Моторика детская: ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ

Содержание

Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

Зыбцева Е. А. воспитатель Д/С №17
г. Алексеевка Белгородской обл.

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. 
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

На руке находятся биологически активные точки нашего организма. 
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени «сформированности» тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.

Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения.

Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

Начинать следует из пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".

  • «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
  • «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
  • «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
  • «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
  • «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, затем соединить их.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Существуют, и продолжают разрабатываться методики, рекомендующие развивать мелкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности, с использованием народных «потешек». «Народныепотешки» -  это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, разноообразный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые «потешки» построены по типу обращения, сообщения.

Чтение «потешки» и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то «потешки», народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. При этом ещё развивается память ребёнка в заучивании «потешки».

Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание «потешек», учат улавливать ритм речи.

Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Сорока»

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Эта методика с успехом используется в работе по развитию мелкой моторики рук. Одним из важных методов в развитии мелкой моторики являются средства изобразительного искусства.

Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима; учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы

Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в альбомах, используются разные виды коррекции изобразительных навыков.

Коррекция точности направления руки.

Цель: Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.

Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т. п.

Коррекция размаха движений руки при рисовании.

Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.

Коррекция формообразующих движений.

Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры. 

Коррекция изображения мелких предметов.

Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.

Задания: Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руку.

В работе с детьми, используется изобразительная деятельность не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их познавательного, нравственного, трудового воспитания, развития мелкой моторики руки. Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников. Малыши справляются с такими техниками, как рисование пальчиками, ладошкой, справляются с техникой «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», «монотипии» разные способы монотипии, гроттаж, где рисование сочетается с аппликацией, доставляют детям большое удовольствие. Созданию детьми более выразительного художественного образа, способствует музыкальное сопровождение занятий.

«Методика тычка», возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, развивать познавательные способности, специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, позволяет метод тычка. Техника рисования «тычком» предусматривает, чтобы гуашь была густой, а кисточка жесткой. При нанесении «тычка», кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. В процессе закрашивания тычками, нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенных к реальным. Рисунки, созданные методом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Детям нравится ещё одним из интересных методов рисования, является «набрызг». Хорошие результаты получаются даже у тех детей, которые вообще не умели рисовать. Для этой работы используются: зубная щетка, акварельные и гуашевые краски, засушенные листья либо какие-то предметы: связка старых ключей, либо других предметов, имеющих характерную форму. Методика: на бумаге располагаем несколько засушенных листьев, обмакиваем кисть в густую гуашь и наносим ее на щетку.

Проводим карандашом или пальцем по щетинкам, направляем брызги равномерно на лист бумаги, затем аккуратно убираем листья или предмет и видим, что остается четкий контур на фоне цветного напыления.

Техника Оригами. Дети в любом возрасте любят складывать разные фигурки из бумаги. Усидчивости и терпения требует от детей техника «Оригами», (искусство бумажной пластики), интересные объемные фигурки животных, цветы замечательно выглядят.

На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, дети учатся вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезать по контуру и на глаз, в результате чего происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.

Дети с удовольствием делают комочки, приклеивают крупные и мелкие детали, работают с бумажной полосой. Делают кольца, петли, завитки, в результате работы выглядят очень оригинально.

Результатом работы с детьми является то, что дети освоили много нетрадиционных техник изобразительной деятельности, научились самостоятельно и творчески работать с различными «изоматериалами».

 

Как организовать с ребенком занятия по развитию мелкой моторики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Уровень владения мелкой моторикой, то есть точность и ловкость движений, которые совершаются с помощью пальцев рук и кистей, напрямую влияет на развитие ребенка в целом и его речь в частности. Зависит он от того, насколько скоординированы три главные системы организма – нервная, костная и мышечная.

Развитие мелкой моторики и речи идет параллельно

Как и почему мелкая моторика влияет на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

Мелкая моторика и речь у людей развиваются параллельно: сперва мы осваиваем тонкие движения пальцами рук, затем учимся произносить слова. В дальнейшем чем более ловкими становятся наши пальцы, тем больше совершенствуются речевые реакции. С точки зрения биологии эта связь обуславливается тем, что моторный и речевой центры в головном мозге располагаются рядом друг с другом. Если мы начинаем стимулировать первый, автоматически начинает активизироваться и второй.

Заниматься развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. У детей часто наблюдаются скованность движений, отсутствие гибкости и плавности в них, нарушение координации и ритма. Систематическая работа над совершенствованием двигательных навыков приводит к улучшению речевых реакций. Если же занятия по развитию мелкой моторики будут сопровождаться заучиванием и повторением стихов, речь ребенка станет более четкой, ритмичной и эмоционально окрашенной.

Начать никогда не поздно

Существует заблуждение, что эффект от занятий по развитию мелкой моторики можно получить только в младшем возрасте. На самом деле – в любом. Однако чем старше мы становимся, тем меньше работаем над тренировкой важных психологических процессов. Мы не просто не стремимся совершенствоваться, а перестраиваем функции нашего организма в сторону меньших требований. Поэтому считается, что дети в силу своего возраста эмоционально, интеллектуально, психически более пластичны, что помогает им добиться хороших результатов в короткие сроки.

Развивать мелкую моторику можно и нужно в любом возрасте

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Следуйте за интересами ребенка

Помните, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, а не только те, кто по каким-либо причинам выделяется из коллектива. Это является одним из важнейших принципов воспитания и обучения. Любой педагог и родитель должен стараться учитывать интересы ребенка, чтобы коррекционная работа позволила добиться положительных результатов с одной стороны и реализовать разностороннее развитие личности с другой. Так мы сможем сформировать у ребенка те черты и качества, которые будут ценны для него.

