Особенности общения детей дошкольного возраста: Особенности общения в дошкольном возрасте: условия и мотивы
Особенности общения в дошкольном возрасте: условия и мотивы
Содержание
- 1 Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста
- 2 Основные условия развития общения в дошкольном возрасте
- 2.1 Мотивы общения дошкольников
- 2.2 Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста
- 3 Как способствовать развитию потребности в общении
Можно сказать, что личность ребенка формируется в общении. Благодаря взаимодействию с окружающими людьми ребенок устанавливает связи с миром во всех его проявлениях. Особенности общения в дошкольном возрасте основаны на том, что это одновременно эмоциональная среда и своеобразная школа, которая обучает ребенка всему, что ему важно знать, понимать и уметь.
Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста
Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.
Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.
Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.
Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.
Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.
Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.
Основные условия развития общения в дошкольном возрасте
В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:
- Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
- Ребенок воспринимает взрослых людей как образец – как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
- Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
- Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.
Мотивы общения дошкольников
Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.
В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.
В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.
А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.
Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Особенно заметна детская дружба в детском саду, поскольку ребенок может настаивать играть, дежурить, идти в паре только с другом.
Но выявляется и категория детей, с которыми дошкольники не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.
К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.
Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста
Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..
Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:
- Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
- Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
- Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
- Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.
Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».
Полезно регулировать эмоциональный фон общения дошкольников. Насупившимся детям их настроение будет мешать. Изменению эмоций способствует удивление. Придумайте, как удивить малышей (построив необычную башенку, продемонстрировав неочевидные достоинства знакомой игрушки и пр.), и увидите, как положительно изменится их настроение и завяжется общение.
![]()
Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество – уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка.
Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.
Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.
Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств. Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными.
Как способствовать развитию потребности в общении
Современные условия вносят свои коррективы в коммуникативную сферу, причем не всегда полезные. Быстрое распространение всевозможных гаджетов и интерактивных технологий захватило жизнь человека и проникло даже на этап дошкольного детства. В результате дети, вместо того чтобы тянуться к общению, с большим интересом застывают перед мигающим экраном.
Изучив особенности общения, присущие детям дошкольного возраста, видим, сколь велика роль взрослого человека в развитии у ребенка потребности к коммуникации. Безусловно, общительность дошкольника зависит от его природных данных, преобладания экстраверсии или интроверсии. Тем не менее, родителям важно осознавать свою причастность к развитию у малыша потребности в общении.
Как бы ни было удобно родителям, когда ребенок занят своими игрушками, лучше отложить свои дела и пообщаться с ним. Расспросить об игрушках, или что малыш строит, рисует и т.д. В такие беседы всегда можно внести познавательный элемент и доступно рассказать о животных, о технике, обратить внимание на цвет, форму, размер. Главное, предлагать полезную информацию доступным ребенку языком.
Очень активных детей важно учить другому: не сыпать вопросами, а выслушивать ответ, проявлять внимание к партнеру по игре, следить за корректностью высказываний. Такие привычки способствуют формированию бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста.
Взрослые привьют ребенку полезные навыки для совместных игр, если несколько раз сами инициируют такую игру. Мама или папа легко могут выступить в роли организатора и участника действий. Введут правила игра, будут следить за их выполнением. Подобная совместная деятельность уместна и с 3-летними малышами (построить паровозик из кубиков одного цвета, поиграть в прятки), и старшими дошкольниками (придумывание слов на одну и ту же букву, рисование ребусов, игра в испорченный телефон). Вариантов совместных игр множество, и детям невероятно интересно играть с родителями.
Прочитав сказку или посмотрев детскую книжку, самое время пообщаться с ребенком, затрагивая нравственные качества героев. Кто из героев понравился, какие поступки совершали персонажи произведения, к кому возникло расположение и сочувствие, а кто, наоборот, заслуживает порицания. Детские произведения содержат богатый для обсуждения материал и способствуют формированию познавательных и личностных мотивов общения.
Очевидно, что развитие навыков общения в дошкольном возрасте происходит в естественных условиях. То, что получают дети в общении с родителями, в дальнейшем переносится в среду сверстников. Сугубо детское общение, конечно же, складывается иначе. Среди сверстников нет того рефери, который следит, как взрослый, чтобы все было по справедливости и по правилам. Тем не менее, каждый родитель ответственен за то, какие нормы и навыки его ребенок транслирует в детскую среду.
«Особенности общения детей дошкольного возраста. Общение в семье»
Согласно определению понятия «общение» — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина).
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения людей, а также как способ их развития. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.
Высоко ценил общение и слово воспитателя А.С. Макаренко. «Хорошо сказанное детям деловое крепкое слово, — говорил он,- имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах, потому что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
Особенно велика роль общения в нравственном воспитании. Целенаправленное общение с детьми вызывает у них стремление к самовоспитанию, к совершенствованию своего поведения.
1. Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослыми:
-ситуативно-личностное;
-ситуативно-деловое;
-внеситуативно-познавательное;
-внеситуативно — личностное. (по М.И.Лисиной)
Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности ребенка к школе — коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начинает осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Первая форма – ситуативно-личностная форма общения – характерна для младенчества. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, — это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане. В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже не достаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. С появлением первых вопросов ребенка: “почему?”, “зачем?”, “откуда?”, “как?”- начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого.
Ситуативно-деловое общение. В конце первого года жизни социальная ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Общение ребенка с взрослым теряет свою непосредственность уже во 2-й половине младенчества: оно начинает опосредоваться предметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка с взрослым становится особенным. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «…живет не вместе с взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма общения с взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное — новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним.
Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.
Внеситуативно — познавательная форма общения.
При нормальном ходе развития познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей убегают, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.
Интересно, что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.
В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительности и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность — потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.
В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до трех-четырех лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут оценки. Им важно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если ребенку слишком часто делают замечания, постоянно подчеркивают его неумение или неспособность к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремится избежать его.
Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию — это поощрять его успехи, хвалить его действия. Например, что делать, если ребенок пяти лет совсем не умеет рисовать?
Конечно, можно объективно оценивать возможности ребенка, постоянно делать ему замечания, сравнивая плохие его рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая его учиться рисовать. Но от этого у него пропадает всякий интерес к рисованию, он будет отказываться от того занятия, которое вызывает сплошные замечания и нарекания со стороны воспитателя. И, конечно же, таким образом он не только не научится лучше рисовать, но будет избегать этого занятия и не любить его.
А можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои способности похвалой его самых незначительных успехов. Даже если рисунок далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть даже не существующие) достоинства, показать способности ребенка к рисованию, чем давать ему отрицательную оценку. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неспособности.
Итак, для познавательного общения ребенка с взрослым характерны:
хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;
познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;
потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя.
Внеситуативно — личностная форма общения.
Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо — эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения.
Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками.
Это стремление, конечно же, должны поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой, давать оценки их действиям. Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так уж сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его оценки.
Потребность во взаимопонимании взрослого — отличительная особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый и т. д., это может сильно обидеть и ранить ребенка, и отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка.
В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Все это сближает эту форму общения с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое наблюдается у младенцев. Однако личность взрослого воспринимается дошкольником совсем по-другому, чем младенцем. Старший партнер является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией и пр.). Все эти качества очень важны для ребенка. Кроме того, взрослый — это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.
Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:
потребность во взаимопонимании и сопереживании;
личностные мотивы;
речевые средства общения.
Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. — и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.
Развитие личности дошкольника в общении с взрослым
Говоря о личности человека, мы всегда подразумеваем его ведущие жизненные мотивы, подчиняющие себе другие. У каждого человека всегда есть что-то самое главное, ради чего можно пожертвовать всем остальным. И чем ярче человек осознает, что для него главное, чем настойчивее стремится к этому, тем более его поведение является волевым. Мы говорим о волевых качествах личности в тех случаях, когда человек не только знает, чего он хочет, но упорно и настойчиво сам добивается своей цели, когда его поведение не хаотично, а направлено на что-то.
Если такой направленности нет, если отдельные побуждения рядоположенны и вступают в простое взаимодействие, поведение человека будет определяться не им самим, а внешними обстоятельствами. В этом случае мы имеем картину распада личности, возвращение к чисто ситуативному поведению, которое нормально для ребенка двух-трех лет, но должно вызывать тревогу в более старших возрастах. Вот почему так важен тот период в развитии ребенка, когда происходит переход от ситуативного поведения, зависимого от внешних обстоятельств, к волевому, которое определяется самим человеком. Этот период и падает на дошкольное детство (от трех до семи лет).
Таким образом, если связь между действием и результатом действия понятна ребенку и опирается на его жизненный опыт, он еще до начала действия представляет значение его будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. В тех случаях, когда эта связь не устанавливается, действие является для ребенка бессмысленным, и он либо делает его плохо, либо вовсе избегает, чтобы помочь ему понять (осознать) свои желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам. Не под вашим нажимом или давлением, а по собственному желанию и решению. Только такая помощь может способствовать становлению его собственных качеств личности.
Особенности общения в семье.
«Одиночество – самое страшное наказание», – говорил известный писатель XIX в. Ф. М. Достоевский. С этим афоризмом согласится каждый, кто когда-либо нуждался в помощи, хотел быть понятым и услышанным, но речь в настоящее время идёт не столько о взрослых, сколько о детях, страдающих от недостатка любви и внимания.
Ребёнку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена возможность установить более тесный контакт с ребёнком.
Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Это проявление родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. В основе настоящего принятия ребёнка лежит значимость – признание его значительности в существовании семьи.
Хорошие отношения ребёнка с родителями является его признание родителями. Это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, оправдает их ожидания. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание формирует у ребёнка чувство собственной значимости и необходимости в своей семье.
Признание – это на стенах в доме рисунки и стихи ребёнка, самое видное место для его поделок, праздничных газет и поздравлений, похвальных грамот и благодарственных писем.
Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребёнка может привести к крайне нежелательным последствиям.
Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. Есть дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. Ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий. В такой ситуации нельзя искать причину только в ребёнке. Возможно, в младшем возрасте проявление любви и ласки на себе со стороны родителей ребёнок ощущал редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.
Посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом – и пожнёшь сполна в старости: она вернётся к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Если ребёнок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки.
Очень значимым принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Быть доступным – это в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом». Если у взрослых нет времени на общение с ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра.
Однако родители должны помнить, что проводить время с ребёнком – это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребёнка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах, ответить на него, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, в плохой компании, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность, безразличие к ребёнку.
Воспитание ответственности и самодисциплины в ребёнке зависит от проявления этих качеств родителями в семье. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности пред ними. Мудрость ответственных родителей состоит в том, что они всегда выполняют то, что обещают детям, а если по каким-то причинам этого не происходит, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки.
Одним из главных условий воспитания в ребёнке ответственности и самодисциплины является наличие у него определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Если в обязанности сына или дочери входит уборка дома или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Безусловно, бывают разные ситуации, но если ребёнок в добром здравии и просто не хочет ничего делать, он должен быть наказан и при этом необходимо, чтобы наказание было им осознанно.
Неправильным будет брать ответственность за все поступки детей на себя, т.к. такое поведение родителей не учит ребёнка осмысливать свои действия.
Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твёрдость и умение сказать ребёнку «нет». Нет ничего страшней в воспитании, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Ещё страшнее, когда один из родителей вместе с ребёнком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребёнку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, теряем остатки своего родительского авторитета.
Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания в семье. Приобретение авторитета в глазах собственных детей — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах по работе, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – всё это слагаемые родительского авторитета.
Авторитетность родителей не состоит в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.
Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, многое умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребёнку, какие книги он читает, какие речевые обороты он использует, и что они обозначают, — это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребёнка.
Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребёнка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.
Воспитание ребёнка – это долгосрочная миссия родителей, подвижнический труд.
Правила благополучного родителя:
1. Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
2.Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.
3. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
4. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.
5. Родители, воспитывая ребёнка, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребёнка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.
Заключение.
В заключении можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность.
Чтобы ребенок смог понимать других, общаться с взрослыми, они должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку. Однако не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей. А ведь это влияние должно осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание. И если использование перечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье.
В раннем возрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение с взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка.
А. С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: “ Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребенка большое значение.
Список используемой литературы:
1.Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология». — М.,1998.
2.Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения». – М.,1996.
3.Немов Р.С. «Психология. Книга 2». — М.,1995.
4. «Психическое развитие воспитанников детского дома». //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. — М.,1990.
5. « Психология детей дошкольного возраста» // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. — М.,1964
6.ЧечетВ.В. «Умеем ли мы общаться с детьми». — М.,1983
Развитие коммуникации
Развитие коммуникации
ССЫЛКА : Рейнхартсен, Д., и Пирс, П. (без даты). Развитие коммуникации Способности. В П. Пирс, (ред.). Baby Power: руководство для семей по использованию вспомогательных средств Технология с их младенцами и малышами. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Центр грамотности и Исследования по вопросам инвалидности, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл.
Публикуется здесь с разрешения редакции.
Описание главы:
Авторы обсуждают различные средства общения у детей раннего возраста и роль общение играет в повседневном обучении. Для детей с когнитивными и/или физическими инвалидности, однако процесс общения может быть гораздо более сложным и необходимо изучить альтернативные методы обучения. Авторы подчеркивают важность вспомогательные технологии и инструменты раннего вмешательства в развитие коммуникации навыки.
Введение
Важные моменты
Отличные стратегии, которые стоит попробовать
Вмешательство
Оценка
Образец индивидуального семейного плана (IFSP) Цели
Следующие шаги (вопросы переходного периода)
Ресурсы
АВТОР(Ы) ГЛАВЫ: Baby Power — совместный проект Центра
Исследования грамотности и инвалидности (CLDS), CB# 8135, 730 Airport Road, Suite 200,
Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, Чапел-Хилл, Северная Каролина 27599-8135 и
Клинический центр изучения развития и обучения (CDL), CB# 7255, BSRC,
Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, Чапел-Хилл, Северная Каролина 27599-7255.
Пэтси Пирс, доктор философии, имеет докторскую степень в области специального образования и грамотности детей младшего возраста.
из UNC-CH. Пэтси была логопедом, работающим с детьми с
тяжелые речевые и физические нарушения в течение последних 11 лет. Она была ассоциированной
Директор по образованию CLDS, UNC-CH.
[ Вернуться к началу страницы | предыдущая глава | следующая глава | Baby Power Содержание | Ранее детство (Содержание) ]
Введение
Общение — это процесс обучения на протяжении всей жизни, который начинается с рождения. Мы общаемся в
различными способами, такими как слушание, говорение, жестикуляция, чтение и письмо.
Коммуникативные способности помогают детям учиться, формировать социальные отношения, выражать
чувства и участие в повседневных делах. Некоторые дети из-за когнитивных и/или
физические недостатки, могут иметь трудности с четким выражением или пониманием
что им говорят.
Гайки и болты
- Общение начинается в утробе матери. Еще до рождения ребенка он или она
общается. Малыш пинается, перекатывается, икает — все эти движения сообщают
что-то матери. Ребенок может говорить: «Мама, ты съела слишком много еды».
пикантный», или «Ты был слишком занят, пожалуйста, помедленнее», или, может быть, ребенок
просто нужно сменить позицию. Сразу после рождения родители прислушиваются к крику, чтобы отпустить
они знают, что их ребенок дышит. Семьи наблюдают за выражением лица своего ребенка,
чувствовать его или ее движения и слушать его или ее звуки. С самого рождения малыши постоянно
посылать сигналы. Через глаза, уши и осязание они получают наши ответы на свои вопросы.
ранние коммуникативные сигналы.
- Ранние коммуникативные сигналы включают движение и звук. Как только они родятся, младенцы сообщают о чувстве неудовольствия плачем или физически отворачиваясь от что-то им не нравится. Некоторые младенцы сообщают о своем неудовольствии через икают, зевают, протягивают руки, растопырив пальцы, положить руку на глаза, гримасничать или даже заснуть. Все эти действия являются признаки того, что ребенок может чего-то хотеть или может испытывать стресс из-за вещей, которые происходящее вокруг него.
- Иногда ранние коммуникативные сигналы ребенка трудно распознать. Некоторые родители
и другие опекуны с легкостью реагируют на сигналы своего ребенка. Другие родители или
опекунам может понадобиться помощь в обучении тому, как читать сигналы общения своего ребенка.
Иногда бывает трудно прочитать ранние коммуникативные сигналы ребенка из-за его или
ее физические или двигательные трудности. Некоторые дети рождаются с такими состояниями, как синдром Дауна.
Синдром или церебральный паралич, который может подвергнуть их риску возникновения трудностей передают свои ранние сообщения. Их физические ограничения могут помешать им отворачиваться, разжимать пальцы, сосать большой палец или зевать — все признаки возможное удовольствие или неудовольствие. Иногда эти младенцы или младенцы, которые больны, сонные, или те, кто родился раньше срока, посылают очень тонкие и непоследовательные коммуникативные сигналы. Этот несоответствие может затруднить понимание того, что может понадобиться ребенку. Когда эти дети не могут точно передавать свои сообщения, их партнеры по общению могут быть не в состоянии четко читать их реплики. Следовательно, родители и другие опекуны не могут быть способны реагировать на потребности ребенка. Когда коммуникативные сигналы младенца или маленького ребенка не поняты, его потребности могут остаться неудовлетворенными. Из-за этого сбоя связи он или она может не научиться общаться, как другие дети, которые посылают более четкие и последовательные сигналы.
- Чтение, распознавание и реагирование на ранние сигналы связи. Все детские лица, осуществляющие уход, должны научиться РАСПОЗНАВАТЬ коммуникативные сигналы, ЧИТАТЬ (интерпретировать) их надлежащим образом и ОТВЕЧАТЬ на эти коммуникационные сигналы как можно быстрее и последовательно насколько это возможно. Эти три правила раннего развития коммуникации помогают ребенку понять, что он или она может иметь влияние на мир. Когда родитель может распознавать, читать и реагировать на ранние коммуникативные сигналы, меняя окружение ребенка, подпитывая ребенок, держа ребенка на руках и/или пеленая ребенка, родители обретают чувство собственного достоинства удовлетворив потребности ребенка. Ребенок также учится быть эффективным коммуникатор, привлекая внимание и удовлетворяя свои потребности.
- Ранние сигналы могут перерасти в произносимые слова. Раннее общение детей
сигналы состоят из телодвижений, мимики, жестов, криков и воркования.
- Вспомогательные технологии помогают маленьким детям общаться. Справка для
дети, которые подвержены риску возникновения трудностей в развитии, отправке и получении ранних
коммуникационные сигналы и для тех, кто за ними ухаживает, доступны благодаря использованию вспомогательных
технологии.
Вспомогательные технологии включают в себя широкий спектр низко- и высокотехнологичных опций. Одним из примеров слабого или нулевого технологического варианта для облегчения связи является сохранение точный журнал сигналов младенца и их значения для совместного использования всеми опекунами. С использованием немного больше технологий, тем труднее распознавать и читать сигналы, которые могут быть замечены видеосъемка общения младенцев с их опекунами. Воспитатели могут посмотреть на видеозаписи вместе и со специалистами, работающими с младенцами и детьми ясельного возраста. Как команда они могут решить, что означает поведение ребенка и как реагировать на эти ранние сигналы.
Другие примеры вспомогательных технологий, полезных для развития коммуникации, включают:
адаптация мобилей для кроватки, чтобы ими можно было управлять с помощью переключателя, расположенного в пинетке младенца.
Все, что нужно сделать ребенку, это двигать ногой, чтобы включить музыку и движения мобиля.
включено или выключено. Эта способность контролировать внешний мир даже в таком раннем возрасте помогает младенцам
узнать, что их действия вызывают реакцию — основа для обучения общению.
Существует также множество небольших устройств, которые могут «говорить» для малышей.
пока они сами не смогут произнести слова. Эти устройства называются аугментативными.
системы связи и могут звучать как человеческие или роботизированные голоса. Имея способ контролировать
их мир и говорить то, что они думают, помогает всем детям развивать свои навыки
в меру своих способностей. Эти вспомогательные технологии могут быть просто инструментами, необходимыми
чтобы помочь развитию происходит.
[ Вернуться к началу страницы | Назад к NCIP RESOURCES: Раннее детство (оглавление) ]
Отличные стратегии, которые стоит попробовать
Вмешательство
Если кто-то порекомендовал вашему ребенку получить услуги раннего вмешательства, это может быть
Полезно помнить о следующих правилах общения.
- Связь не имеет предварительных требований. Дети начинают общаться с рождения, поэтому нет времени слишком рано начинать услуги раннего вмешательства.
- В общении участвуют как минимум два человека. Когда ребенок маленький, основное внимание вмешательство должно быть направлено на партнеров ребенка по общению, что, вероятно, включают родителей, основных опекунов и братьев и сестер. Если задействованы вспомогательные технологии обязательно попросите индивидуальное обучение по любой технологии, рекомендованной для вашего ребенок. Это обучение должно также включать использование технологии в как можно большем количестве видов деятельности. (кормление, игры, пользование туалетом) насколько это возможно.
- Решающее значение имеет адекватная среда для прослушивания. Перед началом услуг раннего вмешательства
убедитесь, что ребенок прошел адекватный скрининг или оценку слуха. Также убедитесь, что
у ребенка есть тихое место, где он может играть, есть и заниматься другими делами, чтобы он или она могли
обязательно слушайте родителей и других опекунов, разговаривающих с ними.
- Использование жестов, средств дополнительной коммуникации и любых других форм коммуникации чем речь не будет мешать развитию разговорной речи. Все общается по-разному. Как упоминалось ранее, мы общаемся с помощью жестов, мимика, позы тела, речь, чтение, письмо, рисование и музыка. Младенцы общаться без слов (невербально) задолго до того, как они научатся общаться через использование звуков и слов. Клинические исследования показывают, что другие формы общения не мешать маленьким детям с ограниченными возможностями научиться говорить.
- Речь и звукоизвлечение следует поощрять независимо от того, насколько это затрагивает физическое,
могут быть мыслительные (когнитивные) или зрительные, слуховые, осязательные (сенсорные) способности. Большинство
бурный период речевого развития приходится на период от рождения до 7 лет. Во время этого
дети должны научиться использовать около 100 различных мышц, чтобы говорить. Даже если
рекомендуется система дополнительной коммуникации, развивающая и использующая звуки речи
надо еще поощрить.
Звуки речи, даже если это не настоящие слова, часто могут быть интерпретируются слушателями как коммуникативные сигналы.
Способы поощрения звукоизвлечения:
- имитировать любые звуки, которые издает ребенок;
- издавать видимые ребенку звуки, такие как звуки «Б» и «М», малина губами;
- играть в звуковые игры, такие как «Пироги», или издавать звуки животных и машин;
- имеют вывод звука (музыки, слов), прикрепленный к игрушкам
- Вспомогательные технологии должны быть включены в уже существующую у ребенка
коммуникативная система, состоящая из воркования, бормотания, жестов и разговоров. Имейте в виду, что
дети уже общаются различными способами, такими как использование жестов,
положение тела, речь и указание на картинки и предметы. Когда аугментативный
коммуникационное устройство рекомендуется для ребенка, оно не должно заменять эти другие способы
коммуникации, но дополняют их.
Ребенку гораздо лучше закатывать глаза «это смешно», чем указывать на две картинки, представляющие одну и ту же концепцию.
При разработке программы вмешательства важно помнить, что
вмешательство должно быть сосредоточено не только на ребенке, но и на партнерах, с которыми ребенок должен
общаться, контекст или различные ситуации, в которых ребенок должен общаться, и
задачи, которые ребенок должен выполнить посредством общения.
[ Вернуться к началу страницы | Назад к NCIP RESOURCES: Раннее детство (оглавление) ]
Оценка
Если есть опасения по поводу коммуникативных способностей ребенка, это может быть полезно для
команда профессионалов для работы с родителем. Эта команда должна состоять из
логопед и эрготерапевт или физиотерапевт, работающий с
воспитатели, медицинский персонал, социальный работник и психолог для удовлетворения потребностей ребенка
потребности развития. Список возможных оценочных групп в Северной Каролине приведен по адресу
конец главы. Команда может помочь семье выяснить, что может быть причиной
проблемы с общением и, что более важно, что делать, чтобы помочь ребенку обрести
навыки коммуникации. Следующие вопросы могут быть полезными, чтобы направлять родителей в
процесс оценки.
Перед визитом(ами) для оценки:
- Какова будет моя роль родителя?
- Как организован процесс оценки? Могут ли члены команды приходить ко мне домой и к моему ребенку? настройки поставщика услуг дневного ухода?
- Какие специалисты будут задействованы?
- Сколько времени займет оценка?
- Как информация будет передана мне?
- Какая информация нужна команде перед оценкой?
- Что я могу принести или иметь в наличии для моего ребенка, чтобы помочь ему сделать все возможное?
- Могу ли я пригласить кого угодно для участия в процессе оценки?
Во время оценочного визита(ов):
- Я должен сообщить вам:
- Сильные стороны моего ребенка.
- Потребности моего ребенка, как я их вижу.
- Мои приоритеты для моего ребенка.
- Моя желаемая роль в процессе оценки (желаемый уровень участия).
- Что я надеюсь узнать благодаря оценкам.
- Кто должен видеть результаты оценок.
После оценочного визита(ов):
- Куда нам двигаться дальше?
- Как результаты оценки лучше всего вписываются в повседневную жизнь моего ребенка?
- Каковы мои ресурсы?
- Какое последующее наблюдение и консультации будут доступны?
- Куда мне обратиться, если мне нужна помощь в финансировании?
- Если моему ребенку рекомендовано вспомогательное устройство, как меня и лиц, осуществляющих уход, обучить использованию устройства (или любого другого типа технологии)?
- Кто будет основным контактным лицом?
Как упоминалось ранее, вспомогательные коммуникационные технологии могут помочь детям
способ говорить и играть, чтобы они могли лучше использовать свои способности. Вспомогательный
коммуникационные технологии также помогают детям развивать свои навыки. Примеры
этот тип вспомогательных технологий включает в себя:
- показ двух игрушек или изображений игрушек на выбор ребенка;
- ребенок касается адаптивного переключателя, чтобы включить магнитофон. Лента в ленте игрок мог записать на него ребенка, говорящего: «Подойди сюда, пожалуйста» или часть истории.
- коммуникационное устройство, которое давало бы маленькому ребенку от одного до многих вариантов выбора. говорить и спрашивать других.
Пример коммуникационной платы приведен в конце этой главы. Эти изображения Коммуникационные символы (Mayer Johnson, Inc.) представляют собой первые слова, которые может сказать ребенок. Эти символы можно использовать вместе или по одному во время игры.
Родители являются партнерами в процессе оценки и вмешательства. Родители являются экспертами в
их дети. Если мы как профессионалы делаем свою работу хорошо и мы как «партнеры»
поделиться своим опытом, надеюсь, в процессе оценки мы сможем выбрать
коммуникативная система, включающая речь, жесты и любые необходимые вспомогательные средства.
технологии. Эта коммуникационная система будет способствовать самостоятельности ребенка в полной мере.
во всех сферах повседневной жизни.
[ Вернуться к началу страницы | Назад к NCIP RESOURCES: Раннее детство (оглавление) ]
Образец целей индивидуального семейного плана (IFSP)
- Джоуи научится управлять своим мобильным телефоном, пиная его ногами и активируя переключатель помещается в его пинетку.
- Никки попросит еще сока, передав свою чашку сиделке.
- Кристал научится делать выбор, потянувшись за игрушкой, которую она хочет, когда ей предлагают две разные игрушки.
Следующие шаги (проблемы перехода)
Основная цель коммуникативной оценки и вмешательства состоит в том, чтобы облегчить
самостоятельность ребенка. По мере прохождения ребенком различных уровней
общение, новые уровни и способы общения должны быть оспорены. Дети с
физические, когнитивные и/или речевые нарушения могут в конечном итоге зависеть от сложной
вспомогательное коммуникационное устройство, компьютер, язык жестов, система изображения или любое другое
сочетание систем. Вариантов много. Родители имеют право изучать все
эти варианты, прежде чем принимать решения о покупке и вмешательстве.
[ Вернуться к началу страницы | Назад к NCIP RESOURCES: Раннее детство (оглавление) ]
Ресурсы
- Гусенс, К., Крейн, С., и Элдер, П. (1992). Проектирование среды в классе для интерактивной символической коммуникации: Акцент на период развития, 18 месяцев до пяти лет. Southeast Augmentative Communication Conference, 2430 11th Ave. North, Бирмингем, Алабама, 35234
- Баумгарт Д., Джонсон Дж. и Хелмстеттер Э. (1990). Дополняющий и Альтернативный Системы связи для лиц со средней и тяжелой степенью инвалидности. Балтимор, Мэриленд: Паб Брукс. Ко
- Беркхарт, Л. (1993). Тотальное аугментативное общение в дошкольном возрасте. 6201 Candle Court, Элдерсбург, Мэриленд, 21784.
- Crestwood Company, 6625 N. Sidney Place, Милуоки, Висконсин, 53209-3259, (414)
354-5678.
Хороший каталог средств ранней коммуникации.
- Дон Джонстон, Инк., почтовый индекс Box 639, 1000 N. Rand Rd. 115, Воконда, Иллинойс, 60084-0639, (800) 999-4660. Множество дополнительных средств связи и компьютерных ресурсов.
- Майер-Джонсон К., П.О. Box 1579, Solana Beach, CA, 92075-159, (619) 481-оценочные группы в Северной Каролине обслуживает детей в возрасте от рождения до трех лет
- NC Assistive Technology and Birth to Three Resource Centers (перечислены на стр. 1 настоящего документа). руководство)
- Центры оценки развития штата Северная Каролина (восемнадцать из этих центров существуют по всему штату. Позвоните в Департамент здравоохранения, окружающей среды и природных ресурсов Северной Каролины по номеру 9.19-733-2815 для места)
- Клинический центр изучения развития и обучения, UNC-Чапел-Хилл, 919-966-7486. Кей Хейнс, клиентский координатор
- Восточная региональная клиника вспомогательных устройств, Кинстон, Северная Каролина, 919-559-5282, Кейт Снодгресс, директор
- Местные больницы, отделы здравоохранения, психиатрические и частные терапевтические агентства могут
также быть ресурсами для ранней оценки вмешательства и вмешательства.
[Содержание раннего детства]
[ Главная | Библиотека | Видео | Тур | Прожектор | Семинары | Ссылки ]
Это
Материал разработан Национальным центром совершенствования практики
(NCIP), расположенный в Центре развития образования, Inc. в Ньютоне, штат Массачусетс.
NCIP финансировался Министерством образования США, Управлением специальных образовательных программ.
с 1 октября 1992 — 30 сентября 1998 г., Грант № h280N20013. Разрешение предоставлено
копировать и распространять эту информацию. Если вы это сделаете, пожалуйста, укажите NCIP.
Содержание не обязательно отражает точку зрения или политику Департамента образования,
а также упоминание торговых наименований, коммерческих продуктов или организаций не означает их одобрения. |
Центр развития образования, Inc.
Коммуникация в ранние годы: Введение
Коммуникация – это процесс сотрудничества, развивающий с рождения. Не существует единого способа, которым дети учатся общаться, но Исследования показали, что на него существенное влияние оказывают как социальные, так и культурной средой, окружающей ребенка, и индивидуальными факторами, такими как их интересы, наклонности, здоровье и благополучие. Общение — это больше, чем только произнесенные или написанные слова, и оно включает в себя множество форм совместного понимания и выражения. Общение имеет решающее значение для целостного развитие, и данные исследований подтверждают ключевую роль, которую учителя играют способствовать развитию у детей коммуникативных навыков в образовательной настройки.
Что такое общение?
Процесс обмена смыслом
Коммуникация – это совместный процесс, посредством которого
два или более человека связываются и разделяют смысл мыслей, идей и
чувства. [i]
Обучение общению с другими людьми является одним из самых важных, но сложных социальных
инструменты, которые дети будут развивать, и является ключевой основой для обучения,
развития и благополучия для всех людей. Детское общение
развитие начинается с рождения – действительно, есть доказательства того, что оно может начаться в
матка. Он формируется значимыми людьми в их жизни и неразрывно
связаны с культурами, с которыми они сталкиваются.
Процесс предоставления информации
Общение также включает обмен информацией. Дети
могут выражать себя различными способами, такими как разговор, жесты, знаки
язык, графические символы, рисунок или письмо. В некоторых культурах использование лицевых
мимика или «глазной разговор», например, поднятие бровей, также могут выражать невысказанные
Сообщения. Младенцы и дети младшего возраста общаются, используя различные формы
выражения, включая жесты, вокализацию, шумы и прикосновения, прежде чем они смогут использовать
слова и предложения.
Процесс получения информация
Коммуникация также включает способы, которыми дети понимать или понимать смысл в данной ситуации. Дети учатся делать это путем взаимодействия с другими через просмотр, слушание и получение понимание языка. Они также развивают социальную осведомленность о том, как люди взаимодействовать в контексте, используя как устные, так и негласные формы общения.
Каковы ключевые аспекты коммуникации?
При общении и его развитии нужно следить
в определенном культурном контексте существуют ключевые аспекты коммуникации, которые
все общины имеют общие черты, включая речь, язык, грамотность и
коммуникативная компетенция . Эти
термины иногда используются взаимозаменяемо, но на самом деле относятся к разным, но
взаимосвязанные стороны общения. Эти грани имеют свои процессы
о которых дети узнают, когда они испытывают социальное взаимодействие с другими людьми.
Понимание этих различных аспектов общения может помочь учителям в
признавая потенциальный вклад, который каждый ребенок вносит в
взаимодействия в образовательных учреждениях.
Речь
Речь – это вербальное средство общения, которое включает артикуляция звуков типа «б», «к», «ч» и «ф». Артикуляционный индивидуум звуки речи и объединение звуков в слова – процесс, требующий точная нервно-мышечная координация, включающая расположение губ, языка, зубов и небо, а также контроль дыхания. Качество голоса, интонация (музыкальный подъем и падение нашего голоса), беглость и скорость речи также улучшают то, как эффективно говорящий может сделать свое сообщение понятым.
Каждый язык имеет определенные звуки ( фонемы ) или
звуковые модели, характерные для конкретных языков. Понимание
правила сочетания звуков и звукосочетаний ( фонологический
осведомленность ) относится к области языкового развития, включающей
звуковая система языков называется фонологией . Способность детей использовать
звуков в словах — это постепенный процесс, который начинается с рождения, если не раньше, и
находится под влиянием звуков, которые младенцы слышат от людей, говорящих в их
ближайшее окружение. Младенцы также начинают экспериментировать с произношением звуков с
в день своего рождения, а затем впоследствии учатся артикулировать и улучшать звук
и звуковых сочетаний в слоги и слова на протяжении всего их взаимодействия
с другими в первые годы.
Язык
Язык — это общедоступный код или система символов
(например, знаки и слова) для мышления и общения с другими.[ii]
В каждой культуре мира есть языки, которые продолжают развиваться в рамках своих
социальные, исторические и культурные контексты. Разговорный язык является одной из форм
общения, хотя языки существуют и в других неразговорных формах (таких как
жестовый или письменный язык). Язык имеет разные режимы, такие как восприимчивый
язык , который относится к пониманию ребенком слов, фраз и
предложения (устные, письменные или подписанные) и выразительный язык , который относится
способность ребенка использовать слова, фразы и предложения (устные, письменные или
подписанный) для передачи сообщений другим. Слова, которые ребенок понимает или
которые можно использовать, называются их словарем .
Развитие речи можно рассматривать с точки зрения трех основные компоненты языка – форма, содержание и использование:[iii]
- Форма относится к структурные аспекты языка, включая фонологию (звуковые единицы и последовательности), синтаксис (порядок слов и отношения) и морфология (внутренняя организация слов)
- Содержание относится к семантической системе правила, регулирующие значение или содержание слов, фраз и предложений
- Использование относится к прагматическим аспектам языка как социального инструмента, с соглашениями о том, как язык используется в реальной жизни контексты
Дети развивают речь по-разному и в
разные тарифы. Например, дети, двуязычные,
нужно немного больше времени, чтобы бегло говорить или часто менять язык
коды, обрабатывая различные языки, которые они слышат и говорят в своих
дома и в образовательной среде. [iv]
Грамотность
Грамотность – еще один важный компонент коммуникации разработка. Традиционно термин грамотность относился к письменному языку. включая навыки чтения и письма, а также использование печатных символов, таких как буквы и числа. Сегодня исследователи говорят о эмерджентная грамотность, что относится к представлению о том, что маленькие дети развивают навыки чтения и письма дома или в условиях раннего детства, задолго до формального процесса обучения Дети расшифровывать или кодировать печать начинают в школе. Разговоры, словарный запас, понимание, знание печати и фонологическая осведомленность важны аспекты развития грамотности, лежащие в основе способности общаться с использованием письменный язык.
В сегодняшнюю цифровую эпоху некоторая исследовательская литература расширяет
и бросает вызов понятию грамотности как сосредоточенной только на чтении, письме и
печати и привлекает внимание к другим типам текстов, в которых используется ряд
технологии и включают изображения, жесты и звук. [v] В
В этом смысле грамотность или грамотности могут быть переосмыслены, чтобы выйти за пределы
индивидуальный, когнитивный процесс кодирования и декодирования печати, и охватывают
способы, с помощью которых дети учатся передавать смысл через широкий спектр
мультимодальные знаки, символы и средства массовой информации для взаимодействия с коммуникативными
партнеров в различных социальных контекстах.
Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность
признает языковые знания и навыки детей и подчеркивает их
способность эффективно использовать эти ресурсы для обмена и понимания смысла
с другими в социальных ситуациях. [vi]
понятие коммуникативной компетенции соответствует прагматическому компоненту
языка , в котором коммуникативные усилия ребенка рассматриваются с точки зрения
их намерений, целей или функций в социальных контекстах.[vii] Когда
дети участвуют в социальных взаимодействиях, у них развивается понимание того, что, где,
и с кем общаться для определенных целей, а также как адаптировать их
стиль общения, подходящий для разных аудиторий или контекстов. Коммуникативная компетентность подтверждает
языковая форма и содержание ребенка, а также способы, которыми он может использовать
эти ресурсы, а также другие, такие как жесты, выражение лица, чтение,
писать или рисовать, чтобы общаться эффективно.
Почему общение имеет значение?
Исследования показывают, что языковые и коммуникативные способности детей лежат в основе их целостного развитие и благополучие. Коммуникабельность важна не только для когнитивное и концептуальное развитие детей, но и их социальное, эмоциональное и культурное сознание и понимание.
Когнитивное развитие
Детский
обучение зависит от коммуникативных навыков, таких как способность понимать, что
другой человек говорит, а также думает, отвечает и взаимодействует с
другие различными вербальными и невербальными способами. Все направления учебной программы в начале
детское образование и школьные контексты включают в себя ту или иную форму языка или
общение, и исследования неизменно демонстрируют роль устной речи
в поддержании познавательного и грамотного развития детей, с сильным
корреляция между ранней устной речью и более поздними областями обучения, такими как
понимание прочитанного. [viii]
Социально-эмоциональный разработка
Отзывчивый общение со взрослыми и сверстниками имеет решающее значение для поддержки маленьких детей развивать социальные и эмоциональные навыки различными способами. Язык и разговор помочь детям размышлять, регулировать и выражать свои эмоции, понимать как или почему у других людей могут быть другие точки зрения, и научиться развивать дружеские отношения с другими детьми.[ix]
Социокультурный понимание
Изучение того, как использовать разные языки и способы общения, помогает детям узнавать о своей собственной культуре и культурах других. Взаимодействие дома и в образовательных учреждениях позволяет детям изучать систему символов, связанных с их конкретными языками и культурами, а также развивать навыки эффективного и уважительного использования этих навыков в различных социальных и культурных ситуациях.
Что влияет на развитие навыков общения детей?
Не существует единственно правильного или универсального пути через
которые дети развивают свои коммуникативные навыки. На протяжении веков теоретики
обсуждали, как люди усваивают символы своей культуры, особенно
в области развития речи детей. Дихотомии, такие как
известные споры о природе и воспитании все еще очевидны в
исследовательская литература сегодня. Большинство современной литературы, по-видимому, поддерживает точку зрения
что развитие языка и коммуникации зависит от сочетания
как индивидуальные факторы, так и факторы окружающей среды, и что социальные отношения
ключ к поддержке детей в изучении языковых кодов их культурных
сообщества.
Индивидуальные факторы
Индивидуальные факторы включают интересы ребенка, природные
предрасположенность и предпочтения в обучении, которые формируют коммуникативную
возможности и цели, которые вызывают у ребенка потребность или желание
общаться. Некоторые дети просто более разговорчивы или выразительны, чем другие!
Общее здоровье и благополучие ребенка также могут лежать в основе его энергетического уровня.
и мотивация к общению. Один индивидуальный фактор, который может иметь прямое
влияние на развитие речи и языка слух, которые могут повлиять на
способности ребенка слушать и воспринимать звуки и слова, что, в свою очередь, влияет на
способ, с помощью которого ребенок может научиться произносить звуки и слова. Слух и
слушание также поддерживает способность детей делиться и поддерживать свое внимание.
сосредоточиться во время языковой и учебной деятельности в раннем детстве и школе
контексты.
Социальные факторы
Социальные факторы также обеспечивают важную основу для
развитие общения. Широкая коммуникативная среда, которая позволяет
для ряда форм выражения, таких как словесный язык, рисунок, письмо, тело
движения, музыка и изображения могут повысить творческий потенциал детей, понимание
и смыслообразование. Отзывчивые коммуникативные партнеры, как взрослые, так и другие дети,
которые доступны и заняты с ребенком во время игры и обучения
ситуации предоставляют возможности и поддержку для расширения обучения ребенка и
развития в повседневных ситуациях.
Исследования показывают, что отзывчивое общение взрослых включает в себя запланированные, неторопливые взаимодействия, которые следуют интересам и ориентирам ребенка, а также реагируют таким образом, чтобы усиливать, моделировать и расширять аспекты языка и общения, чтобы опираться на то, где находится ребенок.[x] Создание о языках и коммуникативных моделях, которые дети приносят из дома в свои образовательные контексты, имеет решающее значение для оценки и поддержания растущего культурного и языкового богатства наших сообществ.
Удивительно, что маленькие дети развиваются во всех сложных областях общения одновременно, и что большинство из них учатся делать это вполне естественно, участвуя в ответных, взаимных взаимодействиях, которые встречаются со взрослыми и другими детьми в их повседневной домашней и учебной среде. . Роль учителей имеет решающее значение в поддержке развития общения детей, чтобы они процветали в дошкольных и школьных условиях. Учителя оказывают сильное влияние через коммуникационную среду, которую они обеспечивают, а также благодаря характеру их взаимодействия, которое способствует речи детей, языку, грамотности и коммуникативным компетенциям.
Ссылки и прочее Рединг
[i] Пенс Тернбулл, К.Л., и Джастис, Л. М. (2012). Развитие языка от теории к практике (2-й ред.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.
[ii] Оуэнс, Р. Э. (2016). Язык разработка: введение (9-е изд.). Бостон: Пирсон.
[iii] Блум, Л., и Лахи, М. (1978). Язык расстройства развития и речи . Нью-Йорк: Уайли.
[iv] Оуэнс (2016).
[v] Ларсон, Дж., и Марш, Дж. (ред.). (2013). Справочник SAGE по обучению грамоте детей младшего возраста (2-е изд.). Лос-Анджелес: МУДРЕЦ.
[vi] Хаймс, Д. (1972). На коммуникативном компетентность. В J. Pride, & J. Holmes (Eds.), Sociolinguistics: Избранные показания 90 434 (стр. 269–293). Хармондсворт: Пингвин.
[vii] Холлидей, МАК (1978). Язык как социальная семиотика : Социальное интерпретация языка и смысла . Балтимор: University Park Press.
[viii] Дикинсон,
Д.К. и Порше М.В. (2011). Связь между языковым опытом в
дошкольных классов и детского сада и четвертого класса языка и
способности к чтению. «Развитие детей», 82 (3), 870–886.
doi:10.1111/j.1467-8624.2011.01576.x
[ix] Мортенсен, Дж. А., и Барнетт, М. А. (2015). Учитель-ребенок взаимодействия в уходе за детьми младенцев/малышей и социально-эмоциональном развитии. Раннее Образование и развитие, 26 (2), 1-21. doi:10.1080/10409289.2015.985878
[x] Вайцман Э., Джироламетто Л. и Гринберг Дж. (2006). Реагирование взрослых как критический механизм вмешательства при неотложных состояниях. грамотность: Стратегии для дошкольных педагогов. В LM Justice (Ed.), Clinical подходы к экстренному вмешательству по повышению грамотности (стр. 75–120). Сан Диего, КА: во множественном числе.
ПОДГОТОВЛЕН ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА BY
Доктор Аманда Уайт
Аманда — исследователь | Кайрангау в Новозеландском совете по исследованиям в области образования (NZCER).