Программа по развитию речи для детей 3 4 лет: Рабочая программа по развитию речи детей 3-4 лет | Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме:

Страница не найдена — Детский сад «Светлячок»

24.10.2022

Сегодня в МАДОУ «Детский сад «Светлячок» инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД России по Тамбовскому району  лейтенант Плужникова Елена Владимировна провела беседу с детьми на тему: «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах»

Читать далее

21.10.2022

Минпросвещения России информирует о проведении с 24 по 30 октября 2022 года Всероссийской недели родительской компетентности в рамках реализации мероприятия по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (далее …

Читать далее

12.10.2022

В соответствии с Указом Президента РФ от 04.10.2021 №573 «О дне отца», а также в целях укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей в третье воскресенье октября отмечается День отца.

В связи с вышеизложенным, в МАДОУ «Детский сад «Светлячок» организована Неделя отцовства. В подготовительной к школе группе «Солнышко», в старшей группе «Топтыжка» …

Читать далее

06.10.2022

Сегодня состоялась встреча с любимыми артистами Тамбовконцерта. Путешествие по сказкам было увлекательным и интересным. Царевна Несмеяна попросила детей помочь Емеле перестать плакать, стать веселым и жизнерадостным. Дети помогли Емеле  заполучить  волшебный клубок у Бабы Яги, выполнить задания Соловья-разбойника, Водяного и Богатыря. Во время путешествия мы научились быть дружными, активными  и, конечно, получили прекрасный эмоциональный заряд!

Читать далее

30.09.2022

В сентябре 2022 года на территории Тамбовской области в целях реализации дополнительного комплекса мер по обеспечению безопасности дорожного движения было проведено профилактическое мероприятие — месячник безопасности дорожного движения. Во всех группах детского сада, начиная с младшего возраста, были проведены беседы о соблюдении правил дорожного движения.

В группе «Радуга» оформлен уголок «Дорожное движение», организована выставка книг …

Читать далее

27.09.2022

27 сентября свой профессиональный праздник отмечают воспитатели детских садов  и все дошкольные работники. Благодарим вас за труд, непростой и порой незаметный. Благодаря вашей любви к малышам вашей искренней заботе и профессионализму, родителям гораздо легче растить детей. Желаем вам неиссякаемого источника сил, здоровья, вдохновения и творчества! Счастья, тепла, достатка вашим семьям! Администрация МАДОУ «Детский сад «Светлячок» …

Читать далее

23.09.2022

Управление образования и науки области информирует о проведении Всероссийского родительского собрания 23 сентября в 19:00 на сайте: трансляции.институтвоспитания.рф и в официальной группе Института в ВК. Собрание организовано в новом формате — одновременно проведёт сразу три трансляции, объединённые одной темой: «Как сопровождать образовательный процесс ребёнка». Формат трансляций адаптирован под запросы родителей трех возрастных групп детей: дошкольники, …

Читать далее

13. 09.2022

Что такое НОКО ? (Независимая Оценка Качества Образования) Уважаемые родители (законные представители) воспитанников, заинтересованные граждане, гости сайта, спешим сообщить Вам о возможности участия в онлайн – оценке на сайте bus.gov.ru, а также о возможности оставить письменный отзыв о работе образовательной организации в ее краткой карточке по результатам независимой оценки в 2022 году. Инструкция использования сайта bus.gov.ru размещена …

Читать далее

01.09.2022

Вот и закончилось жаркое лето! Знойную жару неожиданно сменила приятная прохлада. Мальчишки и девчонки отправились с пышными букетами цветов в школу,  многие из них отправились туда впервые. А наши дошколята встретились с нашими давними друзьями  музыкального театра «Артист», которые в рамках акции «Внимание – дети!» напомнили детям о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Строгий инспектор …

Читать далее

29.08.2022

Читать далее

22.08. 2022

Сегодня отмечается День Государственного флага Российской Федерации. Воспитанники  нашего детского сада  тоже приняли участие в этом  празднике. Дети прослушали песню «Как наша Россия прекрасна», посмотрели фильм «Детям о флаге России», прочитали стихи и посмотрели мультфильм «Сказка о том, как Петр цвета для флага российского искал» и раскрасили триколор.

Читать далее

19.08.2022

В связи с проведением Всероссийской акции «Безопасность детства 2022», в продолжении работы по профилактике несчастных случаев в результате  выпадения детей из окон, Министерством внутренних дел РФ разработаны социальные видеоролики. Ссылка на видеоматериалы: https://disk.yandex.ru/i/XhqwdsLX-feWiA — продолжительный ролик; https://disk.yandex.ru/d/KpSC5EVQzrewrw — короткий ролик без текста; https://disk.yandex.ru/d/RL8QonzON5CBTw — короткий ролик с закадровым текстом.

Читать далее

Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Она является отраслью в «Методике обучения родному языку», если просмотреть дальше, то есть преподавание речи в начальной школе и в средней школе. У каждой свои цели, задачи, содержание. Методика развития речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться, в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст! В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально.

Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно простроенное обучение родной речи.

Роль родного языка в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста очень велика:

Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

От природы ребёнку дано много. Учёными доказано, что ещё во внутриутробном развитии эмбрион слышит, чувствует. В 2 месяца малыш просит общаться с ним через комплекс оживления — улыбку. Он повторяет фонемы родного языка: гулит, появляется лепет, а затем и первые слоги, слова, фразы, предложения. Уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом. Создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно не высокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение.

Задачи по обучению родному языку:

  1. Вызывать интерес к родному языку.
  2. Обеспечить творческий характер речи.
  3. Формировать у ребёнка тенденции к саморазвитию собственной речи.

Три направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников.

Три направления совершенствования содержания и методов обучения языку:

​1. Структурное.

Формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического.

​2. Функциональное.

Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения.

​3. Когнитивное.

Познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарём ребёнка оказывает подлинно развивающее воздействие, если не ограничивается его количественной стороной, а предусматривает углубление понимания значений слов (синонимия, антонимия) (Е.М. Струнина). В вопросах грамматического строя речи есть «узкие задачи» — преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи ребёнка. «Широкие задачи» — необходимость формирования грамматических обобщений.

Эти задачи освящены в методике работы по усвоению детьми словообразовательной системы родного языка (Э.А. Федеравичене, А.Г. Арушанова). Вопросами формирования синтаксической стороны речи занимался М.С. Лаврик.

При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребёнка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Л.В. Ворошнина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, А.А. Зрожевская, Л.Г. Шадрина).

Путь к формированию этого умения ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководящую роль, направляя ход мысли малыша и подсказывая способы выражения, к развёрнутой монологической речи самого ребёнка.

В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика:

Взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребёнка приобретает произвольный характер, в неё включается элемент планирования. Это даёт возможность перейти к обучению планированию и составлению пересказа. Наиболее высокие требования к связной речи предъявляются при письменном изложении мыслей, когда ребёнок диктует, а взрослый записывает.

Первое и второе направления – развитие обобщения и осознания языковых явлений выступило как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, то третье направление (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова) направлено на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу освоения грамоты и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им.

Специально разработанные занятия по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии.

У детей формируется следующие результаты:

  1. Высокая культура речи.
  2. Повышаются: точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.
  3. Дети, которым специально организовывали места, где развивалась их речь успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи — устной и письменной.
Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности:

Игра

Занятия(физкультура, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), формирование элементарных математических представлений, музыка, развитие логики по системе Никитиных, Чтение по кубикам Зайцева, упражнения на развитие сенсорного опыта (развитие анализаторов – зрительного, слухового, обонятельного, осязательного), мелкой и крупной моторики рук и ног, вестибулярного аппарата. )

Свободный вид деятельности – ребёнок самостоятельно берёт себе: материал, партнёра (ребёнка, взрослого) для занятия с материалом, Выбирает себе место, где он будет заниматься, выбирает время-длительность собственного занятия с материалом.

В общении со всеми, кто окружает ребёнка.

НО! Центральным, доминирующим является ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ на специальных языковых занятиях.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

  1. Обогащение и активизация словаря.
  2. Работа над смысловой стороной слова.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Воспитание звуковой культуры речи.
  5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
  6. Развитие связной монологической речи (особенно у старших дошкольников).

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании. Но и единое содержание на занятии по развитию речи так же важно.

Принципы единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, и грамматические, лексические, фонетические упражнения с ними проводят на уже знакомых словах и понятиях. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребёнка естественным и нетрудным.

Основные аспекты сочетаемости разнообразных задач развития речи:

Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов. Дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умением применять усвоенные слова в связном высказывании. С 1 года возможно, уделять внимание задачам качественного (а не только количественного) развития словаря.

Решение лексических задач, конечно, невозможно без специальной работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них. Лексические (словарные) упражнения проводятся на знакомых детям словах и выполняют при этом двоякую функцию: обогащения словаря и подготовки ребёнка к выполнению заданий на построение связного высказывания.

Формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и, особенно с лексической работой. При анализе литературного произведения, во время рассматривании картин, придумывании самостоятельных рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слова, и одновременно задания, которые им предлагаются, направлены на обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Такие упражнения способствуют тому, что ребёнок начинает осознавать грамматические формы и правильно использовать их при составлении рассказов. Особенное влияние на формирование навыков связной речи оказывают синтаксические упражнения.

Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложения того или иного содержания. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть, что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания), Обучение построению разнообразных синтаксических конструкций.

На занятиях на первый план выступает не очерёдность, того или иного вида рассказывания (пересказ, составление рассказов по картине, об игрушке, различные виды творческих рассказов), а сочетаемость задачи развития связной речи с другими задачами. Так, некоторые занятия с предметами и сюжетными картинками используются и для выполнения детьми лексических, грамматических и фонетических упражнений, и для воспитания умения отвечать на вопросы педагога, выделять признаки описываемых предметов и составлять самостоятельные рассказы

Развитие связной монологической речи рассматривается как центральная задача, начиная с младшего дошкольного возраста.

Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Сначала оценку даёт педагог (спасибо за рассказ, было очень интересно). Начиная с 3 лет, можно у ребёнка спрашивать его мнение об услышанном: «Понравился рассказ? Что запомнилось? Кто герой? Какой он?». В 5 – 7 лет дети могут сами оценивать свои рассказы – это как часть обучения построения связного высказывания. У ребёнка вырабатывается умение анализировать содержание высказывания детей и оценивать словесное оформление этого высказывания.

На каждом занятии решаются и воспитательные задачи:
  1. Развитие Культуры речевого общения в широком смысле этого понятия.
  2. Формируются нравственные качества личности (сопереживание, сочувствие, различение плохого героя от хорошего), при этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений, картин.

При обучении дошкольников пересказу литературных произведений (и целях ознакомления с художественной литературой, и в целях обучения самостоятельному рассказыванию) их внимание специально обращают на тему (содержание) произведения, благодаря чему они проникают в нравственные аспекты произведения, у них формируются этические представления и нравственные чувства. А при использовании методических приёмов развития связной монологической речи способствуют формированию нравственного поведения.

При совместном рассказывании (по одной картине или по серии сюжетных картин) дети договариваются между собой о последовательности рассказывания: кто начнёт, кто продолжает, кто завершает рассказ. Здесь, с одной стороны, для них самих и для других детей выступает «живая модель» структуры рассказа, с другой – происходит формирование взаимоотношений, необходимых для выполнения совместной деятельности. Рассказывание группами учит дошкольников договориться между собой, в случае необходимости помогать друг другу, уступать и т. д.

Коллективное рассказывание может осуществляться в разных формах:

  1. При выборе рассказчиков педагогом.
  2. Всей группой.
  3. Одним из детей.

Это фундамент для формирования положительных взаимоотношений между детьми.

Педагогу важно учитывать условия воспитания и уровень развития детей, помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами.

Итак, специальные занятия – лишь часть работы по развитию речи. За пределами занятий по развитию речи есть и другие занятия: ознакомление с окружающим миром, природой, явлениями общественной жизни, художественной литературой и других. А так же значительную роль в развитии речи является живое общение ребёнка и взрослого.

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста.

Органы дыхания.

Потребность организма ребёнка в кислороде в возрасте то 3 до 5 лет на 40 %. Обеспечивается она тем, в частности, что происходит перестройка функции внешнего дыхания. К 3-4 годам верхний край грудины опускается до уровня 3-4 –го грудного позвонка (как у взрослых). Вместе с грудиной опускаются и рёбра, увеличивается их изогнутость, уменьшается реберно-позвоночный угол между рёбрами и грудиной. Акт дыхания, поэтому теперь всё больше зависит от изменений объёма грудной клетки.

Вместе с тем строение лёгочной ткани не завершается даже к 7 годам. Носовые и лёгочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в лёгкие. Поэтому ни увеличивающаяся в возрасте 4 -5 лет подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения (у детей 4-7 лет их 23-26 в минуту, в то время как у взрослого – 16-18) в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребёнка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня преимущественно в помещении, снижается работоспособность, появляются раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Всё это результаты кислородного голодания.

Преобладающий у детей 2 – 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому же возрасту несколько увеличивается жизненная ёмкость лёгких (в среднем до 900 – 1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

Вследствие недостаточного развития дыхательных путей и лёгочной вентиляции микробы, попадающие из воздуха в лёгкие ребёнка, легко размножаются, что является причиной частых заболеваний органов дыхания. Поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия детей проводились в хорошо проветренном помещении, а физкультура в тёплое время года — на воздухе.

Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, выполняя которые дети дышат легко, без задержки. Необходимо упражнять их в беге и прыжках, так как глубина дыхания при этом увеличивается.

Нужно следить также за тем, чтобы не перенапрягались голосовые связки детей. Продолжительность пения, чтения стихов не должна превышать 5 минут. Во время пения ребёнку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затрудняя прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата.

РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ.

Первые 5 лет жизни – «золотая середина» развития сенсорных способностей детей. В связи с этим педагогу необходимо знать основные особенности строения органов зрения, слуха ребёнка и меры их охраны. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да ещё за плохо освещённым столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребёнок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимы выработка правильной рабочей позы и постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности. Материалы для игр с предметами малой и средней величины надо размещать так, чтобы, играя, дети занимали удобные позы и почаще меняли их. Например, сидя, стоя, лёжа и т. д.

При показе фильмов расстояние от первого ряда стульев до экрана должно быть равно двойной ширине экрана, расположенного на уровне глаз ребёнка. Не следует за один раз показывать более одного фильма. Продолжительность его не должна превышать 12-15 минут. Такова и длительность телевизионных передач, которые можно смотреть 2 раза в неделю.

У ребёнка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс.

С ранимостью органа слуха и незавершенностью строения центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе протекает на фоне шума 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие игрушки, громкое движение мебели, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему необходимо приучать детей спокойно переносить материалы, игрушки, говорить тихо или шепотом.

В организации обучения бытовым навыкам перед педагогами стоят задачи:

  1. Учить правильно умываться.
  2. Приучать ежедневно мыть уши.

И это не только в целях поддержания гигиены, но и здорового развития органов слуха и зрения.

К органам чувств относятся нос, рот, руки, а так же тело человека. Это развитие обоняния, осязания, вкусовых, тактильных ощущений и вестибулярного аппарата. Чем больше занятий на развитие разных ощущений, тем опыт ребёнка увеличивается, и возрастают восприятия о предметах и явлениях жизни, тем богаче и разнообразнее речь.

Развитие руки.

К концу первого полугодия младенец должен освоить уже достаточно много движений.

Постепенно уходит физиологическое напряжение мышц, которое сковывает свободу движений: гипертонус рук сохраняется обычно до 2-2,5 месяцев, ног – до 3-4 месяцев, гасятся врождённые позные рефлексы, появляются выпрямляющие. Упорядоченность движений происходит по мере созревания нервной системы. Вначале координированные движения появляются у мышц шеи, что проявляется в удержании головы в вертикальном положении. На животе малыш только 1 месяц пытает удержать голову, к двум он удерживает её достаточно долго, а к трем уже может лежать на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову и рассматривая всё вокруг.

При соответствующих условиях происходит становление хватательной функции кисти, которой предшествует развитие мышц плеча и предплечья. К 3 месяцам движения рук становятся более целенаправленными, ребёнок протягивает руки к игрушке, подвешенной у него перед грудью, а в 4 месяца может захватить игрушку в кулачок.

Хотя наблюдаются ещё неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, к любому предмету. Случайные действия переходят в целенаправленные – это очень важный момент в жизни малыша, т.к. главное теперь – специальная деятельность, которая в психологии называется предметно-манипулятивной. Ребенок, трогая предметы, игрушки, в 4-5-6 месяцев слышит разный звук, цвет, размер. Это малышу интересно. Манипуляция становится сложной, а затем к 1 году малыш учится использовать предметы по назначению, т.е. ложкой едят, из чашки пьют. Но игра – это основной вид деятельности, и ребёнок играет с предметами (надевает сапог на голову, ложкой стучит и т.д.). Но назначение предметов знает. Вот здесь благотворная почва для обсуждений и объяснений правил ребёнку по поведению и использованию предметов, игрушек. Подражание действиям по правилам имеет большое значение как первые формы социально значимого обучения. Малыш начинает обучаться разнообразным социально-полезным навыкам.

К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, чётко связывают слово с движением. Очень важны упражнения на развитие мелких точных движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующие действие на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата.

Строение речевого аппарата

Звуки играют в нашей жизни очень важную роль. Мы можем говорить, шептать, смеяться, кричать и петь. Все эти звуки возникают в горле и раздаются через рот.

Звуки издают колеблющиеся предметы. Голос возникает благодаря вибрации голосовых связок. Это эластичные тяжи, расположенные в гортани, за кадыком. При сближении они образуют голосовую щель и колеблются в потоке воздуха при дыхании. Чем сильнее выдох, тем громче звук. Приложив ладонь к горлу и крикнув, ты почувствуешь, как колеблются голосовые связки.

Голосовые связки движутся, образуя различные звуки. Крошечные мышцы натягивают их, сводя вместе. Когда связки полностью открыты, воздух свободно движется мимо них, не извлекая никакого звука.

При помощи губ и языка мы артикулируем – меняем звуки, издаваемые голосовыми связками, складывая их в слова. В одной лишь тропической Африке существует около тысячи разных языков.

Губами и языком управляют сотни крохотных мышц. Благодаря им язык и губы чрезвычайно подвижны и способны артикулировать звук, производимый голосовыми связками. Голоса людей не похожи один на другой из-за различий в размерах горла, носа и рта.

Новые слова для детей:

Артикуляция – движения языка и губ, формирующие звук.

Голосовые связки – эластичные тяжи в горле, способные вибрировать, порождая звук.

Дыхательные пути – путь воздуха от носа до легких.

Кадык – утолщенный хрящ на горле спереди.

При кашле мы выдыхаем воздух со скоростью около 100 км/ч. Кашель возникает, когда мы пытаемся избавиться от помех, раздражающих дыхательные пути.

Голосовые связки устроены так, чтобы издавать звуки при выдохе, когда воздух движется снизу вверх. Однако можно заставить их работать и при входе. Попробуй сказать слово «привет» на вдохе. Будто говоришь задом наперед!

 

ВСЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ И РАЗВИВАЮТСЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ.

Один из ведущих факторов развития ребёнка – активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное), которое формирует систему ВОСПРИЯТИЯ.

Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов. Связь между рецепторами (обонятельным, зрительным, слуховым, вестибулярным и др.) и структурами мозга (стволом, подкорковыми ядрами, корой больших полушарий) осуществляется посредством проводящих путей, которые образовались в процессе длительного исторического периода (филогенеза). Первоначальным источником восприятия информации различной модальности являются рецепторные поля анализаторных систем. Воспринимая информацию, объединённую (интегрированную) на различных уровнях нервной системы, кора формирует образ. Порционное поступление информации способствует формированию целого образа. Под влиянием факторов среды (социальной, предметной, двигательной и других) организуются межнейронные (межклеточные) связи в коре головного мозга, обеспечивающие структурно-функциональное и психоэмоциональное развитие ребёнка. Структурно-функциональное развитие головного мозга непосредственно зависит от обучения.

Очень важно заниматься изодеятельностью с дошкольником. Этот вид деятельности по Безруких М. М. (директора Института возрастной физиологии и научного редактора члена – корреспондента Российской Академии образования) имеет уровни развития и этапы для каждого возраста:

1-й этап – сенсорной и моторной стимуляции,

2-й этап – сенсомоторной координации,

3-й этап – психосенсомоторной координации.

В 3-4 года наиболее значимым в изо. деятельности является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Ещё незрелые анализаторные системы (недостаточно полные в коре, слабые ассоциативные связи) требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В 4-5 лет наиболее значима сенсомоторная интеграция (координация), отработка наиболее тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

В 5-6 лет ведущим считается психомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. С.Л. Рубинштейн утверждал, что отрыв психического образа от физиологического процесса отражения приводит к «уничтожению самого предмета психического исследования». Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей и этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий». А.Н. Леонтьев предполагал, что возможные нарушения в системе восприятия на любом этапе увеличивают «неосознаваемость» сигнала, отражая его меньшую «презентированность».

Системное развитие (пластичность) позволяет объяснить многие функции и определённые механизмы развития моторных функций у ребёнка.

Развитие моторной функции улучшает (способствует) развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребёнок осознаёт, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Моторная функция ребёнка – это интегрированная составная часть познавательной функции головного мозга.

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Конечный эффект стимуляции сенсорной системы состоит в поведенческой реакции организма. При этом рефлекторный ответ необязателен, в большинстве случаев создаются внутреннее воспроизведение, внутренне осознаваемый образ стимула, после чего мы соответственно действуем. Этот процесс формирования внутреннего образа называется восприятием (перцепцией). Оно включает опознание того, что стимуляция имела место, и нашу способность различать разные свойства стимула.

Все системы в организме ребёнка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо). Развитие соматической сенсорной системы выглядит в виде последовательных этапов формирования восприятия. Если рассматривать все этапы, то можно установить связь между развитием соматической системы и других сенсорных систем (функций) и развитием моторной системы ребёнка. Эти этапы условны, но они отражают направление развития.

Занятия по поощрению развития речи и языка

Автор: American Speech-Language-Hearing Association

Американская Speech-Language-Hearing Association предлагает соответствующие возрасту способы, с помощью которых родители могут вовлекать своих маленьких детей в развитие речи и языковых способностей.

От рождения до 2 лет

  • Поощряйте ребенка произносить гласные и согласно-гласные звуки, такие как «ма», «да» и «ба».
  • Подкрепляйте попытки, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и имитируя вокализацию, используя различные модели и акценты. Например, повышайте высоту голоса, чтобы задать вопрос.
  • Подражайте смеху и мимике вашего ребенка.
  • Научите ребенка подражать вашим действиям, включая хлопки в ладоши, поцелуи и пальчиковые игры, такие как лепка, прятки и маленький паучок.
  • Разговаривайте во время купания, кормления и одевания малыша. Расскажите о том, что вы делаете, куда идете, что будете делать, когда приедете, кого и что увидите.
  • Определить цвета.
  • Подсчет предметов.
  • Используйте жесты, такие как прощание, чтобы помочь передать смысл.
  • Ввести звуки животных, чтобы связать звук с определенным значением: «Собачка говорит гав-гав».
  • Подтвердите попытку связи.
  • Расширьте отдельные слова, которые использует ваш ребенок: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
  • Прочтите своему ребенку. Иногда «чтение» — это просто описание картинок в книге без следования написанным словам. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками, не слишком детализированными. Спросите ребенка: «Что это?» и поощряйте называть и указывать на знакомые предметы в книге.

От 2 до 4 лет

  • Используйте хорошую речь, ясную и простую для вашего ребенка.
  • Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, показывая, что вы его понимаете. Стройте и расширяйте сказанное. «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
  • Используйте детский лепет только в том случае, если это необходимо для передачи сообщения и в сопровождении взрослого слова. — Пора дин-дин. Сейчас будем обедать.
  • Сделайте альбом любимых или знакомых вещей, вырезав картинки. Сгруппируйте их по категориям, например, вещи для катания, вещи для еды, вещи для десерта, фрукты, вещи для игр. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с картинкой и как это «исправить». Сосчитайте предметы, изображенные в книге.
  • Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Ты мальчик?» — Ты Марти? «Может ли свинья летать?» Поощряйте ребенка придумывать вопросы и пытаться обмануть вас.
  • Задавайте вопросы, требующие выбора. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
  • Расширение словарного запаса. Назовите части тела и определите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных, попкорна и мыла».
  • Пойте простые песенки и рассказывайте детские стишки, чтобы показать ритм и манеру речи.
  • Поместите знакомые предметы в контейнер. Попросите ребенка убрать этот предмет и рассказать вам, как он называется и как его использовать. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
  • Используйте фотографии знакомых людей и мест и перескажите, что произошло, или придумайте новую историю.

От 4 до 6 лет

  • Когда ваш ребенок начинает разговор, по возможности уделяйте ему все свое внимание.
  • Прежде чем говорить, убедитесь, что ваш ребенок привлек внимание.
  • Признавайте, поощряйте и хвалите все попытки заговорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу, выполнив просьбу, если это уместно.
  • Пауза после разговора. Это дает вашему ребенку возможность продолжить разговор. Продолжайте наращивать словарный запас. Введите новое слово и предложите его определение или используйте его в понятном контексте. Это может быть сделано в преувеличенной, юмористической манере. «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
  • Расскажите о пространственных отношениях (первое, среднее и последнее, правое и левое) и противоположностях (верхнее и низшее, включенное и выключенное).
  • Предложите описание или подсказки, и пусть ваш ребенок определит, что вы описываете: «Мы используем его, чтобы подмести пол» (метла). «Он холодный, сладкий и хорош на десерт. Я люблю клубнику» (мороженое).
  • Работа по формированию и объяснению категорий. Определите предмет, который не принадлежит к группе подобных предметов: «Ботинок не подходит к яблоку и апельсину, потому что его нельзя есть; он не круглый; это не фрукт». двух- и трехшаговые указания: «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
  • Поощряйте ребенка давать указания. Следуйте его или ее указаниям, пока он или она объясняет, как построить башню из блоков.
  • Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Поменяйтесь ролями в семье, притворяясь ребенком. Расскажите о разных комнатах и ​​мебели в доме.
  • Телевизор также может служить ценным инструментом. Говорите о том, что смотрит ребенок. Пусть он или она угадает, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите ребенка рассказать вам, что произошло в рассказе. Разыграйте сцену вместе и придумайте другую концовку.
  • Воспользуйтесь повседневными делами. Например, находясь на кухне, предложите ребенку назвать необходимую посуду. Обсудите продукты в меню, их цвет, текстуру и вкус. Откуда берется еда? Какие продукты вам нравятся? Что вам не нравится? Кто будет убирать? Подчеркните использование предлогов, попросив его или ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Определите, кому принадлежит салфетка: «Это моя салфетка». «Это папа». «Это принадлежит Джону».
  • Покупая продукты, обсудите, что вы купите, сколько вам нужно и что вы будете делать. Обсудите размер (большой или маленький), форму (длинный, круглый, квадратный) и вес (тяжелый или легкий) пакетов.

Перепечатано с разрешения организации «Действия по поощрению развития речи и языка» (2008 г. ). Доступно на веб-сайте Американской ассоциации изучения речи, языка и слуха: http://www.asha.org/public/speech/development/Parent-Stim-Activities.htm. Все права защищены.

Переиздания

Вы можете распечатать копии для некоммерческого использования или ограниченное количество для образовательных целей, при условии, что будут указаны Reading Rockets и автор(ы). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с указанным автором или издателем.

Похожие темы

Занятия

Раннее развитие грамотности

Устная речь

Речь, язык и слух

Новые и популярные

100 детских авторов и иллюстраторов, которых должен знать каждый

Новая модель обучения высокочастотным словам

7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка Вопросы внимания

Скрининг, диагностика и мониторинг беглости речи: подробности

Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов

Наши блоги по обучению грамоте

Обучение учащихся использованию контекста

Дети и образовательные материалы

Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книги Black Boy, Black Boy: Celebrating the Power of You

Get Widget |

 Подписка

ECSE: услуги государственных школ для детей в возрасте от 3 до 5 лет | Родитель-компаньон

Специальное образование в государственной школе

Дети с ограниченными возможностями могут получать услуги специального образования в государственной школе , даже если они «недостаточно взрослые» для школы. Если ваш ребенок в возрасте от 3 до 5 лет имеет право на получение услуг специального образования, он может получить их в рамках специального образования для детей младшего возраста (ECSE) в вашем школьном округе.

Свяжитесь с местным школьным округом, чтобы узнать, соответствует ли ваш ребенок требованиям. При подаче запроса на обследование вашего ребенка вы должны подписать форму согласия. В вашем школьном округе есть конкретные сроки для завершения оценки. После оценки вас пригласят на собрание по приему, рассмотрению и увольнению (ARD), чтобы определить, соответствует ли ваш ребенок требованиям для участия в программе ECSE. См. также Специальное образование: процесс направления и оценки.

Вы лучше всех знаете своего ребенка. Вы и другие члены комитета ARD вашего ребенка будете работать вместе, чтобы:

  • Решить, имеет ли ваш ребенок право на получение услуг специального образования
  • Решите, имеет ли ваш ребенок право на получение сопутствующих услуг
  • Решите, что это за сопутствующие услуги, как часто ваш ребенок будет их получать и как долго
  • Разработайте для вашего ребенка Индивидуальную программу обучения (IEP) с целями и сроками достижения этих целей
  • Решите, когда ваш ребенок начнет получать услуги (если он получал услуги от ECI, это будет в день его 3-летия)
  • Решите, где будут предоставляться услуги ECSE

Если ваш ребенок имеет право на посещение подготовительного или детского сада, он все равно может получать услуги ECSE.

О программе ECSE

Специальное образование для детей младшего возраста (ECSE) — это специальная образовательная программа государственной школы для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Соответствующие критериям дети могут получать специальные образовательные услуги в различных условиях.

Вы часто будете слышать, что школьные округа предлагают «континуум услуг». Это означает, что округ предлагает различные услуги и, возможно, также различные места для получения этих услуг. Решение об услугах и условиях получения услуг основывается на уникальных потребностях вашего ребенка.

См. также Наименее ограничивающие среды (LRE) для PPCD.

Во время собрания по приему, пересмотру и увольнению вашего ребенка (ARD) комитет (в состав которого вы входите) обсудит, какой набор услуг лучше всего соответствует индивидуальным потребностям вашего ребенка. Они будут записаны в Индивидуальной программе обучения (IEP) вашего ребенка. Каждая из этих услуг может быть адаптирована к индивидуальным возможностям и потребностям вашего ребенка.

См. также 4 совета по подготовке к первому собранию ARD.

О сопутствующих услугах

Услуги ECSE включают специальное обучение и так называемые «сопутствующие услуги», некоторые из которых включают логопедию, трудотерапию и физиотерапию.

Узнайте больше о сопутствующих услугах в рамках специального образования.

Логопедические услуги

Иногда детям предоставляются только речевые услуги, что означает, что они получают логопедическую терапию и не получают никакой другой учебной поддержки . Если вашему ребенку предоставляются услуги «только для логопеда», основным контактным лицом для вашего ребенка будет логопед (SLP).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *