Программа интеллектуального развития дошкольников – Рабочая программа (старшая группа) по теме: Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников

Содержание

Рабочая программа (старшая группа) по теме: Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников

 

 

 

Общая характеристика программы:

  • Направленность, в рамках которой реализуется программа: 
  • воспитательно-развивающая.
    Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа:
  • малые возрастные игровые группы.
    Возраст детей: 3 – 5 лет.
  • Срок реализации программы: 2 года.

Актуальность программы и ее новизна определяются ее направлен­ностью на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста,  посещающих  и не посещающих государственные образовательные учреждения, общеучеб­ных умений и деятельностных способностей, необходимых для успешного обучения в современной начальной школе, что соответствует приоритетам образовательной политики, изложенной в «Концепции модернизации рос­сийского образования на период до 2010 года» и нормативно закрепленной в Законе РФ «Об образовании» (2004) и действующих госстандартах обра­зования (2004).

Реализация данной программы позволит сократить разрыв в подго­товке к учебной деятельности детей, не посещающих ДОУ, по сравнению с их сверстниками, прошедшими государственную образовательную програм­му, обеспечить преемственность при их переходе с дошкольной ступени в начальную школу и создать для всех детей единую стартовую площадку.

Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребенка, является создание условий для их активной поисковой деятельности на основе адаптированного к возрастным особенностям детей-дошкольников варианта технологии деятельностного метода «Школа 2000…». Это, в свою очередь, обеспечивает активизацию мотивационных и волевых процессов, непо­средственно влияющих на эффективное формирование готовности к самостоя­тельной и осознанной учебной деятельности. Интеграция основного и допол­нительного образования, как равноправных компонентов единого процесса со­циализации детей, образуют воспитательно-развивающее пространство разви­тия и социализации личности ребенка.

Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:
—          стимулированию познавательных процессов;
—          развитию коммуникативных навыков;
—          созданию социокультурной среды общения;
—          развитию творческих способностей личности;
—          поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
—          творческому использованию жизненного опыта детей;

—          самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.

 

Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
•         Организация воспитательно-развивающей среды на основе струк­туры ТДМ и системы дидактических принципов «Школа 2000…».
•         Создание общих схем решения познавательных задач в виде алго­ритмов, соответствующих каждому этапу развития в рамках веду­щей деятельности и с учётом формирования предпосылок деятель-ностных способностей.
•         Подведение детей к использованию алгоритмов как средств реше­ния познавательных задач.
•         Создание информационной среды различными средствами (беседы, игры, демонстрации, конкретные ситуации и т.д.).
•         Развитие проектного мышления (планирование решения практи­ческих задач, реализация проектов, деловые, ролевые игры).
•         Развитие исследовательского мышления (формирование гипотез, построение экспериментов, анализ конкретных ситуаций и т.д.).

nsportal.ru

Рабочая программа (старшая группа) на тему: ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЭРУДИТ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 56 имени академика В.А. Легасова»

«Дошкольное отделение»

Кутузовский просп., д.22, корп.1, Москва, 121151

Телефон: (499) 243-6310, (499) 243-5101   Факс: (499) 243-9696   E-mail: [email protected] 

Утверждено

Директор школы

——————————- В.Д.Кондратенко

ПРОГРАММА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЭРУДИТ»

Составитель: старший воспитатель

1 квалифицированной категории

Дзидзишвили Ж.Г.

г.Москва

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить

Смеяться, плакать, но при всем, при этом

Должны мы научиться говорить!

плакать, но при всем при этом Должны мы научиться говорить!

Пояснительная записка

Направленность программы. Данная развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста по содержанию является культурологической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — групповой; по времени реализации — годичной.

Развитие интеллекта — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Уже с младшего возраста главной задачей я ставлю интеллектуальное развитие и сохранение индивидуального в ребёнке. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество — количество, пространство — время, целое — часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

Новизна программы состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории когнитивного развития и обучения Н.И. Чуприковой мы полностью отказались от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое — познавательному развитию, третье — развитию речи и т.д. В программе “Эрудит” каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие — это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну знаний, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.

Актуальность программы обусловлена тем, что за последнее десятилетие система образования в России очень резко изменилась. Мы ушли от авторитарной педагогики, от однообразия, но при этом в большей степени утратили стабильность. Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети начинали учиться как можно раньше. Они хотели бы, чтобы в образовательной организации их ребенок серьезно и много занимался. Поэтому в последние годы стало меняться

учебное содержание, предлагаемое детям-дошкольникам. В программах появились |о задачи, ранее не стоявшие перед детьми и педагогами.        ы

Актуальность программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Задачи программы

Развивающие:

°развитие восприятия (сенсорное) логического мышления, произвольного внимания, памяти

°развитие речи, умение делать выводы, анализировать, аргументировать ев высказывания

°развитие наблюдательности, воображения, творческого начала, направленной фантазии

°развитие графических навыков, мелкой моторики рук.

°развитие математических представлении детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации и смыслового соотнесения.

Воспитателъные:

  • выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями
  • взаимодействие с семьей, направленное на гармоничное развитие личности путем индивидуального подхода к каждому ребенку.

Обучающие:

  • расширение общего кругозора детей, пополнение словарного запаса
  • формирование приемов умственной деятельности: сравнение, обобщение, классификация, анализ, аналогия, синтез.

Принципы реализации программы

  • принципы интеграции образовательных областей — формирование у детей целостного представления о мире, активного познания действительности, развитие логики, мышления, коммуникативных

способностей, творческой активности, самостоятельности, веры в свои силы, расширение и активизация словаря

  • принципы гуманистичности — ребенок рассматривается, как активный субъект совместной с педагогом деятельности
  • принципы индивидуального подхода — максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка
  • принципы проблемности — ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
  • связь теории и практики — те знания, которые дети получают в НОД, воплощаются в практической деятельности
  • принцип доступности — занимательный материал по содержанию доступен, подобран с учетом реальных возможностей детей
  • принцип наглядности — обеспечивает применением разнообразного наглядного материала
  • принцип психологической комфортности — рядом с родителями дети чувствуют себя спокойно, обстановка доброжелательная, взрослые верят в силы ребенка.

Показатели результативности образовательной программы

Показатель

Формы и методы диагностики

Уровень культуры обучающихся

Беседа, наблюдение

Уровень развития творческого мышления

Выставки, конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий

Уровень развития познавательной активности

Наблюдение, беседа, игра — импровизация

Уровень развития мышления

Диагностические задания, беседа, опрос

Уровень развития коммуникативных способностей

Игра — беседа, наблюдение

Уровень развития символических способностей (воображения и игры)

Наблюдение, беседа

Отличительной особенностью программы дополнительног7о образования детей «Эрудит» является комплексное взаимодействие разделов программы, где присутствует единый игровой сюжет.

Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования- принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методы и приемы обучении:

о Наглядный;

о Словесный;

о Практический

На занятиях детям предлагается как новый повторения и закрепления усвоенных знаний.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 5 до 7 лет.

Срок реализации программы — 1 год.

Формы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии — групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей —

по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме.

Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей.

Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей.

Дети в силу своих возрастных особенностей допускают ошибки. Используем ошибки детей для повторного объяснения, закрепления пройденного материала. Уделяется особое внимание подбору материала для занятий, игровых приемов и дидактических игр, которые и составляют специфику обучения детей от пяти до семи лет.

Режим занятий: Объем программы «Эрудит» составляет 32 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Продолжительность одного занятия — 30 минут. Оптимальная наполняемость группы не должна превышать 15 детей.

Учебно — тематический план интеллектуального развития детей 5-7 лет

Наименование разделов

Кол-во часов

1.

Практический курс математики.

21

2.

Развитие речи и мышления.

21

о

J .

Графические навыки и развитие моторики.

10

4.

Развитие памяти, внимания.

10

5.

Развитие творческого мышления.

10

Итого:

72 часа


Содержание программы

Раздел I Практический курс математики.

Сформировать у детей представление о величинах: длина предмета, высота предмета, ширина предмета, объем (вместимость) жидких и сыпучих веществ. Научить сравнивать по длине, ширине, высоте, объему (вместимости).

Закрепить умение ориентироваться в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, направо- налево. Познакомить с временными отношениями: раньше — позже, вчера-сегодня—завтра. Научить замечать последовательности событий.

Закреплять умение выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Закрепить название и свойства плоскостных геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Познакомить со свойствами объемных фигур круг, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Учить прямому и обратному счету в пределах до десяти.

Раздел II Развитие речи и мышления.

Речь и её значение. Предложение. Составление предложений по картинке. Выстраивание последовательности картинок и составление рассказа по ней. Описание предмета. Определение предмета по его описанию. Заучивание скороговорок, небольших стихотворений. Обогащение словарного запаса.

Учить ребенка строить простейшие умозаключения, находить недостающие части целого, находить предметы объединенные каким-либо общим признаком (обобщение и классификация). Учить выполнять упражнения на нахождение закономерностей, на установления логических связей, находить отличия по картинкам (развитие наглядно-образного мышления).

Раздел III Графические навыки и развитие моторики.

Крупная и мелкая моторика. Упражнения на координацию движений. Пальчиковая гимнастика. Игры с мячом. Развитие умения владеть карандашом, шариковой ручкой. Штриховка, раскрашивание. Формирование умения « видеть строку» и рисовать или писать в ней; « видеть клеточки» и чётко и точно вести по ним рисунок.

Раздел IV Развитие памяти, внимания.

Учить детей запоминать несколько картинок; рассказывать наизусть стихотворения; пересказывать близко к тексту (прочитанное педагогом) произведение; сравнивать два изображения по памяти; определять последовательность событий.

Учить выполнять задание не отвлекаясь, находить отличия между предметами; выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; находить пары одинаковых предметов; копировать узор или движение.

Раздел V Развитие творческого мышления

Цикл творческих занятий «Дорисуй-ка»:

Обучить ребенка правилам поведения в творческой среде, методам коллективного интуитивного решения творческой задачи.

Развить у дошкольника мотивацию самовыражения как важного условия реализации его творческого потенциала. На заключительных занятиях походит выставка работ детей, просмотр работ родителями, выражение ими одобрения идей детей. Вместе с родителями дети создают альбом своих работ.

Цикл творческих занятий «Фабрика игрушек»:

Альбом включает незавершенные объекты для создания различных игрушек.

Задания цикла «Фабрика игрушек» направлены на развитие у детей способности создавать имеющие смысл рисунки с помощью разработки деталей на представленных объектах и способности к продуцированию идей. Научить детей словесному описанию игрушки, которую  намеривается создать.

Предполагается, что при условии успешного усвоения программы , обучающиеся будут знать и уметь:

Внимание

Выполнять задания, не отвлекаясь.

Находить отличия между предметами или рисунками.

    Копировать узор или движение.

           Играть в игры на внимательность и быстроту реакции, по правилам.

Математика

nsportal.ru

Программа развития интеллекта детей 6-7 лет

Данная коррекционно-развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го года жизни предназначена для использования психологом в детском саду и предполагает развитие:

— визуально-пространственных навыков у детей — узнавание форм, образов, схем, узоров, цветов. Пространственное сознание включает понимание положения тела относительно других предметов в пространстве и соотношение этих предметов;

— речевых умений у детей — умение писать, читать и говорить: знание семантики слов, зрительное и осязательное распознавание букв, способности слушать собеседника;

— математических навыков у детей-умение мысленно выполнять элементарные математические вычисления, работать с цифрами: считать и распознавать их, иметь представление о простых числах;

— кинестетические навыки — те, которые требуют контроля над движениями тела, включая равновесие и динамику;

— навыки межличностного общения у детей-умение взаимодействовать с окружающими, понимать их, комфортно чувствовать себя в обществе — быть социально активным.

Цель программы: развитие зрительно-пространственных, математических, кинестетических навыков, речевых умений и навыков межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста.

Краткое описание программы развития интеллекта старших дошкольников

Программа состоит из 10 занятий, каждое в свою очередь включает 3-4 игры, в зависимости от сложности и продолжительности задания. Занятия способствует развитию всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений у дошкольников, они частично состоят из упражнений, а в основном из игр.

Продолжительность занятия — от 20 до 30 минут в зависимости от эмоциональной оценки видов деятельности на занятии. Оптимальное количество участников — 10 детей.

Работа по данной программе проста и не требует большой подготовки наглядного и раздаточного материала, ведь большинство необходимых материалов дети сами помогают изготовить во время занятия.

class=»eliadunit»>

Занятие №1

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие №6

Занятие №7

Занятие №8

Занятие №9

Занятие №10

psichologvsadu.ru

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

 

Гениальность может сказаться лишь

мимолетным шансом. Только работа и воля

могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

                                                                    А. Камю  

                                                                                         

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы,  что вошло в его  разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

 В. А. Сухомлинский

 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

 В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием  развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь  активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм  взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

1.     Развивать познавательные процессы.

2.     Развивать творческие способности.

3.     Развивать способности к моделированию и конструированию.

4.     Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

5.     Развивать общую осведомленность и связанную речь.

6.     Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.

7.     Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

В основе проекта программы лежат принципы:

—        Принцип безопасности.

—        Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.

—        Принцип положительного подкрепления.

—        Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

—        Принцип уважительного отношения друг к другу.

Новизна проекта программы:

·         Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.

·         Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.

·         Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.

Участники реализации проекта программы:

1.     Дети старшего дошкольного возраста.

2.     Педагоги.

3.     Родители.

4.     Социум.

Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.

Этапы реализации проекта программы:

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I Подготовительный

этап

(сентябрь 2011 г..)

Цель:  Создание информационных, научно – методических, организационных, условий для  реализации программы.

1.     Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию.

2.     Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

 

1.     Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы.

3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

4. Усовершенствование развивающей среды.

 

II Практический

                          этап

(октябрь 2011 г.-

апрель 2012 г.)

Цель: Реализация программы.

1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями.

1. Активизация познавательной сферы дошкольников.

2. Эмоциональное благополучие детей.

3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.

 

III Аналитический 

                             этап

( май 2012 г. )

Цель: Анализ результатов реализации программы.

1.     Проанализировать результаты реализации проекта.

2.      Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.

3.     Распространение психолого-педагогического опыта.

 

 

 

 

Критерии оценки результатов:

Качественные:

—         участие детей в Интеллектуальных марафонах;

Количественные:

—         увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;

—         увеличение количества педагогов участвующих в проекте;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.       Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

 

2.       Бреславский Л. Я., Бреславская А. Д. Современные игровые методики развития интеллекта. —  М: Школьная Пресса, 2010.

 

3.       Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт. – сост. М. Г. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

4.       Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: «Детство — Пресс», 2004.

 

5.       Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.

 

6.       Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.

 

7.       Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

8.       Светлова И.Е. Логика. – М.: ЭКСМО, 2010.

 

9.       Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

 

Гениальность может сказаться лишь

мимолетным шансом. Только работа и воля

могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

                                                                    А. Камю  

                                                                                         

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы,  что вошло в его  разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

 В. А. Сухомлинский

 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

 В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием  развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь  активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм  взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

1.     Развивать познавательные процессы.

2.     Развивать творческие способности.

3.     Развивать способности к моделированию и конструированию.

4.     Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

5.     Развивать общую осведомленность и связанную речь.

6.     Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.

7.     Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

В основе проекта программы лежат принципы:

—        Принцип безопасности.

—        Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.

—        Принцип положительного подкрепления.

—        Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

—        Принцип уважительного отношения друг к другу.

Новизна проекта программы:

·         Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.

·         Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.

·         Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.

Участники реализации проекта программы:

1.     Дети старшего дошкольного возраста.

2.     Педагоги.

3.     Родители.

4.     Социум.

Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.

Этапы реализации проекта программы:

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I Подготовительный

этап

(сентябрь 2011 г..)

Цель:  Создание информационных, научно – методических, организационных, условий для  реализации программы.

1.     Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию.

2.     Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

 

1.     Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы.

3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

4. Усовершенствование развивающей среды.

 

II Практический

                          этап

(октябрь 2011 г.-

апрель 2012 г.)

Цель: Реализация программы.

1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями.

1. Активизация познавательной сферы дошкольников.

2. Эмоциональное благополучие детей.

3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.

 

III Аналитический 

                             этап

( май 2012 г. )

Цель: Анализ результатов реализации программы.

1.     Проанализировать результаты реализации проекта.

2.      Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.

3.     Распространение психолого-педагогического опыта.

 

 

 

 

Критерии оценки результатов:

Качественные:

—         участие детей в Интеллектуальных марафонах;

Количественные:

—         увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;

—         увеличение количества педагогов участвующих в проекте;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.       Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

 

2.       Бреславский Л. Я., Бреславская А. Д. Современные игровые методики развития интеллекта. —  М: Школьная Пресса, 2010.

 

3.       Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт. – сост. М. Г. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

4.       Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: «Детство — Пресс», 2004.

 

5.       Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.

 

6.       Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.

 

7.       Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

8.       Светлова И.Е. Логика. – М.: ЭКСМО, 2010.

 

9.       Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

 

Гениальность может сказаться лишь

мимолетным шансом. Только работа и воля

могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

                                                                    А. Камю  

                                                                                         

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы,  что вошло в его  разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

 В. А. Сухомлинский

 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

 В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием  развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь  активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм  взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

1.     Развивать познавательные процессы.

2.     Развивать творческие способности.

3.     Развивать способности к моделированию и конструированию.

4.     Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

5.     Развивать общую осведомленность и связанную речь.

6.     Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.

7.     Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

В основе проекта программы лежат принципы:

—        Принцип безопасности.

—        Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.

—        Принцип положительного подкрепления.

—        Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

—        Принцип уважительного отношения друг к другу.

Новизна проекта программы:

·         Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.

·         Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.

·         Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.

Участники реализации проекта программы:

1.     Дети старшего дошкольного возраста.

2.     Педагоги.

3.     Родители.

4.     Социум.

Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.

Этапы реализации проекта программы:

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I Подготовительный

этап

(сентябрь 2011 г..)

Цель:  Создание информационных, научно – методических, организационных, условий для  реализации программы.

1.     Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию.

2.     Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

 

1.     Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы.

3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

4. Усовершенствование развивающей среды.

 

II Практический

                          этап

(октябрь 2011 г.-

апрель 2012 г.)

Цель: Реализация программы.

1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями.

1. Активизация познавательной сферы дошкольников.

2. Эмоциональное благополучие детей.

3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.

 

III Аналитический 

                             этап

( май 2012 г. )

Цель: Анализ результатов реализации программы.

1.     Проанализировать результаты реализации проекта.

2.      Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.

3.     Распространение психолого-педагогического опыта.

 

 

 

 

Критерии оценки результатов:

Качественные:

—         участие детей в Интеллектуальных марафонах;

Количественные:

—         увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;

—         увеличение количества педагогов участвующих в проекте;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.       Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

 

2.       Бреславский Л. Я., Бреславская А. Д. Современные игровые методики развития интеллекта. —  М: Школьная Пресса, 2010.

 

3.       Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт. – сост. М. Г. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

4.       Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: «Детство — Пресс», 2004.

 

5.       Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.

 

6.       Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.

 

7.       Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

8.       Светлова И.Е. Логика. – М.: ЭКСМО, 2010.

 

9.       Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

nsportal.ru

Программа интелектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Улыбка»

г.Рассказово Тамбовской области

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__ от _______20___г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка»

_____________Л.Н.Борзова

приказ от ________20__г. № ___

Дополнительная общеразвивающая

программа по развитию творческих

и познавательных способностей

детей старшего дошкольного возраста

«Школа Почемучек»

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года


АВТОР:

Мурадова

Светлана Владимировна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка»

г.Рассказово

2016 г.

Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК»

(развитие творческих и познавательных способностей детей

старшего дошкольного возраста)

Краткая информационная справка.

Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» г.Рассказово.

Рецензент: Атаманова Ольга Юрьевна, заместитель заведующей по ВМР МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» г.Рассказово.

Информация о программе: «Школа Почемучек»

Тип программы — модифицированный

Направление деятельности — развитие творческих и познавательных способностей

Уровень освоения — долгосрочный (2 года)

Возрастной диапазон — старший дошкольный возраст 5 — 7 лет.

Пояснительная записка:

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных

«облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и дальнейшей взрослой жизни. Этот сложный процесс предполагает формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладения речью.

Развитие познавательных и творческих способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, каким и знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к их получению, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, обдумывать замыслы рисунков,

конструкций.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.

Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается не­обыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умствен­ная активность. Поэтому одной из актуальных задач уже дошкольного образования является развитие способностей ребенка, а не передача ему знаний, умений, навыков.

Возрастание требований к содержанию школьного обра­зования требует скорейшего развития и наиболее полного ис­пользования интеллекта дошкольников.

При разработке программы развития творческих и познавательных способностей я исходила из основных положений отечественной психологии, рассматривающей процесс психического развития человека как результат присвоения общественного опыта человечества, воплощенного в продуктах физического и духовного труда. При этом умственное развитие ребенка выступает как усвоение наиболее простых форм этого опыта, а именно, как овладение предметными действиями и умениями, элементарными знаниями как наиболее универсальными средствами закрепления и передачи общечеловеческого опыта, усвоение которых играет ведущую роль в развитии ребенка.

«Школа Почемучек» — программа открытого типа, не исключает возможность использования педагогом других методических пособий и дидактических материалов.

Цель программы

Создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости тех явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной действительности.

Задачи программы

Образовательные:

• Создать условия для развития творческих и познавательных способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

• Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

Развивающие:

• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

• Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

Учебно-тематический план

8

сентябрь — октябрь

2.

Развитие логического мышления и творческого воображения

12

ноябрь-декабрь-январь

3.

Развитие мышления речи, воображения

16

февраль – март –апрель — май

Второй год обучения (6-7 лет)

1.

Развитие мышления и воображения

8

сентябрь — октябрь

2.

Развитие мышления и речи

8

ноябрь-декабрь

3.

Развитие воображения

8

январь — февраль

4.

Развитие творческих способностей

8

Март – апрель — май

Содержание программы:

В программе представлены игры, направленные на умственное развитие детей дошкольников. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память и  мышление.

Игры, направленные на развитие восприятия и пространственных представлений, формируют у детей умение анализировать предметы по  таким признакам, как цвет, форма и величина.

Игры, направленные на развитие элементов логического мышления, формируют у детей понятие о способах классификации предметов по различным признакам, учат устанавливать сериационные ряды, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Игры, направленные на развитие памяти, формируют у детей осмысленное запоминание материала, способствуют расширению объема памяти, развивают словесную память.

Игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.

Развитие творческих способностей детей развивает воображение

и гибкое, нестандартное мышление. Творчество  определяет умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами, умение направлять свою фантазию и творческие возможности на решение разных задач.        

В содержании программы интегрированные занятия для детей 5-7 лет. Курс программы включает 72 заня­тия, каждое из которых рассчитано на 30 — 35 минут с периодичностью 1 раз в неделю с сентября по май.

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия или раз­минки, в течение которой дети отвечают на несложные тематические вопросы, но которые способны вызвать интерес, создать соответствующий психологический на­строй. Далее следуют комплексы заданий, упражнений, логических задач, развивающих игр.

Методическое обеспечение программы:

  • Формы занятий: занятие- игра, беседа, путешествие, инсценировки, практикум, сюжетно-ролевые игры, экпериментирование.

  • Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: игровой метод (дидактические игры), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), словесный метод (устное изложение, беседа), практический (показ способов действия с предметами, тренировочные упражнения, тренинги).

  • Формы подведения итогов: тестирование, просвещение семьи, диагностика, контрольное занятие, участие в конкурсах.

  • Техническое оснащение занятий: фотоаппарат, магнитофон, ноутбук, атрибуты, DVD, проектор, доска и др.

  • Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Познавательное развитие»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

2. Образовательная область «Речевое развитие»: пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Развитие продуктивной деятельности детей.

5. Образовательная область «Физическое развитие»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

4. Уметь рассуждать делать умозаключения в соответствии с законами логики

Используемая литература:    

1. Смолярчук И.В. Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников. – Тамбов ИПК РО, 1995 г. 2. Никитин Б. П. Развивающие игры. — М. : Издание «Занятие», 1994. 3. Носова Е. А., Непомнящая Р.Л.Логика и математика для дошкольников. — СПб «Детство – Пресс», 2004. 4. Бондаренко Т. М. «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г. 5. Венгер JI.A и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы по реализации программы дополнительного образования «Школа Почемучек»   по развитию творческих и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Первый год обучения (5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1

«РАЗНОЦВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: учить детей устанавливать классификационные и сериационные отношения

Занятие 2

«ЦВЕТИК — СЕМИЦВЕТИК»

Цель: учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения

Занятие 3

«ЖИЛА — БЫЛА МАТРЕШКА»

Цель: Учить детей творчески подходить к поставленной цели. Развивать у детей работу мелких мышц руки, правильной координации движений.

Занятие 4

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА -2

Цель: Уточнить представления детей о величине предметов, устанавливать взаимооднозначные соответствия двух множеств

ОКТЯБРЬ

Занятие 5

«УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО»

Цель: учить детей выполнять действия, заданные схемой, и конструировать по схематическому образцу.

Занятие 6

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТОЧЕК»

Цель: учить детей классификации по разным основаниям, продолжать учить сравнивать рисунок и схему.

Занятие 7

«ПРО ПУГОВИЦУ»

Цель: учить детей сравнивать рисунок и чертеж предмета, устанавливать классификационные отношения по разным основаниям.

Занятие 8

«КОМУ ПОМОЖЕТ ЛЕДОКОЛ»

Цель: учить детей устанавливать классификационные отношения, развивать мышление.

НОЯБРЬ

Занятие 9

«НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: развивать мышление и воображение детей, учить создавать целостные сюжеты.

Занятие 10

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВЫМЫШЛЯНДИЮ»

Цель: развивать логическое мышление, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, усидчивость, самостоятельность.

Занятие 11

«ПРИКЛЮЧЕНИЕ ДУК-ДУ»

Цель: развивать логическое мышление, творческое воображение, тактильную и зрительную память, коммуникативные качества, внимание.

Занятие 12

«СКАЗКА ПРО МАННУЮ КАШУ»

Цель: развивать логическое мышление, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, усидчивость, самостоятельность.

ДЕКАБРЬ

Занятие 13

«УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЬКА»

Цель: развивать логическое мышление, творческое воображение, мелкую моторику, внимание.

Занятие 14

«ШКОЛА ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»

Цель: совершенствование логического мышления детей, развивать творческое воображение.

Занятие 15

«О ПРОФЕССИЯХ И ТРУДОЛЮБИИ»

Цель: учить детей некоторым способам обозначения: 3 свойства разных геометрических фигур (форма, величина, цвет) обозначаются различными предметами, развивать творческое воображение.

Занятие 16

«НАРЯЖАЕМ ЕЛОЧКУ»

Цель: развивать внимание, мышление, воображение.

ЯНВАРЬ

Занятие 17

«ПОГОВОРИМ О НАШИХ ИМЕНАХ»

Цель: развивать память, мышление, речь, формировать умение подбирать рифму.

Занятие 18

«ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ»

Цель: развивать внимание, мышление, память, фонематических слух, воображение

Занятие 19

«ТЕРЕМОК «СМЕКАЛКА»

Цель: развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, формировать графические навыки.

Занятие 20

«ДОРОГАМИ СКАЗОК»

Цель: развивать творческое воображение, нестандартное мышление и ориентировку на плоскости.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 21

«ПРИГЛАШАЕМ ГОСТЕЙ»

Цель: развитие пространственных представлений детей, учить последовательно воплощать замысел в конструктивной деятельности, развитие логического мышления и графических навыков.

Занятие 22

«ШКОЛА РАЗВЕДЧИКОВ»

Цель: развивать творческое воображение, речь, нестандартное мышление, зрительную память, ориентацию в пространстве

Занятие 23

«КОЛЛЕКЦИЯ ЗАМОРОЧЕК»

Цель: развивать нестандартного мышления, памяти, речи и графические навыки.

Занятие 24

«В СТРАНЕ ВООБРАЗИЛИИ»

Цель: учить составлять рассказы, опираясь на схематические изображения, развивать творческое воображение.

МАРТ

Занятие 25

«ПОЕЗД ВЕЗЕТ ПОДАРКИ МАМАМ»

Цель: учить воображать ситуацию на основе схематического изображения отдельных предметов, совершенствовать графические навыки.

Занятие 26

«УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАЛЕНДАРЕМ»

Цель: формировать у детей циклические представления, опираясь на схематизированные образы, развивать творческое воображение.

Занятие 27

«КЛАД КОТА ЛЕОПОЛЬДА»

Цель: формировать у детей циклические представления, развивать творческое воображение.

Занятие 28

«ЗАБАВНАЯ ГУСЕНИЦА»

Цель: развивать у детей циклические представления, творческое воображение, совершенствовать речевое развитие.

АПРЕЛЬ

Занятие 29

«В ГОРОДЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»

Цель: развитие циклических представлений, опираясь на схему, речевых навыков, творческое воображение

Занятие 30

«МЕЖПЛАНЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: развивать у детей циклические представления, творческое воображение, совершенствовать умение составлять рассказы, опираясь на схемы.

Занятие 31

«ЧИТАЕМ ПИСЬМО СМЕКАЛКИНА»

Цель: развивать у детей циклические представления, логическое мышление, учить составлять рассказ, опираясь на серии циклических преобразований.

Занятие 32

«МАГАЗИН ГОЛОВОЛОМОК»

Цель: Развивать логическое мышление, память, воображение, речь, формировать умение подбирать рифму.

МАЙ

Занятие 33

«ПО ДОРОГЕ, КОТОРАЯ НИКУДА НЕ ВЕДЕТ»

Цель: Развивать логическое мышление зрительную и образную память, моторику, коммуникативные качества.

Занятие 34

«ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ АССОРТИ»

Цель: развивать логическое мышление, творческое воображение.

Занятие 35

«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»

Цель: Развивать память, мышление, чувство ритма, речь, воображение, коммуникативные качества.

Занятие 36

«У ОЗЕРА»

Цель: Развивать память, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, совершенствовать ориентировку на плоскости.

Второй год обучения (6-7 лет)

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: определить закономерность игрового поля и найти недостающий элемент, развивать логическое мышление.

Занятие 2

«ЧИТАЕМ ПИСЬМО СМЕКАЛКИНА»

Цель: упражнять детей в умении решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывании хода, развивать целенаправленное восприятие.

Занятие 3

«ПРО КУРОЧКУ РЯБУ»

Цель: упражнять детей в умении решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывании хода, развивать воображение и мышление в словесной игре.

Занятие 4

«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С БУКВОЙ «П»

Цель: учить детей составлять плоскостную фигуру по образцу, определять закономерности построения игрового поля и найти недостающий элемент.

ОКТЯБРЬ

Занятие 5

«ЖИЛА-БЫЛА БАКЛУША»

Цель: Развивать способности анализировать, обобщать, сопоставлять и сравнивать элементы рисунков, творческое воображение.

Занятие 6

«ХУДОЖНИК ОСЕНЬ»

Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику, координацию чувства ритма.

Занятие 7

«ШКОЛА ДЕДА ВСЕВЕДА»

Цель: Развивать способность анализировать, обобщать, сопоставлять и сравнивать элементы, логическое и творческое мышление.

Занятие 8

«В ЗООПАРКЕ»

Цель: Развивать навыки речевого мышления, творческие способности, воображение.

НОЯБРЬ

Занятие 9

«В СТРАНУ ШУМОВ И ЗВУКОВ»

Цель: Развивать память, внимание, логику, координацию, чувства ритма, слуховую память.

Занятие 10

«ПРО ЦИФРУ «5»

Цель: Развитие: логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики, внимания, усидчивости, самостоятельности.

Занятие 11

«ВОТ ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ…»

Цель: Учить классификации предметов. Развитие воображения, тактильной и зрительной памяти, коммуникативных качеств, внимания.

Занятие 12

«СКАЗКА ПРО СКАЗКУ»

Цель: Развитие: логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики, внимания, усидчивости, самостоятельности.

ДЕКАБРЬ

Занятие 13

«К НАМ ПРИШЛА ЗИМА САМА»

Цель: Развитие умение осмысленно запоминать целые тексты, внимания, памяти, мышления, творческое воображение.

Занятие 14

«ПРО МЕДВЕЖОНКА МИШУ»

Цель: учить детей составлять рисунки-схемы, развивать речевое мышление, творческое воображение.

Занятие 15

«ЗИМНЯЯ ИСТОРИЯ»

Цель: учить детей составлять рисунки-схемы, развивать речевое мышление, творческое воображение.

Занятие 16

«ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧ»

Цель: учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядные модели, развивать творческое воображение

ЯНВАРЬ

Занятие 17

«ДОМИК В ЛЕСУ»

Цель: учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядные модели, развивать творческое воображение

Занятие 18

«МОРОЗКО»

Цель: учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядные модели, развивать творческое воображение

Занятие 19

«СЛОВО И СКАЗКА»

Цель: учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядные модели, развивать творческое воображение

Занятие 20

«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОРОЛЕВСТВО КРАСОК»

Цель: Развитие воображения, творческой активности и гибкости мыслительной деятельности

ФЕВРАЛЬ

Занятие 21

«НЕПРИЯТНОСТИ»

Цель: Развивать пространственное и творческое воображение, навыки коммуникативного общения, чувство юмора.

Занятие 22

«НУЖНЫЕ СЛОВА»

Цель: Развивать пространственное и творческое воображение, внимание, нестандартное мышление, зрительную память, ориентацию в пространстве

Занятие 23

«С МАТРЕШКОЙ»

Цель: Способствовать развитию пространственного и творческого воображения, внимания, нестандартного мышления, памяти, речи.

Занятие 24

«БУКВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Цель: Развивать творческое мышление и воображение, фантазию, зрительно-моторную координацию и мелку моторику.

МАРТ

Занятие 25

«ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»

Цель: Развивать творческое воображение, внимание, мышление, память, речь, формировать умение подбирать рифму.

Занятие 26

«ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Цель: Развивать способности к экспериментированию с преобразующимися объектами, творческое воображение

Занятие 27

«ПОЧЕМУШКИ И ОТКУДКИ»

Цель: Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления, памяти, обогащению речи.

Занятие 28

«ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА»

Цель: Развивать внимание, мышление, память, пространственную ориентацию, воображение, речь.

АПРЕЛЬ

Занятие 29

«В ГОСТЯХ У ТРАВОЗНАЯ»

Цель: Знакомить детей с лекарственными растениями и их использованием; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение; воспитывать бережное отношение к природе.

Занятие 30

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ВЕРЕВКА»

Цель: Развивать внимание, мышление, познавательный интерес, воображение, память.

Занятие 31

«И ДНЕМ ВИДНЫ ЗВЕЗДЫ»

Цель: Развивать пространственное и творческое воображение, внимание, мышление, быстроту реакции.

Занятие 32

«ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»

Цель: Развивать внимание, мышление, память, воображение, речь, формировать умение работать в коллективе.

МАЙ

Занятие 33

«В ГОСТИ К ПЧЕЛАМ»

Цель: Развивает зрительную и образную память, моторику, коммуникативные качества.

Занятие 34

«ИГРАЕМ В ШКОЛУ»

Цель: Способ­ствовать формированию ориентироваться в пространстве; развивает внима­ние, мышление, воображение, готовность к обучению в школе.

Занятие 35

«ПОМОЖЕМ ЗОЛУШКЕ»

Цель: Развивать память, мышление, чувство ритма, речь, воображение, коммуникативные качества.

Занятие 36

«ШКОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ»

Цель: Развивать память, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, совершенствовать ориентировку на плоскости.

Диагностическое обследование детей по усвоению программы:

Выводы и перспективы:

  1. Опытно-экспериментальная работа по данной программе не оказывает отрицательного воздействия на здоровье детей;

  2. Создание условий для обеспечения максимально благоприятного раскрытия интеллектуально-творческого потенциала воспитанников ДОУ.

  3. Создание условий для раннего выявления индивидуальных дарований, задатков развития подрастающей личности;

  4. Методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования.

infourok.ru

Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.  

                                                                                         

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы,  что вошло в его  разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

 В. А. Сухомлинский

 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

 В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием  развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь  активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм  взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

  1. Развивать познавательные процессы.
  2. Развивать творческие способности.
  3. Развивать способности к моделированию и конструированию.
  4. Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  5. Развивать общую осведомленность и связанную речь.
  6. Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.
  7. Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

В основе проекта программы лежат принципы:

  • Принцип безопасности.
  • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
  • Принцип положительного подкрепления.
  • Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Новизна проекта программы:

  • Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.
  • Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.
  • Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.

Участники реализации проекта программы:

  1. Дети старшего дошкольного возраста.
  2. Педагоги.
  3. Родители.
  4. Социум.

Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.

Этапы реализации проекта программы:

 

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

IПодготовительный

этап

(сентябрь 2011 г..)

Цель:  Созданиеинформационных, научно – методических, организационных, условий для  реализации программы.

  1. Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию.
  2. Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

 

  1. Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
  2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы.
  3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
  4. Усовершенствование развивающей среды.

 

IIПрактический

                          этап

(октябрь 2011 г.-

апрель 2012 г.)

Цель:Реализация программы.

  1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями.
  1. Активизация познавательной сферы дошкольников.
  2. Эмоциональное благополучие детей.
  3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.

 

IIIАналитический 

                             этап

( май 2012 г. )

Цель:Анализ результатов реализации программы.

  1. Проанализировать результаты реализации проекта.
  2.  Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.
  3. Распространение психолого-педагогического опыта.

 

 

 

 

 

Критерии оценки результатов:

Качественные:

  • участие детей в Интеллектуальных марафонах;

Количественные:

  • увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;
  • увеличение количества педагогов участвующих в проекте;

 

  

nsportal.ru

Проект (старшая группа) по теме: Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. 
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. 
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. 
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. 
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
— наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
— учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
— систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
— вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
— гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи: 
• Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
• Развитие математических способностей и склонностей.
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности. 

Вид проекта: 
• познавательно — исследовательский 
• групповой, долгосрочный 
Сроки реализации проекта: сентябрь — май 

Участники проекта:дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А. 
Предполагаемые результаты 
К концу проекта дети должны знать: 
• Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
• Соотносить цифру с количеством предметов.
• Отгадывать математические загадки.
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
• Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
• Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
• Различать и называть времена года.
• Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Определять положение предмета по отношению к другому.
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
• Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
• Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
• Составления плана работы кружка «Занимательная математика». 
• Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
• Подбор дидактического материала. 
Практический этап
• Проведения кружка 2 раза в неделю.
• Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
• Диагностика детей на конец проекта 
• Презентация проекта. 
Развивающие игры используемые при проведении проекта

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *