Методы развития речи детей дошкольного возраста: Методы и приемы развития речи детей в дошкольных учреждениях
Методы и приемы развития речи детей в дошкольных учреждениях
У короткого ума — длинный язык.
Аристофан
ИБ — информационный блок
Текст № 1.
Методика использует методы, разработанные в дидактике. (См.: Радина Е. И. Приемы обучения//Вопросы обучения в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М., 1955; Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1980.)
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).
Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Изложенная выше характеристика методов развития речи не вполне учитывает сущность самой речевой деятельности обучающихся. В школьной методике идут поиски путей активизации методов работы по развитию речи учащихся с учетом природы речи. Анализ способов речевого развития в детском саду с этих позиций также позволит осмыслить роль и место каждого метода в формировании языковой способности детей.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Структурно — логическая схема 1. Методы и приёмы развития речи (Стерликова В.В.).
В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.
Структурно — логическая схема 2. Методы развития речи детей.
В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Почему необходима характеристика методов развития речи с точки зрения характера речевой деятельности детей?
Почему нужны продуктивные методы?
Литература:
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение стрелочки — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу ( модуль 3).
Для того чтобы с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.
ОКВГУ
За 109 лет своего существования образовательное учреждение внесло значительный вклад в подготовку педагогических кадров. За время существования в нём было подготовлено более 12.000 учителей. Среди выпускников колледжа много известных заслуженных людей, государственных деятелей. Это известный советский военачальник, дважды Герой Советского Союза И.И. Якубовский; доктора наук Т.А. Галинкевич, А.Я. Утенков, В. В. Позняков; композитор Я.А. Косолапов; писатели И.В. Василевский, А.С. Русецкий, И.М. Шевцов. За заслуги в деле подготовки специалистов народного образования Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова награжден: в 1971 году Почетной грамотой Верховного Совета БССР, в 1978 и 1983 годах Переходным Красным Знаменем Министерства просвещения СССР и ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. В настоящее время Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова готовит: учителей начальных классов, учителей английского языка, учителей физической культуры, воспитателей, техников-программистов. Для качественной подготовки специалистов создана соответствующая материальная база: 27 учебных кабинетов и лабораторий, 2 читальных зала, 1 спортивный зал, 1 тренажерный зал, 2 лингафонных кабинета, 3 компьютерных класса. Книжный фонд библиотеки насчитывает более 80 тысяч экземпляров учебно-методической, научно-популярной и художественной литературы. Для иногородних учащихся имеется современное общежитие на 450 мест, на базе которого действует социально-культурный комплекс: музей истории колледжа, читальный зал, актовый и хореографический залы, кабинеты музыки для индивидуальных занятий, студии декоративно-прикладного и изобразительного искусства, тренажерный зал.
Ежемесячная газета Оршанского колледжа ВГУ имени П.М.Машерова
Подробнее »
Оршанский колледж ВГУ имени П.М Машерова занесен на Доску почёта Оршанского района
Подробнее »
В июне 2010г. сертифицирована система менеджмента качества стандарта СТБ ISO 9001-2009
Подробнее »
Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ | Коррекционная работа
Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Автор: Денисенко Ирина Александровна
Организация: МБДОУ «Детский сад №204»
Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Аннотация: статья освещает методы и приемы работы, используемые на занятиях по развитию речи, а также формы работы с родителями, которые приводят к успешному развитию речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Ключевые слова: методы и приемы используемые для развития речи, роль наглядности и эмоциональности в методах и приемах, формы работы с родителями.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
…При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Методы и приемы развития речи:
Наглядные методы.
метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов.
Словесные методы с опорой на наглядность
Беседа, чтение, рассказ детям художественные произведения, заучивание наизусть, пересказ.
Практические методы
Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи — игры-драматизации, настольной инсценировки.
Приемы можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.
Наиболее распространены следующие словесные приемы:
Речевой образец
Повторение
Объяснение
Словесное упражнение
Оценка детской речи
Вопрос
Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Подробнее остановимся на словесных методах.
Для заучивания стихотворных текстов, пересказывания рассказов и сказок, используют схемы-подсказки (модели-подсказки), что способствует развитию речевой и зрительной памяти, логического мышления и воображения. Некоторые методы и приемы я хочу представить вашему вниманию:
Рисуем стихотворение, рассказ педагог кодирует текст (стихотворение, рассказ) , изображая его с помощью символов, выразительно прочитывает. Затем дает установку детям: «Сегодня пробуем стихотворение нарисовать, и тогда вы сумеете его хорошо запомнить». Потом читаю текст и рисую по ходу чтения. Затем вместе с детьми воспроизводим текст с опорой на рисунки, прочитывают дети хором, группами, по одному. Дети старших групп придумывают рисунки сами или вместе с педагогом. Обратите внимание детей на схематичность выполнения рисунков, не увлекайтесь мелкими деталями. Таблица – рисунок вывешивается на видном месте на протяжении дня, чтобы дети при желании могли вспоминать и рассказывать друг другу текст.
Изображаем в действии. Известно, что совокупность движений рук и речевых органов способствует более быстрому запоминанию текста. Содержание этого приема состоит в том, что к слову или строке текста подбираются движения. Эти движения педагог, а потом и дети самостоятельно, выполняют во время проговаривания текста. Старшие дошкольники уже могут придумывать движения сами или с помощью воспитателя.
Показываем сказку, рассказ, стихотворение.
Используем серию картинок. Опираясь на серию картинок при пересказе или заучивании стихотворения, превращаем занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей, имеющих нарушение речи. (В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, который сохранился у малыша после прослушивания стихотворения, сопровождавшегося просмотром рисунков, позволяет впоследствии значительно быстрее запомнить текст.) Сначала подбираем рассказ и рисунки к нему. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми.
Используем один рисунок. Стихотворение можно выучить, запомнить рассказ, используя только 1 рисунок. (Такой метод особенно подходит при заучивании песенок, потешек, прибауток, закличек. При рассматривании рисунка воспитатель вместе с детьми неоднократно повторяет слова и строчки из текста для лучшего запоминания.
Таким образом, проводя занятия систематически, включая выше описанные методы и приемы развития речи можно сказать следующее:
Уровень развития речи повышается у всех детей группы, но наилучшие результаты показывают те дети, родители которых систематически и ответственно выполняли рекомендации педагогов и психоневролога.
Для успешного развития речи детей дошкольного возраста необходима последовательная, целенаправленная работа, как педагогов детского дошкольного учреждения, так и родителей, а так же лиц образующих социальное окружение ребёнка.
Самая эффективная форма работы с родителями это включенная форма, когда родитель присутствует на занятии.
Формы работы с родителями:
Тематические собрания и консультации
Информационные стенды
Папки – передвижки
Тетрадь взаимодействия, она же тетрадь рекомендаций для занятий с детьми дома
Познавательные собрания
Просмотр видеороликов открытых занятий
Для ребенка с ЗПР очень важно, чтобы в каждый момент он учился. Правильно организованное пространство значительно ускоряет путь к успеху ребенка с ОВЗ. Большая доля ответственности ложится на плечи родителей. Родители в свою очередь должны прислушиваться и выполнять рекомендации врачей и педагогов, разделять радость его успехов и горечь неудач. Нередко то, что осваивается медленно и с трудом, приносит большую радость, чем то, что осваивается легко» родители значительно ускорят свой путь к успеху.
Список используемой литературы
http://xreferat.ru/71/5442-1-vozrastnye-osobennosti-razvitiya-rechi.html:
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.О. Вы и младенец. – М, 1991.
Бельтюков В.И. Саморазвитие неживой и живой природы. М., 1997. С. 224.
Бельтюков В.И. Системный анализ онтогенеза фонемного строя языка // Теоретические и прикладные исследования психологии речи. – М., 1988. С. 72-91.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М., 1977.
Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Лепет слышащего ребенка // Вопросы психологии, 1973. С. 105-115.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений, Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.
Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. – М.: «Наука», 1967.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. 2-е изд. М.: «Советская Россия», 1979.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1999.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М, 1986.
Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М, 1978.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
Психофизиологические механизмы речи. (Монография) М., «Наука», 1979, — 247 с.
Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы.
Ушакова Т.Н. Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал, т. 20, № 3, 1999 г., С. 59-70.
Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Латынов В.В., Цепцов В.А., Алексеев К.И. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса // 2000, Изд. «Алетейя», СПб., 316 с.
Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.
Ушакова Т.Н. Двойственность природы речеязыковой способности // Психол. журн., 2004, №2, С.5-18.
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/26/statya_metody_i_priemy_razvitiya_rechi_doshkolnikov.doc
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.
Бородич А.М. Методика развития речи детей.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
Гербова В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.
Гербова В.В Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.
Занятия по развитию речи в детском саду, под ред. Ушаковой О.С.
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.
Программа воспитания и обучения в детском саду.
Развитие речи детей дошкольного возраста, под ред. Сохина.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей.
Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
Журнал «Дошкольное воспитание».
Нефедова Е.А. Готовимся к школе.
Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.
Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению.
Опубликовано: 22.02.2016
Развитие языка у детей младшего возраста — Обещание для детей штата Пенсильвания
В 2013 году Стэнфордский университет опубликовал исследование, показывающее языковой разрыв у детей, живущих в семьях с разным уровнем дохода. Исследование показало, что «дети малообеспеченных и менее образованных родителей обычно поступают в школу с более низким уровнем языковых навыков, чем их сверстники из более привилегированных семей. По некоторым оценкам, пятилетние дети с более низким социально-экономическим статусом к моменту поступления в школу отстают более чем на два года по стандартным тестам на развитие языка.«Задержка языкового развития может повлиять на то, как ребенок учится не только в молодом возрасте, но и по мере взросления.
Каждая семья, независимо от дохода, уровня образования или разговорного языка, может помочь своему ребенку развить язык, необходимый для обучения и успешной учебы в школе.
Развитие речи ребенка начинается с рождения, задолго до того, как он может произносить слова или даже понимать значение слов. Их языковое развитие зависит от родителей, семьи и опекунов, которые предоставят необходимые инструменты и опыт, которые будут способствовать тому, какие слова они учат, а позже, как они используют эти слова и как они общаются.
Родители, семьи и опекуны могут разными способами помочь детям развить языковые навыки и направить их на путь обучения.
- Поговорите со своим ребенком. Опишите повседневную деятельность, используя слова, которые говорят о действии, цветах, формах, весе, росте, скорости и ощущениях. Вместо того, чтобы говорить: «Давайте наденем вашу обувь», добавьте слова, описывающие то, что вы делаете, например: «Давайте наденем обувь на вашу левую ногу. Ваш ботинок красный! Это очень яркий цвет ». Подобные описания дают ребенку множество слов, чтобы описать что-то довольно простое, например: обувь, левая, ступня, красный, яркий, цвет .
- Ищите подсказки от вашего ребенка. Развитие речи начинается до того, как ребенок скажет мама или дада . Все начинается с воркования и бульканья! Поощряйте ребенка ответами и призывайте его продолжать. Задавайте вопросы, отвечайте с улыбкой и зрительным контактом и описывайте, что они могут видеть, слышать или испытывать.
- Рассказывайте истории своему ребенку и вместе с ним. Есть много способов рассказать историю. Поделитесь воспоминанием со своим ребенком, создайте историю из своего воображения или начните рассказ и попросите ребенка добавить к нему.Попросите ребенка рассказать историю, а затем задавайте такие вопросы, как: «Что случилось потом?» или «Почему это произошло?» или «Что вы при этом почувствовали?»
- Читайте своему ребенку. Книги предоставляют детям отличный способ связать слова с тем, что они видят или переживают. Хотя есть книги для всех возрастных категорий детей, книги, слишком старые или слишком маленькие для уровня чтения ребенка, могут быть интересными. Это полезно, если есть младшие или старшие братья и сестры, которые хотят послушать чтение или почитать своим братьям и сестрам.PA’s Promise for Children содержит рекомендации по книгам по разным предметам для детей от рождения до детского сада.
- Воспользуйтесь преимуществами разных языков. Было проведено несколько исследований, которые показывают преимущества в развитии и учебе для детей, изучающих более одного языка. Результаты исследований двуязычного развития от рождения до трех лет показывают, что дети могут начать изучать два языка с рождения. Когда дети с младенчества испытывают значимое общение на двух языках, они изучают два языка одновременно.
- Заблаговременно устраните потерю слуха. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы со слухом, обратитесь к педиатру, чтобы он проверил слух. Эти тесты можно проводить на очень маленьких детях. Раннее устранение потери слуха важно для развития ребенка.
Посмотрите видео ниже из видео для детей младшего возраста. Хотя это видео может помочь специалистам в области дошкольного образования в создании богатой языками среды, оно содержит полезную информацию и идеи, которые семьи могут использовать
Отсроченная речь или развитие языка
Как и в случае с другими навыками и вехами, возраст, в котором дети изучают язык и заговорить можно по-разному.Небольшие знания о речи и развитии языка могут помочь родителям понять, есть ли повод для беспокойства.
Чем отличаются речь и язык?
- Речь — это словесное выражение языка, включающее артикуляцию (способ, которым мы формируем звуки и слова).
- Язык дает и получает информацию. Это понимание и понимание посредством общения — устного, невербального и письменного.
Что такое задержка речи или языка?
Речевые и языковые проблемы различаются, но часто пересекаются.Например:
- Ребенок с задержкой речи может хорошо произносить слова, но может складывать только два слова.
- Ребенок с задержкой речи может использовать слова и фразы для выражения идей, но его трудно понять.
Каковы признаки задержки речи или языковой задержки?
Младенца, который не реагирует на звуки или пение, следует немедленно осмотреть врачу. Но часто родителям трудно понять, требуется ли их ребенку немного больше времени, чтобы достичь речевого или языкового рубежа, или есть проблема.
Вот некоторые вещи, на которые стоит обратить внимание. Позвоните своему врачу, если ваш ребенок:
- к 12 месяцам: не использует жесты, такие как указание пальцем или махание рукой до свидания
- к 18 месяцам: для общения предпочитает жесты вокализации
- к 18 месяцам: проблемы с имитацией звуков
- не понимает простых словесных запросов
- на 2 года: может только имитировать речь или действия и не произносит слова или фразы спонтанно
- к 2 годам: повторяет только некоторые звуки или слова и не может использовать устную речь для общения больше, чем их насущные потребности
- на 2 года: не могу следовать простым указаниям
- к 2 годам: необычный тон голоса (например, хриплый или гнусавый)
Также позвоните врачу, если речь вашего ребенка сложнее понять, чем ожидалось для его возраста:
- Родители и опекуны должны понимать около 50% речи ребенка в 2 года и 75% в 3 года.
- К 4 годам ребенка должны понимать в основном даже люди, которые его не знают.
Что вызывает задержки речи или языка?
Задержка речи может быть вызвана:
- поражение полости рта, например проблемы с языком или небом (нёбо)
- короткая уздечка (складка под языком), которая может ограничивать движение языка
Многие дети с задержкой речи имеют орально-двигательные проблемы. Это случается, когда возникает проблема в областях мозга, отвечающих за речь.Это затрудняет координацию губ, языка и челюсти для произнесения звуков речи. У этих детей также могут быть другие орально-моторные проблемы, например проблемы с кормлением.
Проблемы со слухом также могут влиять на речь. Поэтому аудиолог должен проверять слух ребенка всякий раз, когда возникает проблема с речью. Дети с проблемами слуха могут плохо говорить, понимать, имитировать и использовать язык.
Инфекции уха , особенно хронические инфекции, могут влиять на слух.Но пока в одном ухе есть нормальный слух, речь и язык будут развиваться нормально.
Как диагностируются задержки речи или языка?
Если у вашего ребенка могут быть проблемы, важно сразу же обратиться к патологу речи. Вы можете найти патолога речи самостоятельно или попросить своего поставщика медицинских услуг направить вас к нему.
SLP (или логопед) проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка. Патолог проведет стандартизированные тесты и определит основные этапы развития речи и языка.
SLP также проверит:
- то, что ваш ребенок понимает (так называемый рецептивный язык)
- что может сказать ваш ребенок (это называется выразительным языком)
- Развитие звука и четкость речи
- орально-моторный статус вашего ребенка (как рот, язык, нёбо и т. Д. Взаимодействуют друг с другом при речи, а также при еде и глотании)
Исходя из результатов тестирования, дефектолог может порекомендовать вашему ребенку логопед .
Как помогает логопедия?
Логопед будет работать с вашим ребенком, чтобы улучшить речь и языковые навыки, и покажет вам, что делать дома, чтобы помочь вашему ребенку.
Как могут помочь родители?
Родители — важная часть помощи детям, у которых есть проблемы с речью или языком.
Вот несколько способов стимулировать развитие речи дома:
- Сосредоточьтесь на общении. Говорите с младенцем, пойте и поощряйте имитацию звуков и жестов.
- Почитайте своему ребенку. Начните читать, когда ваш ребенок еще младенец. Поищите соответствующие возрасту мягкие или настольные книги или книжки с картинками, которые побуждают детей смотреть, пока вы называете картинки.
- Используйте повседневные ситуации. Чтобы развивать речь и язык вашего ребенка, говорите в течение дня. Назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, чем вы занимаетесь, когда готовите еду или убираетесь в комнате, и указывайте на предметы в доме. Делайте вещи простыми, но избегайте «детской болтовни».«
Наилучшим подходом является раннее распознавание и лечение задержки речи и речи. Позвоните своему врачу, если у вас есть какие-либо опасения по поводу речи или языкового развития вашего ребенка.
Примечание. Вся информация предназначена только для образовательных целей. Для получения конкретных медицинских рекомендаций, диагностики и лечения проконсультируйтесь с врачом.© 1995-2021 KidsHealth® Все права защищены. Изображения предоставлены iStock, Getty Images, Corbis, Veer, Science Photo Library, Science Source Images, Shutterstock и Clipart.com
Поддержка развития речи через игру
Развитие речи имеет решающее значение для эффективного общения с другими людьми на протяжении всей жизни, но как игра может повлиять на это?
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи: некоторые дети начинают говорить уже в 6 месяцев. К двум годам большинство детей имеют обширный словарный запас отдельных слов и начинают использовать простые предложения, чтобы выразить свои потребности, мысли и чувства.Примерно в это же время дети также отходят от одиночной игры и начинают проявлять социальные навыки через первую, параллельную игру, переходя к совместной игре. Однако все этапы игры способствуют раннему развитию языка.
Игра в одиночку происходит, когда ребенок полностью сосредоточен на своей игре и не взаимодействует ни с кем. Это поощряет внимание и навыки слушания, поддерживая способность ребенка концентрироваться в течение определенного периода времени и сосредоточиваться пристально. Этот навык нужен ребенку, чтобы разговаривать с другими, слушая, что ему говорят.Параллельная игра также является важным шагом в развитии коммуникативных навыков и позволяет детям начать взаимодействовать с другими без необходимости играть напрямую вместе. Совместная игра еще больше улучшает общение, позволяя ребенку учиться у своих сверстников.
Play позволяет детям практиковать изученные ими языковые навыки и развивать свой расширяющийся словарный запас. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками также позволяет детям совершенствовать звуки своей речи, слушая других.Взаимодействие — жизненно важный фактор поддержки языка; Дети с ограниченными возможностями для общения часто имеют незрелое речевое развитие. Важно обеспечить каждому ребенку игровые возможности, способствуя общению с другими. Построение социального развития имеет основополагающее значение для приобретения и поощрения языкового развития.
Творческая игра — отличный способ поддержать и улучшить речевое развитие; предоставление детям возможности воссоздать опыт и поделиться идеями со сверстниками.Во время ролевой игры язык часто увеличивается, поскольку дети могут взять на себя роль и притвориться кем-то другим. Это дает им уверенность в том, что они могут использовать язык, который они слышали от сверстников или взрослых в повседневных ситуациях, без необходимости ошибаться. У детей разовьется ответственность за свое обучение, и это поможет им развить свое языковое развитие.
Как отдых на свежем воздухе может помочь развитию речи детей
Игры на свежем воздухе — еще один отличный способ развития речи.Было высказано предположение, что на самом деле дети лучше учатся на улице, что имеет ряд преимуществ для речи и языкового развития. Внешняя территория побуждает маленьких детей развивать исследовательские и исследовательские навыки. Это, в свою очередь, дает основу для вопросов о том, что ребенок может видеть, слышать, обонять или чувствовать; дети учатся лучше всего, когда используют все свои чувства. Дети также являются отличными исследователями, но ограничены в знаниях, которые они могут получить без адекватных коммуникативных навыков.На открытом воздухе дети могут улучшить свои навыки слушания, предлагая им открытое пространство для проектов и экспериментов со своим голосом.
Важность языкового развития в раннем детстве
Развитие языковых навыков имеет первостепенное значение для успеха маленьких детей в дальнейшей жизни как социальных существ, так и в получении образования.
Что такое язык?
Готов поспорить, вы не сомневаетесь, когда вас спросят, что означает слово «язык».Тем не менее, большинству людей сложно придумать четкое и краткое определение. Это потому, что язык — это действительно много вещей! Начнем с очевидного:
- Язык состоит из слов, объединенных в предложения.
- Язык используется для разговора, чтения и письма.
- Есть много разных языков, которые обычно ассоциируются с разными странами.
Тем не менее, это, кажется, не совсем охватывает всю концепцию языка. Например, одно и то же слово может использоваться для очень разного эффекта в зависимости от тона голоса и даже выражения лица во время разговора.Не на всех языках говорят или пишут, возьмем для примера язык жестов. Другие примеры того, насколько разные языки могут различаться по своей природе, включают шрифт Брайля, языки программирования и китайские иероглифы.
Если вам интересно узнать больше о науке о том, что составляет английский язык, зайдите на ASHA.org, чтобы получить полную информацию о синтаксисе, семантике, фонологии и т. Д.
Для нашей цели здесь мы будем придерживаться Простая идея, что язык — это способность эффективно общаться .
Мы заботимся в основном о развитии речи у младенцев и детей ясельного возраста, в нашем контексте коммуникация охватывает все: от плача до понимания да и нет (восприимчивый язык), лепета и появления речи (выразительный язык).
Прочтите наше руководство по всем этапам языкового развития
Преимущества здорового языкового развития
Язык — основа всех социальных взаимодействий, проблемы с общением могут вызвать разочарование как у вас как родителя, так и у вас, что более важно для вашего ребенка.
Развитие речи во многом зависит от развития мозга и когнитивных способностей вашего ребенка и поддерживает их. Исследования показали, что большой словарный запас увеличивает творческий потенциал и помогает людям придумывать новые идеи. Кроме того, изучение нескольких языков дает множество преимуществ!
Другими словами, развитие языка нельзя рассматривать изолированно, оно тесно связано с общим развитием вашего ребенка в первые годы жизни и имеет огромное значение для него.
Создание благоприятной для обучения среды, где вы читаете соответствующие возрасту книги и находите способы играть и получать удовольствие во время обучения, поможет ускорить овладение языком вашим малышом и начать его или ее подготовку к школе. Это также ускорит общий прогресс на других этапах развития и поможет предоставить гораздо больше возможностей для роста в дальнейшей жизни.
Узнайте больше обо всех этапах развития младенцев и детей ясельного возраста
Риски, связанные с задержкой развития
Отсутствие навыков общения чревато серьезными негативными последствиями.К счастью, подавляющему большинству людей в конечном итоге удается научиться говорить, читать и писать. Даже в этом случае, если у вашего ребенка наблюдаются признаки задержки в развитии или если ваш малыш слишком поздно говорит, простая выжидательная позиция может оказаться ошибкой.
Исследования языка и грамотности связывают задержку развития с:
- Академическими трудностями
- Нарушения обучаемости
- Застенчивостью и социальными трудностями
- Тревожным расстройством
- Поведенческими проблемами и СДВГ
Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не чтобы не отставать от типичного развития, вы всегда должны обращаться за профессиональной помощью к педиатру.
Как вы можете помочь своему ребенку развить превосходные языковые навыки
Итак, теперь вы понимаете важность языкового развития в раннем детстве, но что дальше? Как вы можете применить эти знания на практике, чтобы помочь своему ребенку стать великим оратором, поэтом или вице-президентом по коммуникациям?
Рад, что вы спросили! Здесь, в ADAM & Mila, мы — сообщество родителей, опекунов и учителей, стремящихся найти отличные способы вовлечь наших малышей в увлекательные образовательные мероприятия.
Знаете ли вы, что научить ребенка говорить можно еще до его рождения? Исследования показали, что младенцы могут распознавать музыку и другие звуки, которые они слышат в утробе матери.
Знаете ли вы, что дети рождаются со способностью четко различать слова всех иностранных языков? Но к 12 месяцам они утратили эту способность, поскольку их мозг привык сосредотачиваться только на языке (ах), который ребенок слышит ежедневно.
Понимание того, как развивается язык, может помочь вам выбрать правильные целевые занятия, которые способствуют и ускоряют обучение, при этом соответствуя текущим языковым навыкам вашего ребенка.