Психология детей 9 10 лет: Особенности развития в 9-10 лет

Содержание

Критический возраст – до 9-10 лет | МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КАББАЛЫ

– Мы собираем детей разного возраста в одном месте, где они должны научиться находить «общее плечо» в различных ситуациях. Мы собираем огромный зал, предположим пятьсот или тысяча детей разного возраста. Как мы должны с ними взаимодействовать?

– Вы сразу переходите на массу. Это неверно.

Мы видим, как ребенок развивается в природе: сначала он в маме; потом рядом с мамой; потом ползает в метре-двух от мамы; потом делает от нее несколько шагов; еще пять-десять метров от нее по квартире; потом он выходит в окружающий мир, но он все равно рядом с ней – в коляске, привязан к ней (в разных культурах по-разному).

Мы видим, что он очень постепенно, только в той мере, в которой может правильно общаться с окружающей средой, получает доступ к ней. И так расширяет свой круг.

Так же должно быть и здесь. Вы не можете собрать сразу тысячу детей и рассчитывать на то, что сможете ими правильно управлять – это невозможно.

Вы можете их подавить. Вы можете их посадить, выключить свет, поставить экран – и пускай смотрят какой-то мультик. Это не воспитание, и вы таким образом ничего не достигаете. Вы просто их отключили от них самих. А воспитание должно строиться на расширении.

Если у вас уже есть группы, которые могут соединяться между собой, как один человек, дети, которые понимают друг друга, то вы можете пытаться соединять несколько групп. Три-четыре группы – это как три-четыре ребенка вместе.

Вы можете это сделать, когда они уже находят между собой общий язык. Но только после того, как будет проделана предварительная работа с каждым ребенком в каждой группе, когда они будут чувствовать внутри себя эту общность.

– Что Вы можете сказать о возрастных рамках?

– До 9-10 лет полностью закладывается весь фундамент человека. Полностью! После 9-10 лет вы только развиваете то, что в нем заложено: подсознательное, сознательное, всевозможные инстинкты, генетические данные. Все, что есть в нем, далее лишь развивается – нового, практически, нет ничего.

Необходим очень четкий план относительно поведения себя с детьми именно в период накапливания первичных впечатлений от окружающего мира, а это до 9-10 лет, максимум. После этого очень трудно с ребенком что-то сделать.

Конечно, он будет перенимать от вас нормы поведения, устав. Но это будет как инструкция, а не его личное – как если бы рождаясь, вырастая, он постепенно впитывал от вас отношение к миру, как свое собственное. Если он услышал о чем-то впервые после 9-10-летнего возраста, оно уже не будет его личным.

– Я уточню. Если мы готовим ребенка с раннего детства, и он проходит определенные состояния, то до возраста девяти лет он уже имеет опыт объединения в большие группы?

– Он должен понимать, для чего это делается. Он должен приобрести определенные навыки в этом. Должен прочувствовать положительные и отрицательные ощущения, контакты, действия, следствия на его уровне понимания, восприятия, инстинктов.

Мы должны в нем все это как бы накопить, аккумулировать эти образы. Они должны в нем быть, как закладки, как данные: я вместе со всеми, я против всех, это хорошо, это плохо... Они должны в нем накопиться, как какие-то кадры хроники.

А затем, в процессе жизни, он будет этими кадрами, этими форматами пользоваться. Эти модели будут постоянно в нем как ориентиры – сознательные, подсознательные. Они будут постоянно возбуждаться в нем. И он будет на них ориентироваться, часто даже не осознанно, не понимая.

Необходимо с самого юного возраста как можно больше наполнить его положительными и отрицательными впечатлениями о единстве, глобальности, интегральности. И это даст ему путевку в новый мир.

вопросы полового воспитания у детей

Период родительских неловких рассказов «про пестики и тычинки» должен закончиться к тому моменту, когда подросшее дитя достигнет 9 лет — потому что всему своё время и после уже поздно начинать половое воспитание с этого. Если же вы ответственно подходите к вопросу всестороннего воспитания своего чада, то вы и так прекрасно знаете, как для мам и пап важна гибкость и умение подстраиваться под конкретный возраст. Благодаря современным медиа и доступу к Интернету, у детей и подростков есть возможность узнать буквально любую информацию. Ваша же задача — помочь уже не совсем маленьким детям сформировать мудрый взгляд на общество и отношения.

В данной статье мы расскажем родителям, как поговорить о сексуальности с молодым поколением, раскрыть перед детьми весь спектр возможностей и оградить от досадных ошибок.

Особенности психологии

От 9 до 13
Большинство полагает, что переходный возраст начинается около 12 лет. Однако это не совсем так. Дети вступают в ранний пубертат (своеобразная подготовка к подростковым годам) в девять лет. Здесь-то и берёт начало сексуальное влечение, а детские влюблённости уже не походят на те, которые были когда-то в детском саду, даже если ребёнок предпочитает не обсуждать это с вами. Естественно, открывшийся спектр чувств не может не вызывать любопытства, что порождает массу неловких вопросов, которые осыпаются вам на голову, если вы с ребёнком на одной волне, а также, увы, сальных шуточек, которые они скорее обсудят с друзьями. В этом возрасте детей начинают больше интересовать взаимоотношения со сверстниками, может начать меняться поведение, а настроение становится непостоянным.

От 14 до 18
Конечно, некоторые тинейджеры могут выглядеть почти как взрослые, да и поведением они часто пытаются на них походить. Первые совсем не детские влюблённости и попытки построить отношения. Родители, пребывая в стадии отрицания неуклонного взросления своего чада, могут утверждать, что их подросток не ведёт сексуальную жизнь. Но вместо того, чтобы закрывать глаза и прятать голову в песок, пытаясь отвоевать хоть пару лет слепого неведения, в это время важно, как никогда прежде, держать руку на пульсе. Ненавязчиво, чтобы не потерять доверие и не нарушить личные границы, но эффективно.

Как себя вести

Правила для родителей
Анатомическая теория: жизненно необходимо положить начало таким беседам ещё в раннем пубертате. В 9-10 лет ребёнок должен узнать, какие изменения в его теле произойдут в скором будущем: рост волос в интимных местах, увеличение молочных желез у девочек, пениса и яичек у мальчиков, увлажнение влагалища, вопросы эрекции и поллюций. Кроме того, важно заранее оговорить, что у каждого всё происходит в своём ритме: кто-то взрослеет на год раньше, а кто-то - чуть позже.

Тема менструаций: если девочкам в раннем пубертате достаточно рассказать просто, как проходит это время цикла, сколько оно длится и как часто повторяется, какие меры гигиены следует предпринимать, то девушке старше 14 желательно знать о физиологических процессах, связанных с месячными. Да и по хорошему, об этом должны знать не только девушки. 
Как это бывает: в раннем пубертате следует также начать говорить с ребёнком о физиологии беременности, полового акта, влиянии гормонов на мужской и женский организм.  
Вопросы ориентации: склонность человека к людям противоположного или своего пола также начинает проявляться около 8-9 лет, вместе с половым влечением. И если даже это происходит не явно, предпосылки есть в большинстве случаев. Поэтому важно подробно обсудить этот момент и при необходимости выразить готовность поддержать.
Право сказать «нет»: вопрос согласия до сих пор остаётся открытым даже для взрослых, поэтому так важно раскрыть его ребёнку ещё в детстве. Ваше чадо обязано знать, что никто не имеет права трогать его, если он действительно этого не хочет.
Меры предосторожности: нежелательная беременность, заболевания, передающиеся половым путём — от всего этого родители всеми силами хотят оградить своих быстро растущих детей. Поэтому ваш ребёнок, особенно тинейджер, обязан знать всё о медицински подтверждённых мерах контрацепции.
Мужское и женское: гендерные стереотипы — это, пожалуй, совсем не то, что стоит прививать своему ребёнку. Позвольте ему просто быть собой, без привязки к «типично мужскому» или «типично женскому».

По традиции, несколько примеров из реальной жизни:

1. В семье принято по вечерам смотреть фильмы всем вместе: мама, папа и их 9-летняя дочь. На этот раз действие кино происходит в США, а персонажи — ученики старших классов. Родители не против того, чтобы ребёнок видел поцелуи, объятия и другие проявления влечения между людьми, но только если это люди разного пола. По сюжету фильма над одной из основных героинь одноклассники смеются, потому что считают, что она лесбиянка. В семье никогда не обсуждались вопросы ориентации, и девочка спрашивает, что означает это слово.

Правильная реакция: как мы уже говорили, для детей в раннем пубертате естественно любопытство относительно вопросов взаимоотношений между людьми, поэтому важно это любопытство удовлетворять, сохраняя спокойствие. Дочери стоит объяснить, что любовное влечение может возникать не только между мужчинами и женщинами, но и между однополыми людьми. Ребёнок имеет право знать эту информацию и должен быть уверен, что вы будете любить его в любой ситуации, т. е. примете его предпочтения. Возникший вопрос вовсе не значит, что ваше чадо имеет склонность к гомосексуальности. В любом случае, вам самим стоит изучить эту тему и, вероятно, пересмотреть имеющееся мировоззрение. Кроме того, в данной ситуации в сюжете фильма имеет место буллинг, частое явление среди детей и подростков. Стоит сказать девочке, что все люди заслуживают уважения, независимо от их внешности, физических или интеллектуальных данных или предпочтений.

Неправильная реакция: не стоит уходить от ответа и употреблять фразы «Тебе рано такое знать», злиться на ребёнка за подобные вопросы, снисходительно улыбаться или иронизировать над дочерью или высказывать мнение, что подобные отношения неправильны. Даже если она сама не обнаружит в себе гомосексуальности, она может подумать, что с вами лучше не обсуждать тему отношений вообще.

2. Девочка 12 лет весь день плохо себя чувствует в школе, а приходя домой, обнаруживает кровь на нижнем белье. Ей никто не рассказывал о менструации, потому что тема секса и физиологии считается в семье стыдной. Ребёнок в ужасе и думает, что больна и скоро умрёт.

Правильная реакция: подростковый драматизм может показаться комичным, но, к сожалению, такая ситуация была не редкой в советское время, да и сегодня она имеет место. К счастью, многие компании по производству средств интимной гигиены проводят рекламно-просветительские акции среди девочек-подростков в школах. Но по-хорошему, взрослеющий ребёнок ещё в 8-9 лет должен узнать о грядующих изменениях в его организме от самых близких людей, т.е. от вас. В частности, чтобы избежать подобной, безусловно, психологически неприятной ситуации. 

Неправильная реакция: замалчивать вопросы физиологии, полагаясь на интернет и на то, что ребёнок сам всё узнает. 

3. Старшему сыну 15 лет. На летних каникулах у него завязались отношения с девушкой. Он стал проводить дома гораздо меньше времени, а если они вместе в квартире его родителей, то закрываются в комнате. Мама и папа беспокоятся о последствиях.

Правильная реакция: для подростков нормальны попытки завязать первые любовные отношения, чувства могут казаться ему очень сильными, занимать все его мысли и время. С сыном нужно обсудить, прежде всего, средства предохранения, чтобы защитить его от нежелательных последствий в виде ЗППП или беременности его такой же юной возлюбленной. Также вы должны быть уверены, что он знает про сексуальную физиологию и менструальные циклы в женском организме (да, мальчиков не нужно ограждать от этой информации). Если вы беспокоитесь за его успеваемость, стоит обсудить с ним вопросы тайм-менеджмента. Например, сразу после школы он делает домашнее задание, а после 18:00 идёт с девушкой гулять или проводит вместе с ней время дома. Может быть и наоборот, главное чтобы он успевал выполнять обязательные задачи и высыпаться.

Неправильная реакция: точно не стоит оскорблять его девушку, закатывать истерики или говорить, что она «принесёт младенца в подоле». Нет необходимости запрещать им видеться, да и это бесполезно. Вы же хотите наладить доверительные отношения со своим подростком. Он должен быть уверен, что вы понимаете его и с вами можно поговорить на любую волнующую его тему.

 

В целом, главное правило, которое должен усвоить осознанный родитель — это то, что в любопытстве нет ничего плохого и его можно и нужно удовлетворять. Ругая ребёнка за «нехорошие слова» или порицая за неприличные вопросы, вы своими руками лепите идеальную почву для отчуждения между вами, а сексуальность становится чем-то из ряда вон: запретной темой. Поэтому прежде всего нужно научиться говорить — говорить со своими детьми.

Ребенок 8-9 лет. Воспитание, советы психолога. Распорядок дня

На чтение 10 мин.

Когда ребёнок начинает ходить во второй или третий класс, родители обычно немного успокаиваются, вспоминая с содроганием (далеко не все, конечно) начало его учёбы в школе. Но хоть ваше чадо и адаптировался к новым условиям, режиму и коллективу, расслабляться ещё рано.

И школьная жизнь, и сам процесс обучения предполагают немало трудностей на всём своём протяжении. Да и у нового возрастного этапа есть особенности, которые важно учитывать взрослым. Следует разобраться в том, каким должно быть воспитание детей в 8-9 лет.

Психологические особенности детей в 8-9 лет

  1. В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
  2. Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
  3. В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
  4. Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
  5. Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
  6. Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
  7. Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.

Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет

Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.

Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения. Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.

Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.

Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.

Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.

Как воспитывать ребёнка в 8-9 лет

  • Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Чем большую самостоятельность он будет проявлять, тем лучше. Но помните о важности поддержки с вашей стороны и при необходимости оказывайте помощь, если ребёнок испытывает трудности. Запаситесь максимальным терпением и спокойно разъясняйте, как нужно выполнить задание. Важно выявить, какой способ донесения информации наиболее эффективен для понимания вашим чадом задачи: изобразить условие схематически, привести примеры, задать наводящие вопросы, просто позволить ему размышлять вслух и кивать в ответ и т. д.
  • Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их. Сами озвучивайте эмоции ребёнка, когда замечаете его состояние. Например: «Ты расстроен», «Ты грустишь» или «Я просто счастлива, когда вижу, что ты радуешься».
  • Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном). При этом лучше не использовать жёсткие запреты, а предлагать варианты альтернативного времяпрепровождения. Например, почаще ходите вместе на прогулки, выставки, спектакли, предлагайте почитать интересную книгу и т. д.
  • Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь: нравится ли ему учиться? Легко ли общаться с одноклассниками и учителем? Какие предметы он любит больше, какие – меньше?
  • Смело давать своему чаду задания по хозяйству, плавно сформируйте круг его обязанностей (уборка в своей комнате и других помещениях, покупка продуктов в магазине, уход за питомцем и др.) Привлекайте его к совместным делам, таким как приготовление разных блюд, посадка растений на даче, лёгкая помощь в ремонте и т. д.
  • Помните о том, что у ребёнка должно ежедневно оставаться время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры (свободное от учёбы, домашних обязанностей и посещения кружков и секций).
  • Важная задача родителей – сохранить свой авторитет в глазах ребёнка. Поэтому нельзя допускать крайностей: отстраняться от воспитания и практиковать вседозволенность или, наоборот, полностью подавлять его волю и силой заставлять слушаться. Ребёнок думает и анализирует ситуацию и ваши слова, поэтому доводы в стиле: «Потому что я так сказала!» или «Не смей перечить!» явно будут не в вашу пользу и не помогут добиться нужного эффекта. Да, некоторые дети становятся послушными и управляемыми, но вместе с тем безынициативными, закомплексованными и неспособными в будущем постоять за себя и уверенно преодолевать трудности. Разве по такому пути вы хотите направить своё чадо?
  • Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял. Это залог сохранения крепких с ним отношений на долгие годы. Позволяйте ему выполнять ответственные задания, давайте возможность ощущать и укреплять свои умения и способности, чувствовать себя помощником и значимым членом семьи.
  • Воспитание ребёнка 8 лет должно обязательно строиться на уважении к нему, подчёркивании его сильных сторон, создании условий для формирования уверенности в себе и адекватной самооценки.

Половое развитие детей в 8-9 лет

Несмотря на то что половое созревание обычно происходит в подростковом возрасте, у некоторых детей (в частности, у девочек) первые его признаки могут появиться уже в 8-9 лет. На этом этапе родителям следует проводить с ребёнком беседы о половом развитии, чтобы подготовить его к встрече с теми изменениями в теле и в психологии, которые вот-вот начнутся. Важно объяснить, что ночные поллюции у мальчиков и менструации у девочек (и другие признаки) – это нормальные явления, необходимые для взросления организма.

В вопросах сексуального развития тоже можно начинать просвещать детей в этом возрасте. Но в очень простой и «творческой» форме. Например, когда женщина и мужчина любят друг друга, они могут создать ребёнка. У мужчины есть семя, которое он передаёт женщине. А у неё есть подходящие условия, чтобы его вырастить и родить на свет. В идеале беседы о половом и сексуальном развитии с мальчиком должен проводить отец, с девочкой – мама.

Постепенно у детей зарождается интерес к противоположному полу. Сначала они всё чаще начинают наблюдать за родителями и другими взрослыми: мальчики – за мамой и её подругами, девочки – за папой и разными мужчинами (в том числе актёрами, певцами и другими известными людьми), могут подглядывать за ними, слушать их разговоры. Затем интерес переходит уже к сверстникам противоположного пола.

Дети всё сильнее осознают свою принадлежность к конкретному полу, стараются демонстрировать в поведении соответствующие черты, копируют слова и действия взрослых, стремятся к самоутверждению.

Развитие ребёнка в 8-9 лет: что должен знать и уметь

  1. Ребёнок достаточно хорошо может контролировать своё поведение и выполнять обязанности: собрать рюкзак, подготовить домашнее задание, заправить постель, сделать уборку в комнате, помыться и почистить зубы, одеться и др.
  2. Дети в этом возрасте различают, что «хорошо», а что «плохо», знают, как нужно вести себя в общественных местах, как общаться со знакомыми и с чужими людьми, используют вежливые слова.
  3. Они могут ориентироваться в пространстве и во времени.
  4. Ребёнок способен более длительное время концентрировать внимание на предмете или задании.
  5. Школьники умеют писать, читать, считать и решать простые математические задачи.
  6. Они запоминают стихи из нескольких четверостиший, подробно воспроизводят по памяти сказки и рассказы.
  7. У детей развита графическая память: они могут запомнить сложную картинку и нарисовать её.
  8. Ребёнок способен высказывать свою точку зрения по разным вопросам.
  9. Школьник может разобраться в том, как работают различные устройства.

Режим дня ребёнка в 8-9 лет

На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.

Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.

Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.

Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже 21.00-21.30, перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.

Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время. Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили».

Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день. За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия.

Обязанности и труд. Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.

Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет

В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.

Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.

Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.

Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).

Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.

Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.

Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать.

Развитие ребенка от 9 до 13 лет: Воспитание подростка

Развитие человека происходит ступенчато, переход из одного возраста в другой может быть очень резким, иногда буквально в течение одного дня и избежать этого момента невозможно. В восприятии ребенка происходят изменения и, соответственно, многое меняется в его поведении. Часто подросток сам не может справиться с собой, а взрослые требуют от него вещей, противоречащих его природе. Давайте попробуем разобраться, в причинах таких бурных, скачкообразных изменениях в подростковом возрасте и как лучше всего пройти этот период.

По наблюдениям физиологов и психологов, период полового созревания в настоящее время начинается примерно на два года раньше, чем в прежние годы, и приходится на возраст с девяти до двенадцати лет. В этом возрасте происходят физиологические изменения у девочек, а затем и у мальчиков, возникает гормональная перестройка организма. Этот возраст сопровождает резкая смена эмоций, появляется интерес к противоположному полу, формируются межполовые взаимоотношения. Вслед за физиологическими изменениями меняется также поведение подростков: появляется вспыльчивость, отдаление от родителей и сближение со сверстниками. Друзья становятся для подростка самыми важными, а авторитет родителей заметно снижается.
Как правило, родители тратят массу сил и средств на детей: оплачивают кружки и секции, обучение в школе, подготовку для поступления в ВУЗ и т.д. Часто эти усилия не приносят желаемого результата – дети не чувствуют интереса к учебе, не разделяют взглядов родителей и не соответствуют их ожиданиям.
По результатам наблюдения психологов в этом возрасте дети часто говорят, что не видят связи между тем, чему их учат и настоящей жизнью.
В результате возникает буквально антагонистическое противостояние поколений – в современной психологии есть понятие «подростковая субкультура – это «особая форма организации молодежи с собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами, которые отличаются от доминирующей культуры».
Для того чтобы этот период подросток прошел благополучно, от родителей и воспитателей требуется понимание, беседы, дружеское расположение. Нужно обсуждать и показывать детям различные стороны жизни общества, раскрыть отношения между мужчиной и женщиной, объяснить процесс рождения детей, описать особенности разных возрастов в жизни человека. Для этого рекомендуется использовать различные приемы: показывать фильмы о поведении детей, взрослых и животных, объясняя причины, по которым они так поступают; снимать на видеокамеру собственное поведение детей, а затем вместе просматривать и обсуждать.
Подростку необходимо объяснять, что качество его жизни зависит в том числе, от самопознания: насколько он себя изучает, исследует, понимает свои свойства и причины своих поступков, насколько способен оценивать себя со стороны и принимать в расчет, каким образом его действия воспринимаются другими людьми и воздействуют на других людей – от всего перечисленного и зависит его успешность в жизни.
Возраст с девяти до тринадцати лет (или до двенадцати у девочек) становится возрастом подготовки к правильным общественно-половым, семейным, межполовым взаимоотношениям.
Воспитателям нужно не опережать и не опаздывать, а просто систематически выявлять, обсуждать и выяснять эти вопросы с подрастающим поколением. При обсуждении подобных тем внутри семьи часто возникают трудности, т. к. отец с сыном или мать с дочкой не могут решить эти вопросы до конца откровенно, насколько бы близки друг с другом они ни были. Лучшая воспитательная подсказка для подростка в этом возрасте — пример правильного взаимодействия между собой от группы мужчин или от группы женщин.
Все вспомогательные материалы: фильмы, наглядные пособия – должны быть подобраны таким образом, чтобы дать человеку правильное, комфортное, равновесное состояние с собой, с семьей, с окружающей средой, с противоположным полом. Важно, чтобы для ребенка процесс знакомства с этой темой прошел естественно и просто, без недомолвок и без перекоса в сторону ханжества или в сторону излишних откровений.
Важно помнить, что у взрослых нет никакого влияния на детей после тринадцати лет. Если до тринадцати лет у мальчиков и до двенадцати лет у девочек не заложены все основы будущего человека – после этого возраста труд родителей и воспитателей будет напрасным. Поэтому начинать работу надо с девяти лет -после двенадцати или тринадцати лет (для разного пола) дети становятся практически взрослыми людьми со сформированной системой ценностей.
Если открыто обсуждать с детьми (на том уровне, на котором они способны понять) все окружающие явления, в том числе импульсы и влечения, включая сексуальность и отличия между полами, то тем самым можно восстановить разрушенную связь между поколениями, т. к. при таком подходе подросток и его родители начнут находить общий язык.
Чем больше подростки в этом возрасте узнают обо всех аспектах жизни и, благодаря правильно построенной системе воспитания, станут сами для себя психологами — тем больше шансов, что у них выработается уравновешенное отношение к себе и окружающему обществу и впоследствии не разовьется никаких отклонений.
Методика интегрального воспитания

9 ошибок в воспитании девочек, которые, к сожалению, являются для нас нормой

Многие воспитывают дочерей в соответствии со стереотипами, которые навязали им родители. Считается, что девочка должна быть милой, хозяйственной и послушной, так как эти качества помогут ей стать хорошей женой. Но в современном мире нет ограничений, домашние обязанности все чаще распределяются поровну, а женщина может запросто стать пилотом или космонавтом. Поэтому родителям стоит пересмотреть свой взгляд на устоявшиеся традиции и больше доверять ребенку.

AdMe.ru узнал, какие 9 ошибок в воспитании девочек родители допускают чаще всего.

Быть подругой для своей дочери

С одной стороны, это здорово, потому что девочка доверяет маме и охотно рассказывает о своих чувствах и переживаниях. С другой — если вы постоянно говорите о своих проблемах и просите у дочери совета, то она не будет чувствовать себя защищенной рядом с вами. Возможно, она станет скрывать свои переживания, чтобы не беспокоить и без того взволнованного взрослого. Кроме того, мамы часто рассказывают детям об отношениях с отцом или другими мужчинами. Для психики ребенка это непосильная ноша.

К чему это приводит:

  • Девочка рано становится взрослой и ответственной, старается стать психологической опорой для мамы, защищать ее от жизненных невзгод. Во взрослой жизни дочери будет сложно отделиться и создать свою семью. Ей будет казаться, что мать одна просто не справится.
  • Ищет кого-то сильного, кто может заменить ей родителя.

Что делать: дружеское общение с ребенком — это хорошо, но лучше пусть оно будет построено на интересах и переживаниях дочери, а не на ваших.

Воспитывать дочь, пытаясь реализовать в ней свою мечту о сыне

Так часто случается, если родители хотели мальчика, а родилась девочка.

Родные одевают дочь как сына, поощряют ее увлечения спортом и подвижными играми. В то же время пресекают интерес к куклам, украшениям, искусству. Отец может брать дочь с собой на охоту, рыбалку. Излишняя эмоциональность, слезы считаются недопустимыми.

К чему это приводит:

  • Проблемы с самоидентификацией. Девочка не может понять, кто она.
  • Чувство вины перед родителями и стремление заслужить их любовь.
  • Возможны проблемы в личной жизни. Женщина может быть успешна в карьере, но не иметь семьи.

Что делать:

  • Поддерживайте ее стремление развиваться. Не запрещайте играть в те игры, которые интересны дочери.
  • Почаще интересуйтесь, как бы она хотела проводить время с родителями. Возможно, поход в лес с палатками не вызовет восторга, так как девочка мечтала отправиться в парк развлечений.

Говорить ей: «Ты же девочка!»

Таким образом мы пытаемся навязать дочери определенные стандарты поведения. Как это воспринимает ребенок? То, что она девочка, накладывает на нее определенные ограничения.

К чему это приводит: чтобы стать свободной от предписанных рамок, дочь выбирает мужскую линию поведения. По ее мнению, мальчики не соблюдают такие условности.

Что делать: если вы хотите изменить поведение дочери, увидьте в ней не девочку, а личность. Приведите аргументы, которые касаются конкретно ее или ваших чувств. Полезными будут я-сообщения. Вместо «Ты такая неряха» скажите: «Я расстраиваюсь, когда мне приходится слишком часто стирать».

Заставлять старшую дочь сидеть с младшим ребенком

В первую очередь это ответственность родителей. Кроме того, если разница в возрасте составляет менее 12 лет, старшие дети физически не могут справиться с поставленной задачей. Они не отвечают за безопасность младших еще и потому, что сами являются детьми. И им хочется приключений. Дети не понимают, что лезть на крышу по пожарной лестнице, сидеть на подоконнике, свесив ноги вниз, или играть на стройке — небезопасно.

Если разница в возрасте больше 12 лет, вы можете пользоваться помощью старшей дочери. При этом важно понимать, что у подростков достаточно напряженный график: учеба, кружки, общение с друзьями, занятия спортом. Ее помощь не должна быть в ущерб всему вышеперечисленному. Другое дело, если это приносит ей удовольствие.

К чему это приводит:

  • У старшей дочери в дальнейшем может возникнуть нежелание становиться мамой.
  • Натянутые отношения между детьми.

Что делать:

  • Если вам нужно оставить младшего ребенка надолго, вы должны компенсировать затраты старшей дочери. Это могут быть деньги, дополнительные удовольствия (например билеты в кино или на концерт).
  • Другой вариант — это прописать присмотр за младшими в качестве домашней обязанности. Тут важно оговорить, по каким дням и сколько часов старшая дочь будет этим занята.
  • Ответственность за то, что младшие испачкались, плохо себя ведут, лежит на взрослых. Не вините в этом старшую дочь.

Наказывать за драки и мальчишеские игры

Родители боятся, что дочь вырастет грубой, агрессивной и неженственной.

К чему это приводит: запрет может дать обратный эффект. Девочка проявит еще больше интереса к мальчишеским увлечениям. Станет грубой и агрессивной, потому что вы считаете ее такой.

Что делать: нет ничего плохого в том, чтобы интересоваться условно мальчишескими играми. Но, если ваша дочь совсем не контактирует с девочками, задумайтесь. Возможно, вы неосознанно ее поощряете? Например, папа, который хотел сына, может восхищаться, какая у него растет «пацанка». А девочка, даже переросшая такие увлечения, будет продолжать, чтобы соответствовать ожиданиям отца.

Требовать, чтобы дочь была тихой и послушной

Это очень удобно для родителей. Такой ребенок всегда делает, что говорят, ведет себя тихо и не высказывает свои желания.

К чему это приводит: девочка так и не научится выстраивать собственные границы. Во взрослой жизни она будет терпеть физические и психологические неудобства вместо того, чтобы решить проблему.

Что делать: относитесь внимательно к желаниям вашей дочери, не обесценивайте их. Научите девочку отстаивать свое мнение.

Отец уделяет дочери недостаточно внимания

Папа редко гладит дочь по голове, обнимает, хвалит.

К чему это приводит:

  • Девочка считает себя непривлекательной для противоположного пола, раз даже отец так редко обнимает ее.
  • Пытается заслужить любовь холодных и отстраненных мужчин, может идти на унижения. От представителей противоположного пола ей нужна похвала и признание достоинств.

Что делать:

  • Выделите хотя бы 15 минут в день, которые вы будете проводить только с ребенком. Это должен быть не просмотр мультиков или проверка домашнего задания, а теплое качественное общение.
  • Считается, что дети, которых часто обнимают, легче справляются со стрессом. Не теряйте тактильный контакт с дочерью. По мнению психолога Вирджинии Сатир, 4 объятия в день необходимы человеку, чтобы выжить.

Учить дочь рассчитывать только на себя

К чему это приводит:

  • Советуя дочери рассчитывать только на свои силы, мы закладываем фундамент для внутреннего конфликта девочки. Могут возникнуть проблемы с доверием к людям, а также неумение работать в команде.
  • Если в будущем ваша дочь захочет завести семью и родить ребенка, ей будет очень трудно положиться на мужа.

Что делать: скажите девочке, что она всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

Требовать слишком многого

К чему это приводит: дочь будет стремиться заслужить любовь поступками. Если вы редко проявляете тепло и ласку, хвалите ребенка только в исключительных случаях, то не удивляйтесь, когда в подростковом возрасте девочка доверится первому встречному, если он будет добр и внимателен. Кроме того, есть вероятность, что даже в зрелом возрасте она не будет осознавать собственной ценности.

Что делать: хвалите дочь за то, что она делает. Не стоит ворчать, что в школе сегодня поставили четверку, а не пятерку. Если она вымыла полы, но сделала это неидеально, попросите исправить оплошность в следующий раз, а не набрасывайтесь с упреками.

Бонус: девочки обладают более высокой физической чувствительностью, чем мальчики

Девочки сильнее мерзнут, более отзывчивы к прикосновениям, и телесный дискомфорт их раздражает намного больше.

К чему это приводит: папа может не понимать, что дочери холодно или новый свитер кажется колючим. Ведь он реже сталкивается с подобными проблемами.

Что делать: важно прислушиваться к ощущениям вашей дочери, не обесценивать их.

А как родители воспитывали вас? Строите ли вы отношения со своими дочками по той же схеме?

Иллюстратор Anna Syrovatkina специально для AdMe.ru

Психологические особенности детей 10-12 лет в переходный период (5-6 классы)

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, то есть “память становится мыслящей, а восприятие думающим”. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность, способность к саморегуляции, рефлексия (обращенность на себя). Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения.

В подростковом возрасте возникает новый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется в этот период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Это явление объясняется тем, что у подростка формируются новые ценности, которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу.

Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов


Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.

Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.

Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем.

10 способов воспитания ответственного ребенка

1. Учим убирать за собой самостоятельно
Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:

а) ругать его;
б) самостоятельно наводить порядок.
  
Скажите:

 – В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.

Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.

Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

 – Мы всегда убираем свои вещи на место. 


Если ваш подход позитивный и дружелюбный, ребенок не станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь.
2. Учим заботиться о семье
Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т. д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.

По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.

3. Главное — это желание
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.

Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

Программа «Предшкольная пора»

Основные цели программы «Предшкольная пора» — личностное развитие будущих первоклассников, их готовности к обучению. Программа поможет сформировать у дошкольников качества, которые в дальнейшем станут основой высокой познавательной активности и успешной учебы. В нее включены темы, направленные на познание мира, социальных отношений и самопознание; знакомство с родным языком, музыкой, искусством, литературой; физическое развитие.

Купить
4.
Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.

Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.

Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

5.
Перестаём критиковать Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители.

Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором. 

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий... Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»


Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку.
6. Создаем необходимые условия
Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.

Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

7. Даём возможность разобраться ребёнку самому
Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

8. Поощряем
Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

9. Учим составлять график
Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.

Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

10. Стремимся стать хорошим примером
Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

Пример 1. Отрицательный

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Вы сами себя ругаете за незначительный промах, ребенок видит, что любая его ошибка в будущем приведет к неприятному чувству обиды и, вероятно, порицанию со стороны окружающих.
Пример 2. Отрицательный

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Ругать близких при ребенке нельзя ни при каких обстоятельствах. В семье должна быть гармония – наблюдая за вашими отношениями с близкими, ребенок строит собственные паттерны поведения. А тут налицо еще и перекладывание ответственности. Не мама разбила чашку, а папа во всем виноват, «растяпа». Двойной отрицательный урок.
Пример 3. Положительный

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь. 


На каждый возраст – свои обязанности

Ещё один вопрос, который часто задают родители: с какого возраста можно просить ребенка делать что-то самостоятельно?
Приведенный ниже список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям. И старайтесь оказать им столько помощи, сколько им необходимо для успешного прохождения уровня квеста «пока они не освоят его с комфортом.
За что могут нести ответственность малыши:
  • Что надеть.
  • Кушать самостоятельно (если они не попросят вашей помощи).
  • Какую книгу читать, даже если родители читают им вслух.
  • С какими игрушками играть.
  • Когда сходить в туалет.
За что могут нести ответственность дошкольники (3-5):
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
  • Их собственные комнаты.
  • Сколько нужно еды.
  • С кем и когда играть.
  • Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).
УМК «Ступеньки к школе»

Предлагаемые варианты заданий в пособиях серии предполагают активное включение ребёнка в познавательную деятельность, с учётом его сильных и слабых сторон развития, и возможность учёта индивидуальных особенностей при подсказке и помощи взрослых.

Купить
За что могут нести ответственность дети школьного возраста (от 6 до 9 лет):
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Какую прическу носить.
  • Как потратить карманные деньги.
  • Когда готовить домашнее задание.
  • Как провести время (после выполнения основных обязанностей, таких как домашние задания).
  • Каким спортом или физической активностью заниматься (выбор кружков — аналогично).
За что могут нести ответственность подростки в 10-12 лет:
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Самостоятельный уход за собой: ногти, волосы, тело.
  • Выбирать маршруты и компанию для прогулок (в допустимых пределах).
  • Оставаться одним дома.
За что могут нести ответственность подростки в 13-15 лет:
  • Выбирать часы подъема (с условием, что все нужно успеть).
  • Стирать белье самостоятельно.
  • Временные изменения во внешнем виде.
  • Ездить на автобусе или метро.
  • Ходить в кино и на другие мероприятия, где нужно расплачиваться, с друзьями.
  • Подрабатывать не в ущерб обучению.
  • Контролировать свой бюджет.
И самое главное — не забывайте хвалить ребенка за любое проявление самостоятельности. Обязательно отмечайте, когда он сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймет, что самостоятельность — не обуза, а навык, который позволяет заслужить уважение окружающих, и за которым следует расширение «свободы».

Вехи развития 9-летнего ребенка

В возрасте девяти лет дети готовы к серьезному переходу, поскольку они находятся на пороге подросткового возраста. Во многих отношениях их все еще можно считать детьми, но они становятся гораздо более независимыми и способны выполнять определенные обязанности при минимальном наблюдении взрослых.

Иллюстрация Эмили Робертс, Verywell

Физическое развитие

По мере приближения к подростковому возрасту девятилетние дети начнут сталкиваться с многочисленными физическими и эмоциональными проблемами. Для некоторых это может быть тяжелым временем, поскольку одноклассники начинают развиваться совершенно разными темпами.

Половое созревание может начаться в возрасте от 8 до 12 лет для девочек и от 9 до 14 лет для мальчиков. Как родитель, важно обсудить это с вашим ребенком, особенно если изменения (или отсутствие изменений) вызывают стресс. Могут даже начать возникать проблемы с изображением тела.

У девятилетних детей появится более сильный и плавный контроль над мышцами, что позволит им расширить свои физические возможности и интересы.Они также будут более независимыми и разборчивыми в отношении личной гигиены и ухода.

Ключевые вехи

  • Могут появиться первые признаки полового созревания. Девочки обычно показывают знаки в возрасте 8 или 9 лет; мальчики с большей вероятностью вступают в половую зрелость немного позже, примерно в 10-11 лет.
  • Испытайте скачок роста. Ваш ребенок может стать значительно выше и набрать больше веса.
  • Способен продолжать физическую активность для достижения цели, например, во время игры или выполнения задания по физической подготовке.

Совет для родителей

Это хорошее время, чтобы начать говорить о половом созревании, независимо от того, где находится ваш ребенок. Открытый разговор о том, каких изменений может ожидать ваш ребенок, может облегчить переход.

Эмоциональное развитие

В девять лет дети лучше справляются с конфликтами. Их растущая независимость заставит их искать отношения, независимые от их семьи, в том числе ночевки в домах друзей.Взаимодействие с другими людьми

Многие девятилетние дети будут иметь сильное желание принадлежать к группе и занять свое место в школьном социальном устройстве. В результате многие станут уязвимыми для давления со стороны сверстников, потому что хотят произвести впечатление на свою группу.

В девять лет дети могут брать на себя более широкий круг дел и обязанностей по дому и захотят начать участвовать в принятии решений, влияющих на семью.

Дети девяти лет могут быть образцами противоречия.Хотя большинство из них захотят расширить свои социальные круги, они все равно будут искать убежища в семье, если когда-нибудь почувствуют себя неуверенно. В девять лет дети все еще находятся под сильным влиянием родителей.

Большинство 9-летних детей извлекают выгоду из свободы проявлять растущую независимость, но все же ищут эмоционального подтверждения у своих родителей. Девятилетние дети также могут быть капризными, расстраиваться в одну минуту, а в следующую - штрафоваться.

Девятилетние дети также все больше осознают опасности и катастрофы в реальном мире.Страхи по поводу таких событий, как преступление или штормы, или опасения по поводу того, что однажды умрет один из родителей, могут заменить страхи, которые у них, возможно, были в детстве, такие как страх перед монстрами.

Ключевые вехи

  • Может настаивать на своем, но умеет прислушиваться к разуму
  • Может действовать необоснованно или грубо, когда дела идут не так, как планировалось, но также способен распознать поведение и извиниться
  • Ищет сверстников, чтобы справиться с неприятными эмоциями но может рассчитывать на собственные ресурсы

Совет для родителей

У вашего ребенка могут быть вопросы об историях, которые он услышал в новостях, или о событиях, происходящих в обществе. Предоставьте соответствующую возрасту фактическую информацию. Сосредоточьтесь на всем, что делается для обеспечения безопасности людей, и подумайте о том, чтобы привлечь его к простому проекту, например, к написанию благодарственных писем первым спасателям после трагического события или пожертвованию одежды жертвам стихийного бедствия.

Социальное развитие

Социальные навыки особенно важны в этом году, поскольку отношения со сверстниками приобретают все большее значение. Ваш ребенок должен развивать способность видеть, что дружба бывает разных уровней.Он также может начать понимать, как давление со стороны сверстников может отрицательно сказаться на его эмоциональном здоровье.

Социальный мир девятилетних детей открывается невиданными ранее способами. Многие будут обладать сотовыми телефонами и хорошо разбираться в социальных сетях. Это (наряду с присущим им любопытством) делает их уязвимыми для влияний, которые вы, возможно, не сможете контролировать, включая запугивание в Интернете и неприемлемый веб-контент.

У большинства 9-летних есть лучший друг. Они могут испытывать одиночество, когда их лучший друг отсутствует, и близкие дружеские отношения могут быть полезны для их развития.

Ключевые вехи

  • Сообщает потребности и желания социально приемлемыми способами
  • Совместно работает над достижением общих целей
  • Постоянно признает взгляды других людей

Совет для родителей

Это отличный возраст, чтобы воспользоваться растущей социальной осведомленностью вашего ребенка. Проекты социальных услуг, которые помогают другим или поддерживают окружающую среду, могут стать отличным способом помочь детям почувствовать, что они могут внести свой вклад в жизнь общества.

Когнитивное развитие

Будь то чтение тревожных книг, игра в бейсбол или узнавание всего, что можно о мире Звездных войн, ваш ребенок будет отстаивать свои интересы с усердием и целеустремленностью. Таким образом, хотя у 9-летних детей больше внимания, они также довольно быстро меняют свои интересы.

В школе девятилетние дети обычно хорошо работают в группах и вместе работают над проектом или мероприятием. Они захотят поработать над предметом, темой или определенной частью учебной программы, пока не приобретут необходимые навыки и не овладеют ею.

Девятилетние дети сталкиваются с более серьезными академическими проблемами в школе. Те, кто преуспевает, могут начать процветать, в то время как дети, которые борются, могут разочароваться в требованиях класса.

В четвертом классе математика становится намного сложнее. Девятилетние дети займутся умножением и делением нескольких цифр и начнут изучать дроби и геометрию. Они научатся составлять графики и диаграммы с использованием данных и будут работать над текстовыми задачами, требующими аналитического и логического мышления.

К концу четвертого класса девятилетние дети будут знать, как складывать и вычитать дроби, знать о различных углах и способах их измерения, а также смогут собирать, систематизировать и обмениваться данными в отчетах и ​​презентациях.

Речь и язык

К этому возрасту речь вашего ребенка должна быть понятна посторонним людям почти все время. Ваш ребенок также должен правильно использовать грамматику, похожую на взрослую.

Девятилетние дети умеют хорошо писать и читать, а также могут выражать свои мысли, используя сложный и изощренный словарный запас и идеи.Вы можете ожидать, что ваш девятилетний ребенок сможет читать различные типы художественных и научно-популярных произведений, включая биографии, стихи, историческую литературу, захватывающие сериалы и многое другое.

В четвертом классе от вашего ребенка также могут ожидать различные виды письма, включая книжные отчеты, эссе, художественную и историческую литературу. Девятилетние дети смогут использовать исследовательские материалы из библиотеки и Интернета для сбора информации для отчетов по различным темам, включая исторические события и фигуры.

Играть

Большинство 9-летних предпочитают играть с однополыми товарищами по играм. Они могут меньше заниматься ролевыми играми и больше заниматься спортом или настольными играми.

Ключевые вехи

  • Повышенное внимание, но интересы могут быстро меняться.
  • Учиться есть золотая середина: не все в порядке или все неправильно
  • Проявить интерес к коллекциям и хобби

Совет для родителей

Это прекрасное время, чтобы познакомить ребенка с инструментами исследования, такими как сайты для детей и новостные журналы.Библиотека также является отличным местом, где можно показать ребенку, как находить информацию о том, что ему интересно.

Другие вехи

Дети этого возраста также стремятся к определенному уровню организации в своей жизни и часто следят за своими повседневными делами и расписанием. Им по-прежнему потребуется от 10 до 11 часов сна в сутки, но, возможно, будет сложнее добиться более раннего отхода ко сну.

Многим 9-летним детям нравится посещать группы. Молодежные группы, клубы и организованные мероприятия могут быть большим интересом для детей этой возрастной группы, потому что это дает им возможность работать над общей целью, а также помогает им общаться с новыми сверстниками.

Когда следует беспокоиться

Все дети развиваются немного по-разному. Если ваш ребенок немного отстает в той или иной области, велика вероятность, что он скоро наверстает упущенное.

Но если вашему ребенку кажется, что он упускает важные вехи в развитии, важно обратиться за профессиональной помощью.Раннее вмешательство является ключом к решению проблемы задержки развития и нарушения обучаемости.

Большинство детей в одних областях сильнее в учебе, чем в других. Если вашему ребенку сложно изучать какой-либо предмет, возможно, будет уместно дополнить школьные занятия дополнительными уроками или дополнительными домашними заданиями. Если ваш ребенок действительно борется с трудностями, возможно, у него проблемы с обучением, что затрудняет работу с преподавателями более высокого уровня.

Если вашему ребенку сложно найти друзей или ему сложно справиться со своими эмоциями, поговорите с педиатром.Дефицит социальных навыков и проблемы с психическим здоровьем могут со временем усугубиться, если их не устранить.

Слово Verywell

Большинство 9-летних хотят большей ответственности, чем они готовы принять. Поэтому важно дать им домашние дела и поручить им домашние дела. Но внимательно следите за тем, что ваш ребенок делает в Интернете и с кем он проводит время.

Также внимательно следите за развитием своего 9-летнего ребенка. Если у вас есть вопросы или опасения, запишитесь на прием к врачу.

вех для 9-летних | Детская больница CS Mott

Обзор темы

Дети обычно прогрессируют в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут быть более продвинутыми в одной области, например, в языке, но отстают в другой, например, в сенсорном и моторном развитии.

Вехи обычно сгруппированы по пяти основным направлениям: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, развитие речи и сенсорное и моторное развитие.

Физический рост и развитие

Большинство детей к 9 годам:

  • Вырастают примерно на 2,5 дюйма (6 см) и прибавляют около 7 фунтов (3 кг) за год.
  • Начинает показывать закономерность роста в зависимости от пола: девочки становятся выше и весят больше, чем мальчики.
  • Каждый год теряют около четырех молочных зубов. Их заменяют постоянные зубы.

Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)

Большинство детей в возрасте 9 лет:

  • Знают, что предметы имеют применение и их можно разделить на разные категории.Например, они понимают, что морковь - это что-то съедобное и один из овощей.
  • Может читать и понимать длинные предложения до 12 слов.
  • Может складывать и вычитать двузначные числа, понимать дроби и учится заимствовать и переносить значения.
  • Нравится организация и планирование, например, заблаговременно строить планы с друзьями.
  • Мыслить независимо. Большинство детей улучшают свои навыки принятия решений.
  • Может выполнять в школе все более сложные задачи и проекты, например отчеты по книгам.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей к 9 годам:

  • Признать основные социальные нормы и соответствующее поведение.
  • Может контролировать свой гнев большую часть времени.
  • Имейте заботливую и крепкую дружбу.
  • Обрели сильное чувство сопереживания, то есть понимание чувств других и их чувствительность.
  • Имейте более стабильные эмоции, чем в прошлом году. Смена настроения все еще может происходить, но не так часто, как раньше.
  • Преодолеть большинство страхов, которые были обычным явлением в раннем детстве. Но они часто начинают больше беспокоиться из-за обычных стрессовых ситуаций, таких как успеваемость в школе.
  • Интересуют отношения между мальчиками и девочками. Мало кто признается в этом интересе.

Развитие речи

Большинство детей к 9 годам:

  • Часто читают и любят книги.
  • Часто читают с целью узнать что-нибудь интересное.
  • Обладаете речевыми моделями, близкими к взрослому.

Сенсорное и двигательное развитие

Большинство детей в возрасте 9 лет:

  • Наслаждайтесь активными играми, такими как езда на велосипеде, плавание и беговые игры (например, «метки»).
  • Все больше интересуйтесь командными видами спорта.
  • Одевайтесь, причесывайтесь, чистите зубы и готовьтесь без посторонней помощи.
  • Используйте сами по себе простые инструменты, например, молоток.
  • Любят рисовать, раскрашивать, делать украшения, строить модели или заниматься другими видами деятельности, в которых используется их мелкая моторика.

Кредиты

Текущий по состоянию на: 21 августа 2019 г.,

Автор: Healthwise Staff
Медицинский обзор:
Джон Поуп, доктор медицины - педиатрия
Кэтлин Ромито - доктор медицины, семейная медицина
Луи Пеллегрино - доктор медицины - педиатрия развития
Сьюзан К.Ким MD - Педиатрия

По состоянию на 21 августа 2019 г.

Автор: Здоровый персонал

Медицинский обзор: Джон Поуп, доктор медицины - педиатрия и Кэтлин Ромито - доктор медицины, семейная медицина и доктор медицинских наук Луи Пеллегрино - педиатрия развития и Сьюзан К. Ким - педиатрия

Дети от 9 до 11 лет: возрасты и этапы развития молодежи

Понимание различных стадий развития молодежи поддерживает усилия по молодежным программам, так как способствует построению отношений между молодежью и взрослыми волонтерами

Понимание развития молодежи - мощный инструмент в установлении отношений с молодежью. В предыдущей статье мы исследовали возрастную группу от 6 до 8 лет, изучая их физическое, социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Для справки, физическое развитие означает рост тела и развитие моторики. Социальное развитие - это взаимодействие между детьми и их способность функционировать в социальных условиях. Эмоциональное развитие смотрит на то, как молодежь справляется со своими чувствами и выражает их. Наконец, интеллектуальное развитие - это то, как люди учатся.

По мере того как мы переходим к возрастной группе от 9 до 11 лет, физическое развитие молодежи выходит на первый план. Они будут испытывать скачки роста с разной скоростью, что приближает их к подростковому возрасту. Обычно в этот период девочки начинают расти и созревать быстрее, чем мальчики.

В это время полезно проводить активные занятия. Практические мероприятия или занятия, в которых они находятся и движутся, - не ограничиваясь только сидением и прослушиванием - лучше всего. Молодежь в этом возрасте также приобретает более конкурентный характер между мальчиками и девочками. Старайтесь избегать действий, которые создают конкуренцию между гендерными группами. Выберите занятия, которые объединяют мальчиков и девочек в группу на равном игровом поле.

Дети в возрасте от 9 до 11 лет развиваются следующим образом:

Физический

  • У них наблюдается устойчивое развитие крупных мышц, сила, равновесие и координация.
  • Они очень активны, полны энергии
  • У полов будет разная скорость созревания; девочки будут взрослеть быстрее мальчиков
  • У них улучшится координация мелких мышц

Социальные сети

  • Обычно они считают авторитетом взрослых
  • Они следуют правилам из уважения к власти
  • Они верны группам, клубам, бандам и т. Д.
  • Им нравится кодировать языки и пароли
  • Они идентифицируют себя с лицами того же пола
  • Они предпочитают работать в группах при совместной деятельности
  • Они подходят к решению проблем в стиле переговоров, идя на компромисс со сверстниками

Эмоциональное

  • Они принимают убеждения родителей / семьи
  • Восхищаются и подражают старшей молодежи
  • Развивают навыки принятия решений
  • Начинают подвергать сомнению власть
  • Им нужно участие с заботливым взрослым
  • Им трудно сравнивать с другими.

Интеллектуальный

  • Их академические способности сильно различаются
  • У них повышенная концентрация внимания, но у многих быстро меняются интересы
  • Они учатся здравому смыслу
  • Они судят об идеях абсолютно, правильно или неправильно, не очень-то допускают золотую середину
  • У них есть интересы в коллекциях и хобби

Последствия разработки программ или взаимодействия с детьми от 9 до 11 лет:

Физический

  • Планирование мероприятий, позволяющих им передвигаться примерно
  • Разнообразьте занятия - не полагайтесь только на спорт, важны и общие физические нагрузки
  • Избегать соревнований между полами

Социальные сети

  • Уточнение и соблюдение разумных ограничений
  • Планируйте много времени, чтобы быть с людьми своего пола
  • Групповая деятельность важна

Эмоциональное

  • Бесшумная коррекция - индивидуально
  • Оставляйте положительные отзывы и ждите успехов
  • Избегайте общих похвал
  • Присутствовать на групповых мероприятиях, быть видимым, но быть на заднем плане
  • Обеспечить безопасность взрослого человека, который будет поддерживать границы

Интеллектуальный

  • Молодежь этой возрастной группы по-прежнему очень любит «практические» занятия
  • Помогать молодежи создавать группы / клубы с общими интересами или хобби
  • Изменяйте предлагаемые виды деятельности для быстро меняющихся интересов

Клубы 4-H, спонсируемые через Расширение Университета штата Мичиган, - идеальный способ предложить смешанные гендерные мероприятия в безопасной обстановке, не фокусируясь на соревнованиях между полами. Для получения дополнительной информации о росте и развитии детей в возрасте 9–11 лет обращайтесь к преподавателю MSU Extension в вашем районе. В следующей статье этой серии мы исследуем ранние подростковые годы.

Вы нашли эту статью полезной?