Потребности подростков – Психологические задачи подростка и его потребности

«У них всегда всё вверх дном!»: потребности подростка

Фото: Unsplash (Irina Gorskaia)

Вы спрашиваете своего 14-летнего ребёнка, надел ли он шапку, а он вам говорит, что носит теперь только бейсболки. Да, даже зимой: самовыражение. Наш новый блогер, вожатая Аля, рассказывает, как понять подростка и почему у них всё перевернуто с ног на голову.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Если вы ещё не знакомы — знакомьтесь! Пирамида Маслоу!

Рассмотрим её с позиции родителя

«Ты покушал?», «Ложись спать, тебе завтра в школу!» Узнаёте себя? Наверняка! Это самые популярные фразы в общении с ребёнком, ведь его физиологические потребности превыше всего — основа комфортной жизни.

Даже если ребёнок сыт, одет и ему есть куда возвращаться спать каждый вечер, вы не успокоитесь. «Где он так поздно?», «Почему не отвечает уже три секунды на звонок?», «Он только что кашлянул?!» Всё это — потребность в безопасности, которую вы хотите ему обеспечить в полной мере.

Уловили закономерность? Каждый новый блок потребностей занимает первую очередь при условии, если удовлетворены предыдущие. Вы как родитель стремитесь по классической схеме все эти потребности восполнять. Записали. Запомнили.

Вышесказанное объясняет, почему для вас так важно, чтобы ребёнок убрал в комнате перед тем, как пойдёт гулять с друзьями. Правильно? Теперь я объясню вам, почему для него пойти гулять с друзьями гораздо важнее «какого-то там порядка».

У подростков пирамида выглядит примерно так:

Отсюда все наши «почему у тебя всё не как у людей?». У детей диаграмма работает в противоположном направлении! Основа их потребностей заключается в самореализации и позиционировании себя в коллективе. То, что для родителей, конечно же, тоже важно, но далеко не в первую очередь. Последнюю ступень иерархии потребностей подростка занимают те, кто связан с физиологией и безопасностью. Это можно объяснить.

Дело в том, что дети ещё не сталкивались с решением таких вопросов, как оплата коммуналки или стоматологии, ведь это задача родителей. Подростки умеют самовыражаться, именно с этой «точки» они утверждаются в социуме.

Дальше система такая же: каждый новый блок потребностей занимает первую очередь при условии, если удовлетворены предыдущие. Если подростки ярко самовыражаются, они зарабатывают уважение сверстников. Если у них есть своя позиция в окружении, они приобретают друзей и так далее.

Они идут от обратной ступени. Для них в последнюю очередь сейчас важно, гипоаллергенно ли одеяло и квалифицированна ли охрана в школе. Сейчас у подростка стадия формирования личности, а это — основа его комфортной жизни в будущем. Видите? Мы снова вернулись к этой фразе, только в этот раз основа «вверх дном».

Позвольте своему любимому ребёнку ещё немного «постоять на голове»: для него сейчас это важно. Приготовьте ему на обед любимый суп: так вы восполните свою нужду в удовлетворении его физиологической потребности, а он — потребность в признании, и все будут довольны (и сыты)!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

mel.fm

Потребности подростка в общении со сверстниками

Потребности подростка в общении со сверстниками

Мы уже говорили о том, что чувство взрослости как новообразование проявляется у подростков по–разному. Подробно остановимся на их отношении к сверстникам.

Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Все то, что не нравится родителям в друзьях, вызывает бурный протест и негодование. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят.

Американские психологи получили любопытные данные, исследовав время, которое подростки тратят на сверстников, и время, которое они проводят с родителями. Каждому подростку выдали пейджер, на который психологи в течение дня посылали сообщения. Подростки должны были сразу отвечать, чем они в данный момент заняты и где находятся. Как и предполагалось, школьники значительную часть времени проводили с друзьями и одноклассниками, были не дома (50 % против 20 %), гуляли, развлекались. Остальное время (почти 30 %!) они были предоставлены сами себе.[11]

Дружба между подростками складывается в основном по половому признаку, но через определенное время в подростковые объединения включаются и ребята противоположного пола.

Чтобы понять сущность подростковой дружбы, обратимся к исследованиям А. В. Петровского, начатым им еще в середине 60–х гг. XX в. Речь идет о сплоченности людей в процессе совместно выполняемой деятельности. Ученый пишет: «В общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями».[12] Привлекает в такой позиции указание на то, что отношения в процессах общения зависят от деятельности, которую люди выполняют.

В дружбе подросток начинает определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от него ждут другие. Он думает, как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятыми группой. Поэтому оказывается, что конкретная личность – это то, что есть не для себя, а для других, поскольку только через других личность обретает себя и в других она продолжается и живет. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек отражается в них. Важно и то, что в группе (или в диаде) возникает феномен возложения ответственности. Это устойчивая позиция личности, связанная с признанием правомерности другого наложить санкции в форме одобрения либо наказания за успех или неудачу совместного мероприятия. Если в группе сплоченность низкая, то неудача приписывается другому, если же высокая, то личность становится причастной к успеху, которого добились все.

Следовательно, взрослый может увидеть по характеру дружбы, что в ней находит подросток, и понять, почему иногда он стремится к другим, не вызывающим одобрения у родителей или учителей. Это тем более важно, потому что подросток, как уже было сказано, более 50 % свободного времени проводит с друзьями.

Дружба с конкретным другим возникает по разным причинам. Если в значимой группе, с которой общается мальчик, ценится сила, выносливость, ловкость и пр., то он объединяется с ребятами, имеющими эти физические качества. Дружба в этом случае будет иметь как бы «пристройку снизу вверх». Такая дружба способствует тому, что мальчик будет заниматься физическими упражнениями или спортом. Он чувствует себя защищенным. Такая дружба основана на внушаемости. Подросток хочет быть таким же, как другие. Поэтому подражает более сильному в одежде, манере держаться и разговаривать. Еще один вариант: подросток стремится к ребятам, которые ценят его за какое–то качество (знания, умения что–то изобретать, играть в шахматы или шашки и т. п.). Его личность становится ценной для других, и он чувствует себя нужным. Такая дружба развивает навыки управления, командования. Подросток становится увереннее и ощущает себя лидером. Дружба в этом случае имеет «пристройку сверху вниз». Взаимодействие ребят при этом происходит в форме доминирования. Один диктует свои правила, другие должны подчиняться. Третий вариант подростковой дружбы: оба (или несколько) имеют одинаковый потенциал и становятся лидерами. Например, мальчики 7–го класса увлечены математикой, хорошо решают задачи, на контрольных стараются выполнить задания повышенной сложности. В такой дружбе взаимодействие подростков принимает форму состязания или борьбы. Цель деятельности у ребят одна – соревнование, и отношения в ней построены на равенстве сторон. Такая дружба становится значимой на долгие годы. Бывает и так, что подростки взаимодействуют, то доминируя над одним, то подчиняясь другому. Можно предположить, что чем выше эмоциональная неуравновешенность подростка, тем более неустойчива его дружба, тем вероятнее, что он подчинится более рациональному и, значит, более сильному. Очевидно, такая дружба скорее всего может быть ущербной и нести в себе заряд неконструктивности (хулиганства, асоциальности, жестокости и др.).

Однако непростая ситуация складывается и в том случае, когда у подростка нет друзей. Кроме школы и домашних дел, он не знает, куда себя деть, чем заняться. В школе он чувствует себя отверженным. Не исключено, что при определенном развитии событий подросток может попасть в секту или сомнительную компанию.

Приведу пример из своей практики консультирования.

Это произошло три года тому назад. Жила очень тихая, скромная девочка Наташа во вполне благополучной семье, училась в 7–м классе. Мать – главный инженер швейного производства, отец – тоже инженер. Девочка училась неровно, подруг у нее не было. Больше всего она боялась отвечать у доски. Не любила урок английского языка, так как учительница не один раз называла ее неспособной. Наташа часто плакала, а мать не могла ей помочь.

Однажды девушка–соседка позвала ее с собой в одну компанию. Там такие же подростки отнеслись к ней очень внимательно, разговаривали о жизни, о любви, приглашали приходить еще. Она начала туда ходить. Это оказалась секта мунистов. Через полтора–два месяца она стала спокойнее, смелее, стала брать в секте книги на английском, написанные для детей, не умеющих говорить по–английски. Затем она вообще ушла из дома и стала жить у мунистов. Сектанты подружили ее с другими подростками и юношами, среди которых оказался парень, который ей понравился. Постепенно она выучила английский язык и стала ездить в другие страны, проповедуя учение Муна. От жизни с матерью Наташа окончательно отказалась как от греховной, забрала из дома вещи, деньги и поселилась в коммуне мунистов. Так мать потеряла дочь и теперь считает, что жить ей незачем.

Вариантов дружбы может быть много. Взрослым надо понимать, что приносит их детям–подросткам дружба и ради чего сын или дочь рвутся из дома на улицу. Почему им там так интересно? Чем можно компенсировать такое стремление? Как можно определить, что новый друг хуже старых? Но главный вопрос: можно ли предупредить нежелательную, с точки зрения родителей, дружбу? Подробнее об этом будет написано в главе о психологической помощи.

Направленность личности подростков в общении определяется энергетическим потенциалом. Чтобы перейти на новый этап развития (самоактуализации), подростку надо что–то преодолеть. Как парадоксально это ни звучало бы, но преодоление, смирение являются основными источниками активности личности подростка. Эта активность иногда слабо контролируется сознанием, в ней много разрушительного. Когда подросток предпринимает какие–то экстремальные действия или хочет поразить кого–то, чтобы обратить на себя внимание, то чаще всего результат бывает негативным и сказывается на его дальнейшей жизни. Не случайно мы учим школьников: «Ты сначала подумай, все осмысли, выбери правильный путь, а потом сделай. Посмотри на событие с разных сторон».

Подростку следует учитывать значимость своих потребностей и их силу. Он относится к действию группы сверстников в зависимости от оценок, взглядов и убеждений, которые в ней приняты. Если группа вынуждена отказаться от этого, возникает конфликт, приводящий одних к конформности, а других – к стремлению действовать в соответствии со своими внутренними установками.

Конструктивна дружба в том случае, если ребятам комфортно друг с другом, они чувствуют себя уверенно и спокойно, не переходят границы разумного риска, соблюдают общественные правила поведения, лучше учатся, сохраняют близость и взаимопонимание с родителями, не имеют криминальных или эротических тайн. Это не значит, что подростки должны иметь симбиотическую связь с родителями, что у них нет своего, отличного от взрослых, внутреннего мира. Особенность подростковой дружбы, содержащей иной уровень отношений, в том, что в ней есть обет молчания, дополнения, терпения, согласия, слияния друг с другом – «все пополам, все по–братски». Как, например, можно реагировать на то, что сын отдает кроссовки другу, у которого прохудились ботинки? Что вы подумали бы, услышав такой разговор сына с другом: «Яся засайдусу заса тособосой, тысы прососиси десеньгиси наса кисиносо?» («Я зайду за тобой, ты проси деньги на кино»). Может, тоже поиграть с искусственным языком, чтобы разделить тайну и сохранить взаимопонимание?

Следовательно, с друзьями подростков объединяют общие вопросы. В подростковом возрасте ребята заявляют: «Мне легко говорить с другом обо всем. У нас нет с ним никаких недоразумений», «Я все доверяю моему другу. Я знаю, о чем он думает, даже если он молчит». Когда дружба становится тесной, подростки начинают советоваться с друзьми по многим вопросам (табл. 3).

Зарубежные психологи выделяют несколько типов групп сверстников: компании, клики, диады и «одиночки». Более крупные группы, включающие примерно от 15 до 30 членов, называют компаниями. Группы до 3 человек, более сплоченные, – кликами. Их члены имеют похожее происхождение, особенности, интересы или сходную репутацию. Клики состоят либо из мальчиков, либо из девочек, но могут быть и разнополыми.

Таблица 3

Содержание взаимодействия подростков с друзьями (по Крайгу)[13]

Примерно 80 % подростков входит в диады, клики и компании, 20 % – «одиночки». На самом деле это не означает, что «одиночки» всегда одиноки. Такие виды деятельности, как рисование или музыка, требуют одиночества. В одиночестве может быть масса положительных сторон: много времени для творчества, ощущение прилива энергии, отсутствие прессинга. Однако сильные переживания могут быть только тогда, когда одиночество возникает в результате отвержения, а не добровольного согласия.

Особое внимание следует обратить на дружбу между подростками разного пола, которая может перерасти в интимные отношения. Эти отношения могут возникнуть тогда, когда взаимодействие в окружении сверстников становится особенно тесным. Приятное времяпрепровождение подростков с течением времени становится «взаимным обучением», которое часто переходит в экспериментирование при свиданиях. Свидания выполняют несколько функций: отдыха (возможность повеселиться с человеком противоположного пола), социального экспериментирования (возможность узнать ближе человека противоположного пола, научиться полезному взаимодействию), повышения статуса (тебя видят, например, с отличником, что повышает твой статус), товарищества (возможность иметь друга противоположного пола, с которым можно делиться переживаниями, обмениваться мнениями), близости (установление близких значимых отношений с человеком противоположного пола), интимных отношений (возможность испытать сексуальный опыт), проекции семейных отношений (общение с противоположным полом для составления портрета будущуго мужа или жены).[14]

Подростки склонны считать, что развлечение и статус – наиболее важные основания для встреч. Они полагают, что надо встречаться с физически привлекательными, хорошо одетыми людьми и теми, кто нравится другим. Пятнадцатилетние считают, что важны совместимость и личностные качества.

Интерес к другому полу проявляется задолго до подросткового возраста. Желание нравиться, интерес к собственной внешности, забота о привлекательности возникают уже в младшем школьном возрасте. Но там интерес к противоположному полу носит диффузный характер – мальчики дергают девочек за косы, задирают их. Это скорее приятно, чем обидно и больно. Напускное равнодушие, амбивалентность – начальный этап активного интереса к другому полу. Шестиклассников обычно начинают интересовать вопросы, кто кому нравится и почему. В 7–8–х классах возникает действенная направленность на другого – мальчики с девочками посещают кино, выставки, дискотеки, гуляют по парку. Подросток начинает замечать изменения, произошедшие в сверстниках противоположного пола, отмечает их и в себе. Интерес к ровесникам изменяет отношение и к самому себе – появляется желание стать лучше. Безответная симпатия становится источником сильных переживаний. Если же симпатия взаимная, отношения становятся более близкими. Сильные эмоции возникают после прикосновений друг к другу. Мальчик с девочкой могут ходить часами, взявшись за руки. Однако чаще всего этим дело не ограничивается. Следующий эмоционально сильный шаг – первые поцелуи, которые могут закончиться и более решительными действиями и экспериментальным сексом.

Оказывается, что тенденция к сексуальной либерализации привела к сексуальной активности подростков. Изменились сексуальные установки и виды сексуального поведения. Исследования американских психологов показали, что 83 % мальчиков и 54 % девочек одобряют добрачные сексуальные контакты, 56 % мальчиков и 44 % девочек сообщили, что уже имели такой опыт.

Сексуальная либерализация, начавшаяся в 60–х гг. XX в., привела к игнорированию контрацепции. Это повлияло на распространение болезней, передающихся половым путем (сифилиса, гонореи, генитального герпеса и ВИЧ со СПИДом, хотя последняя болезнь у подростков обнаруживается редко, поскольку на выявление ее симптомов уходят годы). Сексуальная революция спровоцировала ряд проблем, главная из которых – подростковая беременность. Если за рубежом сексуальная революция с 1980–х гг. пошла на убыль, то у нас, в России, пока нет, поэтому вопрос о подростковой беременности все еще актуален.

Традиционные ухаживания создают условия для понимания и уважения желаний друг друга. Однако если раньше считалось, что девочка должна быть более пассивной, заботливой и адаптивной, гибкой и мягкой, т. е. женственной, то в настоящее время от нее все больше требуются активность, независимость, иногда наступательность. Но семейные стандарты и традиции влияют на поведение девочки–подростка, которое входит в противоречие с тем, с чем она встречается на улице. Очень часто возникновение интимных отношений провоцирует сама девочка, которая, как мы говорили, физиологически взрослеет на 2 года раньше.

Выделяют несколько факторов, влияющих на сексуальные связи подростков: образование, отношения в семье, биологические и психические особенности личности самого подростка. Если образованные родители ориентируют своих детей на карьеру, интеллектуальные занятия и получение образования, то этого явно недостаточно в других семьях. Хорошо успевающие подростки направлены на интеллектуальную деятельность и не всегда склонны вступать в сексуальные отношения. Кроме того, интеллектуально развитые знают об их последствиях больше.

Безусловно, на межполовые отношения влияют культурные и религиозные установки, семейные традиции. В некоторых обществах, имеющих богатые национальные традиции, возможны и ранние браки. Достаточно назвать Махатму Ганди, который женился в 12 лет. Национальные традиции оказывают существенное влияние на вступление в брак, который предваряют ритуалы «взрослости». Например, существуют церемонии посвящения девочек и мальчиков во взрослую жизнь после появления поллюций и менархе. После этого девочка в присутствии всех должна сшить наряд взрослой женщины. Обряд у евреев «Бар Мицвах» присваивает мальчикам статус мужчины. Однако в России таких церемоний нет, так же как и поддержки молодой семьи на государственном уровне. Да и крепких семей, где есть представители нескольких поколений, к сожалению, становится все меньше, поскольку они в современной жизни не являются приоритетной ценностью.

Приобретение опыта общения с противоположным полом часто осложняется из–за табуирования этих вопросов или потому, что дети растут в неполных семьях. Вопрос, который задала мать на психологической консультации, поставил в тупик: «Есть ли мужчины–консультанты, которые Герке скажут, что он не умрет? Мне он не верит». (У мальчика появились поллюции в 12 лет, его мать – преподаватель, всю жизнь с мальчиком одна, отца он никогда не видел. У него есть друг, с которым они занимаются творчеством. Оба уравновешенные, хорошо учатся, но к возрастным изменениям оказались не готовы.) Другой пример: девочка плакала, боясь истечь кровью. Отец все объяснил. Казалось бы, другое время, все все знают…

Все это говорит о том, что на половые отношения подростков влияют семейные отношения, а именно доверительное общение родителей и детей, в процессе которого последние должны узнавать о любви и сексе именно от первых. Между тем некоторые родители иногда принуждают детей, особенно девочек, к раннему сексу и замужеству.

Девочке 14 лет, она учится в профессиональном лицее, имеет друга, который закончил этот же лицей и осенью должен уйти в армию. Отношения с ним близкие. Мать воспитывает ее одна, поэтому в семье материальные трудности. Об отношениях дочери с молодым человеком знает, торопит с замужеством, боясь легкого поведения дочери, когда он уйдет служить в армию.

Однако ни чрезмерные запреты, ни подталкивание к ранним сексуальным отношениям не дают ничего хорошего для формирования личности молодых женщин. Ведь девочка–мама вынуждена оставить школу, если у нее родится ребенок, затем искать работу, чаще всего низкооплачиваемую, или же до совершеннолетия полагаться на своих родителей. Но чаще всего при нежелательной беременности молодая мама оставляет ребенка в родильном доме. Как сложится судьба такого ребенка, можно только догадываться. Принесет ли ему счастье усыновление? Будет ли иметь негативные последствия этот факт для самой мамы–подростка? Ответы на эти вопросы далеко не однозначны.

В моей профессиональной практике был уникальный случай. Студентка–заочница из одного сельского региона попросила разрешения привозить на занятия своего четырехлетнего сына, который не хотел оставаться дома ни с кем, кроме нее. Когда она записывала лекцию, мальчик сидел слева и держал мать за руку, которой она его обнимала. В перерыве он не отходил от нее ни на шаг. История оказалась следующая. В деревне неподалеку от дома, где жила Н., воспитательница школы–интерната, девочка–подросток, которой только исполнилось пятнадцать, забеременела. Решив избавиться от ребенка, она обратилась к сельской жительнице, чтобы та ей сделала аборт. После долгих уговоров будущая мама согласилась выносить ребенка и отдать его в бездетную семью. Ею оказалась семья Н., нашей студентки. Мальчик рос беспокойным, неуравновешенным, постоянно плакал, если матери не было дома. Она решила его брать с собой, куда бы ни отправлялась. В этом случае его фобии уменьшались, и он успокаивался.

Лишь те малолетние мамы, которые обладают огромной силой воли и которых поддерживают другие, способны удержаться от криминала. Они часто экономически зависят от взрослых мужчин, с которыми их отношения складываются отнюдь не по большой любви. Даже если затем молодые мамы выйдут замуж, гарантии на прочный брак нет. Возникающее эмоциональное напряжение в подобных семьях влияет на интеллектуальное развитие ребенка, которое скорее всего будет происходить с задержками.

Но малолетние отцы также испытывают неприятности из–за появления младенца. Прежде всего они не могут привыкнуть к новой роли отца, к тому, что должны заботиться о матери и ребенке, поддерживать их морально и материально. Чаще всего такие «папы» становятся изгоями в среде сверстников, а впоследствии чаще сталкиваются с трудностью вступления в брак.

Один из вариантов подростковых отношений – счастливая взаимная любовь, которая, увы, бывает редко. Причина этого указана выше. Если родители или кто–то другой берут на себя ответственность за формирование одновременно личностей молодых супругов и их ребенка, поддерживают их морально и материально, а малыша в основном воспитывают сами, то родительская зрелость наступает без негативных последствий. Они регистрируют с разрешения властей брак. Но кто может точно предопределить будущее этой семьи и ребенка? Особенно сложно сказать что–то определенное в отношении любви и брачных отношений подростков из детских домов. Работая психологом в детском доме, я с такими случаями не сталкивалась, но знаю, что сексуальные отношения девочек со взрослыми мужчинами не считались невозможными и аморальными. Это понятно, поскольку ко всему комплексу проблем добавляются условия депривации (лишение открытого общения, отсутствие опыта семейной жизни и ответственности друг за друга).

Таким образом, общение со сверстниками открывает подростку самые разные перспективы – от благополучной жизни, в которой раскроются его потенциалы, до болезненных разочарований. Не случайно говорят: «Береги честь смолоду». Это касается не только общения между девочками и мальчиками, но и взаимодействия подростков одного пола, которое может способствовать как конструктивной деятельности, так и деструктивной (воровство, грабеж, хулиганство, эрзац–модельный бизнес и пр.). Чтобы понять направленность деятельности, нужно ориентироваться в отношениях подростка со взрослыми и учителями и уметь анализировать его самосознание («Я–концепцию»).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

О потребности подростков во «взрослом» обращении

Одним из центральных психологических новообразований подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Его определяют сдвиги в физическом и половом созревании, развитие социальных функций, расширение прав и обязанностей в семье. Этому способствуют условия, требующие от подростка самостоятельности, помощи взрослым, уважительного тона обращения со стороны взрослых.

В чем проявляется стремление к взрослости?

Внешние факторы обращения к себе как к «взрослой личности» очень чувствительны для подростков. Отчётливо прослеживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера одеваться, ходить, разговаривать), которые могут принимать и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный, грубый тон и т. п.).

Подростки начинают подражать избранным образцам, возникает ориентация на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины». Моделью могут стать родители, герои кинофильмов, книг и т. д. Также моделью могут стать и сверстники, выделяющиеся из окружающих какими-то особыми качествами, заметными достижениями.

Взрослые становятся и образцами в деятельности. В общении с ними подростки овладевают многими полезными навыками и умениями. Тяготение к взрослым - противоречивое и сложное явление. В нем существует целый ряд противоречий психолого-педагогического плана.

 

О потребности подростков во «взрослом» обращении

 

1. Противоречие между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка, официальным статусом школьника. Во многом это связано с разрывом между реализацией потребностей «быть» и «казаться». «Быть» - не удается, остается только «казаться».

2. Противоречие в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочитает обратную зависимость.

3. Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития подростковой самостоятельности, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность. Можно предположить, что речь идет о боязни некоторых взрослых потерять свой престиж, свои права на доминирование. Очевидно, наиболее сильно неосознанное опасение потерять возможность управления подростковой самостоятельностью, ее стихией, обнаружить тем самым свою педагогическую несостоятельность.

 

Если вы опасаетесь отпускать своего взрослеющего ребёнка с друзьями в клуб, организуйте собственную дискотеку прямо у себя дома или на даче и пригласите всех друзей вашего сына или дочки. Для организации настоящей танцплощадки позаботьтесь, чтобы у вас был диджей, свет для дискотек и звуковое оборудование.

www.rastut-goda.ru

МБУ ЦППМСП «Гармония» г. Волгодонска

Категории раздела

Независимая оценка

Календарь

«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Полезные ссылки

Статистика

Телефон доверия

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ДЕПРЕССИЯ


 

 Как помочь подросткам в эмоциональном плане? Прежде всего надо постоянно помнить, что подростки - эмоционально ещё дети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Это еще не взрослые, пусть и молодые. Их потребности, в первую очередь эмоциональные, по-прежнему такие же, как и у детей.

 Одна из наиболее распространённых ошибок родителей, учителей и других взрослых - рассматривать подростков как полноправных взрослых членов общества. Многие люди, работающие с подростками по долгу своей службы, пренебрегают их детскими эмоциональными потребностями. Что же подросткам действительно необходимо? Чтобы их любили безоговорочно и принимали такими, какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были ласковы, но при этом уважали, принимали всерьёз. Очень важно, чтобы сами подростки ощущали заботу и любовь окружающих.

 Педагоги, предпочитающие приказной тон в своих отношениях с детьми, уверенные, что их требования не подлежат никаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, по мнению английских психологов, сильно рискуют здоровьем детей. В результате такого сурового воспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, часто концентрируются на отрицательных эмоциях, склонны к депрессии. Во взрослой жизни они подвержены гораздо большему риску возникновения хронических заболеваний (в первую очередь сердечнососудистых) по сравнению с теми детьми, которые росли в атмосфере нежности и доверия. Так что, дорогие родители и учителя, не скупитесь на любовь и ласку. Тем более что окружающая нас суровая действительность не даёт детям особого повода для радости, оптимизма и уверенности в будущем.

 Слишком много подростков в наши дни чувствуют, что, по сути, никто на самом деле не заботится о них как следует.  В результате у многих подростков возникают чувство собственной никчёмности, самоуничижения, а также низкая самооценка. Это, естественно, приводит к депрессии. Современных подростков многие описывают как «апатичное поколение». Почему? Потому что у них чаще всего отрицательное самовосприятие и чувствуют они себя непонятыми, никому не нужными с самого раннего детства. Знаете ли вы, что в европейских странах работа по профилактике алкоголизма начинается в начальных классах школы именно с занятий по повышению самооценки?!

 Два наиболее пугающих результата этой апатии - депрессия и бунт против авторитетов. Апатичные подростки подвержены тлетворному влиянию всяких авторитарных группировок, банд, сект, которые дают лёгкие ответы на трудные вопросы подростков и невыполнимые обещания.

 Как предотвратить депрессию и апатию у наших подростков и как способствовать их здоровому, энергичному, продуктивному и творческому отношению к жизни? Многие взрослые понимают, что как бы хорошо (с их точки зрения!) они ни выполняли свои обязанности родителей, учителей, их усилия практически не оказывают никакого влияния на детей. Но на самом деле правда как раз в обратном. Психологи подтверждают, что дом, полный любви, тёплый и дружеский Домашний Очаг, побеждает без всяких усилий практически в любом случае. Как вы, надеюсь, догадываетесь, полированная мебель и ковры - это еще не настоящий семейный Очаг. Дом, в котором детей любят и где они чувствуют себя, как дома, куда они хотят вернуться каждый день, - сильнее других внешних влияний. Дом определяет, насколько счастлив и уравновешен подросток, насколько он чувствует себя в безопасности, как относится к взрослым, сверстникам или детям другого возраста, насколько он уверен в себе, как реагирует на новые или неожиданные ситуации.

 Подросток может быть сильнее, сообразительнее и даже умнее своих родителей или может превосходить их в других отношениях, например, прекрасно разбираться в технике или быть специалистом по компьютерам (каждое следующее поколение развивается всё быстрее). Но эмоционально он - всё ещё ребенок. У него по-прежнему сильна потребность, чтобы родители любили его и принимали таким, какой он есть. До тех пор, пока подросток не почувствует бесценную поддержку безусловной любви и принятия его как личности со стороны родителей, он не станет таким хорошим, как только может, и не будет стараться изо всех сил вести себя как следует. А без этого он не сможет достигнуть своего наивысшего потенциала как личность. Большинство родителей испытывают глубокое чувство любви к своим подросткам и предполагают, что способны передать эту любовь своим детям. Но на самом деле они заблуждаются. Чаще всего родители просто не умеют передать и выразить свою искреннюю любовь к подросткам, потому что не знают, как это сделать. Каковы принципы удовлетворения эмоциональных потребностей подростков? Это контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание, активное слушание. И только потом уже - дисциплина. Но чтобы научиться этим простым правилам общения с детьми, нужно потратить массу сил, энергии и времени. Да, ребята действительно способны испытывать наше терпение и выносливость. Иногда мы теряем хладнокровие и самообладание, выходим из себя и чувствуем, что просто не можем дать им того, что необходимо. Иногда нам даже отчаянно хочется убежать или сдаться, признать своё полное поражение. Меньше всего мне хотелось бы, чтобы родителей и учителей мучило чувство вины. Все мы совершаем ошибки. Точно так же как не существует совершенных детей, нет и идеальных родителей и учителей. Не позволяйте чувству вины, которое точит вас за прошлые ошибки, свести на нет все усилия, которые вы прилагаете для того, чтобы хорошо воспитать подростков.

 Многие проблемы, связанные с подростковым возрастом, можно решить, если снять напряжение и скорректировать отношения родителей и детей, учителей и детей. Однако некоторые проблемы этого периода связаны с неврологическими заболеваниями или физиологической депрессией. Диагностирование, лечение болезней и преодоление депрессивных состояний поможет лучше корректировать отношения родителей, учителей и подростков.

 К сожалению, профилактика депрессии у подростков не всегда возможна. Если сделано всё, чтобы справиться с депрессией самостоятельно, но нет положительного результата, надо искать квалифицированной помощи. А если сам родитель страдает депрессией, даже в мягкой форме, не говоря о тяжёлых случаях, то он не способен общаться даже с нормальным подростком и тем более помочь.

 Рецепт профилактики депрессии в подростковом возрасте «прост»: безусловная любовь, пристальное внимание, обучение навыкам общения с подростком (это совсем другое, чем с маленьким ребёнком!), умение поддержать любые стремления подростка к независимости и самостоятельности, способность понять и разделить его интересы. Приглашайте его друзей домой, постоянно разговаривайте с подростком, будьте в курсе всех событий его жизни, не навязывая ему своего авторитарного мнения, постарайтесь обеспечить ему интересную жизнь (это вовсе не означает одобрения постоянных развлечений: дискотеки, кино и пр.), поощряйте любые его творческие интересы.


 

 Очень полезно обратиться к психологу, чтобы заранее определить профориентацию ребёнка. Вкладывайте деньги в образование подростка, хотя вам может показаться, что ещё рано думать о будущем. Например, пусть обязательно позанимается на компьютерных курсах, хотя в силу своей старомодности вы можете испытывать панический ужас перед этой техникой. Сейчас это так же необходимо, как в своё время учиться грамоте. Да и лишний диплом о дополнительном образовании не помешает. Разрешите подростку (кстати, и девочкам это полезно) учиться водить машину. В будущем им это может очень пригодиться. Учите их правилам самообороны, плавать, кататься на велосипеде, заниматься боксом, каратэ. Да мало ли какие новые интересы появятся у наших детей, которые и внутренне, и внешне более свободны, чем предыдущие поколения. Чем больше они будут заняты, тем спокойнее вы будете за их будущее. Депрессия зачастую может явиться следствием скуки, так что лучше, чтобы у подростка не было свободного времени на пустые развлечения.


 

 Кстати, нынешние подростки куда большие реалисты, чем предыдущее поколение, и ничего в этом плохого нет. Уважайте мучительный процесс становления личности. А главное, любите подростка, радуйтесь каждому дню и часу, проведённому вместе. Как успела подсчитать безжалостная статистика, чаще всего родители, с утра до ночи занятые тем, чтобы заработать деньги и прокормить свою семью, общаются с детьми не больше часа в день. Утром, в спешке, засовывая бутерброд в рот ещё сонному ребёнку, некогда обратить внимание на его состояние. Вечером надо помочь приготовить уроки, сварить обед, убраться, да мало ли еще обязанностей, которые тяжким грузом ложатся на хрупкие плечи наших выносливых женщин, в том числе и учителей, которым некогда позаботиться и о своих детях. Другое дело, когда ребёнок сильно кашляет или у него высокая температура, тут уже волей-неволей необходимо принимать срочные меры.

 На самом деле гораздо важнее обращать внимание на эмоциональное состояние ребёнка. Любой учитель, особенно опытный, сразу же чувствует, в каком настроении ребёнок пришёл в класс. Когда учитель заходит в класс и обводит взглядом своих учеников, это и есть тот мгновенный заряд, который включает эмоциональный контакт с каждым ребёнком. Доброжелательный взгляд «глаза в глаза» - самая главная составляющая установления эмоционального контакта с учеником, впрочем, как и с любым человеком. Используйте это мощное, хотя и безобидное оружие! Если ребёнок не смотрит в глаза, если он не отвечает доброжелательным взглядом на ваше приветствие, если не улыбается на улыбку, если у него постоянно опущены уголки губ, если хмурится, если сутулится, если не бегает на переменке и не общается со сверстниками, обратите на это самое серьёзное внимание. Всё это внешние признаки, явные симптомы скрытой депрессии, от которой может страдать ребёнок. Обязательно выясните, в чём дело: поговорите с ребёнком, посоветуйтесь с врачом, школьным психологом и родителями.


 

ЕСЛИ ПОДРОСТОК НЕ СМОТРИТ ВАМ В ГЛАЗА, НЕ УЛЫБАЕТСЯ, НЕ РАЗГОВАРИВАЕТ, ОТКАЗЫВАЕТСЯ ЕСТЬ С ВАМИ, ГРУБИТ И ДЕРЗИТ, УСТРАИВАЕТ ИСТЕРИКИ ПО ПУСТЯКАМ, ЗАПИРАЕТСЯ В СВОЕЙ КОМНАТЕ, НЕ СПИТ ПО НОЧАМ, НИКУДА НЕ ХОДИТ, ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ СИГНАЛОМ НАЧАЛА ДЕПРЕССИИ. ПОСОВЕТУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ: ПСИХОЛОГАМИ И ПСИХИАТРАМИ. НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ПОМОЩЬЮ ПРОФЕССИОНАЛОВ!


 

Педагог-психолог 
C.В.Новоселова


 

pprkgarmonia.ucoz.ru

Потребности подростков и энергии и питательных веществах

Общее количество необходимой энергии у детей и подростков зависит от скорости обмена веществ, уровня физической активности и количества энергии, затрачиваемой на рост.

Вес детей может ощутимо различаться, особенно в подростковом возрасте. При расчетах количества необходимой энергии необходимо учитывать что, например, у детей с лишним весом результат может быть слишком высоким, поскольку основным критерием подсчета выступает именно масса тела. Оценивая количество необходимой энергии, основываясь исключительно на массе тела, в расчет не берется ир, что тело, имеющий лишний вес, содержит относительно большой процент жира, а рассчитывать потребности в энергии необходимо всё же исходя из нормального веса. Поэтому, рассчитывая необходимое количество потребляемой энергии для имеющего лишний вес ребенка, стоит исходить из его роста и соответствующей ему нормальной массы тела.

Суточная потребность подростков в энергии (ккал/в сутки)

 

Девочки

Мальчики

Возраст

Уровень физической активности

Уровень физической активности

В годах

Низкая

Средняя

Высокая

Низкая

Средняя

Высокая

10-10,9

1910

1990

2130

2060

2150

2290

11-11,9

1920

2010

2150

2050

2140

2280

12-12,9

2020

2100

2250

2170

2260

2410

13-13,9

2110

2200

2350

2300

2400

2560

14-14,9

2190

2280

2440

2470

2580

2760

15-15,9

2250

2350

2510

2660

2770

2960

16-16,9

2280

2380

2540

2810

2930

3130

17-17,9

2300

2400

2570

2920

3040

3250

начиная с 18

1950

2250

2500

2450

2800

3150

Потребность в питательных веществах

Рекомендованное1 удельное содержание макроэлементов и жирных кислот в рекомендованном количестве энергии для подростков

Питательные вещества, жирные кислоты

Средняя рекомендация

Белки

10-20 %E

Жиры

25-35 %E

В том числе:

 

Насыщенные жирные кислоты

максимум 10 %E

Ненасыщенные жирные монокислоты

10-20 %E

Ненасыщенные жирные поликислоты, в т.ч.:

5-10 %E

Омега-3

минимум 1%E

Транс-жиры

Как можно меньше2

Углеводы3

50-60 %E

1Приведенные в таблице проценты покрывают, по крайней мере, 97-98% физиологических потребностей человека

2Трансжиры тоже бывают натуральными. Их постоянное содержание не должно превышать 1 %E в сутки. Следуя настоящим рекомендациям по питанию, постоянно это количество превышать невозможно

3Процент энергии, получаемой из углеводов, включает в себя также энергию, получаемую из содержащейся в пище клетчатки; обычно её количество составляет 2–3 %E

Потребность в клетчатке

Подростку необходимо получать 8-13 грамм клетчатки на каждую тысячу килокалорий. Примерное рекомендованное количество клетчатки также можно рассчитать по формуле «Возраст+7». Со школьного возраста это количество возрастает и постепенно достигает уровня, рекомендованного взрослым.

Рекомендации по добавленному сахару.

Дневное количество добавленных сахаров (сахарозы, фруктозы и гидролизата углеводов) стоит держать на уровне ниже 10 %E (в идеале ниже 5 %E).

Потребность в жидкости          

В случае жажды всегда стоит отдавать предпочтение питьевой воде без добавок. Потребность в жидкости у детей и подростков в расчете на килограмм веса выше, чем у взрослых, поскольку содержание жидкости в их организмах также выше. Вне зависимости от возраста чувство жажды – это признак недостатка жидкости, который нужно ликвидировать как можно быстрее, то есть восполнить уровень, предпочтительно обычной питьевой водой. В сутки подростки должны получать 50 мл жидкости на каждый килограмм веса суммарно изо всех источников.

 

Потребность в витаминах

Возраст в годах

Витамин A, RE1

Витамин D, µg

Витамин E, мг

Витамин B1, мг

Витамин B2, мг

Ниацин, NE2

Витамин B6, мг

Фолаты, µg

Витамин B12, µg

Витамин C, мг

Девочки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-13

700

10

7

1,0

1,2

14

1,5

270

3

70

14-17

700

10

8

1,2

1,4 

16

1,5

330

3

100

с 18

700

10

8

1,1

1,3

15

1,5

400

3

100

Мальчики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-13

700

10

8

1,2

1,4

16

1,8

270

3

70

14-17

900

10

10

1,5

1,7

20

1,8

330

3

100

с 18

900

10

10

1,5

1,7

20

1,8

300

3

100

1.эквиваленты ретинола” (RE) = „эквивалентно активности ретинола” RAE. эквивалент ретинола (RE, µg-ekv) = 1 µg ретинола = 12 µg бэтакаротина

2.Эквивалент ниацина: 1 эквивалент ниацина (NE) = 1 мг ниацина (из 60 мг триптофана в организме может синтезироваться 1 мг ниацина)

Потребность в минералах

Возраст в годах

Натрий, мг

Кальций, мг1

Калий, г

Магний, мг

Железо, мг

Цинк, мг

Медь, мг

I, µg

Se, µg

Девочки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-13

макс 2400

900

2,9

300

11

8

0,7

150

40

14-17

макс 2400

900

3,1

320

15

9

0,9

150

50 

с 18

макс 2400

900

3,1

320

15

9

0,9

150

50

Мальчики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-13

макс 2400

900

3,3

300

11

11

0,7

150

40

14-17

макс 2400

900

3,5

380

11

12

0,9

150

60

с 18

макс 2400

900

3,5

380

10

9

0,9

150

60

1 Настоящие рекомендации и не дают указаний по потреблению фосфора, поскольку дефицит фосфора в организме не выявлен. Потребность в фосфоре аналогична потребности в кальции.

toitumine.ee

Подростковый коллектив. Потребность в общении и самоутверждении.

Общение подростков выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, многообразнее, сложнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, ближними.

 

 

Как реализуется потребность в общении в подростковом коллективе

 

Основное содержание общения подростков - поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеал подростковых отношений - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. Вместе взятое, это формирует способность ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Откровенные разговоры занимаю значимое место в общении подростков. В них заключен и обмен информацией, и согласование оценок, и выработка каких-то общих позиций. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.

 

Подростковый коллектив. Потребность в общении и самоутверждении.

 

 

Потребность подростка в самоутверждении

 

Общение же способствует и удовлетворению другой важной потребности подростка - потребности самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Это одна из самых главных, основополагающих потребностей подросткового детства. Если для дошкольников мнение родителей было наиболее авторитетно, для младших школьников наиболее убедительно мнение учителя, то для подростков наиболее значимо мнение сверстников, коллектива класса. На каждый факт, который вредит престижу подростка в глазах товарищей, он реагирует очень болезненно.

Знание этих особенностей позволит родителям и педагогам успешно обходить трудности. Если же они не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии, приводящие в конечном итоге не только к проступкам, но и к правонарушениям.

 

Подростковый коллектив. Потребность в общении и самоутверждении.

 

Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный из них - «проигрывание ролей» (социально-психологический термин), причем именно тех, на которые подросток претендует. Из них наиболее характерны следующие. «Умные» - подростки – это те, которые претендуют на признание своих интеллектуальных способностей. Характерно, что на эту роль могут претендовать не только отличники или хорошисты. У подростков, особенно 5-6 классов, высоко котируется не успеваемость, а сообразительность, начитанность, эрудиция. Во всяком случае, есть немало подростковых коллективов с низким интеллектуальным уровнем, в которых быть отличником не только не престижно, но и опасно. Их воспринимают как «зубрил», «выскочек» и т. п.

Как правило, подростки спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.

 


 

Избиения – способ самоутверждения подростков

 

 

www.rastut-goda.ru

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии



Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникативных потребностей подростков. Обращено внимание на проблему познания педагогом учащихся в рамках педагогического общения.

Ключевые слова: коммуникативные потребности; подросток: педагогическое общение.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема педагогического общения приобретает в настоящее время все большое значение. Современные исследования, посвященные проблеме коммуникативным потребностям подростков и развития личности в подростковом возрасте, отмечают, что информационные технологии изменяют характер общения в межличностных отношениях. Это касается не только общения в сфере ученик-ученик, но и в сфере общения учитель-ученик.

Теоретический подход к содержанию и психологическим особенностям формирования личности подростка в социуме описан в трудах социальных психологов (Г. М. Андреева, Я. Л. Коломинский, Н. С. Мансуров, A. B. Петровский, А. А. Реан, Л. И. Уманский и др).

Доказано (В. В. Знаков, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, А. А. Реан), развитие обучающегося как личности, как субъекта деятельности, является важной целью образовательной организации и рассматривается в качестве ее системообразующего компонента.

В работах А. А. Бодалева, А. Б. Добрович, Б. Ф. Ломова, A. B. Мудрика, и др. изучен процесс общения, описана структура вербального взаимодействия на занятиях, генезис коммуникативных отношений и установлены причины социальных конфликтов (М. В. Дружинин, А. К. Зайцев, Б. Н. Краснов, Л. А. Петровская).

Однако коммуникативные потребности как неотъемлемая составляющая коммуникативной компетентности подростков в условиях общения с учителем технологии не исследовались. Это вопрос узкой направленности, однако, достаточно важен, так как уроки технологии отличаются от других уроков. Уроки технологии позволяют подростку раскрыться и с интеллектуальной стороны и показать свои творческие способности, способствовать профессиональной ориентации. В проводимые предметные олимпиады по технологии дают возможность саморазвитию, самоутверждению, самопрезентации. Это важная составляющая коммуникативной стороны общения, т. к. в практической части олимпиады необходимо быть убедительным, знать теорию и на практике доказать технологичность создаваемого изделия.

Коммуникативная потребность, как и коммуникативная деятельность, являясь в подростковом возрасте ведущей, затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, если она недостаточно развита. Чем более подросток уязвим с психологической точки зрения, тем меньше у него развиты коммуникативные навыки и, следовательно, коммуникативная потребность его выше. А. В. Болбочану отмечает «…дети, чьи родители сочетают теплоту с контролем, поддерживают в них стремление к самостоятельности, отличаются оригинальностью мышления, мотивацией к самореализации и социальными умениями. Если же родители делают ставку на постоянный контроль в сочетании с эмоциональной холодностью, то дети не уверены в себе, несамостоятельны» [1, с. 64]. Следовательно, коммуникативная потребность в общении в семье подростком не удовлетворяется, если ориентироваться на вторую часть цитаты А. В. Болбочану. Значит, удовлетворять эту потребность подросток будет в школе.

В связи с этим целью исследования явилось изучение содержания коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии и создание педагогических условий для позитивного удовлетворения этой потребности.

Объект исследования — подростки.

Предмет исследования — коммуникативные потребности подростков в условиях общения с учителем технологии в учебное время.

Для достижения цели решались следующие задачи:

– проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

– изучить содержание коммуникативных потребностей подростков;

– выявить и обосновать педагогические условия удовлетворения коммуникативных потребностей подростков.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие учащиеся седьмых — восьмых классов МБОУ СОШ № 94 г. Воронежа. Методы исследования: психологическая игра «Кто это?», педагогическая игра «Сплетни», педагогические ситуации «Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов» [2, с.242], «Ситуации самооценки» [2, с.237]. Также использовалось включенное и научное наблюдение за подростками во время урока.

По завершении исследования проводилось анкетирование «Что я знаю о себе?».

В исследовании С. В. Кондратьевой анализируется коммуникативная взаимосвязь между уровнем понимания педагогом потребностей в общении подростков и характерной для этого уровня структурой педагогических воздействий. Ученый подводит к мысли, что недисциплинированность подростков во время урока возникает не потому, что дети «анархичны и хаотичны», а потому, что их учебная деятельность бывает плохо организована [3].

Ученые исследователи А. И. Захаров, А. М. Прихожан отмечают, что в подростковом возрасте, формируется вербализация страхов, актуализируется объяснение своего проблемного общения и связанному с ним отклоняющимся поведением. В связи с этим появляются и закрепляются психологические защиты, что способствует укоренению речевой фобии на сам коммуникативный акт. Субъективные переживания подростков по поводу проблемного общения влияют содержание коммуникативных потребностей. Что и было подтверждено в педагогическом исследовании.

Результаты и их обсуждение

В качестве основы была взята структура коммуникативных потребностей Л. И. Марисовой, служащая мотивационно-потребностной основой общения. Ею выделены девять групп коммуникативных потребностей [4].

Для исследования содержания коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии были выбраны четыре группы, так как они более всего подходили в возрастным особенностям подростков:

1) коммуникативная потребность в другом человеке и взаимоотношениях с ним;

2) коммуникативная потребность в принадлежности к социальной общности;

3) коммуникативная потребность в эмпатии;

4) коммуникативная потребность в признании и оценке со стороны других.

Обобщение полученных результатов исследования показывают, что подростки охотно общаются со взрослыми. Роль учителя технология в общении для подростка велика, т. к. учитель дает знания и практические навыки. Однако, во внеурочной деятельности советы педагога принимаются только тогда, если они аргументированы, не противоречат потребностям и не являются авторитарными. Содержание потребности в общении с учителем технологии в урочное время выражено у 28 подростков из 43-х. Это средний показатель, учитывая то, что учитель во время урока постоянно находится в коммуникативных отношениях с учащимися.

Содержание коммуникативной потребности в принадлежности в социальной общности имеет более низкий результат. Всего 22 ученика из 43-х уверенно показали, что нуждаются в социуме, что именно социум помогает им самосовершенствоваться. У остальных 21-го подростка просматривался негативизм и реакция эмансипации. Здесь есть над чем задуматься педагогу, так как психологические комплексы подросткового возраста могут быть преодолены в том случае, если подростки будут доверять взрослым.

Коммуникативная потребность в эмпатии тщательно скрывалась подростками, но все же, по этой потребности самый высокий результат. Из 43-х подростков 36 нуждаются в сочувствии и принятии их.

Коммуникативная потребность в признании и оценке со стороны других характеризуется тем, что для подростка более важно признание его сверстниками, чем учителем. Это отметили почти все подростки.

Особенно яркой и эмоционально насыщенной, информативной была игра «Сплетница». Подростки отметили, что смысл вербальной речи может изменяться и искажаться до такой степени, что приобретает обратный смысл. В этой игре для большей убедительности были использованы рисунки — нелепицы. По окончании игры подросткам предлагалось самостоятельно сделать вывод об итогах игры.

Выводы. Содержание коммуникативных потребностей подростков в условиях общения с учителем технологии в процессе учебной деятельности делает данную деятельность более привлекательной для подростка. У учащихся возникает опыт положительного эмоционального отношения к уроку технологии и к тому, что они производят на практических занятиях.

Возможность свободно вступить в общение с учителем технологии развивает у подростка интерес к технологичному труду, что формирует эмоционально положительное отношение к осуществляемой им учебной деятельности в результате удовлетворения потребности в общении и с учителем, и с одноклассниками.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что содержание коммуникативных потребностей на уроках технологии и при подготовке к олимпиадам во внеурочное время зависит от создаваемых учителем организационных и социально-психологических условий.

Для формирования у подростков потребности в общении с учителем необходимо создание педагогических условий:

– создание атмосферы сотрудничества на уроках технологии;

– использование приемов и способов для удовлетворения потребности в общении на уроках технологи и во внеурочное время;

– находить формы оптимального сотрудничества учителя и подростков;

– введение социально значимых стимулов объединения подростков в совместную деятельность.

Исследование показало, что включенность подростков в общение друг с другом и с учителем зависит от уровня сформированности коммуникативных потребностей. Следовательно, учитель, общаясь с подростками в учебной и внеучебной деятельности, обогащает содержание коммуникативных потребностей подростков.

Литература:

  1. Болбочану А. В. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми. //Вопросы психологии//, № 4, 2006. — с.63–69
  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. [Текст]. — СПб: Издательство Питер, 2000. — 304 с.
  3. Кондратьева С. В. Учитель — Ученик. //С. В. Кондратьева//. [Текст]. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  4. Марисова, Л. И. О мотивационно-потребностной основе общения / Л. И. Марисова. [Текст]. –Берлин, 1978.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная потребность, коммуникативная потребность подростков, учитель технологии, подросток, условие общения, урок технологии, потребность, педагогическое общение, подростковый возраст, учебная деятельность.

moluch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о