Постановка звука рь у детей: Постановка мягкого звука Рь

Содержание

Постановка мягкого звука Рь

При артикуляции мягкого звука Рь

  1. губы находятся в положении следующего гласного;
  2. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам; средняя часть спинки языка поднимается к небу;
  4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения звука р' или вызывание его по подражанию. Воспитание фонематического слуха.

Цель. Добиваться умения правильно произносить звук р' в слогах; учить соотносить звукосочетания ри, ря, рё, рю с соответствующими рисунками.

Предшествующая работа. Дети учились произносить звук р.

Подготовительная работа. Подобрать 5 картинок с изображением разных труб (музыкальных инструментов), от большой до маленькой.

Игра «Угадай, на какой трубе играем»

Краткое описание

Воспитатель говорит детям, что в военном оркестре играет много разных труб и все они звучат по-разному. Потом он последовательно выставляет на доске картинки (по одной) с изображением труб и воспроизводит их звучание:

«ра-ра-ра»; «ри-ри-ри»; «ря-ря-ря»; «рё-рё-рё»; «рю-рю-рю».
Дети повторяют за ним, как играет каждая труба. Потом воспитатель произносит звукосочетания ра, ри, ря, рё, рю, а дети показывают соответствующие картинки.

Методические указания. Обратить внимание детей на то, что большая труба звучит сурово, твердо, а трубы поменьше играют нежно, мягко.



III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука р' в словах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука р' в словах.

Предшествующая работа. Отработан звук р' в слогах.

Подготовительная работа. Для игры подбирают следующие предметы: фонарик, матрешку, пузырек, веревку, резинку, пряжку, гриб, варежку и др.

Игра «Соблюдай порядок»
Краткое описание

Дети сидят полукругом. В центре стоит стол воспитателя, на котором разложены в ряд 3 — 4 предмета, в названии которых имеется звук р'. Вызванный ребенок показывает их детям, называет и ставит на место. Потом он поворачивается спиной к столу и на память называет стоящие на нем предметы по порядку. Если он ошибся, нужно еще раз дать ему посмотреть на стол. Потом воспитатель вызывает других детей и меняет порядок предметов (при повторении игры они по одному заменяются). Повторяя игру, можно давать для запоминания 5 — 6 предметов.

Методические указания. Слова надо называть громко, четко; звук р' выделять, произнося его четко, протяжно, но не длительно.

как научить ребенка выговаривать непослушный звук дома, без помощи логопеда

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

  • Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:

    • плохая подвижность языка;
    • аномальное строение подъязычной уздечки;
    • неправильный прикус;
    • слабо развитые мышцы щек и губ.

    Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

  • Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.

Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).

  • Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

    • аллергический ринит;
    • тонзиллит;
    • перенесенная ангина;
    • наличие аденоидов или полипов в горле;
    • парезы ЛОР-органов.

    В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.

Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.


Автоматизация буквы «Р».

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции

Постановка и автоматизация звука Р

Звуки [Р] и [Л] в речевых нормативах стоят особняком, их закрепление в детской речи допускается к 5–6 годам, в то время как все остальные звуки ребенок должен четко проговаривать уже в 4,5 года. Послабление обусловлено сложностью звука, для его освоения требуются определенные физические данные и достаточно развитый речевой аппарат. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах вызывает трудности у детей из-за проблем с фонематическим слухом и неправильного речевого дыхания, однако в большинстве случаев причина кроется в неподготовленности речевого аппарата и слабости лицевых мышц.

Дифференциация звуков Р и РЬ, распространенные дефекты произношения

  • Звук [Р] – язычно-альвеолярный дрожащий твердый согласный звук.
  • Звук [РЬ] – дрожащий мягкий согласный звук, отличается от [Р] приподнятым положением спинки языка и смещением кончика языка от альвеол вперед к верхним резцам.

Чтобы научиться правильно произносить звук [Р], рот должен быть приоткрыт, зубы не сомкнуты. Кончик языка широкий и напряженный, поднят к альвеолам (бугорки за передними зубами). Края языка прижаты к верхним коренным зубам, спинка приподнята. Сильная струя воздуха проходит через рот и вызывает колебания кончика языка.

Нарушение правильного произношения звуков [Р] и [РЬ] обозначается словом «ротацизм» (от греческой буквы «ро»). Различают 12 основных видов ротацизма:

#1

Пропуск звука. Это просто отсутствие звука в нужном месте: «ека» вместо «река», «кот» вместо «крот» и т. п.

#2

Увулярный или горловое произношение. Не считается искажением для некоторых языков со специфическим [Р], например, для французского. Звук образуется глубоко в горле при вибрации мягкого язычка, напоминает рокот.

#3

Велярный, ранее известный как картавость. Поток воздуха вызывает вибрацию неба из-за неправильного положения корня языка.

#4

Боковой. Из-за вибрации боковой части языка образуется некий средний звук между [Р] и [ЛЬ]. Часто встречается при врожденных дефектах полости рта.

#5

Интердентальный. При образовании звука язык находится между зубами.

#6

Назальный. Звук образуется в глотке при помощи задней части неба.

#7

Щечный. В звукообразовании участвуют щеки и боковые части языка.

#8

Билабиальный (он же кучерный или губной). Звук образуется вибрацией губ при прохождении через них потока воздуха. Напоминает окрик наездника, чтобы остановить лошадь (тпррру).

#9

Проторный (одноударный). Отсутствие вибрации кончика языка при правильной артикуляции, или же язык вибрирует всего один раз. Звук получается коротким, похожим на [д], не получается «рычать».

#10

Гортанный. Звук образуется в горле голосовыми связками.

#11

Носовой. Воздух идет через нос, получается хриплый гнусавый звук.

#12

Фарингальный. В звукообразовании участвует задняя стенка глотки и корень языка. Получается хриплый звук.

Параротацизмом называется подмена звука [Р] другим звуком. Например, [Л] – «лыба» вместо «рыба»; [Г] – «здгавствуй» вместо «здравствуй» и т. п.

Как научить ребенка выговаривать букву Р своими силами

Если вы твердо решили отказаться от занятий с логопедом и самостоятельно научиться выговаривать букву Р в домашних условиях, вам все равно необходима минимум одна консультация. Только квалифицированный врач сможет точно определить причину возникающих трудностей и дать соответствующие рекомендации. Если проблема заключается в анатомических особенностях полости рта, для ее решения будет мало обычного набора упражнений. В некоторых случаях может понадобиться даже хирургическое вмешательство. О подобных вещах лучше узнать сразу, это поможет сэкономить время и не навредить здоровью.

ВАЖНО! Обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем начинать занятия!

Приступая к постановке звука [Р], избегайте распространенной ошибки родителей: не заставляйте ребенка правильно произносить звук сразу в словах и предложениях. Автоматизацией звука [Р] в речи следует заниматься отдельно, после того, как ребенок освоил его автономное воспроизведение. Даже научившись правильно «рычать», ребенок не сможет использовать только что освоенный звук в беглой речи первое время. Для этого необходимо выработать мышечную память, которая позволит правильно артикулировать звук без сознательных усилий, автоматически. Мышечная память вырабатывается, когда выполняется постановка звука [Р] поэтапно, многократным повторением правильной артикуляции, которую сначала нужно поставить и только потом закреплять.

ВАЖНО! Начните занятия с автономной постановки звука. Автоматизация звука [Р] в стихах и скороговорках, в речи станет возможной только тогда, когда ребенок научится правильно его произносить отдельно от слов и предложений.

Лучше и легче всего научить ребенка выговаривать [Р] от другого звука, который уже ему дается. Рассмотрим логопедические упражнения на звук [Р] со звуками [Д], [Ж] и [С].

От звука [Д]

Попросите ребенка звонко и без остановки произносить звук [Д]. Кончик языка при этом должен быть сильно прижат к альвеолам: [ДДДД]. От силы нажатия на кончике языка возникнет вибрация, и вы услышите что-то вроде [ДДДРР]. Этот звук закрепляем и начинаем отрабатывать слоги с гласными: дро, дру, дра, дры. После чего переходим на слова: дрова, друг, дракон, дрына и т. д. Меняем [Д] на [Т]: тро, тру, тра, тры, тротуар, трусишка, трава и т. д. Если все получается хорошо, пробуем отключать вспомогательный звук.

От звука [Ж]

Если с [Ж] у ребенка нет никаких проблем, можно попробовать перевести этот звук в [Р] при помощи незамысловатого упражнения. Попросите ребенка тщательно и долго произносить [Ж], при этом отодвигая язык глубже в рот. Как только язык будет отодвинут достаточно глубоко, вы услышите короткий звук [Р]. Повторяйте это упражнение для закрепления звука. Когда звук будет закреплен, переходите к произношению слогов, а затем – слов.

От звука [С]

Это очень необычный способ извлечения звука [Р], который производится на вдохе, а не на выдохе, как другие упражнения и вся наша речь в целом. Очень важно, чтобы ребенок умел свободно и правильно проговаривать [С], иначе в упражнении не будет смысла. Попросите ребенка произносить долгий звук [ССС], затем сделать вдох ртом, прижав язык к альвеолам. В результате получится короткий [Р], который можно повторить на выдохе. Это и есть искомый звук, с которым можно работать по уже знакомой схеме (слоги, слова и т. д.).

Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях

Самая распространенная причина трудностей при постановке звука [Р] – малоподвижный артикуляционный аппарат, то есть слабость лицевых мышц и органов речи. Артикуляционная гимнастика – прекрасный способ преодолеть эти трудности. Рекомендуется заниматься ею с ребенком каждый день и использовать в качестве разминки перед занятиями по постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика для звука [Р] – это по сути простое гримасничанье и кривлянье. Ребенку предстоит высовывать язык, корчить рожицы, издавать смешные звуки и прочее подобное. Превратить такую гимнастику в веселую, увлекательную игру не составит труда, любой ребенок очень быстро полюбит эти занятия.

ВАЖНО! Не пренебрегайте игровой составляющей занятия! Увлеченный и заинтересованный ребенок будет выполнять все упражнения активнее и старательнее, чем скучающий и недовольный.

Кисточка. Ребенок широко улыбается и приоткрывает рот. Затем, словно малярной кистью, начинает гладить небо от верхних зубов как можно глубже в горло. Повторить 10–15 раз.

Маятник. Улыбаясь, ребенок высовывает язык и водит им из стороны в сторону, от одного угла губ к другому. Повторить 10–15 раз.

Гармошка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и прижимает язык к верхнему небу. После чего открывает рот как можно шире, не отрывая язык от неба. Закрывает рот и открывает снова. Повторить 15–20 раз.

Зубная щетка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и проводит языком по верхним зубам с внутренней стороны слева направо, 10–15 раз. После чего ребенок упирается языком в каждый передний зуб поочередно, не меняя исходного положения.

Речевой материал в стихах и скороговорках

Данный речевой материал для автоматизации звука [Р] и [РЬ] также предназначен для их дифференциации и закрепления в речи ребенка. Использовать его следует на последнем этапе занятий, когда звук поставлен сначала автономно, потом в слогах, словах и простых предложениях. Стихи рекомендуется громко и с выражением декламировать вслух и учить наизусть.

Верочка с Егоркой

У костра под горкой

Верочка с Егоркой.

Верочка с Егоркой

Твердят скороговорки.

Разговор у них проворный,

Быстрый и скороговорный:

«Марширует офицер,

Рапортует инженер,

Разгорается костер», –

Рады Вера и Егор.

Переполох

Слушай…

Слушай…

— КРАжа!

— КРажа!

— Грабят, братцы,

— Где же стРАжа?

— Что укРАли?

— Два пеРА.

— Безобразие!

— С утРА?

— Вы укРАли?

— Мы не бРАли.

— БРАли! БРАли!

— КРАли! КРАли!

Это я грачиный крик

перевёл на наш язык.

Буква Р

Пять лет Серёже в январе,

пока четыре, пятый,

но с ним играют во дворе

и взрослые ребята.

На брата сердится сестра.

Её зовут Марина,

а он стоит среди двора,

кричит: «Ты где, Малина?»

Твердит Марина: «Рак, ручей».

Марина учит брата.

Он повторяет: «Лак, лучей», —

вздыхая виновато.

Сестра твердит: «Прижми язык,

прижми покрепче к нёбу».

Он, как прилежный ученик,

берётся за учёбу.

Она твердит: «Скажи — метро.

В метро поедем к дяде».

– Нет,— отвечает он хитро,—

В автобус лучше сядем».

А как на санках, например,

он с гор летает смело.

Серёже только буква Р

немножко портит дело.

Не так легко сказать ремень,

мороз, река, простуда.

но вот в один прекрасный день

с утра случилось чудо.

Чихнула старшая сестра,

он крикнул: «Будь здорова!»

А ведь не мог ещё вчера

сказать он это слово.

Артикуляционная гимнастика для звука Р в картинках для детей, видео

Сонорный звук [Р] считается самым сложным в звуковом ряду. При его произнесении работают не только мышцы тела языка, но и вибрирует его кончик. Начинать тренировки данного звукопроизношения с детьми нужно с 4-5 лет. Какие упражнения включает в себя артикуляционная гимнастика для звуков [Р], [Рь], как правильно проводить занятия дома и с логопедом, расскажем в нашей статье.

Правильная артикуляция

Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом. Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Рь] даются дошкольникам сложнее всего. Для формирования навыка верного звукопроизношения нужно знать, как работает речевой аппарат при артикуляции рычащего сонорного.

Твердый звук [Р] произносят так:

  1. Губы и челюсти приоткрываются на 0,5-1 см.
  2. Язык с ровной спинкой поднимается вверх и застывает между верхним и нижним небом.
  3. На выдохе кончик языка присоединяется к верхнему небу, в альвеолы, и вибрирует как молоточек.
  4. Средняя часть язычка широко распластывается, прогибается, боковые — касаются верхних зубов.

Мягкий звук [Рь] произносится так:

  • Губы чуть растягиваются в улыбке, зубы приоткрыты шире, чем для артикуляции твердой фонемы [р].
  • К альвеолам присоединяются кончик языка и средняя его часть.
  • На выдохе при артикуляции кончик опускается чуть ниже, чем при фонации твердого звука, стучит по верхнему небу мягче.
  • Задняя часть тоже сдвигается вперед.

Такое подробное описание процесса фонации детям знать не обязательно, но показать, как работают речевые органы на себе и попросить воспитанников продемонстрировать, что они поняли и увидели, нужно обязательно.

Если ребенку после 5-6 лет трудно рычать и проговаривать [Р] четко, родителям нужно проверить наличие следующих дефектов развития речевого аппарата:

  • Нарушен прикус
  • Язык сужен или увеличен в размерах
  • У малыша укороченная уздечка, она аномально расположена
  • Готическое небо
  • Верхние челюсти сужены.
  • Есть дефекты в расположении зубов
  • Нарушен тонус мышц (дизартрия).
  • Не развит кончик языка.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Рь] в игровой форме помогает ребенку понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, развить гибкость и силу мышц языка, обучает, как создавать вибрацию.

При дефекте произношения фонем [Р],[Рь] у детей чаще всего диагностируется горловой (увулярный) ротацизм. При данном нарушении в процессе фонации участвует только мягкий язычок, при говорении слышен рокот, или “французский р”.

Как заниматься

Логопедическая работа по коррекции произношения звука [Р] строится по следующей схеме:

  1. Теоретическая подготовка родителей и детей.
  2. Ребенок учится различать на слух мягкую и твердую фонему, анализирует процесс проговаривания звука на собственном опыте.
  3. Формирование артикуляционных навыков. На этом этапе очень важно правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р], тренировать мышцы губ, языка, нижней челюсти ежедневно. Картинки, собственный пример на этом этапе будут лучшим подспорьем учителю и ученику.
  4. Постановка звуков [Р], [Рь]. Происходит путем выполнения специальных упражнений, массажей зондом. Логопеды используют задания с подражанием говору животных, анализом фонем на слух.
  5. Автоматизация звуков. Здесь вам пригодится артикуляционная гимнастика для звука [Р] в картинках в сочетании со стихами, сказками, скороговорками. Дошкольник заучивает фразы, четверостишия наизусть, проговаривает во время выполнения комплекса тренировочных упражнений.
  6. Введение в активную речь. Этот этап лежит в большей степени на плечах родителей. Взрослые должны следить за речью дошкольника вне логопедических уроков, выполнять рекомендации педагога.

Комплекс упражнений

Итак, формирование навыка произнесения [Р] у детей, постановка и автоматизация звука не обходится без артикуляционной гимнастики. Приведем самые эффективные упражнения, которые включаются в занятия с логопедом. Каждое задание нужно повторять 3-5 раз.

Парашютик

Ребенок кладет на носик кусок ватки. Язык принимает форму чашки, прижимается к верхней губе. Ученик сильно выдыхает, пуская струя воздуха по телу языка, и сдувает ватку.

В процессе упражнения тренируются мышцы языка, щечек и гортани, контролируется сила и направление воздушной струи.

На заметку! Чтобы научить ребенка делать язык “чашкой”, капните на тело язычка 3-4 капли воды. Попросите удерживать жидкость, не проливая, 15-20 секунд. Через 3-4 раза задание будет выполняться максимально правильно.

Шарик

Веселое задание для мышц щек. Ребенок с силой надувает щеки, задерживает положение на 3-5 секунд, затем сдувает. Рот в процессе выполнения задания плотно закрыт.

Орешки

Продолжаем заниматься мышцами щек и язычка. Ротик закрыт, язык с силой упирается в каждую щеку по очереди так, чтобы на внешней стороне выпирали “орешки”.

Вкусное варенье

Упражнение для формирования навыка контроля за положением языка, его мышц, развития гибкости главного речевого органа.

Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.

Маляр

Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.

На заметку! Упражнение “Маляр” отлично подходит для детей с коротко уздечкой. В процессе выполнения следите за напряжением подъязычных мышц для максимальной эффективности гимнастики.

Грибочек

Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.

Гармошка

Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание “Грибочек”. Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя.

В процессе выполнения “Гармошки” напрягаются подъязычные мышцы, щеки. Следите, чтобы растянутость улыбки сохранялась.

Лошадка

Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.

Барабанщик

Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.

Самые сложные для ребенка задания делайте чаще. Для быстрого понимания техники используйте на уроках зеркало, показывайте на картинках и собственном примере.

Смотрите также другие упражнения артикуляционной гимнастики в картинках для детей

Видео

Подборка виде-уроков, содержащих эффективные комплексы артикуляционной гимнастики для звуков [Р] [Рь]:

Артикуляционная гимнастика для звука [р] может заканчиваться проговариванием чистоговорок.

Используйте следующий комплекс речевых заданий:

Ра-ра-ра — у крота новая нора.
Ру-ру-ру — рыбку с речки приручу.
Ро-ро-ро — мухоморов полное ведро.
Ря-ря-ря — речки и моря.
Ри-ри-ри —в окошко посмотри.
Рю-рю-рю — в зеркало не смотрю.
Ре-ре-ре — весело на реке.
Ур-ур-ур — накормлю я кур.
Ор-ор-ор — сели птицы на забор.
Ир-ир-ир — принес бабушке кефир.
Ар-ар-ар — у Макара пожар.
Кар-кар-кар — на стене комар.
Рох-рох-рох — не вырастет горох.
Быр-быр-быр —ароматный сыр.
Руз-руз-руз — спелый наш арбуз.

У меня в кармане рябина, ромашка и морошка.
В аквариуме у Харитошки живут четыре карпа, да карасей немножко.
Говорила сорока кроту: “Я кричу, кричу! Караул! Украли у Клары варежки!”.
Хорош улов у Поликарпа: пять карасей, четыре карпа.
Купил Гаврила на торгах три пирога, да четырнадцать поросят.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика на звук Л в картинках
Артикуляционная гимнастика на звук С и свистящие
Артикуляционная гимнастика на звук Ш и шипищие

На коррекцию звука [Р] уходит не меньше 2-х месяцев. Через 50-60 дней от начала занятий дети в 80-90% случаев автоматизируют сонорную фонему, и дальнейшая работа с педагогом не потребуется. Если заметите, что ребенок теряет контроль на речью, перестал четко проговаривать [р], опять займитесь артикуляционной гимнастикой, представленной в нашей статье, чтобы навык восстановился.

Рейтинг автора

3

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

38

Читайте также:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] логопеда Ольги Бажиной, эксперта сайта.

Как научить ребенка говорить 'р'. Автоматизация звука. Постановка звука р у ребенка

Согласно речевым нормативам, к шести годам словарный запас дошкольника должен насчитывать более 2000 слов. Ребенок должен использовать в речи простые и сложные предложения, пользоваться всеми тремя временами, уметь пересказывать, правильно произносить почти все звуки — исключение составляет только звук «р». Как научить ребенка его выговаривать? Можно ли это сделать самостоятельно или нужна помощь логопеда?

Звук «р» самый сложный, и дети его осваивают в последнюю очередь. Корень языка и уздечка должны быть достаточно сильными, чтобы «удержать» звук, а кончику языка надо уметь расслабляться, чтобы на сильном выдохе происходила вибрация. Звук «р» длительный — язык должен уметь не просто подниматься в правильное положение, но и удерживаться в этом положении какое-то время. К тому же звук «р» требует очень мощного речевого выдоха.

К шести годам артикуляционный аппарат ребенка должен полностью готовым к произнесению звука «р». Однако есть несколько причин, которые могут помешать ребенку самостоятельно справиться с произнесением самого трудного звука.

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Как научить ребенка говорить «р»

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: "дра"/"дро"/"дру", "тра"/"тро"/"тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: "ра"/"ро"/"ру". Вводим обратные слоги: "ар"/"ор"/"ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

Статья предоставлена специализированным логопедическим центром "Детская академия речи"

Постановка звука «Л» твердого и мягкого: артикуляционная гимнастика и советы логопеда

Красивая, четкая, правильная речь — основа уверенного общения и гармоничного развития личности. Но часто бывает так, что ребенок теряет один или несколько звуков. Одним из самых распространенных дефектов речи в детстве — отсутствие звуков «л» и «ль».

Почему возникает это нарушение? В каком возрасте на него нужно обратить пристальное внимание? И как его исправить? Эти вопросы корреспондент ФАН задал логопеду-дефектологу, педагогу по технике речи Анне Французовой.

Когда нужна постановка звука «л»

Нарушение звукопроизношения при отсутствии каких-либо дефектов со слухом и проблем речевого аппарата называют дислалией. Это диагноз, который может поставить логопед ребенку, не произносящему одну или несколько фонем. Часто его впервые слышат родители, которые проходят с малышом медосмотр в четыре или пять лет, а нередко и при подготовке к школе.

Дислалия — термин общий, а в профессиональной среде ее принято подразделять на формы. Если логопед замечает неправильное произношение или полное выпадение из речи звука «л», он констатирует развитие ламбдацизма. Этим узкоспециализированным термином характеризуют отсутствие как мягкой, так и твердой фонем.

«Обращать внимание на произносительную сторону речи ребенка нужно уже в три года, — комментирует логопед-дефектолог, педагог по технике речи Анна Французова. — Если вы замечаете, что в этом возрасте некоторых звуков нет, но просите ребенка повторить то или иное слово и под вашим контролем произнести его получается  — высока вероятность, что в ближайшее время все станет на свои места. Обычно с буквой «л» сначала встают мягкие звуки: «ля», «лё», «ле». Твердые появляются значительно позже. Нередко ребенок в 3,5 года легко говорит «ляля», но слово «лыжи» ему произнести трудно».  

Специалист отмечает, что часто букву «л» дети просто выбрасывают и стараются вовсе не произносить слов, в которых она есть. Или идут на другие «хитрости», заменяя сложный звук на более простые для них. По мнению малышей, нет ничего страшного, если подменить непроизносимую согласную удобной «в» и получить слово «вук» вместо «лук». Или заменить ее на «д» — в результате кроха будет произносить не «ложка», а «дожка». Еще чаще дети «йотируют» звуки, то есть меняют сложную для них букву на не требующий усилий звук «й» и произносят умилительные словечки «йампа», «йапа», «йадошка».

Но умиляться произношению крохи стоит максимум до четырех лет. Если до этого возраста верные фонемы так и не появились, нужно разбираться в причинах происходящего.

Почему теряются звуки «л» и «ль»

Причин, приводящих к нарушению произношения, может быть несколько.

  • Неправильное дыхание в процессе речи. Звук «л» твердый, он произносится на усиленном выдохе. Для его верного звучания нужна прямая воздушная струя, которая может быть сформирована только при абдоминальном дыхании. При этом типе дыхания задействуются мышцы живота и диафрагма. Вдохи получаются глубокими, а выдохи — достаточно мощными. Малыши в процессе речи могут менять технику дыхания и вместо абдоминального переходить на грудное. А в этом случае у ребенка априори не может быть сильного выдоха, так как грудное дыхание слишком поверхностное. При этом кроха может легко справляться с мягким произношением «лё» или «ля», для которых сильный выдох не нужен. Но будет испытывать сложности с произнесением твердых фонем.
  • Нарушения речевого слуха. Бывает так, что малыш просто не «дослышивает» звук, не понимает его, не воспринимает правильно. И в результате не может правильно повторять.
  • Недоразвитие артикуляционного аппарата. Самой частой проблемой у малышей является слабость мышц, которые участвуют в произношении. В этом незаметном для человека процессе задействуется целый комплекс мускулатуры: мимической, мышцы языка. А если их развитие недостаточное или наблюдается их слабость, отсутствует необходимый тонус — это отражается и на работе речевого аппарата.
  • Особенности строения подъязычной связки. Еще ее называют «уздечкой», а педиатр или стоматолог могут обращать внимание родителей на то, что она короткая или развита неправильно. Этот дефект тоже может влиять на качество произношения. Ведь для того, чтобы сказать четко звук «л», нужно высоко поднять язычок и острым кончиком упереть его в основание передних зубов. Если «уздечка» слишком короткая, ребенок физически не может совершить это действие. И его техника речи, безусловно, страдает.

К сожалению, самостоятельно родители не могут определить причину нарушения произношения у малыша. Развитию дефекта может способствовать одна из проблем, а может — их комплекс. Поэтому важно вовремя обратиться с ребенком к логопеду, который поможет выяснить причину проблемы и порекомендует тактику коррекции.

«Многие родители могут даже не обращать внимания на отсутствие буквы «л» в речи ребенка, так как дети умело замещают ее другими звуками, — отмечает логопед Анна Французова. — Поэтому во взрослом возрасте это нарушение встречается довольно часто. Но если вы заметили дефект — расстраиваться не стоит. С этим звуком несложно работать — автоматизировать его намного легче, чем, например, звук «р». А избавиться от дефекта можно и в детском возрасте, и во взрослом».

Постановка мягкого и твердого звука «л»

Специалист проводит постановку звука в несколько этапов, выделяя среди них:

  • подготовительный;
  • коррекционный;
  • финальный закрепительный.

Перескакивать с одного этапа на другой нельзя, так как результат не будет должным. Родителям следует выполнять рекомендации логопеда-дефектолога, при необходимости заниматься с ребенком дома. Тогда и эффект работы будет заметен значительно быстрее.

Подготовка

Прежде чем приступать к упражнениям, подопечному нужно продемонстрировать, как же правильно следует произносить трудную фонему. Покажите ребенку, как вы это делаете: отчетливо произнесите несколько слов. Попросите его следить за движениями ваших губ и языка. Приоткройте рот, чтобы малышу было понятно, куда направляется язык при произношении. После этого попросите ребенка тоже произнести эту букву, а затем найти ее в разных словах. Произносите их и просите указать, в какой части слова «спрятана» нужная фонема.

Логопедическое занятие со звуком «л» начинают с гимнастики, которая помогает развитию артикуляционного аппарата, укрепляет мышцы языка и мимическую мускулатуру. Специалист может порекомендовать упражнения, которые следует показать ребенку и разъяснить технику их выполнения.

  • Гамак. Кончик язычка нужно упереть в бугорки сразу за передними зубками. Сам язычок следует выгнуть вниз, чтобы он стал похожим на гамак. В этом положении язык удерживают несколько секунд.
  • Лошадка. Простое упражнение, нравится детям. Попросите ребенка «поцокать» язычком — широкой «лопаткой» прикасаться к небу, издавая цокающий звук, как будто скачет лошадка. Рот при этом должен оставаться приоткрытым, а нижняя челюсть — неподвижной.
  • Качели. Пусть малыш приоткроет ротик и широко улыбнется. А затем крепко прижмет кончик напряженного языка к задней стороне сначала верхних зубов, после чего — нижних. Это движение нужно повторить до 10 раз.
  • Грибочек. Это упражнение противоположно «гамаку»: спинку языка нужно выгнуть вверх и задержаться на 5-10 счетов. При этом подъязычная уздечка окажется натянутой.

Комплекс упражнений можно менять, добавляя в него движения для общего укрепления и развития артикуляционного аппарата. Полезно сворачивать язычок в трубочку, «перекатывать» его во рту, касаясь то одной, то другой щеки. Укрепляет мышцы импровизированная чистка зубов языком с закрытым или приоткрытым ротиком.

Важно выполнять эти упражнения ежедневно в течение двух недель. Обычно логопед отводит подготовительный этап на «домашнюю работу», поручая его родителям. От дисциплины и ответственности взрослых зависит результат коррекции речи ребенка, поэтому забывать об упражнениях или не воспринимать их всерьез не стоит.

Коррекция

Существует несколько методов постановки, которые может использовать специалист. Это дыхательная и артикуляционная гимнастика, а также техники коррекции по подражанию, замещению звуков или механические. Какой вариант выбрать, логопед определяет для каждого подопечного индивидуально. Кроме того, важен контакт малыша с дефектологом, его позитивный настрой и желание общаться с «чужим» взрослым. Дети лучше «раскрываются» и идут на контакт, когда специалист проводит индивидуальные, а не групповые занятия.

Среди эффективных методов постановки выделяют следующие.

  • Подражание. Логопед будет использовать его в индивидуальной работе с малышом, но ничего не мешает продолжить коррекцию и дома. Ребенку нужно показать правильное расположение языка во рту при произношении «л», попросить повторять за вами. Ротик должен быть приоткрыт, а щечки напряжены. Попросите малыша поднести ко рту ладошку и ощутить, какой теплый воздух выходит из ротика при произношении. На занятиях используйте яркие картинки с изображением буквы и слогов с ней. Просите ребенка произносить слоги, глядя на картинку — это ускоряет формирование навыка.
  • Произношение от другого звука. Гласные дети произносят легко, а некоторые из них можно «трансформировать» в необходимую фонему. Например, «а», если выдвинуть язычок между зубами, потянуть гласный и легко «прикусить» язык зубками примерно по середине. Похожим образом работает постановка от «ы», только прикусывать язычок нужно не по центру, а самый кончик.  
  • Механическая коррекция. Этот способ широко используют логопеды, но для домашнего «применения» он не подходит. Прибегать к нему стоит только в том случае, если специалист рекомендовал это делать и показал, как именно выполнять упражнение. При механической коррекции могут задействоваться пальцы, деревянная лопатка или чайная ложечка, с помощью которых органам речи придают необходимое положение для правильного произношения звука.

Хороший результат достигается при сочетании выбранной специалистом коррекционной техники с артикуляционной гимнастикой для звука «л». Комплекс упражнений похож на подготовительный, но задания будут чуть сложнее.

  • Окошко. Попросите ребенка широко раскрыть ротик и приоткрыть зубки. При этом язык должен оставаться на месте неподвижным, а челюсти — немного напряженными. Сохранять «окошко» нужно до 10 секунд.
  • Ковшик. Языку придают форму ковшика, загибая кончик кверху и высовывая наружу. Важно, чтобы он не касался верхних зубов и оставался напряженным несколько секунд. Выполняют 5-6 повторов.
  • Метелка. Кончиком напряженного языка, как метелкой, водят по небу. Сначала медленно, затем быстрее. Губы слегка приоткрыты, но челюсть остается неподвижной.
  • Гармошка. Язык плотно прижимают к небу, после чего открывают и закрывают рот.

Эти упражнения помогают улучшить двигательную активность языка, придать тонус мышцам, повысить эластичность подъязычной «уздечки».

Автоматизация звука «л»

Автоматизацией называют закрепление результата, полученного в ходе логопедической коррекции. И введение непроизносимой ранее фонемы в повседневную речь подопечного. Сначала ее закрепляют в самостоятельном звучании, произнося в твердой и мягкой формах. А затем — в виде слогов и полноценных слов.

Дефектологи рекомендуют сделать процесс автоматизации интересным и нескучным. А для этого отлично подходят скороговорки, стишки и загадки, которые малыш будет повторять за вами. Вот несколько примеров таких скороговорок:

  • еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела;
  • ла-ла-ла — мусор убрала, лю-лю-лю — печку истоплю;
  • в палатке — лопатка;
  • у елки иголки колки.

Через некоторое время можно просить малыша составлять рассказы по картинкам, обращая внимание на слова с нужной фонемой.  

Дифференциация звуков «р», «л»

На завершающем этапе важно добиться, чтобы подопечный мог различать фонемы, близкие к «л» по звучанию. Это звуки «р» и «в», которые малыш должен четко дифференцировать как по отдельности, так и в составе слов.

Для этого ребенку следует показывать карточки со слогами, составленными из указанных фонем. И вместе с ним четко произносить эти слоги. Для игр подойдут картинки с изображениями предметов, в названиях которых встречаются «л», «р» и «в» и которые малыш должен называть. Полезно вставлять пропущенные слоги в готовые слова и пропущенные слова в знакомые ребенку загадки, пословицы, стихи.

Эта работа потребует времени, внимания и терпения со стороны родителей. Но она обязательно принесет свои плоды. Заниматься постановкой речи у ребенка нужно, так как в будущем это позволит избежать стеснения в коллективе, проблем при общении со сверстниками и обидных «колкостей» со стороны одноклассников.

«Своевременное обращение к логопеду способствует тому, что ребенок сохранит устойчивый психоэмоциональный фон и будет гармонично развиваться, — отмечает Анна Французова. — Но даже во взрослом возрасте этот дефект речи можно исправить. И слово «любовь», обращенное к вашей второй половинке, будет звучать особенно красиво».

Обучающая буква Y Звук - может быть согласной или гласной

Почему O Почему Y - согласный и гласный?

Буква Y уникальна в английском алфавите, поскольку она может быть как согласной, так и гласной! В дополнение к обычным 5 гласным A, E, I, O, U буква Y иногда также может выступать в качестве гласной. Еще больше усложняет ситуацию то, что буква Y имеет несколько разных фонем (звуков). Например:

BABY and HAPPY - Y издает звук "ага" / ee /

GYM и GYPSY - Y издает звук / i / ("ih")

CRY and FLY - Y издает звук "глаз" / igh /

См. Короткое видео ниже для демонстрации.

Итак, с таким количеством сложностей, как вы подойдете к обучению этому письму? Если у вас была возможность ознакомиться с некоторыми из наших других занятий с письмами, вы увидите, что в изучении букв и звуков мы уделяем особое внимание тому, что мы с самого начала придерживаемся «основного кода» - обучая только наиболее распространенным звук букв. Это значительно уменьшает путаницу для детей, и они могут узнать больше о сложных «вещах» немного позже, когда они усвоят базовый код.

Итак, для буквы Y мы будем учить звук / ee / в таких словах, как SILLY и HAPPY. Ниже приведены различные виды деятельности по изучению фонематики.

Учебная деятельность для / г /

  • Распечатайте букву Y на листе бумаги и подготовьте распечатки следующих слов Y
    • ДА
    • ЯМ
    • ЕЩЕ
    • СЧАСТЛИВЫЕ
    • СИЛЛИ
    • ЗАПАХ
  1. Покажите ребенку букву Y и покажите, как произносить звук / ee /.
  2. Попросите ребенка попрактиковаться в воспроизведении звука / ee /.
  3. Попрактикуйтесь со словами, перечисленными выше
  4. Идентификационная активность фонемы: попросите вашего ребенка озвучить и найти все звуки / ee / (y) в приведенном выше списке слов
  5. Действия по удалению фонем:
    1. Если мы удалим / y / из YAM, каким словом он станет? (AM)
    2. Удалите звук / y / из SMELLY, какое слово это теперь? (ЗАПАХ)
  6. Практика сегментации фонем: попросите ребенка сегментировать фонемы в каждом из приведенных выше слов.Например:
    1. ДА - / y / / e / / s /
    2. ЯМ - / у / / а / / м /
    3. ЕЩЕ - / г / / э / / т /
    4. СЧАСТЛИВЫЙ - / ч / / а / / п / / у /
  7. Работайте по таблице, представленной ниже.

Письмо Y Рабочие листы


>> Щелкните здесь, чтобы увидеть очень простую и эффективную программу чтения, которая научит вашего ребенка читать всего за 12 недель

занятий по произношению | LearnEnglish Kids

Ким Эшмор, учитель и писатель

Введение

Учащиеся часто беспокоятся о произношении, но вам не обязательно говорить, как носитель английского языка, чтобы иметь возможность общаться на английском языке.В Великобритании и других странах, где английский является родным языком, используются разные акценты. Английский также широко используется в таких странах, как Индия и Сингапур, и все чаще используется в качестве глобального языка. Есть много разных вариантов английского языка - вы, наверное, сами это открыли. Не волнуйтесь, если ваш ребенок не говорит с «идеальным» английским произношением. Позвольте ребенку играть и открывать для себя звуки - это важный этап в изучении языков.

Занятия, которыми вы можете заниматься с ребенком

Есть много занятий, которые вы можете сделать со своим ребенком, чтобы попрактиковаться в произношении.Выберите занятия, которые, по вашему мнению, понравятся вашему ребенку больше всего. Постарайтесь сделать занятия как можно более увлекательными и прекратите, когда ваш ребенок насытится.

Вот несколько идей для занятий:

Песни и стишки

Песни, стишки и песнопения - отличный способ познакомить детей младшего возраста со звуками английского языка. Многие песнопения и детские песенки повторяются и легко запоминаются, и вашему ребенку не нужно будет уметь читать или писать по-английски.На сайте LearnEnglish Kids вы найдете несколько традиционных песен и детских песен. Слушайте песни, разучивайте их вместе и пойте стихотворения где угодно и когда угодно - в машине, по дороге в школу, в ванне!

Прослушивание рассказов

Слушать, как кто-то читает вслух, следя за текстом, - это хороший способ для детей понять, как звучат слова, а также узнать, как слова звучат в предложениях. Если вы не чувствуете себя достаточно уверенно, чтобы читать своему ребенку вслух, то на сайте LearnEnglish Kids есть истории, которые вы можете послушать вместе.Вы также можете брать книги с компакт-дисками из библиотеки, если это возможно, или покупать их. Возможно, вы могли бы поделиться книгами и компакт-дисками с друзьями и создать свою собственную библиотеку?

Игры

Говорите ребенку слова тихо. Могут ли они угадать, какие слова вы говорите, глядя на ваш рот? Это заставит их сконцентрироваться на формах рта для различных звуков. Когда ваш ребенок поймет игру, он может молча сказать вам несколько слов.

Создайте персонажа с именем, которое начинается со звука, на котором вы хотите сосредоточиться, например / dz /, который является звуком буквы «J» в слове «Jack».Попросите ребенка нарисовать Джека, а затем подумайте обо всех вещах, которые нравятся Джеку и которые начинаются с того же звука, например, жонглирование, варенье, японская еда и т. Д. Теперь нарисуйте эти вещи вокруг изображения Джека.

Поиграйте в рифму, выбрав одно слово, например стул. Попросите ребенка нарисовать слово, а рядом с картинкой напишите (или нарисуйте) слова, которые имеют такое же звучание, например, волосы, заяц, одежда, груша.

Скороговорки

Попробуйте скороговорки.Это может быть интересный способ практиковать звуки с детьми старшего возраста. Вот несколько популярных английских скороговорок.

  • Продает ракушки на берегу моря
  • Настоящий медный кофейник
  • По скалистым скалам пробежал оборванный негодяй
  • Красный грузовик, желтый грузовик, красный грузовик, желтый грузовик
  • Большой черный жук укусил большого черного медведя
  • Питер Пайпер сорвал маринованный перец. Где кусок маринованного перца, который сорвал Питер Пайпер?

Вы можете найти больше скороговорок на сайте LearnEnglish Kids.Слушайте скороговорки и тренируйтесь произносить их. Как быстро вы можете их произносить? Вы можете обсудить, какие звуки сложны, а какие похожи на ваш родной язык или отличаются от него.

7.2. Настройка звуковой карты

7.2. Настройка звуковой карты

Предоставлено Моисеем Муром.

Улучшено Марком Фонвьей.

Перед началом настройки определите модель звуковая карта и чип, который она использует. FreeBSD поддерживает широкий разнообразие звуковых карт.Проверьте поддерживаемые аудиоустройства список оборудования Примечания, чтобы узнать, поддерживается ли карта и какая FreeBSD драйвер, который он использует.

Чтобы использовать звуковое устройство, его драйвер устройства должен быть загружен. Самый простой способ - загрузить модуль ядра для звуковая карта с kldload (8). В этом примере загружается драйвер для встроенного аудиочипсета на базе Intel спецификация:

  #    kldload snd_hda   

Чтобы автоматизировать загрузку этого драйвера во время загрузки, добавьте драйвер к / boot / loader.conf . Линия для это драйвер:

 snd_hda_load = "YES" 

Другие доступные звуковые модули перечислены в /boot/defaults/loader.conf . Когда не уверен какой драйвер использовать, загрузите snd_driver module:

  #    kldload snd_driver   

Это метадрайвер, который загружает все самые распространенные звуковые драйверы и могут быть использованы для ускорения поиска правильный драйвер.Также есть возможность загрузить все звуковые драйверы. добавив метадрайвер в /boot/loader.conf .

Чтобы определить, какой драйвер был выбран для звуковой карты после загрузки метадрайвера snd_driver , введите cat / dev / sndstat .

7.2.1. Настройка собственного ядра с поддержкой звука

Этот раздел предназначен для пользователей, которые предпочитают статическую компиляцию в поддержке звуковой карты в кастомном ядре. Для большего информацию о перекомпиляции ядра см. в главе 8, Настройка ядра FreeBSD .

При использовании собственного ядра для поддержки звука, сделайте убедитесь, что драйвер аудиофреймворка существует в пользовательском файл конфигурации ядра:

 звук устройства 

Затем добавьте поддержку звуковой карты. Чтобы продолжить пример встроенного аудиочипсета на базе Intel спецификацию из предыдущего раздела, используйте следующие в настраиваемом файле конфигурации ядра:

 device snd_hda 

Обязательно прочтите страницу руководства драйвера для имя устройства, которое будет использоваться для драйвера.

Звуковые карты ISA без поддержки PnP могут потребовать IRQ и порт ввода-вывода настройки карты, которую нужно добавить /boot/device.hints . Во время загрузки процесса, загрузчик (8) читает этот файл и передает настройки ядра. Например, старый Creative Карта SoundBlaster 16 ISA без поддержки PnP будет использовать snd_sbc (4) в сочетании с snd_sb16 . Для этой карты следующие в файл конфигурации ядра необходимо добавить строки:

 device snd_sbc
device snd_sb16 

Если карта использует порт ввода-вывода 0x220 и IRQ 5 , эти строки также необходимо добавить в / загрузка / устройство.подсказки :

 hint.sbc.0.at = "isa"
hint.sbc.0.port = "0x220"
hint.sbc.0.irq = "5"
hint.sbc.0.drq = "1"
hint.sbc.0.flags = "0x15" 

Синтаксис, используемый в /boot/device.hints описан в звуке (4) и на странице руководства для драйвер звуковой карты.

Параметры, показанные выше, являются значениями по умолчанию. В некоторых случаях может потребоваться изменить IRQ или другие настройки на сопоставьте карту. Обратитесь к snd_sbc (4) для получения дополнительной информации. об этой карте.

После загрузки необходимого модуля или перезагрузки в кастомное ядро, звуковая карта должна быть обнаружена.Подтвердить, запустить dmesg | grep pcm . Этот пример от системы со встроенным чипсетом Conexant CX20590:

 pcm0:  в nid 5 на hdaa0
pcm1:  в nid 6 на hdaa0
pcm2:  в nid 31,25 и 35,27 на hdaa1 

Состояние звуковой карты также можно проверить с помощью эта команда:

  #    cat / dev / sndstat  
Аудиодрайвер FreeBSD (newpcm: 64bit 2009061500 / amd64)
Установленные устройства:
pcm0:  (воспроизведение)
pcm1:  (воспроизведение)
pcm2:  (воспроизведение / запись) по умолчанию 

Выходной сигнал зависит от звуковой карты. Если нет pcm В списке устройств, проверьте еще раз что правильный драйвер устройства был загружен или скомпилирован в ядро. В следующем разделе перечислены некоторые общие проблемы и их решения.

Если все пойдет хорошо, звуковая карта теперь должна работать во FreeBSD. Если привод CD или DVD правильно подключен к звуковой карте, можно вставить аудио компакт-диск в дисковод и воспроизведите его cdcontrol (1):

 %    cdcontrol -f / dev / acd0 play 1   

Предупреждение:

Аудио компакт-диски имеют специальные кодировки это означает, что их нельзя монтировать с помощью крепление (8).

Различные приложения, такие как аудио / рабочий, предоставьте более дружелюбный интерфейс. Порт audio / mpg123 может быть установлен для прослушивания аудиофайлов в формате MP3.

Еще один быстрый способ проверить карту - отправить данные на / dev / dsp :

 %    cat   filename  > / dev / dsp   

где имя файла банка быть любым типом файла. Эта команда должна произвести некоторый шум, подтверждение того, что звуковая карта работает.

Примечание:

Узлы устройств / dev / dsp * будут создаваться автоматически по мере необходимости. Когда они не используются, они не существуют и не будут отображаться в выводе лс (1).

7.2.3. Настройка звуковых устройств Bluetooth

Подключение к устройству Bluetooth выходит за рамки этого главу. См. Раздел 31.5, «Bluetooth» для получения дополнительной информации.

Чтобы заставить приемник звука Bluetooth работать со звуком FreeBSD система, пользователи должны установить audio / virtual_oss first:

  #    pkg install virtual_oss   

audio / virtual_oss требуется cuse для загрузки в ядро:

  #    kldload cuse   

Чтобы загрузить cuse во время запуска системы, запустите эта команда:

  #    sysrc -f / boot / loader.conf cuse_load = yes   

Чтобы использовать наушники как приемник звука с audio / virtual_oss, пользователям необходимо создать виртуальное устройство после подключения к аудио Bluetooth устройство:

  #    virtual_oss -C 2 -c 2 -r 48000 -b 16 -s 768 -R / dev / null -P / dev / bluetooth /   наушники   -d dsp   

Примечание:

наушники в этом примере имя хоста из / etc / bluetooth / hosts .Вместо него можно использовать BT_ADDR .

Обратитесь к virtual_oss (8) за дополнительной информацией.

7.2.4. Устранение неполадок со звуком

Таблица 7.1, «Общие сообщения об ошибках» перечислены некоторые распространенные сообщения об ошибках и их решения:

Таблица 7.1 Общие сообщения об ошибках

Ошибка Решение
sb_dspwr (XX) timed out

Порт ввода / вывода не установлен правильно.

bad irq XX

IRQ установлен неправильно. Убедись что установленное IRQ и звуковое IRQ являются одна и та же.

xxx: gus pcm не прикреплен, вне память

Недостаточно доступной памяти для использовать устройство.

xxx: не открывается / dev / dsp!

Тип fstat | grep dsp , чтобы проверить, не держа устройство открытым. Заслуживающие внимания нарушители спокойствия звук и Звук KDE служба поддержки.

Современные видеокарты часто имеют собственный звук драйвер для использования с HDMI. Этот звук устройство иногда перечисляется перед значением звуковой карты что звуковая карта не будет использоваться в качестве воспроизведения по умолчанию устройство. Чтобы проверить, так ли это, запустите dmesg и ищите шт. . Результат выглядит примерно так это:

 ...
hdac0: Версия драйвера HDA: 20100226_0142
hdac1: Версия драйвера HDA: 20100226_0142
hdac0: Кодек HDA # 0: NVidia (Неизвестно)
hdac0: Кодек HDA # 1: NVidia (Неизвестно)
hdac0: Кодек HDA # 2: NVidia (Неизвестно)
hdac0: Кодек HDA # 3: NVidia (Неизвестно)
pcm0:  на cad 0 nid 1 на hdac0
pcm1:  на cad 1 nid 1 на hdac0
pcm2:  на cad 2 nid 1 на hdac0
pcm3:  в cad 3 nid 1 на hdac0
hdac1: HDA-кодек №2: Realtek ALC889
pcm4:  в cad 2 nid 1 на hdac1
pcm5:  на cad 2 nid 1 на hdac1
pcm6:  на cad 2 nid 1 на hdac1
pcm7:  на cad 2 nid 1 на hdac1
... 

В этом примере видеокарта ( NVidia ) был перечислен до звуковая карта ( Realtek ALC889 ). Чтобы использовать звуковая карта в качестве устройства воспроизведения по умолчанию, измените hw.snd.default_unit к модулю, который должен использовать для воспроизведения:

  #    sysctl hw.snd.default_unit =   n     

где n - номер звука устройство для использования. В этом примере это должно быть 4 .Сделайте это изменение постоянным, добавив следующая строка для /etc/sysctl.conf :

 hw.snd.default_unit =   4   

7.2.5.Использование нескольких источников звука

Предоставлено Муниш Чопра.

Часто желательно иметь несколько источников звука которые могут играть одновременно. FreeBSD использует «Виртуальные звуковые каналы» для мультиплексирования звука воспроизведение карты путем микширования звука в ядре.

Три ручки sysctl (8) доступны для настройки виртуальные каналы:

  #    sysctl dev.pcm.0.play.vchans = 4  
  #    sysctl dev.pcm.0.rec.vchans = 4  
  #    sysctl hw.snd.maxautovchans = 4   

В этом примере выделяется четыре виртуальных канала, что является практичный номер для повседневного использования. И то и другое dev.pcm.0.play.vchans = 4 и dev.pcm.0.rec.vchans = 4 настраиваются после подключения устройства и представляют количество виртуальные каналы pcm0 для воспроизведения и запись.Поскольку модуль pcm может загружаться независимо от драйверов оборудования, hw.snd.maxautovchans указывает, сколько виртуальные каналы будут предоставлены аудиоустройству, когда оно прилагается. Обратитесь к pcm (4) для получения дополнительной информации.

Примечание:

Количество виртуальных каналов для устройства не может быть изменен во время использования. Сначала закройте все программы, используя устройства, например музыкальные плееры или звуковые демоны.

Правильное устройство pcm будет автоматически назначается прозрачно программе, которая запрашивает / dev / dsp0 .

7.2.6. Установка значений по умолчанию для каналов микшера

Предоставлено Josef El-Rayes.

Значения по умолчанию для различных каналов микшера: жестко запрограммированы в исходном коде драйвера pcm (4). В то время как уровни микшера звуковой карты можно изменить с помощью микшера (8) или сторонние приложения и демоны, это не постоянный решение. Чтобы вместо этого установить значения микшера по умолчанию в драйвере уровень, определите соответствующие значения в /boot/device.hints , как видно на этом пример:

 подсказка.pcm.0.vol = "50" 

Это установит для канала громкости значение по умолчанию 50 когда модуль pcm (4) загружен.

Почему не работают динамики моего компьютера?

Обновлено: 30.11.2020, Computer Hope

На этой странице вы найдете информацию о том, что делать, если вы не слышите звук из динамиков вашего компьютера. Приведенные ниже разделы по устранению неполадок следует выполнять по порядку, поскольку они помогут вам определить проблему в процессе устранения.

Объем выпуска

Если у вас возникли проблемы с громкостью звука на вашем компьютере, следующие действия могут помочь вам решить проблему.

Настольные колонки выключены

Этот шаг может показаться тривиальным, но решение проблем лучше всего работает, когда вы начинаете с основ. Убедитесь, что ручка громкости на динамиках повернута достаточно, чтобы воспроизводить звук. Каждая пара динамиков с регуляторами увеличивает громкость, поворачивая ее слева направо, иначе известный как по часовой стрелке.

Динамики ноутбука выключены

Если вы используете портативный компьютер без подключенных внешних динамиков, убедитесь, что громкость увеличена с помощью элементов управления на клавиатуре. Регуляторы громкости могут быть кнопками (показаны на рисунке) или вторичной функцией другой клавиши, обозначенной синим текстом. Чтобы активировать эти клавиши, одновременно удерживайте клавишу Fn на вторичной функциональной клавише.

Контрольные динамики выключены

В некоторые мониторы встроены динамики.Вам нужно будет либо использовать кнопки на мониторе, либо отрегулировать громкость в настройках Windows, либо использовать клавиатуру. Поскольку все производители мониторов имеют разные кнопки и элементы управления, пожалуйста, обратитесь к руководству пользователя для конкретных шагов.

Убедитесь, что громкость программного обеспечения также увеличена

Важным аспектом звука на компьютере с внешними динамиками является то, что он в основном управляется программным обеспечением. Например, если громкость понижена или отключена в настройках программного обеспечения, не имеет значения, насколько высоко включены внешние динамики.Динамики не воспроизводят звук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *