Проверка фонематического слуха у детей: Как проверить фонематический слух ребенка? — Газета педагогов

Содержание

Проверка фонематического слуха в детском возрасте.

1 Июл 2018 Диагностика Диагностика, Заложило ухо, ослабление слуха, Что делать?

Проблемы с восприятием звуков могут проявиться в любом возрасте. Традиционно принято считать, что тугоухость возникает только в старости – на самом деле это происходит не только у пожилых, но и взрослых, детей. Проверка фонематического слуха – процедура, относящаяся к дошкольникам. Ее необходимо проводить, если у ребенка наблюдаются проблемы с речью.

Содержание статьи:

  • 1 Что такое фонематический слух?
  • 2 Как понять, что нарушена фонематика?
  • 3 Как развивается фонематический слух?
    • 3.1 Как проверяется фонематический слух?
      • 3.1.1 Где можно решить проблемы со слухом?

Что такое фонематический слух?

Слуховая функция представляет собой восприятие звуковых раздражителей и ориентацию в пространстве. В медицине выделяется два слуховых типа:

  • Физический (или неречевой). Это восприятие шумов, которые поступают от окружающих источников: например, как льется вода, шумит ветер, поют птицы, хлопают двери, играет музыка.
  • Фонематический (речевой). Сюда относится восприятие речи – все ее звуки, т.е. фонемы. Если этот тип развит правильно, человек без труда отличит друг от друга слова, похожие по звучанию, но различающиеся в одной букве. «Мышка» и «мишка», «стук» и «стул», «том» и «дом» — смысл каждого из этих слов привязывается к полному набору фонем – мы запоминаем их в раннем детстве, привязывая понятие не только к зрительному образу, но и звучанию слова.

Как понять, что нарушена фонематика?

Это становится видно, когда ребенок научился говорить. Если с фонематикой проблемы, сложности будут проявляться уже на этом этапе – с неразвитой функцией восприятия отдельных речевых звуков малыш не сможет правильно выстраивать предложения, фразы. У него не получится грамотно согласовывать род, число и окончания падежей слов.

Трудности будут при обучении грамоте – письму и чтению. Написанию мы учимся, отталкиваясь от того, как разговариваем – речь и письмо тесно связаны.

Если нарушен фонематический слух, в школьном возрасте это приведет к двум дисфункциям:

  • Чтения – дислексии.
  • Письма – дисграфии.

Красивая и грамотная речь – это не только нормальная работа артикуляционного аппарата, но и полноценное звуковое восприятие. Для того, чтобы правильно говорить, нужно научиться четко различать речевые звуки. В любом случае с этой проблемой нужно обратиться к специалисту.

Как развивается фонематический слух?

Слуховое речевое развитие начинается с того момента, как малыш появился на свет. Восприятие звуков – музыки, смеха и других громких звуков происходит еще в материнском животике, но слова до рождения кроха пока не различает. Обучение речи происходит сугубо на примере взрослых – ребенок наблюдает за ними – как они артикулируют и говорят, потом начинает повторять.

Этапы развития фонематики:

  • До одного месяца. Дитя различает звуки речи.
  • Два месяца. Развивается реакция на материнские слова. Если с малышом ласково и спокойно говорить, он сам успокаивается. Важно разговаривать с ним как можно больше – во время кормления с ложечки, одевания, купания, игр. Стараться смотреть ребенку в лицо – чтобы он видел, каким образом мать произносит слова.
  • До шести месяцев. Появляется музыкальный слух, узнавание голосов родных людей – не только мамы, начинается подражание звукам.
  • До девяти месяцев. Запоминание собственного имени, произношение несложных слогов.
  • До года. Ребенок выделяет музыку, которая ему нравится и нет. Четкой становится речевая интонация, ударения, появляются первые слова.
  • До трех лет. Ребенок произносит предложения, подражая взрослым и копируя их манеру говорения. Малыш учится петь.
  • До пяти лет. Проблему с фонематикой хорошо видно в этом промежутке. Некоторые звуки все еще могут произноситься с трудом, но ребенок обязательно покажет на картинках «мышку» и «мишку», «дом» и «сом» и другие несложные варианты.

Если сроки созревания слуха и речи нарушаются, запаздывают более чем на 3-6 месяцев – необходимо обратиться к логопеду.

Как проверяется фонематический слух?

Нормальное развитие ребенка – естественная цель родителей. Вопрос – когда лучше показать малыша логопеду? Рекомендуется уже в три года. Ярко выраженные проблемы специалист увидит сразу и даст рекомендации. В пять лет консультация необходима при:

  • Неправильном произношении определенных звуков.
  • Частых ошибок в согласовании падежей.
  • Неверном построении несложных предложений.
  • Отсутствии понимания в различии слов, различающихся в одной букве.

Процедуры, касающиеся проверки:

  • Специалист попросит маму рассказать о беременности, родах, особенностях развития ребенка — когда начал сидеть, ходить, говорить и т.п. Развитие физики и речи тесно связаны.
  • Ребеночку будет предложено рассказать:
    • что нарисовано на картинках или фото;
    • любимую сказку;
    • задать вопрос;
    • выразить восклицание, удивление, расстройство;
    • тихо и громко одно и то же слово.
  • Проговорить схожие слоги: «та» — «да», «ка» — «га», «ца» — «ча» и т.п.
  • Подобрать слова с определенным звуком – «м», «р», «т», «д» и др.

Картинки – со схожими по произношению словами: «коза» — «коса», «лук» — «люк», «кочка» — «кошка» и т.п. Условие – взрослый называет, малыш показывает. Изображения даются в разных последовательностях, с повторами. Главное – никаких подсказок, даже взглядом. На основании полученных родителям дадут рекомендации – заниматься дома или приходить на тренировки в центр развития.

Где можно решить проблемы со слухом?

Слуховые сложности преодолимы – для этого можно обратиться в Центр восстановительной неврологии «ТиннитусНейро». Мы составим индивидуальную программу реабилитации, при необходимости будет использовано специальное оборудование. Получить подробную информацию можно по телефону или через интернет.

Была ли эта статья полезна?

Да

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о тиннитусе, способах борьбы и научных достижений:

Ваш e-mail

Нет

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Проверка фонетического слуха у новорожденных детей по выгодным ценам.

19 Июн 2018 Диагностика Болезни, Гул в ушах, Диагностика, ослабление слуха, Что делать?

Согласно медицинской статистике, с выраженной степенью тугоухости рождается один ребенок из 1000. Нейропсихологическое развитие таких детей страдает очень сильно, так как они не могут приобрести базовые навыки вербальной коммуникации между людьми.

Помочь малышу можно, если как можно ранее выявить проблему. Для этих целей предусмотрена проверка слуха у новорожденных.

Содержание статьи:

  • 1 Почему так важна ранняя диагностика детской тугоухости?
    • 1.1 Причины слабого слуха у детей
  • 2 Проверка фонематического слуха у ребенка раннего возраста
  • 3 Проверка фонематического слуха у детей среднего возраста
    • 3.1 Есть ли аппаратные методы проверки слуха?
      • 3.1.1 Профессиональная проверка и помощь

Почему так важна ранняя диагностика детской тугоухости?

С самого рождения ребенок начинает познавать окружающий мир, знакомится со звуками.

К сожалению, количество детей, рождающихся с более или менее выраженной тугоухостью за последние годы только возрастает. Поэтому так важно максимально рано провести проверку слуха новорожденного, в идеале – еще в роддоме.

Даже незначительные на первый взгляд нарушения слуха у новорожденного ребенка, нарушают его речевое развитие: малыш просто не может научиться правильно произносить звуки, которые он не слышит или воспринимает неправильно.

В итоге он не способен адекватно общаться со сверстниками, начинается отставание в психологическом развитии. Неизбежно страдают интеллектуальные способности.

Проблема в том, что если упустить время и позволить нервной системе ребенка приспособиться к функционированию в условиях тугоухости, то в мозгу наступают серьезные изменения, которые очень сложно скорректировать. Иногда даже отмечается полная атрофия слуховых и речевых центров мозга.

Причины слабого слуха у детей

Более чем у половины детей с подобной проблемой тугоухость имеет врожденный характер и может быть выявлена при проверке слуха еще в роддоме.

Причиной очень часто (но не всегда) становятся аномалии внутриутробного развития:

  1. Инфекционные заболевания, перенесенные мамой в первом триместре (в особенности вирусные).
  2. Гестозы (токсикозы).
  3. Тяжелые формы фето-плацентарной недостаточности, гипотрофия плода.
  4. Функциональная незрелость недоношенного младенца.
  5. Некоторые генетические аномалии – синдром Альпорта, Пендреля и другие.
  6. Использование препаратов с ототоксическим действием как мамой при беременности, так и у детей раннего возраста.
  1. Травмы головы, ушей.
  2. Инфекции ЛОР-органов – гнойные отиты, евстахеиты.

Слуховая система ребенка остается крайне уязвимой вплоть до возраста 4-5 лет. В этом периоде необходимо очень настороженно относиться ко всем инфекциям и жалобам на ушки.

Проверка фонематического слуха у ребенка раннего возраста

Выяснить восприятие речи у взрослого достаточно просто – для этого разработаны опросники и методики, основанные на обратной связи.

Если речь идет об очень маленьком человечке, то здесь огромное значение приобретает опыт и профессионализм медиков.

Большое значение имеет наблюдательность матери: женщина может заметить, что ее ребенок не отвлекается на стук двери, голос матери, другой окружающий шум. В случае таких явлений, необходимо обратить на грудничка внимание медиков.

Для проверки слуха у новорожденных в роддоме используются реакции на звук, которые носят непроизвольный характер:

  • Ответ вегетативной нервной системы, например – сужение или расширение зрачка.
  • Сосудистые реакции – покраснение отдельных участков тела.
  • Глазодвигательные рефлексы – моргание.
  • Безусловные рефлексы: Моро, замирание.
  • Поворот головы к источнику звука.
  • Вздрагивания тела.
  • Пробуждение в ответ на шум.

У опытного доктора имеется свой набор сигналов, по которым специалист может определить даже небольшие степени тугоухости. Но для гармоничного развития ребенка важно не только понять, слышит он или нет.

Важнейшее значение имеет определение способности маленького пациента к восприятию и правильной интерпретации речи – так называемый фонематический или музыкальный слух.

Проверка фонематического слуха у детей среднего возраста

К сожалению, в раннем детстве, проверке способности ребенка слышать и распознавать речь и музыку уделяется слишком мало внимания, первые вопросы возникают в 2-3 года, когда родители замечают проблемы с речью.

Малыш может молчать полностью или произносить нечленораздельные звуки. Начинаются походы по детским невропатологам, но первый же квалифицированный специалист скажет, что здесь необходима помощь детского сурдолога.

В таком возрасте дети уже способны на осмысленные движения, поэтому им можно проводить так называемую игровую аудиометрию: совмещать звуки определенной высоты и силы с привлечением внимания к интересной для ребенка игрушке.

Есть ли аппаратные методы проверки слуха?

Все описанные выше способы оценки звуковосприятия имеют недостаток: они опираются на субъективные параметры. Врач может упустить микродвижение глаза, младенец может отвлечься на что-то и просто проигнорировать звук. Итог – ошибочный вывод.

Чтоб исключить влияние «человеческого фактора», в некоторых роддомах проводят проверку слуха аппаратом для регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ). В клинике восстановительной неврологии вызванные акустические потенциалы проводятся всем, кому могут оказаться полезными и необходимыми.

Принцип прост: в ушко ребенка помещается источник тонального сигнала и сверхчувствительный микрофон. В ответ на подачу тона, в волосковых клетках улитки внутреннего уха возникают микроколебания и их улавливает микрофон.

На проверку одного уха нужно до 10 минут, процедура полностью безболезненна. Проводится по такому принципу:

  • Первая проверка на 3-4 неделе жизни.
  • Если все нормально, следующая – в годик.
  • При подозрении на тугоухость – назначается лечение и в 3 месяца ВОАЭ повторяется.

В большинстве случаев эмиссия восстанавливается, и ребенок дальше развивается, как и все дети. Если лечение оказывается неэффективным, родителям необходимо подумать над помощью сурдолога или сурдопедагога, чтоб помочь своему малышу как можно лучше адаптироваться в обществе.

Профессиональная проверка и помощь

Специалисты клиники восстановительной неврологии «Тиннитус Нейро» готовы предложить самые современные способы проверки фонематического и музыкального слуха у детей дошкольного и школьного возраста.

Мы используем наиболее современное оборудование и аппаратуру, также гарантируем квалифицированную помощь при выявлении проблем со слухом. Если необходимо – привлекаем профессионального сурдолога.

Была ли эта статья полезна?

Да

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о тиннитусе, способах борьбы и научных достижений:

Ваш e-mail

Нет

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Фонологическая и фонематическая осведомленность | Чтение ракет

Фонологическая осведомленность — это широкий навык, который включает в себя идентификацию единиц устной речи и манипулирование ими — такими частями, как слова, слоги, начала и рифмы. Дети, обладающие фонологическим слухом, способны определять и составлять устные рифмы, могут выстукивать количество слогов в слове и могут распознавать слова с одинаковыми начальными звуками, такие как «деньги» и «мама».

Фонематическая осведомленность относится к особой способности сосредотачиваться на отдельных звуках (фонемах) в произносимых словах и манипулировать ими. Фонемы – это мельчайшие единицы, из которых состоит разговорная речь. Фонемы объединяются, образуя слоги и слова. Например, слово «мат» имеет три фонемы: /м/ /а/ /т/. В английском языке 44 фонемы, включая звуки, представленные буквосочетаниями, такими как /th/. Приобретение фонематического восприятия важно, потому что оно является основой для навыков правописания и распознавания слов. Фонематическая осведомленность является одним из лучших показателей того, насколько хорошо дети научатся читать в течение первых двух лет обучения в школе.

Учащиеся, подверженные риску затруднений при чтении, часто имеют более низкий уровень фонологической и фонематической осведомленности, чем их одноклассники. Хорошая новость заключается в том, что фонематическое и фонологическое восприятие можно развить с помощью ряда упражнений. Читайте ниже для получения дополнительной информации.

Как выглядит проблема

Точка зрения ребенка: как это выглядит для меня

Дети обычно выражают свое разочарование и трудности в общих чертах, например: «Я ненавижу читать!» или «Это глупо!». Но если бы они могли, вот как дети могли бы описать, как трудности с фонологическим или фонематическим восприятием влияют на их чтение:

  • Я не знаю слов, которые рифмуются с кот .
  • Что вы имеете в виду, когда говорите: «Какие звуки в слове кисть
  • Я не знаю, сколько слогов в моем имени.
  • Я не знаю, какие звуки одинаковы в бит и ударил .

Взгляд родителя: что я вижу дома

Вот несколько подсказок для родителей о том, что у ребенка могут быть проблемы с фонологическим или фонематическим восприятием:

  • Ей трудно придумать рифму для простого слова, такого как кошка (например, крыса или летучая мышь).
  • Она не проявляет интереса к языковым играм, словесным играм или рифмовке.

Точка зрения учителя: то, что я вижу в классе

Вот несколько подсказок для учителей о том, что у учащегося могут быть проблемы с фонологическим или фонематическим восприятием:

  • Она неправильно выполняет действия по смешиванию; например, сложите звуки /k/ /i/ /ck/, чтобы получилось слово удар .
  • Он неправильно выполняет действия по замене фонем; например, измените /m/ в mate на /cr/, чтобы сделать crate .
  • Ему трудно сказать, сколько слогов в слове paper .
  • У него проблемы с рифмовкой, слогами или написанием нового слова по его звучанию.

Как помочь

С помощью родителей и учителей дети могут узнать, как справляться с фонологическими и/или фонематическими проблемами восприятия, влияющими на чтение. Ниже приведены некоторые советы и конкретные действия.

Что дети могут сделать, чтобы помочь себе

  • Будьте готовы играть в словесные и звуковые игры с родителями или учителями.
  • Будьте терпеливы при изучении новой информации, связанной со словами и звуками. Давать ушам тренировку трудно!
  • Тренируйтесь слышать отдельные звуки в словах. Может помочь использование пластиковой фишки в качестве счетчика каждого звука, который вы слышите в слове.
  • Будьте готовы практиковаться в письме. Это даст вам возможность сопоставить звуки с буквами.

Что родители могут сделать, чтобы помочь дома

  • Уточните у учителя или директора вашего ребенка, чтобы убедиться, что школьная программа чтения обучает фонологическим, фонематическим навыкам и фоническим навыкам.
  • Если ваш ребенок уже достиг возраста, в котором фонематический слух и фонологические навыки обучаются в рамках всего класса (обычно от детского сада до первого или второго класса), убедитесь, что он или она обучаются этим навыкам индивидуально или в небольшой группе.
  • Выполняйте действия, которые помогут вашему ребенку развить звуковые навыки (убедитесь, что они короткие и веселые; не позволяйте ребенку расстраиваться):
    • Помогите ребенку придумать несколько слов, которые начинаются со звука /m/ или /ch/ или других начальных звуков.
    • Составьте глупые предложения со словами, начинающимися с одного и того же звука, например: «Никто не был добр к соседке Нэнси».
    • Играйте с ребенком в простые игры на рифмование или смешивание, например, по очереди придумывайте рифмующиеся слова ( go no ) или смешивайте простые слова (/d/, /o/, /g/ = dog ).
  • Читай книги со стихами. Научите ребенка стишкам, коротким стихотворениям и песням.
  • Упражняйтесь в азбуке, указывая буквы везде, где вы их видите, и читая алфавитные книги.
  • Рассмотрите возможность использования компьютерного программного обеспечения, направленного на развитие фонологических и фонематических навыков. Многие из этих программ используют красочную графику и анимацию, которые привлекают и мотивируют маленьких детей.

Чем учителя могут помочь в школе

  • Узнайте все о фонемах (существует более 40 звуков речи, которые могут быть неочевидны для бегло читающих и говорящих).
  • Убедитесь, что школьная программа по чтению и другие материалы включают развитие фонемных навыков, особенно в детском саду и в первом классе (эти навыки не приходят сами собой, но им нужно учить).
  • Если дети достигли возраста, в котором необходимо заниматься фонематической осведомленностью и формированием фонологических навыков (обычно от детского сада до первого или второго класса), занимайтесь этими навыками один на один или в небольшой группе. Попросите школьного специалиста по чтению помочь найти основанную на исследованиях дополнительную программу или программу вмешательства для нуждающихся учащихся.
  • Определите конкретную задачу на осознание фонем, на которой вы хотите сосредоточиться, и выберите подходящие для развития занятия, чтобы вовлечь детей в эту задачу. Занятия должны быть веселыми и захватывающими – играйте со звуками, а не тренируйте их.
  • Убедитесь, что школьная программа чтения и другие материалы включают систематическое обучение фонетике.
  • Рассмотрите возможность обучения фонологическим и фонематическим навыкам в небольших группах, поскольку учащиеся, скорее всего, будут иметь разный уровень знаний. Помните, что некоторым учащимся может потребоваться дополнительное подкрепление или инструкция, если они прошли те классы, в которых фонетика изучается программой чтения (с первого по третий класс).

Дополнительная информация

Дополнительные ресурсы

См. раздел «Вопросы чтения» в разделе «Понятно».

следующая страница >

Информация для родителей по оценке обработки слуха | Ассоциация по вопросам речи и слуха

Опубликовано by Speech & Hearing Associates

Целью оценки слуховой обработки является выявление детей, у которых есть проблемы со слуховой коммуникацией и изучением языка. Слуховая обработка определяется как то, как человек обрабатывает или интерпретирует слуховые стимулы. Дети с нарушением слуховой обработки испытывают трудности со слухом, несмотря на нормальную остроту слуха.

Классы — это слуховая/вербальная среда, в которой слушание служит основой для обучения. У детей с дефицитом слуховой обработки могут быть проблемы с общением или обучением из-за трудностей с заданиями на аудирование.

Считается, что у детей с нарушением слуховой обработки нарушается слуховая информация, поскольку она проходит от слухового нерва к центрам мозга, отвечающим за изучение языка. Дети с нормальными слуховыми навыками способны понимать речь в широком диапазоне слуховых условий и могут адаптироваться к искаженным слуховым сигналам в повседневных слуховых ситуациях. Дети с задержкой слуховой обработки испытывают трудности с пониманием речи в неблагоприятных акустических условиях. Нарушение навыков слушания способствует плохой успеваемости детей с нарушениями слуховой обработки, потому что такие дети всегда пытаются догнать текущий поток речи в классе.

Тесты слуховой обработки предназначены для имитации задач на слушание, возникающих в реальном мире, например, в обычном классе. Эти тесты нагружают слуховую систему, искажая, ухудшая, фильтруя или изменяя время слухового сигнала. Детям с нарушениями слуховой обработки будет трудно понять искаженное слуховое сообщение.

Оценка слуховой обработки включает комплексную аудиологическую оценку, чтобы убедиться, что слуховая чувствительность вашего ребенка в норме. Батарея слуховой обработки состоит из серии записанных материалов, воспроизводимых через наушники. Оценка слуховой обработки проверяет такие области слуховых навыков, как основание фигуры, созревание, завершение, фонематический синтез и построение высоты тона.

Слуховая фигура Основание:  это способность различать слова в присутствии конкурирующих стимулов. Этот навык включает избирательное внимание или способность обращать внимание на говорящего и игнорировать фоновые звуки. Неспособность понимать речь в присутствии фонового шума является одной из наиболее частых слуховых жалоб детей, имеющих проблемы с речью и обучением. Способность обращать внимание и игнорировать отвлекающие факторы в классе контролируется навыками рисования на земле. Этот навык оценивается с использованием записанных слов, сопровождаемых фоновым шумом нескольких говорящих. Ребенка просят повторить список слов, представленных в фоновом шуме, индивидуально для каждого уха.

Созревание слуха: оценивается с помощью дихотических речевых задач. Дихотическая задача включает одновременное предъявление каждому уху различных речевых стимулов, включая задачи бинауральной интеграции и бинаурального разделения.

Бинауральная интеграция:   навыки включают объединение или включение информации, представляемой каждому уху. Этот навык оценивается путем предъявления двух чисел одновременно к каждому уху. Ребенка просят повторить все четыре услышанных числа.

Бинауральное разделение:  навыки включают внимание к информации, поступающей в одно ухо, и игнорирование информации, поступающей одновременно к другому уху. Этот навык оценивается путем предъявления двух предложений одновременно, по одному на каждое ухо. Ребенка просят повторять фразу, услышанную одним ухом, и игнорировать то, что слышится другим ухом.

Слуховое закрытие:  это способность воспринимать «целостное» сообщение, когда его части отсутствуют. Навыки закрытия слуха необходимы для понимания речи, произнесенной в далеко не идеальных условиях прослушивания, например, речи, которая нарушена плохой акустической средой, быстрой скоростью речи, диалектным акцентом или говорящим, повернутым спиной. Навыки слухового закрытия оцениваются с использованием отфильтрованных слов. Слова фильтруются, чтобы уменьшить их высокочастотное содержание. Высокие частоты необходимы для распознавания согласных. Фильтрация заставляет слова звучать «приглушенно» для слушателя. Это считается тестом слухового закрытия, поскольку ребенок должен идентифицировать слово целиком, хотя часть слова акустически отсутствует.

Фонематический синтез:  является мерой способности фонематического декодирования. Тест фонематического синтеза чувствителен к трудностям слуховой обработки звуков речи (фонем). Ряд слов разбивается на отдельные фонемы, и ребенка просят соединить звуки вместе, чтобы образовать осмысленное слово. Задача фонематического синтеза требует хороших навыков фонематического декодирования или фонематических знаний. Это требует распознавания услышанных звуков и смешения их с предыдущими услышанными звуками.

Определение шаблона тона:  навыки оцениваются с помощью тестов частотного шаблона. Выполнение тестов на частотные паттерны зависит от нескольких центральных слуховых процессов, включая распознавание контуров (в зависимости от различения высоты тона и последовательности), межполушарного переноса, лингвистической маркировки и памяти. Навыки построения звуковых паттернов оцениваются, когда ребенка просят прослушать серию из трех тонов, а затем напеть эту последовательность или словесно обозначить тональные паттерны как «высокие» или «низкие».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *