Речевое развитие детей 3 4 лет: Как способствовать развитию речи у детей 3-4 лет
Консультация для родителей «Развитие речи детей 3-4 лет в игре»
«Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
М.Горький
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Очень полезны пальчиковые игры — потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках.
Освоение ножниц — тоже большая нагрузка для пальчиков.
Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и т.д.
Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни взяли, все они берут свое начало именно в игре. И именно через игру, малыш познает мир, который его окружает и учится с ним взаимодействовать. Именно благодаря играм ребенок обучается таким важнейшим делам, как общение со сверстниками, подчинение своих желаний правилам игры. Также игры развивают целый ряд психических процессов, к числу которых относятся внимание, память, воображение, мышление, речь и восприятие. Также игры формируют первые нравственные ориентиры ребенка. Для ребенка игры являются своеобразным методом вхождения во взрослый мир.
Огромное влияние игры оказывают на развитие интеллекта детей дошкольного возраста.
Предметы, которые ребенок использует в воображаемом пространстве игры, поначалу замещают ему реальные объекты взрослой жизни. И именно эти предметы станут в дальнейшем опорой для мышления. Со временем ребенок перестает опираться на такие замещающие предметы, начиная действовать в умственном, внутреннем плане. Именно таким образом игры влияют на развитие образного мышления. Поскольку ребенок берет на себя в игре ту или иную социальную роль, у него начинает развиваться важнейшая мыслительная способность видеть игровой предмет с различных сторон.
Помимо этого, игры оказывают положительное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Игровые ситуации, которые формируются (и порой неожиданно для самих детей) в процессе игры, требуют от детей наличия определенных речевых навыков и стимулируют их совершенствование. В ходе игрового процесса детям необходимо тем или иным образом объясняться со сверстниками, что, конечно же, оказывает благотворное влияние на развитие связной речи. Игры для развития детей дошкольного возраста формируют все возможные психические процессы, начиная от самых простых до самых сложных. Также они формируют произвольность поведения. Игры развивают в ребенке самостоятельность в принятии решения. В процессе игры дети способны значительно лучше сосредоточиться и заметно больше запомнить, чем по прямому заданию родителей или других взрослых людей.
Детям необходимо сосредотачиваться на включенных в игровую ситуацию предметах и на самом содержании действий, которые разыгрываются.
Ребенок, который игнорирует требования игровой ситуации и не желает запоминать условия игры и подчиняться им, как правило, изгоняется своими товарищами. Соответственно, благодаря своей потребности в общении со сверстниками, жажде эмоционального поощрения, малышу приходится целенаправленно запоминать и сосредотачиваться.
К числу самых сложных видов деятельности, которую в течение дошкольного возраста осваивает малыш, является сюжетно-ролевая игра.
В таких играх дети берут на себя различные функции типичные для взрослого мира, моделируют их поведение и отношения между ними. Детей в игре в основном привлекает возможность изобразить другого человека, его мир и его поведение.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша.
Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.
Упражнение «Диалог»
Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.
Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:
Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Молодец!
Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?». Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Игра «Профессии»
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.
Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.
Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?»
Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я врач». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:
Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?
Чем занимается человек на этой работе?
Где он работает?
Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?
Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?
Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.
Упражнение «Давай поговорим»
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, вне контекстные, не связанные с общей темой.
Упражнение «Назови действие»
Ребёнок называет слова, обозначающие действия.
Вам понадобится картинный материал и вопросы.
Ребёнку задают вопросы:
— Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).
Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).
Что делает щенок?
Что делает птичка?
Упражнение » Выучи стихотворение»
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.
Упражнение «Загадки»
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление . В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
Упражнение «Посмотри, что увидел, расскажи»
Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.
Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Во что одета девочка?»
Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: «Видел девочку». Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:
Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.
Игра «Угадай по описанию»
Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: «Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее».
Игра «А что было дальше?»
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:
— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.
— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.
— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!
— Маша спросила «Кто тут?» (Что было дальше?)
Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.
Развитие речи детей через игру, даёт прекрасный результат. Главное, сделать этот процесс интересным и привлекательным. Чтобы детские игры для развития речи приносили удовольствие вам обоим, и тогда от них будет немалая польза!
Развитие речи по возрастам | Детская Академия Речи
Развитие речи ребенка — процесс, который заложен природой. Ведь речь — основное средство коммуникации человека с миром. С помощью вербальной речи ребенок познает мир, учится, дружит, выражает чувства.
В этой статье мы будем обсуждать речевое развитие. Об общем психо-физическом развитии можно почитать здесь: от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет.
Кратко можно выделить следующую схему развития речи по возрастам:
- Новорожденный ребенок реагирует на интонацию родителя
- У малыша от 1 до 3 месяцев активно развито гуление (а-а-а, о-о-о, м-м-м)
- Карапуз 3-6 месяцев много и с удовольствием лепечет (агу-гу, ба-ба-ба и т.
п.)
- С 5 месяцев ребенок начинает подражать речи взрослого
- В 6-9 месяцев продолжается подражание произношению слогов (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п)
- Развитие детей раннего возраста 1 — 1,3 года в норме, если ребенок активно повторяет за взрослыми слова, допустимы искажения или путаница звуков или слов
- В 1,5 года словарный запас ребенка составляет примерно 100 слов, ребенок может использовать в речи простые предложения («Мама, дай!»)
- В 1 год и 10 месяцев словарный запас составляет уже 150 слов
- В 2 года появляется фразовая речь (из 2-3 слов)
- В 3 года словарный запас увеличивается до 1500 слов. У многих детей присутствуют недостатки произношения, это нормально. Если в активном словаре ребенка 100 и менее слов, включая звукоподражания, это свидетельствует о задержке речевого развития.
- Речевое развитие детей 4 лет заметно отличается от уровня, который был у ребенка ещё год назад. Словарный запас увеличивается каждый день.
Ребенок говорит полноценными сложными фразами, рассказывает истории, может кратко перессказать сюжет. Если есть нарушения звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.
- В 5 лет ребенок уже может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. Это время, когда формируется произвольность и самоконтроль, поэтому пора отдавать ребенка на занятия по обучению основам грамоты и математическому счету. Если у ребенка были логопедические сложности, то заниматься следует с логопедом, который предотвратит нарушения письменной речи.
- В 6 лет ребенок должен произность без искажений все звуки, полноценно перессказывать, выделять четвертый лишний и считать в пределах 10.
- К 7 годам ребенок умеет строить любые предложения, пишет и читает по слогам.
- Развитие речи 7 лет характеризуется тем, что у ребенка появляется письменная речь, а начиная с подросткового возраста – литературная.
Если в перинатальном или неонатальном периоде были сложности: мама болела во время беременности, принимала антибиотики, роды были долгими, в родах у ребенка была гипоксия, невролог на первом году жизни ставил диагноз ПЭП, ММД, сосудистые нарушения, поражения ЦНС и другие, помните: чем раньше вы обратитесь к специалистам: неврологу и нейропсихологу, тем быстрее ваш ребенок справится с задержкой речевого развития или психоречевого развития.
Что нормально, что следует оценить
Обычный двухлетний ребенок может сказать около 50 слов и говорить предложениями из двух и трех слов. К 3 годам их словарный запас увеличивается примерно до 1000 слов, и они говорят предложениями из трех и четырех слов.
Если ваш малыш не достиг этих вех, у него может быть задержка речи. Вехи развития помогают оценить прогресс вашего ребенка, но это всего лишь общие рекомендации. Дети развиваются в своем темпе.
Если у вашего ребенка задержка речи, это не всегда означает, что что-то не так. Возможно, у вас просто поздний расцвет, который в мгновение ока заговорит вам на ухо. Задержка речи также может быть связана с потерей слуха или основными неврологическими нарушениями или нарушениями развития.
Многие типы задержки речи можно эффективно устранить. Продолжайте читать, чтобы узнать о признаках задержки речи у малышей, раннем вмешательстве и о том, как вы можете помочь.
Чем отличаются задержки речи и языка
Хотя эти два заболевания часто трудно отличить друг от друга — и их часто называют вместе — существуют некоторые различия между задержкой речи и языка.
Речь — это физический акт воспроизведения звуков и произнесения слов. Малыш с задержкой речи может пытаться, но у него возникают проблемы с формированием правильных звуков для составления слов. Задержка речи не связана с пониманием или невербальной коммуникацией.
Задержка речи связана с пониманием и общением как вербально, так и невербально. Малыш с задержкой речи может издавать правильные звуки и произносить некоторые слова, но он не может составлять осмысленные фразы или предложения. Им может быть трудно понять других.
У детей может быть задержка речи или задержка речи, но иногда эти два состояния совпадают.
Если вы не знаете, какой из них может быть у вашего ребенка, не волнуйтесь. Нет необходимости делать различие, чтобы пройти обследование и начать лечение.
Речевые и языковые навыки начинаются с воркования младенца. По прошествии месяцев кажущаяся бессмысленной болтовня превращается в первое понятное слово.
Задержка речи — это когда малыш еще не освоил типичные этапы развития речи. Дети развиваются в соответствии со своим графиком. Небольшое опоздание с разговором не обязательно означает наличие серьезной проблемы.
Что характерно для 3-летнего ребенка?
Типичный трехлетний ребенок может:
- использовать около 1000 слов
- называть себя по имени, называть других по имени
- использовать существительные, прилагательные и глаголы в предложениях из трех и четырех слов
- образовывать множественное число
- задавать вопросы
- рассказывать истории, повторять детские песенки, петь песни
Люди, которые проводят больше всего времени с малышами, как правило, лучше их понимают. От 50 до 90 процентов 3-летних детей могут говорить достаточно хорошо, чтобы незнакомые люди большую часть времени могли их понять.
Если ребенок не воркует и не издает других звуков в возрасте 2 месяцев, это может быть самым ранним признаком задержки речи. К 18 месяцам большинство детей могут использовать простые слова, такие как «мама» или «папа». Признаки задержки речи у детей старшего возраста:
- Возраст 2: не использует по крайней мере 25 слов использует не менее 200 слов, не спрашивает о вещах по имени, их трудно понять, даже если вы живете с ними
- Любой возраст: не может произнести ранее выученные слова
Задержка речи может означать, что их расписание немного отличается, и они догонят. Но речевые или языковые задержки также могут кое-что сказать об общем физическом и интеллектуальном развитии. Вот некоторые примеры.
Проблемы со ртом
Задержка речи может указывать на проблемы со ртом, языком или небом. При состоянии, называемом анкилоглоссией (узией языка), язык соединен с дном рта. Это может затруднить воспроизведение определенных звуков, в частности:
- D
- L
- R
- S
- T
- Z
- th
Речевые и языковые расстройства
У 3-летнего ребенка, который может понимать и невербально общаться, но не может произнести много слов, может наблюдаться задержка речи. Тот, кто может сказать несколько слов, но не может сложить их в понятные фразы, может иметь языковую задержку.
Некоторые речевые и языковые расстройства затрагивают функцию мозга и могут указывать на неспособность к обучению. Одной из причин задержки речи, языка и других нарушений развития являются преждевременные роды.
Детская речевая апраксия — это физическое расстройство, которое затрудняет формирование звуков в правильной последовательности для образования слов. Это не влияет на невербальное общение или понимание языка.
Потеря слуха
Малыш, который плохо слышит или слышит искаженную речь, скорее всего, будет иметь трудности с формированием слов.
Одним из признаков потери слуха является то, что ваш ребенок не узнает человека или предмет, когда вы их называете, но узнает, если вы используете жесты.
Однако признаки потери слуха могут быть очень незаметными. Иногда задержка речи или языка может быть единственным заметным признаком.
Отсутствие стимуляции
Мы учимся говорить, чтобы участвовать в разговоре. Трудно уловить речь, если никто не взаимодействует с вами.
Окружающая среда играет решающую роль в развитии речи и языка. Жестокое обращение, пренебрежение или отсутствие вербальной стимуляции могут помешать ребенку достичь вех развития.
Расстройство аутистического спектра
Речевые и языковые проблемы очень часто наблюдаются при расстройствах аутистического спектра. Другие признаки могут включать:
- повторение фраз (эхолалия) вместо создания фраз
- повторяющееся поведение
- нарушение вербальной и невербальной коммуникации
- нарушение социального взаимодействия
- регрессия речи и языка
Неврологические проблемы
Некоторые неврологические расстройства могут поражать мышцы, необходимые для речи. К ним относятся:
- церебральный паралич
- мышечная дистрофия
- черепно-мозговая травма
В случае церебрального паралича потеря слуха или другие нарушения развития также могут влиять на речь.
Умственная отсталость
Речь может быть задержана из-за умственной отсталости. Если ваш ребенок не говорит, это может быть когнитивная проблема, а не неспособность образовывать слова.
Поскольку дети младшего возраста развиваются по-разному, бывает сложно отличить задержку от развития речи или языкового расстройства.
От 10 до 20 процентов детей в возрасте 2 лет поздно начинают говорить, причем мальчики в три раза чаще попадают в эту группу. У большинства на самом деле нет речевого или языкового расстройства, и они обнаруживаются к 3 годам.
Ваш педиатр задаст вопросы о речевых и языковых возможностях вашего малыша, а также о других этапах развития и поведения.
Они осмотрят рот, небо и язык вашего ребенка. Они также могут захотеть проверить слух вашего малыша. Даже если кажется, что ваш ребенок реагирует на звук, возможна потеря слуха, из-за которой слова звучат невнятно.
В зависимости от первоначальных результатов педиатр может направить вас к другим специалистам для более тщательного обследования. Среди них могут быть:
- отоларинголог
- логопед
- невролог
- служба раннего вмешательства
логопед
Лечение первой линии – логопедия. Если речь является единственной задержкой развития, это может быть единственным необходимым лечением.
Превосходный внешний вид. При раннем вмешательстве у вашего ребенка может быть нормальная речь к моменту поступления в школу.
Логопедия также может быть эффективной частью общего плана лечения при наличии другого диагноза. Логопед будет работать непосредственно с вашим ребенком, а также проинструктирует вас, как помочь.
Службы раннего вмешательства
Исследования показывают, что задержка речи и языка в возрасте от 2,5 до 5 лет может привести к трудностям с чтением в начальной школе.
Задержка речи также может привести к проблемам с поведением и социализацией. По диагнозу врача ваш трехлетний ребенок может иметь право на получение услуг раннего вмешательства до того, как он пойдет в школу.
Лечение основного заболевания
Если задержка речи связана с основным заболеванием или возникает при сопутствующем расстройстве, важно также решить эти проблемы. Это может включать:
- помощь при проблемах со слухом
- устранение физических проблем со ртом или языком
- трудотерапия
- физиотерапия
- терапия прикладного анализа поведения (ABA)
- лечение неврологических расстройств
речь вашего малыша:
- Говорите напрямую со своим малышом, даже если просто рассказываете, что вы делаете.
- Используйте жесты и указывайте на объекты, произнося соответствующие слова. Вы можете делать это с частями тела, людьми, игрушками, цветами или вещами, которые вы видите во время прогулки по кварталу.
- Прочтите своему малышу. Говорите о картинках по ходу дела.
- Пойте простые песни, которые легко повторить.
- Будьте полностью внимательны при разговоре с ними. Будьте терпеливы, когда ваш малыш пытается заговорить с вами.
- Когда кто-то задает вопрос, не отвечайте за него.
- Даже если вы предвосхищаете их потребности, дайте им возможность сказать об этом самим.
- Повторяйте слова правильно, а не прямо критикуйте ошибки.
- Позвольте вашему малышу общаться с детьми, у которых хорошие языковые навыки.
- Задавайте вопросы и делайте выбор, оставляя достаточно времени для ответа.
Вполне может быть, что все в порядке, и ваш ребенок доберется туда в свое время. Но иногда задержка речи может сигнализировать о других проблемах, таких как потеря слуха или другие задержки развития.
В этом случае лучше всего обратиться за помощью на ранней стадии. Если ваш ребенок не достигает речевых вех, запишитесь на прием к педиатру.
А пока продолжайте говорить, читать и петь, чтобы стимулировать речь вашего малыша.
Задержка речи у детей младшего возраста означает, что они не достигли вехи речи для определенного возраста.
Иногда задержка речи возникает из-за основного заболевания, требующего лечения. В этих случаях речевую или языковую терапию можно использовать в сочетании с другими методами лечения.
Многие малыши начинают говорить раньше или позже среднего, поэтому это не всегда повод для беспокойства. Если у вас есть вопросы о речевых или языковых способностях вашего ребенка, обратитесь к педиатру. В зависимости от своих выводов они могут направить вас к соответствующим ресурсам.
Раннее вмешательство при задержке речи может помочь вашему 3-летнему ребенку вовремя пойти в школу.
Века и стадии
Века и стадии- Дом
- Тема для разговора
- Родители
- Возрасты и этапы
Возраст и стадии
Наш путеводитель по типичным стадиям развития речи и языка у младенцев, детей и подростков.
Дети развивают речь и понимание слов с разной скоростью. Однако знание того, что является типичным, может помочь вам выявить речевые и языковые проблемы на ранней стадии. Вы также можете узнать, как помочь ребенку научиться говорить и понимать слова.
-
0–6 месяцев
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 6 месяцам дети обычно:
- Поворачиваются на звук, когда его слышат
- Вздрагивать от громких звуков
- Следите за своим лицом, когда разговариваете с ними
- Узнай свой голос
- Улыбайтесь и смейтесь, когда другие улыбаются и смеются
- Издавать про себя звуки, такие как воркование, бульканье и бормотание
- Издавайте звуки, такие как воркование или визг, чтобы привлечь ваше внимание
- Разные крики для разных нужд.
Например, один плачет от голода, другой, когда устал.
Как поддержать своего ребенка
На этом этапе вы можете поощрить своего ребенка многими способами:
- Копируйте звуки, которые издает ваш ребенок. Это будет способствовать большему шуму и станет началом очередности и разговоров.
- Держите ребенка возле своего лица, когда разговариваете с ним, чтобы он вас хорошо видел.
- Поговорите со своим ребенком о том, что вы делаете. Это поможет им начать учить слова.
- Разговаривайте с малышом нараспев. Это будет поддерживать их интерес к тому, что вы говорите.
- Каждый день уделяйте своему ребенку особое время, чтобы поиграть с игрушками и книжками с картинками.
На что обратить внимание
Речевые и языковые навыки развиваются с самого раннего возраста. Однако некоторые дети не развивают в раннем возрасте необходимые им навыки.
Их очень трудно заметить с раннего возраста.
Вот четыре примера, которые могут вызвать беспокойство в возрасте 6 месяцев:
- Если ребенка не пугают громкие звуки
- Если ребенок не смотрит в глаза при разговоре с ним
- Если ребенок не улыбается в ответ тому, кто улыбается ему
- Если ребенок не смотрит с интересом в лицо говорящего.
-
6-12 месяцев
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к первому году дети обычно:
Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы поощрить своего ребенка на этом этапе:
- Издавать разные звуки, чтобы заинтересовать вашего ребенка. Это может быть изменение звука вашего голоса или такие вещи, как погремушка или пищащая игрушка.
- Указание на звуки поможет вашему ребенку развить навыки слушания. Это также поможет развить их осведомленность об окружающем мире.
- Поощряйте ребенка смотреть на вас во время занятий.
Это может быть одевание, кормление или смена подгузников. Это поможет вашему ребенку улучшить внимание, речь и языковые навыки.
- Говорите о повседневных делах, таких как одевание, прием пищи и купание.
- Подражайте ребенку, когда он болтает. Это очень хороший способ показать, как нужно чередоваться в общении. Это побудит их издавать еще больше звуков.
- Используйте действия со словами. Попробуйте помахать, когда говорите «до свидания», или взять чашку, когда говорите «пей». Это поможет вашему ребенку связать то, что он видит и делает, со словами, которые ему нужны.
- Пойте песни-боевики и играйте в такие игры, как «ку-ку», чтобы развить навыки речи, языка и внимания.
- Каждый день уделяйте своему ребенку особое время, чтобы поиграть с игрушками и книжками с картинками.
На что обратить внимание
Речевые и языковые навыки развиваются с самого раннего возраста. Однако некоторые дети не развивают в раннем возрасте необходимые им навыки.
Это может быть очень трудно заметить с раннего возраста. Однако вам следует поговорить с врачом общей практики или патронажной медсестрой, если ваш ребенок не:
- Реакция на шум к 9 месяцам
- Укажите на вещи, которые им интересны, к одному году
Постарайтесь привлечь ваше внимание шумом к одному году. Это может быть через зрительный контакт, выражение лица или протягивание рук.
-
12-18 месяцев
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 18 месяцам дети обычно:
- Наслаждайтесь прослушиванием музыки и пением, а иногда двигайте своим телом, чтобы «танцевать» под музыку.
- Наслаждайтесь просмотром простых книжек с картинками вместе со взрослыми.
- Понимают гораздо больше слов, чем могут произнести, включая названия предметов повседневного обихода, таких как мебель, одежда и части тела.
- Поймите некоторые простые вопросы и инструкции, такие как «где мишка?» и «поцелуй маму».
- Скажите до 20 отдельных слов (например, «чашка», «папа», «собака»), чтобы спросить о чем-то или прокомментировать увиденное, даже если они еще не совсем понятны.
- Во время игры они используют много лепета и отдельных слов, часто звучащих так, как будто они говорят предложениями, хотя они не всегда произносят настоящие слова.
- Скопируйте многие вещи, которые, как они видят, делают взрослые, например, говорят «Привет» или машут рукой на прощание.
- Наслаждайтесь простой притворной игрой, например, напоите Долли или притворитесь, что разговариваете по телефону.
Как поддержать своего ребенка
На этом этапе вы можете поощрить своего ребенка многими способами:
- Смотрите на своего ребенка, когда разговариваете с ним. Это легче сделать, если вы находитесь на одном уровне, поэтому опуститесь на уровень их глаз или поднимите их к своим.
- Говорите с ребенком короткими простыми предложениями.
Это помогает им понять, что вы говорите, а также дает им больше шансов скопировать слово или два, когда они будут готовы.
- Расскажите о том, что ваш ребенок смотрит или делает. Следуйте их примеру, когда играете с ними, и говорите о том, что их интересует.
- Часто повторяйте слова – детям нужно услышать слова много раз, прежде чем они запомнят их и произнесут.
- Чаще разговаривайте с ребенком во время повседневных дел, таких как прием пищи и купание.
- Повторяйте то, что, по вашему мнению, имеет в виду ваш ребенок, когда у него нет слов. Например, если ваш ребенок указывает на коробку из-под печенья и бормочет что-то, вы можете сказать: «Бисквит? Хочешь печенье?».
- Предложите ребенку выбор между двумя вещами, чтобы стимулировать разговор. Например, вместо того, чтобы говорить: «Что ты хочешь выпить?», можно сказать: «Ты хочешь молока или сока?», поставив перед ними оба варианта выбора.
На что обратить внимание
Хотя все дети развиваются по-разному, стоит обратиться за советом к специалисту, если ваш ребенок не:
- Произнести свои первые слова к 18 месяцам
- Кажется, что вы понимаете часть того, что вы им говорите, к 18 месяцам
18-24 месяца
Это пособие о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 18 до 24 месяцев.

На этом этапе дети пробуют новое и активнее исследуют окружающий мир. Они часто выбирают свои собственные занятия, и им может не всегда нравиться, когда им говорят, что делать.
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 2 годам дети обычно:
- Дольше концентрируются на деятельности, например, на игре с любимой игрушкой
- Посидеть и послушать простые истории с картинками
- Понимать от 200 до 500 слов
- Понимать больше простых вопросов и инструкций. Например, «где твоя обувь?» и «покажи мне свой нос».
- Много копировать звуки и слова
- Используйте 50 или более отдельных слов. Они также станут более узнаваемыми для других.
- Начните составлять короткие предложения из 2–3 слов, например, «еще сока» или «пока, няня».
- Наслаждайтесь притворной игрой со своими игрушками, такими как тележка для кормления
- Используют в своих словах более ограниченное количество звуков, чем взрослые – часто это звуки р, б, т, д, м и ш.
На этом этапе дети также часто пропускают окончания слов. Обычно их можно понять примерно в половине случаев.
Как поддержать своего ребенка
На этом этапе вы можете поощрить детей разными способами:
- Говорите о повседневных делах, например, о том, как убрать покупки. Это помогает детям связать язык с окружающим миром. Не забывайте оставлять небольшие промежутки или паузы, чтобы ваш ребенок мог ответить.
- Используйте предметы и жесты, чтобы помочь им понять инструкции и вопросы. Также полезно дать ребенку два-три варианта, например: «Тебе нужен мишка или машинка?», «Это твой нос или твоя нога?»
- Читайте книги вместе. Смотреть на картинки и описывать их так же хорошо, как и читать историю. Книги «Поднимите клапан» также помогают сконцентрироваться.
- Повторяйте и расширяйте сказанное ребенком. Если ребенок говорит «сок», вы можете сказать «больше сока», «сок, пожалуйста» или «сок закончился».
Это покажет вашему ребенку, как из слов можно составить короткие предложения.
- Дети усваивают звуки речи постепенно. Лучше сказать ребенку все слово, чем поправлять его. Им также помогает, если они могут видеть ваше лицо, когда вы разговариваете с ними. Это помогает им наблюдать и копировать движения ваших губ.
- Дети могут расстраиваться, когда взрослые их не понимают. Это может привести к истерикам. Поощряйте ребенка использовать жесты или действия с объектами. Постарайтесь набраться терпения и подождите, пока они закончат то, что говорят или пытаются вам показать.
На что обратить внимание
Для некоторых детей развитие речи и языковых навыков может быть очень трудным процессом. Им может понадобиться дополнительная помощь, чтобы развить свои навыки. Вы должны быть обеспокоены, если к 2 годам они:
- Медленно выполняют простые инструкции
- Не произнес 25 узнаваемых слов.
2-3 года
Это пособие о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 2 до 3 лет.

Дети развивают навыки с разной скоростью, но обычно к 3 годам дети:
- Слушают и запоминают простые истории с картинками
- Понимать более длинные инструкции, такие как «сделай мишку прыгать» или «где маминое пальто?»
- Понимать простые вопросы «кто», «что» и «где»
- Использовать до 300 слов
- Соедините 4 или 5 слов, чтобы составить короткие предложения, например, «хочу еще сока» или «он взял мой мячик»
- Задавайте много вопросов. Они захотят узнать название вещей и выучить новые слова
- Используйте слова-действия, такие как «бег» и «падение», а также слова для названий вещей,
- Начните использовать простое множественное число, добавив «s», например, «обувь» или «автомобиль»
- Используйте более широкий диапазон звуков речи. Однако многие дети будут сокращать более длинные слова, например, говоря «нана» вместо «банан». У них также могут возникнуть трудности, когда в слове встречается много звуков, например: они могут сказать «паук» вместо «паук».
- Часто возникают проблемы с произношением более сложных звуков, таких как ш, ч, т и р. Однако люди, которые их знают, в основном могут их понять.
- Теперь больше играйте с другими детьми и делитесь вещами
- Иногда звучит так, как будто они заикаются или заикаются. Обычно они пытаются поделиться своими идеями до того, как их языковые навыки будут готовы. Это совершенно нормально в этом возрасте, просто покажите, что вы слушаете, и дайте ему достаточно времени. Бесполезно привлекать внимание к их «заиканию», говоря что-то вроде «не торопись». Просто постарайтесь набраться терпения и не прерывать их.
Как поддержать ребенка
На этом этапе вы можете поощрить детей разными способами:
- Добавление слов в предложения детей может показать им, как слова сочетаются друг с другом. Например, если ребенок говорит «кукольные волосы», вы можете сказать «расчешите кукольные волосы» .
- Часто детям нравится помогать.
Совместное использование ежедневных заданий дает возможность говорить об объектах и действиях
- Используйте куклы и картинки, чтобы помочь детям слушать истории. Не бойтесь рассказывать историю более одного раза. Повторение помогает детям понимать и запоминать слова
- Дайте детям правильный пример звуков и слов. Это помогает, если у них возникают проблемы с произношением определенного слова или звука. Если вы поправите их или заставите повторить это, вы можете вызвать у них тревогу. Просто повторяйте то, что они сказали, используя правильные слова и звуки. Со временем они смогут сделать это сами.
На что обратить внимание
Для некоторых детей развитие навыков общения может быть очень трудным. Важно, чтобы родители обратились за консультацией к логопеду, если:
- Ребенок указывает или показывает, что он хочет, а не говорит.
- Они говорят только отдельные слова вместо того, чтобы соединять слова в короткие предложения.
- Они медленно реагируют на ваши указания.
- Они полагаются на то, что им показывают, что делать, а не говорят.
- Вы не можете понять большую часть того, что они говорят.
3-4 года
Дети в возрасте от 3 до 4 лет обычно активно изучают язык и задают много вопросов.
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 4 годам дети обычно:
- Слушают более длинные рассказы и отвечают на вопросы о сборнике рассказов, который они только что прочитали
- Понимать и часто использовать слова, связанные с цветом, числом и временем, например, «красная» машина, «три пальца» и «вчера/завтра»
- Начать отвечать на вопросы о том, «почему» что-то произошло, хотя это все еще может быть на довольно базовом уровне
- Используйте более длинные предложения и связывайте предложения вместе
- Опишите события, которые уже произошли, даже если их предложения не совсем такие, как у взрослых, например.
‘мы пошли в парк’
- Наслаждайтесь притворной игрой
- Начинают любить простые шутки, даже если они их не понимают
- Задавайте много вопросов, используя такие слова, как «что», «где» и «почему»
- Все еще делают ошибки с временами, например, говорите «бежал» вместо «бежал» и «плавал» вместо «плавал»
- Испытываете трудности с произношением небольшого количества звуков, например р, ш, л, ф, ч, ш, ч и й
- Начните планировать игры с другими.
Как поддержать вашего ребенка
Вы можете сделать много вещей, чтобы поддержать детей на этом этапе:
- Выделите специальное время, чтобы поговорить о прошедшем дне. Разговор о том, что произошло в тот день, поможет их навыкам памяти. Это также поможет им говорить о вещах, которые они не видят, и о том, что произошло в прошлом, что является важным навыком для обучения в школе.
- Везде, где это возможно, используйте изображения, предметы, куклы, актерское мастерство, жесты и мимику.
Это поддержит интерес ребенка.
- Говорите или играйте в игры, включающие противоположности, такие как «включение и выключение» или «большое и маленькое»
- Присоединяйтесь к ребенку в притворной игре. Пусть возьмут на себя инициативу. Это поможет их языку и творчеству. Говорите о том, что они говорят и делают, а не задавайте много вопросов. Ваш комментарий помогает их языковым навыкам и показывает, что вы слушаете и заинтересованы.
- Обмен ролями может стать отличным развлечением для ребенка. Пусть они будут «мамочкой» или «учителем». Это помогает им говорить о новых ситуациях
- Играйте и говорите о последовательности цветных кубиков или фигур, чисел и дней недели.
На что обратить внимание
К 3,5 годам ребенок должен быть понят людьми вне семьи. В противном случае родителям следует обратиться за консультацией к логопеду.
Вы должны быть обеспокоены, если:
- Они изо всех сил пытаются превратить идеи в предложения
- Язык, который они используют, беспорядочный и трудный для понимания
- Они не реагируют или медленно следуют инструкциям.
4-5 лет
Это руководство о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 4 до 5 лет.
На этом этапе им нужно больше слушать, понимать и делиться своими идеями в классе. Они будут использовать свои языковые навыки, чтобы научиться читать.
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 5 годам дети обычно:
- Понимают устные инструкции, не отрываясь от того, что они делают, чтобы посмотреть на говорящего
- Выбирайте себе друзей и товарищей по игре
- Общайтесь по очереди в гораздо более длинных разговорах
- Понимать более сложные слова, такие как «первый», «последний», «может быть», «может быть», «выше» и «между»
- Понимать слова, описывающие такие последовательности, как «сначала мы идем в магазин, затем мы поиграем в парке»
- Используйте правильно построенные предложения.
Тем не менее, у них все еще могут быть некоторые трудности с грамматикой. Например, говоря «овцы» вместо «овцы» или «пошли» вместо «пошли»
- Больше думайте о значениях слов, например, описывая значение простых слов или спрашивая, что означает новое слово
- Эффективно используйте большинство звуков. Однако у них могут возникнуть трудности с более сложными словами, такими как «каракули» или «слон».
Как поддержать своего ребенка
На этом этапе вы можете поощрить своего ребенка многими способами:
- Очень важно наладить отношения с дошкольным учреждением или школой вашего ребенка. Узнайте, какие темы или песни они изучают. Это может помочь вам поддержать новые слова и идеи, которые изучает ваш ребенок.
- Игра в настольные игры, в которых нужно по очереди, помогает им дольше слушать и концентрироваться.
- Поощряйте детей говорить без вопросов. Это может помочь им рассказать больше о своем опыте.
Открытые вопросы типа «С чем ты собираешься играть сегодня?» поощрять детей говорить больше, чем «да» и «нет». Если им трудно ответить на такие открытые вопросы, дайте им выбор, например, «автомобили или животные?»
- Хотя дети могут знать много разных слов, важно знакомить их с новыми словами и фразами. Это помогает им продолжать обучение.
- Развлечение со словами и рифмами может помочь детям освоить навыки, необходимые им для чтения и письма
- Детям может потребоваться время, чтобы подумать, прежде чем отвечать на вопросы и инструкции. Дайте им время, не отвечая за них и не заканчивая предложения.
На что обратить внимание
Для некоторых детей научиться говорить и понимать слова может быть очень трудным процессом, и им может потребоваться дополнительная помощь. К 5 годам вы можете увидеть следующее:
- Трудности с абстрактными понятиями, такими как размер или время.
- Трудности со сложными предложениями.
- Не имея нужных слов, чтобы сказать то, что они хотят.
- Трудно упорядочивать идеи.
- Пропущено несколько слов. Например, сказать «играет в мяч» вместо «собака играет с мячом».
- Говорить на разные темы в одной группе предложений.
- Использование неправильных звуков, из-за чего их речь трудно понять.
5-7 лет
Это пособие о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 5 до 7 лет.
Часто к 5 или 6 годам дети уже имеют хорошие речевые и языковые навыки. Они лучше используют язык по-разному, например. обсуждение идей или высказывание мнений.
Дети развивают навыки с разной скоростью, но старше 5 лет, как правило, дети:
- Сосредоточены на одном предмете дольше без напоминаний
- Меньше полагайтесь на картинки и предметы, чтобы выучить новые слова
- Используйте свои языковые навыки для обучения чтению, письму и правописанию
- Узнайте, что одно и то же слово может означать две вещи, например, «апельсин» — фрукт и «апельсин» — цвет
- Узнайте, что разные слова могут означать одно и то же, например, «минус» и «убрать»
- Понимать чувства и описательные слова, такие как «осторожно», «медленно» или «умно»
- Использовать язык для различных целей, например, задавать вопросы или убеждать
- Делитесь и обсуждайте более сложные идеи
- Использовать язык в различных социальных ситуациях.
Как поддержать вашего ребенка
На этом этапе вы можете поощрить детей разными способами:
- Помогите им выучить новые слова, например слова, связанные с положением, временем и размером.
- Найдите время, чтобы рассказать о своем дне
- Дайте ребенку время поговорить с вами
- Задавайте открытые вопросы, например «расскажите, что вам понравилось сегодня».
На что обратить внимание
У ребенка в этом возрасте должны быть хорошо развиты речевые и языковые навыки. Если им трудно говорить, вы можете заметить, что они:
- Им трудно учить и понимать значения слов
- Вам трудно понять язык о вещах в прошлом или будущем
- Пытаться понять фразы, которые могут означать несколько вещей, например, «подтяни носки»
- Ответ только на часть инструкции, обычно начало или конец
- Используйте короткие предложения, часто с пропущенными словами или в неправильном порядке
- Трудно придумывать истории.
Это проявляется в письменной работе, а также в разговоре
- Не учатся в школе, но никто не может объяснить почему
- Пытаются завести и сохранить друзей.
7-11 лет
Это пособие о развитии речи и языка у детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Говорить и понимать слова — это постепенный процесс. Дети развивают навыки с разной скоростью, но старше 8 лет, как правило, дети:
- Используют язык, чтобы предсказывать и делать выводы
- Используйте длинные и сложные предложения
- Понимать другие точки зрения и показывать, что они согласны или не согласны
- Понимать сравнительные слова, например. ‘это было раньше, чем вчера’
- Поддерживайте разговор, приводя причины и объясняя выбор
- Начать разговор со взрослыми и детьми, которых они не знают
- Понимать и использовать пассивные предложения, в которых порядок слов может сбивать с толку детей младшего возраста, например.
«Вор преследуется полицейским».
Как поддержать вашего ребенка
Хорошая коммуникация двусторонняя и требует умения слушать. Чтобы помочь ребенку, вам нужно самому продемонстрировать хорошие навыки слушания. Убедитесь, что у вас есть на это время в течение дня. Возможно, вам придется объяснять слова, которые ребенок еще не знает.
Словарный запас ребенка будет расти. Помогите им понять новые слова, которые они учат, рассказывая об их значении. Убедитесь, что они не боятся спросить, если они не понимают ни слова. Если вы не знаете точного значения слова, поищите его в удобном для детей словаре, таком как Collins Co-Build.
Просто хорошо разговаривая с детьми, вы поддерживаете их язык. Итак, поговорите с ними. Спросите их, как прошел их день в школе и как поживают их друзья. Надеюсь, им не нужно слишком много поощрения, чтобы поговорить. Старайтесь поощрять разговоры, а не просто говорите сами.
На что обратить внимание
На этом этапе у детей должны быть хорошо развиты навыки разговорной речи и понимания слов. Ребенок, у которого проблемы с пониманием слов, может вести себя следующим образом:
- Ему может быть трудно участвовать в групповых беседах. Это потому, что слишком много языка.
- Им может быть трудно придумывать истории. Это проявится в их письменной работе, а также в разговоре.
- Их истории могут быть запутанными, из-за чего за ними трудно следить.
- Им может быть трудно выучить и понять значения слов.
- Им может быть трудно понять язык о вещах в прошлом или будущем.
- Им может быть трудно делать прогнозы.
- Им может быть трудно понять язык, смысл которого не ясно указан, например. когда разговор затрагивает новые понятия или затрагивает людей или предметы, которые не присутствуют и не видны ребенку.
- Возможно, им трудно учиться в школе. Им может быть трудно понять, что они должны делать, даже если им сказали.
11-17 лет
Это пособие о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 11 до 17 лет.

Развитие речи на данном этапе является постепенным процессом. Изменения все же происходят, но их труднее увидеть. Дети должны научиться самостоятельно развивать отношения и участвовать в общественной деятельности.
Чего ожидать в возрасте от 11 до 14 лет
На этом этапе дети будут:
- Использовать более длинные предложения; обычно 7-12 слов и более
- Постройте свои предложения, используя ряд союзов или присоединительных слов, таких как «тем временем», «однако», «за исключением», чтобы они могли передавать сложные идеи
- Уметь использовать сарказм. Знайте, когда другие саркастически относятся к ним
- Уметь хорошо менять тему в разговоре
- Используйте более тонкий и остроумный юмор
- Продемонстрируйте некоторое понимание идиом, таких как «Делайте свои деньги там, где ваш рот!»
- Знайте, что они разговаривают с друзьями не так, как с учителями, и легко приспосабливайтесь к этому
- Понимать и использовать жаргонные термины с друзьями.
Они не отстают от быстро меняющихся «уличных разговоров».
Чего ожидать в возрасте от 14 до 17 лет
По мере взросления молодые люди могут:
- Выполнять сложные инструкции
- Знайте, когда они не понимают. Они попросят, чтобы им сказали еще раз или что-то конкретное объяснили
- Легко переключайтесь между разговором в классе и разговором на перемене
- Рассказывать длинные и очень запутанные истории.
Как поддержать своего ребенка
Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы поощрить молодых людей на этом этапе:
- Поощряйте возможности говорить, не заставляя их чувствовать себя под давлением
- Используйте возможности для общения, например во время еды
- Дайте всем возможность рассказать о своем дне, включая вас
- Помогите, объяснив любые слова или фразы, которые они не понимают
- Покажите, что вам интересно, выделив время на прослушивание.
На что обратить внимание
На этом этапе у детей должны быть хорошо развиты речевые и языковые навыки. В этом возрасте у ребенка может быть задержка речи, если он:
- Трудно дать конкретный ответ или объяснение
- Им трудно упорядочить свои идеи в правильном порядке
- Лучше понимают индивидуальные инструкции, чем групповые
- Вам трудно понять язык, в котором смысл не указан четко, например. быть в состоянии сделать вывод, что кто-то хочет закрыть окно или включить отопление, когда он говорит: «Здесь немного холодно!»
- Найдите длинные и сложные инструкции, которые трудно понять
- Проблемы с изучением новых слов
- Потребуется много времени, чтобы организовать то, что они собираются сказать или написать
- Слишком буквально. Например, «Я вернусь через минуту»
- Имеют трудности с чередованием в разговоре
- Точно так же разговаривайте с учителями и друзьями.