Развитие речи для дошкольников: Развитие речи у дошкольников
Игры на развитие речи для старших дошкольников
2327
Дети приходят в детский сад с определенным словарным запасом. На протяжении всей дошкольной жизни этот запас пополняется, ребенок учится его использовать: грамотно строить предложения, согласовывать части речи, корректно подбирать различные формы слов для выражения своих мыслей. К поступлению в первый класс ребенок должен иметь правильно сформированный грамматический строй речи, должен уметь свободно и грамотно пользоваться различными элементами русского языка.
Для каждого периода дошкольного возраста существуют подходящие игровые упражнения, с помощью которых ребенок развивает свою речь, учится грамотно строить фразы. Игры, которые мы предлагаем ниже, предназначены для формирования грамматического строя речи ребенка 5-6 лет. Конечно, не стоит забывать об индивидуальных особенностях: речевое развитие зависит от множества факторов, некоторые дети могут справиться с такими заданиями уже в 4 года.
Подобные развивающие игры универсальны: их можно предложить ребенку в любой ситуации, с разными наборами вспомогательных материалов или в формате вербальной игры. В них можно играть в группе или в паре. Если ваш ребенок собирается в первый класс, обязательно предлагайте ему играть в такие игры.
- “Скажи по-другому”
Задача: научить дошкольника использовать синонимы.
Попросите ребенка придумать как можно больше слов, которые подошли бы к предложенному вами слову или словосочетанию в качестве синонимов. Например: быстро — скоро, сразу, мгновенно, живо; цветок завял — зачах, высох; день дождливый — мокрый, сырой, ненастный. В такую игру можно играть ситуативно: на прогулке, например, подбирать синонимы к тому, что встречается по дороге. - “Найди каждому домик”
Задача: научить определять слоговый состав слова.
В такую игру очень удобно играть, используя детали конструктора или небольшие одинаковые квадраты из картона.Подготовьте игрушки, которые нужно будет заселить в домики. Подбирайте такие, чтобы слово состояло из 1-3 слогов, не больше: кот, лиса, машина. Предложите ребенку расселить их в домики по следующему принципу: сколько слогов в слове, столько окошек в домике. Так, для слова “кот” понадобится одинарная деталь конструктора или один картонный квадратик, а для слова “машина” — тройная деталь или три квадратика. Если ребенку понравится “расселять” игрушки, можно предложить ему позвать гостей к новоселам и расположить их по такому же принципу.
- “Посчитай”
Задача: показать дошкольнику, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.
Возьмите игрушку и предложите ребенку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна машинка. 2,3,4 — машинки; 5-10 — машинок. Посчитайте так же зайцев, собак, дома, цветы и пр. - “Из простого — сложное”
Задача: показать дошкольнику, как из двух простых слов получается сложное.
Предложите ребенку заменять длинные фразы на словосочетания из двух слов. Взрослый называет фразу, а ребенок изменяет ее так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например:
• у собаки длинный хвост — собака длиннохвостая;
• радуга состоит из семи цветов — радуга семицветная;
• у девочки голубые глаза — девочка голубоглазая;
• хлеб только что испекли — свежеиспеченный хлеб;
• бабочка с яркими крыльями — яркокрылая бабочка;
• станок обрабатывает дерево — деревообрабатывающий станок. - “Мое слово”
Задача: дошкольник тренируется согласовывать существительные с местоимениями “мой”, “моя”, “мое”, “мои”.
Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребенок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребенок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: слон — мой, кошка — моя, дерево — мое, очки — мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребенок придумывает подходящее слово (мой — мяч, мое — одеяло и т.д.).
- “Как правильно сказать?”
Задача: дошкольник тренируется образовывать прилагательные от существительных.
Взрослый предлагает фразы, а ребенок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:
• Если за окном жара, то день (жаркий).
• Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).
• Если человеку не везет, то человек (невезучий).
• Если роза источает аромат, то роза (ароматная).
• Если человек делает другим добро, то человек (добрый). - “О чем речь?”
Задача: увеличить словарный запас, научить дошкольника подбирать существительные к прилагательным.
Взрослый предлагает одно прилагательное-качество, ребенок называет все известные ему существительные, подходящие под это качество. Спросите ребенка: “Что бывает деревянное?”. Затем бумажное, стеклянное, меховое, металлическое, пластмассовое и т.д. - “Помоги закончить предложение”
Задача: научить дошкольника образовывать сравнительную степень прилагательных.
Взрослый предлагает фразы, а ребенок должен договорить последнее слово по образцу. Примеры фраз:
Ручей длинный, а река еще (длиннее).
Ты сильный, а папа еще (сильнее).
Весна теплая, а лето еще (теплее).
Город большой, а страна еще (больше).
Веревка тонкая, а нить еще (тоньше).
Река глубокая, а озеро еще (глубже). - “Чей нос?”
Задача: показать дошкольнику, как образуются притяжательные прилагательные.
Для игры можно взять игрушки или карточки-картинки. Играя с медведем, попросите ребенка менять фразы: нос медведя — медвежий нос, лапа медведя — медвежья лапа и т.д. То же проделайте с зайцем, лисой, котом и пр. - “Праздничный ужин”
Задача: показать дошкольнику, как образуются относительные прилагательные.
Предложите ребенку придумать меню на праздник. Взрослый называет состав блюда или напитка, а ребенок должен подобрать соответствующее прилагательное (“какой напиток” или “какое блюдо”).Например:
• пюре из картофеля — картофельное пюре;
• сок из ягод — ягодный сок;
• суп из грибов — грибной суп;
• соус из чеснока — чесночный соус;
• котлета из свинины — свиная котлета;
• салат из овощей — овощной салат.
Также приглашаем вашего ребенка выполнить онлайн-задания для развития речи у нас на сайте в разделе «Речь».
Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст – период, связанный с формированием мышления и речи ребенка. Пройден этап младенчества, в котором уже заложены основы речевой активности. Наступает время усвоения родного языка.
Нормы речевого развития
В 3 года словарный запас младшего дошкольника достигает 1000 слов, увеличиваясь к 4 годам до 2000. Ребенок проговаривает свое имя и возраст, осваивает название игрушек, животных, растений, окружающих его предметов. В четырехлетнем возрасте он активно использует местоимения «я», «мой», «твой», «наш». Понимает и правильно употребляет предлоги.
Меняется произношение, дети учатся издавать свистящие звуки, но еще не всем из них удаются шипящие. Звук «р» пока еще может заменяться на мягкий согласный «л», что считается нормой для этого возраста.
Трехлетний малыш способен выстраивать простые предложения, а в 4 года может использовать сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции. Речь ребенка младшего дошкольного возраста понятна взрослым, он активно общается, формулируя свои просьбы, задавая вопросы. У него появляется желание пересказывать истории, услышанные от взрослых, и даже рифмовать слова.
Основные направления развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Дети начинают общаться не только с членами семьи. В их окружении появляются сверстники и ранее незнакомые им взрослые люди. Теперь важно научиться устанавливать контакт с ними.
В этот период необходимо активно заниматься с ребенком, используя разные способы и приемы. При выборе занятий следует помнить о том, что новая информация быстрее усваивается в игре.
Развитие мелкой моторики
Чтобы понимать важность этой работы, нужно знать о том, что речевые центры и центры коры головного мозга, отвечающие за движение, находятся близко друг к другу. Стимулирование зоны двигательной активности действует на центры, отвечающие за речь.
Особенного внимания требует выбор игрушек и заданий для занятий. Наиболее часто используются:
- Кубики и конструкторы, играя с которыми нужно складывать, закреплять детали, собирать по картинкам определенные фигуры. Чем старше ребенок – тем мельче детали.
- Игры с мелкими предметами, которые должны проводиться только под контролем взрослых. Например, задания собрать бусинки, нанизать на нитку пуговицы.
- Специальные игрушки для формирования навыков шнуровки, завязывания узелков, переливания жидкости, пересыпания песка, круп и прочих конкретных действий с разными материалами и предметами.
- Рисование и раскрашивание.
- Лепка и аппликация.
Развитие артикуляции и правильная постановка звуков
Если ребенку не удается произношение звуков, можно заниматься с ним специальной артикуляционной гимнастикой, чтобы стимулировать развитие речевого аппарата.
Чтение книг и изучение картинок
Дети любят рассматривать яркие картинки, листая книжные страницы. Можно попросить их рассказать о том, что изображено на иллюстрациях, какие события происходят, что делают люди или животные на них.
Особенно любимы детьми в этом возрасте стихи, привлекающие своей ритмичностью. Разучивая несложные потешки или считалки, малыш развивает не только речь, но и память.
Выразительное чтение взрослыми сказок, рассказов и стихов формирует у детей представление о разных интонациях, что в итоге делает их речь эмоциональной.
Чтение книг закладывает правильные стандарты речи, увеличивает словарный запас, тренирует память, расширяет детский кругозор.
Повседневное общение
Взрослый должен постоянно разговаривать с малышом: и дома, и на прогулке, и во время игры. Одна из ошибок родителей – это общение с ребенком на его языке, исполнение любого требования, сформулированного не словом, а жестом или фразой, которую может понять только он сам и его родитель. Такое поведение взрослого не стимулирует ребенка учиться говорить правильно: выговаривать слова, верно строить предложения, развивать свой словарный запас. Нужно перестать реагировать на непонятные просьбы, добиваясь, чтобы ребенок проговаривал их нормально.
В возрасте 3-4 лет дети задают много вопросов, за что их часто называют «почемучки». Необходимо терпеливо отвечать на них и объяснять значение слов, понимая, что таким образом происходит процесс познания окружающего мира.
Развивая речь ребенка, вы тем самым улучшаете его мышление и воображение!
Дома с маленькими детьми? Развивайте речевые и языковые навыки дошкольников с помощью повседневных взаимодействий и занятий
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.Поскольку семьи по всей стране укрываются на месте, родители дошкольников могут помочь своим детям развить речевые и языковые навыки во время повседневной домашней деятельности.
Сильные речевые и языковые навыки являются ключом к подготовке к детскому саду и предшественником чтения, письма и социального успеха. Ниже приведены некоторые ключевые коммуникативные навыки для детей в возрасте 3–5 лет, а также предложения о том, как родители могут помочь своим дошкольникам:
Следование указаниям
Научите или закрепите способы следования указаниям в течение дня. Привлеките внимание ребенка, убедитесь, что он смотрит на вас, и расскажите, как вы одеваетесь, моете руки, чистите зубы или убираете игрушки. Вы даже можете создать картинку или подписать список шагов для обычных повседневных задач. Вот некоторые простые возможности домашней практики:
- Кулинария и выпечка. Выберите простой рецепт и попросите ребенка помочь собрать ингредиенты. Некоторые рецепты снабжены изображениями ингредиентов, чтобы их было легче найти. Расскажите о том, что вы делаете в первую очередь, во вторую и так далее. Дети также могут узнать о числах и измерениях во время приготовления пищи.
- Охота за сокровищами. Спрячьте 10 любимых предметов вашего ребенка по всему дому или во дворе и создайте простой контрольный список.
Смогут ли они найти и отметить их в контрольном списке картинок и/или слов? Помогите им на охоте найти все 10. Вы можете давать подсказки, такие как «сдвинуться на пять шагов ближе» и «сдвинуться вперед».
- Классические игры. Игры , такие как Simon Says или Red Light, Green Light , помогают вашему ребенку слушать, обращать внимание и двигаться, выполняя одно- и двухшаговые инструкции.
Разучивание песен и стихов
Маленькие дети любят музыку. Пение детских стишков, таких как Row, Row, Row Your Boat и Wheels on the Bus , научит их различать звуки и слова. Пение песен и слушание стишков помогут детям научиться читать.
Создание словарного запаса и описание предметов
Чем больше слов встречается с ребенком, тем больше слов он узнает! Поддерживайте разговор в течение всего дня, независимо от вашей активности. Вот некоторые отличные возможности для пополнения словарного запаса:
- Время головоломок.
Предложите ребенку собрать пазл. Расскажите о картинках на коробке. Какие новые слова можно найти в ребусе? Найдите головоломки на разные темы, такие как праздники, животные или еда.
- Крафт. Установите станцию с художественными материалами и разговаривайте, создавая поделку. Обсудите, что они хотят сделать, выбор цвета и ощущение материалов (например, Play-Doh или глины).
- Прогулка на природе. Снаружи есть о чем поговорить! Что они видят и слышат? Они чувствуют ветер? Как пахнут лепестки цветов? Сколько цветов они видят? Что делают птицы и белки? Попросите их рассказать вам больше.
Рассказы
Подготовьте почву для истории, назвав место, персонажа (героев) и занятие. Предложите ребенку создать историю из этих деталей и придумать приключения для каждого персонажа. Чем смешнее или диче, тем лучше.
Вы также можете выбрать знакомую книгу и попросить ее описать чувства персонажей. Журналы и газеты также отлично подходят для этой цели. Составьте рассказ по картинке и опишите происходящее. Разыгрывайте истории по ролям, изображая персонажей.
Описание эмоций
Помогите детям выразить свои чувства и рассказать о том, что могут чувствовать другие. Вот некоторые идеи:
- Организуйте выставку декоративно-прикладного искусства для членов семьи, с которыми вы живете, и покажите творения вашего ребенка. Используйте предметы домашнего обихода (например, кофейные фильтры, рулоны бумажных полотенец или прищепки) или предметы с улицы (например, палки, листья, камни) для создания поделок. Попросите ребенка описать свое искусство, почему он выбрал этот предмет и какие чувства он у него вызывает.
- Покажите ребенку фотографии семейных собраний или событий и расскажите о людях на фотографиях — кто есть кто, что они делают и что они могут чувствовать. Расскажите о том, каково это, когда вы с друзьями. Что делает хороший друг?
- Используйте кукол или сделайте марионеток из подручных материалов и устройте представление.
Используйте забавные голоса и говорите о персонажах — кто они, что им нравится или чего они хотят, и что они чувствуют.
Секвенирование и прогнозирование
Последовательность — это разбиение чего-либо (например, задачи или истории) на шаги или части, а затем их логическая последовательность. Попросите ребенка выбрать любимую книгу. Прочтите вместе, а потом обсудите. Что появилось первым? Следующий? Последний? Попросите их нарисовать картинку, чтобы показать вам. Во время чтения вы также можете спросить их, что, по их мнению, произойдет дальше, или о чем, по их мнению, будет рассказ, прежде чем вы начнете читать, взглянув на обложку (это называется предсказание ).
Убеждение
Дети используют разные приемы, чтобы добиться своего. Хотя эта тактика может включать плач или нытье, вы можете помочь им научиться убеждать своими словами. Попросите их нарисовать свою любимую книгу и рассказать о ней вам — смогут ли они убедить вас прочитать ее? Или, если они хотят посмотреть телешоу или фильм, попросите их убедить вас — привести веские причины, почему им стоит посмотреть это шоу.
Подведение итогов
Запланируйте звонок (или видеочат, если можете) между вашим ребенком и его бабушкой и дедушкой, другими членами семьи или другом, чтобы обсудить их повседневные дела или книгу, которую они прочитали. Может ли ваш ребенок кратко рассказать об основных моментах дня или основных событиях в книге?
Дополнительные ресурсы для родителей
- Общение с ребенком: советы и основные этапы от рождения до пяти лет
- Как ваш ребенок слышит и говорит?
- Дошкольные языковые расстройства
Корпоративные партнеры ASHA
Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха
Речевые и языковые навыки — Skoolzy
Развитие речи и языка относится к навыкам, которые дети используют для понимания и общения с другими. Развитие речи помогает вашему ребенку сообщать о том, что он хочет и что он чувствует. Это также имеет решающее значение для их мыслительного процесса; решение проблем и формирование отношений с другими.
Это важная часть развития ребенка, и большая часть основ языкового развития закладывается в первые 12 месяцев жизни вашего ребенка и развивается быстрыми темпами, особенно в возрасте от 2 до 5 лет. Большинство детей узнают основы к 6 годам.
В чем разница между речью и языком?
Речь относится к произнесению звуков, которые превращаются в слова. Приблизительно в 2 месяца дети впервые начинают ворковать, а в 6 месяцев они обычно начинают лепетать — это они учатся издавать звуки, которые в конечном итоге образуют слова. Это физический акт разговора, даже если мы не понимаем, что они говорят!
Язык, с другой стороны, представляет собой использование слов (устных или письменных) и жестов для общения и понимания других. Язык относится к любой форме общения, будь то устное, письменное или жесты/жесты.
Ваш маленький ребенок может еще не строить полные предложения и даже не говорить связно, но не забывайте об их способности к общению. Они могут передавать свои эмоции и чувства с помощью звуков, мимики, жестов и действий. Улыбка, плач, крик, смех, швыряние вещей, тыканье пальцем и даже истерики — это лишь несколько способов, которыми они пытаются общаться с вами.
Есть много способов, которыми вы можете способствовать раннему развитию речи.
Советы по развитию языковых навыков:
- Регулярно разговаривайте с ребенком на его языке. Это иногда упоминается как parentese или motherse! Это высокий тон голоса, преувеличенно повторяющийся, который хорошо резонирует с ребенком (и, вероятно, так мы и так говорим, когда разговариваем с маленькими детьми)! Это не то же самое, что детский лепет как таковой (который издает звуки, похожие на гу-гу-гага), который менее привлекателен для детей и не способствует тем же языковым преимуществам.
- Называние часто используемых предметов и действий, чтобы они стали знакомы с повседневными словами,
- Пойте и читайте ребенку, чтобы настроить его слух на разные звуки. По мере взросления указывайте на картинки в книге и называйте их. Спросите ее, где что находится на странице, например: «Где собачка?» и хвалите ее, когда она указывает на него
- В ответ на их звуки и жесты — если он поднимает руки, чтобы его взяли на руки — поднимите его и скажите: «Хочешь, чтобы тебя взяли?» Если он издает забавные звуки, подражайте его звукам — покажите малышу, что вы цените и понимаете его попытки общения.
- Задавайте ей вопросы, даже если она пока не может вам ответить. Дайте ей на выбор пару книг, чтобы она прочитала и подержите обе книги, и посмотрите, как она отреагирует — одна ее привлекает больше, чем другая, указывает ли она на одну? Если это так, скажите что-то вроде; «Вы хотите прочитать это? Хорошо, давай прочитаем!»
Хотите узнать больше? Прочтите наши сообщения в блоге, чтобы узнать больше о пяти основных областях развития ребенка.