Начальная школа программа обучения – Учебные программы для начальной школы: разбираемся вместе

Содержание

7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы

7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы

Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»
Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).

«Школа России»

Эта программа самая распространенная и самая легкая, её часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счёт. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребёнка осознанному чтению, счёту и письму.

Главным минусом программы многие называют её простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.

«Начальная школа ХХI века»

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объём изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.

Из минусов — запутанная, порой непоследовательная подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.

«Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).

«Планета знаний»

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.

«РИТМ»

УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребёнку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.

К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.

«Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива» создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдёт тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

Подробнее об образовательных программах:

8 плюсов учебной программы «Перспектива»

10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»

Читайте также:

В школу в 6 лет: мнение психолога

До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать

Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим

Фото: Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы

7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы

Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»
Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).

«Школа России»

Эта программа самая распространенная и самая легкая, её часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счёт. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребёнка осознанному чтению, счёту и письму.

Главным минусом программы многие называют её простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.

«Начальная школа ХХI века»

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объём изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.

Из минусов — запутанная, порой непоследовательная подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.

«Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).

«Планета знаний»

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.

«РИТМ»

УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребёнку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.

К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.

«Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива» создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдёт тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

Подробнее об образовательных программах:

8 плюсов учебной программы «Перспектива»

10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»

Читайте также:

В школу в 6 лет: мнение психолога

До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать

Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим

Фото: Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

ПРОГРАММЫ начальной школы

Система Л.В.Занкова

ВНИМАНИЕ!
Актуальная статья Система Л.В.Занкова (ФГОС НОО 2009г.)

Cистема развивающего обучения Л.В. Занкова (академик, доктор педагогических наук, профессор, годы жизни 1901-1977гг.) введена как вариативная государственная система начального образования с 1995-1996 учебного года (наравне с традиционной системой  и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). C 2003 года научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова - Н.В. Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор ФНМЦ. 

УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
- Русский язык. Автор: Нечаева Н.В. 
- Литературное чтение (2 линии).
Автор: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.
Автор: Лазарева В.А.
- Математика (2 линии).
Авторы:  Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
Автор: Ванцян А.Г. (1 класс).
- Окружающий мир. Авторы:  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
- Музыка. Автор: Ригина Г.С.

Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных  (допущенных)  Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.

Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.

Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.

В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.

Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.   

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
Дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.
Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесное обоснование. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.
Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но, эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.

3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.

4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.  Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.

Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.

Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого  современное знание о возрастных и  индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
- владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
- актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка,  для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений; 
- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
-  проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности,  распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе  посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному. 

 

В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по  качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.

Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).

 

                                       Отзывы о системе Л.В. Занкова

Программа сложная и интересная, рассчитана на сильных, подготовленных детей с аналитическим (математическим) складом ума, развивает логическое мышление. Очень сложная математика. Многие недовольны учебниками по окружающему миру: информации в учебнике мало, изложена не очень понятно для ребенка, для ответов на вопросы учебника необходима дополнительная литература. Многим детям необходима помощь родителей.  Однако, если ребенок научится самостоятельно заниматься по этой программе, то проблем в среднем звене школы у него не будет. Родители, чьи дети успешно усваивают программу, очень довольны.
Главный минус - отсутствие преемственности в среднем и старшем звене. В рамках системы разработаны учебники для 5 класса (русский язык, литература, математика, основы географии, природоведение, музыка) и 6 класса (русский язык, литература, математика), однако школ, работающих по этим учебникам, очень мало.

По материалам сайта www.zankov.ru

Читать по теме:

Система Л.В.Занкова (ФГОС)

Программы начальной школы

Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте

schoolguide.ru

Как выбрать программу обучения в начальной школе?

Все программы традиционного типа имеют общую характерную особенность. Учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Постепенно нарабатывается определённый учебный навык (в идеале — доведённый до автоматизма). Самый простой пример — это большое количество однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им.

Именно эта технология обучения подвергалась критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Немного непривычно сформулирован текст задачи — и ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком.

Авторы других программ традиционного типа попытались объединить полезные с практической точки зрения наработки авторов программ развивающего обучения и внедрить их в традиционную программу.

Одним из самых ярких примеров такой работы являются учебники по математике, разработанные Л.Г. Петерсон. Они отличаются более высоким уровнем сложности и разнообразием типов заданий, изучением терминологии, свойственной средней школе. Это пугает родителей, но очень помогает детям: освоив правильную терминологию в начальной школе, им не надо переучиваться в средних классах.

Бытует мнение, что традиционные программы выращивают «винтиков». Это не так. В современном виде они дают довольно прочную базу знаний, но в основном сохраняют ведущую роль учителя, который объясняет, рассказывает, даёт образец, и за счёт многократного повторения определённых действий формируются знания, умения и навыки.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова до сих пор вызывают массу дискуссий. Нередко можно услышать негативные отзывы от родителей о результатах обучения детей по этим программам.

Причин этому чаще всего две. Первая — в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая — мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно.

Что имеется в виду под условиями и технологией обучения? Например, Л.В. Занков предполагал, что почти каждый учебный день будет начинаться с мини-экскурсии учителя с детьми, последующей беседой и даже написанием мини-сочинений по итогам увиденного и услышанного. В условиях современной школы этого, очевидно, обеспечить невозможно.

При пролистывании учебников из этих комплектов у многих вызывает шок отсутствие чёткого деления на темы, отказ от привычных рамочек с правилами, которые надо выучить. Не найдёте вы и нескольких похожих заданий, расположенных подряд. Эти системы обучения подразумевают совершенно другой подход к процессу обучения — более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей.

Учиться и по системе Занкова, и по программе Эльконина-Давыдова интересно и необычно. Это возможность научиться нестандартно мыслить и не теряться в различных ситуациях, что очень пригодится в жизни.

Полистайте современные учебники. Вы наверняка найдёте что-то неожиданное, удивительное, непохожее на ваши воспоминания из школьного детства. Не спешите это отвергать, присмотритесь. Быть может, так — интереснее?

littleone.com

Программы начального образования: важны школа и учитель

Надо ли, выбирая школу и учителя для будущего первоклассника, обращать внимание еще и на программу, по которой он будет учиться? Такой вопрос задают сейчас себе тысячи родителей. Ответить на него мы попросили профессионалов – завучей частной и государственной школ.

Впрочем, слово «программа» сейчас употребляется все реже.

- Нет разных программ начальной школы, - говорит Татьяна Хотылева, завуч начальной школы гимназии №1540. - Основа всего – это Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Он определяет содержание программы обучения в начальной школе, цели, которые перед собой ставит эта программа, и результаты, которые должны быть достигнуты при обучении. Поэтому учебно-методические комплекты (УМК, по старому – учебники и методические, дидактические материалы) представляют собой разные вариации на тему одной и той же программы. Разумеется, они отличаются друг от друга: в них входят учебники разных авторов, и разные УМК рассчитаны на разный уровень освоения образовательной программы начальной школы.

Чтобы получить право на жизнь, образовательная система и учебно-методические комплекты должны получить одобрение Министерства образования и науки России и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов). Приказом Минобрнауки РФ от 21.10.2004 года № 93 одобрены две образовательные системы – традиционная и развивающая. Каждая из них объединяет определенные учебно-методические комплекты. Их отличия проявляются в способах подачи информации и организации учебной деятельности, а также в количестве дополнительных сведений.

Соответствуют стандартам

На сегодня соответствующими ФГОСам признаны:

УМК традиционной системы обучения

- «Школа России»;

- «Начальная школа XXI века»;

- «Перспективная начальная школа»;

- «Планета знаний»;

- «Перспектива»

УМК развивающей системы обучения:

- УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Программа общего развития Л.В.Занкова с 2014 года из упомянутого списка исключена. Не входят сейчас в федеральный перечень и такие программы, как «Школа 2000» и «Школа 2100».

- Каждой из программ соответствует определенный учебно-методический комплект. Все современные комплекты учебных пособий разрабатываются с учетом требований ФГОС. В нем перечислены планируемые результаты освоения программы начального образования: предметные и метапредметные, личностные достижения, которыми владеет выпускник начальной школы, - замечает Анна Рябцева, заместитель директора начальной Ломоносовской школы. - Решение, какой именно УМК выбрать, принимает методический совет школы, опираясь на опыт использования УМК и учитывая требования государства: «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования» и перечень организаций, выпускающих учебные пособия. 

- Сегодня нет такого УМК, про который можно было бы сказать, что он лучший, - считает Татьяна Хотылева. -  Когда школа выбирает, по каким из них работать, она ориентируется на контингент детей, которые приходят учиться, и на их возможности. В одном классе ученики по-разному усваивают знания не потому, что кто-то плохо подготовлен, а просто потому, что у каждого человека есть индивидуальные особенности. Родителям надо четко понимать, что комплектов учебников, которые подходили бы всем детям, нет.

Достоинства и недостатки

Какие же учебно-методические комплексы входят сейчас в федеральный перечень и чем они отличаются друг от друга?

«Школа России»

Учебники:

- Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

- Русский язык (2 линии).  Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

- Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

- Математика. Моро М.И. и др.

- Окружающий мир. Плешаков А.А.

По этой программе учится уже несколько поколений школьников.  Она позволяет хорошо отрабатывать умение считать, читать, писать. По ней неплохо учатся даже весьма средне подготовленные к школе дети. В курсе математики в равных пропорциях отрабатываются навыки вычисления и умение логически мыслить, в курсе русского языка большое внимание уделено развитию устной, письменной речи и грамотности.

Преимущества: Все учебники написаны по привычной для родителей и старшего поколения схеме, потому объяснить ребенку то, что он пропустил или не понял на уроке, взрослым членам семьи будет совсем нетрудно. В учебниках четко выделены стандартные (базовые) задания и задания повышенного уровня сложности.

Недостатки: Для хорошо подготовленных к школе детей программа может показаться слишком простой. На уроках, особенно в первой половине учебного года, такие первоклассники могут откровенно скучать.

Мнение родителей: судя по отзывам в интернете, многие мамы и папы отмечают, что эта программа близка к традиционной, по которой они когда-то учились, учебники составлены грамотно, выдержана логическая последовательность тем. Нарекания вызывает, в основном, такой предмет, как «Окружающий мир». В течение учебного года ученик должен сделать множество проектов, в подготовке которых самое активное участие должны принимать родители, иначе первоклассник просто не уложится в отведенное на проект время.

«Начальная школа XXI века»

Учебники:

- Обучение грамоте и чтению. Букварь. Журова Л.Е., Евдокимова О.А.  

- Русский язык. Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.

- Литературное чтение. Ефросинина Л.А.

- Математика. Рудницкая В.Н.

- Окружающий мир. Виноградова Н.Ф. и др.

Программа поощряет учеников размышлять, фантазировать, для этого выпущены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир». По ней комфортно будет учиться эрудированным, но долго привыкающим к новым условиям детям.

Преимущества: представляет собой щадящий вариант обучения, предусматривает долгий период привыкания первоклашек к новым условиям.

Недостатки: в учебниках много заданий, но практически нет объяснений, как их выполнять. Так что вариантов действий два: или ребенок додумается до всего самостоятельно, или ему все объяснят родители. Как вы понимаете, чаще всего сюжет развивается по второму варианту.

Мнение родителей:  многие папы и мамы отмечают непоследовательность в подаче информации. Сетуют они и на объемные задания. К плюсам они относят упор на чтение, грамотность и письмо, а также то, что не придется придумывать, «как выглядит мир глазами кузнечика». Радует взрослых и программа по чтению – классика, которую в том же возрасте читали родители.

«Перспективная начальная школа»

Учебники:

- Азбука.  Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

- Русский язык.  Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

- Литературное чтение. Чуракова Н.А.

- Математика.  Чекин А.Л.

- Окружающий мир.   Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

По мнению специалистов, больше подходит для малокомплектных сельских школ, где в одном помещении одновременно занимаются ученики 1-4 классов. Развивает навыки самостоятельной работы, обучающиеся по ней первоклассники быстрее начинают бегло читать, писать и считать.

Преимущества: программа по силам любому ребенку. Предполагается работа на уроке в малых группах, что учит детей взаимодействовать с одноклассниками и совместно решать поставленные перед ними задачи.

Недостатки: программа не имеет продолжения в средней и старшей школе. Отучившемуся по этой программе четыре года и привыкшему к определенному способу изложения той или иной проблемы пятикласснику придется привыкать к совершенно другой методике.

Мнение родителей: некоторые мамы и папы отмечают эту особенность программы как большой «плюс», но большинство все-таки относят ее к существенным недостаткам: много заданий подразумевают проведение опытов и экспериментов с помощью взрослых во внеурочное время. Если родители загружены работой, а бабушки и дедушки далеко, у ребенка появляются трудности с выполнением домашних заданий. Недовольны родители также и тем, что в текстах для чтения много современных авторов при минимуме классики.

«Планета знаний»

Учебники:

- Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс).

Программа больше гуманитарной направленности, сделан упор на творческое развитие ребенка, так, например, есть задания сочинить сказку, создать к ней иллюстрации. Многие упражнения ориентированы на работу со справочной литературой и работу в группе.

Преимущества: в учебниках содержатся как задания рассчитанные на базовый уровень знаний, так и творческо-поисковые. Хорошая подборка текстов в учебниках по русскому языку и чтению. Новые темы сопровождаются цветными графиками, схемами, много иллюстраций. Предметы связаны друг с другом: читая рассказы Носова, ребенок вместе с его персонажами решает задачи, изучая животных, живущих в тайге, пишет по этой теме изложение.

Недостатки: для хорошо подготовленных к школе детей программа может оказаться слишком простой.

Мнение родителей: родителей радует, что со своими проектами ребенок может справиться самостоятельно, без помощи родителей. Правда, многим эта программа кажется поверхностной и простоватой, за что ее и ругают.

«Перспектива»

Учебники:

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

- Математика. «Учусь учиться». Гусева А.В., Петерсон Л.Г.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

Программа делает упор на развитие логики, математического мышления. На уроках обучения грамоте много внимания уделяется речевому этикету, а на уроках русского языка - произношению слов, их правильному употреблению в речи.

Преимущества: в учебниках много развивающих заданий, детей просят сравнить, доказать, подумать, вспомнить, найти. Для любознательных учеников есть раздел «За страницами учебника», две книги для чтения «Великан на поляне» и «Зеленые страницы».

Недостатки: По предмету «Окружающий мир» предусмотрено много докладов и презентаций, которые первоклассник не сможет сделать самостоятельно, так что родителям придется потрудиться. Учебники перескакивают с темы на тему, трудно понять логику их подачи.

Мнение родителей: критикуется непоследовательность изложения тем, а также немногочисленность текстов для чтения. Среди достоинств отмечается наличие классики. Все родители сходятся во мнении, что программа рассчитана на интуитивное понимание и самостоятельную работу после уроков. Правда, одни мамы и папы считают это обстоятельство большим плюсом, а другие за то же самое программу нещадно ругают.

Программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Учебники:

- Букварь. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.

- Русский язык. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.

- Литературное чтение. Матвеева Е.И.

- Математика. Александрова Э.И.

- Окружающий мир. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Авторы хотят сформировать у детей теоретическое мышление: научить их выдвигать гипотезы, искать доказательства, а не заучивать преподнесенную на блюдечке информацию. От ребенка требуется быть внимательным к деталям, усидчивым, уметь обобщать разрозненные сведения. Подойдет тем родителям, которые хотят развивать у ребенка аналитические способности и умение нешаблонно мыслить.

Преимущества: в система Эльконина-Давыдова упор делается не на результат (усвоенные знания), а на способы добывания знаний. Ученик может что-то забыть, но должен знать, где и при помощи чего восполнить пробел в знаниях. Оценивается и поощряется буквально каждое усилие ученика.

Недостатки: предельно сложный уровень преподавания. Грамотных учителей, умеющих работать по такой программе, мало, а родители, учившиеся по традиционной системе, не всегда могут помочь детям в выполнении домашних заданий.

Мнение родителей: программа не для среднего учителя. Если педагог хорошо владеет этой оригинальной методикой, дети, у которых не было мотивации к учебе, начинают ходить в школу с интересом. За это программу хвалят. Но в то же время тем, кто обучался по традиционной программе, очень трудно в ней разобраться. А так как родителям приходится очень много заниматься с ребенком дома, эти сложности вызывают многочисленные нарекания со стороны мам и пап. Не зря родители говорят, что программа подходит для детей, которые могут учиться самостоятельно.
Критерии выбора

В интернете настоятельно советуют, выбирая школу и учителя, обратить внимание на программу обучения. Но специалисты считают, что последнее обстоятельство далеко не самое главное.

- Сейчас больше всего востребованы УМК «Школа России», «Начальная школа XXI век» и «Перспектива», но принципиальных отличий между ними и другими традиционными УМК нет, - говорит Анна Рябцева. - ФГОС устанавливает требования к образовательному процессу так, чтобы ребенок не только воспроизводил то, что сообщил ему учитель, но и умел добывать знания, потому развивающие задания и задания повышенного уровня сложности сейчас есть в любом УМК. Учитель так выстраивает работу на уроке, чтобы ученик сам открывал новые знания, осознавал учебную задачу, планировал и оценивал свои действия.

- Действительно, самый популярный и самый известный УМК – «Школа России». По нему работают, наверное, 90% российских школ, - вступает в разговор Татьяна Хотылева. – В него входят учебники, которыми пользуются достаточно долго, они адаптированы к новым ФГОСам. Это учебники, по которым любой среднестатистический ребенок в состоянии усвоить программу начальной школы. Достаточно популярен также УМК «Начальная школа XXI века», однако успешное обучение по нему возможно при хорошем уровне речевого развития ребенка. К сожалению, сейчас у многих детей есть логопедические проблемы и речевое недоразвитие. У них обучение по данному УМК может вызвать трудности, особенно если такие ученик не получат логопедической поддержки в школе.

Принципиально отличается от других УМК системы Эльконина-Давыдова. Это иная логика подачи информации, иная система построение самих учебников. Чтобы добиться ожидаемого эффекта, педагог должен очень хорошо и в полном объеме овладеть методикой. Иначе результаты будут совсем не такими, как ожидают родители.

Впрочем, любая система не может быть хорошей сама по себе. Она хороша, когда ее реализуют очень грамотные педагоги. Теоретически знать систему – одно, а уметь по ней работать с детьми и добиваться нужного эффекта – совсем другое.

- Родителям стоит выбирать не систему обучения или комплект учебников, а прежде всего школу, - считает Анна Рябцева. - Если это школа со сложившимися традициями, стабильным педагогическим коллективом, ей можно доверять. Выбрав школу, познакомьтесь с учителем. Важно, чтобы ребенку было с ним комфортно. Во многих школах для углубленного изучения предметов вводят дополнительные курсы: иностранный язык, шахматы, музыка. В Ломоносовской школе, например, приоритетное направление работы – развитие интеллектуальных способностей учеников с помощью авторской образовательной технологии «ИнтеллекТ».

- С одной стороны, идти надо к учителю. Очень важно понять, насколько педагог учитывает возможности своих учеников, - продолжает Татьяна Хотылева. - Работая по одному и тому же УМК, один добивается результатов на грани фола, а другой – блестящей положительной динамики со всеми учениками своего класса. С другой стороны, блестящий учитель может заболеть, поменять место работы, а так как в начальной школе часто преподают молодые женщины, учительница может уйти в декрет или на больничный по уходу за ребенком. Как изменится тогда ситуация, как скажется это на детях?

Потому идти надо к учителю, но в такую школу, где есть крепкая, слаженно работающая команда педагогов.

www.parents.ru

Какую учебную программу выбрать в школе

Отзывы родителей о программах начальной школы

Как выбрать школьную программу и что ожидать от школы — тема весьма актуальная, особенно перед первым сентября.

Разберемся с программами, по которым работают школы Екатеринбурга, выявим нюансы, чтобы лучше понимать к чему готовиться.

Все учебные программы начальной школы работают по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и одобрены Министерством образования РФ.

Тем не менее, программы очень отличаются между собой: и подачей материала, и организацией учебного процесса.

Программа «Школа России» (под редакцией А. Плешакова)

Главная идея программы: создается в России и для России. Сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Цели обучения:

1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.;
.
Многие школы Екатеринбурга работают по этой программе.

Отзывы родителей

(Стилистика, синтаксис и путнктуация сохранены)

  • Школа России больше всего похожа на ту программу, по которой учились мы во времена СССР. По моему мнению, простая, вменяемая программа.
  • У нас Школа России — легко сыну даётся. Простая и понятная, минус, на мой взгляд, один — постоянное перескакивание с темы на тему, без упора на закрепление материала.
  • Очень простая логичная программа, я как учитель начальных классов, ребенка именно на нее отдала.

Программа «Начальная школа ХХI века» (под редакцией Н. Виноградовой)

Основная цель программы научить ребенка учиться. Программа призвана соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности. Авторы программы уделили особое внимание адаптационному периоду первоклассника. Приоритет на поисково-исследовательскую деятельность. В структуре средств обучения используются задания «Найди ошибки», «Проверь себя».

Отзывы родителей

  • Занимаемся по этой программе. Программа не айс! Прописи правда ужасные! Строчки широкие, наклон соблюсти невозможно. Окружающим мир тоже составлен по дурацки — не совпадают темы в тетрадях и учебниках.
  • Программа 21 век — кошмар!!! С ошибками в учебниках, «сырые» учебники.
  • В учебнике «Русский язык» правила размазаны по тексту, в глаза не бросаются, ребенку трудно их выискать и выделить для запоминания.
  • Я в шоке!!! Как можно первокласснику задать такое? Кошке, собаке и попугаю вместе 9 лет. Кошке и собаке вместе 6 лет, а Кошке и попугаю вместе 7 лет. Сколько лет кошке, собаке и попугаю?

Программа «Начальная перспективная школа».

Акцент делается на логику и развитие аналитического мышления. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Учебная деятельность организовывается таким образом, что ребенок попадает в различные учебные ситуации то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Работа в парах и малыми группами.

Учебники «Окружающий мир» для 1-4 классов Федотовой О.Н. и др. исключены из перечня приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. N 1529.

Отзывы родителей

  • Ходим во 2-й класс по этой программе. Есть, конечно, некоторые плюсы, но, в основном, вижу одни только минусы. Задачи по математике иногда так написаны, из подвыподверта, что и сам с 15-го раза врубаешься, что требуется сделать. Ни правил, ни описания темы нет, приходится лезть в интернет, чтобы самому вспомнить и объяснить ребёнку. Тексты и стихи по чтению, большая часть, тихий ужас, написаны тяжелым языком. Самому не запомнить. Нет лёгкости. Постоянно запинаешься на следующем слове. У нас столько замечательных авторов и поэтов из классики, где и читается и учится всё легко.
  • Программа ужасная!!! Страдает и ребёнок и родители! Впервые увидев учебник первого класса по русскому, мы пришли в шок … Всё сплошным текстом, непонятно где заканчиваются и начинаются абзацы, рисунки какие- то устрашающие, летучие мыши и всё в таком роде, цвета почти черно-белые. Только представьте формат А4- на всю страницу сплошной текст! Это что? Учебник для первого класса?
  • В целом программа неплохая, но, по-моему, маловато математики (слишком просто) и тяжело на русском.
  • Мне очень нравится ПНШ. Удивительное чтение (у детей глаза горят), содержательный русский язык, доступный окружающий мир (основанный на жизненном опыте детей) и математика, где учат думать, а не зубрить, где одно логически вытекает из другого. Жаль, что многие этого не видят. А черно-белые рисунки позволяют детям раскрасить скучное в яркое и создать свой мир знаний.

Программа начальной школы «Перспектива»

В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания. Учебный материал выстроен так, чтобы у ученика формировался интерес к изучению последующего материала.

Отзывы родителей

  • Русский, литературное чтение и окружайка перспективы — нелогичный ужас и каша. Скачут с темы на тему. Не поняла на кой ляд в первом классе четверть убили на прописывание элементов печатных букв, потом за четверть галопом прошлись по прописям и все привет обычные тетради и тексты. По тем же звукам тоже поверхностно прошлись, перешли на правила. Начался второй класс, а опять знакомство со звуками, именно не повтор, а знакомство.
  • Окружайка вообще мешанина из всего, с темы на тему скачут.
  • В Перспективе все изучение шло галопом по Европам, ничего в памяти не оседало.
  • Почему современные школьные буквари и прописи не учат элементарным навыкам письма и чтения, почему в них все сделано шиворот-навыворот (поперек законов психофизиологических законов формирования навыка и письма, и чтения).
  • «Технология» по программе Перспектива — шедевральна!!! На какой уровень подготовки рассчитана программа? Детям одним сделать поделку не по силам!!! Делаем всей семьей. По нескольку часов!!!

Планета знаний

Главная отличительная особенность программы — целостность и единство структуры учебников и рабочих тетрадей по всем предметам. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области программы «Планета знаний» и внеурочную деятельность.

Отзывы родителей

  • Мне нравится учебник математики и литературного чтения. Но в 1 классе я хваталась за голову, как научить читать? Букварь рассчитан на читающих детей, а что делать с остальными? Пока я не скачала с интернета слоговые таблицы, процесс не пошёл. Да и читающим было скучно. Учебник русского языка для первого класса опять же сложен для нечитающих детей. Для письма подобраны многосложные слова. Нам бы научиться «Мама мыла раму» без ошибок написать.
  • В учебниках «Планеты знаний» красивые, добрые рисунки. Гоблинов и пугающе-агрессивных текстов я не заметила. Но в учебнике по русскому языку правила не выделены. Глаза разбегаются даже у взрослого. Эта программа по-проще.
  • Программа безобразная, задания в прописях даже меня ставили в тупик. А вот задачка по математике: Матроскин снял 3 литра сливок, а 7 литров поставил на простоквашу. Из остального молока сделал масло. Вопрос: Сколько литров молока пошло на масло?
  • Ребенку задание в рабочей тетради к букварю «Нарисуйте Фюся и Кракузябру» о которых НИЧЕГО не известно.
  • Мало классической русской литературы, старых добрых сказок… Вместо этого «крендель-мендель-колбаса» и другой ширпотреб.
  • В тетради на печатной основе по литературе написано" Золотая рыбка" индийская народная сказка.

Программа Эльконина-Давыдова

Обучение по этой программе считается развивающим. Также систему называют «безотметочным оцениванием», ученик трудится не на результат (оценку), а на свой личный рост и достижение высоких результатов в образовании. Огромное внимание уделяется логическому мышлению и теоретическим знаниям.

Достаточно редкая программа в школах Екатеринбурга, например, по ней работают 69 школа и 40 гимназия.

Отзывы родителей

  • В основе обучения по всем предметам лежит исследование. Поэтому, прежде всего, у детей формируется творческое мышление.
  • Интересная программа. Но ломающая мозг родителям. Дети хорошо воспринимают.
  • Считаю, что программа Давыдова неоправданно заумная. Она для детей, которых родители научили читать-писать-считать до школы. Ни к чему ребенку в начальной школе двоичная система счисления, ничего от этого не развивается.
  • Не понимаю, почему прилагательное-существительное-глагол сразу нельзя назвать своими именами. Обидно, что в программе по чтению привычные Чуковский, Маршак, Барто заменены на Бальмонта.
  • Программа, на мой взгляд, отличная. Но родителям к ней нужно привыкнуть. Дело в том, что в нашем школьном детстве всё шло через зубрежку: «слева направо число переносим с противоположным знаком». Не понимай, просто запомни. Детей учат ко всему подходить логически, они уже в первом классе понимают, почему именно плюс изменяется на минус. В русском — то же самое: сначала фонетика, понятие транскрипции, и уже — глядишь — не нужно зубрить, почему ЖИ-ШИ пишется через И. И вот еще что: у меня, воспитанницы советской образовательной системы, есть в голове некоторые схемы, которые я упорно пытаюсь применять для решения проблем/задач. Только уже известные мне схемы. Дочь не зашорена, она легко сама выдумывает пути решения — те, которых раньше не применяла. Думаю, в определенной степени это тоже эффект от программы Эльконина — Давыдова. Жаль, что она рассчитана только на начальную школу…
  • Отличная программа, но не для всех, нужен строгий отбор детей с определенным складом мышления, выше среднего умственными способностями.

Школа 2100, Гармония, Ритм, Система Занкова, Диалог, Начальная инновационная школа

Учебники по этим программам, а также учебники математики Петерсон для 1-4 классов либо больше не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования либо исключены из него.

Елизарова Наталья

2576 просмотров

www.uralweb.ru

Системы обучения в начальной школе | Материнство

Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть своя классификация. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам отнесём 2 программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Сразу предостережём беспокойных родителей: не стоит «покупаться» на красивое название «развивающая» и отрицать «традиционную» систему. Это всего лишь названия. Многие традиционные системы (например, «Гармония», «Начальная школа ХХ1 века» и «Школа 2100») были в последние годы переработаны так, что в них реализованы идеи развивающего обучения.

В одной школе в разных классах могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения.

Школа России

 


Школа России — это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними.

Комплект «Гармония»

 


Комплект «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой. Название обусловлено тем, что в этом комплекте всё очень гармонично. Выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Начальная школа ХХI

 


Начальная школа ХХI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения.

Школа 2100

 


Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Этот комплект — самый распространённый в городе и области. Учителя начинали работать с этой программой по отдельному предмету «Литературное чтение» примерно 12 лет назад. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. В ней хорошо решена проблема преемственности дошкольного образования младших и средних классов. Все учебники до 7 класса получили гриф Министерства образования.

Система Занкова

 


Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Приведем типичный прием обучения, к которым учителя-занковцы прибегают весьма часто на уроках математики.

Задание 1 (на вычисление). Учащимся предлагается самостоятельно решить примеры: 8 – 6, 7 – 6, 8 – 4, 8 – 5, 7 – 4, 6 – 5, 1 + 7, 2 + 4, 3 + 6, 4 + 5. (Задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны.)

После устной проверки следует задание 2. На какие группы можно разделить примеры? Ответы самые разные: на суммы и разности (этот ответ "лежит на поверхности", его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, то есть в первую группу войдут: 8 – 6, 8 – 4, 8 – 5, – во вторую: 7 – 6, 7 – 4, – а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат).

Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8 – 4, 8 – 5, 8 – 6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8 – 6, 8 – 5, 8 – 4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.

Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только "в одну сторону": 8 – 6 = 2, 8 – 5 = 3, 8 – 4 = 4, 8 – 3 = 5, 8 – 2 = 6, 8 – 1 = 7, 8 – 0 = 8. Но некоторые "достроят" его еще одним примером: 8 – 7 = 1.

Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.

Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая – на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных класс придет к открытию и формулировке одной из математических закономерностей.

Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами методической системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

 


Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.

Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 - 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.

Недостаток

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Кроме того, не стоит ставить только систему обучения в начальных классах во главу угла. Не менее важны материальная база школы, продвинутость педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая программа не спасет.

Статья подготовлена по материалам сайтов:
Волгоград.ру
Система Л.В.Занкова
Комплект "Гармония"
Психологический центр "Адалин"

Дата публикации 25.06.2007
Автор статьи: Материнство.ру

materinstvo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о