Развитие моторики рук: Мелкая моторика — развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

упражнения для детей и взрослых

https://rsport.ria.ru/20220822/motorika-1811331047.html

Развитие моторики рук: упражнения для детей и взрослых

Развитие моторики рук: упражнения для детей и взрослых

Развитие моторики рук: упражнения для детей и взрослых

Хорошая артикуляция, активный ум, ясная память и правильная координация движений — все это достигается с помощью развития моторики рук. Развивающие игры и… РИА Новости Спорт, 26.09.2022

2022-08-22T16:00

2022-08-22T16:00

2022-09-26T13:20

зож

здоровье

здоровье — общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/153140/78/1531407841_0:0:3099:1743_1920x0_80_0_0_af5f7387f9e6642732c096cf2ca5bde1.jpg

МОСКВА, 22 авг — РИА Новости. Хорошая артикуляция, активный ум, ясная память и правильная координация движений — все это достигается с помощью развития моторики рук. Развивающие игры и пальчиковая гимнастика помогает детям в правильном развитии. Для взрослых упражнения на мелкую моторику являются эффективной зарядкой для мозга и методом вспомогательной терапии при восстановлении речи после серьезных нарушений.Моторика — последовательность движений, которые нужны для выполнения определенной задачи. В развитии этого навыка чаще всего подразумевается мелкая моторика — способность выполнять мелкие движения пальцами и кистями рук. Она отвечает за правильную координацию нервной, костной и мышечной системы.ЗначимостьМоторные навыки отвечают за выполнение человеком различных задач: от речи, ходьбы и бега до умения держать ложку, писать и завязывать шнурки на ботинках. Моторика начинает развиваться сразу после рождения, когда ребенок начинает активно познавать мир. Отсутствие дополнительных упражнений и развивающих игр могут замедлить развитие. В результате это приводит к тому, что ребенок учится читать позднее своих сверстников, плохо разговаривает, имеет плохую координацию движений и пр.Моторика напрямую влияет на слаженное взаимодействие между всеми системами организма и формирование нейронных связей в головном мозге. Так ежедневные развивающие игры помогут ребенку развить:Поддерживать навыки мелкой моторики нужно на протяжении всей жизни. Выполнение простых упражнений и рукоделие помогут сохранить ясный ум и память на долгие годы, в некоторых случаях — восстановить речевые и двигательные способности.ВидыМоторика делится на 2 вида: крупную и мелкую. Чтобы развитие ЦНС, мускулатуры и опорно-двигательного аппарата у малыша происходили правильно, нужно гармонично развивать оба вида моторных навыков.МелкаяМелкая моторика — выполнение движений пальцами и кистями рук. Существует мнение, что развитие именно этого вида моторных навыков является основой талантов и способностей ребенка. Объясняется это тем, что отвечающие за нее центры расположены в близости с зоной мышления, воображения, внимания, речи, двигательной и зрительной памяти.Развитие мелкой моторики у взрослых адаптирует мозг к интенсивной умственной активности, помогает улучшить память и развить креативность. То есть поддержать и улучшить имеющиеся навыки, приобретенные в детстве. Крупная (большая)Крупная моторика — выполнение движений с помощью мышц рук, ног и туловища. Данный тип навыков отвечает за все виды физической активности, выполняемой ребенком: ползание, стояние, сидение, ходьба, бег, прыжки. В дальнейшем правильное развитие крупной моторики влияет на навыки самообслуживания, езду на велосипеде, игры с мячом, танцы, плавание.Крупная моторика напрямую влияет на развитие мелкой моторики. Например, если малыш плохо сидит, то он не сможет рисовать, писать или заниматься лепкой за столом.Особенности развития моторикиЛюбой вид моторики развивается поэтапно, учитывая возрастные возможности человека.У детейДо 4 месяцев ребенок умеет лежать на спине, учится осознанно двигать конечностями и координировать движения глаз и головы, отзываясь на голос родителя. С 2-3 месяцев у малыша появляется желание перемещать свое тело в пространстве, благодаря чему осваивается навык переворотов. Сначала ребенок переворачивается набок, затем на живот, а после учится перевороту с живота на спину. В 3-5 месяцев ребенок увереннее контролируют свою голову, может поднимать ее вместе с плечами, что увеличивает радиус обзора и мотивирует малыша поскорее начать ползать. Дополнительно младенец учится координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю.В 6-8 месяцев малыш начинает активно ползать: по-пластунски или на четвереньках. В этом же возрасте ребенок учится хватать и удерживать предметы. Благодаря навыку хвата он подтягивается и учится сидеть. При правильном развитии в 8-9 месяцев ребенок старается удержать корпус без посторонней помощи. Также он учится перекладывать предметы из одной руки в другую, осваивает пинцетные и щипковые захваты, которые будут участвовать в бытовых задачах на протяжении всей жизни. Вместе с удержанием предметов ребенок активно изучает их, запоминает их функции, а позднее учится изображать их на своих рисунках, задавать вопросы, описывать их и придумывать сценарные игры.В 9-11 месяцев малыш начинает вставать, удерживаясь за опору. Позднее дети отказываются от опоры и выполняют повороты корпусом, смело встают и садятся без помощи взрослых. В 12-14 месяцев ребенок радует родителей своими первыми шагами. Сначала он старается перемещаться вдоль опоры, а затем учится самостоятельно удерживать вес тела. При этом, начиная с года, ребенок старается во всем подражать взрослым, повторяя движения, которые показывает родитель и стараясь сказать то, что часто слышит от мамы или папы.После года усваиваются и совершенствуются более сложные навыки. Ребенка начинает интересовать игра в мяч, он спокойно передвигается по лестнице приставными шагами. В 16-18 месяцев ребенок умеет держать ложку, карандаш, снять обертку с конфеты. В 18-24 месяца малыш перелистывает страницы книги, учится играть в сложные интеллектуальные игры.В 2-3 года малыш уверенно прыгает, бегает, танцует, начинает увлекаться лепкой из пластилина, осознанным рисованием. В 4 года уверенно управляет велосипедом, умеет стоять и прыгать на одной ноге, правильно раскрашивать картинки, переписывать печатные буквы, завязывать шнурки. В 5 лет все движения производятся на интуитивном уровне. Ребенок начинает учиться писать, считать.В школьном возрасте развитие моторики направлено на улучшение навыков письма, чтения, рисования и совершенствование координации движений.У взрослыхЧасто развитие моторики становится методом восстановления речи и навыков движения после острых нарушений, осложнения заболеваний, травм или аварий. Упражнения для мелкой моторики помогают восстановить и улучшить подвижность конечностей, память, артикуляцию, усилить умственную активность.Этапы развития предполагают постепенное увеличение нагрузки. Сначала вводятся легкие упражнения, затем дополнительно включается лепка, рукоделие и развивающие игры.Упражнения на развитие моторики рук и пальцевЭффективность гимнастики для развития мелкой моторики зависит от соблюдения следующих правил:Также упражнения следует сочетать с массажем: растирать, поглаживать, разминать руки, сжимать и разжимать пальцы.Для детейКомплекс упражнений для детей от 0 до 2 лет.Упражнение 1. «Здравствуй, пальчик»Упражнение 2. «Сильные пальчики»Упражнение 3. «Прятки»Упражнения для детей от 2 лет и старше.Упражнение 1. «Комочек»Упражнение 2. «Счетные палочки»Упражнение 3. «Рыбалка»В ежедневный комплекс необходимо включить перекатывание мячика между ладоней, массаж ладоней и пальчиков, распознавание предметов на ощупь.Для взрослыхКомплекс упражнений на развитие моторики для взрослых:Как еще помочь ребенку развить моторикуКроме упражнений существуют различные способы развития моторики у детей, которые сделают ежедневные занятия интересными и веселыми.ИгрыИгровые занятия идеально подойдут детям до 3 лет. Подобные игры помогают развить не только мелкую моторику и координацию движений, но и речь малыша. В программу занятий для детей от 0 до 2 лет можно включить классические игровые упражнения, по типу «Ладушки», «Сорока-белобока». В 2-3 года можно ввести в комплекс усложненные игры. Далее следует отдать предпочтение интеллектуальным играм: пальчиковый лабиринт, домино, аппликации, оригами и вырезание различных фигурок.ИгрушкиСегодня можно встретить большое разнообразие игрушек для развития мелкой моторики. Варианты для полезного досуга:К слову, для развития мелкой моторики подойдут различные игрушки, которые ребенок будет с интересом ощупывать, осматривать и познавать.ЛепкаСамый известный, простой и бюджетный вариант для развития мелкой моторики — лепка или рисование из пластилина. Отличной альтернативой пластилину может стать полимерная глина, кинетический песок или специальные массы для моделирования. Занятия лепкой нужно вводить с 3 лет и в целях безопасности проводить их в сопровождении взрослых.Рекомендации экспертовЗаниматься развитием мелкой моторики нужно с младенчества, увеличивая заинтересованность малыша в познании окружающего мира. При этом важно понимать, что активные развивающие игры и упражнения не должны становиться обязательством. Поэтому не нужно заставлять ребенка делать то, что ему неинтересно. Эксперты советуют подключить свою фантазию и креатив, создав веселые и непринужденные условия для занятий. Чтобы ребенок не заскучал, занимательные уроки следует проводить недолго. Достаточно 5-10 минут.Психологи рекомендуют почаще хвалить ребенка во время гимнастики, не критиковать за то, что у него что-то не получается. Необходимо дать время и малыш продемонстрирует лучшие результаты. Это касается и взрослых. Для развития и поддержки моторных навыков важна регулярность и постепенное увеличение нагрузки, а не высокая интенсивность гимнастики.

https://rsport.ria.ru/20220815/skolioz-1809774555.html

https://rsport.ria.ru/20220805/kisti-1807612149.html

https://rsport.ria.ru/20220729/deti-1805912025.html

https://rsport.ria.ru/20220801/paltsy-1806409417.html

https://rsport.ria.ru/20220728/koordinatsiya-1805697970.html

https://rsport.ria.ru/20220802/yoga-ayengara-1806740128.html

https://rsport.ria.ru/20220727/shishonin-1805397270.html

https://rsport.ria.ru/20220706/fitbol-1800481558.html

https://rsport.ria.ru/20220707/stopy-1800991322.html

РИА Новости Спорт

1

5

4.7

96

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

РИА Новости Спорт

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости Спорт

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/153140/78/1531407841_328:0:3059:2048_1920x0_80_0_0_6ee174a978f650daa696f942e41c283a.jpg

1920

1920

true

РИА Новости Спорт

1

5

4.7

96

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости Спорт

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

здоровье, здоровье — общество

ЗОЖ, Здоровье, Здоровье — Общество

Оглавление

  • Значимость
  • Виды
  • Мелкая
  • Крупная (большая)
  • Особенности развития моторики
  • У детей
  • У взрослых
  • Упражнения на развитие моторики рук и пальцев
  • Для детей
  • Для взрослых
  • Как еще помочь ребенку развить моторику
  • Игры
  • Игрушки
  • Лепка
  • Рекомендации экспертов

МОСКВА, 22 авг — РИА Новости. Хорошая артикуляция, активный ум, ясная память и правильная координация движений — все это достигается с помощью развития моторики рук. Развивающие игры и пальчиковая гимнастика помогает детям в правильном развитии. Для взрослых упражнения на мелкую моторику являются эффективной зарядкой для мозга и методом вспомогательной терапии при восстановлении речи после серьезных нарушений.

Моторика — последовательность движений, которые нужны для выполнения определенной задачи. В развитии этого навыка чаще всего подразумевается мелкая моторика — способность выполнять мелкие движения пальцами и кистями рук. Она отвечает за правильную координацию нервной, костной и мышечной системы.

Значимость

Моторные навыки отвечают за выполнение человеком различных задач: от речи, ходьбы и бега до умения держать ложку, писать и завязывать шнурки на ботинках. Моторика начинает развиваться сразу после рождения, когда ребенок начинает активно познавать мир. Отсутствие дополнительных упражнений и развивающих игр могут замедлить развитие. В результате это приводит к тому, что ребенок учится читать позднее своих сверстников, плохо разговаривает, имеет плохую координацию движений и пр.

Моторика напрямую влияет на слаженное взаимодействие между всеми системами организма и формирование нейронных связей в головном мозге. Так ежедневные развивающие игры помогут ребенку развить:

  • Воображение и пространственное мышление;
  • Координацию движений;
  • Речь;
  • Зрительную и двигательную память;
  • Внимание и наблюдательность;
  • Усидчивость и навык планирования.

Поддерживать навыки мелкой моторики нужно на протяжении всей жизни. Выполнение простых упражнений и рукоделие помогут сохранить ясный ум и память на долгие годы, в некоторых случаях — восстановить речевые и двигательные способности.

15 августа, 16:40ЗОЖ

Упражнения при сколиозе: правила и особенности ЛФК для каждой стадии

Моторика делится на 2 вида: крупную и мелкую. Чтобы развитие ЦНС, мускулатуры и опорно-двигательного аппарата у малыша происходили правильно, нужно гармонично развивать оба вида моторных навыков.

Мелкая

Мелкая моторика — выполнение движений пальцами и кистями рук. Существует мнение, что развитие именно этого вида моторных навыков является основой талантов и способностей ребенка. Объясняется это тем, что отвечающие за нее центры расположены в близости с зоной мышления, воображения, внимания, речи, двигательной и зрительной памяти.

Развитие мелкой моторики у взрослых адаптирует мозг к интенсивной умственной активности, помогает улучшить память и развить креативность. То есть поддержать и улучшить имеющиеся навыки, приобретенные в детстве.

Крупная (большая)

Крупная моторика — выполнение движений с помощью мышц рук, ног и туловища. Данный тип навыков отвечает за все виды физической активности, выполняемой ребенком: ползание, стояние, сидение, ходьба, бег, прыжки. В дальнейшем правильное развитие крупной моторики влияет на навыки самообслуживания, езду на велосипеде, игры с мячом, танцы, плавание.

Крупная моторика напрямую влияет на развитие мелкой моторики. Например, если малыш плохо сидит, то он не сможет рисовать, писать или заниматься лепкой за столом.

5 августа, 18:45ЗОЖ

Упражнения для кистей рук: гимнастика для укрепления мышц

Особенности развития моторики

Любой вид моторики развивается поэтапно, учитывая возрастные возможности человека.

У детей

До 4 месяцев ребенок умеет лежать на спине, учится осознанно двигать конечностями и координировать движения глаз и головы, отзываясь на голос родителя. С 2-3 месяцев у малыша появляется желание перемещать свое тело в пространстве, благодаря чему осваивается навык переворотов. Сначала ребенок переворачивается набок, затем на живот, а после учится перевороту с живота на спину.

В 3-5 месяцев ребенок увереннее контролируют свою голову, может поднимать ее вместе с плечами, что увеличивает радиус обзора и мотивирует малыша поскорее начать ползать. Дополнительно младенец учится координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю.

В 6-8 месяцев малыш начинает активно ползать: по-пластунски или на четвереньках. В этом же возрасте ребенок учится хватать и удерживать предметы. Благодаря навыку хвата он подтягивается и учится сидеть. При правильном развитии в 8-9 месяцев ребенок старается удержать корпус без посторонней помощи. Также он учится перекладывать предметы из одной руки в другую, осваивает пинцетные и щипковые захваты, которые будут участвовать в бытовых задачах на протяжении всей жизни. Вместе с удержанием предметов ребенок активно изучает их, запоминает их функции, а позднее учится изображать их на своих рисунках, задавать вопросы, описывать их и придумывать сценарные игры.

В 9-11 месяцев малыш начинает вставать, удерживаясь за опору. Позднее дети отказываются от опоры и выполняют повороты корпусом, смело встают и садятся без помощи взрослых. В 12-14 месяцев ребенок радует родителей своими первыми шагами. Сначала он старается перемещаться вдоль опоры, а затем учится самостоятельно удерживать вес тела. При этом, начиная с года, ребенок старается во всем подражать взрослым, повторяя движения, которые показывает родитель и стараясь сказать то, что часто слышит от мамы или папы.

После года усваиваются и совершенствуются более сложные навыки. Ребенка начинает интересовать игра в мяч, он спокойно передвигается по лестнице приставными шагами. В 16-18 месяцев ребенок умеет держать ложку, карандаш, снять обертку с конфеты. В 18-24 месяца малыш перелистывает страницы книги, учится играть в сложные интеллектуальные игры.

В 2-3 года малыш уверенно прыгает, бегает, танцует, начинает увлекаться лепкой из пластилина, осознанным рисованием. В 4 года уверенно управляет велосипедом, умеет стоять и прыгать на одной ноге, правильно раскрашивать картинки, переписывать печатные буквы, завязывать шнурки. В 5 лет все движения производятся на интуитивном уровне. Ребенок начинает учиться писать, считать.

В школьном возрасте развитие моторики направлено на улучшение навыков письма, чтения, рисования и совершенствование координации движений.

У взрослых

Часто развитие моторики становится методом восстановления речи и навыков движения после острых нарушений, осложнения заболеваний, травм или аварий. Упражнения для мелкой моторики помогают восстановить и улучшить подвижность конечностей, память, артикуляцию, усилить умственную активность.

Этапы развития предполагают постепенное увеличение нагрузки. Сначала вводятся легкие упражнения, затем дополнительно включается лепка, рукоделие и развивающие игры.

29 июля, 16:45ЗОЖ

Тренировки для детей: полезные и увлекательные упражнения

Упражнения на развитие моторики рук и пальцев

Эффективность гимнастики для развития мелкой моторики зависит от соблюдения следующих правил:

  1. 1

    Упражнения нужно выполнять ежедневно, постепенно увеличивая длительность занятий.
  2. 2

    Для восстановления моторных навыков и при занятии с ребенком необходимо сначала показать технику выполнения упражнения в медленном темпе, затем повторить движения совместно, после попросить взрослого или ребенка выполнить задание самостоятельно.
  3. 3

    Выполнять упражнения сначала ведущей рукой, затем противоположной, после обеими руками.
  4. 4

    Расслаблять руки после каждого упражнения.
  5. 5

    Соблюдать технику безопасности при работе с мелкими деталями.

Также упражнения следует сочетать с массажем: растирать, поглаживать, разминать руки, сжимать и разжимать пальцы.

1 августа, 14:00ЗОЖ

Тренировка пальцев рук: как укрепить мышцы и повысить умственную активность

Для детей

Комплекс упражнений для детей от 0 до 2 лет.

Упражнение 1. «Здравствуй, пальчик»

  1. 1

    Поочередно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу, сопровождая движения присказкой: «Здравствуй, пальчик дорогой, вот и встретились с тобой».
  2. 2

    Попросить ребенка повторить движение.

Упражнение 2. «Сильные пальчики»

  1. 1

    Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое.
  2. 2

    Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Упражнение 3. «Прятки»

  1. 1

    Подняв ладонь, растопырьте все пальцы, сопровождая действие присказкой: «В прятки пальчики игра-ют-ся, откры-ва-ют-ся».
  2. 2

    Соедините пальцы и сожмите их в кулак, произнеся «Закры-ва-ют-ся».

28 июля, 19:45ЗОЖ

Упражнения на развитие координации: как научиться владеть своим телом

Упражнения для детей от 2 лет и старше.

Упражнение 1. «Комочек»

  1. 1

    Дать ребенку лист бумаги.
  2. 2

    Попросить его скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

Упражнение 2. «Счетные палочки»

  1. 1

    Разложите счетные палочки перед ребенком (можно использовать трубочки для коктейлей, разрезав их пополам).
  2. 2

    Попросить ребенка переложить палочки на другое место двумя одноименными пальцами левой и правой руки. Игру можно сопровождать расчетом количества палочек.

Упражнение 3. «Рыбалка»

  1. 1

    Налейте в миску воду и поместите в нее плавающие игрушки или предметы: бусы, веточки, пробки, крышки или скатанные шарики из фольги.
  2. 2

    Попросить ребенка ложкой или пальчиками достать любой предмет сначала ведущей рукой, затем противоположной.

В ежедневный комплекс необходимо включить перекатывание мячика между ладоней, массаж ладоней и пальчиков, распознавание предметов на ощупь.

2 августа, 17:55ЗОЖ

Йога Айенгара: позы для начинающих и уроки в домашних условиях

Для взрослых

Комплекс упражнений на развитие моторики для взрослых:

  1. 1

    «Колечко». В быстром темпе большим пальцем поочередно дотронуться до подушечек других пальцев. Сделать движение в обратную сторону.
  2. 2

    Поднимание пальца. Расположить ладони на твердой поверхности. По очереди, не спеша, поднимать каждый палец вверх, оставляя ладонь на поверхности.
  3. 3

    Сжимать и разжимать ладонь в кулак.
  4. 4

    «Ванна» из крупы или камешков. Насыпать в глубокую миску крупу или камушки. Погрузить ладони в «ванну» и перебирать пальцами содержимое.
  5. 5

    «Паучок». Положить ладони на стол, растопырив пальцы. Не отрывая ладони, собрать пальцы в кулак, затем резко выпрямить. С помощью этих движений необходимо переместить ладони на край стола.

27 июля, 17:55ЗОЖ

Гимнастика для шеи по методу доктора Шишонина: что это такое и в чем польза

Как еще помочь ребенку развить моторику

Кроме упражнений существуют различные способы развития моторики у детей, которые сделают ежедневные занятия интересными и веселыми.

Игровые занятия идеально подойдут детям до 3 лет. Подобные игры помогают развить не только мелкую моторику и координацию движений, но и речь малыша. В программу занятий для детей от 0 до 2 лет можно включить классические игровые упражнения, по типу «Ладушки», «Сорока-белобока». В 2-3 года можно ввести в комплекс усложненные игры. Далее следует отдать предпочтение интеллектуальным играм: пальчиковый лабиринт, домино, аппликации, оригами и вырезание различных фигурок.

Игрушки

Сегодня можно встретить большое разнообразие игрушек для развития мелкой моторики. Варианты для полезного досуга:

  • Бизиборд — деревянная доска, на которой закреплены различные элементы;
  • Книжки-игрушки — книга с различными практическими заданиями;
  • Сортеры — игрушки, предлагающие ребенку рассортировать персонажей, животных или детали;
  • Гриб-винт и другие винтовые конструкции;
  • Развивающие коврики;
  • Пальчиковые раскраски;
  • Конструкторы, пазлы, мозаики.

К слову, для развития мелкой моторики подойдут различные игрушки, которые ребенок будет с интересом ощупывать, осматривать и познавать.

Самый известный, простой и бюджетный вариант для развития мелкой моторики — лепка или рисование из пластилина. Отличной альтернативой пластилину может стать полимерная глина, кинетический песок или специальные массы для моделирования. Занятия лепкой нужно вводить с 3 лет и в целях безопасности проводить их в сопровождении взрослых.

6 июля, 03:30ЗОЖ

Упражнения с фитболом: комплекс для начинающих

Рекомендации экспертов

Заниматься развитием мелкой моторики нужно с младенчества, увеличивая заинтересованность малыша в познании окружающего мира. При этом важно понимать, что активные развивающие игры и упражнения не должны становиться обязательством. Поэтому не нужно заставлять ребенка делать то, что ему неинтересно. Эксперты советуют подключить свою фантазию и креатив, создав веселые и непринужденные условия для занятий. Чтобы ребенок не заскучал, занимательные уроки следует проводить недолго. Достаточно 5-10 минут.

Психологи рекомендуют почаще хвалить ребенка во время гимнастики, не критиковать за то, что у него что-то не получается. Необходимо дать время и малыш продемонстрирует лучшие результаты. Это касается и взрослых. Для развития и поддержки моторных навыков важна регулярность и постепенное увеличение нагрузки, а не высокая интенсивность гимнастики.

7 июля, 17:00ЗОЖ

Упражнения для стоп: зачем они нужны и как их правильно делать

Матч-центр

Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

Зыбцева Е. А. воспитатель Д/С №17
г. Алексеевка Белгородской обл.

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» 

(В. А. Сухомлинский).

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. 
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

На руке находятся биологически активные точки нашего организма. 
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени «сформированности» тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук — развиваем и языковой аппарат.

Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

Начинать следует из пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: «Пальчик, пальчик, где ты был?» — «С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел».

  • «Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Поздороваться» пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
  • «Человечек» — указательный и средний пальцы правой 
    (затем и левой)
     руки — «бегает» по столу.
  • «Слоненок» — (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
  • «Оса» — выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
  • «Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
  • «Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
  • «Очки» — образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, затем соединить их.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Существуют, и продолжают разрабатываться методики, рекомендующие развивать мелкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности, с использованием народных «потешек». «Народныепотешки» —  это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, разноообразный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые «потешки» построены по типу обращения, сообщения.

Чтение «потешки» и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то «потешки», народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. При этом ещё развивается память ребёнка в заучивании «потешки».

Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание «потешек», учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Сорока»

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Эта методика с успехом используется в работе по развитию мелкой моторики рук. Одним из важных методов в развитии мелкой моторики являются средства изобразительного искусства.

Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима; учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы

Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в альбомах, используются разные виды коррекции изобразительных навыков.

Коррекция точности направления руки.

Цель: Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.

Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т. п.

Коррекция размаха движений руки при рисовании.

Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.

Коррекция формообразующих движений.

Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры. 

Коррекция изображения мелких предметов.

Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.

Задания: Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руку.

В работе с детьми, используется изобразительная деятельность не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их познавательного, нравственного, трудового воспитания, развития мелкой моторики руки. Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников. Малыши справляются с такими техниками, как рисование пальчиками, ладошкой, справляются с техникой «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», «монотипии» разные способы монотипии, гроттаж, где рисование сочетается с аппликацией, доставляют детям большое удовольствие. Созданию детьми более выразительного художественного образа, способствует музыкальное сопровождение занятий.

«Методика тычка», возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, развивать познавательные способности, специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, позволяет метод тычка. Техника рисования «тычком» предусматривает, чтобы гуашь была густой, а кисточка жесткой. При нанесении «тычка», кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. В процессе закрашивания тычками, нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенных к реальным. Рисунки, созданные методом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Детям нравится ещё одним из интересных методов рисования, является «набрызг». Хорошие результаты получаются даже у тех детей, которые вообще не умели рисовать. Для этой работы используются: зубная щетка, акварельные и гуашевые краски, засушенные листья либо какие-то предметы: связка старых ключей, либо других предметов, имеющих характерную форму. Методика: на бумаге располагаем несколько засушенных листьев, обмакиваем кисть в густую гуашь и наносим ее на щетку. Проводим карандашом или пальцем по щетинкам, направляем брызги равномерно на лист бумаги, затем аккуратно убираем листья или предмет и видим, что остается четкий контур на фоне цветного напыления.

Техника Оригами. Дети в любом возрасте любят складывать разные фигурки из бумаги. Усидчивости и терпения требует от детей техника «Оригами», (искусство бумажной пластики), интересные объемные фигурки животных, цветы замечательно выглядят.

На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, дети учатся вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезать по контуру и на глаз, в результате чего происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.

Дети с удовольствием делают комочки, приклеивают крупные и мелкие детали, работают с бумажной полосой. Делают кольца, петли, завитки, в результате работы выглядят очень оригинально.

Результатом работы с детьми является то, что дети освоили много нетрадиционных техник изобразительной деятельности, научились самостоятельно и творчески работать с различными «изоматериалами».

 

Контрольный список для развития мелкой моторики — Kid Sense Child Development

< Вернуться к контрольным спискам для развития ребенка

Инструкции: Ответьте на все вопросы в соответствии с текущей возрастной группой вашего ребенка, отвечая «Да» на «Нет».

Интерпретация: Если вы отметите 2 или более полей ответом «Да», свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

Есть ли у вашего ребенка трудности с:

Возраст  Навык  Да
0-6 месяцев Демонстрация рефлекторного захвата предметов в руку.
Дотягиваться до предметов и хватать их.
Освоение управляемого охвата (6 месяцев).
Удержание предметов на ладонях двух рук (к 3 месяцам) или ладонях одной руки (к 5 месяцам).
Поиск предмета, упавшего в поле зрения, на ощупь или на слух в пределах досягаемости.
6-12 месяцев Дотягиваться и хватать предметы, чтобы положить их в рот.
Демонстрация контролируемого выпуска объектов.
Подбор мелких предметов большим и одним пальцами.
Перекладывание предметов из одной руки в другую.
Удары 2-мя кубиками в руках, оба предмета вместе по средней линии тела.
Тыкать и указывать указательным пальцем.
Поиск предмета, упавшего в поле зрения, на ощупь или на слух в пределах досягаемости.
1-2 года Строительство башни из трех маленьких блоков.
Надевание колец на палку.
Перелистывание страниц книги (по две-три за раз).
Поворотные ручки.
Рисование с использованием движений всей руки для создания штрихов.
Самостоятельное питание (минимальная помощь в порядке).
Подписание, чтобы сообщить о своих желаниях и потребностях.
Поднесение ложки ко рту.
Держать и пить из чашки самостоятельно.
Подбор мелких предметов большим и одним пальцами.
Помещение фигур в сортировщик фигур без посторонней помощи.
2-3 года Нанизываем 3-4 крупные бусины.
Строительство башни из 3-5 маленьких блоков.
Копирование простой последовательности цветных блоков в башне.
Перелистывание отдельных страниц книги.
Делаем надрезы ножницами.
Держа мелок большим и указательным пальцами.
Постоянное использование одной руки для большинства видов деятельности.
Имитация круговых, вертикальных и горизонтальных штрихов.
Прием пищи без посторонней помощи.
Подбор мелких предметов большим и одним пальцами.
Сбор головоломок-вкладышей.
3-4 года Строительство башни примерно из девяти маленьких блоков.
Копирование блочных рисунков до 6 блоков.
Вскрытие пакетов, контейнеров и ланч-боксов с застежкой-молнией.
Обводка по толстым линиям.
Постоянное использование одной руки для большинства видов деятельности.
Копирование круга или имитация креста.
Удержание карандаша большим и указательным пальцами на противоположных сторонах карандаша.
Использование недоминантной руки для помощи и стабилизации предметов.
Нанизывание последовательности маленьких бусин на нить.
Грубая обрезка изображений.
Сбор взаимосвязанных головоломок из 4-6 предметов.
Координация рук при чистке зубов или волос.
Самостоятельное одевание, включая большие пуговицы, носки и обувь (исключая шнурки, маленькие пуговицы и начальную молнию на куртке).
4-5 лет Непрерывная резка вдоль линии.
Координация рук при чистке зубов или волос.
Копирование 9 блочных моделей.
Разработка собственных моделей Duplo.
Копирование круга, креста и квадрата.
Удержание карандаша штативной рукояткой (трехточечная хватка).
Раскрашивание внутри линий.
Раскрашивание всей картинки.
Написание своего имени.
Трассировка на линии с контролем.
Копирование номеров 1-5.
Копирование писем.
Использование предпочтительной руки для большинства действий.
Самостоятельное одевание и раздевание (за исключением шнурков).
Копирование простых изображений с использованием геометрических фигур.
Самостоятельная попытка нарисовать ряд картинок.
Вскрытие пакетов, контейнеров и ланч-боксов с застежкой-молнией.
Сбор головоломки из 8-12 предметов.
5-6 лет Вырезание простых фигур.
Координация движений рук при чистке зубов или волос.
Создание собственных моделей Lego.
Самостоятельное одевание и раздевание (за исключением шнурков).
Самостоятельное написание цифр 1-10.
Самостоятельное создание писем.
Копирование треугольника.
Раскраска по линиям.
Удержание карандаша тремя пальцами и создание движения пальцами (не запястьем).
Вырезать и вставлять проекты.
Рисование базовых картинок.
Вскрытие пакетов, контейнеров и ланч-боксов с застежкой-молнией.
Использование ножа и вилки для мягких продуктов.
Сбор головоломки из 20 предметов.
6-7 лет Правильное формирование букв и цифр.
Вскрытие пакетов, контейнеров и ланч-боксов с застежкой-молнией.
Самостоятельное одевание и туалет.
Аккуратная обрезка вокруг фигур.
Сбор головоломки из 20 предметов.
Держите карандаш 3-пальцевым захватом и генерируйте движения пальцами (не запястьем).
Написание строк.
Карандаш управления.
Выносливость для письменных заданий.
Сборка Lego, K’nex и других блоков.
Использование ножа и вилки для мягких продуктов.
Рисование подробных изображений с узнаваемыми объектами.
Завязывание шнурков.
7-8 лет Пишите аккуратно.
Держите карандаш 3-пальцевым захватом и генерируйте движения пальцами (не запястьем).
Сохраняйте разборчивость почерка на протяжении всего рассказа.
Аккуратная обрезка вокруг фигур.
Самостоятельное одевание и туалет.
Сборка Lego, K’nex и других блоков.
Использование ножа и вилки для большинства продуктов.
Правильное составление букв и цифр.
Решение более сложных головоломок.
Рисование подробных изображений с узнаваемыми объектами.
Завязывание шнурков.

Этот контрольный список был разработан в качестве функционального скрининга навыков развития в каждой возрастной группе. Это , а не , представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированное исследование.

Информация в этом контрольном списке собиралась в течение многих лет из различных источников. Затем эта информация была дополнена многолетней клинической практикой, а также терапевтическими консультациями с учителями по уходу за детьми, детскими садами и школами в Южной Австралии о навыках развития, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был дополнительно изменен в связи с необходимостью того, чтобы дети и их учителя соответствовали функциональным A Ustralian Curriculum, Assessment and Reporting Authority ( ACARA ) требования, которые не всегда соответствуют стандартизированным исследованиям.

Вехи развития мелкой моторики

(с сайта www.childdevelopment.com)

Возраст Развитие Возможные последствия, если вехи не достигнуты
0–6 месяцев
  • Рефлекторный захват (при рождении)
  • Глобальный неэффективный охват для объекты (3 месяца)
  • Добровольный захват (3 месяца)
  • Ладонный захват двумя руками (3 месяца)
  • Ладонный захват одной рукой (5 месяцев)
  • Контролируемый охват (6 месяцев)
  • Плохое развитие мышц
  • Отсроченная способность играть самостоятельно
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами
6–12 месяцев
  • Тянется, хватает, кладет предмет в рот
  • Контролируемый выпуск объектов
  • Клещевой захват
  • Берет предметы клешневым захватом (большим и одним пальцами)
  • Перекладывает предмет из одной руки в другую
  • Падает и поднимает игрушку
  • Плохое развитие мышц
  • Отсроченная способность играть самостоятельно
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами.
1–2 года
  • Строит башню из трех маленьких блоков
  • Надевает четыре кольца на палку
  • Помещает пять штифтов в перфорированную панель
  • Перелистывает страницы по две-три за раз
  • Каракули
  • Поворотные ручки
  • Рисует движением всей руки, перекладывает руки, делает мазки
  • Самостоятельное кормление с минимальной помощью
  • Возможность использовать подпись для общения
  • Подносит ложку ко рту
  • Держит и пьет из чашки самостоятельно
  • Слабое развитие силы кисти и пальцев
  • Отсроченные навыки самостоятельной игры
  • Задержка развития навыков самообслуживания, таких как прием пищи
  • Навыки отсроченной манипуляции
2–3 года
  • Нанизываем четыре большие бусины
  • Переворачивает отдельные страницы
  • Ножницы с ножницами
  • Держит мелок большим и указательным пальцами (не кулаком)
  • Постоянно использует одну руку в большинстве действий
  • Имитирует круговые, вертикальные, горизонтальные штрихи
  • Рисует движением запястья, делает точки, линии, круговые штрихи
  • Раскатывает, растирает, сжимает и тянет тесто для лепки
  • Ест без посторонней помощи
  • Отсроченные навыки самообслуживания, такие как прием пищи
  • Задержка в развитии навыков письма
  • Отсроченные манипуляции с мелкими предметами, такими как игрушки, карандаши и ножницы
  • Разочарование при манипулировании маленькими игрушками и предметами
3–4 года
  • Строит башню из девяти маленьких блоков
  • Копии круг
  • Имитирует крест
  • Работает с глиняным материалом (катает шарики, делает змей, печенье)
  • Использует недоминирующую руку, чтобы помочь и стабилизировать использование предметов
  • Отрезает бумагу ножницами
  • Задержка в развитии навыков письма
  • Разочарование и/или избегание задач с карандашом
  • Плохой захват карандаша и контроль над карандашом
  • Плохие навыки ухода за собой, такие как поедание
  • Отсроченные навыки рисования
4–5 лет
  • Резка на линии непрерывно
  • Копии креста
  • Копии квадратные
  • Пишет имя
  • Записывает цифры 1-5
  • Копирует письма
  • Ручность хорошо зарекомендовала себя
  • Одевается и раздевается самостоятельно
  • Трудности с удерживанием карандаша и обращением с ним
  • Трудности в обучении написанию имени и других букв алфавита Зависимость от опекунов в повседневных делах, таких как одевание
  • Разочарование и/или избегание задач с карандашом
5–6 лет
  • Вырезает простые фигуры
  • Копирует треугольник
  • Цвета в строках
  • Использует трехпальцевый захват карандаша и использует пальцы для создания движения
  • Пасты и клеи подходящие
  • Может рисовать простые картинки
  • Трудности с обучением правильному формированию букв
  • Плохой почерк
  • Трудности с демонстрацией академических способностей на бумаге
  • Усталость при выполнении заданий с карандашом
  • Разочарование и/или избегание задач с карандашом
6–7 лет
  • Правильно образует большинство букв и цифр
  • Постоянно пишет по строкам
  • Демонстрирует контролируемое движение карандаша
  • Хорошая выносливость для письма
  • Может самостоятельно собирать Лего, кнекс и другие блоки
  • Завязывать шнурки
  • Трудности с изложением идей на бумаге
  • Испытывает усталость во время рукописного ввода
  • Трудно успевать в классе из-за медленной скорости письма
  • Плохая разборчивость почерка
  • Может повлиять на самооценку при сравнении работы со сверстниками
  • Возможная фрустрация и/или проблемы с поведением из-за избегания заданий с карандашом
7–8 лет
  • Сохраняет разборчивость почерка на протяжении всего рассказа
  • Сложность своевременного выполнения рукописных заданий
  • Испытывает усталость во время рукописного ввода
  • Плохая успеваемость из-за трудностей с изложением идей на бумаге
  • Трудности из-за избегания заданий с карандашом

Вехи развития навыков сенсорной обработки

(с сайта www. childdevelopment.com)

Возраст Навык
0-6 месяцев
  • Отслеживание объектов глазами.
  • Координированное сосание, глотание, последовательность дыхания, язык сложен, ритмичные движения языка вперед, челюсть последовательно двигается вверх и вниз по скоординированной схеме. Сон с интервалом 4-10 часов.
  • Сообщение о голоде, страхе или дискомфорте через плач.
  • Дотягиваться до ближайших предметов.
6-12 месяцев
  • Игра в течение 2-3 минут с одной игрушкой.
  • Дотягиваться до ближайших предметов. Отслеживание объектов глазами.
  • Подражание жестам. Реагирует на мимику.
  • 907:11 Идентифицирует себя в зеркале.
  • Сон 10-12 часов с одним пробуждением.
  • Сообщение о голоде, страхе или дискомфорте через плач.
  • Толерантность к ряду продуктов с различной текстурой.
  • Пить из чашки.
  • Использование языка для перемещения пищи по рту.
1-2 года
  • Различение съедобных и несъедобных предметов (18 месяцев).
  • Поиск спрятанных предметов в правильном месте.
  • Играет рядом с детьми.
  • Сидеть смотреть и слушать книги, которые читают.
  • Участие в творческой игре.
  • Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла.
  • Подражание жестам. Реагирует на мимику.
  • Наслаждение/терпение грязной игры.
  • Толерантность к ряду продуктов с различной текстурой.
  • Пить из чашки.
  • Устраиваются спать ночью или днем.
  • Копирование ваших звуков.
  • Следуя простым инструкциям из 1 шага.
  • Решение проблем методом проб и ошибок.
2-3 года
  • Различение съедобных и несъедобных предметов (18 месяцев).
  • Толерантность к ряду продуктов с различной текстурой.
  • Участие в творческой игре.
  • Внимание в течение 3 минут.
  • Следуя простым инструкциям (например, «Отдай мяч папе»).
  • Следуйте инструкциям из 2 частей (например, идите в свою комнату и возьмите обувь).
  • Наслаждение/терпение грязной игры.
  • Решение проблем методом проб и ошибок.
  • 907:11 Указание на 5-6 частей куклы по запросу.
  • Сопоставление кругов и квадратов.
3-4 года
  • Счет 1-5.
  • Осознает одобрение или неодобрение родителем своих действий.
  • Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла.
  • Выражение эмоций.
  • 907:11 Привыкание ко сну ночью или днем.
  • Запоминание большинства цветов.
  • Выбор одежды по погоде.
  • Различие между реальным и воображаемым миром.
  • По очереди.
  • Игра с 2 или 3 детьми в группе.
  • Игровые темы выходят за рамки личного опыта (например, пожарный спасает людей).
  • Наслаждение/терпение грязной игры.
  • Самостоятельное одевание (требуется только помощь со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах).
  • Допустимая различная текстура одежды, швы, бирки и т. д.
  • Кормится без труда.
  • Указывает на 5-6 частей куклы по запросу.
  • Способность справиться с загруженностью/шумом.
4-5 лет
  • Счет от 1 до 10.
  • Устраиваются спать по ночам.
  • Называние фигур.
  • Развитие дружеских отношений.
  • Выражение эмоций.
  • Соблюдение правил.
  • Сидя, чтобы обратить внимание, например. матовое время.
  • Работа в шумной/занятой среде.
  • Выбор одежды по погоде.
  • Самостоятельное одевание.
  • Кормится без труда.
  • По очереди.
  • Игра с 4 или 5 детьми в группе.
  • Допустимая различная текстура одежды, швы, бирки и т. д.
5-6 лет
  • Написание цифр и букв.
  • Написание простых предложений.
  • Кормится без труда.
  • Выражение эмоций.
  • Вспоминая события и описывая их.
  • Вспоминая предложение написать, о котором только что подумали или сказали.
  • Различие между левым и правым.
  • Классификация предметов: «Это игрушки, это книги».
  • Понимание таких понятий, как вчера, сегодня и завтра.
  • Копирование сложных форм, таких как ромб.
  • Произнесение простых слов типа «висеть», «аккуратно», «прыгать» и «утонуть».
  • Сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания в классе.
  • Знать, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков игры с мячом.
  • Кормится без труда.
  • Допустимая различная текстура одежды, швы, бирки и т. д.
  • Совладание в оживленной/шумной обстановке. Самостоятельно устраиваюсь на сон.
6-7 лет
  • Правильное составление цифр и букв.
  • Самостоятельно засыпает и спит всю ночь.
  • Употребление разнообразной пищи и терпимость к разным текстурам.
  • Признание точки зрения других. Вспоминая события и описывая их.
  • Выражение эмоций.
  • Вспоминая предложение написать, о котором только что подумали или сказали.
  • Посещение в течение более длительного периода времени.
  • Неподвижное сидение (например, в классе, во время еды и т. д.).
  • Самостоятельное пользование туалетом днем ​​и ночью.
  • Способность справиться с загруженностью/шумом.
  • Понимание дробей и понятия пространства.
  • Понимание денег.
  • Взять на себя больше обязанностей, например. работа по дому.
  • Называние месяцев и дней недели по порядку.
  • Рассказываю время. Чтение книги самостоятельно.
  • Кормится без труда.
  • Знать, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков игры с мячом.
  • Игра с 4 или 5 детьми в группе.
  • Подавление потребности говорить и задавать вопросы.
7-8 лет
  • Правильное составление цифр и букв.
  • Признание точки зрения других.
  • Вспоминая события и описывая их.
  • Выражение эмоций.
  • Вспоминая предложение написать, о котором только что подумали или сказали.
  • Посещение в течение более длительного периода времени.
  • Неподвижное сидение (например, в классе, во время еды и т. д.).
  • Способность справиться с загруженностью/шумом.
  • Понимание дробей и понятия пространства.
  • Взять на себя больше обязанностей, например. работа по дому.
  • Понимание денег.
  • Рассказываю время.
  • Называние месяцев и дней недели по порядку.
  • Чтение книги самостоятельно.
  • Знать, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков игры с мячом.
  • Подавление потребности говорить и задавать вопросы.

Вехи развития навыков самообслуживания

(с сайта www.childdevelopment.com)

Возраст Навык
0–6 месяцев
  • Отслеживание объектов глазами.
  • Координированное сосание, глотание, последовательность дыхания, язык сложен, ритмичные движения языка вперед, челюсть последовательно двигается вверх и вниз по скоординированной схеме.
  • Сон с интервалом 4-10 часов.
  • Сообщение о голоде, страхе или дискомфорте через плач.
6-12 месяцев
  • Игра в течение 2-3 минут с одной игрушкой.
  • Дотягиваться до ближайших предметов.
  • Отслеживание объектов глазами.
  • Сон 10-12 часов с одним пробуждением.
  • Толерантность к ряду продуктов с различной текстурой.
  • Пить из чашки.
  • Самостоятельно держит бутылку или чашку.
  • Использование языка для перемещения пищи по рту.
  • Самостоятельное кормление маленькими крекерами или другими мелкими кусочками пищи.
1-2 года
  • Различение съедобных и несъедобных предметов (18 месяцев).
  • Поиск спрятанных предметов в правильном месте.
  • Играет рядом с детьми. Подражание взрослому поведению.
  • Участие в творческой игре.
  • Осознает одобрение или неодобрение родителем своих действий.
  • Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла.
  • Регулярная встреча со взрослыми/опекунами. Терпимость смены подгузников.
  • Устраиваются спать ночью или днем.
  • Попытка почистить зубы. Знать, где хранятся знакомые предметы.
  • Снятие собственных носков и обуви. Взаимодействие с одеванием путем вытягивания руки или ноги.
2-3 года
  • Пользование туалетом с посторонней помощью и контроль в дневное время.
  • Осведомленность об одобрении или неодобрении родителем своих действий.
  • Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла.
  • Устраиваются спать ночью или днем.
  • Сидя, чтобы самостоятельно посмотреть книгу.
  • Расстегивание больших пуговиц.
  • Выражение эмоций.
  • Толерантность к ряду продуктов с различной текстурой.
  • Участие в творческой игре.
  • Различение мочеиспускания и дефекации, правильное название
  • Использование салфетки для протирания лица и рук.
  • Самостоятельное кормление простыми блюдами с помощью вилки или ложки.
  • Снятие носков и обуви.
  • Наслаждение/терпение грязной игры.
  • Знать, где хранятся знакомые предметы.
  • Попытка почистить зубы.
3-4 года
  • Осведомленность родителей об одобрении или неодобрении их действий.
  • Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла.
  • Устраиваются спать ночью или днем.
  • По очереди. Самостоятельная чистка зубов.
  • Игра с 2 или 3 детьми в группе.
  • Самостоятельное одевание и раздевание (требуется только помощь со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах).
  • Знать, где хранятся знакомые предметы.
  • Самостоятельное пользование туалетом.
  • Использование салфетки для протирания лица и рук.
  • Самостоятельная упаковка вещей.
  • Допускает различную фактуру одежды, швы, бирки.
  • Кормится без труда.
4-5 лет
  • Использование салфетки для протирания лица и рук.
  • Устраиваются спать по ночам.
  • Самостоятельная упаковка вещей.
  • Развитие дружеских отношений.
  • Выражение эмоций.
  • Соблюдение правил.
  • Знать, где хранятся знакомые предметы.
  • Самостоятельное пользование туалетом.
  • Выбор одежды по погоде.
  • Самостоятельное одевание.
  • Кормится без труда.
  • По очереди.
  • Игра с 4 или 5 детьми в группе.
  • Допускает различную фактуру одежды, швы, бирки.
5-6 лет
  • Самостоятельное одевание.
  • Утренняя рутина в школе (убирать сумку, менять места для чтения, ставить бутылку с напитком на нужное место).
  • Кормится без труда.
  • Выражение эмоций.
  • Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки.
  • Сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания в классе.
  • Допускает различную фактуру одежды, швы, бирки.
  • Способность справиться с загруженностью/шумом.
  • Самостоятельно устраиваюсь спать.
  • Упаковка сумки для школы или других прогулок с посторонней помощью.
6-7 лет
  • Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки.
  • Самостоятельно засыпает и спит всю ночь.
  • Употребление разнообразной пищи и терпимость к разным текстурам.
  • Самостоятельно принимает душ.
  • Упаковка сумки для школы или других прогулок без посторонней помощи/подсказок.
  • Выражение эмоций
  • Утренняя рутина в школе (убирать сумку, менять места для чтения, ставить бутылку с напитком на нужное место).
  • Самостоятельное пользование туалетом днем ​​и ночью.
  • Способность справиться с загруженностью/шумом.
  • Кормится без труда.
  • Рассказываю время.
  • Знать, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков игры с мячом.
  • Игра с 4 или 5 детьми в группе.
  • Подавление потребности говорить и задавать вопросы.
  • Приготовление простых блюд (например, хлопьев, бутербродов).
7-8 лет
  • Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки.
  • Упаковка сумки для школы или других прогулок без посторонней помощи/подсказок.
  • Вспоминая события и описывая их.
  • Выражение эмоций.
  • Вспоминая предложение написать, о котором только что подумали или сказали.
  • Посещение в течение более длительного периода времени.
  • Неподвижное сидение (например, в классе, во время еды).
  • Способность справиться с загруженностью/шумом.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *