Развитие детей с рождения по месяцам: Развитие ребенка по месяцам до года — особенности и этапы.

Содержание

Физическое развитие ребенка с рождения до дошкольного возраста

Именно в период с рождения до семи лет ребенок приобретает основные физические навыки. Учится управлять своим телом, взаимодействовать с окружающим миром. 

Физическое развитие – процесс длительный, продолжающийся до самого взросления человека. Родители могут корректировать его, упрощая получение новых умений. Регулирование нагрузки, подбор упражнений и забота помогут вырастить ребенка крепким, здоровым и уверенным в себе.

Содержание статьи:

  • Особенности физического развития дошкольника
  • Развитие физических навыков ребенка
  • Игры для физического развития
  • Рекомендации для родителей
  • Заключение

Особенности физического развития дошкольника

Есть определенные педиатрические нормы, которые указывают на то, насколько верно ребенок развивается физически. Но стоит помнить о том, что каждый малыш индивидуален. Поэтому норм желательно придерживаться, не опираясь на них полностью.

✅Развитие до года

Физическое развитие младенцев идет очень быстрыми темпами. Новорожденный сначала даже не умеет держать голову, а буквально через полгода уже старается садиться и ползать. Формирование физических навыков происходит постепенно:

  • к месяцу умеет приподниматься и поворачивать голову, лежа на животе;
  • в 2 месяца самостоятельно держит голову;
  • к трем – может начать переворачиваться;
  • в четыре месяца начинает ползать, активно тянуться за предметами;
  • в 5 – стараться стать на колени, ощупывать предметы, хлопать в ладоши;
  • в полгода – пытается садиться, подтягивается к игрушкам, расположенным выше.

Период после полугода отмечается активной подготовкой к ходьбе: организм уже достаточно сформирован, мышцы готовы к новой нагрузке. Дети становятся на ножки, к восьми месяцам могут ходить приставным шагом у дивана. Также малыши используют для ходьбы коляски, каталки. Большинство детей к 12-14 месяцам начинают ходить самостоятельно, бегать, умеют бросать мяч, играть с различными спортивными снарядами.

✅С года до трех лет

Чем старше становится малыш, тем увереннее его движения. К двум годам дети уже активно бегают, прыгают, с удовольствием лазают на невысокие лесенки. Подражая взрослым, могут идти по ступеням, переступать с «кочки на кочку». Постепенно улучшается работа вестибулярного аппарата, поэтому двухлетка может двигаться не только лицом вперед, но и боком, задом. В этот период дети много падают, поэтому родителям необходимо постоянно их подстраховывать.

Трехлетка не только умеет бегать, но и может сыграть в догонялки, уворачивась от догоняющего. Ребенок может перебрасывать мяч снизу и сверху, приседать, подлезать под препятствия. В этом возрасте легче лазать по деревянной и веревочной лестнице, висеть на перекладине несколько секунд. Становятся удобными для перемещения самокаты, беговелы и велосипеды, так как малыши запоминают принципы движения и могут их позже повторить.

Читайте также: что должен уметь ребенок в 1 год и в 2 года 

✅С трех лет до семи

Ближе к четырем годам улучшается ориентация в пространстве, быстро запоминаются движения, которые нужно повторить. Поэтому четырехлетки умеют танцевать, принимают участие в групповых спортивных играх. В этом возрасте дети уже хорошо осваивают езду на коньках и роликах. Они способны долго прыгать, не теряя равновесия, на двух и одной ноге. Могут пройти по узкому бордюру, не держась рукой за опору.

Дальнейшее физическое развитие детей представляет собой совершенствование уже приобретенных навыков:

  • пятилетки хорошо усваивают основы плавания, гимнастики, быстро тянутся и легко переносят получасовые спортивные нагрузки;
  • в 6 лет благодаря сформированности вестибулярного аппарата ребенок может хорошо идти по перекладине, бревну, бросать в цель мяч, нанизывать кольцо на конус;
  • к семи годам дети бегают, преодолевая препятствия, легко разворачиваются на месте, могут кружиться, прыгать на скакалке.
    Постепенно повышается точность, скорость реакции. К школе ребенок уже хорошо действует при игре в команде.

Важно! Родители должны постоянно контролировать физическую активность ребенка, не допуская нагрузку, вредящую здоровью.

Читайте также: что должен уметь ребенок в возрасте 3 и 4 лет

Развитие физических навыков

Для гармоничного развития малыша необходимо поддерживать его физическую активность, способствуя формированию навыков, соответствующих возрасту. При этом желательно придерживаться принципов постепенности и систематичности.

Развитие каких физических навыков требуется поддержать:

Ползание

Первые пробы ползать появляются ещё в двухмесячном возрасте. Для стимулирования навыка требуется выкладывать малыша на живот. Если положить перед ребенком яркую игрушку, он будет за ней тянуться, отталкиваясь ногами. Постепенно малыш становится на колени, тренируется переступать руками и ногами. Считается, что физическое развитие девочек более быстрое, поэтому они начинают ползать немного раньше, чем мальчики. Но к 8-10 месяцам практически многие дети ползают достаточно быстро, а с помощью родителей понемногу могут вставать на ножки.

Читайте также: развитие ребенка в 8 месяцев 

Ходьба

Начиная ползать, ребенок готовится к ходьбе. Не стоит торопить младенцев, ставя их на ноги слишком рано и пытаясь научить ходить. В норме ребенок делает первые шаги в период с 10 до 18 месяцев. Что помогает научиться ходить:

  • хорошее настроение и расположенность к изучению нового;
  • познавательный интерес – необходимость достать какую-то игрушку, увидеть, откуда раздаются звуки;
  • организация безопасной среды: в манеже, на полу без препятствий;
  • использование вспомогательных средств в виде каталок, колясок, опор.

Формирование физических навыков идет быстрее, если родители постоянно поддерживают малыша. Похвала, положительные эмоции помогают закрепить полученные знания и в дальнейшем использовать умения с удовольствием.

Бег

Как и с младенцами, так и со старшими детьми лучше всего стимулировать физическое развитие в игровой форме. Родители могут устроить догонялки между собой, со старшими детьми и малышом. При формировании навыков бега обращается внимание на правильное равномерное дыхание, постановку стопы, задействование рук для повышения скорости и сохранения равновесия.

Лазание

При лазании по веревочным и деревянным лестницам задействуется большое количество мышц. Повышается сила рук, укрепляются мышцы живота. Лазание требует высокой концентрации внимания и координирования движений. Шестилетку уже можно взять на специализированный скалодром, на котором можно попробовать свои силы на отвесных стенах.

Прыжки

Личный пример родителя помогает быстрее и правильнее сформировать физические навыки. Прыгать можно по дорожке, через веревочку. С пятилетнего возраста ребенок учится прыгать на скакалке, через невысокие препятствия. Постепенно учатся спрыгивать со ступенек и запрыгивать на небольшие предметы.

Читайте также: что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Кувырки

Кувырок – достаточно сложный физический навык, который лучше разучивать под контролем специалиста примерно с 5-6 лет. Девочек и мальчиков учат кувыркаться в танцевальных и гимнастических секциях. Упражнение способствует формированию умений группироваться, задействовать несколько групп мышц при приземлении.

Читайте также: что должен уметь ребенок в 6 лет 

Игры с мячом

Мяч – первый спортивный снаряд, с которым может играть даже младенец. Круглая форма помогает укреплять мышцы рук новорожденного. Чтобы словить мяч, нужно сосредоточиться, принять правильную позу. Игры с мячом сделают сильнее ноги дошкольника, ловчее движения рук, повысят координацию и внимание.

Как используется мяч для развития физических навыков:

  • до года дети учатся перекладывать мяч из рук в руки, катить его по полу, держать в руках, бросать вдаль;
  • трехлетка может перекатывать мяч ногой, бросать в цель, перебрасывать в руки родителю, закидывать высоко вверх;
  • ближе к пяти годам дети могут попадать мячом в цель, обкатывать снарядом предметы, катить его между конусами с помощью подручных предметов.

Постепенно дети учатся играть с мячом в команде, перебрасывая его между собой или пасуя ногой. Умею забрасывать снаряд в корзину, переносить в зажатых ногах прыжками. С большими мячами – перебрасываться, на гимнастических – прыгать.

Игры для физического развития детей

Массаж и посильная гимнастика помогает гармоничному формированию младенца. Но после полугода ребенку просто необходима самостоятельная двигательная активность. Подвижные игры лучше всего стимулируют развитие физических навыков у детей дошкольного возраста.

Игра для обучения ходьбе «Большие ноги»

Хорошо подходит для детей в возрасте 8-12 месяцев. Приговаривая «Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ», следует взять малыша под мышки, поставить его ножки на свои и делать широкие шаги. Потом со словами «Наши ножки стали маленькими и начали бегать» нужно сделать несколько быстрых коротких шажочков. Чередуя порядок действий и темп, нужно постоянно сопровождать действия словами.

Игра «По мостику»

Стимулирует развитие координации, способствует укреплению вестибулярного аппарата, воспитанию внимательности и аккуратности. Подходит для детей 2-4 лет. Для игры посередине комнаты ставится скамейка шириной около 20 см или рисуется «мостик» на полу с помощью шнурков, скакалки. По этому мостику нужно пройти в разном темпе, «не замочив» ножек – не заступая в сторону.

Игра «Ловим перышко»

Игра подходит как для годовалых малышей, так и для детей младшего школьного возраста. В качестве «перышка» может выступать воздушный шарик, легкая бумажная салфетка, мыльные пузыри. Родители запускают перышко, предлагая ребенку дуть снизу так, чтобы перышко не упало.

Игра «Самолеты»

Занятие способствует совершенствованию уровня физического развития, улучшения навыка бега. Для игры понадобятся два стула «аэродрома», ставящиеся в разных концах комнаты. По команде «на взлет» ребенок встает и начинает «летать» по комнате, разведя руки в стороны. Бег можно сочетать с характерным звуком «жжжж». «Посадка» выполняется на стуле, указанном родителем.

Рекомендации для родителей

При развитии физических навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сложнее дается выполнение упражнений ребенку с высоким весом, ослабленному частыми простудами. Поэтому желательно укреплять иммунитет, организовывать правильное питание.

Помогут улучшить физические показатели:

  • ежедневная зарядка, физкультминутки;
  • массаж;
  • хороший сон, соблюдение режима дня;
  • одежда из натуральных тканей;
  • достаточное нахождение на свежем воздухе.

Специалисты отмечают более высокое развитие физических качеств у тех детей, родители которых придерживаются активного образа жизни. Дети очень любят подражать значимым взрослым, с удовольствием повторяют то, что делают мама и папа.

Тренировка двигательных навыков должна сопровождаться воспитанием аккуратности, тренировкой внимательности. Игры и занятия – подбираться по возрасту, с учетом роста, веса малыша и его предпочтений. Тогда физическое развитие будет гармонично продолжаться, в дальнейшем ребенок станет не только сильным, но и здоровым.

Заключение

Специалисты развивающих центров и садов «Бэби-клуб» подбирают программы для физического развития малышей с учетом их индивидуальных особенностей. Здесь дети тренируют основные группы мышц, учатся сохранять осанку. Танцы, логоритмика, физкультура – все это не только полезно, но и интересно для дошкольника, поэтому ребенок получит от занятий массу удовольствия!

Календари — месяц за месяцем

Примерный рост и вес, формирование кистевых навыков, особенности физического и психологического созревания ребенка, развитие речи, массаж, гимнастика, развивающие игрушки для возраста вашего малыша.

Рекомендации ВОЗ, комментарии педиатра и поддержка BabySleep — все, чтобы вы были уверены: малыш отлично развивается в своем темпе.

Выберите возраст малыша

и читайте об особенностях развития в этот период

0

3 года

0 месяцев

Новорожденные дети полностью зависят от нас, взрослых. Чтобы сделать первые недели жизни ребенка максимально комфортными (и для себя в том числе), рекомендуем внимательно прочитать эту статью. Вы получите ответы на многие вопросы, которые волнуют новоиспеченных родителей.

Читать статью

Опыт BabySleep показывает, что спокойный родитель — это прежде всего знающий родитель. Достаточно быть в курсе основных событий, которые должны произойти с малышом в первый месяц жизни, чтобы отмечать его маленькие достижения и ни о чем не беспокоиться.

Читать статью

Вашему малышу уже 2 месяца? Пристегните ремни, дорогие родители. Развитие ребенка набирает обороты, и чтобы поспевать за ним, прочтите внимательно нашу статью. Из нее вы узнаете, что вас ждет в ближайшие недели, что уже умеет или скоро начнет делать ваш малыш, и как вы можете помочь ему в познании мира и себя.

Читать статью

За три месяца жизни ваш ребенок совершил скачок от маленького сверточка, который в основном спит, ест и плачет, до человека, который вам улыбается, узнает близких людей, гулит и очень интересуется собственными руками! То ли еще будет! Но пока давайте подробнее остановимся на том, что ожидает родителей трехмесячного малыша.

Читать статью

Скорее всего, 4 месяца жизни с ребенком научили вас быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Что ж, это умение вам пригодится во время регресса сна, который вот–вот ворвется в жизнь вашей семьи.

Читать статью

Вы уже пять месяцев вместе с малышом — поздравляем! Теперь он не инопланетянин с неосознанным взглядом, и не пупсик, который неподвижно лежит там, куда его положили. Ваш кроха — маленький человек, который растет и развивается день за днем. И вы наверняка хотите знать, что же будет дальше. Давайте мы все расскажем!

Читать статью

Полгода — можно сказать, первая круглая дата для вашего малыша. К этому времени он окреп и потяжелел примерно в два раза с момента рождения. Вместе вы уже прошли через несколько скачков развития, вырастили первые зубы (но это не точно), освоили новые двигательные навыки. Дальше — больше! А куда дальше и чего больше — сейчас расскажем.

Читать статью

7 месяцев — это время разрушать башни, и время собирать их. Как вы правильно поняли, разрушать будет ваш ребенок, а собирать — вы. Какие еще увлекательные занятия и открытия ждут родителей 7-месячного малыша, вы прочтете в этой статье. Спойлер: игры в «ку-ку» и прятки за занавеской, и, возможно, переход на 2 дневных сна.

Читать статью

Вы по привычке озвучиваете свои действия, даже когда ребенка нет рядом, ваш малыш уже неплохо ползает, а с нижних полок и пола убраны все потенциально опасные предметы? Тогда вы, скорее всего, родитель 8-месячного крохи, и вам будет интересна эта статья.

Из нее вы узнаете примерные ориентиры в развитии, интересные игры и особенности сна ребенка в 8 месяцев.

Читать статью

Малыш с вами уже 18 месяцев: девять внутри вас и девять снаружи. Такое событие можно даже отпраздновать! С каждым днем кроха становится все более занятным: он учится общаться с вами и взаимодействовать со сверстниками, пробует на зуб (или десну) кусочки пищи, осваивает навык ходьбы. Но давайте обо всем по порядку. Итак, вашему ребенку девять месяцев…

Читать статью

Вашему малышу уже 10 месяцев — как же сильно он вырос за такой короткий срок! А сколькому научился: сидеть, ползать, лепетать, играть, есть пищу кусочками… Впереди у вас еще 4 скачка роста и развития, первый из которых начнется совсем скоро. Узнайте из этой статьи, что ждет вас и вашего ребенка в ближайшем месяце!

Читать статью

11 месяцев — серьезный возраст: ребенок стремится помогать вам во всем. Не скупитесь на задания — пусть он моет овощи, протирает пыль, складывает вещи в стиральную машину. Нет, это не эксплуатация детского труда ;), это стимуляция развития малыша. Чем еще будет наполнена жизнь с 11-месячным ребенком, узнайте из этой статьи.

Читать статью

Ура, вашему малышу год! Как ощущения? Вы вместе прошли большой путь, который изменил вас и ребенка. Но, конечно же, это только начало. В ближайшем будущем вас ждут несколько скачков развития, переход на один дневной сон, самостоятельные пешие прогулки и игра-угадайка «1000 и 1 значение одного междометия».

Читать статью

Вашему малышу полтора года: перед вами уже подросший человек, который носит одежду примерно 80 размера, самостоятельно ходит или даже бегает, многое понимает и говорит на своем языке. Ваша тревожность в основном осталась там, в первом году жизни ребенка. Теперь вы просто хотите знать основные вехи развития маленького человека в 18 месяцев и иногда ненавязчиво способствовать их достижению.

Читать статью

Двухлетний ребенок очень похож на взрослого самостоятельного индивида, но им, конечно же, не является. Тем не менее, двухлетка знает, что ему нравится, а что вызывает отторжение. Он громко может заявить о своем желании словом или целым предложением. А еще — с ним можно договориться. Это ли не чудо? А что еще ожидает родителей двухлетнего ребенка? Расскажем в этой статье.

Читать статью

Можете ли вы узнать новорожденного младенца в своем трехлетнем ребенке? Едва ли. Ведь человек, который теперь находится рядом с вами, задает тысячу вопросов в минуту об устройстве мира, играет в сюжетно–ролевые игры, отстаивает право на свое мнение и постепенно дистанцируется от вас. Что ожидает родителей ребенка трех лет, и на что стоит обратить внимание — расскажем в последней статье сервиса «Развитие ребенка».

Читать статью

Как наладить сон ребенка

Мы встречаемся с родителями на программах в онлайн, консультациях по видеосвязи, приезжаем на дом с индивидуальным планом налаживания сна.

Решение под ключ

от 13 900 ₽

Подробнее

Самостоятельно

1990 ₽

1590 ₽

Подробнее

Первый шаг

690 ₽

449 ₽

Подробнее

700+ отзывов

Смотреть все

Консультация с сопровождением

Проблема

Засыпает только с долгим укачиванием в люльке, 8–12 пробуждений за ночь

Результат

Самостоятельное засыпание без укачиваний и слез в кроватке, 1–3 кормления (ГВ)

Смотреть видеоотзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Лев просыпается 5–20 раз за ночь, плачет, просит бутылочку, покачать, поносить на руках

Результат

Сон всю ночь без пробуждений и без кормлений

Смотреть отзыв

Экспресс-консультация

Проблема

Активные погодки изматывающе долго (1–2 часа) засыпают на ночь, мама устала

Результат

Засыпание за 15 минут, ощущение у мамы контакта и единения с детьми

Смотреть отзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Плачет и кричит по ночам, просыпается каждый час и просит соску

Результат

Мягкое отучение от соски, самостоятельное засыпание и сон без слез

Смотреть видеоотзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Близнецы засыпают во время кормления (ГВ), часто просыпаются ночью, иногда будят друг друга; мама всю ночь всех кормит, иногда не успевая лечь; в семье 6 детей (2 пары близнецов)

Результат

Научили засыпать в кроватках без груди, сократили ночные кормления до 2; выстроили систему укладывания 5 маленьких детей в доме

Смотреть отзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Ребенок спит только короткие сны по 30–40 минут, засыпает на руках у мамы с качанием, после засыпания на ночной сон пробуждается через 30–40 минут

Результат

Ребенок спит всю ночь, просыпаясь 1 раз на кормление, засыпает самостоятельно в кроватке; первый и второй дневные сны более часа

Смотреть отзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Долгие укладывания с сопротивлением и слезами, короткие дневные сны, пробуждения с сильным плачем, ранний подъем в 5–6 утра

Результат

Четкий режим с 1 дневным сном, Аня спокойно спит в своей комнате всю ночь без пробуждений, засыпает за 5 минут без протеста; у ребенка отличное настроение в течение дня

Смотреть отзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Частые ночные пробуждения, долгие укладывания, ночные гуляния с криками, отсутствие подходящего режима

Результат

Предсказуемый режим согласно возрасту, сократились ночные пробуждения; мама стала лучше чувствовать малыша, быстрее расслаблять; ребенок стал засыпать за 5 минут в своей кроватке

Смотреть видеоотзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Частые ночные пробуждения

Результат

Наладили засыпание, сон в первую половину ночи, затем сон под утро; ушли от совместного сна, частых ночных пробуждений при сохранении ГВ, прошли «сбросы» дневного сна

Смотреть отзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Засыпает долго, с укачиванием и слезами; отсутствует предсказуемый ритм дня, короткие сны (30-40 минут)

Результат

Засыпание без слез и истерик за 5-10 минут, комфортный ритм дня, уверенность мамы

Смотреть видеоотзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Частые ночные пробуждения, сон на руках, короткие дневные сны

Результат

Самостоятельное засыпание на ночь, сокращение пробуждений ночью, малыш спит в своей кроватке

Смотреть видеоотзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Засыпает с качанием на руках, укачивание на ночь длится до 40 минут. Папу «выселили» на диван

Результат

Самостоятельно засыпает в отдельной кроватке за 5-10 минут

Смотреть видеоотзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Бегала по ночам от одного ребенка к другому. Было много вопросов по организации сна младшей дочери

Результат

Дочка стала спать лучше, сон стал предсказуемым. Наладили самостоятельное засыпание 5-летнего сынишки

Смотреть видеоотзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Мучались постоянными ночными пробуждениями

Результат

Поправили режим. По совету консультанта немного подождали, и через несколько месяцев малыш начал самостоятельно засыпать

Смотреть видеоотзыв

Консультация с сопровождением

Проблема

Просыпается в 4 утра и требует грудь, не засыпает сам

Результат

Ребенок засыпает без помощи мамы и груди

Смотреть видеоотзыв

Подписывайтесь!

Бесплатные консультации и советы в наших соцсетях

Важные вехи: Ваш ребенок от рождения до пяти лет

С того момента, как ваш ребенок впервые появляется на свет, он готов учиться. На самом деле, один из самых важных периодов времени в развитии и обучении ребенка — от рождения до 5 лет.

«От восьмидесяти пяти до девяноста процентов мозга ребенка развивается к пяти годам», — сказал Рассел Хортон, доктор медицины, врач из Banner Health Center в Куин-Крик, штат Аризона. «Это означает, что ваш ребенок может быстро расти и развивать новые навыки — от навыков мышления и речи до социальных и эмоциональных навыков».

Пока ваш новорожденный растет и развивается, вы, вероятно, будете задаваться вопросом: «Когда же он начнет ходить?» или «Когда они будут говорить?» Эти основные достижения называются вехами развития.

Что такое вехи развития?

Вехи развития — это набор навыков или возрастных задач, которые большинство детей достигают к определенному возрасту. Думайте о них как о контрольном списке того, чего ожидать в определенном возрасте. Эти вехи можно разделить на четыре категории:

  • Социальные и эмоциональные: способность ребенка эффективно выражать эмоции, следовать правилам и указаниям и формировать позитивные, здоровые отношения
  • Речь и язык: способность ребенка впитывать и учиться говорить на языке
  • Когнитивные: способность ребенка думать, учиться и решать проблемы
  • Физические: способность ребенка осваивать крупную и мелкую моторику, например сидеть, ползать и ходить

Почему важны вехи развития

Глядя на различные вехи, вы (как родитель), врачи и учителя можете заметить, когда развитие идет не по плану.

Наблюдение за развитием вашего ребенка — это удивительный и уникальный опыт. Но эти маркеры могут вызвать у некоторых родителей сочетание волнения и беспокойства. Вы с нетерпением ждете первой улыбки вашего ребенка, его первых шагов и первых слов, но вы также беспокоитесь о том, что он может «отстать» от своих сверстников.

Наиболее часто задаваемый вопрос, который волнует многих родителей, обычно звучит так: «Нормально ли развивается мой ребенок?»

«Важно помнить, что рост и развитие могут варьироваться от ребенка к ребенку», — сказал доктор Хортон. Один ребенок может начать ходить в 10 месяцев, а другой ребенок может начать ходить в 15 месяцев. Но если вы считаете, что ваш ребенок «отстает» в развитии, эти пропущенные или отсроченные вехи развития могут быть очень тревожными.

Обновления этапов разработки

В этом контексте неудивительно, что многие родители обратили внимание на то, что Американская академия педиатрии (AAP) и Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) внесли обновления в руководящие принципы развития. Эти рекомендации, пересмотренные впервые с момента их выпуска в 2004 году, были обновлены, чтобы помочь выявить больше задержек в развитии на более раннем этапе.

«Предыдущие вехи развития основаны на том, что 50-й процентиль детей может делать в этом возрасте», — сказал доктор Хортон. «Новые рекомендации поднимают этот показатель до 75-го процентиля, чтобы, надеюсь, дети не провалились и не отложили дальнейшие вмешательства в случае задержки развития».

Чем раньше у ребенка будет выявлена ​​задержка развития, тем скорее он получит право на раннее вмешательство или программы, которые помогут ему догнать своих сверстников. Ранние вмешательства означают лучшие результаты для вашего ребенка.

Обновленное руководство по вехам развития

Согласно данным AAP и CDC, вот краткий обзор некоторых основных изменений, внесенных в 2022 году:

  • Добавление контрольных списков для детей в возрасте 15 и 30 месяцев. В настоящее время существует контрольный список для каждого визита ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет.
  • Выявление дополнительных социальных и эмоциональных вех (например, улыбки сами по себе, чтобы привлечь ваше внимание, возраст 4 месяца).
  • Удалены расплывчатые формулировки, такие как «может» или «начинается», когда речь идет об определенных вехах.
  • Удаление повторяющихся вех.
  • Предоставление новых открытых вопросов для использования в обсуждении с семьями (например, Есть ли что-то, что делает или не делает ваш ребенок, что вас беспокоит?).
  • Пересмотр и расширение советов и мероприятий по продвижению развития и здоровья в раннем возрасте.

Навыки развития в зависимости от возраста

Регулярные посещения здоровых младенцев и детей в течение первых нескольких лет жизни имеют решающее значение для выявления проблем со здоровьем, поведением и развитием, которые могут иметь долгосрочные последствия.

Во время регулярных осмотров вашего ребенка их врач будет проводить время, наблюдая за вашим ребенком и разговаривая с вами, чтобы выяснить, соответствует ли ваш ребенок нормальным этапам развития. Визит также будет включать медицинский осмотр, иммунизацию и проверку слуха, зрения и других функций.

Чтобы узнать, какие вехи развития обычно ожидаются в течение первых пяти лет, ознакомьтесь с этими рекомендациями или посетите веб-сайт CDC для получения более полной информации.

От рождения до 6 месяцев
  • Социально-эмоциональный: Узнаёт знакомых людей, любит смотреть на себя в зеркало и смеяться
  • Речь и язык: По очереди издает с вами звуки, дует малиной (высовывает язык и дует) и издает визжащие звуки
  • Познавательный: Берет предметы в рот, чтобы исследовать, тянется к игрушкам и закрывает губы, чтобы показать, что не хочет есть
  • Физические: Переворачивается с живота на спину, отталкивается прямыми руками от живота и опирается на руки, чтобы поддерживать себя в положении сидя
В 9 месяцев*
  • Социальные и эмоциональные: Застенчивый, цепкий с незнакомцами, показывает несколько выражений лица (т. а-бу
  • Речь и язык: Издает много разных звуков, таких как «мама», «баба» и «папа», и поднимает руки, чтобы сказать вам, что они хотят, чтобы их взяли на руки
  • Когнитивные: Ищет предметы, когда они выпадают из поля зрения, и любит стучать двумя предметами вместе
  • Физический: Сидит без поддержки, перебрасывает предметы из одной руки в другую и пальцами подгребает еду к себе
В 12 месяцев (1 год)
  • Социальный и эмоциональный: Играет с вами в игры в прятки
  • Речь и язык: Машет до свидания, понимает слово «нет» и называет родителей «мама» или «папа» или другим особым именем
  • Когнитивный: Кладет предметы в контейнер и ищет то, что, как они видят, вы прячете, например, игрушку под одеялом
  • Физический: Подтягивается, чтобы встать, ходит, держась за предметы, пьет из чашки без крышки (когда вы ее держите) и использует большой и указательный пальцы, чтобы подбирать небольшие кусочки пищи
В 15 месяцев
  • Социальные и эмоциональные: Копирует других детей во время игры, показывает вам понравившийся предмет, хлопает в ладоши, обнимает животных или игрушки и проявляет к вам привязанность
  • Речь и язык: Пытается сказать одно или два слова, кроме «мама» или «папа», следует указаниям с помощью жестов и слов и показывает пальцем, чтобы попросить о чем-то
  • Когнитивные: Пытается правильно пользоваться вещами, например телефоном, и складывать как минимум два небольших предмета, например блоки
  • Физический: Самостоятельно делает несколько шагов и питается пальцами
В 18 месяцев**
  • Социальные и эмоциональные: Очки, чтобы показать вам что-то интересное, протянуть руки для мытья, посмотреть с вами несколько страниц в книге и помочь вам одеться
  • Речь и язык: Пытается сказать три или более слов, кроме «мама» или «папа», и выполняет одношаговые инструкции без каких-либо жестов
  • Когнитивный: Копирует вашу работу по дому и играет с игрушками простым способом, например, толкая игрушечную машинку
  • Физический: Ходит, ни за кого и ни за что не держась, строчит, пьет из чашки без крышки и может немного пролиться, ест пальцами, пытается пользоваться ложкой и залезает на кушетку или стул.
В 2 года**
  • Социальные и эмоциональные: Замечает, когда другие обижены или расстроены, и смотрит на ваше лицо, чтобы увидеть, как вы реагируете в ситуации
  • Речь и язык: Указывает на предметы в книге, произносит не менее двух слов вместе, указывает не менее чем на две части тела и использует больше жестов, например воздушный поцелуй
  • Когнитивный: Держит что-то в одной руке, а другой рукой пытается использовать переключатели и ручки и играет более чем с одной игрушкой одновременно
  • Физический: Ударяет ногой по мячу, бегает, поднимается на несколько ступеней с посторонней помощью или без нее и ест ложкой
В 2,5 года (30 месяцев)*
  • Социальные и эмоциональные: Играет рядом с другими детьми и иногда играет с ними, показывает, на что она способна, говоря: «Посмотри на меня!» и выполняет простые действия, когда вам говорят, например, собирает игрушки, когда вы говорите: «Пора убираться».
  • Речь и язык: Говорит около 50 слов, произносит два или более слов с одним словом действия, называет вещи в книге и произносит такие слова, как «я», «мне» или «мы»
  • Когнитивные: Использует предметы, чтобы притворяться, демонстрирует простые навыки решения задач, выполняет двухшаговые инструкции и знает, как распознать по крайней мере один цвет
  • Физический: Использует руки, чтобы крутить предметы, снимает одежду, прыгает с земли обеими ногами и переворачивает книжные страницы по одной, когда вы читаете
В 3 года
  • Социальные и эмоциональные: Успокаивается в течение 10 минут после того, как вы уходите, замечает других детей и присоединяется к ним, чтобы играть
  • Речь и язык: Говорит с вами в беседе, используя не менее двух обменов репликами, задает вопросы «кто», «что», «где» или «почему», говорит, какое действие происходит на картинке или книгу, называет имя и говорит достаточно хорошо, чтобы другие могли понять
  • Когнитивные: Рисует круг, когда вы показываете им, как это сделать, и избегает прикосновения к горячим предметам
  • Физический: Нанизывает предметы вместе, как большие бусы, сам надевает одежду и использует вилку
В 4 года
  • Социальные и эмоциональные: Притворяется кем-то другим во время игры, просит пойти поиграть с детьми, утешает других, которые пострадали, избегает опасности, любит быть помощником и меняет поведение в зависимости от того, где они есть, например детская площадка или библиотека
  • Речь и язык: Говорит предложения из четырех и более слов, произносит несколько слов из песни или рассказа, рассказывает как минимум об одном событии, произошедшем в течение дня, и отвечает на простые вопросы
  • Познавательный: Называет несколько цветов, рассказывает, что будет дальше в известной истории, и рисует человека с тремя или более частями тела
  • Физический: Большую часть времени ловит большой мяч, подает себе еду или наливает воду, расстегивает некоторые пуговицы и держит мелки или карандаши между пальцами
В 5 лет
  • Социальные и эмоциональные: Соблюдает правила или по очереди, поет, танцует или играет для вас, а также выполняет простую работу по дому
  • Речь и язык: Рассказывает историю, которую они услышали или придумали, по крайней мере, с двумя событиями, отвечает на простые вопросы об истории после того, как вы прочитали или рассказали им, поддерживает разговор, используя более трех обменов и использования или распознает простые рифмы
  • Когнитивные: Считает до 10, называет некоторые числа от 1 до 5, когда вы указываете на них, использует такие слова, как «вчера» или «утро», обращает внимание в течение 5–10 минут во время занятий, пишет несколько букв в своем имени и называет буквы, когда вы указываете на них
  • Физический: Кнопки некоторые кнопки и прыжки на одной ноге

Эти рекомендации также доступны в формате инфографики на сайте bannerhealth. com для удобства использования.

Что делать, если мой ребенок не достигает определенных этапов развития?

Как правило, доверяйте своим инстинктам. Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка, поговорите с его педиатром или поставщиком медицинских услуг. Если у вашего ребенка отставание в развитии, чем раньше вы поставите диагноз, тем лучше будет прогресс вашего ребенка.

«Хорошая новость заключается в том, что задержку развития можно вылечить, — сказал доктор Хортон. «Но если мы собираемся лечить какие-либо задержки, это означает, что нам нужно как можно скорее диагностировать и начинать раннее вмешательство».

Если врач не выглядит обеспокоенным, а вы беспокоитесь, продолжайте задавать вопросы, например: «Почему вы не обеспокоены?» — Когда ты будешь волноваться? «Что я могу сделать дома, чтобы помочь в этой области развития?»

«Родители никогда не должны стесняться спрашивать своего педиатра или поставщика медицинских услуг, обеспокоены ли они развитием», — сказал д-р Хортон. «Это должно быть обсуждение, а не просто проверка ящиков».

Если ваши опасения сохраняются, вы также можете обратиться в программу раннего вмешательства вашего штата для бесплатной оценки развития. Направление не требуется.

Для получения дополнительной информации о вехах и задержках в развитии посетите:

  • Вехи развития или Indicadores del desarrollo (CDC)
  • Приложение Milestone Tracker от CDC (бесплатно скачать на iOS и Android)
  • Руководство по светлому будущему (AAP)
  • National Head Start Association, найти место

Статьи по воспитанию детей см. по телефону:

  • Как получить максимальную отдачу от IEP вашего ребенка
  • Советы по кормлению детей от 1 до 3 лет
  • Избавьтесь от стресса, защитив свой дом от детей

* Вашему ребенку необходимо пройти обследование общего развития у лечащего врача, поэтому запишитесь на прием.

** Ваш ребенок должен пройти обследование общего развития и/или обследование на аутизм у своего лечащего врача, поэтому запишитесь на прием.

Детское здоровье Воспитание детей

Присоединиться к разговору

Развитие речи и языка от рождения до 12 месяцев

На этой странице рассказывается о развитии речи и языка от рождения до 12 месяцев, а также о том, чего ожидать, когда ваш ребенок поступает в больницу на Грейт-Ормонд-Стрит (GOSH).

Родители и опекуны могут проводить множество мероприятий, чтобы стимулировать и поощрять развитие речи и языка.

Мы рекомендуем вам поговорить с логопедом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо вопросы или опасения относительно какой-либо из приведенной ниже информации.

Дети проходят несколько этапов развития речи и языковых навыков в первый год обучения. Приведенные возрасты предназначены только для приблизительного ориентира.

Этап 1 (0-6 месяцев)

Понимание

Ваш ребенок начинает понимать речь еще до того, как начнет говорить. С самого раннего возраста им будет интересно смотреть на ваше лицо и слушать ваш голос. Примерно в возрасте от двух до четырех месяцев ваш ребенок начнет реагировать на различные звуки, которые вы можете использовать.

Например, они могут заплакать, если вы повысите голос, или могут взволнованно засмеяться или забулькать, если вы произносите слово или звук, которые им кажутся смешными.

Разговор

Ранние звуки и шумы

С самого рождения ваш ребенок будет издавать различные звуки, которые что-то для вас значат, например, что он голоден или ему больно. Эти шумы включают плач, кашель и звуки, издаваемые при дыхании.

Во время кормления ваш ребенок также будет издавать сосущие, срыгивающие и тихие довольные звуки. Плач и шум очень важны, так как именно так ваш ребенок учится контролировать воздух, выходящий из его легких, и использовать свои голосовые связки. Он закладывает основу для речи.

воркует

Сначала ваш ребенок по-прежнему будет использовать плач в качестве основного средства общения с вами, но затем начнет расширять свой диапазон звуков. Это когда ваш ребенок начинает издавать «воркующие» звуки, которые развиваются вместе с плачем.

Типы издаваемых звуков очень разнообразны. С течением времени ваш ребенок будет реже использовать плач для общения, и вы также заметите, что первые звуки, которые он издает, стали реже. Ваш ребенок начнет издавать звуки, больше похожие на «ох» и «ааа», и может даже играть, издавая звуки губами.

Ваш ребенок также начнет улыбаться вам и будет ждать вашего ответа, и, вероятно, улыбнется вам в ответ. Они могут даже имитировать вашу мимику — например, копировать вас, когда вы высовываете язык.

Стадия воркования очень важна, так как в это время ваш ребенок начинает развивать контроль над мышцами, необходимыми для речи.

Вокальная игра

Позже на этом этапе ваш ребенок начнет меньше ворковать и начнет экспериментировать с повторением более широкого диапазона звуков. Ваш ребенок также будет издавать «булькающие» звуки, при которых его язык соприкасается с губами, и «малиновые» звуки, при которых его губы соприкасаются и вибрируют.

Они начнут имитировать звуки и интонации (восходящие и нисходящие мелодии в речи), распознавать и реагировать на то, что их зовут по имени.

Этап 2 (6-12 месяцев)

Понимание

К шести-девяти месяцам ваш ребенок начнет распознавать использование определенных фраз в контексте. Например, когда вы говорите «пока», ваш ребенок может помахать вам рукой. Примерно в это же время ваш ребенок также начнет обращаться к знакомым голосам в комнате и, вероятно, начнет отзываться на свое собственное имя.

К концу первого года жизни у вашего ребенка появится небольшой словарный запас слов, которые он понимает. Важно помнить, что это часто происходит еще до того, как ребенок скажет свое первое слово.

Разговор

Лепет

Ваш ребенок будет объединять звуки в более длинные последовательности. Они могут сочетать гласные, такие как «ах», с согласными или твердыми звуками, такими как «д». Сначала они могут издавать отдельные звуки или повторять некоторые звуки, например «дада, гага». Звуки могут издаваться в передней части рта с помощью губ («мама, баба») или в задней части рта, где язык касается горла («кака, гага»).

На этом этапе ребенку часто нравится повторять определенные звуки снова и снова. Это начало того, что обычно называют «лепетом», когда звуки и интонация голоса вашего ребенка могут быть очень мелодичными и начинать напоминать речь.

Ваш ребенок может быть более громким, когда играет со взрослым или другим ребенком, но вы также заметите, что он может издавать много звуков, играя в одиночестве, глядя на мир или пытаясь привлечь ваше внимание. На этом этапе ваш малыш начнет копировать движения тела — например, хлопать в ладоши и копировать звуки речи.

Что вы можете сделать

Подготовка к игре

Вы можете играть в звуковые игры в любое время. Как правило, лучше попытаться уменьшить фоновый шум, чтобы ребенок мог слышать ваш голос. Также постарайтесь сесть лицом к ребенку, чтобы он мог четко видеть ваше лицо и рот.

Развивайте навыки слушания вашего ребенка

Для вашего ребенка важно «настроиться» на звуки речи и повседневные звуки, которые он может слышать. По мере развития ваш ребенок должен не только поворачиваться, но и искать звук, который он слышит. Вы можете использовать звукорежиссеры — например, колокольчики или хлопки в ладоши.

Если вы знаете, что ваш ребенок может слышать звуки, начните с того, что издайте звук перед ним, чтобы он вас увидел. Затем издайте звук слева или справа от ребенка. Это поможет им развить навыки аудирования, которые имеют решающее значение для развития речи.

Познакомьте ребенка с окружающими звуками, например, с дверным звонком или телефонным звонком, и когда ваш ребенок ответит, скажите ему, например: «Это дверной звонок!»

Поговори со своим малышом

Даже если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он будет чувствовать себя в безопасности, когда услышит ваш спокойный и ободряющий голос. Также меняйте громкость и высоту голоса, так как дети реагируют на высокие и тихие голоса. Вам даже не нужно использовать настоящие слова: повеселитесь со звуками!

Ваш ребенок может не сразу копировать эти звуки, но ему понравится наблюдать за вашим ртом и лицом и слышать звуки, которые вы издаете. Пусть ваш ребенок увидит и почувствует движения вашего рта руками или кожей. Например, подуйте на малину и дайте ребенку коснуться ваших губ, чтобы почувствовать вибрацию.

Копируйте то, что говорит ваш ребенок

Если ваш ребенок издает определенный звук или шум, скопируйте этот звук/шум и подождите, пока ребенок издаст другой. Таким образом, вы ведете «детскую беседу» и обучаете концепции очередности.

Всегда смотрите на своего ребенка и старайтесь не перебивать его. Убедитесь, что вы используете улыбку и мимику во время «детских разговоров».

Реагируйте на плач вашего ребенка

Вы можете реагировать на плач ребенка, прикасаясь к нему и удерживая его, или напевая и разговаривая с ним.

Научите малыша новым словам

Когда вы находитесь с ребенком, назовите знакомые предметы/игрушки, на которые смотрит ваш ребенок или с которыми он играет. Если ваш ребенок издает звуки, когда играет с игрушкой или смотрит на предмет, имитируйте эти звуки и интерпретируйте их, называя игрушку/предмет.

Во время повседневных дел — например, при кормлении, купании, смене подгузников — и во время распорядка дня, когда ваш ребенок находится с вами, говорите о том, чем вы или ваш ребенок занимаетесь.

Познакомьте ребенка с различными и новыми ситуациями, например, походами по магазинам, поездками на автобусе или даже мытьем посуды. Это отличные ситуации для изучения новой лексики.

Играть

Дайте ребенку вещи, которые он может ощупывать и рассматривать, например, детское зеркальце, мягкую игрушку, а также предметы, которые можно держать, трясти и стучать, например, колокольчики и кубики. Поощряйте их следить за игрушками глазами – например, пускать перед собой пузыри/воздушные шарики или использовать пальчиковые куклы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *