Развиваем воображение у дошкольников: Как развивать воображение у дошкольников и младших школьников

Содержание

Развитие воображения у детей дошкольного возраста и его значение в жизни человека

Внутренняя жизнь ребенка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно даже сказать, что дети живут в двух мирах. Воображаемый мир ребенка – это мир сказок, грез, собственных образов и историй; в нем живут разные персонажи, разыгрываются необыкновенные события, где сам «автор» нередко выступает в роли героя [3, с. 139].

Через фантазию и игру ребенок осваивает мир взрослых, со всей сложностью его устройства, порядка, социальных ролей и человеческих взаимоотношений. Воображая себя солдатом летчиком, полководцем он «проживает» в действии (пусть пока в фантазии) своих героев – их характеры, поступки, их героизм и благородство [3, с. 142].

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.

Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением [1, с. 180].

Функции воображения:

  • Образное представление действительности;
  • Регулирование эмоциональных состояний;
  • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  • Формирование внутреннего плана действий.

Воображение может быть:

  • Воссоздающее – т.е. образы воссоздаются, возникают на основе прочитанных книг или услышанных историй. Иначе говоря, ребёнок воображает и представляет то, о чём ему читали или что он услышал.
  • Творческое – т.е. образы возникают в воображении без опоры на прочитанное, услышанное, увиденное. Иначе говоря, ребёнок самостоятельно создаёт истории и образы с помощью своего мышления. Именно этот вид воображения нуждается в дальнейшем развитии.
  • Неуправляемое, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок создаёт истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой. Иначе говоря, ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было.

Существуют следующие этапы развития воображения:

Первый этап (от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.

Складывается новый способ действия с предметами заместителями – полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы.

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

Четвёртый этап (от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение [1, с. 186].

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование [2, с. 22].

Способы развития воображения у детей дошкольного возраста:

  • Все виды творческих занятий (рисование, лепка, конструирование и т.д.). Для этого предложите придумать и нарисовать несуществующий вид транспорта или необычный дом и дополнить рисунок дополнительными деталями из пластилина, которых не хватает в рисунке.
  • Сказки являются великолепным средством для развития фантазии малыша. Можно прочитать сказку до определённого эпизода, а затем предложить ребёнку придумать её окончание. Попробуйте для ребёнка сочинить сказку и нарисовать иллюстрацию к ней [4, с. 142].
  • Дидактические игры. Примеры игр: «Ассоциации» – ребёнок ассоциирует себя с любым живым существом и объясняет, почему именно выбранное животное или птица заинтересовало его; «Несуществующее животное» – нарисовать то, что не существует, например, несуществующее животное, растение. Пусть малыш придумает ему имя и расскажет о нем историю; «Волшебная история» – сочинение истории о трёх предметах, которые не связаны между собой, например: кукла, дом, лес; «Дорисованные фигуры» – дорисовать, например, круг, квадрат, треугольник. После того, как малыш дорисует, можно его спросить, что у него получилось. На листе бумаге капните краской кляксу и предложить ребёнку придумать образ кляксы.
  • Чтение книг. Предлагать подумать, что бы сделал ребенок, если бы он попал в заколдованный лес или на необитаемый остров. Каких животных он мог бы там встретить, какие фрукты и овощи там могли расти.
  • Игры с песком помогают развитию творческого воображения и заключаются в самостоятельном создании новых образов.
  • Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизинера.

Включаясь в фантазии ребенка, можно не только лучше понять его, но и помочь справиться со страхами и другими эмоциональными проблемами [3, с. 144].

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

Развитие воображения у дошкольников — Журнал детского развивающего центра «Созвездие»

Воображение – это чрезвычайно важный психический процесс, однако именно его развитию при подготовке к школе обычно уделяется недостаточно внимания. Найти нестандартное решение задачи, составить рассказ, написать сочинение, сделать творческую работу или придумать интересный исследовательский проект – всё это невозможно без достаточно хорошего воображения. Развить воображение детей дошкольного возраста можно при помощи различных упражнений и игр, о которых и пойдет речь в этой статье.

Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста

У детей, как и у взрослых, специалисты выделяют следующие виды воображения:

  1. Воссоздающее. Этот тип воображения неразрывно связан с памятью и образным мышлением. С его помощью человек может представить то, что он услышал или о чем прочел в книге.

  2. Творческое воображение – это создание новых образов путем видоизменения уже знакомых (на основе приобретенного опыта).

  3. В результате неуправляемого воображения у человека возникают представления, не связанные с какой-либо логикой.

Человек с хорошо развитым воображением обладает незаурядным творческим мышлением, которое позволяет ему легче других справляться с различными задачами. Поэтому очень важно поощрять фантазии и оригинальные решения ребенка.

В дошкольном возрасте воображение развито сильнее всего, ведь малышам еще сложно действовать по заданным правилам. Воображение, как и другие психические процессы, активно развивается посредством игры. Играя, дети придумывают новые сюжеты, используют предметы заместители (то есть кусочек бумаги становится билетом в кино или пульт от телевизора – мобильным телефоном). Фантазия развивается активнее, если жизнь ребенка насыщена разнообразными событиями и яркими эмоциями, ведь новые идеи создаются на основе уже имеющегося опыта. Также важно отметить, что зачастую дети буквально живут в своем воображаемом мире и могут путать фантазии и реальность. Нужно чутко наблюдать за поведением малыша и своевременно знакомить с реальной картиной мира в тех случаях, когда это необходимо (например, что нельзя выбегать на дорогу или совать пальцы в розетку).

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников

  • «Что было бы, если…». Эта словесная игра отлично развивает воображение дошкольников. Спросите малыша, что было бы, если, например, машины бы летали или взрослые стали бы маленькими, а дети большими и так далее. Тематика может быть абсолютно любой, а сами вопросы смешными и нелепыми – это только еще больше замотивирует ребенка мыслить творчески.

  • «Небылицы». Это упражнение похоже на предыдущую игру. Но вместо вопросов взрослый озвучивает начало истории, а ребенок должен продолжить ее так, чтобы получилось нечто небывалое. В качестве зрительной опоры в этой игру можно использовать различные сюжетные картинки, иллюстрации, вырезки из газет и журналов, а также рисунки самого ребенка. Придумывание небылиц – это чрезвычайно действенный способ развития творческого воображения.

  • «Волшебная коробочка». Дети обожают игры с переодеванием. Сложите в коробку старые вещи, маски, шляпы и другие аксессуары. Из различных материалов вместе с малышом можно сшить настоящий маскарадный костюм. Ребенок будет счастлив разыграть дома костюмированный спектакль или устроить показ мод.

Участвуйте в играх ребенка и вместе с ним придумывайте новые сюжеты. Это не только будет способствовать развитию воображения малыша, но и укрепит ваши взаимоотношения.

  • «На что похоже облако?». Во время прогулки вместе с малышом оглядитесь вокруг: присмотритесь к облакам, ветвям деревьев, теням, лужам под ногами. Придумайте, на что они похожи.

  • «Для чего можно использовать эту вещь?». Предложите ребенку придумать как можно больше способов применения каких-нибудь простых предметов (например, карандаша, листа бумаги, камушек, носок и т.д.). В воображении ребенка обычный стаканчик может стать домом для жука, сигнальным огоньком полицейской машины или музыкальным инструментом.

  • Сочинение сказок. Вместе с крохой сочините сказку на ту тему, которая близка ребенку. Присутствие в ней знакомых сюжетов и любимых героев малыша – важные факторы, необходимые для того, чтобы увлечь ребенка игрой.

  • «Дорисуй фигуру». На листе бумаги изобразите несколько геометрических фигур и попросите кроху дорисовать к ним детали так, чтобы из каждой фигуры получился какой-либо предмет.

  • Кляксография. Похожее упражнение можно выполнить и при помощи красок. Пусть ребенок поставит на листе цветную кляксу, а затем дорисует ее до чего-то содержательного.

  • «Несуществующее животное». Это не просто игра, а проективный рисуночный тест, который в руках специалиста может многое рассказать о личности ребенка. В домашних условиях задание, которое лежит в основе данной методики, послужит прекрасным способом развития воображения детей дошкольного возраста. Попросите малыша придумать и нарисовать животное, которого не существует (ни в жизни, ни в сказках, ни в мультфильмах) и назвать его несуществующим именем. После того как рисунок будет готов, обсудите с ребенком его работу: выясните, какой характер у придуманного персонажа, что он любит делать, а что – нет, есть ли у него друзья или враги.

  • Творческие виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Через творчество дети выражают свои фантазии, чувства, мысли и переживания. Но в данном случае речь идет именно о свободной творческой деятельности, когда малыш сам решает, что он хочет изобразить. Если говорить о раскрасках и изготовлении поделок по образцу, то эти занятия способствуют лишь развитию мелкой моторики и умения следовать инструкции, но не воображения.

  • Конструирование. Каждый раз, когда малыш строит что-то новое, не используя образец или инструкцию, он проявляет воображение и учится мыслить творчески.

  • Свободная сюжетно-ролевая игра – это ведущая деятельность дошкольников, поэтому именно в ней наиболее активно и естественно развиваются все психические процессы. Играя со сверстниками, дети находятся в воображаемой ситуации со своими правилами и распределением ролей.

Выводы

Современный мир требует от человека умения находить нестандартные решения задач. Уже в начальной школе ребенок сталкивается с заданиями, для успешного выполнения которых необходим креативный подход. Именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития воображения. Для этого существует множество игр и упражнений, в которых малышам нужно самостоятельно придумать что-то новое и необычное. И не забывайте показывать ребенку пример, ведь дети копируют поведение взрослых: играйте и фантазируйте вместе с малышом.

Заключение

Занятия по методике Монтессори в детском центре «Созвездие» — это уникальная программа, способствующая всестороннему развитию детей дошкольного возраста, раскрытию их талантов и способностей. Помимо общеразвивающих занятий и специальных курсов, мы регулярно проводим творческие мастер-классы для детей от 2 лет, во время которых ребята создают сказки из пластилина, валяют из шерсти, изготавливают кукол, а также пробуют себя в таких техниках, как декупаж, квиллинг, выжигание и многое другое. К каждому ребенку педагоги находят индивидуальных подход, ведь для нас очень важно помочь вырастить уверенных в себе самостоятельных творческих личностей. Развивайтесь вместе с нами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Яркие горизонты | Развитие творчества и воображения для развития ребенка

Клео, 4-летняя дошкольница, взволнованно сказала своей маме: «… а потом мы пили фиолетовое молоко от фиолетовой коровы». Вебстер определяет воображение как «способность формировать в уме картину чего-то, чего вы не видели и не испытывали; способность думать о новых вещах». Каждый ребенок рождается с воображением. Иногда родители и взрослые питают воображение детей и радуются их творческим мыслям и действиям. В других случаях мы могли бы (намеренно или неосознанно) подавлять детское воображение, возможно, опасаясь, что дети не понимают, что на самом деле. Однако большинство детей старше трех лет знают, что фиолетовых коров на самом деле не существует, но наслаждаются возможностью воображать и мыслить творчески. Позволить детям использовать свое воображение полезно, и воображаемая игра дает много преимуществ для развития ребенка. По словам Сьюзен Энгель, доктора философии, автора книги «Настоящие дети: обретение смысла в повседневной жизни», дети двух с половиной лет понимают разницу между настоящим и притворным. Но когда они находятся в режиме игры, они могут упустить это различие из виду, или оно становится неважным.

Креативное мышление и воображение для развития ребенка

Эйнштейн сказал: «Воображение важнее знания». Воображение — это дверь к возможностям. Именно здесь начинается творчество, изобретательность и нестандартное мышление для развития ребенка. Образная и творческая игра — это то, как дети познают мир. Во время творческой игры дети манипулируют материалами, выражают себя вербально и невербально, планируют (намеренно или ненамеренно), действуют, взаимодействуют, реагируют и пробуют разные роли. Большие возможности для обучения возможны, когда дети участвуют в творческой игре с куклами, транспортными средствами, кубиками, камнями, картоном или коробками. Использование творческого мышления при работе с пластилином, создание рецептов путем смешивания грязи и воды, работа с художественными материалами, плескание в лужах или притворство полета могут способствовать развитию ребенка.

Воображение способствует познавательному и социальному развитию. Все хотят вырастить детей, которые достигают своего наивысшего интеллектуального и социально-эмоционального потенциала. В дошкольном образовании навыки критического мышления и способности к творческому решению проблем являются целями развития детей. Воображение, пробование новых способов ведения дел и экспериментирование помогают развить критическое мышление у детей и способствовать творческому решению проблем. Кроме того, воображение способствует социально-эмоциональному развитию, позволяя детям обдумывать различные решения, тем самым повышая уверенность детей, которую можно использовать во взаимодействии с другими. Воображение и креативность также являются навыками, которые понадобятся нашим детям, когда они присоединятся к рабочей силе будущего.

Творчество для детей: советы по развитию творческих способностей

Ниже приведены советы и предложения по развитию воображения и творческих способностей вашего ребенка:

  • Проведите время на свежем воздухе. Польза природы для развития ребенка безгранична. Поскольку природа постоянно меняется, она предоставляет бесчисленные возможности для открытий, творчества и решения проблем. Мир природы вдохновляет детей думать, задавать вопросы, делать предположения и развивать творческие способности. Дети могут рисовать на песке, делать узоры из веток, строить крепости из веток или просто лежать на земле и смотреть в небо.
  • Изобретайте сценарии. Когда ваш ребенок придумывает сценарий, он примеряет множество разных ролей и организует свои мысли, развивая социальные и вербальные навыки. Предложите ребенку поиграть в дом, доктора, зоопарк, ферму, космическую станцию, школу или магазин. Присоединяйтесь к творческой игре, взяв на себя роль. Играйте с мягкими игрушками или марионетками (сделайте простые куклы, засунув руку в носок). Позвольте вашему ребенку вести вашу игру вместе. Если ваш ребенок увлекается супергероями, подумайте о силе, которая может понадобиться вашему ребенку, как о его собственном ощущении сверхспособности. Подумайте о том, чтобы ваш ребенок создал нового супергероя!
  • Вербальная деятельность. От рифм до загадок, от дурацких звуков до акустики, игр типа «Я шпионю» или сочинения текстов на обычные мелодии — вербальные интерактивные действия могут вдохновлять и развивать творческие умы. Одновременно эти занятия расширяют словарный запас и помогают вашему ребенку выучить фонетику. Эти игры также являются идеальным и интересным способом провести время в автомобильных поездках.
  • Поощряйте художественную деятельность. Искусство — это творческое выражение, которое питает воображение, а не урок следования направлениям. С помощью живописи, скульптуры, коллажа, глины, рисунка или любого другого средства искусство позволяет детям работать с эмоциями, принимать решения и выражать свои идеи. Манипулирование художественными материалами дает ощущение свободы, а также способствует сосредоточенности и концентрации. Художественные занятия также развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. Кроме того, художественная деятельность укрепляет уверенность, потому что дети обретают чувство мастерства над материалами, что приводит к созданию нового творения.
  • Поделитесь действиями по распространению грамотности. Сделайте время чтения незабываемым и обсудите другие возможные сценарии или окончания истории, используя воображение вашего ребенка. Придумывайте истории вместе с ребенком, иногда с ним в качестве главного героя; в других случаях предлагаются моральные дилеммы. По очереди сочиняйте продолжающийся рассказ.
  • Задавайте открытые и наводящие на размышления вопросы. Вопросы, стимулирующие образное и творческое мышление, — это эффективный способ предложить ребенку выразить свои идеи и поделиться своими взглядами, дав ему понять, что его идеи важны. «Как вы думаете, что произойдет, если….?» «Какая разница между собакой и кошкой?» «Какие другие способы сделать это?»
  • Ограничьте время использования экрана (телевидение, фильмы, компьютер, планшет, смартфон, карманные компьютеры, видеоигры и т. д.). Воспитание воображения и воспитание детей в цифровую эпоху может быть трудным делом. Сосредоточение внимания на экране — пассивный способ обучения для детей. Альтернативой может быть поощрение детей к созданию чего-то нового и необычного. Вовлечение детей в кинестетическую манеру, используя все их тела и их пять чувств, также открывает разум.
  • Не забудьте учесть время простоя. Неструктурированное, незапланированное время дает детям возможность воображать и творить.

Раннее детство — лучшее время для развития детского воображения. Так что, если ваш ребенок приходит домой и говорит: «… а потом мы пили фиолетовое молоко от фиолетовой коровы» или что-то подобное, поощряйте его творчество и воображение.

Подробнее по этой теме

  • Развивать воображение можно и на игровой площадке. Узнайте о преимуществах игр на игровой площадке для развития ребенка и о том, как использовать классические детские подвижные игры для улучшения обучения.
  • Благодаря воображению и творчеству картонная коробка становится для детей совершенно новым миром. Узнайте, как развивать этот навык по мере роста вашего ребенка.
  • Совместное чтение — отличный способ развить воображение. Найдите советы о том, как сделать чтение вслух детям и рассказывание историй более увлекательным и увлекательным.
  • Декоративно-прикладное искусство позволяет детям использовать свое воображение и заниматься творчеством. Ознакомьтесь с нашей коллекцией забавных поделок для художественного вдохновения.

10 способов развивать воображение вашего ребенка и пробуждать творческий потенциал!

Воображение важнее знаний. Знания ограничены. Воображение окружает мир».

– Альберт Эйнштейн

Уникальная программа изучения иностранных языков

Carousel of Languages ​​для младенцев, малышей и детей младшего возраста основана на многолетних исследованиях, демонстрирующих огромные интеллектуальные и образовательные преимущества раннего знакомства с более чем одним языком.

Это гораздо больше, чем просто слова. Мы ориентируемся на ребенка в целом . Мы знаем, что маленьким детям нужен позитивный, любящий социальный опыт — настоящая человеческая связь — для роста мозга и развития речи.

Учебная среда «Карусели» — очная или онлайновая — теплая, заботливая и игривая, полная удовольствий для маленького ребенка. Наша методология и изысканные учебные материалы призваны пробудить любопытство и вдохновить воображение.

Мы призываем наших крошечных учеников брать на себя инициативу — задавать вопросы, предлагать идеи, исследовать, использовать все свои чувства, пробовать новые слова и звуки и проявлять творческое всеми возможными способами!

Все дети творческие! Развитие воображения важно не только для детей, проявляющих интерес к художественным занятиям.

Креативность считается жизненно важным навыком 21 st века, необходимым для инноваций в бизнесе, науке, технологиях и многом другом. В последние годы оно резко возросло как качество, которое работодатели больше всего ищут в работнике.

            «В отчете Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест» прогнозируется креативность , инновации и идеи, которые станут ключевыми навыками для рабочей силы будущего».

– weforum.com

У родителей есть так много простых и приятных способов разжечь воображение ребенка и развить его врожденную креативность.

1. Читайте, говорите и рассказывайте истории

Читать, читать, читать!

«Чтение — один из лучших способов развития воображения . Чем больше мы читаем, тем лучше мы можем накапливать и расширять наши знания. Мы можем быть открытыми для новых идей и понимать новые вещи.  Чтение помогает нам тренировать воображение, позволяя словам описывать определенный образ, в то время как читатель манипулирует картинкой в ​​уме. Эта практика укрепляет ум, поскольку он действует как мышца».

– literacyworks.org

Также важно рассказывать ребенку свои придуманные истории. Пусть они увидят, что вы можете придумывать их по мере продвижения — воображение может привести вас куда угодно, и оно полно неожиданных поворотов, неожиданностей и веселья!

Начните рассказ и по очереди рассказывайте следующий фрагмент; пусть ваш ребенок придумает концовку или предложит вам идею рассказа или вступительную строчку.

Разговаривайте со своим ребенком все время, пока вы занимаетесь повседневными делами. В обычной беседе задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить простым да или нет или даже одним словом. Нет правильного или неправильного ответа, но ваш ребенок должен думать, описывать, предоставлять детали, формулировать мнения и выражать чувства. Такие вопросы будят воображение, способствуют творчеству, развитию речи и языка, независимому мышлению и памяти.

» Что, по вашему мнению, произойдет дальше в этой истории? Что мы можем сделать с этой трубкой от бумажных полотенец? На что похоже это облако?»

2. Неструктурированное время, неструктурированная игра

Неструктурированное время для игр, особенно активных игр, жизненно важно для разума и тела вашего маленького ребенка. Эксперты советуют, чтобы дети ежедневно проводили в два раза больше неструктурированных игр, чем структурированных занятий.

Согласно статье «Преимущества скуки» из Melbourne Child Psychology,

«Скука дает детям внутреннюю тишину, которая помогает воображению и самосознанию.
Творческие процессы могут стимулировать интересы, которые останутся с ребенком на всю жизнь. Дети развивают творческие способности, когда им приходится придумывать решения от скуки».

3. Предложите открытые материалы, игрушки и занятия

Вы когда-нибудь дарили маленькому ребенку идеальный подарок только для того, чтобы обнаружить, что они были в восторге от коробки, оберточной бумаги и банта?

Свободная игра с открытыми игрушками и материалами развивает творческие способности, воображение и навыки решения задач вашего ребенка. Картонные коробки, магнитные плитки, строительные блоки, песок, вода, грязь, глина для лепки и тесто для лепки имеют свободную форму и поощряют эксперименты и свежие идеи.

Держите под рукой много безопасных нетоксичных художественных материалов. В большинстве случаев выбирайте обычную бумагу — чем больше, тем лучше — вместо раскрасок или тетрадей. Смываемая краска и фломастеры, мелки, клей, безопасные ножницы, обрезки ткани и пряжи, помпоны, самодельные глазные яблоки, бумажные пакеты, пайетки… возможности безграничны.

Запаситесь нарядной одеждой и аксессуарами. Не нужно покупать много красивых костюмов. Особый костюм супергероя или персонажа — это весело, но с красным шарфом или кухонным полотенцем, превращающимся в накидку, они могут быть кем угодно! Наведите порядок в шкафу и дайте детям пошалить. Поездка в благотворительный или долларовый магазин принесет всевозможные сокровища.

Все эти открытые задания отлично подходят для самостоятельной игры, в которой нуждаются дети, но они также способствуют взаимодействию и сотрудничеству с родителями, братьями, сестрами и друзьями. Что вы хотите делать/строить/играть? Замок? Ракета? Динозавры? Можем ли мы сделать это вместе?

Когда дети разговаривают друг с другом и играют в игры, они не только осваивают творческую жизнь, но и тренируются в сотрудничестве, решении проблем и разрешении конфликтов, а также развивают язык и словарный запас.

4. Отключите экран

Когда вы занятый родитель, возникает соблазн использовать устройство в качестве няни. Мы понимаем! Прочтите нашу статью о здоровой цифровой жизни, чтобы узнать, как ваш ребенок проводит время за экраном.
(Подсказка: некоторые подходят, а некоторые лучше других!)

Эксперты Parents.com говорят:

«Поощряйте активные, а не пассивные занятия. Думайте о воображении как о мышце: если ее не тренировать, она атрофируется. Дети, занятые пассивной деятельностью — например, смотрящие телевизор — воспринимают образы и идеи других людей вместо того, чтобы придумывать свои собственные, говорит Джейн М. Хили, доктор философии, педагог-психолог и автор книги «Неспособность установить связь». (Саймон и Шустер, 19 лет)98). Обычные занятия, такие как чтение вслух или прогулка на свежем воздухе, делают гораздо больше, чем телевизор, для развития творческой стороны ребенка…».

5. Выйдите на улицу и побродите, как Вордсворт

Поэты-романтики были правы — природа, естественно, вдохновляет и расширяет наше воображение!

Беззаботные мечты на свежем воздухе и свободная игра прекрасно развивают творческие способности вашего ребенка и предлагают множество других когнитивных и социально-эмоциональных преимуществ.

Лягте на спину и наблюдайте, как пушистые облака плывут по большому голубому небу; какие фигуры вы видите? Всмотритесь в ночное небо, полное мерцающих звезд и сияющую луну. Взгляните на листву, усыпанную светлыми пятнами, на кроне огромного дерева или заберитесь на его ветви! Прислушайтесь к хрусту листьев под ногами. Наблюдайте за пылью в солнечном луче или за падающими снежинками. Бросьте камни в озеро или лужу и следуйте по ряби, насколько вы можете видеть. Бегите свободно по открытому полю или встаньте на колени и наблюдайте, как маленький жук карабкается по единственному стеблю. Сядьте и послушайте океанские волны, приложив к уху ракушку. Возьми палку и убей дракона, размешай каменный суп, отправляйся на рыбалку…

6. Пусть дети сами разберутся во всем

Трудно устоять перед желанием показать нашим детям, как все делать, когда мы знаем, как проще, быстрее или «правильнее». Но когда дети не знают, как что-то делать, эксперименты и открытия развивают их творчество, мышление, способность решать проблемы, уверенность в себе, саморегуляцию, моторику и многое другое.

По возможности пусть думают и пробуют сами. Держите вещи в безопасности, предлагая хороший выбор, но давайте свободу и свободу действий.

7. Модельное творчество и образное мышление

Чтобы творчески моделировать жизнь, не обязательно быть профессиональным художником! Убедитесь, что ваш ребенок видит, как вы занимаетесь новыми хобби, изобретаете рецепты, играете на гитаре для развлечения. Потанцуйте, раскрасьте гостиную, посадите сад, напишите стихотворение или песню. Будьте свободны, не бойтесь неудач, смейтесь, стремитесь попробовать еще раз, будьте готовы иногда выглядеть глупо.

8. Делайте с ребенком вещи, стимулирующие воображение

Это может быть так же просто, как построить замок из песка или устроить праздник из глиняных пирогов, устроить битву Lego, рисовать мелом на тротуаре, вместе играть в переодевания или отправиться на прогулку на природе. Позвольте ребенку взять на себя инициативу, а затем просто следуйте за ним. Чем больше вы погружаетесь и позволяете себе чудесным образом раствориться в воображении и игре, тем больше они будут делать то же самое.

9. Сосредоточьтесь на процессе, а не на конечном продукте

Речь идет не о том, чтобы стать новым Пикассо или Шекспиром. Хвалите ребенка за творчество, за его огромное воображение, за большие мечты. Попросите ее рассказать вам о том, что она сделала, сыграла или написала, и отпразднуйте это.

10. Меньше беспокойтесь о том, как выглядит (или звучит) дом

Дети неряшливые и шумные. Творчество беспорядочно. Воображению нужно раскрасить за пределами линий… и выбросить всю одежду, и смешать цвета глины для лепки, и рассыпать повсюду блестки.

Обеспечьте безопасное пространство для радостного хаоса. Старайтесь не парить над гулянием с пылесосом и бутылкой дезинфицирующего средства. (Это сложно. Мы знаем.)

После этого сыграйте здоровую игру в
«Всем убраться!»

– Вилли Вонка

«Чистое воображение»
Песня Энтони Ньюли / Лесли Брикус

По мотивам романа известного детского писателя «Чарли и шоколадная фабрика», Роальда Даля 9017 9017

Источники и дополнительная литература:

www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *