Психологические особенности детей 5 6 лет: Возрастные психологические особенности дошкольников 5

Содержание

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

Родительское собрание в подготовительной к школе  группе детского сада.

Скачать памятки для родителей.
Автор: Мышкина Надежда Леонидовна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N36 «Звоночек» г. Чайковский.

Цель: Познакомить родителей с психологическими особенностями детей 6-7 летнего возраста, симптомами кризиса 7 лет.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями  возраста детей 6-7 лет, с основными симптомами кризиса 7 лет.
  2. Решить  проблемные ситуации, возникающие в семье, в детском саду, характерные данному возрасту.
  3. Привлечь внимание к вопросу отношений ребёнка в группе сверстников.
  4. Научить родителей использовать в беседе, разговоре с ребёнком «Я – высказывание»; проговаривать правила, не используя слово «НЕ», учится взрослым узнавать чувства ребёнка и произносить их.
План собрания.
  1. Приветствие. Упражнение «Поменяйтесь местами» (5 мин)
  2. Консультация педагога-психолога «Психологические особенности детей 6-7 лет: Развитие психических процессов. Социально-личностное развитие», «Кризис 7 лет» (15 мин.)
  3. Работа в группах «Решение проблемных ситуаций, характерных для детей старшего дошкольного возраста». Упражнения «Нельзя, «Правила для ребёнка», «Чувства ребёнка» (15 мин).
  4. Рефлексия (5 мин)
Ход собрания.

1. Приветствие.  Упражнение «Поменяйтесь местами»

Цель: создание ситуации комфорта в группе, направлено на двигательную активность.

Подготовка: все участники сидят в кругу, необходимо убрать все дополнительные стулья. Таким образом, стульев должно быть на один меньше, чем участников упражнения.

Инструкция: сейчас мы немного подвигаемся и разомнемся, как видите все вы сидите, а Ведущий – сейчас это буду я, потом кто-то из вас – стоит. И он тоже хочет занять стул. Таким образом, чтобы сесть, ему необходимо кого-то поднять.

Я буду  говорить фразу: «Я прошу поменяться местами тех, кто…» и называет любой признак. Например: «Я прошу поменяться местами тех, кто в джинсах». Те участники, у кого этот признак есть должны поменяться местами, а Ведущий в это время успеть занять любой освободившийся стул.  Все очень просто. Тот кто останется стоять – будет Ведущим. Игра продолжается. 

2. Консультация педагога-психолога «Психологические особенности детей 6-7 лет: Развитие психических процессов. Социально-личностное развитие».

У ребёнка в 6-7 лет завершается формирование правого полушария, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку сенсорной информации и межполушарных связей между ними. Формируется функция пространственного анализа и синтеза: чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Правое полушарие создает основу  для развития фонематического слуха (выделяя звуки человеческой речи в отдельное событие).

Все эти отделы правильно развиваются только при наличии полноценной среды: достаточно сенсорной информации для различных органов чувств (прикоснуться, услышать, увидеть), развитие моторики, развитие ловкости в детских играх. Важно обращать внимание на формирование мелкой моторики: завязывание шнурков, застегивание пуговиц.

Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающий за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где ребенок самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе этого создается внутреннее пространство интеллекта.

Развитие психических процессов. 

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данно­го возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов.

Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправлен­ное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в резуль­тате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью ска­зать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо­мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоми­нание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других по­знавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образ­ное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает фор­мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуж­дений. Полностью словесно-логи­ческое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-след­ственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выст­раивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благода­ря которому создается принципиально новый образ). Этот пери­од — сензитивный для развития фантазии.

Социально-личностное развитие.

Поведение ребёнка начинает регулироваться   представлениями о том, что хорошо и что плохо.  Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.  Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. ПОЭТОМУ

Анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил (как в быту, так и в познавательном развитии), моральные поступки. Обсуждайте значение моральных понятий («Добрый человек – это такой, который, всем помогает, защищает слабых»)

Помните, поведение родителей является  примером поведения ребенка.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.

ПОЭТОМУ

Чаще   рассказывайте  о том, что у вас  произошло на работе, с какими людьми  познакомились и т. п. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

«Кризис 7 лет».

Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт. Те родители, чей ребенок всё-таки более сложно переносит кризис 7 лет, отмечают появление беспокойства, нервозности, замкнутости, скрытности своего чада.

Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.

По сравнению с «докризисным» возрастом, в корне меняется самооценка ребенка. Если раньше он относился к себе положительно вне зависимости от чего-либо, то теперь «Я» ребенка делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-реальное» – это осознание ребенка, кем он является на самом деле. «Я-идеальное» – это то, кем он хотел бы быть. В результате этого самооценка становится более адекватной, а «Я-идеальное» отвечает очень высоким запросам.

Иным становится и отношение ребенка к взрослым. Если раньше он вел себя примерно одинаково как с родными и знакомыми, так и с чужими людьми, не разделяя их для себя, то сейчас он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой, и скорректировать своё поведения по отношению к разным людям, а также создать различное представление о разных людях.

Ещё одним симптомом начала кризиса 7 лет является хитрость как нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме и намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком. Один из наименее часто встречающихся симптомов – это неадекватная реакция на критику родителей. Дело в том, что ребенок, делая что-то, рассчитывает на похвалу родителей, а когда он ее не получает – он может очень бурно отреагировать: плакать, обвинять родителей в непонимании и т.д.
Для ребенка в период кризиса 7 лет становится очень важна самостоятельность, возможность делать что-то без помощи взрослого, самостоятельный выбор сферы деятельности. Например, ребенок в это период с удовольствием стирает свои вещи, ходит за хлебом – одним словом, участвует в той деятельности, в которой ранее он не участвовал, часто отказываясь от того, чем он увлекался раньше. Причём, как правило, если его попросить о чем-то – ребенок заупрямится и не сделает или сделает с неохотой, а вот если идея чего-то возникла у лично него – малыш наверняка сделает это с превеликим удовольствием!

С этой особенностью, характеризующей кризис 7 лет, связано и развитие самостоятельной деятельности ребенка. Например, помимо игры, он начинает с удовольствием заниматься такими вещами, как шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги или других материалов и т.п. Причём результат такой самостоятельной деятельности обладает для ребенка огромной ценностью.

Таким образом, можно сказать, что в период кризиса 7 лет весь внутренний мир ребенка меняется до неузнаваемости. Основным симптомом начавшегося кризиса психологи называют потерю ребенком непосредственности, что проявляется в кривлянии, манерности, искусственной натянутости поведения. Ведь что значит непосредственность в поведении? Это значит, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Кризис 7 лет, когда происходит потеря этой непосредственности, привносит в поступки ребенка интеллектуальный момент, который теперь выступает посредником между переживанием и естественным поступком.

Также у ребенка может появиться замкнутость, неуправляемость, ребёнок может стать непослушным, отвергать ранее принимавшиеся им же требования, может начать конфликтовать с родителями и другими членами семьи, либо просто игнорируя из слова, либо открыто их отвергая.

Почему так происходит и как справиться с таким непослушным ребенком?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать, что главной, а главное, принципиально новой потребностью ребенка в этот период становится уважение. Детям в этот момент просто необходимо чувствовать, что его уважают, относятся к нему, как к взрослому и признают его независимость. Если эта главная потребность в общении с 7-летним ребёнком будет проигнорирована, то понимания в отношениях с ним ждать уже не приходится.

Исходя из вышесказанного, самой существенной чертой кризиса ребенка 7 лет можно назвать начало процесса разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний и, следовательно, определенные изменения в поведении и взаимоотношениях с окружающим миром.

Работа в группах «Решение проблемных ситуаций, характерных для детей старшего дошкольного возраста» Упражнения. (15 мин)

3. Работа в группах.

«Кириллу шесть лет три месяца. Мальчик отличается любознательностью и рассудительностью. Он с удовольствием помогает папе, когда нужно что-то починить или отремонтировать. Сам собирается в детский сад, наводит порядок в своих вещах. В совей группе Кирилл считался одним из наиболее ответственных ребят, ему поручали самые сложные задания. Дома Кирилл привык слушаться родителей, особенно папу, который является для него большим авторитетом. На лето родители отправили сына к бабушке. На вопрос о том, как ведет себя Кирилл, бабушка пожаловалась, что он не реагирует на ее слова, что пора заканчивать игру и идти обедать, а уложить спать его вообще очень сложно. Типичный ответ: «Саша (двоюродный брат, которому двенадцать лет) не спит, почему же я должен?»

Что произошло с Кириллом? Какими должны быть дальнейшие действия родителей?

Конечно же, родители не понимают, что происходит с мальчиком и как с этим справиться. Но с точки зрения психолога, это закономерный этап в развитии ребенка, приближающегося к кризису 7 лет. Как мы уже говорили, в этот период происходит формирование мотивации действий малыша, он определяет новые правила, установленные не им, и учится по ним действовать. Первая реакция ребенка в этой ситуации – нарушение этих правил.

Таня, девочка 6 лет, перед едой перестала мыть руки,  или вместо мытья рук идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их маме. Если мама начинает упрекать её за это, она говорит, что забыла, возвращается в ванную и моет руки.

Почему так ведёт себя Таня? Как бы вы поступили? Как поступать маме?

Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.

Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.

– Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения?

– Как бы сами поступили в такой ситуации? (высказывания родителей)

-Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение. Важен пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Упражнение «Нельзя» 

Цель: Рефлексия чувств ребенка на родительские запреты, на потребность ребенка в познании окружающего мира.

Один из участников — «ребенок» — сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать»), ноги («нельзя туда ходить»), далее завязываются уши («не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, — глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя — «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей.
Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ».

Например:

– Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
– Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
– Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
– Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Обсуждение:

– Сложно было выполнить задание?
– Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Вывод: Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Упражнение «Чувства ребёнка»  

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, справа напишите, какие по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Запишите ваш ответ на слова ребенка (3-я колонка). Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на образец).

Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).

Ситуация и слова ребенкаЧувства ребенкаВаш ответ
  1. (Образец): «Сегодня, когда я выходила из группы  гулять на улицу, мальчишка-хулиган выбил у меня лопатку, и она сломалась.
  2. (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!»
  3. (Старший сын –  маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».
  4. (Ребенок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».
  5. Оля маме: «Света сегодня не стала со мной играть, сказала, что у неё новая подружка» ( плачет)
Огорчение, обида.Ты очень расстроилась, и было очень обидно.

Группа: (возможные ответы родителей)

  1. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
  2. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
  3. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

Упражнение «Вопрос-ответ».  Вам нужно написать вопросы на листочках,  на тему воспитания вашего ребёнка, мы попробуем все вместе на них ответить.

4. Рефлексия (2 мин)

Перед вами лежит листочек с началом фразы, вам нужно её продолжить (фразы с двух сторон листка): «Сегодня я узнал (а), понял (а), что……», «С этого момента со своим  ребёнком я буду………» 

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!

Ребенок 5 6 лет психологические особенности

Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Это очень важный возраст в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать младшим возрастом, в котором закладываются многие аспекты личности ребенка и прорабатываются все аспекты формирования позиции «Я». Именно в возрасте 5-6 лет закладывается 90% личностных качеств ребенка. Это очень важный возраст, в котором мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок впитывает всю познавательную информацию, как губка. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он никогда не вспомнит в дальнейшей жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяя кругозор. Лучший способ получить только научную информацию — это читать детские энциклопедии, которые описывают вашему ребенку всю информацию об окружающем мире понятным, научным и доступным языком. Ребенок познакомится с космосом, древним миром, человеческим телом, животными и растениями, странами, изобретениями и многим другим.

Этот период называется чувствительным периодом для развития всех когнитивных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения. Для развития всех этих аспектов игровой материал становится более сложным, логичным, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В этом возрасте ваш ребенок:

  • Он по-прежнему активно исследует окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но также формулирует свои собственные ответы или создает теории. Их воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает им не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который по-прежнему остается для них трудным и необъяснимым.
  • Он хочет показать себя миру. Он часто привлекает внимание, потому что ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда негативное внимание для него важнее, чем отсутствие внимания вообще, поэтому ребенок может спровоцировать внимание взрослых, совершая «плохие» поступки.
  • Ему трудно найти баланс между своими собственными «желаниями» и потребностями и способностями других, поэтому он всегда проверяет границы, установленные другими взрослыми, чтобы увидеть, сможет ли он получить то, что хочет.
  • Готов взаимодействовать со сверстниками, изучает принципы взаимодействия со сверстниками посредством этого взаимодействия. Он постепенно переходит от ролевых игр к играм, основанным на правилах, в которых ребенок развивает механизм управления своим поведением, которое затем проявляется в других занятиях. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны товарищей по играм. Дети сначала контролируют друг друга, а затем контролируют себя.
  • Он стремится к большей независимости. Он хочет и может многое сделать сам, но ему все еще трудно сосредоточиться на вещах, которые его не интересуют долгое время.
  • Он действительно хочет выглядеть как взрослые, которые для него важны, поэтому ему нравится играть во «взрослые развлечения» и другие социальные игры. Продолжительность игр уже может быть довольно значительной.
  • Может осознавать различия между полами. Он может задавать много вопросов, «неудобных» для родителей.
  • Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. * Тревога может усиливаться, особенно ночью и при засыпании.

Как родители ребенка 5-6 лет важно, чтобы вы:

-Уважайте его фантазии и версии, не обосновывая его магическое мышление.

-Различайте «ложь», оборонительную фантазию и игру воображения.

— Поощряйте ребенка учиться выражать себя в позитивном ключе, позволяя его талантам и способностям развиваться, но не подчеркивая и не используя их. Постарайтесь дать ребенку возможность проявить как можно более творческий подход.

— Примите во внимание желания вашего ребенка и постарайтесь понять, где его желания вредны для него или где он сомневается в границах других. Важно помнить, что нельзя устанавливать границы, которые вы не можете определить и поддерживать.

— Предоставление ребенку возможности пообщаться со сверстниками, помогая ему только тогда, когда он находится в сложной эмоциональной ситуации, обсуждая сложную ситуацию и вместе ища решения.

— Обеспечение общения с близкими путем организации семейного отдыха и обсуждения планов с ребенком.

— Постепенно уменьшайте присмотр и опеку, позволяя ребенку выполнять различные задания самостоятельно. Важно отмечать успехи вашего ребенка и поддерживать его, когда у него возникают проблемы, работая вместе над устранением причин неудач.

— Помните, что в этом возрасте (и всегда) ваш ребенок скорее откликнется на просьбу о помощи, чем на обязанность. Поймите, что, обращаясь к ним как к помощнику, вы поощряете их стать более «взрослыми». Делая его подчиненным и обязанным своим требованиям, вы развиваете в нем инфантильную, детскую сторону.

— По возможности не пугайтесь и не избегайте «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте максимально четко и просто только на вопросы, которые он задает, не расширяя и не усложняя их. Может объяснить специфику гендерного различия на своем языке, в зависимости от возраста, а в случае затруднений получить детскую литературу на эту тему.

— Отвечайте на вопросы о смерти как можно честно в соответствии с вашими убеждениями, в том числе религиозными. Помните, что отсутствие информации о смерти порождает у ребенка фантазии, которые могут быть более тревожными и пугающими, чем реальность.

— Помогите своему ребенку (независимо от пола) справиться со своими страхами, не осуждая их и не призывая «не бояться». Внимательно слушайте своего ребенка и сопереживайте ему, делясь с ним его тревогами и страхами. Помогите своему ребенку справиться с тревогой, оказавшись рядом, когда он в этом нуждается, но также постепенно позволяя ему или ей справляться с чем-то менее пугающим самостоятельно. В случае навязчивой тревоги следует обратиться за помощью к психологам.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN 5 ­ 6 YEARS Магомедова Наталья Петровна, студентка 4 курса финансово­ экономического факультета  ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно­технический институт» (НГГТИ) Руководитель: Лоткова Ольга Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин. Magomedova Natalia Petrovna, 4 rd year student of the Faculty of Finance and Economics GAOU VO «Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute «(NGGTI) Leader: Olga Lotkova, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Social Sciences. Аннотация:    Жизнь   человека   состоит   из   таких   этапов   как   детство, юность,   отрочество,   взросление,   старость.   В   данной   статье   будет рассматриваться   такая   важная   часть   жизни   человека   как   детство   и психологическая составляющая детей 5 – 6 лет.   Ключевые   слова:    интеллект,   восприятие,   увлечения,   индивидуум, характер, занятия, психологическое развитие, проблемы, знания, умения.  Abstract: A person’s life consists of such stages as childhood, adolescence, adolescence, adulthood, old age. This article will consider such an important part of a person’s life as a child and the psychological component of children 5 to 6 years. Key words: intellect, perception, hobbies, individual, character, occupation, psychological development, problems, knowledge, skills. Жизнь   человека   состоит   из   таких   этапов   как   детство,   юность, отрочество,   взросление,   старость.   В   данной   статье   будет   рассматриваться такая   важная   часть   жизни   человека   как   детство   и   психологическая составляющая детей 5 – 6 лет.  Все эти стадии проходит не только человек, но и   все   растения,   животные.   Стоит   заметить,   что   именно  Homo   sapiens преодолевает огромный путь на   развитии своей психологии и   интеллекта, восприятия   и   познания   самого   себя   и   окружающего   мира.   Наиболее   ярко проявляются возрастные психологические особенности у детей 5­6 лет, так как  в этот период после рождения ребенка формируются основы будущего взрослого   индивидуума.   Опыт   первых   лет   жизни   определяет   многое, например, отношение к себе, личной жизни, семье, карьере и увлечениям.  Рассмотрим этапы взросления по отдельности, а так же степень реакции мальчиков   и   девочек   5   –   6   лет   на   события   и   ситуации,   в   которые   они попадают.  Ученые   давно   занимаются   исследованием   вопроса,   как   ребёнок познает мир, но по­прежнему этот процесс до конца не изучен. Например, маленькие детки интуитивно  могут сразу определить, кто из взрослых по­ настоящему любит их и интересуется ими, а кто притворяется. Мы провели опрос   в   группах   финансово­экономического   и   гуманитарного   факультетов НГГТИ среди второкурсников. Из 100 человек 84 %сказали, что им   легче общаться   со   взрослыми.   Основными   причинами   этого   факта   являются непредсказуемость, открытость и искренность детей, т.е. с ребёнком общение на уровне «ложь во спасение» или «дипломатия во благо» не пройдут, они сразу почувствуют фальшь.  Чтобы понять, как дети взаимодействуют с миром и познают его, можно понаблюдать   за   малышами.   Все,   что   их   окружает,   становится   объектом исследования:   игрушки,   домашние   животные,  люди,  обстановка   и   т.д.  Это неупорядоченный опыт, вне систематизации знаний, это впечатления, но они очень   важны   для   последующего   восприятия   мира.   Информация, запечатленная   в   сознании   в   нежном   возрасте,   становится   базой   для дальнейшего получения знаний об окружающем. Расширение кругозора детей в этом возрасте является первостепенной задачей   для   родителей.   Необходимо   всему   давать   пояснения,   обращая внимание   малыша   на   людей,   которые   живут   рядом,   называя   вещи   своими именами. К трем годам познание мира приводит к освоению природы, окружающей среды.   В   домашней   обстановке   он   уже   ориентируется   хорошо,   а   вот   мир общественный   становится   для   него   истинным   открытием.   Полезно привлекать внимание детей к разным явлениям природы: ветру, снегу, дождю; вместе   с  ребенком   наблюдать   за  поведением   животных,  птиц,  например,  в парке, на улице, зоопарке. Ему интересно наблюдать, как звери заботятся о своих детках, как купаются, кушают и т.д.  С   пяти­шести   лет   познание   окружающего   мира   детьми   дошкольного возраста   происходит   иначе,   они   достаточно   разумны,   любопытны, впечатлительны,   способны   надолго   удерживать   в   памяти   информацию, поэтому формой развития кругозора у детей 5­6­летнего возраста могут стать путешествия   как   реальные,   так   и   визуальные.   Они   прекрасно   запомнят информацию о достопримечательностях, разовьют свою речь, память, станут источником новых знаний и традиций. Немаловажную   роль   в   процессе   воспитания   в   этом   возрасте   играет поощрение. Талант необходимо распознать и развивать. Если малыш любит рисовать – поощрите его стремления, расширьте его знания. Помогите добыть нужную информацию.   Одной из главных особенностей развития ребёнка в этот период может стать его отношение к взрослым. Он искренне может заявить, что мама ему больше не нравится,  хотя  час  назад  он  был  с  ней  неразлучен. Теперь  ему становится   интереснее   с   отцом.   Папа   обязан   поощрять   такое   стремление своего   ребёнка.   Не   обязательно   проводить   с   ним   все   время   и   неотступно следовать друг за другом.  Нужно выделить несколько часов для ежедневного разговора, сделать занятие, доступное для мужчины. Это поможет сформировать характер, что поможет   развитию   мужественности   и   ответственности   будущего   главы семейства, отца. Однако это не значит, что мать в воспитании и жизни сына стала   не   важна.   Особенности   психологического   развития   5­6   лет   требуют максимально особого внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить   и   обсудить   свои   проблемы.   На   этой   почве   родители   должны уделить очень много внимания своему сыну, в плане воспитания, иначе это может очень плохо кончиться. Ибо если подвергать сына насильственному воздействию,   в   будущем   он   может   стать   убийцей,   насильником,   и   искать наслаждения в боли и страдании других людей, в том числе своих близких.   Как правило,   у девочек 5 – 6 лет закладываются такие привычки как аккуратность, нежность, и хозяйственность. Мать свою дочь может научить следить за собой, за игрушками, и за одеждой. Как правило, в таком возрасте у   девочек   развивается   скрупулёзность   и     усидчивость,   чем   у   мальчиков. Поэтому   благодаря   этим   особенностям   девочки   быстрее   учатся   читать     и писать. Стоит заметить  весьма  известный  факт, что дочь всегда старается быть похожей на мать и пытается во всём ей помогать по хозяйству.  Как правило, дети в этом возрасте могут легко замкнуться в себе и испугаться общаться. Они могут осознавать  что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы.   Стоит отметить, что не все дети могут сразу подготовиться к школе, детям замкнутого типа буду очень сложно привыкать к  школьным друзьям, из – за чего он или она могут стать изгоями школьного общества. Не только замкнутость   может   стать   причиной   настоящей   ненависти   в   школе.   Так   же такие   вещи   как   статус   семьи,   разные   взгляды,   наряды,   и   многое   другое. Готов ли ребёнок к школе в 6 лет?  Многие родители очень серьёзно задумываются над тем, во сколько лет их   ребенок   пойдет   в   школу.   Стоит   отметить,   что   в   учебные   учреждения принимают   шестилеток,   не   каждый   готов   к   такому   ответственному   шагу. Специалисты   советуют   обращаться   за   консультацией   к   психологу,   чтобы оценить   психологические   особенности   ребенка   5­6   лет.   Кто­то   готов   к школьной парте,  а кто – то нет. Тот, кто готов к учёбе, ему не составит труда старательно   заполнить   прописи   и   учить   иностранные   языки,   ежедневно просыпаться   в   семь   утра   и   делать   домашнее   задание,   принимая   это   как данность. Но обязательно найдутся ребята, чье детство ещё нельзя прерывать, иначе это будет сильная психологическая травма, ведь школа не научит их дисциплине, если они абсолютно к ней не готовы.  Рассмотрим, такие характеристики дошкольного возраста 5 – 6 лет. 1) Основная   потребность   в   этом   возрасте   –   это   потребность   в общении и творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно­ролевая игра. Ведущая функция – воображение. 2) 3) Рассмотрим особенности данного возраста: ­ общение со взрослым ситуативно­личностное; ­ проявление произвольности всех психических процессов; ­   в   общении   со   сверстниками   происходит   переход   от   ситуативно­ деловой формы к вне ситуативно­деловой; ­ проявление творческой активности во всех видах деятельности; ­ развитие фантазии; ­ половая идентификация. Новообразования: ­ предвосхищение результата деятельности; ­ активная планирующая функция речи; ­ внеситуативно­деловая форма общения со сверстниками. Рассмотрев психологические особенности детей 5­6 лет, можно сделать вывод,   что   нужно   в   этом   возрасте  обучать   детей   умению   планировать предстоящую   деятельность;   организовывать   совместную   деятельность; способствовать развитию реальных представлений о мире;  побуждать детей к самостоятельности мышления во всех видах деятельности;  создавать условия для развития творческого потенциала детей. Как   правило,   у   ребенка   формируется   самосознание,   которое проявляется   в   самооценке   и   осмыслении   своих   переживаний.   Самооценка формируется   к   концу   дошкольного   возраста   и   проявляется   в   умении выполнять   практические   действия,   и   моральные   качества,   которые выражаются   в   подчинении   или   неподчинении   правилам   поведения, выделенным   в   данном   коллективе.   Например,   ребёнок   может   правильно оценивать   себя   в   рисовании,   переоценивать   себя   в   овладении   грамотой. Критерии,   которые   использует   дошкольник   при   самооценке,   зависят   во многом  от педагога. Так   же   следует   заметить,   что   дети,   которые     имеют   высокую самооценку,  чувствуют   себя   в  детском   коллективе   увереннее,   смелее,   они активны,     с   радостью   проявляют   свои   интересы.   При   низкой   самооценке происходит обратное. Но ещё есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия у детей. Так,   ребёнок   в   дошкольном   возрасте   проходит   путь   от   «Я   сам»,   от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью. Деятельное   участие   взрослых   в   процессе   формирования   личности ребёнка   должно   стать   неотъемлемой   частью.   А   для   этого   важно   знать психологические   особенности   детей.  Лучше   всего   окружающий   мир   они познают, активно воздействуя на него и активно действуя в нём. Важно, чтобы с самого раннего возраста в них формировалось чувство ответственности за свои   поступки.   Для познания   мира     полезен   физический  труд,  посильные задания, связанные с работой по дому, уход за живыми существами, работа в саду и огороде, комнатное цветоводство. Если с юного возраста приобщать ребенка к работе на собственной маленькой грядке в саду, это благотворно скажется на его мировосприятии.  Изучение психологических особенностей у детей поможет родителям и педагогам найти правильный путь в процессе воспитания индивидуума.

1.1 Возрастные психологические особенности дошкольного возраста. Особенности эмоциональных реакций дошкольников

Похожие главы из других работ:

Анализ методики преподавания детям дошкольного возраста

1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста нужно для того, чтобы правильно построить образовательный процесс как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы)…

Возможности дидактической игры в развитии памяти у детей младшего дошкольного возраста

1.3 Возрастные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит…

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

2.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления…

Диагностика и развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

1.2 Психологические особенности дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями…

Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками как средство формирования логического мышления

1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности…

Особенности принятия роли в игре детьми младшего дошкольного возраста

1.1 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

По мнению Е.О. Бондаренко, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития [2, с 58]. Повышается активность ребенка…

Развитие внимания у детей 5-го года жизни посредством подвижных игр

1.2 Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Г.А. Урунтаева считает, что элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал…

Развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Четвертый год жизни — ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей…

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста

В литературе практически отсутствует описание возрастных особенностей проявления, и развития чувства времени как эстетического качества личности. Имеются работы по развитию физического времени (Т.Д.Рихтерман)…

Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

1.3 Возрастные особенности развития ребенка дошкольного возраста

Знания возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей. Организм дошкольника интенсивно развивается…

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

1.2 Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста

Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки…

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере произведений детской литературы

1.2 Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста

Выше нами было дано определение времени, раскрыты его свойства. Также выявлено, что при формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток…

Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста

Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности…

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Глава I. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения…

Формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка на среднем этапе с использованием современных аудиовизуальных средств

1.3 Возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст это возраст учеников от двенадцати до пятнадцати лет. То есть возраст учеников 5-9 классов. Этот возраст является переходным от детства к юности. Его основная черта — сильная перестройка всего организма подростка…

Возрастно-психологические особенности развития детей от 5 до 6 лет

От рождения до «взрослой жизни» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и уникальную личность.

Дошкольное детство — это короткий период в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Программа» дошкольного детства поистине огромна: владение языком, мышлением, воображением, восприятием, формированием отношений с другими людьми и многим другим.

Дошкольный период является чувствительным периодом для развития многих навыков ребенка, среди которых творческие способности занимают особое место.

В дошкольные годы закладывается фундамент, необходимый уровень развития психических процессов и способностей, который станет залогом дальнейшего развития творческих способностей ребенка в школьные годы и когда он станет взрослым. Поэтому очень важно наиболее эффективно организовать процессы творческого образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Такой умственный процесс, как воображение, способствует раскрытию и развитию творческих способностей ребенка.

Воображение помогает ребенку, когда он сталкивается с новыми, непонятными объектами и явлениями в окружающем его мире. Его жизненный опыт все еще очень мал, его мышление несовершенно, и именно воображение помогает маленькому человеку установить связь между тем, что уже известно, и тем, что является новым. Благодаря воображению, оно «завершает», «перестраивает», «собирает» и «соединяет» отдельные элементы происходящего, формируя собственную детскую картину мира, развивая свои творческие способности. Благодаря фантазии ребенок начинает производить что-то новое, необычное, уникальное, что является основой творчества.

Стимулирование воображения ребенка, способствующее развитию его творческих способностей, является одной из основных задач дошкольного образования.

Посещая детский сад, ребенок входит в особую развивающую среду, направленную на раскрытие и развитие его творческих способностей, что является залогом успешного школьного образования ребенка.

Поэтому проблема развития творческих способностей у детей в возрасте 5-6 лет является одной из наиболее актуальных в рамках психолого-педагогических наук.

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие. Среди западных психологов необходимо упомянуть имена Т. Рибо, Г. Уоллеса, Р. Ассагиоли; работы Е. А. Голубевой посвящены разработке методов изучения особенностей и развития творческих способностей; Э. Торренс разработал методы диагностики творческого (творческого) мышления.

В рамках современного педагогического процесса предлагаются различные методы и способы развития творческих способностей у детей 5-6 лет.

В последнее время растет интерес к методам, использующим сказку для развития творческих способностей детей.

Этот метод интересен и одинаково привлекателен как для взрослых, так и для детей, и знаком каждому с раннего возраста. Можно вложить нужный нам смысл в сказку, которую слушатель узнает ненавязчиво.

G. Родари, А.В. Запорожец, Л.Б. Фесюкова занимались развитием творческих способностей с помощью этого метода.

В настоящее время современные технологии построения учебно-воспитательного процесса дошкольного образования в детском саду позволяют использовать различные технологии и методы, способствующие всестороннему развитию личности дошкольного ребенка, формированию его интеллектуальных процессов и развитию творческих способностей.

Возрастные особенности детей 5 — 6 лет

Итак, дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей индивида.

Как уже подчеркивалось, что развитие творческих способностей тесно связано с общим психофизиологическим развитием ребенка дошкольника, поэтому рассмотрение особенностей развития творческих способностей невозможно без раскрытия общих закономерностей и особенностей физического и психического развития ребенка 5 — 6 лет.

Развитие творческих способностей обусловлено развитием высших психических функций индивида: мышлением, памятью, вниманием, речью, воображением.

Дошкольный возраст — время активного развития познавательных психических процессов ребенка, памяти, внимания, мышления, речи, воображения. В старшем дошкольном возрасте все психические процессы приобретают такое качество, как произвольность, что обеспечивает основу перехода ребенка новому ведущему виду деятельности — учебе.

Поэтому мы рассмотрим более подробно возрастные особенности детей 5 — 6 лет.

Важным фактором, стимулирующим развитие творческих способностей, является речь.

К 6 годам дети обычно полностью усваивают фонетику языка. Ребенок переходит от простых предложений к многословным, сложным, может их выстроить в связный рассказ. Активный словарь старшего дошкольника составляет 2 — 3 тысячи слов, а знают еще больше — около 14 — 15 тысяч слов.

В старшем дошкольном возрасте многие дети уже умеют читать и писать печатными буквами.

Очень важным этапом в развитии речи является переход внешней речи (когда ребенок проговаривает свои действия) во внутреннюю. Важным этот период является потому, что теснейшим образом связан с развитием мышления ребенка — дошкольника.

Необходимо отметить, что развитие речи и мыслительных процессов тесно связаны между собой. Речевое общение в период 2 — 6 лет жизни ребенка становится одним из основных источников развития мышления.

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о «Я — реальном» и «Я — идеальном» дифференцируются более четко.

У детей 5 — 6 лет уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка — дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось Кулагина И.Ю.., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Развитие у детей самовосприятия от раннего развития до дошкольного возраста

В отечественной психологической литературе есть фундаментальные труды детских психологов, которые уделили большое внимание различным аспектам развития личности дошкольника. Многие из них обращают внимание на формирование самосознания (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Н.). Поддьяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).

В основе самосознания лежит способность ребенка усваивать накопленный человечеством опыт через механизмы идентификации. Он разграничивает «кристалл личности» в самосознании. Основой «кристалла» является собственное имя ребенка (отождествленное с физической индивидуальностью) и социальное признание, которое ребенок получает сначала от непосредственного, а затем и от более отдаленного социального окружения.

Обсуждая проблему формирования образа индивида «I», можно выделить несколько последовательных этапов: Самосознание, представление схемы тела, самоощущение, самооценка, особенность «я» как внутреннего субъекта. Нижние уровни структуры «I» образа можно охарактеризовать с помощью специальных техник, хотя, конечно, они не в полной мере отражают самосознание, а только его отдельные элементы. Количество таких исследований достаточно велико.

Исследования самоощущения ребенка очень сложны, особенно с точки зрения методологического арсенала. Действительная «Я-концепция» как рефлексивная оценка себя и способностей на основе самоописаний может быть изучена только тогда, когда достигнут достаточно высокий уровень «Я».

Все исследователи связывают развитие первых стадий самосознания с ранним возрастом (некоторые даже с младенчеством). Она происходит в процессе активного действия ребенка, который в значительной степени определяется его внутренним состоянием. Ребенок уже не просто знает его имя, он «открывает» себя как самостоятельную личность. Ребенок начинает самостоятельно контролировать свое тело. Это приводит к целенаправленным движениям и действиям. В процессе развития двигателя возникает общая координация органов.

В этом раннем возрасте формируются первичные представления о телесной схеме, и самоощущение становится относительно дифференцированным. Нормально развитый ребенок способен локализовать телесные ощущения к середине второго года жизни, максимум ко второму году жизни. Это подтверждает, что схема тела сформирована. Еще раньше (в полтора года) он начинает узнавать себя в зеркале, а затем на фотографиях, что свидетельствует о первичном различии «я» и «не-я». Исследования детей, лишенных материнства, показали, что в этом возрасте они часто не узнают себя в зеркале, тем более на фотографиях. Помимо обнаружения задержки в идентификации «я», этот факт можно объяснить гораздо меньшим опытом такого рода действий. Доказано, что возрастные особенности возникновения способности распознавать себя зависят от наличия индивидуализированного взаимодействия со взрослым человеком. Коноплева О.В., Мельшутина А.Ю. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций у детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Локализация телесных ощущений возможна, особенно когда у ребенка есть речь. В этом случае, по просьбе взрослого, ребенок может не только вытянуть руку или ноги, показать разные части тела (что обычно возможно у детей уже в возрасте двух лет), но и ответить на вопрос, что причиняет боль (хотя этот метод довольно ненадежен из-за имитационных способностей детей, которые часто копируют жалобы взрослых). Задержка в развитии языка очень затрудняет оценку формирования этой способности.

Игрушка как инструмент для умственного развития детей дошкольного возраста

Поскольку в детстве ведущей деятельностью является игра, все психическое развитие детей также протекает через игру, через действия с объектами, в том числе и с игрушками.

Игрушки появляются в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной системе общественных отношений. Игрушка — это предмет, который служит для развлечения и развлечения, но в то же время является средством психического развития ребенка.

В преддверии раннего детства ребенок сначала развивает действия, которые можно рассматривать как признаки мыслительного процесса — использование связей между объектами для достижения цели. Переход от использования сборных или показанных взрослыми соединений к их созданию является важным шагом в развитии мышления детей. Мышление ребенка, которое осуществляется с помощью внешних актов ориентации, называется зрительно-актуальным мышлением. Дети используют визуально-актуальное мышление для изучения различных связей в окружающем их мире.

Для ребенка игрушка — это одновременно и инструмент познания мира, и существенная часть того же мира, а игра — это форма познания. Психологи называют мышление совсем маленького ребенка зрительно-актуальным (для взрослых, помните, мышление в первую очередь концептуальное). То есть, манипулируя предметами (игрушками) под рукой, ребенок познает мир, думает, развивается. И это зависит от того, что именно предлагается ему для этих самых манипуляций, зависит от направления, в котором будет развиваться его мышление. Позже, примерно через полтора года, начинает преобладать образное мышление. В это время ребенку необходимо погрузиться в мир образов, в самых разных формах — книг, картинок, дизайнеров, сюжетных игр и т.д. Они также должны быть доступны для ребенка теми, кто заинтересован в его развитии. Ребенок слишком мал для того, чтобы можно было сформулировать его потребности.

В игре, в ситуации задания, игрушка для него заменяет предметы и становится носителем определенных отношений с ребенком. Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, создающие условия для постоянного стимулирования деятельности ребенка. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны быть несколько опережающими по функциональным возможностям уже достигнутую ступень развития ребенка, то есть вести его через трудности овладения игрушкой к следующей ступени развития.

Воображение в раннем возрасте работает в первую очередь на воспроизведение того, что подразумевается в словесном описании или рисунке. Воображение функционирует больше как механизм, чем как активная деятельность. В своих действиях с игрушками младший ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные у взрослого, не выстраивая собственной идеи.

К концу ранних лет ребенок стремится придумывать свои собственные сказки и истории, играть с предметами и тут же разыгрывать эти истории. Появление воображения важно для умственного развития.

Внимание ребенка до конца дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и играет с ними. Ребенок сосредоточен, пока его интерес не угаснет. В дошкольные годы в связи с возрастающей сложностью деятельности и их движением в общем психическом развитии внимание становится более сфокусированным и устойчивым.

Часто детские игры, как и игры с животными, имеют функцию изучения окружающей среды. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, познание свойств и характеристик разнообразных объектов и явлений. Активное влияние на развитие исследовательского поведения детей часто реализуется именно через игру. Психолог Сюзанна Миллер, которая изучала как детей, так и приматов, утверждает, что, например, обезьяны-резус, лишенные возможности играть в детстве, становятся неактивными и проявляют меньше желания исследовать, предпочитают менее сложные стимулы для поиска и игры, чем животные, выросшие в нормальных условиях.

Роль игры в развитии психики по существу определяется тем, что в процессе игры происходит присвоение реальности и овладение этой реальностью. Для того чтобы играть, конечно, нужно сначала понять, какой предмет перед собой и как с ним играть. Поэтому сначала средства игры, то есть игрушка, становятся объектом исследования, а затем и то, с чем можно поиграть. Сам процесс игры содержит в себе много того, что является объектом исследования; содержание и развитие игрового акта также является наиболее интересным объектом для изучения детей.

Влияние взрослых на формирование самосознания ребенка в дошкольный период

Исследования некоторых известных современных психологов показывают четкую зависимость осознания качеств и характеристик сверстника от педагогической работы в группе. Существует общая тенденция к восприятию детьми в первую очередь тех качеств и характеристик поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются другими и от которых, соответственно, в значительной степени зависит их положение в группе.

Анализируя обоснования их выбора рядом дошкольников, я заметила, что в некоторых случаях одним из наиболее распространенных оправданий было «он хорошо питается». Конкретные наблюдения показали, что дошкольные педагоги в этих группах уделяют большое внимание этому «виду деятельности» и часто ценят его. Установив этот факт, я разработал специальную программу для попечителей других групп, которая предусматривала активизацию их ценностных суждений именно во время еды: попечители постоянно хвалили тех, кто быстро и аккуратно съедал их порцию, и делали выговоры тем, кто нарушал правила поведения за столом и не ел их порцию.

Эффективность влияния взрослого на формирование самооценки у ребенка дошкольного возраста во многом определяется уровнем его образовательных навыков. Исследования психологов показывают, что относительная верность самоуважения и ровесников определяется направлением и стилем обучения, глубокими знаниями учителя как жизни группы, межличностными отношениями в ней, индивидуальными качествами и способностями каждого ребенка. Важную роль играет владение навыками педагогической коммуникации, умелое использование функций ориентации и стимулирования (Б.Г. Ананьев) педагогической оценки. Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе детей дошкольного возраста достигаются тогда, когда педагоги развивают способности детей, создают для них ситуацию успеха, не скупятся на похвалы, оказывают им эмоциональную поддержку. Это способствует росту уверенности в себе и самоуважения детей. Это подтверждается как лучшим педагогическим опытом, так и специально проведенными исследованиями.

Характерно, что работа педагогов по формированию самооценки в определенных видах деятельности (игра, рисование, чтение стихотворений и т.д.) тесно связана с работой по улучшению общего эмоционального состояния этих детей в группе, по изменению их позиции в системе личностных отношений.

Работа в направлении изменения отношений со сверстниками сложна, длительна, требует большого педагогического такта, гибкости, находчивости, постепенности. Преподаватели достигают значительных успехов, когда работа по формированию самооценки ведется в разные периоды времени и в разных видах деятельности. Правильная организация педагогической работы, умелое использование «направляющей» и «стимулирующей» функций педагогической оценки способствуют формированию у детей дошкольного возраста самооценки в педагогически правильном направлении и в то же время создают благоприятные условия для развития личности, способностей и навыков детей дошкольного возраста.

В более старшем дошкольном возрасте знания, полученные в процессе деятельности, становятся более стабильными и сознательными. В это время мнения и оценки других преломляются через призму собственного опыта ребенка и принимаются им только в том случае, если нет существенных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих способностях. Когда возникают противоречия во мнениях, ребенок прямо или косвенно протестует, кризис 6-7 лет обостряется. Лизина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.; Воронеж, 1983 Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, потому что индивидуальный опыт еще недостаточно богат, а возможности для самоанализа ограничены.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Зарубежные психологи
  2. Применение педагогики в исправительных и трудовых целях
  3. Влияние подземного транспорта на тревожность
  4. Владимир Дмитриевич Небылицын, советский психолог
  5. Депрессия и алкоголь
  6. Виды психических процессов: чувства
  7. Профилактика стресса
  8. Проблемы образовательных технологий
  9. Внутриличностные конфликты у больных гемофилией
  10. Формы и системы невербальной коммуникации

с чего начать, как преуспеть

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. Нередко одно только упоминание о «нежном возрасте» вызывает у взрослых людей улыбку умиления. Это пора искренности и непосредственности, наивности и чистоты. Однако вопреки бытующему мнению о безоблачности этого периода жизни нельзя не признать, что это едва ли ни один из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период ребенок является легкоранимым, уязвимым, социально неадаптированным, находится в стадии эмоционального становления. Представьте, как сложно приходится человеку в тот момент, когда он не обладает достаточным словарным запасом для выражения собственных мыслей и чувств, не может опереться на личный жизненный опыт и накопленные знания для объяснения явлений и событий, происходящих вокруг него. Впрочем, большая часть этих трудностей возникает только при взаимодействии со взрослыми, не готовыми признать в ребенке полноценную личность, увидеть в нем полноправного партнера, собеседника, друга.

Дошкольниками обыкновенно принято называть детей в возрасте от трех до семи лет.

От трех до четырех лет

В этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Родители чувствуют, что ребенку необходимо детское общество. При этом он еще очень сильно привязан к дому, к родителям, и расставание с ними зачастую становится для малыша серьезным испытанием.

С трех-четырех лет происходят серьезные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и детьми.

Действия ребенка в этом возрасте приобретают целенаправленный характер – и это очень важное достижение. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью. Правда, ребенок довольно быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Это происходит из-за неустойчивости внимания. У людей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию. Для трехлеток очень характерно планирование игры по типу «А давай я буду зайкой, а ты волком! Привет, волк!» Пока ребенку проще играть со взрослыми, он только учится строить отношения с другими детьми. Игры с правилами пока непонятны.

В этот период жизни также развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре с другими детьми ребенок учится брать на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые являются для него образцом поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.

Самым главным видом деятельности в этом возрасте постепенно становится ролевая игра. И речь здесь не только об игре в дочки-матери, в летчиков или докторов. Ребенок посвящает ролевой деятельности большую часть своего активного времени. В игровом коллективе у него появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я». Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности. Сознание «Я», «Я сам», появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

Многие трехлетки с удовольствием рисуют, но, как правило, изображения получаются весьма абстрактными. Это происходит из-за того, что представления ребенка о предмете только начинают формироваться. Графические образы могут показаться бедными. В этом возрасте намного важнее знакомство ребенка с цветом и красками, чем то, что он может нарисовать. Поэтому не стоит предлагать ребенку изобразить что-то конкретное, как не стоит и навязывать использование определенных цветов. Частая ошибка педагогов: «Почему ты нарисовал солнце синим? Нужно нарисовать его желтым».

Огромное значение для развития мелкой моторики имеют лепка и аппликация – они оказывают положительное влияние на развитие восприятия.

Многие дети в этом возрасте любят играть в строительные кубики. Конструктивная деятельность пока ограничена возведением несложных построек по образцу или замыслу.

К трем-четырем годам дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. Развиваются память и внимание. К концу этого возрастного периода дети способны запоминать значительные отрывки из любимых стихов и песен.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

В возрасте четырех лет совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми. В игре происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Четырехлетний человек способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

В этом возрасте в человеке просыпается «почемучка» – вопросы так и выплескиваются из малыша. Это признак того, как резко возрастает любознательность ребенка.

В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического роста и развития. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который в отличие от простого намерения включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетноролевая игра. Именно в игре у детей формируются познавательные процессы, развиваются наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Сюжеты рисунков и построек становятся намного разнообразнее, хотя замыслы, возможно, покажутся взрослым недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Важным психическим новоприобретением детей этого возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому (как? зачем? почему?). На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного.

На пятом году жизни дети хорошо владеют речью, связно говорят, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку или историю на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания, доступна сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Ребенок способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Улучшаются произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.

В шесть лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, задавать рамки, в которых ребенок может вести поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество.

К шести годам человек умеет самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Особенно ярко это проявляется в творчестве.

Обязательным элементом образа жизни детей в этом возрасте является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению – перспектива школьного обучения рисуется ребенку весьма заманчивой. Пожалуй, самое важное – не убить этот интерес. В этот период нужно стремиться развить внимание и память детей, формировать элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями.

Поведение шестилетнего человека так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. В процессе взаимодействия с внешним миром шестилетний ребенок, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания помогает разрешению конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

За этот короткий период жизни – с трех до семи лет – человек проходит несколько важнейших этапов в физическом, умственном и эмоциональном развитии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

От 6 до 8 лет: Возраст и стадии развития молодежи

Понимание различных стадий развития молодежи поддерживает усилия по составлению молодежных программ, поскольку способствует установлению отношений между молодежью и взрослыми волонтерами.

В построении отношений с молодежью важно понимать развитие ребенка. Не все дети растут с одинаковой скоростью, но у них есть много общих характеристик роста и развития на протяжении всей жизни. В этой статье представлена ​​тема и рассматриваются последствия работы с молодежью в возрасте от 6 до 8 лет.

«Возраст и этапы развития детей и молодежи: руководство для лидеров 4-H» обеспечивает основу для исследований, необходимых для изучения этих общих характеристик и последствий для работы с молодежью на различных этапах их развития. В руководстве представлены пять возрастных групп: от 6 до 8 лет, от 9 до 11 лет, от 12 до 14 лет, от 15 до 17 лет и от 18 до 19 лет. годовалые. В каждой возрастной группе рост и развитие обычно изучаются по четырем основным направлениям развития: физическому, социальному, эмоциональному и интеллектуальному.

Физическое развитие относится к росту тела и развитию двигательных навыков. Социальное развитие – это взаимодействие между детьми и их способность функционировать в социальных условиях. Эмоциональное развитие смотрит на то, как молодые люди обращаются со своими чувствами и выражают их. Наконец, интеллектуальное развитие зависит от того, как люди учатся.

Учащиеся младшего школьного возраста (от 6 до 8 лет) обычно проходят следующие процессы роста и развития:

Физический

  • Они осваивают физические навыки
  • Они лучше контролируют крупные мышцы, чем мелкие

Социальный

  • Они учатся дружить и могут иметь несколько лучших друзей одновременно
  • Они лучше узнают о сверстниках и их мнении
  • Они ориентированы на семью

Эмоциональный

  • Они считают справедливость добрым по отношению к другим, чтобы другие были добры к ним
  • Они ищут одобрения родителей/взрослых
  • Они склонны вести себя так, чтобы избежать наказания

Интеллектуальный

  • Они основывают свое мышление на реальности и точности
  • Они учатся сортировать вещи по категориям
  • У них начинает развиваться чувство причины и следствия

При работе с детьми в возрасте от 6 до 8 лет волонтер, родитель, педагог или эксперт по развитию молодежи должны помнить о следующих последствиях:

Физический

  • Их поделки могут закончиться беспорядком
  • Их деятельность должна быть именно такой – активной
  • Планируйте занятия, которые тренируют как мелкие, так и крупные мышцы
  • Работа над навыками, которые могут успешно выполнять новички

Социальный

  • Лучше всего заниматься в небольших группах
  • Разбейте их на группы, чтобы побудить их взаимодействовать с разными детьми
  • Им нужно много похвалы, так как они ищут одобрения взрослых
  • Им необходимо принять веру и ценности родителей

Эмоциональный

  • Сосредоточьтесь на совместных играх, в которых выигрывает каждый ребенок
  • Найдите способы добиться большего успеха, чем неудач
  • Быть доступным для обсуждения страхов и других важных для них вопросов, какими бы незначительными они ни были

Интеллектуальный

  • Чтение ребенку в этой возрастной группе полезно и доставляет удовольствие
  • Помогите им предсказать ответы на свои вопросы — успехи
  • Будьте гибкими — предлагайте разнообразные виды деятельности
  • Ролевые игры и пародии часто являются популярным способом обучения и взаимодействия

Независимо от возраста у всех молодых и взрослых есть основные потребности, которые программы должны учитывать и предоставлять возможности для развития.Всем молодежи и взрослым нужно:

  • Чтобы испытать позитивную самооценку
  • Добиться успеха в том, что они пытаются сделать
  • Стать все более независимым
  • Быть принятым людьми разного возраста – как сверстниками, так и авторитетными
  • Дарить и получать любовь
  • Испытать приключение

Для получения дополнительной информации о росте и развитии молодежи в возрасте от 6 до 8 лет вы можете обратиться в отдел развития молодежи штата Мичиган, 4-H.Вторая часть этой серии будет посвящена детям от 9 до 11 лет.

Была ли эта статья полезной для вас?