Отстает в развитии в 2 года: Признаки отставания развития ребенка в 2 года

Содержание

Признаки отставания развития ребенка в 2 года

 Переживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?

Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.

Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.

Почему происходит задержка в развитии?

По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.

Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.

При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.

Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.

Когда нужно срочно посетить специалиста?

Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:

  • ребёнок плохо ест без видимой причины;
  • к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры.

При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:

  • малыш не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
  • его поведение и настроение постоянно резко меняются;
  • у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
  • он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.

То, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.

Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:

  • не слышит и не понимает обращенную речь;
  • не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
  • не может составить фразу из двух-трех слов;
  • не отвечает на простые вопросы;
  • не выражает словесно свои потребности.

Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.

Читайте также: Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?

Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?

В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,

  1. Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
  2. Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
  3. Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
  4. Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.

    Читайте также: Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?

  5. Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
  6. Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
  7. Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
  8. Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.

Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.

Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.

Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

Дата публикации: 01.08.2019. Последнее изменение: 19.07.2022.

Как понять, что ребенок отстает в развитии: 9 признаков, которые легко упустить

Здоровье

Фото
Getty Images

Наблюдая за развитием малыша, родители обращают внимание на его активность, игровой интерес, эмоциональные реакции — радость, восторг, недовольство и иногда явный протест. Если малыш радостный и счастливый, активно включается во взаимодействие с другими детьми и новыми людьми, спокойно воспринимает новые места, играет в игры по возрасту без особой застреваемости и увлеченности чем-либо одним, эмоционально позитивен, быстро засыпает  при укладывании — это отлично.

Если что-то из названного идет не так, как правило, родители видят эти проявления и иногда ждут, пока что-то изменится. Но подождать можно пару месяцев — не более, мучаясь сомнениями — все ли хорошо у нашего малыша?  Для собственного спокойствия и своевременного реагирования, стоит показаться специалисту, разбирающемуся в основных этапах детского развития — детскому неврологу. Какие проблемы ищем, «Доктору Питеру» рассказала ведущий невролог, врач высшей категории Euromed Kids Татьяна Белова.

Невролог, врач высшей категории

Почему именно невролог, а не педиатр?

Детский невролог сможет оценить психомоторное, психоэмоциональное и речевое развитие ребенка:

  • психоэмоциональное состояние — повышенную возбудимость или чувствительность к раздражителям, капризность или замкнутость, реакцию на все новое: место, человека, сенсорные раздражители, предъявляемые на осмотре игровые материалы, игрушки;

  • физическое развитие, моторные навыки: крупную и мелкую моторику, скоординированность движений;

  • речевое развитие — понимания обращенной речи и развития собственной активной  речи, а также, регуляцию и контроль своего поведения, формирование навыков самообслуживания, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, и других высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, общения в социуме.

Родители обычно внимательно относятся к ежемесячным осмотрам врачей на первом году, поэтому, в данный период любые проблемы выявляются и исправляются быстро.

Важен второй год жизни

Необходимо уточнить, какие нарушения могут отметить родители в самый сложный, по мнению невролога, возрастной период, а именно: в двухлетнем возрасте. В этот период важно не пропустить  недоразвитие психомоторных и речевых навыков, чтобы вовремя оказать квалифицированную помощь и не копить проблемы в будущее.

А пропустить проблемы можно в силу того, что:

  • осмотры врача становятся гораздо реже, чем на первом году жизни;

  • педагоги детского сада или центра развития еще не участвуют в оценке развития малыша;

  •  есть определенные физиологические особенности этого возраста — период развития протестов, истерик, сложности в поведении.

Фото
Getty Images

9 важных пунктов

Перечислим самые распространенные признаки, указывающие на отставание в развитии ребенка двухлетного возраста:

  1. Малыш неуверенно бегает, неловко совершает движения, не может научиться подпрыгивать. Не умеет пользоваться ложкой, предпочитает есть руками или сохраняется кормление с непосредственной помощью взрослых.  Такой ребенок, обычно, не умеет пить из чашки и/или через трубочку, не умеет жевать, может отмечаться избирательность в еде, трудности в расширении рациона питания.

  2. В игре ребенка может не появиться подражательная деятельность, его игра, по-прежнему, носит предметно-манипулятивный характер, а именно: ребенок берет игрушку, перекладывает, разбирает, ощупывает. При этом отсутствуют сюжетные, не развивается ролевые игры: (мишка-водитель никуда не едет, девочка-кукла не идет в гости, зайчики или строители не перевозят грузы — простой ролевой сюжет отсутствует!).

  3. Ребенок не слушает сказки, не рассматривает картинки, перелистывает и быстро закрывает книгу, не желая слушать или немного задержать внимание на сюжетных картинках.

  4. Ребенок не прислушивается к речевым заданиям, инструкциям, не воспринимает их, избирательно или фрагментарно выполняет задания, реагирует нежеланием на выполнение инструкции по образцу, затруднен переход от одного плана игрового действия к другому (застреваемость) или наоборот, слишком быстрая переключаемость  (не удерживает внимание на одной игре в течение 10-15 мин. )

  5. Словарный запас ребенка не пополняется, не расширяется, могут появиться вокализации или утрачиваются ранее произносимые слова (речевой регресс).

  6. При общении со взрослым ребенок берет его за руку и ведет, действует его руками в игре, рисовании, не устанавливает устойчивый зрительный контакт,предпочитая свою собственную игру (больше находится в своем игровом мире и редко нуждается в общении).

  7. У малыша не сформирован указательный жест, в речи появились эхолалии (повторение слов или фрагментов слов), часто вкрапляются фразы из мультфильмов и стойко закрепляются в речи ребенка.

  8. Ребенок быстро и чувствительно реагирует, иногда пугается на слабые раздражители, закрывает ушки руками на голоса других детей в детском саду, звук телефона, пылесоса, стиральной машинки. При нахождении в людных местах или после поездки в гости быстро истощается и выдает реакции агрессии, навязчивые движения, долго не может уснуть, спит беспокойно.

  9. Малышу не интересно рисовать, лепить. Вместо освоения новых навыков и подражания — берет в рот игрушки, разбрасывает вместо складывания или построения, кидает, разбивает (действия больше разрушительно-импульсивные, чем конструктивно-созидательные).

 — Будьте бдительны к этим проявлениям, не оставляйте их без внимания! Обращайтесь своевременно к специалистам — детскому неврологу, психологу, нейропсихологу, дефектологу, если вы наблюдаете подобное в поведении своего ребенка, — заключает врач.

Алена Парецкая

Вехи развития вашего малыша в возрасте 2 лет

Объяснение

Все, что вам нужно знать о своем подрастающем 2-летнем ребенке.

ЮНИСЕФ

К 2 годам ваш малыш уже говорит, ходит, лазает, прыгает, бегает и кипит энергией. Ваш ребенок теперь имеет растущий словарный запас и усваивает новые слова на регулярной основе. Она/он может различать формы и цвета и даже может проявлять интерес к приучению к горшку. По мере того, как ваш малыш становится более независимым, он/она может проявлять признаки неповиновения, поскольку он/она начинает раздвигать границы и исследовать окружающий мир.

Социальные и эмоциональные
Язык и общение
Развитие мозга
Движение и физическое развитие
Продукты питания и питание
На что обратить внимание
Советы и ресурсы
< Назад к вехам воспитания

 

Социальные и эмоциональные вехи в возрасте 2 лет

Некоторые способы, с помощью которых вы увидите, как ваш малыш учится общаться с окружающими его людьми в возрасте 2 лет.

  • Любит копировать взрослых и других детей.
  • Возбуждается, когда он с другими детьми.
  • Он стал более независимым, даже более дерзким.

Советы для родителей

  • Найдите возможность поиграть и поговорить с малышом. Время игры может быть таким же простым, как катание мяча вперед и назад, передача вам своих игрушек или помощь в безопасных занятиях, таких как складывание одежды под вашим присмотром. Эти виды деятельности могут помочь развить просоциальное поведение, способствуя чувству принадлежности и сотрудничества с другими.

 

Основные этапы развития языка и общения в возрасте 2 лет

Как ваш малыш выражает свои потребности.

  • Говорит короткие предложения из двух-четырех слов.
  • Указывает на предметы, когда они названы.
  • Знает знакомые части тела.
  • Узнает знакомых людей.
  • Повторяет услышанные слова и следует простым инструкциям.

Советы родителям

  • Когда берёте её на прогулку, говорите ей названия вещей, которые видите.

 

Вехи развития мозга в 2 года

Мозг вашего ребенка растет!

  • Начинает сортировать формы и цвета.
  • Может находить вещи, спрятанные под несколькими слоями.
  • Завершает предложения в знакомых книгах.
  • Играет в простые придуманные игры.
  • Строит башни из четырех и более блоков.
  • Может выполнять двухэтапные инструкции.
  • Может начать развиваться доминирующая рука.

Советы для родителей

  • Поощряйте его осматривать комнату в поисках предметов, которые вы прячете, и давайте ему подсказки.

 

Вехи двигательного и физического развития в 2 года

Как она будет двигаться в окружающей среде.

  • Может бегать, пинать мяч и бросать мяч над головой.
  • Начинает работать.
  • Поднимается и спускается с мебели без посторонней помощи.
  • Создает или копирует прямые линии и окружности.

Советы для родителей

  • Придумайте ребенку небольшие задания на развитие мелкой моторики, например, попросите его перевернуть страницу книги.

 

Пищевые продукты и питание в 2 года

Как выглядит время приема пищи в 2 года.

  • Жевание с полным движением челюсти.
  • Использует посуду с небольшим количеством жидкости.

Советы родителям

  • Будьте спокойны и принимайте. Уделяйте ребенку позитивное внимание, когда он ест, но не делайте из этого проблему, когда он не ест. Просто уберите еду, накройте ее и чуть позже снова предложите ему.

 

На что следует обратить внимание

Хотя все дети развиваются по-разному, вам следует обратиться к педиатру, если ваш двухлетний ребенок:

  • Не умеет пользоваться обычными предметами.
  • Не использует фразы из двух слов.
  • Не копирует действия и не повторяет слова.
  • Не следует основным указаниям.
  • Не может ходить устойчиво.
  • Теряет навыки, которыми когда-то владела.

 

Верно или неверно?

Загрузка…

Изучение возрастных групп

 

2 месяца  | 4 Месяца  | 6 месяцев | 9 месяцев | 1 год  | 18 месяцев  |

2 года

< Вернуться к этапам воспитания детей

 

Рост и ваш ребенок в возрасте от 2 до 3 лет (для родителей)

Рассмотрение: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины

на испанском языке El crecimiento y su hijo de 2 a 3 años

В течение третьего года жизни большинство малышей набирают около 4 фунтов (1,8 кг) и вырастают примерно на 2–3 дюйма (5–8 сантиметров).

Они чрезвычайно активны и подвижны, учатся очень физическими способами. Они бегают и исследуют свой мир, а также осваивают новые навыки, например, бьют по мячу и катаются на трехколесном велосипеде.

Аппетит вашего малыша сейчас может сильно различаться, что является обычным явлением. Некоторым малышам также свойственно зацикливаться на одном продукте. Пищевые «заеды» обычно не длятся долго, если вы им не поддаетесь. Чтобы выработать здоровые привычки в еде, продолжайте предлагать ребенку разнообразные питательные продукты, и пусть ваш ребенок сам решает, какие из них есть и в каком количестве.

Хотя дети бывают разных форм и размеров, здоровый малыш должен продолжать расти в обычном темпе. Врач будет измерять и взвешивать вашего ребенка во время плановых осмотров и наносить результаты на график роста. Это позволяет врачу отслеживать рост вашего ребенка с течением времени и выявлять любые тенденции, требующие внимания.

Помощь детям в росте

Нормальный рост, поддерживаемый хорошим питанием, достаточным количеством сна и регулярными физическими упражнениями, является одним из лучших показателей общего состояния здоровья ребенка. Но модель роста вашего ребенка во многом определяется генетикой. Принуждение детей к дополнительному питанию или большему, чем рекомендовано, количеству витаминов, минералов или других питательных веществ не приведет к увеличению их роста.

Недостаточность питания, достаточно серьезная, чтобы повлиять на темпы роста, сегодня редко встречается в Соединенных Штатах и ​​других развитых странах, если только ребенок не страдает сопутствующим хроническим заболеванием или расстройством.

В кабинете врача

Несмотря на данные, собранные для графиков роста, «нормальный» рост и вес определить трудно. Например, у более низких родителей обычно рождаются более низкие дети, тогда как у более высоких родителей, как правило, более высокие дети.

Хотя вы можете беспокоиться, если ваш ребенок не такой высокий, как его или ее сверстники, или весит больше, более важный вопрос заключается в том, продолжает ли ваш ребенок расти с нормальной скоростью. Если, например, скорость роста вашего ребенка была нормальной, но недавно замедлилась, врач может отслеживать измерения вашего ребенка в течение нескольких месяцев, чтобы определить, является ли это возможной проблемой со здоровьем или просто отклонением от нормы.

Большинство детей, которые растут на линии 5-го процентиля или ниже на диаграмме роста, обычно следуют одному из этих двух вариантов нормального роста:

  1. Семейный (генетический) низкий рост. Эти дети унаследовали гены низкого роста от своих родителей. Обычно один или оба родителя, а часто и другие родственники, невысокого роста. Хотя они ниже среднего, они растут с нормальной скоростью и в остальном здоровы, не проявляя симптомов медицинских проблем, которые могут повлиять на рост. Обычно они достигают половой зрелости в среднем возрасте и достигают окончательного взрослого роста, аналогичного росту их родителей. Как правило, не рекомендуется и не известно, что какое-либо лечение значительно увеличивает их окончательный рост во взрослом возрасте.
  2. Конституциональная задержка роста (задержка полового созревания). Несмотря на то, что в раннем младенчестве они обычно имеют средний размер, в период между 6 месяцами и 2 годами у этих детей наблюдается период более медленного, чем обычно, роста, в результате чего они опускаются ниже на диаграмме роста.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *