вам интересно, как улучшить концентрацию внимания ребенка? Одним из наиболее важных ключей к успеху в школе является хорошо развитая концентрация внимания.

В этой статье я расскажу о некоторых простых упражнениях для повышения концентрации внимания.

Дети, которым трудно сосредоточиться на уроках, часто упускают много возможностей для обучения и не поспевают за своими сверстниками.

Решить проблемы с концентрацией внимания у детей старшего возраста может быть сложно. Лучшее время для работы над этим навыком — ранние дошкольные годы, когда вы, как родитель или учитель, можете активно сосредоточить внимание ребенка.

Что такое концентрация внимания?

Объем внимания или концентрация — это способность ребенка уделять безраздельное внимание конкретной задаче под рукой.

Требуется блокирование всех других раздражителей, таких как звук (класс по соседству шумит), визуальные эффекты (наблюдение за происходящим за окном) или ненужная информация (старые записи, написанные на доске).

В течение учебного дня детям необходимо постоянно концентрироваться на различных задачах в обстановке, которая для некоторых может быть чрезмерно стимулирующей.

Следите за уровнем концентрации внимания вашего ребенка в дошкольном возрасте и следите за тем, чтобы он медленно увеличивался со временем. Школа станет чрезвычайно трудной и утомительной для ребенка, который изо всех сил пытается сосредоточиться.

Как и в случае со всеми другими навыками развития, в дошкольном возрасте их легче развивать, чем в более позднем возрасте.

Какова средняя продолжительность концентрации внимания дошкольника?

Принято считать, что ребенок может концентрироваться в течение примерно 2–3 минут в год в возрасте , поэтому:

  • Продолжительность концентрации внимания 3-летнего ребенка составляет примерно 6–9 минут.
  • Продолжительность концентрации внимания 4-летнего ребенка составляет приблизительно от 8 до 12 минут.
  • Продолжительность концентрации внимания 5-летнего ребенка составляет приблизительно от 10 до 15 минут.

[источник]

Это означает, что средняя продолжительность концентрации дошкольника обычно составляет менее 15 минут. То есть 15 минут чисто сосредоточены на одной задаче. Для младших дошкольников это 5 минут.

Это только общее руководство, и дети различаются по своему развитию. Дети могут концентрироваться дольше (даже намного дольше), если им 9 лет.0038 заинтересовался и увлекся занятием.

Если вас беспокоит способность вашего ребенка концентрироваться, сначала спросите себя, ожидаете ли вы, что он будет концентрироваться в течение управляемого периода времени.

Гораздо эффективнее работать над короткими заданиями и делать частые перерывы , чем пытаться просидеть час с 4-летним ребенком.

Отличный способ переориентировать вашего ребенка во время занятия движением .

Упражнения для повышения концентрации внимания у дошкольников

Вы можете развивать способность вашего ребенка концентрироваться с помощью этих простых способов.

Вот некоторые упражнения для развития внимания и концентрации у дошкольников.

Посмотрите видео ниже со списком действий или прочтите объяснение каждого из них.

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

1. Игры с фокусом

Играйте с ребенком в игры, требующие большой концентрации внимания.

Например, ребенок, играющий в настольную игру, должен помнить, чей сейчас ход, следить за счетом на костях, помнить правила и внимательно следить за ходом игры.

Попробуйте одну из этих логических игр, которые также развивают внимание.

Такие игры, как «Змеи и лестницы» или «Людо», отлично развивают концентрацию.

Нужно больше игр, улучшающих концентрацию внимания?

Попробуйте сыграть в такие игры, как «Саймон говорит», «Я шпионю своим маленьким глазом» или «Игра с лишним».

Такие игры, как «Музыкальные статуи» и «Сломанный телефон», также способствуют концентрации внимания.

Еще одна отличная игра для развития концентрации — игра на память, в которую играют парами совпадающих карт.

Получите собственные карты памяти, загрузив БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста.

2. Действия с конечным результатом

При выполнении определенных действий, таких как рисование, дети могут просто останавливаться, когда теряют концентрацию или им становится скучно.

Однако дайте ребенку головоломку, и он, скорее всего, справится с ней, так как в противном случае она будет неполной.

Предоставьте такие возможности, и ваш ребенок будет настойчивее, чем обычно, что со временем увеличит его концентрацию.

Лучшие пазлы для маленьких детей — крепкие деревянные, подобные этим. Старшие дошкольники могут быть готовы к головоломкам из 24 частей.

Попробуйте распечатать забавные пазлы из набора заданий в конце статьи!

Узнайте больше о пользе головоломок.

3. Перерывы в движениях

Физическая активность не только способствует развитию концентрации внимания у детей в целом, но также помогает восстановиться и немедленно восстановить силы.

Наиболее эффективным способом сделать перерыв во время занятия является быстрая мозговая нагрузка или двигательная активность.

Мозговые перерывы могут длиться всего минуту. Они разгонят кровь и повысят концентрацию детей, чтобы они могли продолжать заниматься еще несколько минут.

Подумайте о том, что вы чувствуете, когда сидите перед компьютером и работаете несколько часов.

Простой акт вставания, приготовления кофе и прогулки в течение 2 минут может перезагрузить ваше тело и дать вам почувствовать себя свежим, когда вы возобновите свою работу.

Перерывы в движении не только помогают детям освежиться и перезагрузиться, но и дают возможность развить крупную моторику, например силу корпуса, координацию и равновесие, и даже когнитивные навыки.

4.

Упражнения на концентрацию

Вот 18 быстрых упражнений, которые вы должны стараться делать часто, чтобы дать детям хорошую растяжку и переориентировать их на свои задачи.

Сидя, вытянув ноги перед собой:

  • Встряхните колени, а затем ступни.
  • Наклонитесь и удерживайте пальцы ног.
  • Вытяните пальцы ног вперед.
  • Вытяните пальцы ног назад.

Стойте и двигайте руками:

  • Взмахи руками вверх и вниз по бокам, как летящая птица.
  • Пожимайте плечами. Пожимайте плечами по одному плечу вперед, а затем назад.
  • Затем пожмите плечами вместе, вперед и назад.
  • Махи руками вперед и назад.
  • Вращайте руками в стороны, как ветряная мельница. Сначала делайте небольшие вращения, затем более широкие вращения. Начните с одной руки за раз, затем обеими руками одновременно.

Упражнения при ходьбе:

  • Ходьба назад, сначала мелкими, а затем большими шагами.
  • Идите боком, сначала направо, затем налево.
  • Представьте, что вы идете по веревке. Идите по прямой.

Упражнения на равновесие:

  • Встаньте на одну ногу. Сосчитайте до 5, затем поменяйтесь местами и встаньте на другую ногу.
  • Встаньте на кончики пальцев ног. Когда вы балансируете, закройте глаза и оставайтесь на цыпочках.
  • Встаньте на кончики пальцев ног и пройдитесь по комнате.
  • Подпрыгните, поставив ноги вместе, затем по очереди.

Упражнения лежа :

  • Притворитесь мячом: крепко держите колени. Притворитесь мячом и раскачивайтесь назад, вперед и вокруг.
  • Слайд-уплотнитель: лягте на живот. Вытяните руки и ноги, взявшись за стопы. Затем держите ноги согнутыми, выпрямите руки в стороны и оторвите тело от земли. Пройдитесь руками вперед, волоча ноги.
  • Летающий самолет: лягте на живот. Поднимите руки и держите их в воздухе, как самолет. Затем двигайте руками вверх и вниз.

5. Занятия, соответствующие возрасту

Дети развивают способность концентрироваться только при выполнении действий, соответствующих их возрасту. Если вы дадите ребенку слишком сложную головоломку, он рано сдастся и потеряет мотивацию.

Если задание слишком сложное или слишком длинное, ваш ребенок не найдет в нем смысла и потеряет к нему интерес.

Проведение академических или официальных мероприятий будет иметь эффект, противоположный тому, который вы, возможно, намеревались.

Правильная продолжительность времени, в течение которого ребенок может сосредоточиться исключительно на одном занятии, составляет примерно 2–3 минуты на каждый год жизни.

Если вы предлагаете короткие занятия, соответствующие возрасту, которые являются сложными, но не невозможными, ваш ребенок постепенно начнет проводить немного больше времени по мере взросления.

6. Контролируемое экранное время

Знаете ли вы, что экранное время на самом деле сокращает продолжительность концентрации внимания вашего ребенка?

Однажды у меня было родительское собрание, на котором я должен был сообщить маме, что ее 4-летнему ребенку очень трудно быть внимательным в классе. Он едва мог сосредоточиться на минуту или две и не мог следить ни за какой деятельностью, которую делал класс.

Его мама была потрясена и сказала мне, что он может часами концентрироваться, когда смотрит телевизор.

Была проблема.

Просмотр телевизора не позволяет сосредоточиться. Дети малоактивны. Они пассивно смотрят на устройство.

Когда ребенок смотрит телевизор, изображения на экране мелькают с неестественной для мозга скоростью. При повторном воздействии мозг привыкает к этому раздражителю.

Когда ребенок затем пытается взаимодействовать со своей обычной средой, он изо всех сил пытается обработать информацию, которая мигает с естественной скоростью.

Немного страшновато.

Экранное время неизбежно в наши дни, но им определенно можно разумно управлять.

7. Распорядок дня

Распорядок дня помогает детям привыкнуть к повседневным занятиям и научит их шаблонам.

Когда дети знают, что будет дальше, они более склонны хотеть принять участие и сделать это.

Если дети знают, что сейчас время для игр в помещении, они быстро адаптируются и найдут подходящее игровое занятие.

Вы не будете каждый день бороться за то, чтобы оттащить их от телевизора, поскольку их 20 минут просмотра телевизора будут иметь свой собственный временной интервал.

Рутина также дает ощущение безопасности.

Это дает вам возможность запланировать на день занятия, стимулирующие концентрацию.

8. Сон и питание

Здоровое питание и достаточное количество часов ночного сна окажут огромное влияние на способность вашего ребенка концентрироваться.

Убедитесь, что время отхода ко сну является частью этого непреложного распорядка.

9. Чтение детям

В отличие от просмотра телевизора, когда вы читаете своему ребенку, это требует настоящего внимания и внимательности.

Чтение детям — один из самых полезных способов обучения. Это веселый и простой способ увеличить концентрацию на ежедневной основе.

Чем больше детей интересует история, тем больше они будут цепляться за каждое слово и обращать внимание.

Узнайте, почему сказки на ночь так важны, а затем прочитайте своим детям эти четыре короткие сказки на ночь.

Для меня нет ничего лучше и поучительнее хорошей истории доктора Сьюза или Джулии Дональдсон. Мои дети никогда не могут насытиться ими.

Они отлично подходят для изучения словарного запаса и развития слухового восприятия (через рифмование и повторение), и они настолько увлекательны, что ваши дети будут обращать на них внимание.

10. Регулярные физические упражнения

Доказано, что физические упражнения развивают у ребенка концентрацию. Это помогает с памятью, вниманием, остротой ума и снижением беспокойства, а также увеличивает энергию ребенка.

Убедитесь, что ваши дети активны. Лучший способ сделать это — поощрять регулярные свободные игры, особенно на открытом воздухе.

11. Уважение к тому, как ваш ребенок учится

У детей разные стили обучения, и они лучше концентрируются и учатся лучше всего, когда учатся в предпочтительном для них стиле.

Визуальные учащиеся предпочитают видеть то, что они изучают, аудиальные учащиеся предпочитают слышать то, что они изучают, а кинестетическим учащимся необходимо прикасаться и испытывать, чтобы учиться.

Большинство детей младшего возраста предпочитают кинестетическое (практическое обучение) и лучше всего обучаются через физический опыт.

Обратите внимание на то, как ваш ребенок лучше всего концентрирует внимание!

Что делать, если у вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания?

СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, характеризуется импульсивностью, гиперактивностью или отсутствием внимания. Некоторые дети проявляют все три качества.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, это может быть связано с несколькими факторами, такими как тревога, незрелость, гнев и т. д. Нельзя просто предполагать, что это СДВГ.

Лучше всего следить за своим ребенком и следить за его способностью концентрироваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *