Развитие малышей до года по месяцам: Развитие ребенка по месяцам до года — особенности и этапы.

Содержание

Развитие ребенка по месяцам до года: таблица, фото, советы Комаровского

Как развивается малыш с рождения до годовалого возраста. На какие нормы опираться чтобы следить за развитием и контролировать процесс.

Содержание

  • 1 1 месяц: спим и кушаем
  • 2 2 месяца: улыбнись мне, мама!
  • 3 От рождения до 3 месяцев
  • 4 4 месяца: играем с погремушками
  • 5 5 месяцев: попытки подняться и сесть
  • 6 6 месяцев: первые зубки
  • 7 7 месяцев: маленький исследователь
  • 8 8 месяцев: сам ползаю
  • 9 9 месяцев
  • 10 10 месяцев: неугомонный помощник по дому
  • 11 11 месяцев: подражаем папе и маме
  • 12 12 месяцев: сам хожу
  • 13 Подробное видео по каждому месяцу до года

Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:

  • Физическое развитие — включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
  • Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.

Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.

Иллюстрация развития ребенка по месяцам

В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка —  вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.

Антропометрическая таблица развития ребенка – показывает средние данные прибавки веса, роста и окружности головы малыша.

Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет.

Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них газоотводная трубочка

1 месяц: спим и кушаем

В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Я не сплю, я не сплю – сплю – плю….

К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.

2 месяца: улыбнись мне, мама!

Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.

Пожалуй на животе шире обзор

В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

От рождения до 3 месяцев

Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь — немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.

Нужно отдохнуть и подумать

Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.

К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне. Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают. С прикормом пока стоит повременить — идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.

4 месяца: играем с погремушками

Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне самостоятельная личность. Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки,  и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.

Моя погремушка

Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.

Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.

Рекомендуем к прочтению:

  • Как купать младенца в первый раз
  • Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца
  • Развитие младенца по неделям

Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.

5 месяцев: попытки подняться и сесть

К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.

Слегка потерял равновесие

Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна — разное.

6 месяцев: первые зубки

Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается  встать на ножки, держась за прутья кроватки.

Могу укусить

Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы быстрее ребёнок научился ползать, необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.

У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.

7 месяцев: маленький исследователь

Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за  ручки.

Ага – это уже интересно

Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.

8 месяцев: сам ползаю

Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.

Могу пить сам – но не буду

9 месяцев

В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.

Забавная телега – пожалуй использую её в качестве опоры

На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.

10 месяцев: неугомонный помощник по дому

Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.

Так — что-то новенькое

Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.

11 месяцев: подражаем папе и маме

Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении — встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.

Что это за предмет у мамы в руках

К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.

12 месяцев: сам хожу

Ребенок радует взрослых своими первыми самостоятельными шагами. Важно поддерживать его успех и не допустить травм при падении. В общении малыша преобладает лепетная речь, а в активном словаре — большое количество повторяющихся слогов и имитационных слов.

Хватит занятий – давайте праздновать

Малыш отлично понимает понятия «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво». Он способен помогать маме, убирать посуду со стола, самостоятельно следить за своими игрушками.

Развитие ребёнка по месяцам до года – это формирование всех основных понятий и умений, которые понадобятся человеку в дальнейшей жизни.

Подробное видео по каждому месяцу до года

нормы и этапы в таблице для малыша

06.04.2021

13600

4

Развитие ребенка

Автор статьи

Команда BabySleep

Команда BabySleep

Консультанты по сну, врачи, психологи, консультанты по ГВ

Все дети разные, согласны? Команда BabySleep уже много лет убеждается в этом на практике, налаживая сон тысяч детей и их родителей.

Разница не только в том, сколько, когда и как дети спят. Развиваются они тоже по-разному.

Но есть усредненные ориентиры, выведенные на основе статистики, и довольно широкие рамки вариантов нормы. По ним можно следить за основными вехами развития малыша и при необходимости вовремя обратиться к педиатру, неврологу или другим специалистам. А если необходимости нет (что чаще всего и бывает), то расслабиться и спокойно растить своего здорового малыша без лишней тревоги и напряжения.

Эту серию статей мы создавали с целью успокоить родителей, вселить в них уверенность в себе, в своих детях и в том, что природа о многом позаботилась. Ваш малыш обязательно вырастит все зубы, непременно перевернется, улыбнется, поползет, сядет, встанет, пойдет, побежит, заговорит, сосчитает до пяти и так далее — в свое время.

Все данные, касающиеся возрастных норм развития, мы брали из документов Всемирной организации здравоохранения — самого авторитетного в мире источника медицинской и околомедицинской информации.

Кроме того, к созданию сервиса «Развитие ребенка по месяцам» мы привлекли известного педиатра с почти 20-летней врачебной практикой Суламифь Вольфсон, автора множества научно-популярных статей, курсов и вебинаров по педиатрии и уходу за детьми. Все наши консультанты прослушали вебинар, подготовленный ею специально для курса повышения квалификации консультантов по сну BabySleepConsult.

Сервис «Развитие ребенка месяц за месяцем» представляет собой своеобразный календарь развития и включает 16 статей о развитии детей по возрастам: на каждый месяц с рождения до года, а также на 1,5, 2 и 3 года. В каждой статье о возрастном этапе развития вы найдете следующие рубрики.

Календарь кризисов ребенка

Примерный рост малыша в текущем месяце

Вы узнаете, что ребенок вовсе не обязательно должен соответствовать росту с ярлыков на одежде. Общеизвестный «стандарт» размеров одежды — 56 для новорожденного, 62 для трехмесячного, 68 для полугодовалого, 80 в год, 86 в полтора года и так далее — ориентируется скорее на верхнюю границу вариантов роста детей, а не на среднестатистический рост. В каждой статье на возраст будет дана таблица с указанием диапазона нормальных значений роста для мальчиков и девочек.

Примерный вес ребенка в данном месяце

Вы знали, что вес двух разных детей в возрасте одного месяца может отличаться даже на 2 и более килограммов? И при этом оба ребенка могут быть абсолютно здоровы, а их вес «нормальным»! Подтверждение этому вы найдете в табличных нормах, разработанных ВОЗ.

Формирование кистевых навыков (мелкой моторики рук)

В этом разделе можно месяц за месяцем следить, как кроха овладевает собственными ручками. В 3 месяца бесконтрольное хаотичное размахивание руками — совершенно здоровая ситуация. Зато месяцев после 9 ребенок уже в состоянии показать на кукле глазки указательным пальчиком.

Физическое развитие

Этот раздел показывает, что в полгода малыш не «обязан» сесть, а в год пойти. Вехи формирования физических навыков настолько широки, что рамки нормы растягиваются на целые месяцы: один малыш может поползти в 5 месяцев, а другой в 9. В то же время есть четкие рекомендации по безопасности, например, что в два месяца младенцу все еще обязательно нужно поддерживать голову.

Умственное развитие

Эта рубрика посвящена психологическому созреванию ребенка. В ней описаны самые важные скачки развития детей от рождения до 1,5 лет. Из нее вы узнаете не только то, на что малыш способен по возрасту, но и то, что является показателем нормального развития, а в каких ситуациях стоит обратиться к специалистам. Так, в 4 месяца все дети отличают «своих» и «чужих», а многие могут быть более беспокойными, чем обычно, из-за четвертого скачка развития.

Массаж или гимнастика

Ни то, ни другое не является необходимостью, если речь идет о здоровых, нормально (в широких рамках нормы согласно ВОЗ) развивающихся детях. Те варианты массажа и гимнастики, которые мы предлагаем, не являются лечебными. Это просто дополнительный способ общения взрослого и ребенка, еще одна возможность сближения с малышом, насыщения его своим вниманием. Ведь именно контакт и близость заботливого родителя — базовое условие развития вашего крохи. Гимнастика появляется в статьях на возраст после года. Ведь если в пять месяцев малыш еще относительно спокойно лежит во время массажа, то в полтора года он наверняка превратится в активного непоседу. Большую отдельную статью мы создали об игровой гимнастике для малышей в 2–3 года — с описанием конкретных комплексов упражнений.

Развитие речи

В этом вопросе рамки нормы, пожалуй, наиболее широки. Наши статьи уверят вас, что не стоит смущаться, если ребенок вашей подруги в два года говорит сложными предложениями, а ваш в том же возрасте еще тычет пальчиком, выкрикивая отдельные слова. Вероятнее всего, к трем годам эта разница исчезнет без следа. А если мама и папа хотят активно участвовать в этом процессе, можно заниматься с крохой, используя игры и упражнения из наших статей по развитию речи детей от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет.

Игры на возраст

Самостоятельная игра развивается у детей постепенно и под влиянием игрового взаимодействия с любящими взрослыми. На каждый возраст мы подобрали игры, которые максимально соответствуют актуальным способностям малыша и его потребностям в развитии. Например, в девять месяцев можно предложить игру на поиск предметов одной категории, в десять месяцев — на звукоподражание. Чем старше ребенок, тем более разнообразные и интересные игры ему доступны! Об играх после года мы подготовили отдельные статьи: «Как играть с малышом в 1–1,5 года» и «Как играть с ребенком в 1,5–2 года».

Игрушки на возраст

Нужны ли игрушки новорожденному? Когда предложить ребенку первые игрушки? Какие заинтересуют малыша в 3 месяца, а какие в 3 года? Мы изучили рекомендации специалистов и дали примеры развивающих игрушек на каждый возраст. Вы сэкономите деньги, приобретая только то, что будет актуально для вашего крохи. Например, для ребенка в семь месяцев мы предлагаем игрушки, стимулирующие ползание, а для годовалого малыша, благодаря его исследовательскому энтузиазму, игрушками становятся многие обычные предметы обихода.

Сон ребенка

В этой рубрике статей о развитии по месяцам вы найдете краткие сведения: сколько часов спят дети в разном возрасте в сутки, ночью и днем. Узнаете, например, что в восемь месяцев большинство малышей уже перешли на два дневных сна, а в одиннадцать месяцев у родителей может сложиться впечатление, что для ребенка два сна уже слишком много, хотя это лишь начало процесса сброса второго сна.

Поскольку в силу специализации у нас больше всего информации, в том числе практической, по теме сна, то рядом с подобной лаконичной справкой вы найдете ссылки на подробные статьи о сне в разном возрасте ребенка.

Надеемся, что наш сервис окажется полезен для многих родителей, даст ключевую информацию о развитии малышей с рождения до 3 лет и вдохновляющие идеи, как весело и интересно участвовать в этом развитии изо дня в день. А мы, консультанты по сну, готовы помочь вам и вашему ребенку высыпаться в каждом возрасте, учитывая его особенности.

Читайте статьи о развитии ребенка месяц за месяцем:

Новорожденный
1 месяц
2 месяца
3 месяца
4 месяца
5 месяцев
6 месяцев
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев
10 месяцев
11 месяцев
1 год
1,5 года
2 года
3 года

#скачокразвития#игрысребенком#маминмассаж

‘, nextArrow: », responsive: [{breakpoint: 1199, settings: {arrows: !1, infinite: !1, slidesToShow: 1}}] }) })

Вехи развития от рождения до 1 года

В течение первого года жизни дети быстро приобретают навыки. Они разрабатывают новые способы мышления, общения и решения проблем. (Это называется когнитивными навыками.) И они развиваются физически и учатся взаимодействовать с людьми.

Вы можете не знать, какие навыки типичны для младенцев. У Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) есть список вех, который он обновил с множеством изменений в 2022 году. CDC перенес некоторые вехи в разные возрастные диапазоны, что вызывает сомнение у некоторых экспертов.

Приведенные ниже вехи CDC помогут вам узнать, чего ожидать при 2 месяца , 4 месяца , 6 месяцев , 9 месяцев и 12 месяцев .

Если ваш ребенок не достигает этих показателей, это может указывать на возможные задержки в развитии. Обязательно поговорите с лечащим врачом вашего ребенка, если у вас есть проблемы.

Вы также можете узнать больше о: 

  • Как развиваются координация и моторика в разном возрасте 
  • Как развиваются навыки социально-эмоционального уровня в разных возрастах

на 2 месяца

Социальные/эмоциональные вехи

  • Улыбки, когда говорят или улыбнулись в
  • лица людей
  • Кажется счастливым, когда к нему приближается знакомый человек

Вехи языка/общения

  • Издает звуки, отличные от плача
  • Реагирует на громкие звуки

Движение/вехи физического развития

  • Держат головы, когда лежа на животе
  • , движутся как руки, так и ноги
  • Открывают руки.
  • Может фокусироваться и отслеживать лица и объекты, когда они перемещаются из стороны в сторону
  • Наблюдает за людьми, когда они двигаются
  • Смотрит на игрушку в течение нескольких секунд

К 4 месяцам

Социальные/эмоциональные вехи

  • Спонтанно улыбается
  • Смеется или хихикает, когда вы пытаетесь рассмешить их
  • Смотрит на вас, двигается или издает звуки, чтобы привлечь или удержать ваше внимание

    4

    7 Язык/общение вехи

    • Издает звуки типа «ох» и «ааа» (воркование)
    • Издает звуки в ответ на разговор с кем-то
    • Поворачивает голову на звук вашего голоса

    Вехи двигательного/физического развития

    • Тянется и хватает предметы
    • Может переворачиваться с живота на спину
    • Держит голову без поддержки, когда ее держат
    • Держит игрушку, когда вы кладете ее в руку
    • Использует руку, чтобы замахнуться на игрушку или другой предмет
    • Подпирает локти или предплечья, лежа на животе

    Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)

    • исследует вещи, положив их в рот
    • , если голодны, открывает рот, когда они видят грудь или бутылку
    • , с интересом

    к 6 месяцам

    человек
  • С удовольствием смотрит в зеркало
  • Смеется

Вехи языка/общения

  • По очереди издает звуки с вами
  • Дует «малиной» (высовывает язык и дует)
  • Издает визжащие звуки

Когнитивные вехи (обучение, мышление, решение проблем)

  • Берет предметы в рот, чтобы исследовать их 20 9 0 90 23 90 23 90 90 Закрывает рот, чтобы показать, что он закончил есть

Вехи двигательного/физического развития

  • Переворачивается со спины на живот и с живота на спину
  • Сидит с поддержкой
  • делает прямые «отжимания» с ладонями на полу
  • на руках для поддержки, когда сидит

к 9 месяцам

Социальные/эмоциональные вехи

  • Начало на начинании. Может расстраиваться, когда его разлучают с опекунами
  • Выражает несколько выражений лица, например, счастливое, грустное, злое и удивленное
  • Поворачивается, когда называют имя
  • Улыбается или смеется, играя в «прятки»

Вехи языка/общения

  • Поднимает руки, чтобы попросить родителей поднять их
  • Издает много разных звуков, таких как «мама-мама» и «бабаба»

Когнитивные вехи, мышление -разгадывание)

  • Ищет предметы, которые ускользают из поля зрения
  • Любит интерактивные игры, такие как «прятки» и «такой большой»
  • Сталкивает два предмета вместе

Физические вехи

  • Садится без посторонней помощи
  • Перекладывает предметы из одной руки в другую
  • Использует пальцы, чтобы «подгребать» еду ближе
  • Сидит без поддержки

К 12 месяцам 3029

90эмоциональный вехи

  • Играет с вами в игры, как в пирожки
  • Любит читать и смотреть книжки с картинками
  • Плачет, когда вы выходите из комнаты

Языковые вехи

  • Машет «пока-пока»
  • Называет родителя «мама», «папа» или другое имя
  • Понимает «нет» (делает паузу или останавливается, когда вы говорите)

Когнитивные вехи (обучение, мышление) , решение проблем)

  • Ищет вещи, которые, как они видят, вы прячете (например, игрушку под одеялом)
  • Кладет вещи в контейнер, как кубик в чашке

Вехи двигательного/физического развития

  • Прогулки, держащиеся за мебель («крейсерские»)
  • Может подтягиваться до положения стоя
  • Пьет из чашки без крышки, пока ее держит кто-то другой
  • Использует большой и указательный пальцы, чтобы поднимать предметы

Имейте в виду, что дети развиваются с разной скоростью. Если ваш ребенок не достигает некоторых из этих этапов, не паникуйте. Но обязательно обсудите это с лечащим врачом вашего ребенка. Вы можете вместе обсудить, стоит ли проводить раннюю оценку вмешательства.

И обратите внимание на вехи развития годовалых и двухлетних детей.

Ключевые выводы

  • Младенцы первого года жизни развиваются быстро и с разной скоростью.

  • Большинство может сказать «мама» и «папа» и понять «нет» к концу первого года жизни.

    Похожие темы

    • Признаки и симптомы

    Как развиваются дети в течение первых двух лет жизни: Помесячное руководство | Наука и техника

    Педиатры называют это «тысячей золотых дней»: временем, которое проходит между зачатием ребенка и вторым днем ​​рождения. Все, что происходит в этот период, имеет решающее значение для будущего ребенка. Привычки остальных членов семьи, а также поведение и обычаи, принятые в доме, влияют на обмен веществ ребенка и имеют отношение к его будущему. Таким образом, по словам экспертов, эти месяцы являются ключевым моментом в жизни ребенка для формирования здорового поведения.

    Данная статья представляет собой хронологию развития здорового ребенка, рожденного в срок, по данным основных педиатрических обществ и ассоциаций. Но не стоит воспринимать вехи слишком буквально: то, что описывается по месяцам, является справочником, а не учебником. Это не повод для беспокойства, если ребенок не ходит после года и не разговаривает после 18 месяцев. Как утверждают специалисты, у каждого ребенка своя шкала времени.

    Физические изменения: от вялости к бегу

    За эти 1000 дней зигота размером всего в миллиметр превращается в ребенка весом 12 килограммов, который бегает повсюду, более или менее легко разговаривает, взаимодействует с окружающим миром, чувства, смех и беспокойство. С самого рождения их мозг становится губкой, впитывающей все вокруг. Они учатся понимать, строить отношения, ходить, есть и говорить. И делают они это в своем темпе. Диапазон «нормальности» развития очень широк, и каждый малыш индивидуален, подчеркивают педиатры. Начнем с того, что ребенок, рожденный раньше срока, и ребенок, рожденный в срок, — это не одно и то же: параметры измерения и ритм роста разные.

    В первые несколько месяцев жизни наиболее зрелой структурой является ствол мозга, который управляет основными функциями: дыханием и сердечной деятельностью. «Изначально движения ребенка являются рефлекторными, автоматическими, исходящими из ствола мозга», — говорит Ана Камачо, президент Испанского общества детской неврологии. «По мере созревания других частей мозга, таких как большие полушария, эти рефлекторные реакции начинают уступать место произвольным движениям».

    Этот процесс связан с прогрессирующей церебральной миелинизацией, говорит Камачо, детский невролог из мадридской больницы Доче де Октубре. «Миелин, необходимый для правильной передачи нервных импульсов, присутствует в небольшом количестве при рождении, и его увеличение, называемое миелинизацией, происходит постепенно от нижних отделов мозга к верхним и от задних к передним. передние зоны. Этот процесс продолжается до второго десятилетия жизни, хотя в двухлетнем возрасте миелинизация уже сильно развита».

    Все проходит через этот загадочный орган, который при рождении весит всего 350 граммов и удваивается, а затем утраивается в возрасте от одного до двух лет. За каждым шагом вперед в психомоторном развитии стоят тысячи новых нейронных связей, а родители и педиатры одержимы заботой о здоровом мозге.

    Уход за родничком

    При рождении кости в черепе ребенка не срастаются между собой: в верхней и передней зонах головы имеется ромбовидное углубление, называемое передним родничком, а в задней части черепа другое видно треугольное углубление. Их можно трогать, и совершенно нормально, что кожа, покрывающая роднички, поднимается и опускается, когда ребенок плачет или напрягается.

    По мере того, как кости, окружающие роднички, растут и соединяются вместе, они уменьшают углубления, пока не закроются. Передний родничок обычно закрывается в возрасте от 9 до 18 месяцев, а родничок на затылке — примерно в шесть месяцев.

    Спать лицом вверх или вниз?

    Современные родители вспоминают, что когда они были младенцами, родители всегда без исключения укладывали их спать лицом вниз. Однако сейчас педиатры рекомендуют младенцам спать лицом вверх. Научное мнение изменилось, и рекомендации тоже. Почему? Риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС), который, как правило, поражает детей в возрасте до года, является ключевым.

    Преждевременные роды, пребывание среди курильщиков, сон лицом вниз, чрезмерное укутывание в одеяла или сон в одной постели с родителями — все это увеличивает риск СВДС, говорит Кристобаль Коронель, президент Испанского общества амбулаторной педиатрии первичной медицинской помощи (Sepeap). ). Причины СВДС остаются неизвестными, но научное сообщество указывает на сочетание сопутствующих генетических, экологических и социокультурных факторов в ключевой период неврологического, сердечного и респираторного развития.

    До конца 1980-х младенцам рекомендовалось спать лицом вниз, но в 1994 году эксперты начали выпускать предупреждения о риске СВДС при сне в этом положении и призывали родителей переодеться лицом вверх. Научные работы предполагают, что сон лицом вниз увеличивает риск СВДС до 14 раз, в основном из-за риска удушья, но есть и другие теории. Например, сон лицом вниз может спровоцировать кислородное голодание, ведущее к гипоксии, и повторное вдыхание углекислого газа, что может привести к гиперкапнии (аномально повышенному уровню углекислого газа в крови). Это также может привести к нарушению мозгового кровообращения, обструкции дыхательных путей, нарушению сердечно-сосудистой деятельности или повышению температуры тела, среди прочих осложнений.

    Ходок или нет?

    Первые шаги ребенка без посторонней помощи — одна из важнейших вех развития в первые несколько лет жизни. И хотя существуют игрушки, призванные им помогать, вроде ходунков, педиатры выступают против почти всех подобных вспомогательных средств. Прежде всего, классическая модель, похожая на маленькую машину с ребенком, сидела посередине и двигала его ногами. Лайя Ассо, глава Межсекторальных программ общественного здравоохранения для детей и подростков регионального правительства Каталонии, говорит, что эти игрушки могут быть чрезвычайно опасными: «Если они упадут на лестницу, это будет сопряжено с огромным риском. Из-за положения, в котором находится ребенок, верхняя часть тела открыта, и большинство ударов приходится на голову».

    Коронель Сепиапа добавляет, что высота стула должна быть точно отрегулирована из-за риска искривления ног. «Ступни должны доставать до пола правильно, чтобы ноги не были подвешены в скобках».

    Педиатры также не в восторге от висящих или прыгающих ходунков, в которых ребенок учится делать шаги, подвешенные на своеобразных качелях. Ассо говорит, что они мало помогают детям учиться ходить. «Ребенок начинает делать шаги, не осознавая своего веса и инертности. Вы не учите их, что значит ходить, шатаясь и неуверенно». Коронель соглашается: «Это создает плохую осанку, и ребенку делегируется вся ответственность, и у него не развиваются рефлексы».

    Единственным общепринятым ходунком является коляска с колесами, которую ребенок толкает за ручку. «По крайней мере, они что-то толкают. Это не так уж плохо. Они толкают его, как если бы им что-то другое [стул, например], чтобы помочь им», — говорит Ассо.

    Кормление: грудное молоко или детская смесь?

    В первые три месяца жизни ребенок ежемесячно прибавляет в весе около 900 граммов и в росте 3,5 сантиметра. С четырех месяцев до полугода они каждые четыре недели прибавляют в весе полкилограмма и два сантиметра. Это средняя скорость роста, но на практике у каждого ребенка свой темп. В первые несколько дней после рождения для насыщения достаточно крошечных ложек молока, а по мере их роста количество только молочных кормов будет увеличиваться до шести месяцев.

    С научной точки зрения споров нет: грудное молоко — лучший вариант для физического и эмоционального здоровья ребенка и матери. «Помимо предотвращения рака у матери и метаболического дара ребенку с точки зрения предотвращения риска сердечно-сосудистых заболеваний, есть и другие вещи, которые выходят за рамки питания», — говорит Ассо. «Во время лактации со стороны матери происходит выброс гормонов, таких как окситоцин, который формирует связи между матерью и ребенком».

    Ассо признает, что детская смесь достигла «очень хорошего питательного качества», но нет никакой замены грудному молоку, которое является «динамической жидкостью, которая постоянно меняется и адаптируется к потребностям ребенка». В качестве примера Ассо отмечает: «Происходят изменения температуры соска, так что сальные железы выделяют больше запаха, чтобы ребенок мог найти грудь».

    В этой изменяющейся жидкости грудное молоко в первые 72 часа после рождения называется молозивом. «Он имеет желтоватый цвет, потому что содержит каротины, предшественники витамина А. И он богат белками и иммуноглобином А для защиты новорожденного», — говорит Ассо. Кроме того, это молоко доставляется в небольших количествах, «потому что необходимо установить координацию между сосанием и дыханием». В этом же корме первая часть молока водянистая, для утоления жажды. Во второй фазе молоко более калорийное, с большей жирностью, чтобы утолить голод.

    Как и когда начинать прикорм

    Специалисты рекомендуют кормить исключительно грудью до шести месяцев, а затем вводить прикорм постепенно. В отношении детей, которые не находились на грудном вскармливании, нет четкого консенсуса, но его можно вводить в возрасте от четырех до шести месяцев.

    Слишком раннее начало (до четырех месяцев) может быть опасным из-за риска удушья, замены молока другими, менее питательными продуктами и долговременного нарушения регуляции аппетита и чувства насыщения. Таким образом, Испанская педиатрическая ассоциация (AEP) рекомендует не откладывать введение других продуктов после 26 недель, поскольку это может привести к проблемам с питанием, таким как дефицит железа или цинка и пищевая аллергия.

    Педиатры рекомендуют вводить другие продукты постепенно, и, хотя в течение многих лет рекомендации AEP разбивались, вводя новые продукты каждый месяц, педиатры говорят, что теперь они стали гораздо более гибкими. Например, ранее более вызывающие аллергию продукты, такие как яйца и некоторые виды фруктов, вводились последними из опасения, что у детей разовьется непереносимость. Но научные данные не подтвердили эту теорию. «Откладывание аллергенных продуктов было сделано из лучших побуждений, чтобы снизить риски, но оказалось, что это не имело особого смысла», — говорит Ассо.

    В чем сходятся педиатры, так это в том, что, начиная вводить прикорм, они должны быть с высоким содержанием железа и цинка, такие как мясо, рыба и бобовые. И, как отмечает Коронель, всегда приспосабливается к потребностям ребенка. «Не нужно быть категоричным или догматичным. Порядок, в котором следует вводить продукты, может быть разным; с более тяжелым ребенком можно, например, давать овощи перед кашами».

    Единственными рекомендациями, установленными экспертами, является то, что овощи с зелеными листьями (например, шпинат и мангольд) следует избегать до 12 месяцев, а фрукты следует давать целыми (фруктовые соки практически не имеют питательной ценности). Министерство здравоохранения Испании также рекомендует избегать крупной рыбы, такой как рыба-меч и тунец, до 10 лет.0003

    Прорезывание зубов

    Первый зуб у ребенка появляется как в возрасте пяти месяцев, так и в возрасте 12 месяцев. В любом случае детские стоматологи рекомендуют с рождения, даже когда у ребенка нет зубов, очищать десны и язык марлей после каждого кормления.

    После прорезывания первых зубов гигиену полости рта можно проводить с помощью силиконовых наперстков или маленькой зубной щетки не реже двух раз в день. При прорезывании первых моляров детские стоматологи рекомендуют пользоваться зубной нитью. Асунсьон Мендоса, президент Испанского общества детских стоматологов, предлагает чистить зубы в течение нескольких минут, используя количество зубной пасты размером с рисовое зерно до двух лет и выплевывая зубную пасту без полоскания.

    Кариес зубов является инфекционным заболеванием, которое чаще встречается в младенчестве и его развитие, благодаря свойствам молочных зубов, происходит очень быстро. Детские стоматологи поддерживают грудное молоко как лучший вариант для развития ребенка, и хотя оно само по себе не спровоцирует кариес, они предупреждают, что ночное кормление грудью в течение длительного периода (более года) в сочетании с плохой гигиеной после кормления может привести к развитие кариеса. После того, как прорежется первый зуб, следует избегать кормления из бутылочки в ночное время.

    Есть и другие привычки, говорит Мендоса, которые также могут представлять риск: если у одного из родителей есть склонность к развитию кариеса, у него будут канцерогенные бактерии, которые могут передаваться через слюну, в таких обычных действиях, как «чистка пустышки». со слюной, проверяя бутылочку, чтобы убедиться, что она не слишком горячая, дуя на еду, чтобы охладить ее, или целуя ребенка в губы; все это может позволить бактериям, вызывающим кариес, попасть изо рта взрослого в рот ребенка».

    Прикорм для младенцев или смешанное питание?

    Когда дело доходит до того, как кормить ребенка, есть два варианта: традиционный способ, смешивание пищи, или так называемое отлучение от груди, которое заключается в том, чтобы вводить продукты по указанию ребенка (он ест все, что есть на столе). и бросается в глаза). Нет исследований, доказывающих, что один способ лучше другого, поэтому эксперты говорят, что родители сами должны решить, какой из них им больше нравится.

    «Жевание младенцем зависит от прочности десен. Они не могут резать пищу, но могут жевать. Отлучение ребенка от груди интересно, потому что мы поощряем развитие и независимость ребенка, и, кроме того, когда он ест за столом, это момент неисчислимой ценности для ребенка», — говорит Ассо, который также указывает на преимущества «совместного использования». ответственность: «Ребенок ест в зависимости от аппетита.

    Коронель, однако, говорит, что «это хорошая идея, если ребенок ест достаточно и получает достаточно питания». Также следует помнить о риске удушья. Следует избегать мелких и жестких продуктов, таких как орехи, яблоки и морковь. Эксперты рекомендуют приготовленные на пару овощи или более мягкие фрукты, нарезанные небольшими ломтиками, такие как груши, бананы и манго.

    У пустышки есть свои ограничения

    Педиатры рекомендуют по возможности избегать использования пустышки, особенно в период введения грудного вскармливания, когда ребенок отрабатывает сосание и наиболее удобное положение. Ассо отмечает, что пустышки и детские бутылочки могут создать путаницу. «Соски-пустышки легче сосать, и все знания и практика, которые ребенок приобретает при сосании груди, противоречат знаниям, полученным от соски».

    В любом случае, если родители решают использовать пустышку, педиатры говорят, что ее следует использовать только в определенное время, например, чтобы помочь ребенку расслабиться перед сном. «Но должны быть установлены ограничения, потому что у них открытый прикус и открытые зубные дуги, и это почти наверняка будет синонимом ортодонтии», — говорит Ассо.

    Общение: от плача до истерик

    Новорожденный почти весь день спит, просыпаясь только для еды и общаясь плачем. Но по прошествии месяцев их контакт с окружающей средой усиливается и переходит от небольшой имитирующей улыбки в первый месяц, когда они чувствуют себя комфортно или довольны, до внимания к голосам, бормотания, игр и желания говорить и взаимодействовать с другими людьми.

    В возрасте от шести месяцев до года дети являются экспертами в невербальном общении. Они объясняются жестами, заявляют о своих предпочтениях и выражают свои эмоции. Им нравится играть, и они начинают понимать, что игрушки продолжают существовать, даже если они их не видят.

    Постепенно у них появляется любопытство, они начинают интересоваться новыми вещами и начинают развивать свой характер и личность. По мере приближения своего второго дня рождения они становятся все более и более независимыми, способными обнимать, целовать или отвергать кого-то. У них также случаются истерики, когда они не получают того, чего хотят. Они узнают себя в зеркале и начинают осознавать себя сами по себе. Они также подражают действиям взрослых и хотят играть с другими детьми. Поощрение развития их мозга с помощью игр, внимания и заботы также помогает формировать социальные навыки, которые будут ключевыми в общении с миром.

    Совместный сон — хорошая идея?

    Сон в одной постели – спорная практика: с одной стороны, это облегчает грудное вскармливание, но также является фактором риска СВДС. Если родители решают спать вместе, педиатры советуют следовать нескольким рекомендациям. Например, в первые дни после рождения, когда мать устала и измотана, риск раздавить ребенка выше. «Но совместный сон способствует привязанности и грудному вскармливанию», — отмечает Виктория Фернандес де ла Руа из AEP, которая также утверждает, что непрерывный контакт помогает укрепить привязанность и полезен для здоровья ребенка и развития нейронов. Тем не менее, AEP советует, что самое безопасное место для сна младенцев в первые шесть месяцев жизни — это кроватка лицом вверх и рядом с кроватью родителей.

    В то время как совместный сон облегчает грудное вскармливание, которое является защитным фактором против СВДС, сама практика представляет риск. Таким образом, эксперты рекомендуют не спать вместе с детьми младше трех месяцев, с недоношенными детьми или детьми, у которых при рождении был недостаточный вес, если родители курят, употребляют алкоголь, принимают наркотики или фармацевтические седативные средства, а также в ситуациях крайней усталости. . Они также не рекомендуют спать вместе на мягких поверхностях, таких как водяные кровати или диваны.

    Экранное время: когда и сколько?

    Экраны следует полностью избегать до двухлетнего возраста. В этом педиатры единодушны. «Детей нельзя успокаивать таким образом или отвлекать, чтобы они поели. Экраны влияют на их сон и способствуют малоподвижному образу жизни и ожирению», — говорит Фернандес де ла Руа.

    Ассо идет еще дальше и говорит, что экраны также могут влиять на отношения между детьми и родителями. «Когда вы смотрите в свой мобильный телефон, это мешает вашей жизни и вашим отношениям со всеми остальными. Экраны могут держать нас в заложниках». В частности, размещение экрана перед ребенком, когда он ест, может привести к тому, что «ребенок ест, не осознавая, что он ест, и это может привести к тому, что он пропустит сигналы аппетита и сытости, потому что он ест на автопилоте».

    Стоит ли позволять ребенку плакать?

    Младенцы могут плакать от одного до трех часов в день в течение первых трех месяцев жизни без какой-либо значительной патологии. Это то, как они сообщают о своих потребностях. Они плачут, когда им холодно, когда им жарко, когда они голодны, если чувствуют себя одинокими или просто потому, что хотят поиграть.

    В этой ситуации педиатры советуют руководствоваться здравым смыслом. Во-первых, следует исключить любую возможность проблем со здоровьем или какой-либо дискомфорт. Если это не так, родители должны попытаться утешить ребенка и разорвать цикл плача, переместив ребенка в другую комнату, чтобы посмотреть в окно или, например, поиграть в игру. «Когда ребенок плачет, он передает потребность. Вы должны пойти. Затем решение о том, утешать ли их, поднимая или нет, зависит от каждого случая», — говорит Ассо.

    Предупреждающие знаки: когда что-то не так в развитии

    Педиатры советуют быть осторожными и подчеркивают, что все дети разные и имеют свой особый ритм развития. Они подчеркивают, что сравнения с братьями и сестрами дома или с друзьями в детской или в парке не имеют большого значения. Помимо личного восприятия родителей или мнения сверстников, специалисты наблюдают за психомоторным развитием детей с помощью научно подтвержденных шкал, таких как шкала Хайзеа-Леванта, таблица развития, которая рассчитывает параметры общительности, манипулирования, языка и позы на месяц.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *