Обучение чтению дошкольника: Обучение детей чтению
Обучение детей чтению
О важности и роли чтения в жизни своих детей задумывается каждый родитель, заботящийся об их гармоничном, правильном и целостном развитии. Но если в одних семьях мамам и папам достаточно просто отправить свое чадо в детский садик или школу, переложив, да не прозвучит громогласно, ответственность на плечи воспитателей и учителей, то в других заботливые родители предпочитают заниматься с малышами еще и самостоятельно.
Информация из этого курса предназначается как раз людям второй категории, ведь те, кто относится к первой, вряд ли будут искать в интернете соответствующую информацию. Но продолжим.
Несмотря на большое желание научить свое драгоценное чадо читать как можно скорее, к этому процессу следует подходить с максимальным вниманием и осторожностью, ведь здесь есть свои тонкости и нюансы, на которые просто нельзя закрывать глаза. Дело в том, что вопреки распространенному мнению, что чем раньше приступить к освоению с ребенком азов чтения, тем лучше, многие специалисты (невропатологи, детские психологи и т.
Таким образом, очень важно знать хотя бы основные особенности формирования организма ребенка, когда следует начинать обучать детей чтению и как определяется их готовность к этому процессу, а также придерживаться основных соответствующих правил. Эти основополагающие вопросы и будут рассмотрены нами в первом уроке.
Содержание:
- Как формируется ребенок. Общая информация
- Когда можно начинать обучать ребенка чтению
- Несколько слов о правильном обучении чтению
- Базовые правила обучения ребенка чтению
- Несколько дополнительных рекомендаций
- Цитаты известных людей об умении читать
Как формируется ребенок. Общая информация
Здесь, как и следует понимать, мы представим лишь общую информацию, т. к. ее будет вполне достаточно.
Итак, начиная с ранних сроков беременности и заканчивая трехлетним возрастом, формируется первый функциональный блок головного мозга малыша, отвечающий за его телесное, познавательное и эмоциональное восприятие.
С трех до пяти-восьми лет происходит формирование второго функционального блока головного мозга, управляющего пятью чувствами – осязанием, вкусом, обонянием, слухом и зрением.
Следует иметь в виду, что формирование функциональных блоков мозга – процесс последовательный. Любая попытка родителя «проскочить» какой-либо этап отрицательно сказывается на заложенном природой развитии ребенка, т.к. в него вносятся неестественные «коррективы». Коварность же последствий состоит в том, что, вполне вероятно, сказываться они будут не сразу, а по прошествии лет. Впоследствии у уже повзрослевшего ребенка могут появиться проблемы, выражающиеся не только в речевых нарушениях, неврозах, двигательных сбоях и т.п., но и в трудностях во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Исходя из этого, начинать учить ребенка читать нужно в определенное время.
Когда можно начинать обучать ребенка чтению
Мнений на счет того, когда можно начинать обучать ребенка чтению, несколько. Одни специалисты полагают, что приступать к определенной работе, например, к показу карточек Домана (о них и других методах мы побеседуем во втором уроке), можно уже по достижении малышом полугодовалого возраста, а другие считают, что лучше всего начинать в 3-4 года, причем именно с букваря. Однако все педагоги сходятся в одном: никакое обучение чтению совершенно недопустимо и невозможно, пока ребенок не освоил навыки речи. Если же где-то к 3-4 годам малыш начинает оживленно интересоваться книгами, приступать к обучению чтению не только можно, но и нужно.
Тут же стоит отметить, что при проявлении неусидчивости и равнодушии к печатным материалам перед обучением следует понять, как вызвать у ребенка интерес к чтению. Данного вопроса мы еще коснемся более подробно в отдельном уроке, но все же скажем, что в решении этой проблемы родителям поможет невероятный выбор книг, выделяющихся, помимо яркости и красочности, наличием множества движущихся элементов и даже звуковым сопровождением.
Продолжая разговор на тему готовности ребенка к чтению, определить ее можно по нескольким признакам:
- Во-первых, у малыша уже сформирована речь, и он в состоянии произносить слова и предложения, а также составлять хотя бы небольшие связные рассказы
- Во-вторых, у ребенка нет нарушений логопедического характера, причем это касается как неправильного произношения, так и нарушений мелодики и темпа и ритма речи
- В-третьих, малыш способен нормально ориентироваться в пространстве, и не путает между собой понятия «вправо», «влево», «вниз» и «вверх»
- В-четвертых, у ребенка в достаточной степени развит фонематический слух, т.е. он может легко распознавать звуки в разных частях слов
Если с чем-то из названного выше наблюдаются проблемы, следует заняться их устранением – уделить некоторое время проработке вызывающих сложность моментов, посетить логопеда, невропатолога и т. д. Если же все в порядке (или после устранения проблем), можно переходить к обучению чтению.
Несколько слов о правильном обучении чтению
Представленный вопрос волнует, пожалуй, каждого родителя. И первым ответом на него станет традиционная методика, сводящаяся к ежедневному выполнению монотонных занятий по чтению букваря. Но такой вариант не очень эффективен, ведь практически всегда ребенку становится скучно, он быстро устает и утомляется. Плюс к этому он совсем не учится вдумчивому чтению. Конечно же, малыш будет осваивать некоторые навыки и знания, но назвать это хорошим способом чувственно-эмоционального развития, познания окружающего мира и своего места в нем можно с большой натяжкой. Чтобы процесс стал увлекательным и творческим, чтобы он вызывал у ребенка интерес, чтобы навык чтения осваивался эффективно, нужно использовать иные методы (таким методам мы посвятили отдельные уроки нашего курса, и пока мы не будем заострять на них внимание).
Прежде чем приступать к обучению чтению и применению каких-либо методов, в обязательном порядке нужно изучить основные правила, на которые следует опираться в своей деятельности. Их можно назвать основой всего этого процесса. Небольшие отклонения хотя и допускаются, но все же рекомендуется придерживаться всех правил, иначе навык чтения будет осваиваться ребенком менее эффективно, допускать чего ни в коем случае нельзя.
Базовые правила обучения ребенка чтению
Итак, если вы намерены помочь своему малышу освоить такой важный навык как чтение, придерживайтесь следующих правил:
1
Не заставлять
Помните, что принуждать малыша к чтению нельзя, и любая подобная стратегия заранее ошибочна, неправильна и неэффективна. Чтобы ребенок захотел читать и стал проявлять к книгам интерес, просто окружите его ими. Так, можно разложить книги по дому – на полках, столах и в других легкодоступных местах. Кроме того, нужно и самим брать в руки книги и читать сыну или дочке что-нибудь интересное. Также нужно читать для себя, чтобы ребенок видел вас с книгой. Учитывая то, что дети стремятся походить на своих мам и пап, ваше чадо, вероятнее всего, спросит, что вы делаете, или же само возьмет в ручки книгу.
2
Сначала звуки, потом буквы
Многие родители делают большую ошибку, начиная сначала объяснять малышу произношение букв, а только потом – звуков. Делать надо наоборот: в первую очередь важно рассказать, какой звук имеет та или иная буква в слове, а уже затем – как она произносится сама по себе. Т.е. изначально объясняйте, что буква «эр» в слове звучит как «р», «эн» – как «н», «эм» – как «м» и т.д. А уже после этого учите, что «эр» – это «эр», «эн» – это «эн», «эм» – это «эм» и т.д.
3
Учить не буквы, а слоги
Нужно понимать, что слоги, а в некоторых случаях даже целые слова усваиваются детьми намного лучше, нежели множество одиночных скучных букв. Поэтому и буквы нужно показывать в целых словах. В качестве вспомогательного материала можно использовать специально распечатанные карточки со слогами, при помощи которых удобно учить малыша читать по слогам и составлять слова.
4
Повторение
От частоты повторения изучаемого с ребенком материала зависит то, насколько хорошо он его запомнит и усвоит. Однако здесь есть одна хитрость – многие малыши не очень любят, когда им устраивают проверки и тесты, а потому и повторение в качестве обучающего метода нужно преподносить в форме игры.
5
Сначала простое, потом сложное
Как мы и говорили, изначально эффективнее всего обучать ребенка произношению звуков, и уже потом усложнять процесс – переходить к чтению по слогам и комбинированию слогов в слова. Вся информация должна предоставляться дозированно и поэтапно, чтобы в детской голове не возникало «каши» из получаемых знаний.
6
Учить простые слова
Обучение чтению всегда должно начинаться с простейших слов, где повторяются буквы, к примеру, слов «мама», «баба», «папа», «дядя» и т.п. После этого допускается переходить к обучению словам, где к слогу прибавляется буква, например, «бас», «кот», «дом», «мак», «лак» и т.д. И уже освоив такой материал, можно начинать заниматься элементарными предложениями, такими как «мама мыла Милу», «Коля колит колья» и т.д. А что касается букв «й», «ь» и «ъ», то их лучше оставить напоследок.
7
Учиться всегда и везде
Не важно, чем вы с вашим малышом заняты в данный момент: гуляете, ходите по магазинам, стоите на остановке или перекусываете в кафе – заниматься чтением можно где угодно и когда угодно. Практически везде есть вывески, рекламные плакаты, таблички с названиями магазинов, улиц, остановок и т.д. Используйте это с пользой для себя и своего ребенка, и пусть он читает все, на что вы ему показываете.
8
Играть
Обучение чтению ребенка, как, впрочем, и любому другому навыку, должно происходить в игровой форме. Придумывайте собственные игры, где нужно знать звуки, буквы и слоги. К примеру, вы можете попросить ребенка искать в словах конкретные буквы и произносить их. Также можно приобрести домой буквы на магнитах и составлять слова на специальной доске или холодильнике. А еще одна игра поможет развить внимательность – возьмите буквы на магнитах или кубики, составьте ряд букв, где все, кроме одной, согласные, а ваш малыш пусть найдет гласную букву.
9
Вызывать интерес
Чтобы чтение осваивалось ребенком лучше и легче, вам нужно заинтересовать его в этом. А для этого очень хорошо показывать, что чтение необходимо для полноценной жизни среди других людей. Поэтому наглядно демонстрируйте малышу важность этого навыка – показывайте ему письма, открытки, записи, таблички, пишите записки, чтобы он их читал. Со временем ребенок сам осознает, что учиться читать просто необходимо.
10
Читать вслух
Чтение вслух, да еще и на время, считается очень эффективным способом обучения ребенка быстрому чтению. Но применять его нужно, конечно, когда малыш уже овладел некоторыми навыками. Исходя из того, чему уже научилось ваше чадо, составляйте свои задания и давайте их ему на выполнение, засекая, например, минуту. Кстати, здесь очень поможет так называемый «Дневник читателя», где вы будете фиксировать прогресс вашего малыша. А чтобы он выполнял задания с энтузиазмом, после каждой сотни прочитанных слов, дарите ему какую-нибудь приятную мелочь.
11
Читать с закладкой
Чтение с закладкой – еще одно правило для улучшения освоения навыка чтения. Использовать закладку нужно здесь, как обычно, с той лишь разницей, что закрываться ей должна не нижняя строка, а прочитанные слова. Так вы поможете своему малышу не запутаться в большом количестве слов и сфокусировать внимание на новом слове.
12
Регулярность занятий
Мы уже говорили о повторении, поэтому просто дополним, что заниматься чтением нужно регулярно и систематически. Другими словами, уделять внимание освоению навыка чтения нужно ежедневно, пусть даже на это уйдет каких-то 5-10 минут. Но что еще важнее – так это не забрасывать занятия, даже когда начнет казаться, что малыш уже читает неплохо.
И в заключение первого урока мы хотели бы дополнить вышеназванные правила еще несколькими рекомендациями, которые помогут вам научить вашего ребенка читать быстрее и лучше.
Несколько дополнительных рекомендаций
Ваш ребенок будет учиться читать успешнее, если вы будете следовать этому перечню рекомендаций:
- Обязательно обзаведитесь букварем или азбукой.
В будущем эта литература всегда будет вызывать у ребенка ассоциации с приятным обучением. Лучше всего, если книги будут дополнены рисунками
- Если изучаете буквы, то начинайте с гласных, ведь их можно петь, используя любимые мелодии, а это и полезно, и весело, и интересно. Очень хорошо, если занятия будут сопровождаться лепкой из пластилина или раскрашиванием картинок. Это научит малыша определять буквы и понимать их
- Изучать согласные нужно только после гласных. И не забывайте о том, что сначала нужно объяснять ребенку, как произносится буква в слове, а уже затем – как она звучит сама по себе
- Для повышения эффективности обучения полезно сочинять сказки о буквах, чтобы знакомство с ними проходило для малыша более интересно. К примеру, жила-была веселая буква «У». И однажды забралась она на горку, и как скатилась с нее, задорно крича «Уух!». По аналоги составьте короткие истории для каждой буквы
- В процессе обучения не пренебрегайте творческими материалами.
Помните, что ребенок познает мир посредством чувственного восприятия, а это значит, что ему обязательно нужно все попробовать и потрогать. Подойти может вырезание букв из картона, лепка букв из пластилина, выпечка печенья в форме букв и т.д. Подобный опыт навсегда запечатлеется в памяти вашего ребенка
- Более всего эффективны непродолжительные занятия по 10-15 минут по нескольку (от 3 до 5) раз в день. Придерживайтесь такой системы, и ваш малыш не только не будет уставать, но и с нетерпением будет ждать каждого занятия
- И, наконец, самым важным правилом в любом взаимодействии с ребенком является доброжелательность и терпение к малышу. Никогда не позволяйте себе терять самообладание, повышать голос и тем более оскорблять маленького человечка. В противном случае от всех занятий не будет никакого толка, да еще и отношение ребенка к вам может сформироваться не самое лучшее.
Подходите к обучению ребенка чтению с любовью и умом, и первые результаты не заставят себя долго ждать.
Практически каждый из нас сегодня может вспомнить знаменитый букварь синего цвета, при помощи которого учился читать. Но время идет, и представленный инструмент теряет свою актуальность, уступая место специальным методикам обучения детей чтению. Сегодня подобных методик можно найти немало, но мы расскажем вам о самых популярных, а также укажем на основные их преимущества и недостатки, если таковые имеются. Конечно же, мы скажем несколько слов и о букваре, а также познакомим с преимуществами практических методов обучения детей чтению, собранных в данном курсе командой 4Brain. Но, как у нас и заведено, – обо всем по порядку.
Для начала не будет лишним еще раз заметить, что обучать детей чтению рекомендуется не раньше 4-5 лет, но не исключаются случаи, когда осваивать этот навык дети начинают раньше (о показателях готовности малышей к чтению мы говорили в первом уроке). Авторские методики, о которых мы расскажем, рассчитаны на раннее, т.е. начальное обучение детей.
В двух предыдущих уроках мы с вами рассмотрели основы обучения детей чтению и познакомились с наиболее популярными методиками на эту тему. Но теоретические аспекты на этом не заканчиваются, ведь научить ребенка читать – задача не из простых. Мы, естественно не будем загружать вас теорией, иначе от курса просто-напросто не будет никакого толка, но все же позволим себе коснуться еще нескольких вопросов подобного характера.
Если вы хотите сделать так, чтобы ваше обучение ребенка чтению проходило как можно эффективнее, вам следует обращать внимание на ряд определенных нюансов, о которых мы и расскажем ниже. Также заметим, что предлагаемые нами рекомендации проверены на практике множеством родителей и показали свою результативность на многих поколениях детей. Несмотря на это, они крайне просты, и следовать им не составит для вас никакого труда. Плюс ко всему, эта информация позволит вам избежать самых распространенных ошибок. А это значит, что ваш малыш уже совсем скоро будет различать буквы, слоги и слова, запоминать их и правильно произносить.
Вспомните, еще совсем недавно вы задумывались о том, как помочь своему детенку решить его первые «малышовые» трудности – освоить погремушку, приучить к приему пищи, ходить на горшок. Но время летит незаметно, и вот настало время для малыша осваивать первые навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. И один из них – чтение. Подготовка к процессу обучения чтению очень важна, т.к. лишь при грамотном комплексном подходе успех в этом нелегком, но очень интересном деле будет гарантирован.
Для начала давайте еще раз коснемся возрастных особенностей, а именно: рассмотрим, что особенного происходит в период от 3 до 7 лет с ребенком, ведь от этого зависят и методы, которые нужно применять для обучения, и тонкости подготовки.
Одной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.
Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.
После того как ребенок освоил алфавит, и вы уверены в том, что отныне в его голове прочно укрепилась информация о буквах русского языка, самое время переходить к изучению слогов. Конкретно этой теме и посвящен представленный урок.
Предлагаем вашему вниманию практические рекомендации, которые помогут вам научить своего малыша читать по слогам, а также несколько уроков для домашних занятий, направленных на улучшение сопутствующих чтению навыков и способностей. Начнем с рекомендаций.
Урок 6. Чтение целых словПосле пройденных занятий ребенок может уверенно читать слова, но звучат они примерно так: «ко-те-нок», «со-ба-ка», «иг-руш-ка», «ки-но» и т.д. Иначе говоря, слова малыш читает, но читает их по слогам. Это вполне нормально, но над этим обязательно нужно работать, т.к. только когда ребенок будет читать слова и предложения целиком и без запинок можно говорить о том, что он действительно научился читать. Помимо этого, одновременно с освоением чтения слов целиком дети должны учиться понимать смысл прочитанного. На эти темы мы и поговорим в представленном уроке.
Но прежде давайте уясним для себя несколько очень важных моментов – когда ребенок осваивает чтение слов целиком, необходимо:
Урок 7. Быстрое чтениеУмение читать – один из самых важных и нужных человеку в жизни навыков. И наиболее ярко это выражается, когда ребенок начинает ходить в школу. От умения читать зависит скорость и качество восприятия информации, а также успешность всего процесса обучения вообще. Если же читать ребенок умеет с трудом, изучать, записывать и усваивать материал он будет очень медленно, а это в свою очередь повлияет на успеваемость.
По этим и многим другим подобным причинам каждый заботящийся о своем ребенке и его успешности в жизни родитель должен не просто помочь ему научиться читать, но сделать это настолько эффективно и грамотно, насколько это вообще возможно. Говоря несколько иначе, он обязан научить ребенка читать правильно, осмысленно и быстро. И в нашем сегодняшнем уроке мы представим ряд методик и упражнений, которые помогут и вам достичь такого результата.
О значении чтения и открываемых им границах сказано уже было предостаточно. Напомним лишь, что люди, любящие читать, имеют в жизни намного больше шансов на успех. А по данным некоторых психологических изысканий, начитанные дети отличаются лучшей успеваемостью в школе, и вероятность получения ими высшего образования заметно возрастает по сравнению с детьми, которые читать не любят.
Но как же сделать так, чтобы ребенок и умел читать, и любил это занятие? Как сделать так, чтобы вместо бесчисленных часов в соцсетях или игр на планшетнике он брал книгу и проводил время с ней?
Урок 9. Обучение детей чтению на иностранных языкахНаучить ребенка читать по-русски – дело одно. Это, естественно, нужно; без этого, как говорится, никуда. Но в настоящее время все чаще возникает потребность в том, чтобы человек знал еще и какой-либо иностранный язык, и, конечно же, это предполагает умение читать на данном языке.
В заключительном уроке мы рассмотрим основы обучения детей чтению на иностранных языках, а в качестве примера, как несложно догадаться, используем английский язык. Во-первых, он является международным языком, т.е. пригодиться в жизни он может любому человеку, а во-вторых, его актуальность обусловлена широким распространением компьютерных технологий. Как раз поэтому, кстати, сегодня его все чаще начинают преподавать в школах уже с первого класса.
И перед тем как перейти к основной части курса, предлагаем немного подумать над тем, почему уметь читать и учить читать своих детей так важно.
Цитаты известных людей об умении читать
В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об умении читать:
Чтение – вот лучшее учение!
Александр Сергеевич Пушкин
Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела.
![]()
Джозеф Аддисон
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро
Чтение – праздный творческий труд.
Морис Бланшо
Чтение – это беседа с мудрецами, действие же – это встреча с глупцами.
Фрэнсис Бэкон
Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.
Франсуа Фенелон
Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.
Шарль Луи Монтескье
Ум укрепляется или расслабляется чтением решительно так же, как тело свежим или испорченным воздухом.
Джон Рескин
Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного.
Мари Монтегю
Теперь же смело начинайте проходить уроки. Удачи!
Кирилл
1 Популярные методики →
методики обучения чтению к первому классу
Когда учить ребёнка читать
Существуют студии раннего развития, в которых детей учат читать уже с первых лет жизни. Однако педиатры не рекомендуют спешить и советуют начинать обучение чтению не раньше 4 лет, лучше всего — в 5–6. К этому возрасту большинство детей уже хорошо различают звуки, могут грамотно составлять предложения и выговаривать слова. Поэтому чаще всего родители задумываются о том, как научить ребёнка читать, уже накануне школы.
Источник: unsplash.com / @jonathanborba
Как понять, готов ли ребёнок учиться читать
Прежде чем начать обучение ребёнка чтению, необходимо убедиться, что ребёнок готов и хочет учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Владеет ли ребёнок понятиями «справа–слева», «большой–маленький», «внутри–снаружи»?
- Может ли обобщать предметы по этим признакам?
- Различает ли схожие и несхожие формы?
- Способен ли удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Правильно ли строит фразы?
- Чётко ли выговаривает слова?
- Может ли пересказать историю, услышанную или произошедшую с ним?
- Умеет ли формулировать свои ощущения и впечатления?
- Способен ли предугадать концовку простой истории?
- Удаётся ли ему участвовать в диалоге?
- Умеет ли он слушать, не перебивая?
- Может ли он рифмовать слова?
- Привлекают ли его внимание буквы?
- Возникает ли у ребёнка желания самостоятельно рассматривать книгу?
- Любит ли он, когда ему читают вслух?
Если на эти вопросы вы ответили «да» — ваш ребёнок готов и вскоре научится правильно читать.
Методики обучения чтению
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
<<Форма демодоступа>>
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
Кубики ЗайцеваИсточник: moya-lyalyas.ru
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
Источник: catalog-chess.ru
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
Страница из «складушек» В. Воскобовича
Карточки Домана
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.
Карточки ДоманаИсточник: friendly-life.ru/kartochki-domana-dlya-samyh-malenkih
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Источник: hendmeid.guru
Методика Ольги Соболевой
Автор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты. Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь. Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.
Источник: freepik.
Как научить ребёнка читать по слогам
Учить ребёнка чтению по слогам следует поэтапно. Вначале объясните ему, что звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие. Произносите их с ребёнком — он должен понять, чем они отличаются. Буквы и звуки можно учить во время прогулки: обращайте внимание ребёнка на буквы на вывесках и объявлениях, и вскоре он научится узнавать их.
Когда ребёнок освоит буквы и звуки, начинайте учить его чтению простых слов — «мама», «папа». Затем переходите к более сложным — «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребёнку, что слоги можно пропевать.
Слоговая таблица для обучения чтению
Далее переходите к составлению слов. Можно нарезать карточки со слогами и предложить ребёнку составить из них слова. Когда он освоится, переходите к чтению небольших текстов. Начинать лучше с двух-трёх фраз, а чуть позже перейти на тексты из пяти-десяти предложений.
Для поступления в начальную онлайн-школу «Фоксфорда» ребёнок должен владеть хотя бы минимальными навыками чтения, устного счёта и письма. Чтобы проверить готовность ребёнка к школе, мы предлагаем пройти небольшой тест, не требующий специальной подготовки.
Упражнения для обучения чтению
В интернете можно найти много упражнений, которые помогают детям научиться читать, их можно распечатать и сразу начать заниматься. Начните с упражнений, обучающих узнавать буквы и отличать правильное написание от неправильного.
Из пособия О. Жуковой «Учимся читать. Простые упражнения».Источник: mishka-knizhka.ru
Когда ребёнок освоится с буквами, переходите к упражнениям на слоги. Например, таким:
Упражнение с геометрической подсказкой. Для большей наглядности блоки со словами можно вырезать.
Подобные упражнения не только учат читать, но и хорошо развивают логическое мышление:
Постепенно переходите к упражнениям, где требуется не только правильно прочитать, но и написать слова:
Одни из самых сложных и занимательных упражнений — филворды: нужно найти и вычеркнуть слова на поле из букв.
Игры для обучения чтению
При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера.
Гаражи
Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.
<<Форма курс 1-4>>
Магазин
Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.
Лото
Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.
Резюме
Напоследок — ещё несколько советов, как обучить ребёнка чтению:
- Обучение детей чтению лучше начинать с запоминания букв.
Важно, чтобы ребёнок мог не задумываясь узнавать и называть их.
- На ранних этапах произносите согласные буквы так, как они читаются в словах: не [эм], [эл], [дэ], а [м], [л], [д] — так ребёнку будет проще сориентироваться.
- Лепите буквы из пластилина, рисуйте и раскрашивайте, купите азбуку с озвучкой — задействуйте все каналы восприятия ребёнка.
- Постепенно соединяйте буквы в слоги, а затем в слова. Играйте в перестановку букв и слогов, позвольте ребёнку экспериментировать.
- Учите с ребёнком стишки про буквы алфавита, рассматривайте букварь, используйте карточки с буквами и картинками. Благодаря иллюстрациям ребёнок сможет быстрее запоминать символы.
- Распределяйте нагрузку: лучше заниматься по пятнадцать минут в день, чем по часу два раза в неделю. Чередуйте развлекательные и серьёзные задания.
- Можно развесить по предметам в комнате ребёнка таблички с их названиями — ребёнок быстро научится узнавать их в текстах.
- Регулярно читайте ребёнку вслух и постепенно приобщайте к самостоятельному чтению.
Каждый вечер предлагайте самостоятельно прочесть хотя бы несколько строк из хорошо знакомой книжки.
- Подавайте пример. Чтобы ребёнок захотел научиться читать, он должен регулярно видеть вас с книгой.
Надеемся, наши рекомендации помогут вам научить читать дошкольника. Даже если ваш ребёнок только осваивает науку чтения, в начальной школе «Фоксфорда» он сможет усовершенствовать свои навыки.
5 советов по обучению чтению дошкольников от учителя-ветерана
Вы обучаете чтению в дошкольных учреждениях? Если вы оказались здесь, я уверен, что вы учите своих дошкольников тому, как читать в той или иной форме, и вы, вероятно, ищете несколько советов по обучению чтению дошкольников.
Независимо от того, читаете ли вы сказки на ночь своему дошкольнику или являетесь специалистом по чтению в начальной школе, вы учите своего ребенка читать. Вот пять советов по обучению чтению вашему дошкольнику от педагога-ветерана.
Советы по обучению чтению дошкольников
От чтения вслух до игры с буквами, этот пост посвящен тому, как научить дошкольников чтению Многое необходимо для обучения дошкольников чтению.
Минуточку… Я знаю, о чем ты думаешь. Обучение чтению дошкольников не соответствует их развитию!
Но Я сказал , что для обучения чтению нужно многое. Это больше, чем просто буквы и звуки.
Первые навыки чтения начинаются в младенчестве, поскольку чтение — это язык, а развитие речи начинается с рождения.
Связанное чтение
Четыре компонента чтения в дошкольных учреждениях
Обучение чтению дошкольников состоит из четырех компонентов. О них я писал здесь: «Большая четверка» дошкольного обучения грамоте.
- Развитие устной речи
- Знание печатного текста
- Фонологическое восприятие
- Алфавитный принцип
Но вы можете спросить, как собрать все эти компоненты вместе, чтобы научить вашего дошкольника читать. Позвольте мне поделиться с вашим моими главными советами по обучению чтению дошкольников .
Как научить дошкольников читать
Обучение чтению действительно сложный процесс, но в дошкольных учреждениях это не обязательно. Есть так много доступных ресурсов, которые помогут вам дать вашему ребенку самое лучшее начало в обучении чтению.
Вот пять удивительных советов для обучения чтению дошкольников!
1. Выберите виды деятельности, подходящие для развития
При обучении чтению дошкольников занятия должны соответствовать их уровню развития.
Это означает, что вы не пытаетесь вовлечь своего ребенка в деятельность , которая выходит за рамки его обучения. Точно так же, как вы не ожидаете от малыша адекватного и надлежащего использования вилки перед тем, как брать продукты пальцами, вы не ожидаете, что ребенок, который учится читать, сможет менять местами звуки в слове, прежде чем сможет распознавать эти отдельные звуки. звуки.
Это одна из лучших частей программы «Ежедневные уроки грамотности дошкольников». Каждый компонент предназначен для использования эффективных стратегий обучения, соответствующих возрасту. Уроки систематические и последовательные, поэтому каждый день основывается на том, что ребенок практиковал в предыдущий день.
И занятия такие веселые! Они включают в себя музыку и игры с крупной моторикой.
Эта учебная программа по обучению грамоте для дошкольников не основана на упражнениях типа «тренируй и убивай». Каждое занятие интерактивное и практическое.2. Развивайте выносливость постепенно
Чтение требует большой работы со стороны ребенка, а не только учителя. Мозг должен работать. И упорно работать.
Знаете ли вы, что для того, чтобы прочитать одно слово из трех букв, должны одновременно активироваться три разные части мозга? Поэтому, когда дошкольники учатся читать, им приходится учить грамоте небольшими порциями. Дело не только во внимании, дело в том, что их мозг устает.
Программа «Ежедневные уроки грамотности дошкольников» была разработана для дошкольников. В то время как специалисты детского сада могут использовать это как дополнительную программу чтения для детей, которые борются с навыками декодирования или понимания прочитанного, это учебная программа дошкольного обучения грамоте, разработанная для маленьких детей в возрасте 3-5 лет.
Действия короткие, но результативные.
3. Будьте разборчивы в используемых ресурсах
Посмотрим правде в глаза, не все ресурсы для чтения одинаковы.
Существует не только несколько подходов к обучению чтению дошкольников, но и некоторые ресурсы являются более полными и подходящими для развития, чем другие. Важно провести исследование и не соглашаться на меньшее, чем то, что лучше для вашего ребенка.
Учебная программа «Ежедневные уроки грамотности дошкольников» разработана для того, чтобы вооружить дошкольников всеми необходимыми навыками, которые подготовят их к чтению — когда придет время. Этот комплексный учебный план по обучению грамоте дошкольников делает обучение навыкам чтения в классе или дома увлекательным, требующим минимальной подготовки и эффективным.
Эти ежедневные уроки избавят вас от догадок при обучении грамоте дошкольников, потому что мы провели исследование для вас.
Когда вы получаете эти годовые планы уроков с нашей систематической последовательностью развития навыков , каждый урок грамотности, который вы проводите, основывается на том, что вы преподавали ранее, поэтому учащиеся чувствуют себя успешными и уверенными каждый день, когда они с вами.
4. Установите связи между чтением и письмом
Чтение и письмо связаны во многих отношениях.
То есть чтение и письмо зависят от многих из одних и тех же навыков, стратегий и знаний, хотя они по-разному используются при чтении и письме.
На самом деле около 70% различий в способностях чтения и письма являются общими. Например, декодирование и правописание настолько тесно связаны, что обучение произношению и правописанию слов одновременно помогает улучшить беглость декодирования.
Именно поэтому ежедневные уроки дошкольной грамотности также включают недельный алфавит, начальные звуки и письменные центры, которые параллельны недельным урокам. Это печатные центры, которые укрепляют навыки, которые формально преподавались на уроках.
А поскольку в программе очень много центров, учителя и родители дифференцируют свое обучение, выбирая центры, наиболее эффективные для их учеников.
5. Используйте соответствующие оценки
Использование соответствующих оценок является ключевым компонентом обучения чтению дошкольников. Но дело в том, что заставлять вашего дошкольника сидеть в течение часа для устной тренировки — не лучшая форма оценивания. Это не забава для дошкольника и не самая точная. Даже при такой оценке может подсказать распечатку.
Вместо этого некоторые из наиболее достоверных видов оценок представлены в виде наблюдений или коротких и приятных рабочих листов. Каждые четыре недели в программе «Ежедневные уроки грамотности дошкольников» проводится неделя обзора. Несколько дополнительных рабочих листов были включены в недели обзора, чтобы учителя могли использовать их в своих оценочных портфолио.
Если вы ищете комплексную программу для дошкольников, чтобы научить детей читать, эта программа поможет вашим дошкольникам добиться успеха в чтении.Комплексная учебная программа по обучению грамоте дошкольников
Обучение чтению в дошкольных учреждениях является важной частью дошкольного образования. Детям нужна практика букв и звуков букв, а также базовые фонетические навыки, а также устная речь и фонологическая осведомленность.
Ежедневные уроки дошкольной грамотности Учебная программа систематична и эффективна! Если эта учебная программа будет полностью реализована, ваш дошкольник будет готов к чтению в детском саду, если не раньше.
Сара Панкони, MAT
Я Сара, педагог, ставшая домохозяйкой пятерых детей! Я владелец и создатель Stay At Home Educator, веб-сайта о преднамеренном обучении и целенаправленном обучении в раннем детстве. Я преподавал на разных уровнях, от дошкольного до колледжа, и всего понемногу между ними. Сейчас я сосредоточен на обучении своих детей и управлении дошкольным учреждением из моего дома. Полномочия включают: бакалавры в области искусства, магистры в учебной программе и инструкции.
stayathomeeducator.com/
9 забавных и простых советов
Из-за обилия информации может показаться, что нет четкого ответа о том, как научить ребенка читать. Как занятой родитель, у вас может не быть времени, чтобы разобраться во всех противоречивых мнениях.
Вот почему мы здесь, чтобы помочь! Когда дело доходит до обучения детей чтению, есть несколько ключевых элементов, поэтому мы собрали девять эффективных советов, которые помогут вам улучшить навыки чтения и уверенность вашего ребенка.
Эти простые советы соответствуют вашему образу жизни и помогают развить базовые навыки чтения, развлекаясь!
Советы по обучению ребенка чтению
1) Сосредоточьтесь на звучании букв, а не на их названиях
Раньше мы учили, что «б» означает «мяч». Но когда вы произносите слово мяч, оно звучит иначе, чем буква Б сама по себе. Это может быть странной концепцией для маленького ребенка!
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на названиях букв, мы рекомендуем учить их звукам, связанным с каждой буквой алфавита. Например, вы могли бы объяснить, что B издает звук /b/ (произносится точно так же, как если бы вы произносили слово мяч вслух).
Установив прочную связь между несколькими буквами и их звуками, дети могут начать произносить короткие слова. Зная звуки для B, T и A, ребенок может произносить звуки как bat, так и tab.
По мере того, как количество связей между буквами и звуками растет, растет и количество слов, которые ваш ребенок может произносить!
Значит ли это, что если ваш ребенок уже начал учиться, сопоставляя формальные названия букв алфавита со словами, он не научится сопоставлять звуки и буквы или не научится читать? Конечно, нет!
Мы просто рекомендуем этот процесс как метод обучения, который может помочь некоторым детям перейти от звуков букв к словам.
2) Начните с прописных букв
Практика написания букв намного проще, когда все они выглядят уникальными! Вот почему мы учим заглавным буквам детей, которые еще не ходят в школу.
Несмотря на то, что строчные буквы являются наиболее распространенным форматом для букв (если вы откроете книгу на любой странице, большинство букв будут строчными), прописные буквы легче отличить друг от друга и, следовательно, их легче идентифицировать.
Подумайте об этом — «b» и «d» ужасно похожи! А вот «В» и «Г» отличить гораздо проще. Таким образом, начав с заглавных букв, ваш ребенок усвоит основы распознавания букв, а затем и чтения.
Чтобы помочь вашему ребенку выучить прописные буквы, мы считаем, что особенно полезно задействовать его чувство физического осязания. Если вы хотите попробовать это, вы можете подумать о покупке текстурированной бумаги, такой как наждачная бумага, и вырезать формы заглавных букв.
Попросите ребенка сложить руки за спину, а затем вложить в них письмо. Они могут использовать свое осязание, чтобы угадать, какую букву они держат! Вы можете играть в ту же игру с магнитными буквами.
3) Incorporate Phonics
Исследования показали, что дети с хорошими знаниями фонетики (взаимоотношения между звуками и символами), как правило, в долгосрочной перспективе лучше читают.
Фонетический подход к чтению показывает ребенку, как идти буква за буквой — звук за звуком — смешивая звуки по ходу чтения, чтобы читать слова, которые ребенок (или взрослый) еще не запомнил.
Как только дети разовьют уровень автоматизации, они смогут произносить слова почти мгновенно, и им нужно будет только использовать декодирование более длинных слов. Акустике лучше всего обучать явно, последовательно и систематически — это метод, который использует ГОМЕР.
Если вам нужна помощь в изучении фонетики вашего ребенка, наше приложение HOMER Learn & Grow может быть именно тем, что вам нужно! Благодаря проверенному способу чтения для вашего ребенка HOMER превращает обучение в увлекательное занятие!
4) Баланс фонетики и зрения
Зрительные слова также являются важной частью обучения вашего ребенка чтению. Это общеупотребительные слова, которые обычно пишутся не так, как звучат, и не поддаются расшифровке (озвучиванию).
Поскольку мы не хотим сводить на нет работу, проделанную вашим ребенком для изучения фонетики, необходимо запоминать зрительные слова. Но имейте в виду, что изучение слов для зрения может быть сложной задачей для многих маленьких детей.
Итак, если вы хотите дать ребенку хорошее начало пути к чтению, лучше посвятить большую часть своего времени развитию и закреплению информации и навыков, необходимых для произношения слов.
5) Много говорить
Несмотря на то, что речь обычно считается навыком, связанным только с речью, это не так. Ваш ребенок как губка. Они все время впитывают все, включая слова, которые вы говорите (и те, которые вы бы хотели, чтобы они не слышали)!
Частое общение с ребенком и использование его навыков слушания и рассказывания историй может увеличить его словарный запас.
Это также может помочь им строить предложения, знакомиться с новыми словами и тем, как они используются, а также учиться использовать контекстные подсказки, когда кто-то говорит о чем-то, о чем он, возможно, мало что знает.
Все эти навыки чрезвычайно полезны для вашего ребенка в его путешествии по чтению, а общение дает вам возможность делиться и создавать моменты, которые вы будете ценить навсегда!
6) Keep It Light
Чтение — это развлечение и изучение мира (реального и воображаемого) с помощью текста, изображений и иллюстраций. Когда дело доходит до чтения, вашему ребенку лучше быть расслабленным и сосредоточенным на том, что он изучает, чем втискиваться в стрессовую сессию после долгого дня.
Мы прошли примерно половину списка и хотим мягко напомнить, что ваш ребенок не должен чувствовать никакого давления, когда дело доходит до чтения — и вы тоже!
Хотя согласованность всегда полезна, мы рекомендуем сосредоточиться на качестве, а не на количестве. Пятнадцать минут могут звучать как короткий промежуток времени, но исследования показали, что 15 минут в день пути чтения ГОМЕРА могут увеличить ранние баллы по чтению на 74%!
Также может потребоваться некоторое время, чтобы выяснить, что именно будет поддерживать интерес и участие вашего ребенка в учебе. Это нормально! Если это не весело, беззаботно и не доставляет удовольствия вам и вашему ребенку, отбросьте это и попробуйте что-то новое.
7) Практикуйтесь в совместном чтении
Пока вы читаете вместе с ребенком, подумайте о том, чтобы попросить его время от времени повторять вам слова или предложения, пока вы следите за ними пальцем.
Нет необходимости полностью останавливать чтение, если ваш ребенок не может произнести определенное слово. Обнадеживающих напоминаний о том, что это слово означает или как оно произносится, предостаточно!
Другой вариант — разделить время чтения вслух с ребенком. Для начинающих читателей вы можете прочитать одну строку, а затем попросить их прочитать следующую. Для детей старшего возраста полезно читать одну страницу и позволять им читать следующую страницу.
Это поможет вашему ребенку почувствовать себя способным и уверенным в себе, что важно для поощрения его к хорошему и постоянному чтению!
Эта техника также знакомит вашего ребенка с естественным процессом чтения. Пока они смотрят на картинки и с удовольствием слушают историю, они начинают сосредотачиваться на словах, которые читают, и больше интересуются книгой, лежащей перед ними.
Перечитывание книг также может быть полезным. Это позволяет детям глубже понимать слова в тексте, превращать знакомые слова в «известные» слова, которые затем включаются в их словарный запас и формируют связь с рассказом.
Настоятельно рекомендуем перечитать!
8) Играйте в игры со словами
Привлечение вашего ребенка к чтению не обязательно должно касаться только книг. Игры со словами могут быть отличным способом задействовать навыки вашего ребенка, не читая всю историю сразу.
Для одной из наших любимых игр в чтение требуется только стопка стикеров и свернутый носок. Для этого упражнения напишите слова, которые видит ваш ребенок, или слова, которые ваш ребенок может произнести, на отдельных стикерах Post-It. Затем прикрепите записки к стене.
Затем ваш ребенок может встать перед стикерами со свернутым носком в руках. Вы произносите одно из слов, и ваш ребенок бросает мячик в совпадающую записку!
9) Чтение с использованием нетрадиционных материалов
Точно так же, как словесные игры могут помочь вашему ребенку научиться читать, так же можно поощрять вашего ребенка читать без использования книг!
Если вы заинтересованы в этом, рассмотрите возможность использования PlayDoh, глины, краски или безопасного для помещений песка, чтобы формировать буквы или слова.
Другой вариант — наполнить большой горшок магнитными буквами. Начинающим ученикам предложите вытащить букву из горшка и попытаться назвать звук, который она издает. Для учащихся постарше посмотрите, смогут ли они назвать слово, начинающееся с одного и того же звука, или возьмите набор букв, которые вместе образуют слово.
По мере того, как ваш ребенок становится более опытным, вы можете масштабировать эти занятия, чтобы сделать их немного более сложными. И не забывайте получать от этого удовольствие!
Чтение приходит со временем и практикой
В целом, мы хотим оставить вас с этим: нет однозначного ответа на вопрос, как научить ребенка читать.