Младенец по месяцам развитие: Развитие ребенка по месяцам до года — особенности и этапы.

Содержание

основные этапы и изменения в каждый период

В первый год жизни дети развиваются интенсивно, они учатся новому и удивляют окружающих практически каждый день. Молодые родители часто задумываются о том, какими навыками должен овладеть малыш в определенном возрасте. В статье мы рассмотрим развитие ребенка по месяцам до года, его основные физические и психологические изменения в каждый период.

Развитие ребенка в 1 месяц

В первый месяц жизни малыш только начинает знакомство с окружающим миром. Учится узнавать родителей, фокусировать (пока ненадолго) взгляд на людях и предметах. Первая улыбка — и вот уже мама с папой забывают про все бессонные ночи и грязные подгузники.

В этот период малыш пытается самостоятельно держать головку в положении лежа на животе. Пока это короткие по времени и не совсем уверенные движения, но они являются для маленького человека целым подвигом. Как можно помочь ребенку научиться держать головку − узнайте в нашей статье.

Развитие ребенка в 2 месяца

Организм, включая головной мозг, продолжают развиваться с высочайшей скоростью. Ребенок уже может следить взглядом за интересующими его предметами и живыми объектами, реагировать на звуки окружающей среды, узнавать родителей среди других людей. Малыш теперь дольше держит головку (все еще лежа на животе) и может поворачивать ею из стороны в сторону.

В 2 месяца вы можете не только увидеть, как ребенок вам улыбается, но и услышать его первый смех. В этом же возрасте дети обычно начинают гулить — неразборчиво лепетать на языке понятном лишь им самим.

Развитие ребенка в 3 месяца

На 3 месяце жизни малыш продолжает изучать мир вокруг. Теперь он может задерживать взгляд на интересующих его объектах до 30 секунд. Кроме того ребенок уже умеет поворачивать голову и наблюдать за движущимися предметами.

Малыш учится реагировать на звуковые раздражители. Если он услышит звук на расстоянии менее метра от себя, то вы можете заметить, как все тело замирает на несколько секунд (идет анализ поступившей информации), а затем голова начинает вертеться из стороны в сторону, чтобы обнаружить источник шума.

В этом возрасте ребенок уже способен устанавливать элементарную причинно-следственную связь: он начинает понимать, что голосом может привлечь внимание, сообщить о дискомфорте или голоде. Некоторые родители начинают классифицировать виды плача и его посыл:

  • Внезапные рыдания на высоких нотах говорят о боли и телесном дискомфорте.
  • Тихие всхлипывания, которые быстро набирают громкость — скорее всего ребенок проголодался.
  • Плач, который сопровождается потиранием глаз и беспокойными движениями, сообщает о том, что малыш хочет спать.

Развитие ребенка в 4 месяца

4 месяца — период, когда малыш уже умеет вертеть головой и учится переворачиваться с живота на спинку и обратно. Мышцы шеи становятся достаточно крепкими, чтобы удерживать ее в вертикальном положении.

Конечности уже не просто расслабленно болтаются: ребенок учится захватывать предметы и удерживать их в руках. Движения постепенно становятся более четкими и упорядоченными.

В этом возрасте дети осознанно идут на контакт с окружающими: улыбаются, гулят, протягивают ручки и ножки. Продолжают развиваться органы слуха и зрения: малыш уже способен различать основные цвета и музыкальные звуки. Поэтому специалисты советуют петь детям песенки, много разговаривать с ними, поясняя происходящее вокруг.

Развитие ребенка в 5 месяцев

5-месячные малыши уверенно переворачиваются с живота на спинку и делают первые попытки ползать. Подробнее о том, когда и как дети начинают ползать. А вот сидеть без опоры они пока не умеют: для этого им нужна помощь взрослых и вспомогательные предметы в виде детского стульчика, подушек или одеяла. Некоторые дети пытаются стоять на прямых ногах, если кто-то из взрослых поддерживает их при этом под ручками.

В этом возрасте малыши уверенно держат в руках небольшие игрушки, трясут ими, норовят попробовать на вкус. Сейчас рот — один из их главных помощников по исследованию мира. Помните, что очень часто именно в это время у детей просыпается интерес к еде в тарелках у взрослых, а также к самим тарелкам и другим столовым приборам. Поэтому нужно быть очень бдительными: иначе маленькие хулиганы утянут за собой половину стола.

Развитие ребенка в 6 месяцев

С каждым месяцем подвижность ребенка увеличивается: в 6 месяцев вовсю переворачиваются со спины на бок, а потом на живот, а некоторые малыши начинают ползать. Пусть и неуверенно, но дети уже способны передвигаться самостоятельно. Родителям теперь не стоит оставлять малыша надолго одного, особенно в местах, где существует опасность упасть или наткнуться на острый/горячий предмет.

Полугодовалые малыши обычно могут стоять и сидеть, используя руки взрослых как опору. Пока это длится недолго, но с каждым днем скелет и мышцы ребенка крепнут, позволяя ему чувствовать себя более уверенно.

В 6 месяцев малыши могут держать в руках игрушки разного размера, трясти и ощупывать их, а также пробовать на вкус. Их поведение становится все более осмысленным: теперь родителям легче понимать желания ребенка и его эмоции.

Огромный объем информации малыши сейчас получают через свои глаза и уши. Важно объяснять им все, что происходит вокруг, давать названия объектам и действиям. Пусть у ребенка будут игрушки разных цветов и размеров, издающие звуки и молчащие, гладкие и шероховатые. Чем больше впечатлений будет получать дитя, тем интенсивнее будет его развитие.

Развитие ребенка в 7 месяцев

Прошло более полугода с момента появления малыша на свет, и наступает новый важный этап в его жизни: самостоятельное передвижение. Большинство детей к 7 месяцам начинают ползать и границы их мира значительно расширяются. Оказывается, что вокруг столько интересного и непознанного! Напоминаем, что взрослым нужно быть внимательными и обеспечить безопасность всех мест, куда может добраться малыш.

Приблизительно в этот момент у детей начинает развиваться долгосрочная память: они запоминают, какие игрушки издают звуки, а какие молчат; различают знакомых людей и тех, кого видят впервые в жизни.

Их речь приобретает большую плавность и иногда может казаться, что ребенок осознанно произносит какое-то слово. Но чаще всего это лишь набор звуков, похожий на заветные “мама” и “папа”.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Изо дня в день активность малыша растет. Он переворачивается, ползает, самостоятельно садится. Его манипуляции становятся более разнообразными: ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую, бросает их на пол и снова поднимает, пробует на вкус, трясет и прислушивается к звукам. Малыша привлекают и совместные игры в прятки, “сорока-ворона”, “по кочкам-по кочкам” и другие.

В возрасте 8 месяцев расширяется восприятие окружающего мира. Если в 2 месяца малыш мог различать звуки на расстоянии 1 метра, то сейчас этот радиус увеличился до четырех. Растет и диапазон звуков, которые издает ребенок, когда общается с вами. Он начинает узнавать свое отражение в зеркале, использует все более развитую мимику и жесты.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный ребенок еще не может самостоятельно ходить, но уже предпринимает попытки встать на колени, а потом на ножки, используя близлежащие предметы в качестве опоры. Многие малыши делают свои первые, неуверенные шаги при помощи взрослых.

В 9 месяцев большинство детей осваивают так называемый “щипковый захват” — метод, при котором ребенок берет вещь большим и указательным пальцем. С этого момента значительно улучшается мелкая моторика рук. Родителям необходимо быть бдительными: следить, чтобы малыш не тянул в рот и нос детали конструктора, пуговицы, бусины и другие опасные предметы небольшого размера.

В этом возрасте дети начинают внимательно изучать действия окружающих и пытаются им подражать. Мир вокруг становится все интереснее!

Развитие ребенка в 10 месяцев

С каждым днем малыш становится все более подвижным, его действия приобретают скоординированность и четкость. Некоторые делают свои первые самостоятельные шаги, но они скорее исключение из правил.

Большинству детей этого возраста нравится играть с коробками и шкафами: открывать и закрывать дверцы, вытаскивать содержимое, пробовать его на вкус и бросать на пол. Если вы не хотите однажды обнаружить на кухонном полу муку вперемешку с маслом, макаронами и кетчупом, проявляйте бдительность. Не оставляйте малыша одного надолго в комнате, полной соблазнов. Позаботьтесь о безопасности и убедитесь, что розетки, острые и горячие предметы находятся вне досягаемости ребенка.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Как правило, к этому моменту большинство малышей уже умеют ползать и вставать на ножки, используя опору. А некоторые даже делают свои первые самостоятельные шаги. Считается абсолютно нормальным, если ребенок осваивает этот навык в любой момент до полутора лет. Родителям остается набраться терпения и помогать малышу в меру своих и его сил.

В 11 месяцев дети начинают понимать простые фразы, которые часто используют родители; откликаются на свое имя; осознают, когда их хвалят или ругают. По вашей просьбе они могут указать на свои уши, глазки или рот.

Кроме того, малыши начинают подражать взрослым в процессе говорения, их монологи все больше напоминают привычную нам речь.  Узнайте больше о развитии речи малыша. Некоторые дети произносят свои первые слова.

Развитие ребенка в 12 месяцев

К моменту, когда ребенку исполняется год, он обычно осваивает следующие навыки:

  • Ползает и делает неуверенные шаги при помощи руки взрослого или другой опоры;
  • Осваивает “щипковый захват”;
  • Знает, но пока не может произносить названия предметов вокруг;
  • Подражает мимике взрослых;
  • Узнает и эмоционально реагирует на родителей и близких людей как вживую, так и на фотографии;
  • Умеет самостоятельно пить из бутылочки и пытается кушать при помощи ложки;
  • Понимает и исполняет просьбы вроде “дай”, “возьми”, “положи”;
  • Складывает в коробки небольшие предметы и вынимает их обратно, закрывает/открывает крышки банок и бутылок.

Что бы ни говорили стандарты, каждый ребенок уникален и осваивает необходимые навыки в соответствии со своим темпераментом и уровнем физического развития. Не стоит бить тревогу, если вы наблюдаете небольшие отклонения от общих норм. Помните, как важна малышу ваша любовь, поддержка и ободряющая улыбка. С их помощью он будет учиться гораздо охотнее и быстрее.

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Период младенчества (первый год жизни)
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.
Физическое развитие младенца
Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7—8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Движение и действия. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Восприятие и действие ф—та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.
Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3—4месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После 3—4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7—8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Таблица

Вехи развития ребенка: Вехи развития по месяцам

Вехи развития ребенка — это навыки, которые дети усваивают в первые 12 месяцев жизни. В первый год происходит многое: дети начинают ворковать, лепетать, имитировать речь и произносить свои первые слова. Они улыбаются, смеются и общаются со своими опекунами. Вехи движения включают переворачивание, сидение без посторонней помощи, ползание, стояние и, возможно, ходьбу. Все дети развиваются с разной скоростью, и вариации в норме. Но наблюдение за вехами вашего ребенка месяц за месяцем помогает обеспечить его развитие в нужном русле.

Вехи в развитии ребенка

Вехи в развитии ребенка — это достижения или навыки, которых вы можете ожидать от своего ребенка в течение первого года жизни. Наблюдение за этапами развития поможет вам и педиатру убедиться, что развитие вашего ребенка идет по плану.

В первый год дети учатся и растут с удивительной скоростью. Эти 12 месяцев полны захватывающих вех развития, от слов «мама» или «папа» до сидения, ползания и, возможно, даже первых важных шагов. Хотя все дети развиваются с разной скоростью, существует стандартная временная шкала, которой следуют большинство младенцев.

Когда вы узнаете, какие вехи в развитии ребенка ожидаются в этом году, имейте в виду, что это всего лишь ориентир. Каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Если ваш ребенок развит в одном навыке (скажем, ползает или ходит), он может быть менее развит в другом (например, в разговоре). Будьте уверены, существует широкий диапазон того, что считается нормальным.

Тем не менее, сообщите врачу, если вы заметите, что ваш малыш ежемесячно отстает от определенных этапов развития ребенка. Педиатр вашего ребенка может захотеть проверить наличие задержки развития. Чем раньше будут обнаружены любые потенциальные проблемы, тем скорее их можно будет решить, что часто приводит к лучшему результату.

Для получения дополнительной информации о том, как помочь вашему ребенку достичь физических целей, ознакомьтесь с курсом BabyCenter «Достижение физических целей через игру» о том, как использовать игру для здорового развития вашего ребенка.

Вот вехи развития ребенка, на которые следует обратить внимание, по данным Американской академии педиатрии, March of Dimes и Центров по контролю и профилактике заболеваний.

Вехи в возрасте 1 месяца

  • Пробует разные выражения лица
  • Может узнавать ваш запах
  • Вздрагивает от громких звуков (слух полностью развит)
  • Может видеть предметы на расстоянии от 8 до 12 дюймов (зрение развивается)
  • Любит высококонтрастные узоры, особенно черно-белые
  • Может держать голову в течение короткие моменты
  • Может поворачивать голову из стороны в сторону, пока лежит на животике

Узнайте больше об основных этапах, росте и развитии вашего месячного ребенка.

Вехи двухмесячной давности

  • Майская улыбка
  • Подносит руки ко рту
  • Возможно, успокаивает себя, сосет палец
  • Издает воркующие звуки
  • Поворачивает голову на звуки, особенно на ваш голос
  • Улучшенный контроль над головой и шеей благодаря тому, что он много времени проводит на животе
  • Делает движения рук и ног более плавными

Узнайте больше об этапах, росте и развитии вашего 2-месячного ребенка.

Вехи в возрасте 3 месяцев

  • Социально улыбается в ответ другим
  • Может смеяться
  • Поднимает голову и грудь во время лежания на животе и, возможно, поддерживает верхнюю часть тела руками о твердую поверхность
  • Наблюдает за циферблатом
  • Следит глазами за предметами
  • Поворачивает голову на звуки
  • Издает бормочущие звуки
  • Имитирует звуки
  • Улучшилась зрительно-моторная координация
  • Тянется к игрушкам и может схватить их
  • Открывает и закрывает руки
  • Подносит руки ко рту
  • Может начать переворачиваться с живота на спину

Узнайте больше о вехах, росте и развития для вашего 3-месячного.

Вехи в возрасте 4 месяцев

  • Улыбается знакомым лицам
  • Узнает предметы, как любимую игрушку
  • Использует руки и глаза вместе, чтобы дотянуться до интересующих предметов и схватить их
  • Любит играть с игрушками
  • Может расстраиваться, когда пора прекращать игру
  • Начинает лепетать
  • Имитирует звуки и мимику
  • Держит голову неподвижно без поддержки
  • Перекатывается на локтях 12 мая, пока лежит на животе
  • 1 от животика к спине

Узнайте больше о вехах, росте и развитии вашего 4-месячного ребенка.

Вехи пятимесячной давности

  • Любит играть в такие игры, как «ку-ку»
  • Скорее всего, может переворачиваться с живота на спину
  • Может сидеть, опираясь на подушки
  • Поднимает и передвигает предметы руками
  • Понимает причину и следствие (например, что падение блока вызывает шум)

Узнайте больше о вехах, росте и развитии вашего 5-месячного ребенка.

Вехи в возрасте 6 месяцев

  • Узнает знакомых людей
  • Любит смотреться в зеркало (узнает себя)
  • Любит играть в такие игры, как пирожки
  • Реагирует на эмоции других людей
  • Пытается «поговорить» с вами или бормочет вам в ответ
  • Произносит согласные звуки типа «м» и «б»
  • Реагирует на свое имя
  • Интересуется окружающим миром
  • Исследует предметы ртом
  • Передаёт игрушки между руками
  • Перекатывается с живота на спину и обратно на живот
  • Может пытаться вставать на четвереньки и раскачиваться вперёд-назад
  • Может сидеть без поддержки
  • Вероятно, весело подпрыгивает на ножках, когда его поддерживают

Узнайте больше об этапах, росте и развитии вашего 6-месячного ребенка.

Вехи в возрасте 7 месяцев

  • Перекатывается в обе стороны (с живота на спину и обратно на живот)
  • Замечает и отслеживает удаленные предметы глазами
  • Дотягивается одной рукой
  • Подбирает более крупные предметы
  • Передаёт2 между руками2
  • Использует «гребающее» движение для перемещения мелких предметов
  • Может понимать некоторые слова, в том числе собственное имя и «нет»
  • Лепчет цепочки согласных, например «ма-ма-ма-ма»
  • Реагирует на эмоции в вашем голосе
  • Любит играть с вами
  • Может сидеть без поддержки
  • Может поддерживать собственный вес на ногах, когда его держат под мышками

Узнайте больше об этапах, росте и развитии вашего 7-месячного ребенка.

Вехи 8 месяцев

  • Сидит без поддержки
  • Болтает
  • Легко передает предметы между руками
  • Может привязываться к специальной игрушке
  • Может подтягиваться, чтобы встать слова, например «мама»
  • Может хватать более мелкие предметы

Узнайте больше об этапах, росте и развитии вашего 8-месячного ребенка.

Вехи 9-месячной давности

  • Хлопает в ладоши
  • Пытается помахать
  • Может показывать пальцами
  • Подбирает мелкие предметы, такие как пища, которую едят руками
  • Помнит местонахождение игрушек и других предметов
  • Может плакать, когда вы уходите из-за страха разлуки
  • 2
  • 2
  • 2
  • 2
  • 2 Понимает определенные слова, например, свое имя и «нет»
  • Издает много разных звуков
  • Вероятно, начал ползать
  • Может бояться незнакомцев и цепляться за родителей
  • Может, вероятно, подтянуться, чтобы встать
  • Может принять сидячее положение и сидеть без поддержки

Узнайте больше об этапах, росте и развитии вашего 9-месячного ребенка.

Вехи в возрасте 10 месяцев

  • Экспериментирует с игрушками, тряся их, бросая или стуча по ним
  • Копирует ваши модели речи
  • Скорее всего, может понимать и использовать некоторые детские языки жестов
  • Может общаться с помощью основных жестов, например, указывая на объекты, которые они хотят
  • Может ползать
  • Может подтягиваться, чтобы встать
  • Может делать несколько шагов самостоятельно

Узнайте больше об этапах, росте и развитии вашего 10-месячного ребенка.

Вехи 11-месячной давности

  • Понимает больше слов
  • Смотрит на предметы, когда их называют
  • Использует жесты для общения, например, машет рукой на прощание
  • Может быть в состоянии подтянуться с поддержкой и стоять в течение нескольких секунд круиз», стоя и держась за мебель или ходячую игрушку
  • Может сделать несколько шагов, не задерживаясь на месте
  • Может произнести первые слова
  • Может следовать простым указаниям

Узнайте больше о вехах, росте и развитии вашего 11-месячного ребенка.

12-месячные вехи

  • Сидит без поддержки
  • Встает на четвереньки
  • Подтягивается, чтобы встать
  • Может стоять без поддержки
  • Ползает
  • )
  • Может ходить без опоры
  • Исследует предметы, ударяя, тряся и бросая их
  • Передвигает предметы в контейнерах и из них
  • Пользуется чашкой-непроливайкой имитировать слова
  • Помнит, где спрятаны предметы
  • Реагирует на простые команды
  • Смотрит на правильную картинку, когда изображение названо
  • Использует жесты, например, качает головой нет
  • Указывает на предметы или людей, представляющих интерес
  • Отдает предпочтение определенным людям или игрушкам
  • Вероятно, испытывает некоторую тревогу разлуки
  • Может держать маркер и пытаться нацарапать

Вехи развития ребенка по месяцам

Каковы вехи развития моего ребенка?

Пока вы адаптируетесь к своей новой роли опекуна, ваш ребенок адаптируется к новой среде. Ваш поставщик медицинских услуг будет внимательно следить за ростом вашего ребенка в течение первого года жизни, чтобы убедиться, что он достигает основных этапов, то есть того, что ваш ребенок может делать к определенному возрасту.

Имейте в виду, что дети растут в своем собственном темпе, и есть определенное время, когда они будут совершенствовать свои навыки, чтобы достичь каждой вехи. Если вам интересно, почему ваш ребенок может «вне графика» овладеть одним навыком, возможно, он одновременно работает над другим. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу темпов развития вашего ребенка, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка.

Когда мой ребенок должен пройти осмотр?

В течение первого года жизни ребенка планируйте осмотры каждые несколько месяцев в сроки, рекомендованные вашим лечащим врачом. Большинство провайдеров рекомендуют от шести до семи посещений в первый год для наблюдения за ростом. График осмотров в течение первого года жизни вашего ребенка включает:

  • 1 месяц.
  • 2 месяца.
  • 4 месяца.
  • 6 месяцев.
  • 9 месяцев.
  • 1 год.

Чего ожидать во время осмотра ребенка?

Периодические осмотры вашим поставщиком медицинских услуг обеспечивают основу для роста вашего ребенка и дают вам возможность задать вопросы о здоровье и благополучии вашего ребенка. Цель каждого осмотра ребенка включает:

  • Оценка основных этапов развития (как ваш ребенок двигается, говорит и играет).
  • Физикальное обследование и измерение роста.
  • Медицинские осмотры, рекомендации по питанию и прививки.
  • Руководство по предстоящим вехам роста.

Перед каждым визитом выявляйте любые проблемы, которые могут у вас возникнуть, и подготовьтесь обсудить их с вашим лечащим врачом, который сможет помочь вашему ребенку, если вы подозреваете, что в его развитии есть какие-либо отклонения.

Вехи развития

Как вехи развития отслеживают рост моего ребенка в течение первого года жизни?

Вехи развития отслеживают поведение, которое отмечает этапы роста вашего ребенка. Каждая веха развития вашего ребенка фокусируется на четырех аспектах его роста, включая:

  • Двигательные навыки.
  • Визуальные навыки или навыки решения проблем.
  • Развитие речи.
  • Социальные навыки.

Каждый ребенок уникален и растет в своем собственном темпе. Некоторые дети достигают вех быстрее, чем их сверстники, в то время как у других может быть небольшая задержка в развитии. Отслеживание их прогресса и своевременное посещение лечащего врача по поводу здоровья ребенка помогут убедиться, что ваш ребенок развивается в нормальном темпе, или они будут контролировать лечение, если развитие вашего ребенка ненормально.

Вехи развития ребенка: 1 месяц

К тому времени, когда вашему ребенку исполняется 1 месяц, он адаптируется к новой среде и новому графику. Вехи развития вашего месячного ребенка включают:

  • Поднесение рук к лицу.
  • Движения головой из стороны в сторону.
  • Крепко сжимая кулаки.
  • Будьте внимательны к звукам.
  • Распознавание лиц.
  • Прием пищи каждые три-четыре часа на диете из смеси или грудного молока.
Каковы советы по безопасности для моего месячного ребенка?

Обеспечьте безопасную среду для развития вашего ребенка в течение первого месяца жизни:

  • Установка детекторов дыма. Проверяйте их раз в месяц и меняйте батарейки два раза в год (пружина вперед и падение назад). Подумайте также об установке детектора угарного газа в вашем доме.
  • Правильное использование автокресла. Убедитесь, что у вас есть автокресло, подходящее по размеру для младенца (до 20 фунтов). Внимательно прочитайте инструкцию и убедитесь, что кресло правильно установлено на заднем сиденье вашего автомобиля. Автокресла должны быть обращены назад, пока вашему ребенку не исполнится 2 года.
  • Никогда не оставляйте ребенка без присмотра.
  • Никогда не надевайте ребенку на шею ожерелье, соску или игрушку.
  • Расстояние между матрасом и рамой детской кроватки не должно превышать двух пальцев взрослого человека.
  • Настройте водонагреватель вашего дома на 120°F (48°C), чтобы избежать случайных ожогов.
Вехи развития ребенка: от 2 до 3 месяцев

Ваш ребенок начнет совершенствовать простые движения тела, когда он поймет, как работает его тело. Вехи для вашего растущего ребенка включают в себя:

  • Поднятие головы и груди в положении лежа на животе.
  • Издает воркующие и булькающие звуки.
  • Разжимают кулаки и тянутся к предметам.
  • Следит за объектами глазами.
  • Улыбаться людям, особенно опекунам.
Каковы советы по безопасности для моего ребенка в возрасте от 2 до 3 месяцев?

Обеспечьте безопасность вашего ребенка в возрасте от 2 до 3 месяцев:

  • Не пейте и не используйте горячие жидкости, когда держите ребенка на руках.
  • Использование манежа для обеспечения безопасности вашего ребенка, но избегание использования ходунков, поскольку они небезопасны.
  • Игра с прочными игрушками, которые не разваливаются, не острые и больше рта ребенка.
  • Поддержание температуры водопроводной воды ниже 120°F (48°C).
  • Никогда не оставляйте ребенка наедине с братьями, сестрами или домашними животными.
  • Никогда не оставляйте ребенка одного в месте, где он может упасть или утонуть.
Вехи развития ребенка: от 4 до 6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев ваш ребенок намного более активен как физически, так и устно. Ваш ребенок не только реагирует на ваш подход, но и активно участвует в игре с членами семьи и инициирует некоторые взаимодействия.

В возрасте 4 месяцев ваш ребенок может быть готов попробовать новые продукты, кроме смеси или грудного молока. Признаком того, что ваш ребенок готов к твердой пище, является то, что он хорошо контролирует голову и может отвернуться, чтобы сказать вам, что он сыт достаточно. Начните с обогащенных железом каш (цельнозерновые рисовые хлопья, ячмень или овсянка), смешанных с грудным молоком или смесью, и кормите их с ложки. Вашему малышу новая текстура и консистенция очень понравятся. Вводите протертые овощи и фрукты по одному, каждые три-четыре дня, чтобы дать ребенку время привыкнуть к каждому новому продукту.

В возрасте 6 месяцев ваш ребенок готов к трехразовому приему твердой пищи. Рекомендуемый пример — одна каша и две порции овощей или фруктов каждый день. Каждый прием пищи должен также включать грудное молоко или смесь. Ваш ребенок, скорее всего, выпьет еще одну бутылочку вечером. Для вашего ребенка нормально уменьшать количество грудного молока или смеси при каждом кормлении по мере увеличения потребления других продуктов. Очищайте кожу от продуктов, прежде чем давать их ребенку, так как это может вызвать удушье.

Вехи развития в возрасте от 4 до 6 месяцев включают:

  • Переворачивание и вытягивание обеих рук.
  • Крепко держат голову.
  • Смех и лепет.
  • Распознавание знакомых людей и опознание незнакомцев.
  • Реакция на свое имя.
  • К концу этого периода сидит прямо без поддержки.
Каковы советы по безопасности для моего ребенка в возрасте от 4 до 6 месяцев?

По мере того, как ваш младенец становится более подвижным, принимайте во внимание следующие советы, чтобы обеспечить его безопасность:

  • Установка ограждений на электрические розетки. Используйте изоленту, чтобы закрепить электрические шнуры вдоль плинтусов.
  • Хранение мелких предметов, безделушек и ядов вне досягаемости или в запертом шкафу.
  • Убедитесь, что ваш ребенок не может тянуть вниз лампы или другие электрические предметы за шнуры. Закрепите шнуры на жалюзи и шторах, чтобы предотвратить случайное удушение.
  • Осмотр игрушек на наличие мелких деталей, которые могут отколоться, и держите их подальше от ребенка, который может проглотить эти детали.
  • Наличие фонарика в спальне на случай отключения электроэнергии.
  • Избегайте пассивного курения. Если в доме есть курильщики, предложите им бросить курить.
  • Ограничение пребывания ребенка на солнце. Убедитесь, что ваш ребенок носит защитную одежду (шапки, защитную одежду с SPF), если он будет находиться на солнце в течение длительного периода времени. (FDA не одобряет солнцезащитный крем для детей младше 6 месяцев.)
Вехи развития ребенка: от 7 до 9 месяцев

Ваш ребенок развивает навыки, которые позволят ему исследовать мир. Новые открытия приходят с более сложным умственным развитием и за счет более широкого использования рук (мелкая моторика) и повышенной подвижности (крупная моторика).

К 9 месяцам ваш ребенок, вероятно, имеет большой набор продуктов. В этом возрасте важна еда, которую едят руками. Ваш ребенок теперь может брать и держать мелкие предметы и проявляет интерес к новым вкусам и текстурам продуктов. Еда, которую едят руками, также важна, так как ваш ребенок стремится стать более независимым.

Вехи в возрасте от 7 до 9 месяцев включают:

  • Использование голоса для выражения чувств счастья или печали.
  • Игра в прятки.
  • Понимание слова «нет».
  • Различение любимых игрушек.
Каковы советы по безопасности для моего ребенка в возрасте от 7 до 9 месяцев?

Двигательные навыки вашего младенца улучшаются, позволяя ему касаться и хватать предметы, которые, возможно, были недоступны до этого возраста. Обеспечьте безопасность вашего активного ребенка:

  • Не давайте ребенку арахис, кусочки хот-дога, попкорн, замороженный горошек, фасоль, сырые морковные палочки, кусочки сырого яблока, виноград и изюм, поскольку они могут вызвать удушье.
  • Никогда не оставляйте младенца в автомобиле в любую погоду.
  • Запирание или закрытие любых открытых лестниц.
  • Держите ядовитые комнатные растения вне досягаемости.
  • Устранение бытовых опасностей, включая свисающие шнуры, ручки кастрюль и сковородок на плите, доступные горячие жидкости, висящие скатерти и мелкие предметы, которые ваш ребенок может попытаться проглотить.
Вехи развития ребенка: от 10 до 11 месяцев

Ваш ребенок активен, двигается и готовится к своему первому дню рождения. Они могут стать цепкими к вам и своим опекунам или стесняться при встрече с незнакомцами. Ваш ребенок устно уведомляет вас, когда он чего-то хочет, и работает, чтобы имитировать звуки, которые он слышит. Вехи для вашего ребенка в возрасте от 10 до 11 месяцев включают:

  • Первые слова, такие как «мама» и «папа».
  • Подтягиваются, чтобы встать.
  • Держать, трясти и бросать предметы.
  • Проявление интереса к изучению своего окружения.
Каковы советы по безопасности для моего ребенка в возрасте от 10 до 11 месяцев?

Поскольку ваш младенец теперь более подвижен, необходимо расширить меры безопасности, чтобы предвидеть новые действия. К таким мерам безопасности относятся:

  • Использование ворот на лестничных клетках и при необходимости установка устройств безопасности на окнах и экранах. Повышенная подвижность может привести к падению. Избегайте ворот с ромбовидными ламелями, которые служат опорой для карабкающихся малышей. Вместо этого используйте ворота с прямыми вертикальными ламелями и распашной дверью.
  • Хранение острых предметов (ножей, ножниц, инструментов, лезвий бритвы) и других опасных предметов (батарейки, монеты, стеклянные предметы, бусы, булавки, лекарства) в надежном месте.
  • Переход на автокресло для малышей, если ваш ребенок весит 20 фунтов. Автокресла должны быть обращены назад, пока вашему ребенку не исполнится 2 года.
Вехи развития ребенка: 1 год

Ваш ребенок так многого добился за свой первый год жизни. Теперь ваш ребенок может точно настроить свои моторные навыки и вербально выражать себя простыми словами или звуками, состоящими из одного или двух слогов.

К тому времени, когда ему исполнится 1 год, ваш ребенок может пить цельное молоко вместо смеси или грудного молока. Чашки должны начать заменять бутылки. Время приема пищи для вашего ребенка начинает соответствовать времени приема пищи всей вашей семьи.

Вехи первого года жизни вашего ребенка включают:

  • Начало ходить, стоять самостоятельно или ходить, держась за мебель.
  • Держать и использовать такие предметы, как карандаш или чашку.
  • Говоря тоном и интонацией типа «у-у-у!»
  • Попытка имитировать слова.
  • Копирование жестов.
Каковы советы по безопасности для моего годовалого ребенка?

Ваш ребенок подвижен и поэтому подвергается риску множества новых опасностей. Возможно, они уже делают несколько шагов без поддержки и наверняка учатся падать как чемпионы. Падение во время обучения ходьбе является нормальным явлением для всех детей, если вы присматриваете за ними, чтобы предотвратить травмы. Советы по безопасности для вашего годовалого ребенка включают:

  • Убедитесь, что ваш ребенок не может схватить ничего, что может упасть на него и причинить ему вред, включая скатерти, мебель, электрические шнуры и т. д.
  • Держите ребенка подальше от кухни во время приготовления пищи и помещайте его в безопасное место, такое как манеж или кроватку, если вы не можете уделить ему все свое внимание.
  • Хранение огнестрельного оружия незаряженным и запертым в недоступном для детей месте.
  • Хранение ядов, лекарств и химикатов в запертом шкафу. Если ваш ребенок все-таки положил что-то ядовитое в рот, немедленно позвоните в службу помощи по отравлениям по телефону 1-800-222-1222.

Последующее наблюдение

Какие проблемы со здоровьем связаны с развитием моего ребенка?

В течение первого года развития ваш ребенок приспосабливается к окружающему миру. У их тела могут возникнуть проблемы с комфортной адаптацией. Некоторые отставания в развитии могут быть вызваны:

  • Запором. Несмотря на то, что у вашего ребенка нет точного количества дефекаций в день, наиболее важным аспектом является то, что стул вашего ребенка имеет нормальную консистенцию, а дефекация не вызывает болезненных ощущений. Нормальная консистенция кала представляет собой мягкую, влажную и жидкую текстуру, которая может иметь консистенцию пасты или семян коричневого, зеленого или желтого цвета.
  • Колики: Ваш ребенок может долго плакать, и его трудно успокоить. Если ваш ребенок очень беспокойный и много плачет, сообщите об этом медицинскому работнику вашего ребенка. Предложения, чтобы успокоить беспокойного ребенка, включают использование пустышки, качание ребенка во время прослушивания музыки или изменение диеты вашего ребенка.
  • Респираторно-синцитиальный вирус (RSV): пока ваш ребенок растет, его иммунная система не так сильна, как ваша, что делает его мишенью для вирусов. RSV — это распространенный респираторный вирус, которым заражаются многие дети до достижения ими двухлетнего возраста. RSV распространяется среди детей младшего возраста при тесном контакте с кем-то, инфицированным сезонным вирусом. Болезнь может помешать вашему ребенку сосредоточиться на задачах, когда он плохо себя чувствует.
  • Болезнь рук, ящура: Младенцы, вероятно, заразятся болезнью рук, ящура, которая представляет собой вирус, который распространяется через тесный контакт и прикосновение к зараженным поверхностям. Болезнь рук, ящура вызывает сыпь и болезненные язвы на теле вашего ребенка, и внимание вашего ребенка к сыпи может отсрочить и отвлечь его от достижения вех.
Когда мне следует позвонить своему лечащему врачу?

Если у вас есть вопросы о здоровье вашего ребенка, независимо от того, большой он или маленький, вам следует обратиться к своему поставщику медицинских услуг. Часто у новых опекунов возникает несколько вопросов, поскольку новорожденные не поставляются с инструкцией по эксплуатации. Как опекун, доверяйте своим инстинктам. Если вы подозреваете, что что-то не так, не бойтесь звонить врачу, если ваш ребенок:

  • Изменяет привычки в еде.
  • Не могу успокоиться или есть изменения в поведении.
  • Имеет аномальные какашки.
  • Выделение жидкости из ушей или боль в ушах.
  • Часто кашляет.
  • Не ползает к 1 году.
  • Теряет навыки, которыми когда-то владел.
Когда мне следует обратиться в отделение неотложной помощи?

Немедленно обратитесь в отделение неотложной помощи, если ваш ребенок:

  • У него проблемы с дыханием или у него синие или фиолетовые кожа или губы.
  • Ест или пьет что-то опасное.
  • Вялый или не отвечает.
  • Кровотечение или кровь в кале или рвотных массах.
  • Имеет желтый оттенок кожи или глаз.
  • Лихорадка или высокая температура выше 100,4°F в возрасте до двух месяцев.

Какие вопросы я должен задать своему лечащему врачу?

  • Нормально ли развивается мой ребенок?
  • Должен ли я беспокоиться, если мой ребенок пропустил этап развития?

Записка из клиники Кливленда

Очень интересно наблюдать, как ваш ребенок растет и учится в первый год жизни. Всегда помните, что каждый ребенок растет в своем собственном темпе, и это не гонка, чтобы пройти этапы быстрее, чем другие в их возрасте. Если вы подозреваете, что ваш ребенок может развиваться ненормально, обратитесь к лечащему врачу вашего ребенка. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой, и раннее обнаружение проблемы может привести к тому, что ваш ребенок вырастет счастливым и здоровым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *