Поставить звук р: Постановка звука «Р»: с чего начать

Содержание

Как поставить звук Р

 

  Правильная и четкая дикция – залог успешности, за которой кроется открытость, общительность и создание коммуникативных связей ребенка в будущем.

  Наш речевой аппарат обычно формируется к 5-6 годам. Но, наиболее трудными звуками для изучения являются звук «Р» и «Л» — их четкое произношение, как правило, дети достигают в последнюю очередь.

  Конечно, лучше всего с постановкой звука Р справится опытный логопед или дефектолог.  Но родители, вовремя заметив пробелы в развитии речи своего ребенка, смогут самостоятельно проводить ряд специальных и несложных упражнений.  Просто запастись терпением и драгоценным временем, которое пойдет на пользу вам и вашему малышу. Ведь важно успеть, понимая, чем старше человек – тем труднее изменяется дикция.

   Но, несмотря на самолечение, рекомендуется посетить логопеда, получить квалифицированную консультацию и установить причины проблемы.  Возможно, дело в плохо развитом артикуляционном аппарате, а возможно в неправильном формировании подъязычной «уздечки». Начальный курс пусть лучше задаст доктор.

  Непосредственно, постановка звука Р требует, как правило, длительного этапа освоения. И будьте готовы к получасовым упражнениям на протяжении года, а то и полутора лет. Программа освоения звука состоит из трёх крупных этапов:

1.  Научить малыша выговаривать отдельный звук

2.  Складывать простые слова и слоги, содержащие проблемный звук

3. Внедрять звук в повседневную речь, формировать предложения, избавиться от состояния дискомфорта при произношении

  Несколько простых упражнений для домашних занятий:

  •   Прижав кончик языка к верхней десне, ребенок должен многократно и как можно четче выговорить букву Д. Следующим этапом упражнения является попытка произнести ту же букву, но на выдохе, что должно создать вибрацию, необходимую для последующего изучения звука Р.
  •    В этом упражнении используется логопедический шпатель, купить который в наше время не составляет труда. Попросите ребенка выговорить звук «з-з-з-за» с широко открытым ртом. После несколько повторений аккуратно введите под язык шпатель и совершайте им ритмичные колебания из стороны в сторону. Изначальное «з-з-з-за» должно постепенно превратиться в требуемое Р.

 

  Постановка звука Р требует внимания во время всего занятия. Поэтому очень важно для ребенка создать специальную мотивационную систему или обратить всё в игровую форму, чтобы нежелание обучаться, как говорится, кануло в лету.

  Помимо причин нарушений речи вашего малыша, в Детском центре развития смогут составить индивидуальную программу тренировок и помочь квалифицированным советом для правильной работы с ребенком. 

Остались вопросы?

Запишитесь на консультацию, позвонив по телефону +7 (902) 267-02-07.

Какие упражнения помогут закрепить звук [Р]?

Ребенку 6 лет говорит [Р] горлом. Логопед научил говорить [ДРРРР], дальше [РРР] протяжный получился. Мы изменили место жительства, пошли к другому логопеду. Другой логопед говорит забыть всё, что умеем и говорить [Р], стуча языком бугорки, без вибрации … это какое-то английское [Р] выходит. Разве правильно так?
Артикуляционный уклад звука [Р]:

Губы слегка растянуты, зубы разомкнуты. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки сомкнуты. Язык широко распластан, кончик поднят вверх и вибрирует под напором проходящей воздушной струи.

Должна быть вибрация, надо много рычать и начинать автоматизацию звука (см. Автоматизация звука [Р]).

Моему ребенку 6,5 лет. Мотор заводим, вот сам звук [Р] в слове получается, только если задумываться, а если не думать, то этот звук отсутствует. Какие упражнения помогут закрепить звук [Р], чтобы произносить его не задумываясь?
  1. Если вы заводите мотор, то должно сначала получаться [ДР__].
  2. Потом вы берёте слоги и слова с [ДР__].
  3. Когда будет хорошо получаться, пробуете просто рычать [Р__].
  4. Далее см. Автоматизация звука [Р].
Внучке 5,5 лет, никак не можем поставить звук Р. Занимаемся постановкой уже 6 месяцев, удалось избавиться от горлового Р и добились одноударного. Логопед сказала, что у нее мягкий кончик языка, массаж делем ей каждые 2 месяца, прошли 4 курса микротоковой рефлексотерапии. Логопед предложила нам дома самим заниматься, сказав, что если есть одноударный Р, то со временем получится и чёткий звук Р. Как нам поступить? Мы дома с внучкой ежедневно занимаемся по методикам проекта «Логопеда Нет» — делаем артикуляцию и проводим занятия по 30 мин на звук Р.

Целесообразнее продолжить занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Р и непосредственно сама постановка звука Р, пока не добьётесь чёткого, долгого рычания.
  2. Затем автоматизация звука [Р] (это можно делать самостоятельно, систематически занимаясь и контролируя речь девочки).

Смотрите ответы на другие вопросы по звуку [Р]: Можно ли поставить звук [Р] в 17 лет?, Как избавиться от удвоения звуков перед звуком [Р]?.

Когда нужно учить ребёнка читать и чем полезно раннее развитие: 10 вопросов логопеду

Мы знаем, что логопед ставит детям звук «р» и учит выговаривать шипящие. А еще успокаивает родителей, которые переживают, что их ребенок не может справиться с произношением. Учитель-логопед, филолог и писательница Ксения Беленкова рассказывает, кому еще нужен такой специалист и чем он может помочь.

Главное и полезное за неделю в рассылке «Мела»

1. Кому нужен логопед?

Логопеды, которые быстро ставят звуки, обычно высоко ценятся. Но на самом деле работа этих специалистов не ограничивается постановкой произношения: это лишь вершина айсберга. Для гармоничного развития ребенка, а также для успешного освоения письма и чтения надо развивать и корректировать все стороны речи.

Логопед может помочь со следующими проблемами и задачами речевого развития:

  • Работа с грамматическим строем. Например, чтобы ребенок правильно согласовывал слова и не допускал ошибок вроде «волкин хвост».
  • Расширение словаря. Речь ребенка не должна ограничиваться узкими рамками бытовых, обиходных выражений — логопед помогает делать речь богаче и выразительнее.
  • Совершенствование связной речи и умение использовать развернутые высказывания.
  • Формирование фонематического слуха. Дошкольнику крайне важно уметь различать схожие звуки речи («ч-щ», «ж-з», «с-ш»), а также проводить звуковой анализ и синтез (находить место звука в слове и уметь соединять звуки между собой).
  • Выстраивание слоговой структуры сложных слов. Некоторым детям сложно произносить конструкции вроде «телевизор» и «велосипед». Вместо этого они говорят, например, «тевизор» и «лесапед». Специалист поможет вернуть все слоги на свои места.

Логопедические ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха или зрительного восприятия букв, могут сказаться на учебе ребенка. А своевременная их проработка со специалистом поможет ему успешно освоить программу по русскому языку и литературному чтению.

2. Когда ребенок должен начать говорить?

Темп развития речи для каждого ребенка индивидуален. Если говорить об усредненной норме, то считается, что к трем месяцам ребенок начинает гулить — то есть произносить нараспев гласные звуки. Полугодовалый малыш уже лепечет — произносит слоги «гу», «ма», «па», «ба». К году появляются первые слова, а к двум годам — фразы. И тут есть важное уточнение! Фраза может быть как развернутой, например «Мама, дай мне попить», так и «неправильной», состоящей из пары так называемых лепетных слов: «Ма, дай». Оба эти варианта укладываются в возрастную норму. Поэтому не стоит паниковать, если ваш ребенок в два года говорит проще и хуже, чем его сверстники. Велика вероятность, что он скоро догонит и перегонит их.

Фото: Shutterstock / the24studio

3. В каком возрасте и зачем нужно обращаться к логопеду?

Заниматься звукопроизношением принято с 4–5 лет. Если единственная проблема заключается в том, что ребенок говорит нечетко, можно смело подождать до этого возраста. К 5 годам дети уже в состоянии понять и выполнить все упражнения, необходимые для быстрой и качественной постановки звуков.

Есть ли причины, по которым стоит обратиться к логопеду до того, как ребенку исполнится 4–5 лет? Да. Если к двум с половиной годам в речи ребенка не появились даже простые и неправильные фразы типа «ма, дай», ждать не стоит. Если ребенок не говорит, коррекционную работу нужно начинать с 3 лет, чтобы к школе решить эту проблему.

4. Может ли неговорящий ребенок заговорить сам?

Все мы слышали истории про детей, которые плохо говорили или вовсе этого не делали до школы, а потом их вдруг «прорвало». Стоит ли верить этим рассказам? Скорее нет. Если ребенок вообще не говорит в 3 года, без помощи специалиста эту проблему уже не решить. К тому же ребенка с серьезным отставанием в речевом развитии могут просто не взять в общеобразовательную школу — ему, скорее всего, предложат коррекционное обучение. Плюс, если к школе ребенок не произносит звук «р», без помощи логопеда он рискует так и не научиться этому.

5. Сколько нужно заниматься с логопедом, чтобы исправить речь ребенка?

По результатам первой диагностики логопед сможет начертить примерный коррекционный маршрут, он индивидуален для каждого ребенка. Работа со специалистом может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Сроки зависят от того, насколько серьезны нарушения. Если речь о постановке пары звуков, то с этим можно справиться за небольшое количество занятий. Если же у ребенка проблемы с разными аспектами речевого развития, то работать придется долго. Многое зависит от мотивации и от индивидуальных компенсаторных возможностей ребенка. При этом порой сложные диагнозы снимаются быстро, а легкие преследуют человека годами.

Фото: Shutterstock / Matej Kastelic

6. Может ли родитель самостоятельно поставить ребенку звуки?

Сейчас в сети можно найти много комплексов логопедических упражнений, а также видео с материалами по постановке звуков. Если у ребенка не сильно нарушена речь, родитель сумеет справиться с проблемой самостоятельно, если он достаточно терпелив, дотошен и ответственен.

Но даже логопед не всегда может профессионально и быстро справиться с подобной задачей, а тяжелые речевые нарушения встречаются гораздо чаще легких.

Как и любое ремесло, логопедия и звукопостановка — дело опыта. После этапа постановки звука следует не менее важный период автоматизации звука. Это последовательная работа, в которой нельзя перепрыгивать через необходимые ступеньки.

Пробуйте работать со звуками сами, если это дает быстрый и качественный результат. Не получается? Не изводите ребенка найденными в интернете упражнениями и обратитесь к специалисту, который подберет ему индивидуальный комплекс.

7. Как выбрать специалиста, который сумеет помочь вашему ребенку?

Ориентируйтесь на его предшествующий опыт и отзывы. Смотрите, установился ли между ним и вашим ребенком контакт, ведь во время такой работы крайне важен человеческий фактор. И главное — наблюдайте за динамикой: первые результаты занятий должны появиться практически сразу!

8. Специалист рекомендовал подрезать подъязычную уздечку. Это правда необходимо?

Длинная (растянутая) уздечка нужна для произношения звуков «верхнего подъема» («л», «р», «ш», «ж»). Язык находится наверху, когда мы их говорим. Если уздечка короткая, она тянет язык вниз, и он просто не дотягивается до неба, звуки не получаются. Некоторые логопеды в этом случае сразу направляют ребенка на подрезание (рассечение) уздечки: эта мера помогает ее удлинить.

Если подрезать уздечку языка рекомендовал логопед, но его мнение не подтвердил ортодонт или стоматолог, стоит проконсультироваться еще с одним, а лучше даже с парой специалистов. Не все логопеды одобряют такие радикальные меры. Как уже было сказано выше, подъязычную уздечку подрезают (рассекают), чтобы удлинить. Но короткую уздечку можно растянуть и с помощью специальных артикуляционных упражнений.

Однако в этом случае стоит подготовиться к тому, что период работы с логопедом растянется, и уделить этому должное внимание. Но если родитель ждет быстрых результатов, не готов посвящать по 10 минут в день специальным упражнениям с ребенком, решение подрезать уздечку может быть уместным. По сути сама эта операция несложная — все заживает буквально за неделю, длительное восстановление не требуется, даже швы снимать не надо.

Фото: Shutterstock / vitec

9. В каком возрасте исправить звукопроизношение уже не получится?

Научить человека правильно произносить звуки можно в любом возрасте. Даже взрослый может прийти к логопеду, чтобы исправить тот или иной дефект. Поставить звук ученику средней и старшей школы хороший логопед сумеет за одно-два занятия. Трудности будут поджидать позже — на этапе автоматизации. Когда человек всю жизнь произносил звук неправильно и это уже закрепилось в его речи, потребуется много трудиться и сильно себя контролировать, чтобы это изменить.

Можно, к примеру, правильно декламировать стихи, но в обиходной речи, которую сопровождают эмоции, человека еще долго будет преследовать привычный, но неправильно сформировавшийся навык. Если же ребенок сильно мотивирован (к примеру, он выбрал профессию, для которой необходима правильная речь), он со всем справится.

10. Когда нужно учить ребенка читать?

Обучать ребенка чтению нужно только после того, как ему исправили звукопроизношение. Если же ребенок коверкает звуки, то и читать будет неправильно, например путать «с» и «ш», «б» и «п», если смешивает их в речи или не различает на слух.

Как избавиться от путаницы? Во-первых, произносить буквы как звуки: «р», а не «эр», «л», а не «эл».

Второе правило: читать нужно не по буквам, а по слогам. И первый навык, который стоит помочь закрепить ребенку, — слияние согласного и гласного звуков.

Многим легко дается освоение грамоты по «Букварю» Надежды Жуковой.

11. Полезно ли для ребенка раннее развитие?

Искреннее желание ребенка всегда стоит удовлетворять! Если в 2 года малыш хочет учить буквы, а в три — таблицу Менделеева, дайте ему эту возможность. Хуже, когда ребенок хочет играть (а игра — это ведущая развивающая деятельность для дошкольника), но родитель настаивает на том, чтобы обучать его тому или иному. Ребенок еще не различает звуки на слух, не умеет их правильно произносить, а его уже учат читать, писать и говорить на нескольких языках.

К сожалению, это лишь усугубляет проблемы, и в какой-то момент ребенок рискует не перегнать сверстников по уровню развития, а остаться далеко позади них. Поэтому важно бережно относиться к индивидуальным темпам развития ребенка. Не перегружайте его, оставляйте ему возможность проявлять личную инициативу, находить мотивацию, демонстрировать интерес — и тогда он сможет использовать свой потенциал по максимуму.

Фото на обложке: РИА Новости / Алексей Куденко

14 способов постановки звука [Р] | Учебно-методический материал по логопедии:

14 способов постановки звука [Р]

В данной статье вы найдёте 14 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике.

1 способ постановки звука [Р]: Постановка  [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами  (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж»  (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [Р]:   Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

4 способ постановки звука [Р]:   Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

5 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

6 способ постановки звука [Р]:  При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх.   Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

7 способ постановки звука [Р]:    В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

8 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

9 способ постановки звука [Р]:     Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

10 способ постановки звука [Р]:  Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

11 способ постановки звука [Р]:   Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.  В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

12 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

13  способ постановки звука [Р]:   Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

14 способ постановки звука [Р]:  Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

 

ЛОГОПЕД.РУ: Коррекционная работа при отсутствии в речи звука [Р].

Коррекционная работа при отсутствии в речи звука Р.

Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо заметен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит так: «Ано, ано мы встаем гомко стоожа зовем. Cтоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь можно привести сравнения: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе). Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

Постановка звука.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо

р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.

Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р.

Желаю удачи!

Учимся выговаривать букву «Р» дома. Упражнения и игры

Как бы вы ни старались, но ваш ребенок все равно говорит «лыба» вместо «рыба», «лак» вместо «рак» и «асческа» вместо «расческа»? Да, звук [р] наиболее сложный по образованию и произношению для детей. Поэтому они стараются заменять его любыми удобными для себя способами.

Сейчас вы познакомитесь с простыми упражнениями и играми, которые помогут вам быстро научить ребенка выговаривать звук [р], не прибегая к помощи специалистов.

Укрепляем язычок. 4 веселых упражнения!

Чтобы у ребенка появился долгожданный звук [р], нужно немного потренировать и укрепить язычок. И здесь хорошо помогает игровая артикуляционная гимнастика. Все упражнения очень простые и веселые, поэтому ребенок с удовольствием будет за вами их повторять.

Сначала проделайте сами, а затем подключайте ребенка.

1. «Блинчики-ладушки»

Улыбнитесь и приоткройте рот. Положите широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и удерживайте это положение 3 – 5 секунд.

Все дети обожают показывать язык, поэтому и ваш с радостью повторит это упражнение.

2. «Язычок-шалунишка»

Так же как и в предыдущем упражнении, положите расслабленный язычок на нижнюю губу и похлопайте по нему верхней губой, как бы произнося при этом «па-па-па». Затем легонько прикусите язык зубами. Попросите ребенка повторить и проделайте вместе от 3 до 5 таких кругов.

3. «Лошадка»

Как идет лошадь по асфальту, помните? А теперь воспроизведите этот звук языком. Получилось? Теперь попросите ребенка повторить. Цокайте сколько душе угодно! Это упражнение отлично тренирует язычок и готовит к четкому произношению звука [р].

4. «Грибок»

Поцокали? Теперь прижмите язык к небу и дайте ему отдохнуть. Если при этом вы посмотрите в зеркало, то увидите, что язык принял форму гриба с большой шляпкой. Сосчитайте до 5 и расслабьте язык. Затем поставьте ребенка рядом и попросите повторить.

Сделайте от 3 до 5 повторений.

Все эти упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребенку было интересно наблюдать за своим язычком.

А также в помощь можно взять игрушечный язычок-перчатку и дополнительно показывать все движения рукой.

Выполняйте эти упражнения ежедневно в формате игры, и вскоре язык ребенка будет готов к постановке звука [р].

СОВЕТ: чтобы ребенок не сопротивлялся и охотно за вами повторял, не говорите ему, что вы занимаетесь специальной тренировкой, а просто зовите его поиграть.

Учим ребенка распознавать звук [р] на слух и формируем привычку к нему

Теперь поработаем над распознаванием звука [р] на слух.

Наиболее часто дети заменяют звук [р] на [л], [ы], [й], [в], [г]. И прежде чем заниматься постановкой [р], нужно научить ребенка распознавать его в словах.

Для этого используйте игры на развитие фонематического слуха. Например, просите ребенка хлопать в ладошки, когда он слышит звук [р] в слове. Таким образом, он запомнит правильный звук и привыкнет к нему.

Пробуем ставить звук «Р»

Теперь, когда язычок ребенка хорошо натренирован, можно пробовать поставить [р]. В этом поможет еще одна веселая игра.

«Барабанчик-ракета»

Сначала попробуйте сами. Дотроньтесь языком до бугорков на нёбе и постучите в одну точку, издавая звук «д-д-д-д». При этом подбородок должен оставаться неподвижным, работает только язык. Получилось?

Отлично! Теперь оставьте язык вверху и сделайте резкий сильный выдох, чтобы кончик языка задребезжал, имитируя приглушенный звук [р].

Теперь зовите ребенка играть.

Скажите: «Давай поиграем с язычком в барабанчик. А потом выпустим из ротика ракету».

Уделяйте этой игре по несколько минут в день и увидите, как с каждым «запуском ракеты» у ребенка все лучше и лучше начнет получаться звук [р].

А когда он уже уверенно «зарррычит», переходите к следующему и самому веселому этапу – автоматизации (закреплению).

Автоматизируем звук [Р]

На этом этапе можно придумать очень много веселых игр. Начинайте с самых простых. Вот вам в пример некоторые из них.

«Попугайчик»

Ра-ра-ра! Ра-ра-ра!

Откуда здесь гоРА?

Ты не знаешь?

Ну, тогда повторяй за мной слова:

УРА! Какая большая гоРА!

УРА! Летняя поРА!

УРА! Какая жаРА!

Сначала проговаривайте каждую строчку сами, а затем просите ребенка повторить. Это игра автоматизирует произношение звука [р] и расширяет словарный запас.

Используйте загадки, где отгадкой будет слово со звуком [р]

Например:

Необязательно предлагать эти упражнения и игры ребенку сразу в один день. Он может устать и потерять интерес. Лучше каждый день уделяйте по 5 –10 минут и пробуйте новые упражнения, так и ребенку не надоест и результат не заставит себя долго ждать.

Ну а если у вас даже на эти простые упражнения не хватает времени или вашего ребенка трудно чем-то заинтересовать, записывайте его на наши занятия.

Мы выучим с ним русский алфавит, научим выговаривать [Р] и другие труднопроизносимые звуки и, конечно же, научим его читать. Все уроки проводятся в форме игры, так что ваш непоседа будет сам бежать на урок и будет заниматься с удовольствием.

Хотите попробовать? Записывайтесь на бесплатный пробный урок здесь.

Читайте также:

Ребенок плохо разговаривает в 5 лет? Причины и что с этим делать

Почему ребенок не может научиться читать?

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Статья «Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок»

Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок

Юлия Ушакова
Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок

Постановка звука Р может осуществляться разными способами. Обычно у каждого логопеда есть несколько своих любимых и безотказно действующих способа. Я не буду про них рассказывать, они все подробно описаны в литературе. Остановлюсь на ошибках и трудностях, которые могут затруднить постановку и автоматизацию.

Трудности и ошибки,с которыми могут столкнуться молодые логопеды:

1. Пытаться поставить звук Р до того, как мышцы языка достаточно укреплены. Иногда получается вызвать вибрацию языка в этой ситуации, но язык во время произношения не удерживается у нёба, а опускается к нижним зубам, вызывая «тракторный» звук.

Я рекомендую не спешить с постановкой звука Р до того, как будут идеально отработаны упражнения для укрепления мышц языка, типа «Барабанчик», «Грибок».

Если же к вам приходит ребенок, который по показу произносит подобие звука Р, при котором язык опускается вниз, не надо автоматизировать этот звук, а сначала укрепить мышцы языка.

2. Если не учесть особенности строения языка и прикрепления подъязычной связки, процесс автоматизации может затянуться. Объясню, почему.

Под «особенностью строения языка» я имею ввиду прежде всего короткую подъязычную связку и /или короткий свободный кончик языка.

Встречаются дети, у которых при достаточно длинной подъязычной связке, она прикреплена слишком близко к кончику языка и процесс вибрации при этом затрудняется.

Вернее, звук Р сразу после постановки звучит как-то странно, он похож на множественную вибрацию, очень напряженную и неестественную. И такой неестественный, чрезмерно напряженный звук сохраняется даже на этапе автоматизации в свободной речи. В связи с этим, ребенок не может пользоваться таким звуком легко и свободно.

Визуально язык во время произношения такого звука Р не прижимается плотно к нёбу и кажется, что он вибрирует посередине, на некотором расстоянии от нёба.

В этой ситуации может быть 2 выхода: первый – начать автоматизацию в надежде, что звук Р станет одноударным (иногда это происходит, но чаще с мягким вариантом звука Р*) или обращаться к стоматологу с целью подрезания подъязычной уздечки и удлинения кончика языка.

По моим наблюдениям, сразу после удлинения кончика языка и заживления, звук Р становится естественным, «полетным», свободным.

И еще, чаще короткий кончик языка все-таки сочетается с короткой подъязычной связкой и внимание обращается именно на нее. Но если при короткой подъязычной связке будет достаточно длинный свободный кончик языка, подрезания, скорее всего, не потребуется.

Теперь возникает вопрос, как определить, что кончик языка слишком короткий?Тут есть несколько признаков:

A. Попросите ребенка сделать грибок и если кончик втягивается вовнутрь, наподобие округлой буква М, то это признак, что уздечка слишком натянута. Я подобрала несколько фотографий, чтобы стало понятно.

B. Если уздечка прикрепляется к языку не перпендикулярно, а как бы тянется к кончику под острым углом, это тоже значительно сокращает свободный кончик языка.

C. И третий признак – если поставленный звук Р звучит как-то странно, как будто идет множественная вибрация. По моим наблюдениям, это вибрирует не только кончик, но и края языка.

В этой ситуации самый надежный и порой единственный выход – подрезать подъязычную связку.

Ну и еще стоит обсудить важный момент – как говорить родителям о необходимой операции по подрезанию уздечки.

Тут стоит проявить всю имеющуюся у вас деликатность.

Хочу отметить, что я никогда не спешу направлять ребенка к стоматологу. Очень часто, если подъязычная связка короткая, но кончик языка достаточно длинный, удается растянуть связку упражнениями, поставить и автоматизировать звук Р.

Я завожу такой разговор чаще после постановки звука Р (если это вообще реально сделать,т. к. иногда подъязычная связка на столько короткая, что постановка невозможна, некоторой автоматизации и если звук Р не стал одноударным.

Обычно родители слышат, что звук странный и я объясняю, из-за чего это происходит.

Далее я говорю, что не обязательно спешить, можно продолжить автоматизацию и если они решатся на операцию, пусть предупредят меня. Единственное условие, при котором следует поспешить – если ребенок вдруг начнет говорить горловой звук Р – тогда лучше не допускать автоматизацию такого искаженного звука.

Далее я рассказываю про операцию – что ее делают лазером, надо идти только в платную клинику, т. к. там делают современную щадящую анестезию. И уже вечером ребенок сможет есть, а через 2-3 дня пройдет дискомфорт.

И еще, я прошу родителей сформулировать цель визита – не просто подрезать уздечку, а именно удлинить кончик языка.

Вот фотографии разных подъязычных связок

1. На этой фотографии видно, что кончик языка втянут вовнутрь наподобие округлой буквы М.

2. На второй фотографии видно, что подъязычная связка достаточно длинная, но прикреплена слишком близко к кончику и из-за этого тянет его, препятствуя свободной вибрации.


 

произношение — Почему британцы произносят слово «идея» со звуком «р» в конце? Произношение

— Почему британцы произносят слово «идея» со звуком «р» в конце? — Английский язык и использование Stack Exchange
Сеть обмена стеками

Сеть Stack Exchange состоит из 179 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетите биржу стека
  1. 0
  2. +0
  3. Войти
  4. Зарегистрироваться

English Language & Usage Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для лингвистов, этимологов и серьезных энтузиастов английского языка.Регистрация занимает всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Любой может задать вопрос

Любой может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются на вершину

спросил

Просмотрено 52к раз

На этот вопрос уже есть ответы здесь :

Закрыт 5 лет назад.

В неротических диалектах обычно пропускается звук «р», так почему же здесь добавлен один звук, если в слове нет «р»?

спросил 14 фев, 2017 в 0:15

НикольНиколь

11.6k1111 золотых знаков5555 серебряных знаков8888 бронзовых знаков

0

Лингвисты называют это навязчивой буквой «р».Это регионализм, присутствующий как в Англии, так и в США. В следующем отрывке из Граммарфобии есть история:

  • Этот бизнес с «r» немного сложнее, чем вы думаете. Короткий ответ: добавление звука «р» в конце таких слов, как «газировка» или «идея», является регионализмом и не считается неправильным произношением. Вот история.

  • В английских словах, написанных с буквой «r», согласная всегда произносилась полностью.Но сегодня некоторые носители (особенно в некоторых частях Англии и на востоке США) дают «р» его полный звук только перед гласной либо в том же слове, либо в слове, непосредственно следующем за ним.

  • Возьмем, к примеру, слово «лучше». Эти говорящие произносят его как bettuh, но добавляют «r», если следует гласный звук. Например, тот же говорящий сказал бы: «Мне лучше платят», но «Мне лучше».

  • Другой пример: тот же говорящий сказал бы: «Нью-Йорк — это не ах», но «Нью-Йорк недалеко.Такие говорящие в основном используют «р», чтобы связать то, что они произносят как два гласных звука. Лингвисты назвали это явление «связыванием r».

  • Из-за тенденции произносить букву «р», когда она стоит между гласными звуками, многие из тех же самых говорящих делают еще один шаг и добавляют букву «р» там, где она неуместна, опять же между двумя гласными звуками.

  • Лингвисты называют это «навязчивым r», и это то, что вы слышите, когда кто-то говорит: «Мой содер [содовая] безвкусный.«r» вставляется ПОСЛЕ слов, оканчивающихся на «uh», как раз ПЕРЕД словами, начинающимися с гласных. Таким образом, тот же оратор сказал бы что-то вроде этого:

    .

(1) «Мой старый диван умер», но «Мой новый диван великолепен».

(2) «Это плохая идея», но «Эта идея меня раздражает».

(3) «Англия и Америка присоединились», но «Америкер и Англия присоединились».

(4) «Так говорит закон», но «это закон страны».

(5) «Тунец хорошо жарится», но «Тунер — моя любимая рыба.

  • Это объяснение «связывания r» и «навязчивого r» сильно упрощено. Некоторые говорящие обычно добавляют «r», произнося «idea» и «soda» как «idear» и «soder» даже в конце предложения. А некоторые говорящие опускают букву «р» в более общем смысле, говоря такие вещи, как bettuh и fah, даже перед гласными.