Постановка звука р у взрослых: Автоматизация звука Р у взрослых
На приеме у логопеда. Постановка звуков у взрослых.
Самым частым поводом обращение к логопеду является неправильное звукопроизношение. Конечно, «любимыми» звуками для работы можно смело называть «р» и «рь». Далеко не все дети научаются самостоятельно выговаривать их правильно, а из части таких детей вырастают взрослые, которым не была оказана логопедическая помощь. Легкий французский акцент при горловом «р», замещение звуков на другой (чаще всего на «л» ) или просто пропуск труднопроизносимого звука искажают речь и обращают на себя внимание окружающих.
Конечно, можно ничего не исправлять. Вон, Эдвард Радзинский даже по телевизору выступает, авторские передачи создает и вообще очень уважаемый человек. И любой другой может жить и строить карьеру, не выговаривая не только «р» и «рь», а и половину других звуков. («Л», «ль», «с», «з», «ч» — тоже частые «гости» на приеме у логопеда). Но ведь дело то совсем не в том, как можно, а в том — чего хотите вы. Из-за неправильного звукопроизношения и нечеткости речи многие начинают стесняться проявлять себя, выступать на публику, теряют уверенность. Принимая решение о том, идти к логопеду или нет, стоит задать себе вопрос: а нужно ли мне это? Действительно ли я хочу заниматься исправлением своей речи?
Вопрос важный еще и потому, что заниматься постановкой звуков будет не только специалист. От вас потребуется желание изменить свою речь, активное участие и желательное выполнение домашних заданий. Это непременные условия для исправления произношения. И вы сами это поймете, когда будете немного представлять процесс работы.
Первый прием – диагностика.Если звук попросту отсутствует «научить» язык и губы принимать нужную форму для его произношения легче, чем, если уже есть искаженное произношение. Переучиваться всегда сложнее, а особенно если оно закреплялось не один десяток лет, как это порой бывает у взрослых.
Первое, что будет делать логопед на приеме – это устанавливать какие звуки выговариваются неправильно и что именно нужно сделать, чтобы помочь вам изменить ситуацию. Процесс будет идти легче и проще, когда все хорошо с физиологической и аудиологической точки зрения . То есть органы речи и слух функционируют нормально.
Но бывает и так, что произносить сложный звук правильно человек не может в силу других причин. Например, короткая уздечка делает невозможным полноценную постановку языка в верхнее положение, что не позволит освоить «р», «ш», «ж», «л». Нарушение фонетико-фонематического восприятия осложнит дифференциацию схожих звуков: «с»-«з», «п»- «б», «д»- «т». Общее снижение слуха тоже является препятствием, затрудняющим формирование правильной речи.
Сочетание и учет всех факторов необходимы, чтобы оценить объем предстоящей работы, выяснить, нужны ли консультации других специалистов и составить индивидуальный план исправления звукопроизношения. Иногда этот план может быть очень коротким и составлять пять встреч, некоторые звуки (например, «ль») при помощи специалиста могут «встать» уже на первом занятии и тогда еще четыре нужны будут для умения произносить трудный звук в речи.
Этап первый – постановка звука.Все последующие действия будет производиться для каждого звука. Заметьте – звука, а не буквы. То есть в букве «р» звуков два: [р] и [рь], — и каждый из них требует отдельных усилий. Сначала нужно поставить звук, то есть сделать так, чтобы вы могли его правильно выговаривать. Логопед, используя специальные инструменты, зеркало, а порой и собственные руки, покажет вам, в каком положении должны находиться все органы артикуляции (язык, губы, зубы) для верного произношения.
Чтобы научиться фиксировать это положение и произносить проблемный для вас звук изолированно, необходимо приложить усилия. Во-первых, нужно будет «научить» все органы речи принимать верное положение – поэтому вам предложат специальную зарядку, артикуляционную гимнастику, выполнять которую хорошо бы не только на приеме у логопеда, но и дома.
Во-вторых, первое время правильное произнесение трудного звука будет требовать от вас усилий, далеко не сразу все начнет получаться естественно само собой. Зеркало здесь будет вашим первым другом и помощником. Именно оно будет как в сказке «говорить и докладывать всю правду» о том, что вы делаете хорошо, а что – не очень.
И вот – ура! Все получилось, и вы, к примеру, можете рычать как тигр. Но вот только говорить слова со звуком [р] вы пока не в силах, а потому – переходим к следующему этапу.
Этап второй – от звука к фразе.Постепенно, шаг за шагом, вы будете учиться вставлять звук в речь. Артикуляционная гимнастика – по-прежнему ваш друг и помощник, но воспроизводить проблемный звук вам все легче и легче. Пора переходить к слогам, в упражнениях оттачивая соединение согласного со всеми гласными. Точнее, с теми, которые соответствуют области вашей работы с логопедом, мы же помним, что звук не равен букве. Если, вы осваиваете [р], то это будут ра-, ро-, ры-, ру-, ры-, а если [рь] – ре-, ри-, рю-, ря-, рё-.
Потом потихоньку переходим к освоению произношения трудного звука в начале слова, в конце и в середине, начинаем его сочетать не только с гласными, но и с согласными. На занятиях логопед будет помогать вам не сбиться с «правильного» звука и учить слышать себя.
Специалист также подберет упражнения и чистоговорки в соответствии с вашими успехами и в нужной для автоматизации последовательности. Так, кажется, вам незнаком этот профессиональный термин, сейчас мы поясним. Автоматизацией как раз называется тот процесс, о котором идет речь, призванный довести ваш новый навык до совершенства, до состояния, когда он уже не требует никаких усилий, когда он становится таким же естественным как дышать.
Ваша домашняя работа будет расширяться, и включать в себя все новые и новые задания. Например, произнести четко и правильно, выделяя [р]:
Ра-ра-ра. Вот глубокая но-ра.
Ру-ру-ру. Я топор беру.
Главное, не останавливаться на достигнутом. Если вы дошли до проговаривания звука в словах, это еще совсем не значит, что работа закончена. Очень часто на данном этапе правильное произношение требует повышенной концентрации внимания, и звук явно выделяется из остальной речи. Поэтому – продолжаем посещать занятия и обязательно тренируемся дома, желательно, каждый день. И вот – вы уже можете произносить не только слова и слоги, но и целые фразы, в том числе скороговорки.
Помните «Карнавальную ночь», где главная героиня с метлой в руках и орехами за щеками тренировалась говорить четко: «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон»? В случае же с [р] вам могут быть предложены для проговаривания такие фразы:
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет, если бы Карл не крал кораллы, Клара б у Карла не крала кларнет. На дворе трава, на траве – дрова, не руби дрова не траве двора.
Так, кажется, прочитав все вышеизложенное, вы пришли к выводу, что это не для вас и до желанной правильной и красивой речи годы работы. На самом деле, все не так страшно. Чаще всего уже в самом начале работы с логопедом появляются первые успехи, а темп продвижения в работе может быть очень быстрым и за месяц-другой упорных занятий можно поставить звук [р].
Этап третий – автоматизация в речи.Так как вам уже знаком этот термин, то мы его здесь упомянем, потому что он лучше всего объясняет последний шажок к правильному и красивому произношению. Итак, как вы уже поняли, вам предстоит научиться использовать ваш новый звук в речи, да так, чтобы это получалось легко и непринужденно.
Теперь уже вы всегда и везде должны будете следить за тем, чтобы полученные навыки нашли применение на практике и ваш новый звук радовал слух. Поставленный и отработанный звук постепенно приживется и уже никогда не будет вас смущать или обращать на себя повышенное внимание окружающих.
Поделиться:
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.
последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков
При поражении нервной системы нарушается связь речевого аппарата с центральной нервной системой. Развивается дизартрия, ограничивается подвижность голосовых органов – языка, нёба, губ, замедляется артикуляция. У детей дизартрия сопровождается недоразвитием речи, нарушением способности чтения и письма, неправильным произношением слов. Дизартрия возникает как последствие поражения ЦНС при детском церебральном параличе, опухолях, нейроинфекциях, травмах и других заболеваниях. У взрослых расстройство речи может возникнуть после инсульта, при развитии опухоли головного мозга, при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, нейросифилисе и других заболеваниях.
В неврологическом отделении Юсуповской больницы проводят диагностику и лечение различных заболеваний нервной системы, в том числе демиелизирующих, болезни Альцгеймера, Паркинсона, нарушений мозгового кровообращения и других поражений нервной системы. В реабилитационном центре применяют современные методики восстановления речи и утерянных способностей больного. Для восстановления мозговой деятельности при поражении нервной системы применяют лечебную физкультуру, упражнения на тренажерах, занятия с логопедом. Различные методы лечения и реабилитации применяются в зависимости от возраста, состояния пациента, степени поражения ЦНС.
Постановка звука «с»
Звук «с» при дизартрии отрабатывается в зависимости от сложности нарушения речи пациента. В сложных случаях, когда у пациента нарушен слух и речь постановка звука «с» может проводиться несколькими способами, с предварительной отработкой звуков «ф», «фа». Логопед учит пациента правильно держать язык при выдохе и одновременно произносить звук. При постановке звука используют специальную тонкую лопатку, которой слегка прижимают язык во время выдоха и отработки звука. Так можно проводить постановку свистящих звуков при дизартрии (переднеязычные зубные, щелевые «з» и «с»). Свистящие звуки образуются с помощью воздушной струи, проходящей через органы речи и напоминающей свист.
При образовании свистящих звуков воздушная струя проходит через узкую щель, которая образуется между передней частью языка и твердым нёбом. Опорным звуком для постановки «с» является звук «и». Поэтому занятия включают произношение звука «и». Врач предлагает спрятать язык за зубы и широко улыбнувшись произнести «и-и-и». Затем врач с пациентом, проговаривают слова, содержащие звук «и», логопед использует различные упражнения. Постановка звука «с» начинается после проведения упражнений со звуком «и» различными способами. Сомкнув зубы и улыбаясь, про себя следует произнести звук «и», затем представить, что дуете на мяч. Губы не должны смыкаться, кончик языка должен находиться за нижними зубами. Во время выполнения упражнения слышится звук «с».
Второй способ выполняется с помощью механического помощника. Кончик языка находится за нижними зубами, зубы обнажены в улыбке, на кончик языка кладут тонкую палочку, слегка прижимая язык. Палочка формирует желобок в центре языка. Врач предлагает пациенту подуть на кончик языка сильной воздушной струей. Слышится звук «с». Для того чтобы упражнение было успешным, следует поднести ко рту тыльную сторону ладони и следить за воздушной струей – она должна быть прохладной и узкой. Когда пациент начинает хорошо произносить звук, переходят к автоматизации звука в предложениях и словах.
Постановка звука «д», звука «т» и «ть»
Постановка звука «т» при дизартрии и «д» начинается с упражнений для языка, которые помогают увеличить его гибкость и снять тонус. Пациент поднимает язык вверх, прикасаясь кончиком языка к нёбу, язык направляет вправо, влево, проводится логопедическая гимнастика. Затем врач предлагает постучать молоточком (языком). Пациент произносит звук «т» приподнимая язык к нёбу и продвигая вперед между передними зубами. Мягкий согласный звук возникает при поднятии языка ближе к нёбу и создания более узкого прохода для выходящего воздуха, чем при произношении твердого согласного звука.
Постановка звука «ть» при дизартрии проводится при помощи метода произношения мягкого согласного звука. Врач-логопед отрабатывает с пациентом произношение мягких и твердых согласных звуков. С помощью шпателя врач прижимает кончик языка, опускает его за нижние зубы, ребенок произносит слог «та» — в результате получается «тя». Врач просит ребенка поцокать языком. Затем ребенок во время цоканья выдыхает, а не вдыхает воздух — получается звук «ти». Для усиления мягкости звук «т» произносится между двумя гласными.
При произношении звука «д» голосовые складки смыкаются, нёбо опущено, в гортани ощущается вибрация. Постановка звука «д» может проводиться несколькими способами: подражанием, от звука «б», от звука «т». От звука «т»: врач кладет одну руку ребенка себе на гортань, вторую на гортань ребенка. Затем произносит звуки «т» и «д» по очереди, просит обратить внимание на разность вибрации гортани при произношении звуков. Обращает внимание на вибрацию при произношении звука «д». От звука «б»: Кончик языка ребенка располагается между зубами. Врач просит произнести слоги «ба-ба-ба», в момент произношения раздвигает губы ребенка – слышатся слоги «да-да-да».
Постановка звука «н»
Проводится артикуляция и постановка звука «н». Во время артикуляции губы находятся в нейтральном положении, кончик языка касается верхних зубов, при произношении звука в носовой полости возникает вибрация. Постановка звука проводится с помощью двух способов: подражания и от звука «м». Способ подражания: пальцем одной руки ребенок касается своего носа, пальцем другой руки носа врача. Врач показывает расположение языка во рту во время произношения звука. Ребенок чувствует вибрацию и пытается повторить.
Способ от звука «м»: язык ребенка просунут между сомкнутыми губами, ребенок произносит протяжное «м». Слышится оттенок звука «н» По мере привыкания к межгубному произношению звука «н» в словах, губы раздвигаются пальцами. Затем язык переводится в нормальное положение к верхним зубам.
Постановка звука «л»
Неправильное произношение звука «л» или пропуск звука «л» называют ламбдацизмом. Встречается несколько видов ламбдацизма:
- При произношении звука «л» слышится звук «у» — двугубный тип.
- Корневая часть языка приходится на мягкое нёбо, при произношении звуков поток воздуха идет через нос и изменяет звук «л» на «нг», речь становится гнусавой – носовой тип.
- Кончик языка во время произношения звуков перемещается в межзубное пространство – межзубный тип.
- Звук «л» совсем не проговаривается.
Ребенок может не произносить звук «л» по нескольким причинам:
- У ребенка короткая подъязычная связка.
- Ослаблены мышечные ткани языка.
- Ребенок не воспринимает звук «л», нарушен фонематический слух.
Подготовка к постановке звука «л» при дизартрии начинается с артикуляции. Следует правильно располагать органы артикуляции – губы, нёбо, язык. Зубы не должны смыкаться, кончик языка должен упираться в верхние десна или зубы, он должен быть напряжен. Верхнее нёбо и корневая часть языка должны быть приподняты, вибрация создается в области голосовых складок. Постановка звука зависит от вида ламбдацизма. При двугубом ламбдацизме произношение звука нарушается из-за неправильного расположения губ. В этом случае используют упражнение с улыбкой, зубы сжимаются, а губы разводятся в улыбке. Логопед проводит с ребенком артикуляционную гимнастику, занятия, во время которых снимается напряжение губ. Также звук «л» можно поставить по подражанию. Логопед показывает ребенку правильное расположение губ, языка, зубов и произносит звук. В это время ладонь ребенка располагается на щеке врача, и он чувствует, как создается вибрация. Звук «л» относится к сложным звукам, постановка которых формируется к 6 годам жизни ребенка.
Постановка звука «э», «ы» и других гласных
Постановка звука «ы» при дизартрии, а также звуков «у», «э», «о», «а», «и» проводится в первую очередь. Логопед уточняет артикуляцию гласных звуков. Затем начинается работа с мягкими сонарами, затем с их твердыми парами звуков. Предварительно проводится логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Врач предлагает ребенку глубоко вдохнуть через нос, слегка улыбаясь открыть рот, кончик языка направить к нижним резцам. Выдохнуть и шепотом произнести звук «э», затем упражнение повторить с голосом.
Как поставить звук «р»
Как ставить звук «р» при дизартрии, как сделать процесс автоматизации звука «р» интересным, знает опытный врач-логопед. Постановка звука «р» при дизартрии может занять длительное время. После разминки врач предлагает ребенку запомнить слова, затем повторить их с помощью картинок. На картинках изображены предметы, цветы, растения, животные, названия которых содержат звук «р». Такие занятия тренируют память и правильное звукопроизношение. Способы, которые применяют при постановке звука «р»:
- Подражание.
- С помощью артикуляции.
- Механическая помощь: от опорного звука, от артикуляционного уклада.
Постановка звука «м»
Губы плотно смыкаются, затем раскрываются быстрым выдохом воздуха. При произношении звука «м» ощущается легкая вибрация носа и щек. Постановка звука «м» может проводиться способом подражания. Врач прижимает к своей щеке руку ребенка, к щеке ребенка свою руку. Ребенок чувствует вибрацию через свою ладонь и воспроизводит вибрацию сам. Также проводят занятия с повторением слогов, содержащих звук «м» — ма-мо, ма-ма, му-ма и других.
Постановка звука «ф»
Подготовка к постановке звука «ф» начинается с проведения артикуляционной гимнастики, самомассажа лица, уточнения артикуляции звука. Артикуляция звука «ф» начинается со сближения нижней губы и верхних зубов. Кончик языка находится в ротовой полости на дне, язык отодвинут назад, мягкое нёбо приподнято. Нарушение произношения звука «ф» происходит редко, в случаях наличия дефекта губы.
Постановка звука «й»
Звук «й» относится к среднеязычным, ротовым, щелевым, согласным, звонким, мягким звукам. Перед постановкой звука «й» проводится логопедическая гимнастика, затем звук ставится по подражанию, которое сопровождается тактильными ощущениями и показом артикуляции. Постановку звука можно проводить произнесением звукосочетаний «йа» в быстром темпе, использовать звук «зь», нажимая при произношении звука на кончик языка ребенка – получается звук «й». Звук «й» слышен при звонком произношении звука «хь».
Постановка звука «ц»
Постановка звука «ц» проводится после того, как ребенок начинает хорошо выговаривать звуки «с» и «т». При быстром повторении и слиянии звуков «т-с» получается звук «ц». Звучание звука «ц» можно добиться по подражанию. Ладонь ребенка подносится ко рту врача-логопеда, звук «ц» произносится на сильном выдохе – ребенок чувствует струю холодного воздуха на своей ладони. Врач показывает ребенку положение языка, губ и зубов при произношении звука. Затем ребенок должен несколько раз повторить слоги, состоящие из звукосочетания «ц» и гласных.
При произношении звука кончик языка упирается в передние зубы, язык выгнут и поднят, боковые края органа напряжены. Во время произношения звука кончик языка отходит от передних зубов, усиливая поток воздуха. Примыкающая к нёбу часть языка опускается. Зубы при произношении сближены, губы растянуты в улыбку. Воздух выходит толчком при размыкании нёба и языка, приложенная ко рту ладонь ощущает сильную и холодную струю. Для закрепления результата врач произносит с ребенком скороговорки, играет в игры на опознание звука «ц» с закрытыми глазами.
При межзубном сигматизме для хорошего произношения звука применяют лопаточку или чайную ложечку, которой фиксируют кончик языка с внутренней стороны нижних зубов во время произношения звука. Средняя часть языка должна соединиться с твердым нёбом. При губно-зубном сигматизме нижняя губа мешает произношению звука. Для чистоты произношения звука врач придерживает нижнюю губу ребенка, пока ребенок учится произносить прямые и обратные слоги, содержащие звук «ц». Постановка звука «ц» проводится с помощью ежедневных занятий с ребенком, с помощью игр, проговаривания скороговорок.
Постановка звука «ш»
Постановка звука «ч» при дизартрии и звука «ш», «д», «ж», «щ», «ц», «г», «б», «р», а также постановка звука «з» при дизартрии проводится вторым этапом. Способы постановки звука «ш» при дизартрии применяются после того, как ребенок научится делать языком чашечку. Широкий язык приподнимается к верхним зубам, не пропуская по краям воздух. Кончик языка образует щель с нёбом. Ребенок должен с некоторым усилием выдохнуть теплый воздух, в гортани не должна создаваться вибрация. Исправление звука «ш» может проходить от звука «р» и слога «кш». Постановка звука проводится с применением шпателя или лопаточки, которые помогают тормозить вибрацию языка и в результате получается шипение. Постановка звука может проходить по подражанию.
Постановка звука «п»
На первом этапе лечения автоматизируется звук «п», проводится дифференцировка звука «п». Очередность постановки звуков зависит от степени сложности для произношения, постепенности перехода от несложно произносимых к сложно произносимым звукам. Очередность постановки звуков будет зависеть от схожести по артикуляции и акустике. Звук «п» губно-зубной, ротовой, взрывной, смычный, мгновенный, глухой. В момент произношения звука губы сомкнуты и напряжены, затем губы размыкаются, и воздух толчком выходит наружу. Между зубами небольшое расстояние, мягкое нёбо закрывает проход в нос, голосовые связки разомкнуты. Постановка звука проходит по подражанию, используется речедвигательная ритмика.
Постановка шипящих звуков
Обучение проходит с помощью занятий, методы постановки шипящих звуков зависят от диагноза, уровня нарушений психомоторных функций. Используется принцип индивидуального подхода, занятия должны развивать ребенка эмоционально, интеллектуально. Во время постановки звуков подключаются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, используются двигательно-кинестетический, слухо-зрительно-кинестетический, дидактический методы. Проводится активная и пассивная артикуляционная гимнастика, массаж.
Постановка звуков при стертой дизартрии
Дизартрия классифицируется как несколько видов нарушений:
- Псевдобульбарная дизартрия. При таком нарушении обнаруживаются двусторонние очаговые повреждения нервных волокон, проходящих от пирамидных нейронов коры прецентральной извилины мозга до двигательных ядер черепных нервов (пирамидный путь).
У больного укорочены дыхательные и речевые циклы, произносимые фразы обрывисты.
- Бульбарная дизартрия. Нарушение связано с очаговым повреждением нервных волокон чаще всего в продолговатом мозге. Речь взрослого больного невнятная, гнусавая, сложная для восприятия.
- Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Происходит поражение подкорковых ядер нервов головного мозга. Речь больного может изменяться от ускорения до замедления, может быть слишком разборчивой или смазанной, невнятной.
- Корковая дизартрия. Поражается кора головного мозга. Поражение коры мозга сопровождается утратой речи, сохраняется понимание произносимых другими слов и фраз.
- Мозжечковая дизартрия. Нарушение связано с поражением нервных волокон мозжечка и проводящих путей. Речь больного гнусавая, медленная, сегментированная, невнятная.
Дизартрия имеет классификацию по шести формам:
- Спастическая. Развивается при поражении нервных волокон мышц лица, которое приводит к параличу мышц, при двустороннем центральном парезе, при поражении корково-ядерных путей, двустороннем поражении передних центральных извилин.
- Вялая. Вместе с расстройством речи нередко возникает расстройство глотания, дизартрия развивается в результате периферического пареза или паралича определенных мышц лица.
- Односторонняя верхнемотонейронная. Развивается в результате паралича мышц лица, одностороннего центрального пареза, поражения корково-ядерных путей или передних центральных извилин.
- Гиперкинетическая. Дизартрия развивается при поражении нервных связей подкорковых узлов и самих подкорковых узлов. В этом случае нарушена мелодичность речи, она смазанная, невнятная, звуки произносятся в нос. Относится к экстрапирамидным дизартриям.
- Атаксическая. Дизартрия вызвана поражением мозжечка и проводящих путей. При атаксической дизартрии нарушается модуляция речи, речь становится скандированной, растянутой.
- Гипокинетическая. Развивается при поражении подкорковых узлов и их нервных связей, относится к экстрапирамидным дизартриям.
Также существует смешанная форма дизартрии, которая наблюдается при травмах нервной системы. Логопеды различают несколько степеней нарушения речи:
- Первая степень – дефекты речи малозаметны, выявляются врачом при специальном обследовании.
- Вторая степень – речь понятна, но в произношении отмечаются дефекты речи.
- Третья степень – речь понятна только близким больного, частично ее понимают другие люди.
- Четвертая степень дизартрии – речь непонятна близким людям или полностью отсутствует.
Дифференциация звуков при дизартрии определяется индивидуальным подходом. Два этапа постановки звука при дизартрии помогают отработать гласные и согласные, дифференцировать в определенной последовательности. Порядок постановки звуков при дизартрии зависит от типа дизартрии. Если у ребенка стертая дизартрия, то занятия следует начинать с уточнения гласных звуков, согласные несут в основном семантическую нагрузку. Длительность гласных позволяет быть речи разборчивой, определяет темп и мелодико-интонационную окраску речи.
Логопед, работая с пациентом, по длительности гласных звуков определяет разборчивость произносимых слов, учит произносить гласные звуки с определенной силой и высотой звука — такие занятия придают эмоциональный компонент речи. При дизартрии есть определенная последовательность в лечении, постановке звуков. Постановка гласных звуков при дизартрии проводится первым этапом, затем согласных и сонорных, смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных. Комплексное лечение дизартрии состоит из медикаментозной терапии, ЛФК, иглотерапии, физиотерапии, занятий с логопедом. Врач-невролог Юсуповской больницы определяет степень поражения речевого аппарата, направляет на прием к логопеду. В больнице применяют методы восстановительной терапии при лечении дизартрии, нарушениях речи, с больными занимается логопед и специалисты реабилитационного центра. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.
Что делает букву «R» такой сложной и как ее изменить? — Хорошо сказано: Логопедия Торонто

В детстве вероятность до 75% что эта разница в произношении со временем разрешится сама собой. Однако очень маловероятно, что кто-то, у кого есть проблемы с R после окончания средней школы, научится воспроизводить звук без посторонней помощи.
Что делает R таким сложным?
Одна из вещей, которая делает звук R таким сложным, заключается в том, что существует несколько разных звуков, которые составляют то, что мы считаем звуком «R» в английском языке (когда он произносится с североамериканским акцентом). У нас есть согласная R, часто транскрибируемая фонетиками или речевыми патологами как /r/ (как в слове «красный»). У нас также есть ротические гласные, такие как / ɝ / (как в «ее»). Умение произносить букву «R» в слове «красный» может не помочь человеку чувствовать себя уверенно, когда он говорит «ее», и наоборот.
Еще один фактор, усложняющий изучение R, заключается в том, что нет хорошего ориентира, который мог бы помочь при изучении его произношения. Научиться произносить Т довольно легко, так как вам нужно коснуться нёба, за зубами, кончиком языка. Точно так же, чтобы произнести P, вы соединяете обе губы вместе. Если вы говорите «погладить», вы можете чувствовать, как ваши губы (для P) и язык (для T) касаются нужного места, когда вы произносите каждый звук. Если вы скажете «крыса», ваш язык коснется нёба при звуке «Т». Вы можете заметить, что ваши губы округляются, когда вы произносите «р», но точно почувствовать, что происходит с вашим языком, когда вы произносите этот звук, будет гораздо труднее. .
Чтобы еще больше усложнить ситуацию, существует более одного «правильного» способа произношения «Р». Если вы сравните свое произношение «Р» с произношением ваших друзей и членов семьи, они, скорее всего, будут одинаковыми. Однако, если бы вы могли использовать аппарат МРТ, чтобы увидеть форму вашего языка, когда вы произносите R, вы могли бы заметить, что ваше произношение и произношение вашей семьи и друзей могут немного отличаться.
Как мне получить звук R, который я хочу?
Не всегда нужно «исправлять» звук, который произносится иначе, но желающие изменить произношение R могут обратиться за помощью к логопеду. Из-за усложняющих факторов, описанных выше, звук R может быть трудным для изучения.
Замена R
Если вы хотите изменить то, как вы произносите букву R, для достижения вашей цели потребуется много работы. Ваше участие в этом процессе будет иметь решающее значение, и одного посещения еженедельных занятий с логопедом будет недостаточно для достижения значимых изменений. Будьте готовы проводить часть каждого дня, пытаясь приблизить свой R к вашему целевому произношению, или практиковать свой новый R в разных контекстах, чтобы закрепить свои новые привычки произношения. Одна женщина, с которой я недавно разговаривал, чья R лечилась в подростковом возрасте, рассказала мне, что в конце концов она «выяснила» свою R, сидя в автобусе! Практика ее стратегий для R на занятиях с логопедом казалась глупой неделю за неделей. Только после того, как она попрактиковалась с этими техниками в свободное время, она, наконец, обнаружила, что может позиционировать свой язык так, чтобы хорошо издавать звук.
Традиционные логопедические техники
Традиционное обучение произношению от логопеда может выглядеть по-разному в зависимости от клиента и того, что ему подходит. Но ваш логопед, скорее всего, будет использовать некоторые или все из этих стратегий, чтобы помочь вам правильно произносить звук R:
-
изображения и диаграммы, которые помогут объяснить, что вам нужно делать языком, чтобы произнести звук
упражнения, которые помогут вам лучше понять, где находится задняя часть языка во рту и как двигать ею произвольно
-
использование слов и звуков, которые настраивают вас на желаемое произношение (например, использование гласной «ах», чтобы помочь мышцам вашего рта приблизиться к положению, в котором они сидят для ретрофлекса R)
-
предоставление именно того уровня обратной связи, который необходим для вашего уровня владения звуком
-
назначение домашней практики с учетом ваших сильных и слабых сторон
Использование биологической обратной связи
Технологии потрясающие, и исследования показали, что использование МРТ и УЗИ, в частности, может быть очень эффективным для клиентов, изучающих R! Используя эти машины, клиенты могут наблюдать за своим языком в режиме реального времени и регулировать его положение в соответствии с одной из форм R (Bernhardt et al.
К счастью, можно использовать другие виды обратной связи, которые по-прежнему являются объективными показателями того, насколько эффективно клиент производит Rs (Byun & Hitchcock, 2012). Например, логопед может показать вам, как использовать приложение спектрограммы на вашем телефоне, чтобы помочь вам оценить, становится ли ваш R ближе (или дальше) от вашей цели, когда вы тренируетесь дома. Людям, которые не уверены в том, правильно ли они применяют свои стратегии, помощь со своего телефона или компьютера будет держать их на правильном пути, что поможет им быстрее достичь своих целей.
Цитаты:
Бернхардт Б., Гик Б., Баксфалви П. и Адлер-Бок М. (2005). Ультразвук в логопедической работе с подростками и взрослыми. Клиническая лингвистика и фонетика, 19 (6-7), 605-17.
Делаттр, П., и Фриман, округ Колумбия (1968). Диалектное исследование американского r с помощью рентгеновского кинофильма. Языкознание, 6 , 29–68.
Флипсен, П. (2015). Возникновение и распространенность стойких и остаточных речевых ошибок. Семинары по речи и языку, 36(4) , 217-23
Бьюн, Т. М., и Хичкок, Э. Р. (2012). Изучение использования традиционных и спектральных подходов биологической обратной связи к вмешательству при / r / неправильной артикуляции. Американский журнал патологии речи, 21
Тиеде, М., Бойс, С.Э., Холланд, К., и Чоу, А. (2004). Новая таксономия американского английского ∕r∕ с использованием МРТ и УЗИ. Журнал Акустического общества Америки, 115 , 2633–2634.
Звуковые ошибки речи, как правило, не исправляются во взрослом возрасте без непосредственного лечения. Чтобы поговорить с одним из логопедов Well Said: Toronto Speech Therapy о вашем произношении /r/ (или любых других звуков), запишитесь на первичную консультацию, нажав на ссылку ниже или позвонив по телефону (647) 79. 5-5277.
Лиана Хью Хорошо сказано: Торонто Логопед, логопед, логопед, логопед, взрослый, профессионал, социальные навыки, общение, обсуждение, коллега, рабочая среда, меган смит, шепелявость, шепелявость, произношение, артикуляция
0 лайковЧто логопеды хотят, чтобы вы знали о звуке R — терапия двойным разговором
Для тех из вас, кто торопится, основные выводы этой статьи:
- Р — очень сложный звук по многим причинам
- Р обычно должен быть правильным в большинстве случаев на 5½
- Пожилые клиенты могут изменить свою мышечную память на Р, человек
- Не ждите и не ждите изменится ли звук R без терапии
- Больше, чем звук R необходим для хорошего общения и доверия, и наша работа состоит в том, чтобы помочь вашему ребенку сильные стороны, когда они говорят
Если вы хотите узнать больше об этом печально известном жестком звуке, добро пожаловать и наслаждайтесь чтением!
Хотя логопеды работают над многими аспектами общения, немногие из них так известны, как звук Р. Лично я работал с детьми в начальной, средней и старшей школе, у которых «Р» звучало как «У», «Л», «О» и «эээ». Их часто называют «ошибками R», и они могут быть очень заметны во время разговора. Тем более, что Р — третий по частоте звук, который мы произносим в английском языке. Около 7% слов, которые мы произносим, включают в себя хотя бы один звук Р (1). Если вы читаете эту статью вслух сверху, то к тому моменту, когда вы нажмете здесь восклицательный знак, вы уже встретите более 50 «R-слов»!
Когда мы внимательно изучаем, что должны делать наши губы, чтобы издавать знакомый звук Р, становится совершенно ясно, что для этого требуется очень многое. На самом деле, больше, чем большинство звуков английского языка. Ситуация усложняется тем, что на самом деле существует много разных разновидностей R в английском языке.
Произнесите эти слова:
- Кольцо
- дерево
- еще
- уход
- швырять
Вы, наверное, заметили, что буква Р в каждом слове звучит и ощущается по-разному. Точно так же, когда ваш ребенок учится произносить свои звуки, он слышит много разных типов R. Вместо того, чтобы много тренироваться слышать и произносить только один звук, вашему ребенку нужно выучить много разных R. И, как и при овладении любым другим звуком, вашему ребенку требуется много-много практики, чтобы «усвоить» каждую форму R. Отсутствие последовательности — одна из причин, по которой R так сложен.
Что именно происходит, когда я делаю R?
R сложно отчасти потому, что трудно увидеть, что происходит внутри нашего рта, когда мы это делаем. Это важно, потому что дети очень рано узнают о том, как издавать звуки, глядя на рты других говорящих. Но, увы, это не очень помогает ни для одного из наших звуков R.
Когда мы издаем звук Р, происходит множество вещей, поэтому я перечислил основные аспекты ниже. Каждый из них важен часть R , и значение каждого несколько варьируется в зависимости от типа R — просто попробуйте сказать «больше» без цифры (1) или «шестерня» без цифры (2).
- Губы слегка округляются
- Боковые стороны языка прижимаются к верхним коренным зубам
- Передняя или передне-средняя часть языка поднимается вверх
- Задняя часть языка оттягивается назад
Причудливый термин речевой патологии для номера (4) это «ретракция корня языка». Вы можете почувствовать легкое напряжение, когда произносите «рррр», и, возможно, именно этот аспект английского звука Р вызывает у людей затруднения больше всего (3). Это также самый сложный аспект для обучения, потому что движение трудно увидеть снаружи, и очень немногие другие звуки в английском языке используют его. Кроме того, помните, что мы также должны ориентироваться в окружающих звуках, поскольку они влияют на форму R, которую мы делаем. Неудивительно, что во всех языках мира , по оценкам, менее 2% используют букву R, которую мы слышим в американском английском (4).
Работа логопеда
Важно определить, какие аспекты R ваш ребенок может и не может артикулировать стандартным образом. Логопеды обучены искусству фонетики . У нас есть хорошее представление о многих вещах, которые могут повлиять на речь вашего ребенка. Возможно, что еще более важно, мы обучены тому, как определять конкретные модели речи, которым следует ваш ребенок.
Хорошая речевая сессия должна включать примерно 50-100 попыток произнесения целевого звука R (5). Это не означает, что ваш ребенок должен стремиться иметь 50-100 правильных R, заметьте. Самое важное в артикуляционной терапии — предоставить вашему ребенку много-много возможностей для медленного наращивания мышечной памяти в его речевых мышцах.
Второй по важности момент — дать вашему ребенку много шансов подумать о том, что его R’s чувствует . Изучение того, как речевые мышцы двигаются по отношению друг к другу, позволяет вашему ребенку лучше понять свои текущие модели артикуляции и более целенаправленно развивать новые модели.
Терапия обычно требует нескольких занятий для обучения «основам R». Наилучшая практика артикуляции происходит, когда ребенок начинает понимать свою речевую систему и начинает включать уроки речи в осмысленные повседневные взаимодействия. Это означает, что они используют свои речевые подсказки за пределами переговорной.
R Терапия для подростков и взрослых
Важно помнить, что в целом любой клиент может добиться прогресса в любом навыке при достаточной практике и поддержке. Это отличная новость, и терапевты должны понимать, что в речевой комнате нет такого понятия, как «безнадежное дело».
При этом следует отметить, что чем старше человек, тем сложнее ему изменить артикуляционную модель . Этому есть несколько причин, но наиболее важная из них заключается в следующем: каждый год, когда клиент произносит «R» определенным образом, — это дополнительный год встраивания этого речевого паттерна в мышечную память.
Это означает, что чем старше человек, тем сложнее изменить эту мышечную память. Вам следует , а не «подождать и посмотреть», если разница в артикуляции вашего ребенка просто разрешится сама собой.
Итак, кому нужна логопедия для R?
Если ваш ребенок говорит только по-английски, то мы ожидаем, что правильный звук R произносится большую часть времени (6) к тому времени, когда вашему ребенку исполнится пять с половиной (5 ½).
При этом некоторые диалекты английского языка используют R меньше, чем другие. Вспомните стереотипный нью-йоркский акцент. Если ваш ребенок живет в сообществе, в котором не всегда произносится буква R, то «отсутствие буквы R» может вообще не указывать на трудности с речью. В этом случае ваш ребенок может просто говорить, как окружающие его люди. И если свести все к минимуму, разве это не главная цель языка в первую очередь — разговаривать с окружающими нас людьми?
Однако, если в вашем сообществе регулярно используются звуки R, и на вашего ребенка влияет «разговор по-другому», вам следует подумать о настройке оценки речи. Для наибольшего воздействия, чем раньше, тем лучше!
Формирование уверенности в разговоре
Некоторые говорящие со стойкими различиями в артикуляции R продолжают произносить R иначе, чем окружающие их люди после многих лет логопедической терапии в школе. Некоторым людям просто очень трудно изменить шаблоны, вырезанные в их мышечной памяти. В этих случаях может быть полезно получить частную логопедическую помощь, потому что частные услуги могут быть намного более интенсивными, чем школьные речевые услуги. Так как название игры практика, практика, практика, клиенты часто получают больше пользы от частной терапии, особенно когда в нее вовлечена семья.
Некоторые пожилые ораторы могут не демонстрировать значительных изменений в том, как они говорят, даже при интенсивной терапии. Это особенно касается говорящих, которых не беспокоит то, как они говорят R. С точки зрения логопеда, я бы сказал, что «не беспокоить» — это огромный плюс! Прежде всего, мы хотим, чтобы у наших детей был значимый, эффективный и приятный опыт общения с другими людьми.
Специально для таких клиентов я люблю учить тому, как говорить об их речи . Логопедия для звуков, подобных R, дает естественную возможность узнать о системе речи и попрактиковаться в объяснении ее другим. Пересадка клиента на место водителя и превращение его в эксперта в своей собственной речи расширяет возможности.