Занятия должны учитывать интересы ребенка

Чем можно заниматься с ребенком для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:

  • Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории. В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:
    • Покажите малышу упражнение.
    • Пусть ребенок 1–2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук.
    • Медленно проиграйте вместе с ним весь сюжет без слов.
    • Добавьте слова.
  • Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.

Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия

Это может быть:

  • Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука.
  • Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).
  • Отработка использования предлогов. Например, по заданию взрослого ребенок будет брать мячик в руки, прятать за спину, класть около себя и т. п.

Игры с мелкими предметами

Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.

Игры со шнуровками

В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы. Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным.

Вышивание

Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.

Работа с бумагой

Такие задания могут включать складывание, вырезание, выполнение аппликаций, оригами.

Работа с карандашом

Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.

Игры с песком

Ребенку можно предложить:

  • Рисовать на песке пальчиками.
  • Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.
  • Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.
  • Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Лепка

Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.
  • Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.
  • Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Массаж пальчиков рук

Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения

Как видите, процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Не забывайте хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически – и результаты не заставят себя ждать.

Лепка для развития детской моторики

Не важно, с каким материалом вы решили работать: пластилин, тесто, глина. Удивительно другое – из исходного материала ребёнок своими руками сможет создать неповторимые чудесные фигурки. Так как ребенок уже в результате первого занятия сможет увидеть результат своего труда – это привлечет его к регулярным занятиям творчеством.

Многие дети отдают предпочтение лепке из глины, а не из пластилина. Дети выбирают глину, потому что она на ощупь более пластичная и податливая— она «живая». А еще преимущество глиняных изделий в том, что поделку, созданную из глины, можно запечь и хранить годами, а также раскрасить на свое усмотрение. При этом глина помогает не только занять ребенка и получить удовольствие от лепки, но и благотворно влияет на развитие моторики и речи. Давайте разберемся, что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы ладоней, пальцев рук и ног. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребенка.

Какова связь руки и мозга, и как развитие моторики помогает в развитии речи?

Развитие мелкой моторики рук крайне важно для детей. Оно тесно связано с развитием речи. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Во время занятия активизируются соответствующие отделы мозга, стимулируя при этом соседние зоны, отвечающие за речь. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка. На кончиках пальцев находятся рецепторы, связанные с головным мозгом. Разминая глину, ребенок использует подушечки пальцев и тем самым подает импульсы в мозг.

Во время работы с глиной у ребенка развивается моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук. Чем больше ребенок будет лепить, тем быстрее и яснее он научится говорить.

Ручной лепкой могут заниматься совсем маленькие детки. В возрасте 2-3 года ребенок может открывать различные ящики и доставать их содержимое, играет с песком, нанизывает бусы, лепит незатейливые фигурки с пластилина или глины.

На занятия на гончарном круге мы рекомендуем приводит деток в возрасте 6-7 лет. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме. В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Обладая этими навыками ребенку будет легче освоить гончарный круг.

Также следует отметить, что развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на память, внимание, мышление.

Лепить, фантазировать, ломать, перелепливать, прилагать силу, в конечном итоге получать результат. Когда ребенок лепит он превращается в маленького волшебника, он создает свой мир!

Игрушки для мелкой моторики

Что такое мелкая моторика? Совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. 

Зачем ее нужно развивать? Уровень развития моторики - показатель психического развития дошкольника. Нормальный уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.  Мелкая моторика - основа развития психических процессов, внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Alatoys предлагает игрушки для развития мелкой моторики, соответствующие определенному возрасту и необходимые именно в этот период роста и развития малыша:

  • 0+   каталки, пирамидки с кольцами

  • 1+   бизиборды, лабиринты, шнуровки, блочные конструкторы, рамки-вкладыши

  • 2+   пазлы, сортеры, шнуровки-бусы, развивающие доски

  • 3+  логические пирамидки, пазлы-дроби, рамки Монтессори

Для крупных оптовых заказчиков – большие скидки и выгодные предложения. 

Все модели игрушек для мелкой моторики в наличии на складе и доступны к заказу.

Чтобы купить игрушки для мелкой моторики оптом или мелким оптом со склада, достаточно скачать прайс или связаться с нашим менеджером.

Телефоны для связи   

+7 (800) 700-16-04 (Бесплатный звонок по России)

+7 (967) 755-06-11

Доставка заказов – по всей России.

Узнать цены на продукцию Вы можете в актуальном прайсе, скачав его по ссылке.

Моторика

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Размещаем статьи

Фейсбук

Моторика

Раздел для педагогов и родителей, содержит занятия по теме "Моторика", вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале "Дошкольник. рф". Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754).  Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: [email protected]

Мы соцсетях - вступайте в группы - будем рады видеть Вас в наших рядах!

Условия выдачи Сертификата публикации

Условия выдачи Свидетельства публикации

Как попасть в журнал

 

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников
Моторика
Автор: Юркина Ирина Геннадьевна   
03.02.2021 02:48

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников

«Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста»

Педагог-психолог И. Г. Юркина

Для формирования мелкой моторики используются:

  • упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением
  • игры с различным материалом
  • художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) в том числе нетрадиционные формы
  • использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на листе.
Подробнее...
 
Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
Моторика
Автор: Черняй Ольга Витальевна   
24.01.2021 14:14

Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Подробнее...
 
Дидактическая игра «Перчатка»
Моторика
Автор: Корчевная Юлия Вячеславовна   
22.01.2021 18:07

Дидактическая игра «Перчатка»

Цель:

  • Развитие мелкой моторики, памяти, внимания.
  • Повторение и закрепление знаний цветов основного спектра.
  • Развитие ловкости в умении быстро чередовать цвета в соответствии с образцами карточки.

Для игры делаем карточки с разноцветными кругами. Последовательность цветов и их чередование друг с другом выбрать в соответствии с цветом, который выбран для большого пальца руки (у меня это желтый).

Карточки делаются, как для одной руки (№1), так и для двух (№2).

Возможны варианты игры в паре.

Карточка №1 «Для одной руки»

Подробнее...
 
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
Моторика
Автор: Шустова Алина Леонидовна   
16. 01.2021 22:54

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.

В последние годы всё у большего количества детей раннего возраста появляется проблема слабых пальцев рук, что говорит о задержке моторного развития, которая, к сожалению, перестала быть редкостью. Современные дети не без труда овладевают способностью самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки на обуви. Но ведь именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Подробнее...
 
«Пальчиковые игры»
Моторика
Автор: Шапкина Анастасия Андреевна   
13.01.2021 17:06

«Пальчиковые игры»

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде — прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробовать на вкус. Взрослые должны поддерживать это стремление, предоставлять малышу игрушки разного вида (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, холодные и т.д.), предметы для исследования, ткани. Тогда малыш получит необходимые ресурсы для развития. Учеными доказано, что речь ребенка и его сенсорные органы связаны напрямую. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его руки.

Связь мелкой, речевой и общей моторики изучена и подтверждена многими известными учеными. Они сделали вывод, что со становлением речи особенно тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому в ДОУ необходимо внедрение методик по развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр.

Отмечено то, что именно поэтому, когда человек не может выразить свою мысль или объяснить что-то словами, он использует жесты. И наоборот: когда ребенок пишет или рисует сосредоточенно, то он непроизвольно помогает себе, высовывая язык.

Подробнее...
 
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
Моторика
Автор: Петрунина Юлия Алексеевна   
09. 01.2021 08:58

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40 "Белочка" города Брянска

Воспитатель: Петрунина Юлия Алексеевна

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Подробнее...
 
«Тысяча и одна сенсорная коробка»
Моторика
Автор: Таланкина Александра Николаевна   
02.01.2021 19:38

«Тысяча и одна сенсорная коробка»

Автор: воспитатель Таланкина Александра Николаевна. Дошкольное отделение МОУ «СОШ №13» г. Копейск Челябинская область

Дошкольное детство — основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

В истории дошкольной педагогики, одно из центральных мест, на всех этапах ее развития занимала проблема сенсорного воспитания. Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков.

Так метод М. Монтессори дает возможность самостоятельно приобретать знания и открывать свой внутренний мир, что гораздо важнее, чем сообщение со стороны взрослых. Методика развития тактильных чувств – учит детей «видеть руками» окружающий мир. Мария Монтессори экспериментально доказала, что прежде, чем ребёнок начнёт заучивать цвета, формы, называть и различать запахи и т.д., он проходит период практической деятельности и, создавать развивающий материал необходимо, уделяя большое внимание организации упражнений практической жизни.

Подробнее...
 
Буклет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Моторика
Автор: Корепанова Юлия Александровна   
24. 11.2020 08:47

Буклет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация психолога

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский

Личный контакт с ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

  • пальчиковая гимнастика
  • показ при помощи рук различных изображений ( «очки», «стул», «зайка», и др.) которыми сопровождается чтение потешек, сказок.
  • конструирование из счетных палочек
  • лепка из соленого теста, пластилина или глины
  • разрывание бумаги на мелкие кусочки
  • выкладывание из камушков и ракушек на бумаге декоративных узоров, букв, геометрических фигур
  • нанизывание» бусин и пуговиц на леску, тесьму или проволоку
  • завязывание бантов и узлов
  • перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, фасоль, горох, бобы, пшено, гречка и т. д.)
  • сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки
Подробнее...
 
Су-джок терапия
Моторика
Автор: Аксёнова Ирина Александровна   
22.11.2020 00:20

Су-джок терапия

На сегодняшний день всё больше становятся популярными различные методики, разработанные специалистами, направленные на развитие потенциальных возможностей ребёнка, его творческого и логического мышления и т.д. Подобные разработки делают процесс обучения для детей увлекательным, полезным для здоровья и для осваивания дальнейших знаний.

В подобных методиках предлагаются различные нестандартные подходы. Для воспитания и обучения детей с нарушениями мелкой и общей моторики, нарушениями речевого развития имеется богатый практический материал, который включает как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.

В последнее время одной из технологий нестандартного подхода стала Су-джок терапия, которая всё чаще используется в качестве нетрадиционного логопедического приёма.

Подробнее...
 
Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с помощью использования световой песочницы
Моторика
Автор: Кожухова Екатерина Андреевна   
06.11.2020 22:30

Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с помощью использования световой песочницы

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В. А. Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Именно поэтому, в нашем детском саду мы очень часто используем «волшебную» песочницу.

Подробнее. ..
 
«Волшебство стеклянных камешков Марблс»
Моторика
Автор: Кузьмина Елена Валентиновна   
06.11.2020 15:03

«Волшебство стеклянных камешков Марблс»

Старший воспитатель: Кузьмина Е.В. МБДОУ№2-Детский сад «Палан» г.Цивильск-2020

Как пишет М.В. Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы.

Подробнее...
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>
Страница 1 из 27

"Дошкольник.РФ"

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ | Симакова

Artemyeva AV. Development of fine motor skills in children of 3-5 years old. LitRes, 2016. 70 p. Russian (Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. ЛитРес, 2016. 70 с.)

Teplova IS. Development of manual ability, graphic skill and visual-motor coordination. Questions of preschool pedagogy. 2015; 1: 49-52. URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/42/). Russian (Теплова И.С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации //Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 1. С. 49-52. URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/42/

Eliseeva YuYu. Childhood diseases. Full reference. M.: Eksmo, 2008. 672 p. Russian (Елисеева Ю.Ю. Детские болезни. Полный справочник. М.: Эксмо, 2008. 672 с.)

Nizhegorodtseva NV, Shadrikov VD. Psychological and pedagogical readiness of the child for school: A Handbook for practical psychologists, teachers and parents. M.: Humanitarian publishing center VLADOS, 2001. 256 p. Russian (Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 256 с.)

Solntseva EA, Belova TV. 200 exercises for the development of general and fine motor skills. M.: Astrel, 2007. 95 p. Russian (Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики М.: Астрель, 2007. 95 с.)

Yanushko EA. The development of fine motor skills in young children (1-3 years old). Methodical manual for tutors and parents. M.: Mozaika-Sintez, 2009. 56 p. Russian (Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 56 с.)

A brief psychological dictionary /ed. AV Petrovsky, MG Yaroshevsky. M., 1985. Russian (Краткий психологический словарь /под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985)

Bernstein NA. Physiology of movements and activity. M.: Nauka, 1990. 312 p. Russian (Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 312 с.)

мелкая моторика - Детский центр развития Маленький Принц в ЦАО и САО

Мелкая моторика. Развитие мелкой моторики у детей

 

Детские психологи придают большое значение развитию мелкой моторики у малышей. Дело в том, что головной мозг человека устроен таким образом, что центры, отвечающие за движения пальцев, и центры развития речи находятся очень близко друг к другу. Получается, что стимуляция детских пальчиков, как пассивная (в возрасте грудничка), так и активная (в возрасте ребенка от 1 до 7 лет) позволяет активизировать нужные отделы мозга и, в конечном итоге, облегчить для малыша освоение устной речи, чтения и письма.

 

Занятия по развитию мелкой моторики можно начинать с самого рождения. Главное – это наличие у ребенка хорошего настроения (малыш поел, выспался, его ничто не беспокоит), а также спокойный и внимательный к собственному чаду настрой родителей. Занятия нужно начинать с мягкого, едва ощутимого ребенком, массажа пальчиков. Новорожденные дети отлично реагируют на мамин и папин голос, поэтому процесс массажа маленьких ручек нужно совмещать с чтением ритмичных стихов, можно вспомнить и русские потешки. Если малыш проявит беспокойство, упражнения необходимо сразу же закончить. Ведь очень важно, чтобы ребенок воспринимал занятия позитивно, как отличную игру, в которую с ним играют любящие мама и папа.

 

В 6-8 месяцев для ребенка открывается новый, еще неопознанный мир, ведь он учится ползать, вставать в кроватке. Здесь для развития мелкой моторики рук появляется масса занятий. Постарайтесь, чтобы детская комната одновременно была безопасной для ребенка и вмещала в себя вещи с разнообразными фактурами. Например, малышу будет интересно и полезно изучить на ощупь мохнатый ворс ковра, точеные деревянные детали, которые часто включает в себя детская мебель, гладкий пол, бархатистые обои.

 

После года занятия по развитию мелкой моторики можно расширять в любом направлении. Приведем пример интересного упражнения. Понадобятся крупы разной формы и размера, мука. Насыпьте крупы, муку в отдельные баночки, каждый вид – в свою ёмкость. Сначала просто позвольте ребенку опустить ручки в крупы, изучить их форму, цвет. К 1-1,5 годам упражнение можно будет уже усложнять. Например, малыш за закрытыми глазами опускает руки в ёмкость с крупой или любым другим содержимым и говорит, что находится в баночке.

 

Отличное развитие мелкой моторики рук позволяет обеспечить лепка. Можно использовать для занятий пластилин или сделать самостоятельно нетоксичный материал для лепки, например, соленое тесто. В возрасте от 1 до 1,5 лет ребенок сможет освоить катание колбасок, изучить фактуру теста путем касания его пальцами, и даже сделать свою первую поделку – колобка.

 

Детям ясельного и дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить интересные упражнения по завязыванию узелков, шнуровке, в том числе и собственных ботиночек. В возрасте 5-6 лет можно нанизывать с ребенком бусы на леску, делать поделки из пластилина.

 

Большое значение для развития мелкой моторики имеет рисование. Рисунки ребенка 1,5-2 лет, конечно, больше похожи на простые росчерки на бумаге. Тем не менее, постепенные занятия приносят свои плоды. Например, малыш 5-6 лет уже сможет изобразить, как выглядит его детская мебель в его собственном представлении, его дом, его качели, его семья.

 

Педагоги уже давно пришли к выводу о том, что уровень развития мелкой моторики во многом определяет возможности ребенка к легкому освоению навыков чтения, письма в школе. А сделать обучение для собственного чада интересным и доступным смогут каждые родители, просто уделяя ребенку время и проявляя в занятиях немного фантазии и смекалки.

Как развиваются моторики детей?

    • Тема: Биология человека

    • Место: Зал человеческой жизни

    По мере того, как маленькие дети растут, они развивают способность управлять своим телом. Они начинают с развития координации крупных мышц, например, поднятие головы, ползание и ходьба (грубая моторика). Затем они начинают осваивать более точные движения, такие как четкая речь и письмо (мелкая моторика).Мы заинтересованы в документировании того, как развиваются двигательные навыки у детей.

    В этом исследовании детей (до 18 лет) попросят выполнить ряд простых действий, которые позволят им продемонстрировать свою способность двигаться по-разному. Эти действия будут включать в себя грубую моторику, такую ​​как балансирование в разных положениях, ходьба по прямой и отслеживание объектов пальцами. Их также попросят выполнять мелкую моторику, например говорить и делать небольшие движения руками.

    Мы хотим выяснить, чем отличаются моторные навыки у детей разного возраста и с разным уровнем способностей. Как и взрослые, мы ожидаем, что у некоторых детей будет лучше координация, чем у других. Мы также прогнозируем, что различия и способности изменятся с возрастом.

    Это исследование поможет нам определить у детей показатель здоровой двигательной функции в процессе развития. Эти тесты могут однажды помочь нам диагностировать расстройства у детей, такие как атаксия, когда людям с проблемами мозжечка трудно координировать свои мышечные движения.

    Это исследование проводится в Музее науки в Бостоне отделением атаксии Массачусетской больницы общего профиля и лабораторией нейроанатомии и нейробиологии мозжечка.

    »Лаборатория нейроанатомии и нейробиологии мозжечка

    Действия, которые стоит попробовать в Зале человеческой жизни

    У вас хороший баланс?

    Наш мозг постоянно получает сигналы от наших глаз, внутреннего уха и мышц о положении наших тел.Наш мозг использует эту информацию, чтобы время от времени регулировать баланс.

    Найдите вопрос «Насколько хорош ваш баланс?» связать станцию ​​в среде Time. Поощряйте ребенка попробовать это занятие, а затем попробуйте сами. Чем баланс вашего ребенка отличается от вашего? Кто смог выполнить задание в кратчайшие сроки?

    После того, как вы оба опробовали это упражнение, вместе с ребенком посмотрите на график «Возраст». Помогите ребенку определить общую тенденцию изменения баланса с возрастом, показанную на этом графике.Соответствуют ли ваши индивидуальные результаты общей тенденции?

Чем заняться дома

Так же, как удержание равновесия, некоторые другие грубые моторные навыки полагаются на сигналы из разных частей вашего тела. Обычно эти сигналы совпадают и усиливают друг друга, но иногда кое-что мешает. Самый распространенный пример - головокружение: внутреннее ухо говорит вам, что вы вращаетесь, а глаза говорят, что вы стоите на месте.

Поэкспериментируйте, как головокружение влияет на моторику.Вы можете попробовать это, повторив упражнения в исследовании, например, ходить по прямой или рисовать фигуры и говорить. Влияет ли головокружение на мелкую моторику (рисование и разговор) так же, как на общую моторику (балансирование и ходьба)? Почему они могут отличаться?

Таблица общего развития моторики

- Развитие чувства ребенка

<Вернуться к таблицам развития ребенка

Грубые моторные (физические) навыки - это навыки, требующие движения всего тела и задействующие большие (стабилизирующие ядро) мышцы тела для выполнения повседневных функций, таких как стояние, ходьба, бег и сидение прямо.Он также включает навыки координации глаз и рук, такие как навыки мяча (бросание, ловля, удары ногами).

Примечание: Каждый этап разработки предполагает, что предыдущие этапы были успешно достигнуты.

Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его нынешнего возраста. Если вы заметили навыки, которые не были выполнены моложе их текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

Возраст Основные этапы развития Возможные последствия, если основные этапы не достигнуты
0-6 месяцев
  • Перевертывается вперед назад и назад вперед
  • Сидит с опорой, а затем самостоятельно
  • Слабое развитие мышц для передвижения
  • Возможность самостоятельной игры с задержкой
6-12 месяцев
  • Ползет вперед на животе
  • Принимает сидячее положение без посторонней помощи
  • Ползание на руках и коленях
  • Переходы в разные положения: сидя, на четвереньках, лежа на животике
  • Самостоятельно встает
  • Идет, держась за мебель
  • Делает 2–3 шага без опоры
  • Катит мяч под взрослого
  • Задержка сенсорного развития из-за снижения способности исследовать окружающую среду
  • Плохое развитие мышц
  • Навыки отложенной игры
18 месяцев
  • Сидит, ползет, ходит
  • По-прежнему широкая походка, но ходьба / бег менее неуклюжие
  • Толкает мяч (на самом деле не пинает его)
  • Навыки отложенной игры
  • Сложность взаимодействия с окружающей средой из-за задержки способности эффективно мобилизоваться
  • Плохое развитие мышц
2 года
  • Плавно ходит и поворачивает
  • Запускается
  • Может тянуть или носить игрушку во время ходьбы
  • Самостоятельно забирается на мебель и спускается с нее
  • Подъем и спуск по ступенькам с опорой
  • Поднимает игрушки с пола без падения
  • Слабое развитие мышц при беге и прыжках
  • Отложенная способность играть независимо и взаимодействовать с окружающей средой
  • Снижение способности к социальному взаимодействию
3 года
  • Имитирует стояние на одной ноге
  • Имитирует простые двусторонние движения конечностей (напр.грамм. руки вверх вместе)
  • Восхождение на тренажерный зал в джунглях и лестницы
  • Педали трехколесный
  • Подъем и спуск по лестнице попеременно
  • Прыгает с места, поставив две ноги вместе
  • Может ходить на цыпочках
  • Уловы с помощью корпуса
  • Снижение возможностей социального взаимодействия
  • Слабое развитие осознания тела и навыков планирования движений
  • Трудности с использованием игрового оборудования
  • Трудности или неуверенность в общении с другими детьми в активной среде (например,грамм. игровые кафе, детские площадки)
4 года
  • Стоит на одной ноге до 5 секунд
  • Выбивает мяч вперед
  • Бросает мяч за руку
  • Ловит отскочивший мяч
  • Обходит препятствия
  • Может ходить по линии
  • Может прыгать на одной ноге
  • Перепрыгивает объект и приземляется, поставив обе ноги вместе
  • Отсутствие уверенности в передвижениях
  • Трудности с использованием игрового оборудования
  • Трудности или неуверенность в общении с другими детьми в активной среде (например,грамм. игровые кафе, детские площадки)
5 лет
  • Может подниматься по лестнице, удерживая предмет
  • Ходьба назад носок-пятка
  • 10 раз прыгает вперед без падения
  • Переход вперед после демонстрации
  • висит на перекладине не менее 5 секунд
  • Шаг вперед, поставив ногу на ту же сторону, что и рука, при броске мяча
  • Ловит маленький мяч только руками
  • Может привести к снижению самооценки при сравнении себя со сверстниками
  • Недоверие к деятельности, основанной на движении
  • Трудности занятия спортом
  • Трудности при игре с движущимися игрушками, такими как велосипеды и самокаты
6 лет
  • Легко бегает на цыпочках
  • Может ходить на бревне
  • Можно прыгать со скакалкой
  • Прыгает на 2 метра
  • Демонстрирует зрелые навыки броска и ловли
  • Зрелые (отточенные) прыжковые навыки
  • Затруднения в занятиях спортом
  • Может привести к снижению самооценки при сравнении себя со сверстниками
  • Недоверие к деятельности, основанной на движении

Эта таблица была разработана, чтобы служить в качестве функционального скрининга навыков развития для каждой возрастной группы.Это не представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированные исследования.

Информация в этой таблице была собрана на протяжении многих лет из различных источников. Эта информация была затем сформирована годами клинической практики, а также терапевтическими консультациями с воспитателями, дошкольными и школьными учителями в Южной Австралии относительно навыков развития, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был еще более изменен в связи с необходимостью для детей и их учителей соответствовать функциональным требованиям Австралийского учебного плана, оценки и отчетности ( ACARA ), которые не всегда соответствуют стандартизированным исследованиям.

общих навыков моторики | Общее развитие моторных навыков

Что такое крупная моторика?

Крупные моторные (физические) навыки - это навыки, которые требуют движения всего тела и задействуют большие (стабилизирующие ядро) мышцы тела для выполнения повседневных функций, таких как стояние и ходьба, бег и прыжки, а также сидение за столом прямо. Они также включают навыки координации глаз и рук, такие как навыки игры с мячом (бросание, ловля, удары ногами), а также езда на велосипеде или скутере и плавание.

Почему важны крупная моторика?

Крупная моторика важна для того, чтобы дети могли выполнять повседневные функции, такие как ходьба и бег, навыки игры на игровой площадке (например, лазание) и спортивные навыки (например, ловля, метание и удары по мячу битой). Тем не менее, они имеют решающее значение для повседневных навыков ухода за собой, таких как одевание (где вам нужно уметь стоять на одной ноге, чтобы положить ногу в штанину, не падая), и залезать в машину и выходить из нее, или даже садиться и выходить. кровати.

Крупные двигательные способности также влияют на другие повседневные функции. Например, способность ребенка сохранять правильную осанку на столе (поддержка верхней части тела) будет влиять на его способность участвовать в развитии мелкой моторики (например, писать, рисовать и вырезать) и сидеть прямо, чтобы выполнять занятия в классе, что затем влияет на их успеваемость учусь. Общая моторика влияет на вашу выносливость, чтобы справиться с целым школьным днем ​​(сидеть прямо за партой, перемещаться между классами, носить тяжелую школьную сумку).Они также влияют на вашу способность ориентироваться в окружающей среде (например, обход таких предметов в классе, как письменный стол, подъем по наклонной детской площадке или вход и выход на движущийся эскалатор). Без достаточной крупной моторики ребенок будет бороться со многими повседневными задачами, такими как еда, упаковка игрушек, а также захождение и выход из туалета или горшка.
Запишитесь на экзамен для вашего ребенка

Какие трудности с грубыми двигательными навыками обычно выглядят в жизни?

Дети с серьезными двигательными нарушениями обычно отображают:

  • Избегание или общая незаинтересованность в физических задачах
  • Срочное выполнение физических задач (для маскировки трудности или утомления)
  • Глупое выполнение физической задачи, которую они считают сложной
  • Настойчивость в том, чтобы говорить другим, как выполнять физическую задачу или играть в игру, не проявляя при этом активного участия

Навыки мелкой моторики - этапы развития в школьном возрасте

Навыки мелкой моторики (печать / почерк, рисование, резка)

«Мелкая моторика» относится к движениям, которые мы совершаем маленькими мышцами рук.Дети начинают использовать свои руки с рождения, чтобы исследовать собственное тело и окружающий мир. Их мелкая моторика развивается по мере того, как все тело начинает двигаться и становится более устойчивым. Они также учатся делать больше вещей руками по мере улучшения их когнитивных и социальных / эмоциональных навыков.

Ниже приведены некоторые из типичных этапов развития мелкой моторики детей школьного возраста до 7 лет. Под контрольными точками указаны «красные флажки», которые могут указывать на проблему.

Если у вас есть опасения по поводу своего ребенка в любом возрасте, свяжитесь с нами, чтобы поговорить с профессионалом.

В возрасте 5-7 лет ваш ребенок будет:

  • Постоянно используйте одну руку для мелкой моторики
  • Научитесь печатать буквы и цифры, а затем слова
  • К 7 годам продолжайте печатать аккуратно в пределах линий
  • Вырезать арт-проекты, оставаясь на линии
  • Цвет внутри линий
  • Нарисуйте узнаваемые картинки
  • Самостоятельно открывать пакеты
  • Одевайтесь самостоятельно, включая большинство застежек (шнурки могут быть жесткими)
  • Для нарезки мягких продуктов используйте вилку и нож вместе

Красные флажки для развития мелкой моторики (школьный возраст)

Если у вас возникнут некоторые из перечисленных ниже опасений по поводу вашего ребенка, когда он пойдет в школу, вы можете попросить помощи у учителя вашего ребенка.Ваш учитель может порекомендовать вам обратиться за дополнительной помощью к своему врачу или другому специалисту в области здравоохранения, например, к эрготерапевту. Для получения дополнительной информации о типичном развитии навыков печати и рукописного ввода щелкните здесь.

  • Кажется, он не может решить, какой рукой использовать для мелкой моторики
  • Ее движения шаткие или скованные
  • Его руки кажутся очень слабыми
  • Она не может рисовать основные формы, такие как круг, крест (+), квадрат, треугольник
  • Он не умеет резать ножницами по прямым и изогнутым линиям
  • Ей очень трудно научиться печатать буквы или цифры

Если у вас есть опасения по поводу своего ребенка в любом возрасте, пожалуйста, позвоните по номеру и свяжитесь с нами , чтобы поговорить со специалистом.Вы также можете направить в наш центр в любое время.

Поощрение развития мелкой моторики - Обещание PA для детей

С момента рождения дети работают над своей мелкой моторикой! Мелкая моторика - это движения рук и пальцев, которые позволяют захватывать предметы и манипулировать ими. То, как объект чувствует, движется или даже пробует на вкус, может помочь ребенку узнать об окружающем мире.

Младенцы используют мелкую моторику, чтобы сжимать пальцы мам и пап и сжимать их руки.Младенцы могут хвататься за погремушки или прорезыватели и передавать предметы из одной руки в другую. Когда ребенок становится старше и становится совсем маленьким, он использует мелкую моторику, когда ест, играет и исследует окружающий мир. К тому времени, когда они попадают в дошкольные учреждения и детский сад, мелкая моторика, которую они начали развивать еще в младенчестве, помогает им научиться писать, пользоваться ножницами, застегивать пуговицы, строить из кубиков и многое другое.

Советы, которые помогут вашему ребенку развить мелкую моторику

  • Дайте вашему ребенку возможность исследовать соответствующих возрасту объектов и манипулировать ими.Положите ребенка на живот, пока он сможет укрепить мышцы рук, ног и спины. Поощряйте их тянуться и хвататься за погремушки, прорезыватели или другие игрушки. По мере того, как ваш ребенок становится старше, он может использовать свои руки для изучения таких предметов, как еда, текстуры и многое другое.
  • Поощряйте использование обеих рук. Знаете ли вы, что быть левшой или правшей может от мамы или папы? Недавнее исследование показывает, что одни и те же генетические маркеры, связанные с левшой, также могут играть роль в развитии мозга и коммуникации между различными областями мозга.Хотя детям может быть и шесть лет, прежде чем они предпочтут использовать левую или правую руку, поощрение их использования любой рукой означает, что они могут более полно исследовать свой мир и учиться.
  • Ожидайте беспорядка. Messes можно научить! Когда ваш малыш ест спагетти руками или ваш дошкольник копается в грязи, это опыт обучения с использованием мелкой моторики.
  • Используй язык жестов. Прежде чем начать говорить, дети в возрасте 4-6 месяцев могут начать изучать базовый язык жестов, например, , еще , , все готово, , или , молоко, .Эти основные признаки являются способами общения и могут быть шагами к развитию мелкой моторики. Посмотрите видео ниже, чтобы узнать об основных словах языка жестов, которые вы можете использовать вместе с языком, чтобы помочь вашему ребенку общаться.

Ранняя идентификация - вехи моторных навыков | Темы LD

Автор: Американская ассоциация лиц с ограниченными возможностями обучения

Вехи развития

Ход развития детей отображается с помощью таблицы этапов развития.

Эти вехи представляют собой модели поведения, которые со временем формируются, формируя строительные блоки для роста и непрерывного обучения. Вот некоторые из категорий, в которых наблюдается такое поведение:

Вехи развития моторных навыков

В области моторных навыков есть две категории: крупная моторика и мелкая моторика. Общая моторика касается больших групп мышц, таких как ходьба. Мелкая моторика включает мелкие мышцы, такие как письмо.

Достигнув возраста

  • Полный двигатель
    • сидит без опоры
    • обходов
    • принимает положение стоя и встает без посторонней помощи
    • прогулки с помощью
    • катит мяч под взрослого
  • Точный мотор
    • тянется, хватает, засовывает предмет в рот
    • поднимает вещи клещами (большой и один палец)
    • передает предмет из одной руки в другую
    • игрушка бросает и поднимает

От одного до двух лет

  • Полный двигатель
    • гуляет в одиночестве
    • идет назад
    • поднимает игрушки с пола, не падая
    • тянет игрушки, толкает игрушки
    • мест в детском кресле
    • Поднимается и спускается по лестнице с рук
    • переходит в музыку
  • Точный мотор
    • строит башню из трех небольших блоков
    • кладет четыре кольца на палку
    • размещает пять колышков в перфорированной доске
    • переворачивает две или три страницы за раз
    • каракули
    • ручек поворота
    • бросает маленький мяч
    • рисует всем движением руки, сдвигает руки, делает мазки

От двух до трех лет

  • Полный двигатель
    • идет вперед скв.
    • прыжки на месте, поставив две ноги вместе
    • стоит на одной ноге (с помощью)
    • ходит на цыпочках
    • посылает мяч вперед
  • Точный мотор
    • струны четыре большие бусины
    • перелистываний отдельных страниц
    • ножницы с ножницами
    • держит мелок большим пальцем и пальцами (не кулаком)
    • постоянно использует одну руку в большинстве действий
    • имитирует круговые, вертикальные, горизонтальные штрихи
    • красок с запястьем; наносит точки, линии, круговые штрихи
    • раскатывает, фунтов, сжимает и вытягивает глину

От трех до четырех лет

  • Полный двигатель
    • бегает вокруг препятствий
    • ходит по линии
    • балансирует на одной ноге от пяти до десяти секунд
    • прыжков на одной ноге
    • толкает, тянет, рулит игрушки на колесах
    • ездит на трехколесном велосипеде
    • использует слайд независимо
    • перепрыгивает через объект высотой шесть дюймов и приземляется на обе ноги вместе
    • бросает мяч над головой
    • ловит отскок
  • Точный мотор
    • строит башню из девяти небольших блоков
    • забивает гвозди и колышки
    • копий по кругу
    • имитирует крест
    • манипулирует глиняным материалом (лепит шарики, змейки, печенье)

От четырех до пяти лет

  • Полный двигатель
    • ходьба назад носок-пятка
    • прыгает вперед 10 раз без падения
    • самостоятельно поднимается и спускается по лестнице, чередуя ноги
    • сальто поворотов
  • Точный мотор
    • непрерывных резов
    • экз. Крестом
    • экз. Квадрат
    • печатает несколько заглавных букв

От пяти до шести лет

  • Полный двигатель
    • бегает легко
    • ходит на бревне
    • может преодолевать 2 метра прыжками
    • пропускает на альтернативных опорах
    • скакалка
    • коньки
  • Точный мотор
    • вырезает простые формы
    • копий треугольника
    • следов алмазов
    • копий имя
    • печатает цифры от 1 до 5
    • цветов в строках
    • имеет рукоять карандаша для взрослых
    • хорошо зарекомендовал себя
    • пасты и клеи соответственно

Американская ассоциация лиц с ограниченными возможностями обучения (1999)

Важность моторных навыков - МИРНЫЙ ПРЕСС


Уверенность в обучении:

Два навыка, которые нужны вашему ребенку для успешной учебы

В первые годы формирования вашего ребенка у него должны быть широкие возможности для развития силы, равновесия, координации и навыков решения проблем. Проще, чем вы думаете, встроить игровые занятия, развивающие эти навыки, в жизнь вашего ребенка.

По мере того, как начинается лето, наслаждайтесь свободным временем на свежем воздухе. В естественном мире есть бесконечный источник разнообразных и значимых игровых возможностей для детей младшего возраста.

Дети будут сутулиться, бегать, прыгать, подползать, перелезать, бросать, осторожно ущипнуть и внезапно останавливаться, чтобы исследовать. Все эти действия помогают заложить прочную основу для развития крупной и мелкой моторики.

Развитие моторики имеет решающее значение для детей на жизненном пути, а не только для академических целей. Pathways.org отвечает на вопрос: «Зачем моему ребенку двигательные навыки?»

Детям необходимо «понимать, как двигаться и выполнять задания независимо, а также уметь исследовать окружающий мир, что способствует когнитивному, речевому и сенсорному развитию, а также дает им уверенность и независимость, что способствует развитию таких навыков, как исполнительные навыки. функция.”

Предоставление детям возможности развить осознание своего тела послужит им на всю оставшуюся жизнь. Раннее детство - критическое время для обучения посредством беспрепятственной игры, особенно на улице. Настольная работа будет для них, когда они вырастут. Сильные моторные навыки поддержат их способность поддерживать академическое обучение и уделять ему внимание на протяжении всего школьного путешествия.

Общие (большие) моторные навыки

Pathways.org определяет грубые моторные навыки как «движения, связанные с большими мышцами, такими как ноги, руки и туловище.«К грубым двигательным задачам относятся ходьба, сидение и метание. Во многих книгах по развитию детей обсуждается важность развития крупной моторики в ранние годы. Мозг любит движение и новизну. Когда ребенок играет всем своим телом, мозг создает прекрасные связи.

Предоставление времени для движения укрепляет тело и осознание осанки. Грубая моторика также развивает крепкие кости, мышцы и здоровую сердечно-сосудистую систему, что поможет детям длительное время сидеть за столом на протяжении всей учебы.

Помимо пяти органов чувств: зрения, обоняния, вкуса, осязания и слуха, существуют две другие сенсорные системы: вестибулярная и проприоцептивная. Вестибулярная система - это то, как тело ощущает движение и равновесие. Проприоцептивная система - это то, как тело знает, где находятся предметы в пространстве, не глядя на них.

Педагоги дошкольного образования могут включать в себя такие действия, как толкание, тяга, стук по барабану или подпрыгивание, чтобы дать телу прямую обратную связь о том, где оно находится в пространстве, путем активации мышц, сухожилий и суставов. Дайте вашему ребенку время и разнообразный опыт, чтобы узнать, как движется его тело.

Мы хотим, чтобы дети испытывали чувство, когда они перелезают, ползут под предметом или стоят на нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *