Психология мальчик 10 лет: Как воспитывать мальчика 10 лет — советы психолога

Содержание

Ребенок в 10 лет: психологические особенности развития подростка

Предпубертат – это возраст с десяти до двенадцати лет. Ребенок в 10 лет и его психологические особенности сегодня станут главной темой обсуждения. В этом возрасте дети особенно быстро взрослеют, их физическое и психическое развитие стремительно меняется. Как правило, к 10 годам в группе детей уже есть лидер. Кроме того, невооруженным взглядом в этой же группе можно разглядеть отличников, хулиганов, аутсайдеров. В 10 лет ребенок все еще дружит с представителями преимущественно своего пола. Именно в этом возрасте подросток очень зависим от мнения ровесников, а значит, уязвим. Влияние членов семьи становится все менее значительным.

Время предпубертата является началом этапа становления подростка. А это значит, что впереди родителей ждут перепады настроения и повышенная конфликтность. Но, несмотря на то, что до них еще далеко, мы рекомендуем подготовиться заранее, изучив необходимую информацию, особенности развития, тактику поведения и вообще ознакомиться со всеми подводными камнями будущего подросткового возраста.

Как говорится, осведомлен – значит вооружен.

Содержание

  1. Воспитание и поведение
  2. Сексуальность
  3. Безопасность ребенка
  4. Здоровье ребенка

Социальная развитость и общительность ребенка в 10-летнем возрасте является нормальным фактором. Подросток еще подвластен авторитету родителей, но уже прислушивается к мнению ровесников. В этот момент очень важно поддержать высокую самооценку и уверенность ребенка в себе. Доказано, что дети, чувствующие поддержку семьи, легче решают сложные жизненные задачи и преодолевают невзгоды. С подростком рекомендуется проводить как можно больше времени, хвалить его, акцентировать внимание на успехах, положительных поступках и словах. Отложите негатив и менторский тон в сторонку. По крайней мере, если хотите сохранить доверительные отношения с собственным ребенком и как можно спокойней пережить его взросление.

Конфликты и недопонимания между подростком и его родителями не исключены в том случае, когда папа и мама не понимают и не принимают равнение своего чада на других ровесников.

На самом деле, так проявляется стремление к независимости и самостоятельности. И если вам кажется, что это нелегко, то вы ошибаетесь. В 10 лет ребенку вполне можно позволить проявлять свою ответственность. К примеру, для начала можно разделить с ним часть домашних обязанностей. Тут важно заранее обсудить и акцентировать внимание на том, что делать это он будет, когда захочет, без тотального контроля со стороны взрослых. Это позволит уже не ребенку, но еще не взрослому человеку почувствовать себя полезным и независимым.

В десятилетнем возрасте очень важно убедить ребенка в том, что авторитет человека в компании зависит вовсе не от физических и внешних данных, а от личностных качеств и поведения.

Пусть подрастающее чадо совершенствуется в первую очередь внутренне. Хотя и внешние показатели в этом возрасте не менее важны. Так, родители могут заметить, что мальчик, еще недавно безропотно носивший любую одежду, которую покупали родители, начинает ворочать носом не хуже девчонки, выбирая вещи помодней.

В 10 лет дети еще с удовольствием готовы прийти родителям на помощь по хозяйству, или, например, по ремонту. В этом возрасте они со всей ответственностью относятся к заботе о животных. Поэтому, если вы до сих пор не купили вожделенную кошечку или собачку, то сейчас самое время выполнить обещанное. Раньше это было бессмысленным, так как забота о домашнем любимце полностью легла бы на родительские плечи. Позже также не стоит заводить питомца, ведь ребенок будет занят собой и общением с ровесниками. Купив животное в 10 лет, вы позволите чаду научиться заботиться о братьях наших меньших, привьете чувство ответственности, а также дадите понять, что такое обязанности.

Психологические особенности десятилетних детей таковы, что они любят проводить свободное время на улице, общаться со сверстниками, играть, кататься на велосипедах и смотреть фильмы. Важно оставлять своему чаду место для действий, то есть не ругать за каждый мелкий проступок. Помните, что все мы были детьми и также любили дурачиться. Кроме того, мама и папа, принимающее искреннее участие в жизни дитя и интересующиеся им, всегда будут близки ребенку, а значит, будут в курсе того, что происходит в его жизни.

Как правило, ребенок в этот период проводит много времени в школе, соответственно, именно школа становится главным местом событий.

Необходимо внимательно наблюдать за поведением чада в образовательном учреждении и за его отношениями с одноклассниками. Старайтесь отслеживать успеваемость, налаживайте контакт с преподавателями и с родителями детей, с которыми ребенок контактирует особенно тесно.

Идеально будет, если родители смогут отметить таланты подростка, его интерес и способности к какому-либо предмету, а также развить все эти задатки – если не самостоятельно, то при помощи более опытных наставников.

Навыки десятилетнего ребенка:

  • много времени проводит за чтением книг, от чего получает удовольствие;
  • без проблем определяет время;
  • шутит;
  • уважает и соблюдает правила;
  • с удовольствием рисует и пишет;
  • следит за порядком в своей комнате, берет на себя часть домашних обязанностей.

Стоматология:

  • ребенок ежедневно чистит зубы и следит за гигиеной полости рта;
  • в возрасте 10 лет ему следует рассказать о вреде курения, в том числе и для зубов;
  • для профилактики кариеса и других проблем необходимо регулярно, не реже двух раз в год, посещать стоматологическую поликлинику.

Ребенок 10 лет и еда:

  • полноценное питание три раза в день. Перекусы должны состоять только из полезных продуктов;
  • родителям следует создать традицию приятных семейных ужинов;
  • приобретение правильных манер за столом;
  • родители – пример для своего 10-летнего чада, в том числе и в вопросах правильного и полноценного питания, о котором обязательно следует не просто рассказать, но и показывать;
  • замените колбасу сухофруктами. Дети должны знать о том, что такое фаст-фуд, чипсы и кока-кола. Не на вкус, а об их составе и воздействии на организм человека;
  • подросток не должен переедать, увлекаться жирным и сладким.

В остальном питание ребенка ничем не отличается от последних пяти лет. Единственное, родители могут заметить улучшение аппетита. Если ранее за сыном или дочерью приходилось бегать с тарелкой и ложкой, то теперь приходится ограничивать прием пищи. Секрет такого зверского аппетита кроется в быстром росте, требующем постоянной подпитки организма энергией, получаемой из пищи. Кроме того, ребенок может полюбить мясо. В любом виде. Даже если раньше на дух его не переносил. Кормите своего «малыша» полноценно, часто и в меру. Тогда он будет радовать прекрасными физическими данными.

Сексуальность

В десять лет психологические особенности подростка таковы, что с ним уже можно и нужно вести разговоры о сексе. Открытая и искренняя беседа очень важна для подростка и его взросления. Если родителям некомфортно самостоятельно вести подобные беседы, они могут попросить провести их другого члена семьи. Главное, чтобы ребенок ему доверял и относился уважительно. Так как тема очень деликатная, можно дать ребенку почитать специальную книгу о психологических и физиологических изменениях в организме подрастающих мальчиков и девочек. Когда прочтет – обсудите полученную информацию. Так разговор пройдет проще, да и не придется объяснять на пальцах, что да как. Ведь в подобных книгах доступно описана сексуальная жизнь взрослого человека.

Если у вас дочь, обязательно обговорите с ней появление менструации, чтобы потом не было поздно, страшно, больно и обидно. Если у вас сын, подготовьте его к поллюциям. С ребенком любого пола необходимо обсудить вопрос начала половой жизни и состояния здоровья. Не стоит забывать о контрацептивах и их значении. Лучше сегодня рассказать о них и даже показать, чем спустя 3-5 лет узнать о случайной беременности. Кроме контрацепции, следует обсудить и заболевания, передающиеся половым путем.

Безопасность ребенка

Очень важно уделить внимание безопасности ребенка. Для начала об этом необходимо вести разговоры, обсуждать, что можно, а что должно находиться под запретом. Дети в этом возрасте часто попадают в щекотливые ситуации, ведь они очень подвержены влиянию старших знакомых.

Ваше чадо может решиться на плохой поступок лишь из-за боязни быть «неугодным» в компании или из-за страха быть отвергнутым ровесниками. Кроме того, причиной может стать желание ребенка доказать свою «крутизну».

Уделите внимание следующим моментам:

  • ребенок всегда должен быть пристегнут в автомобильных поездках;
  • обсуждайте с чадом различные ситуации и старайтесь скорректировать его возможное неверное поведение;
  • обучайте малыша правильным реакциям в опасных ситуациях;
  • рассказывайте о полезности солнцезащитных средств;
  • обучайте правилам безопасности в квартире. Убедитесь в том, что ребенок знает, как нужно общаться с незнакомцами, звонящими в дверь;
  • старайтесь не курить при детях;
  • также полезно будет научить ребенка правильно падать. Это может ему пригодиться во время каких-либо спортивных занятий.

Жизнь полна неожиданностей и сюрпризов, причем не всегда приятных. Ребенок должен знать это и быть готовым к разным ситуациям.

Здоровье ребенка

 

В этом возрасте дети начинают подражать взрослым. Чаще всего они перенимают негативные привычки, которые приближают к вожделенной взрослости. Самая главная из них – это курение. Если верить статистике, большинство мальчишек начинают курить именно в возрасте 10 лет. Если вы уверены в том, что этого не делает ваш ребенок, то не можете этого же утверждать о его друзьях. Как думаете, долго ли он продержится в компании курящих, не затянувшись разок-другой? И хорошо, если это будут простые сигареты, не «травка». Да, да, да! В этом же возрасте некоторые дети приобщаются к наркотикам. Ситуация такова, что купить их сегодня не составит труда. Причем зачастую – на территории школы. Или позвонив по одному из мобильных, которыми исписаны стены домов и заборы в крупных городах.

Что делать? Контролировать. Но не тотально! Жесткий контроль и запрет порождают сопротивление. И даже если вчера ребенок не задумывался о плохом, то родители, постоянно о нем говорящие, сами соблазняют его вкусить запретный плод.

На такие темы следует говорить осторожно. И желательно не на примере ребенка – для этого можно использовать воображаемого мальчика или девочку. При этом нельзя оценивать его или ее личность, причитая, какой это ужасный ребенок. Оценивайте поступки и их последствия. Не для родителей, которым «очень стыдно», а для самого ребенка, его здоровья и будущего.

Кроме того, очень важно знать образ жизни друзей ребенка. Родителям следует удостовериться, не употребляют ли они наркотики или алкоголь. При этом опять же не стоит категорически запрещать ему дружить с этими «отбросами общества», как часто выражаются родители.

Своим примером показывайте, что здоровый образ жизни – это самое важное, то, что позволит достичь поставленных целей.

Не то что ваш одноклассник Петька, которого вы видите по утрам на лавке в пьяном угаре, ведь он начал пить и курить с 10 лет. Повторяемся – примеры, а не критика наиболее действенны в воспитании подростка. Как положительные, так и отрицательные.

Для здоровья подрастающего сына или дочери важно не только говорить о ЗОЖ, но и что-то делать. А именно – физические упражнения. Приучите ребенка ежедневно выполнять утреннюю зарядку. В этом случае опять же поможет собственный пример. Лучше всего делать зарядку вместе. Это не только заряжает энергией, но еще и сближает, а также дарит дополнительную возможность немного подурачиться и пообщаться.

Здоровье – это еще и личная гигиена. Если ребенок до сих пор недостаточно знаком с правилами личной гигиены, то это самое время исправить оплошность! Также необходимо установить четкие временные рамки просмотра телевизора и сидения за компьютером. Что еще полезного можно сделать для здоровья чада? Поощрять регулярные физические упражнения и прогулки. Лучше всего – гулять вместе. А по выходным выбираться на природу.

Любите своего ребенка, уделяйте ему максимум внимания, разговаривайте. А разговаривая, слушайте. Участвуйте в его жизни. Именно в его, а не в школьной, лебезя перед учителями. Ребенок важнее окружающих, их оценок и мнения. Поняв это, вы обретете полное взаимопонимание с собственным чадом. Удачи!

7 шагов для исправления трудных детей от Людмилы Петрановской

Попытки наставить трудного ребёнка на путь истинный иногда приводят к полномасштабной и безостановочной войне в одной отдельно взятой семье. Психолог Людмила Петрановская предлагает родителям отложить оружие и встать по одну сторону баррикад с ребёнком. Публикуем самые важные тезисы из её книги «Если с ребёнком трудно» — о том, как найти язык с самыми трудными детьми.

Почему привязанность так важна для ребёнка

Наша привязанность хранится в той части мозга, которая расположена под извилинами в лимбической системе. Этот внутренний мозг ещё называют эмоциональным. Верхние и нижние структуры мозга связаны между собой, именно поэтому весёлые и мрачные мысли могут влиять на наше настроение. Бывают ситуации, когда лимбическая система включает сигнал тревоги, тогда ждать бесперебойной работы верхних отделов мозга бесполезно. Прежде необходимо устранить причину, которую лимбическая система посчитала угрозой для жизни, здоровья или тревоги. Для ребёнка такой ситуацией всегда становится угроза его привязанности с родителями. В таких случаях лимбическая система паникует, ребёнок находится в сильнейшем стрессе.

Кадр из фильма «Трудный ребёнок»

Представьте, что гуляете по краю пропасти, и вас страхует прочная верёвка, а её держит человек, которому вы доверяете больше, чем себе. Именно так ребёнок воспринимает привязанность между вами.

Пока родитель держит крепкую верёвку привязанности, ребёнок в полной безопасности

Он знает об этом, и его силы могут быть направлены на развитие, рост и другие важные для его возраста вещи. В моменты, когда родитель злится, недоволен ребёнком, ребёнок чувствует, что верёвка привязанности будто бы ослабла, он начинает за неё дёргать — проверять силу привязанности. «Ты по-прежнему мой взрослый?», — будто спрашивает ребёнок, — даже если я сделаю ещё что-то ужасное, ты будешь продолжать меня любить?». Так как этот вопрос идёт из внутреннего мозга, задаёт он его не словами, а действиями (чаще всего плохим поведением), и ответа ждёт тоже действиями.

Когда привязанность под угрозой

Чтобы исправить плохое поведение, иногда достаточно всего лишь не ставить привязанность под угрозу. Взрослые часто делают совершенно естественные или полезные, по их мнению вещи, а ребёнок при этом находится в глубоком стрессе и тревоге.

Кадр из фильма «Трудный ребёнок»

Например, родители читают нотации. В какой момент это происходит? Когда родитель чем-то недоволен. Он хочет только хорошего и приводит объективные доводы, но ребёнок его не слышит, потому что недовольство со стороны родителя означает, что привязанность под угрозой. Если он такой плохой, то «свой» взрослый может и оставить. Нотации обычно усиливаются, становятся чаще, родитель переходит к наказаниям, ребёнок испытывает ещё больший стресс, а причина нотаций всё не устраняется.

7 вещей о привязанности, которые должен знать каждый родитель

Есть родители, которые используют средства посильнее — бьют детей. Чтобы в полной мере осознать свои действия и так не поступать, родителям достаточно лишь называть вещи своими именами: «Ребёнок получил ремня» — это одно, а «Я побил своего ребёнка» — совсем другое.

Если родитель с младенчества относится к ребёнку эмпатически, то и ребёнок учится у него эмпатии

И для него обрекать родителя на муки тревоги столь же противоестественно, как родителю его бить.

Иногда физическое насилие меркнет рядом с насилием эмоциональным: оскорбления, угрозы («я тебя любить больше не буду»), шантаж («ты меня в могилу вгонишь»), запугивание («уйду и оставлю тебя тут») и люто ненавидимое детьми игнорирование.

Есть ситуации, когда родитель нарушает границы: заходит в комнату без стука, требует немедленного исполнения своих приказов, обсуждает ребёнка со знакомыми. Всё это агрессия, которую ребёнок обязательно начнёт копировать и вести себя так уже по отношению к родителям. Если отношения с родителем хорошие, то ребёнок хочет его слушаться просто потому, что он — его взрослый и так задумано природой.

Как ребёнку вредят завышенные ожидания

Попытка установить ребёнку планку ожиданий вгоняет его в стресс и вызывает протест. Модное нынче раннее развитие может измучить всю семью. Например, родители прилагает кучу сил и учат детей читать как можно раньше. Но до семи лет этот навык им ни к чему. Ему нужно живое общение, а потребности получать информацию из текста попросту нет.

Часто родители требуют поведения, не соответствующего возрасту детей

«Когда научившийся хорошо ходить и всюду залезать малыш использует свои умения на полную катушку, у родителей наступает весёлая жизнь. Но хотели бы вы, чтобы он никуда не лез, ничего не трогал, чтобы сидел неподвижным апатичным кульком и целый час держал в руке ту игрушку, которую вы ему сунули? Так сидят дети в домах ребёнка <…> и это довольно грустное зрелище».

Кадр из фильма «Трудный ребёнок»

Родители умеют игнорировать чувства ребёнка словами «не бойся», «не расстраивайся», «не плачь». Но в момент страха или расстройства, пока не успокоишь лимбическую систему, взывать к разуму бесполезно.

Семь шагов к исправлению плохого поведения

Людмила Петрановская предлагает называть поведение детей трудным, а не плохим. В этом есть определённая логика. Ребёнок не создан для того, чтобы делать что-то назло родителям, ведь для него они самые дорогие люди, которые буквально держат его жизнь в своих руках.

Трудное поведение конкретного ребёнка — это то поведение, с которым трудно справиться конкретным родителям

Кто-то считает проблемой неряшливость, а для другого родителя беспорядок в комнате будет даже незаметен. Для мамы-холерика медлительность может быть невыносимой, а для мамы-мелонхолика такое поведение будет в самый раз. Часто взрослые вообще видят проблему там, где для их детей её нет.

Как найти общий язык с подростком

Но трудное поведение всё равно необходимо исправлять, ведь оно отравляет жизнь всей семьи. Если все причины, о которых говорилось выше, устранены, ребёнок растёт с ощущением поддержки, заботы и принятия, знает, что такое хорошо и что такое плохо, но трудное поведение всё равно есть, психолог предлагает шаги по его исправлению.

1. Чётко сформулировать цель

Чем чётче родитель будет понимать, какого именно поведения он ждёт от ребёнка, что именно будет происходить в случаях, когда ребёнок начнёт поступать правильно, тем проще будет найти способ решения.

«Попробуйте записывать в течение нескольких дней в блокнот, что ваш ребёнок делал „не так“, а потом честно спросите себя — что из этого действительно отравляет мне жизнь?».

Кадр из фильма «Трудный ребёнок»
2.
Что именно происходит?

Для анализа поведения избегайте выражений «он вечно», «он никогда», «ничего не хочет». Большая разница между ребёнком, который ничего не хочет, и ребёнком, который не хочет заниматься неинтересными для него вещами. Описывайте максимально конкретизируя, учитывайте возраст и ситуации.

3. Поиск «пружины»

Задайте себе вопрос «Зачем он это делает?». Любому человеку несвойственно делать что-то совсем безо всякой мотивации. Даже у детского воровства есть причины: у ребёнка может быть не сформировано представление о собственности, он не хочет отличаться от сверстников, хочет быть принятым в круг «своих», хочет получить внимание и добиться близости с родителями.

Можно не гадать о причинах, а спросить ребёнка напрямую: «Зачем ты это делаешь?».

4. Объяснить, что не так

Используйте «я-высказывания», которые невозможно оспорить. Говорите, что конкретно не так делает ребёнок. Помните, что на него вряд ли повлияют доводы о далёком будущем, когда он плохо окончит школу из-за не сделанных сегодня уроков.

Кадр из фильма «Трудный ребёнок»
5. Даём наступить последствиям

Если ребёнок знает, что именно делать нельзя или, наоборот, необходимо, но продолжает поступать как прежде, позвольте наступить плохим последствиям. Важно, чтобы родители не злорадствовали, а сочувствовали и продолжали быть рядом, поддерживать. Конечно, речь не идёт о случаях, когда мы позволим ребёнку вывалиться из окна или облиться кипятком, чтобы он понял последствия.

«Украл и потратил чужие деньги — придётся отработать или отказаться от покупки, поездки, чтобы сэкономить. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент — придётся рисовать вместо мультика перед сном».

6. Помогаем ему добиваться своего другим способом

Говорите не только о том, как нельзя. Объясняйте, что именно делать в том или ином случае или как делать.

7. Закрепление достижений

Позитивное подкрепление в несколько раз эффективнее негативного. Можно хвалить за «новое» поведение напрямую или косвенно, изливая восторги бабушке по телефону и пришедшему с работы папе.

«Научите ребёнка видеть и признавать собственные достижения: сравнивать себя не с недостижимым идеалом, а с собой вчерашним, гордиться своими успехами».

Все о воспитании детей читайте по этому тегу.


Кадр из фильма «Трудный ребёнок»

Изменения — Помощь ребенку в раннем подростковом возрасте

Изменения — Помощь вашему ребенку в раннем подростковом возрасте

Как изменится мой ребенок в возрасте от 10 до 14 лет?

На протяжении всей жизни мы растем и меняемся, но в раннем подростковом возрасте скорость изменений особенно заметна. Мы считаем 10-летних детьми; мы думаем о 14-летних как о «почти взрослых». Мы приветствуем изменения, но они нас также немного беспокоят. Когда дети младше, легче предсказать, когда могут произойти изменения и как быстро. Но к раннему подростковому возрасту связь между реальным возрастом ребенка и вехами его развития ослабевает. Всего На то, как развиваются молодые подростки, могут влиять многие факторы: например, гены, семья, друзья, соседство, ценности и другие силы в обществе.

Физические изменения

В период полового созревания молодые подростки претерпевают множество физических изменений, не только в размере и форме, но и в таких вещах, как рост волос на лобке и в подмышечных впадинах и усиление запаха тела. У девочек изменения включают развитие молочных желез и начало менструации; у мальчиков развитие яичек.

Не все подростки начинают половую зрелость в одном и том же возрасте. Для девочек это может происходить в возрасте от 8 до 13 лет; у мальчиков в среднем это происходит примерно на два года позже. Это период времени, когда физические характеристики учащихся больше всего различаются в пределах их классов и среди их друзей – некоторые из них могут вырасти настолько, что к концу учебного года станут слишком большими для парты, которую им назначили в сентябре. Другие могут меняться медленнее.

Ранний подростковый возраст часто приносит с собой новые опасения по поводу образа тела и внешности. И девочки, и мальчики, никогда прежде не задумывавшиеся о своей внешности, могут вдруг часами прихорашиваться, волноваться и жаловаться на то, что они слишком низкие, слишком высокие, слишком толстые, слишком худые или слишком прыщавые. Части тела могут расти в разное время и с разной скоростью. Например, руки и ноги могут расти быстрее, чем руки и ноги. Поскольку движения их тел требуют координации частей тела и поскольку эти части имеют изменяющиеся пропорции, молодые подростки могут быть неуклюжими и неуклюжими в своих физических действиях

Скорость физического роста и развития также может влиять на другие аспекты жизни подростка. 11-летняя девочка, которая уже достигла половой зрелости, будет иметь другие интересы, чем девочка, которая не сделает этого до 14 лет. У молодых подростков, которые расцветают очень рано или очень поздно, могут быть особые проблемы. Те, кто поздно расцветает (особенно мальчики), могут чувствовать, что не могут соревноваться в спорте с более физически развитыми одноклассниками. Ранние дети (особенно девочки) могут оказаться под давлением взрослых ситуаций, прежде чем они эмоционально или умственно смогут с ними справиться. Совокупное влияние возраста на начало физических изменений в период полового созревания и то, как друзья, одноклассники, семья и окружающий мир реагируют на эти изменения, могут иметь долгосрочные последствия для подростка. Некоторым подросткам, однако, нравится мысль, что они развиваются не так, как их друзья. Например, они могут пользоваться некоторыми преимуществами, особенно в спорте, перед одноклассниками, которые взрослеют позже.

Какими бы ни были темпы роста, многие молодые подростки имеют нереалистичное представление о себе, и их нужно убедить, что различия в темпах роста нормальны.

Эмоциональные изменения

Большинство экспертов считают, что идея о том, что молодые подростки находятся под контролем своих «бушующих гормонов», преувеличена. Тем не менее, этот возраст может быть периодом перепадов настроения, угрюмости, тяги к уединению и вспыльчивости. Маленькие дети не способны думать далеко вперед, но подростки могут и делают это, что позволяет им беспокоиться о будущем. Некоторые могут чрезмерно беспокоиться о:

  • успеваемость в школе;
  • их внешний вид, физическое развитие и популярность;
  • возможная смерть родителя;
  • над
  • издеваются в школе;
  • насилие в школе;
  • не иметь друзей;
  • наркотики и алкоголь;
  • голода и нищеты в стране;
  • их неспособность найти хорошую работу;
  • ядерных бомбы и нападения террористов на страну;
  • развод родителей; и
  • умирает.

Многие подростки очень застенчивы. И поскольку они переживают резкие физические и эмоциональные изменения, они часто чрезмерно чувствительны к себе. Их могут беспокоить личные качества или «дефекты», которые для них существенны, но малозаметны для окружающих. (Убеждение: «Я не могу пойти на вечеринку сегодня вечером, потому что все будут смеяться над этим прыщиком размером с бейсбольный мяч на моем лбу». Факты: прыщик крошечный и скрыт волосами.) запутался в себе. Он может верить, что он единственный человек, который чувствует то же, что и он, или испытывает то же самое, что он настолько особенный, что никто другой, особенно члены его семьи, не могут его понять. Это убеждение может способствовать чувству одиночества и изоляции. Кроме того, сосредоточенность подростка на себе влияет на то, как он общается с семьей и друзьями. («Я нельзя быть увиденным идущим в кино с моей мамой !»)

Эмоции подростков часто кажутся преувеличенными. Их действия кажутся непоследовательными. Это нормально, когда подростки регулярно меняются от счастья к грусти и от чувства умного к ощущению глупости. На самом деле, некоторые думают о подростковом возрасте как о втором детстве. Как объясняет Кэрол Блейфилд, школьный консультант из Висконсина: «В одну минуту они хотят, чтобы с ними обращались и заботились, как с маленькими детьми. Через пять минут они отталкивают взрослых, говоря: «Дайте мне». Это может помочь, если вы поможете им понять, что они находятся в разгаре некоторых серьезных изменений, изменений, которые не всегда продвигаются вперед».

В дополнение к изменениям в эмоциях, которые они испытывают, большинство молодых подростков изучают различные способы выражения своих эмоций. Например, ребенок, приветствовавший друзей и гостей восторженными объятиями, может превратиться в подростка, который одаривает этих же людей лишь небольшим взмахом или кивком головы. Точно так же объятия и поцелуи для родителей могут быть заменены отстранением и восклицаниями «О, мама!» Однако важно помнить, что обычно это изменения способов выражения чувства, а не настоящие чувства о друзьях, родителях и семье.

Следите за чрезмерными эмоциональными перепадами или длительной грустью у вашего ребенка. Это может свидетельствовать о серьезных эмоциональных проблемах. (Дополнительную информацию см. в разделе «Проблемы».)

Когнитивные изменения

Когнитивные или психические изменения, которые происходят в раннем подростковом возрасте, может быть труднее заметить, но они могут быть столь же драматичными, как и физические и эмоциональные изменения. В подростковом возрасте большинство подростков делают большие скачки в том, как они думают, рассуждают и учатся. Детям младшего возраста необходимо увидеть и потрогать вещи, чтобы убедиться, что они реальны. Но в раннем подростковом возрасте дети начинают думать об идеях и о вещах, которые они не могут увидеть или потрогать. Они становятся способными лучше обдумывать проблемы и видеть последствия различных точек зрения или действий. Впервые они могут думать о том, что может быть, а не о том, что есть. Шестилетний ребенок думает, что улыбающийся человек счастлив, а плачущий — грустен. 14-летний может сказать вам, что грустный человек улыбается, чтобы скрыть свои истинные чувства.

Когнитивные изменения позволяют подросткам изучать более сложный и сложный материал в школе. Они стремятся получать и применять знания, а также рассматривать ряд идей или вариантов. Эти психические изменения также переносятся в их эмоциональную жизнь. Например, в семье способность рассуждать может изменить то, как подросток разговаривает со своими родителями и ведет себя с ними. Она начинает предугадывать реакцию родителей на то, что она говорит или делает, и готовит ответ или объяснение.

Кроме того, эти психические изменения заставляют подростков задуматься о том, кто они и кем они могут быть. Это процесс, называемый формированием личности , и он является основным видом деятельности в подростковом возрасте. Большинство подростков исследуют ряд возможных идентичностей. Они проходят через «фазы», ​​которые родителям могут показаться постоянно меняющимися. Действительно, подростки, которые не проходят через этот период исследования, подвергаются большему риску развития психологических проблем, особенно депрессии, во взрослом возрасте.

Подобно взрослым, которые с большим опытом и когнитивной зрелостью могут бороться со своими разными ролями, подростки борются за развитие чувства того, кто они есть. Они начинают осознавать, что играют разные роли с разными людьми: сыном или дочерью, другом, товарищем по команде, студентом, рабочим и так далее.

Подростки могут думать как взрослые, но у них все еще нет опыта, необходимого для того, чтобы вести себя как взрослые. В результате их поведение может не соответствовать их представлениям. Например, ваш ребенок может охотно участвовать в прогулке, чтобы собрать деньги для защиты окружающей среды, но засорять маршрут, по которому он идет, банками из-под газировки. Или она может провести вечер, разговаривая по телефону или обмениваясь электронными письмами с подругой, рассказывая о том, как им не нравится одноклассница, потому что она сплетничает. 9| Следующая страница >


* Обратите внимание: В этом буклете мы называем ребенка «она» в одних местах и ​​«он» в других. Мы делаем это для облегчения чтения буклета. Пожалуйста, поймите, однако, что все, что мы делаем, одинаково для девочек и мальчиков.
 
Версия для печати Поделиться этой страницей

Последнее изменение: 07.09.2005

Детская регрессия: что это такое и как вы можете поддержать своего малыша

Если вы заметили, что ваш ребенок сделал гигантский скачок вперед (например, наконец освоил приучение к туалету!) только для того, чтобы затем сделать шаг назад (отказ от пользуйтесь туалетом!), вы не одиноки. Регрессия распространена у растущих детей, особенно у малышей. Мы поговорили с Нэнси Клоуз, доктором философии, доцентом Детского исследовательского центра Йельской школы медицины и заместителем директора Йельской программы дошкольного образования, о том, что вызывает регрессию и как вы можете помочь своему ребенку преодолеть ее.

 

Что такое регрессия? Что вызывает это?

«Мне нравится сочетать регрессию с идеей прогресса», — говорит Клоуз. «У большинства детей есть очень сильное стремление двигаться вперед в своем развитии (прогресс). В детях есть естественная энергия исследовать, манипулировать и осваивать свой мир».

Однако вместе с радостью от возможности заниматься чем-то новым приходит и стресс. Например, ребенок, который учится ходить, может быть в восторге от нового навыка, которым он овладел, но может также осознавать, что мама и папа теперь далеко или что он может упасть.

«Итак, когда эти камни преткновения встречаются на прогрессивном пути развития, это может казаться действительно подавляющим и вызывать у детей своего рода регресс», — объясняет Клоуз.

 

Как выглядит регрессивное поведение?

Регрессия может быть разной, но в целом она проявляется в более молодом или нуждающемся образе. Вы можете увидеть больше приступов гнева, трудности со сном или едой или возвращение к более незрелым способам разговора. Если ребенок добился чего-то, например, самостоятельного одевания, вы можете заметить потерю некоторых из этих навыков. «Внезапно ваш ребенок не может делать то, что он мог делать раньше», — объясняет Клоуз.

 

Когда происходит регрессия?

Регрессивное поведение обычно наблюдается у малышей и дошкольников, но на самом деле это может произойти в любом возрасте — даже у младенцев и детей старшего возраста. Если у младенца есть регрессия, она не обязательно может быть столь очевидной. Ребенок может быть немного более прилипчивым, его нужно больше кормить, он может быть немного более плаксивым или плакать чаще, чем обычно.

 

Распространена ли регрессия?

Будьте уверены, регрессия — обычное дело. На самом деле, этого следовало ожидать, и это очень полезно для дальнейшего развития — думайте об этом как о способе вашего ребенка подготовиться к тому, чтобы взять на себя большую ответственность. «Я вижу некоторых детей, которые могут регрессировать прямо перед тем, как они собираются совершить большой скачок вперед, или они регрессируют сразу после того, как совершили скачок вперед», — говорит Клоуз. «Я думаю, что дети различаются по тому, что вызывает у них регрессию, и по тем регрессивным паттернам, которые они проявляют. Обычно родители узнают, как ваш ребенок движется вперед, а затем ему нужно немного отступить». Регрессия также очень распространена, когда дети приспосабливаются к новым ситуациям, например, становятся старшими братьями и сестрами или впервые идут в дошкольное учреждение.

 

Как родители могут помочь своим детям во время регрессии?

Успокойте своего ребенка. Дайте им знать, что они в безопасности и поддерживаются. Попытайтесь показать им, что вы замечаете регрессивное поведение, не стыдя их. Клоуз предлагает попробовать следующее: «Ты учишься делать так много больших мальчишеских вещей. Это такая тяжелая работа. Иногда тебе кажется, что тебе нужна моя помощь».

Игра также может быть полезным инструментом для преодоления сложных чувств. «Игра воображения и символическая игра — это средства, которые дети используют для развития своего языка, мышления и представлений о мире. В социальном и эмоциональном плане это дает им возможность выразить некоторые вещи, с которыми они борются и для которых у них не всегда есть слова», — говорит Клоуз. Наблюдая за своим ребенком, когда он играет и играет с ним, вы можете многое узнать о том, что происходит с вашим ребенком.

Иногда вашему ребенку может потребоваться регрессия на некоторое время. Важно быть обнадеживающим, но также иметь ожидания и устанавливать ограничения. «Узнать, что они не властелины мира, очень важно для малышей! Это вызывает много истерик», — говорит Клоуз. «Не отталкивайте их. Помогите им найти адаптивные и соответствующие возрасту способы выражения некоторых из этих более сложных чувств».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *