Респираторно аффективные приступы у детей: Аффективно-респираторные приступы у детей: причины, симптомы и лечение

Содержание

Аффективно-респираторные приступы у детей: причины, симптомы и лечение

Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.

Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста. Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей. Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.

Почему возникают приступы?

Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы.

Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания». У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:

  • игнорирование взрослыми требований ребенка;
  • отсутствие внимания родителей;
  • испуг;
  • возбуждение;
  • усталость;
  • стресс;
  • перегрузка впечатлениями;
  • падения;
  • травмы и ожоги;
  • семейный скандал;
  • общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.

Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется. В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений. Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.

Как это выглядит?

Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:

  • Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
  • «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
  • «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
  • Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи.
    Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает.
    Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.

Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.

Механизм развития и клиническая картина

Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает». Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода. Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.

При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.

Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.

На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».

Дыхание и эмоции

Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.

Что делать во время приступа?

Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами. Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите. Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.

При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.

Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.

При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.

Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.

Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.

Простые правила для родителей

Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.

Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:

  • Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
  • Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
  • Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты.
    Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
  • Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
  • Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
  • Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.

Как выставляется диагноз?

Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.

Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.

Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.

Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.

Автор: Погребной Станислав Леонидович, невролог

Оцените эту статью:

Всего голосов: 137

4.4 137

Читайте также

Респираторно-аффективные приступы - Библиотека - Доктор Комаровский

Авторы: Биттерлих Л. Р.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - "синий" и "бледный".

"Бледные" аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. "Бледные" аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу "синих". Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь "обмякает" на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой "двигательной буре" протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение "ужасных двухлеток" в "ужасных двенадцатилеток".

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды "стоп" к команде "вперед".

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: "Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату".

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

 

Читайте еще:

Комаровский  Е.О.

Перехватывает дыхание и синеет при плаче

опубликовано 28/10/2009 16:27
обновлено 21/03/2017
— Нервные, психические и психологические болезни

Аффективно-респираторный синдром у детей - причины, симптомы, диагностика и лечение

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

Общие сведения

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром у детей

Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Лечение АРС у детей

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия. Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.

причины и лечение, как лечить новорожденных и грудничков

Трудно сохранить родительское самообладание, когда плачущий ребенок начинает падать на пол и биться в судорогах, забывая дышать. Такое явление носит название аффективно-респираторного приступа, и задача родителей – знать, как правильно реагировать в таких ситуациях и что делать.

Что это такое?

В медицине аффективно-респираторные приступы (АРП) имеют несколько названий: их называют приступами задержки дыхания, а также аффективно-респираторным синдромом. По сути это периодические апноэ, которые могут сопровождаться потерей сознания и судорожными проявлениями.

Название состоит из двух частей, в каждой из которых большой смысл происходящего. «Аффективный» – неконтролируемая эмоция, а «респираторный» – дыхательный. На фоне сильной эмоции нарушается дыхание, ребенок «забывает», как делать вдохи и выдохи во время сильного плача, обиды, боли, боязни.

По данным Всемирной организации здравоохранения, такие приступы время от времени случаются как минимум у 5% населения планеты, как у взрослых, так и у детей, но в детском возрасте АРП случаются значительно чаще.

При этом исследования показали, что в большей мере таким приступам подвержены дети в возрасте от полугода до полутора лет, а после достижения ребенком пятилетнего возраста таких приступов практически не случается. У грудничков до полугода и новорожденных такие приступы возможны, но это считается редким явлением.

И мальчики, и девочки подвержены АРП с одинаковой частотой, но медики обратили внимание, что у маленьких мальчиков аффективно-респираторные приступы прекращаются обычно раньше, чем у девочек: в 3 года у мальчуганов и в 4-5 лет у девочек.

Причины возникновения

Все дети более эмоциональны, нежели взрослые. Это факт. Естественно, сила эмоций у малышей всегда более выражена, и злость, и разочарование, и обида, и сильный страх проявляются сильнее. Однако далеко не все малыши страдают по этой причине от аффективно-респираторных приступов с судорогами и задержкой дыхания. Медики и ученые долго пытались найти причины, которые провоцируют приступ в ходе переживания сильной эмоции, и пришли к выводу, что триггером может выступать что-то из данного списка.

  • Особенности нервной системы – неуравновешенные, очень впечатлительные, чувствительные, эмоционально неустойчивые дети легче впадают в состояние аффекта.
  • Наследственность – у четверти маленьких пациентов с АРП выявлены родственники, которые страдали или страдают такими же приступами. При этом дети наследуют, вероятнее всего, не саму склонность к приступам задержки дыхания, а все-таки указанный в предыдущем пункте тип высшей нервной деятельности и особенности нервной системы.
  • Воспитательные ошибки – приступы изначально формируются как реакция ребенка на неверное отношение родителей к его поведению и эмоциям, постепенно пароксизмы становятся нормой поведения для конкретного малыша. Обычно АРП отмечается у детей, которым слишком многое позволяется, которые возведены родителями на семейный «трон» в качестве самого главного члена семьи.
  • Эндогенные и экзогенные факторы – сюда ученые относят физическую боль, усталость, накопившийся эмоциональный стресс, напряжение, голод.

В большинстве случаев установить точную причину аффективно-респираторных приступов у ребенка не удается, поскольку она может носить смешанный характер (при влиянии одновременно нескольких возможных причин).

Разновидности пароксизмов

Для простоты классификации все аффективно-респираторные приступы принято разделять на два вида – «синие приступы» и «бледные приступы» (по типу цвета кожных покровов в момент пароксизма). Но в медицине есть и более детальная классификация, которая описывает целых четыре типа АРП.

  1. Простой – приступ сопровождается задержкой дыхания в самом конце выдоха. Кровообращение не изменяется, дыхание восстанавливается самостоятельно.
  2. Синий – обычно связан с такими эмоциями, как гнев, злоба, боль. Во время плача или истерики ребенок делает быстрый и сильный выдох, мышцы ослабевают, может произойти потеря сознания, возникает цианоз – посинение кожных покровов. После возвращения в сознание ребенок хочет спать и может проспать пару часов. Электроэнцефалограмма не изменена, все в норме.
  3. Бледный – пароксизм сопровождается потерей сознания и бледнеет, но сам эпизод плача почти не имеет места быть либо плач у малыша незначительный. Электроэнцефалограмма также находится в пределах нормы, патологических изменений не регистрируется.
  4. Осложненный – протекает либо по «бледному», либо по «синему» сценарию, но в тяжелой форме, напоминает эпилептический припадок. Электроэнцефалограмма патологична в момент приступа, но вне пароксизма по большей части остается нормальной.

Что происходит?

Поскольку маленькие дети еще не умеют оценивать и воспринимать собственные эмоции, не умеют с ними справляться, контролировать их проявления, развиваются очень яркие аффективные реакции. Сильная эмоция порождает судорожное сокращение мышц в зоне гортани.

То, что происходит дальше, напоминает ларингоспазм – малыш дополнительно пугается нового ощущения невозможности сделать привычный вдох из-за сужения голосовой щели, новый испуг способствует еще более плотному смыканию.

Одновременно могут развиваться судороги, они непроизвольные и тоже связаны с мышечным эмоциональным напряжением. Длится приступ не более минуты, чаще всего от 15 до 25 секунд, потом мышцы начинают расслабляться, ребенок начинает нормально дышать.

Симптомы и признаки

Каждому аффективно-респираторному пароксизму в обязательном порядке предшествует некая сильная эмоция. Просто так, находясь в привычном и спокойном состоянии, ребенок в приступ не впадает. Каждый приступ развивается в точном соответствии с порядком смены этапов, один приступ точно похож на предыдущий.

Пытаясь справиться с эмоцией, малыш начинает неровно дышать, плакать, а потом внезапно замолкает, замирает и на некоторые время остается в таком состоянии, рот обычно открыт. Родители могут услышать хрипы, щелчки. Малыш не может контролировать задержку дыхания и прервать ее по собственной воле. Апноэ воле ребенка не подчиняется.

При простом приступе дыхание восстанавливается примерно через 15 секунд. Малыш выглядит нормально, других проявлений у него нет. При других формах АРП малыш может упасть, потерять сознание, у него становится бледной или синеватой кожа, слизистые оболочки. Во время приступа пульс почти не прощупывается или он очень слаб.

Родители должны знать, что приступы, основанные на обиде, злости, разочаровании более характерны для малышей в возрасте от 1,5 до 2 лет. У таких деток обычно приступы протекают по «синему» или «бледному» типу, сопровождаются либо чрезмерным напряжением мускулатуры тела, либо чрезмерным ее расслаблением.

Тело может выгибаться дугой (доктор Комаровский называет это «истерическим мостиком»), если мышцы сильно напряжены, либо безвольно обмякает, подобно тряпичной кукле, если они расслаблены. Судороги, если они есть, чаще всего проявляются в виде непроизвольных подергиваний, например, конечностями.

Восстановление всегда начинается с нормализации дыхания. Потом кожные покровы и слизистые оболочки приобретают нормальный цвет, в порядок приходит мускулатура. Восстановление после обычного приступа быстрое, ребенок может сразу попросить еды или начать играть. Чем дольше длится приступ, тем больше времени нужно для полного восстановления. При осложненном приступе на выходе ребенок еще некоторое время продолжает тихонечко плакать, ныть, и с этим он обычно засыпает на пару часов.

Опасно ли это?

В медицине аффективно-респираторные пароксизмы опасными не считаются. Обычно дети их «перерастают» и с возрастом АРП проходят и без лечения. Существуют и данные, что косвенно такие приступы могут повлиять на риск развития у ребенка эпилепсии, но прямой связи ученым пока установить не удалось. Единственная статистика, которая говорит в пользу этого утверждения, гласит, что у детей-эпилептиков приступы АРП в прошлом были в 5 раз чаще, чем у остальных детей. Эта статистика ни в коем случае не позволяет утверждать обратного, что дети с АРП начинают страдать эпилепсией.

Конечно, в момент пароксизма головной мозг ребенка на протяжении 10-60 секунд испытывает кислородное голодание ввиду отсутствия дыхания. Это может негативно сказываться на состоянии центральной нервной системы, в частности, у ребенка могут возникать проблемы с вниманием, памятью, мыслительными процессами, обучением, но такие последствия становятся вероятными только в том случае, если приступы задержки дыхания (АРП) случаются с завидной частотой.

Что делать?

В первую очередь родители должны показать ребенка врачу. Это важно для того, чтобы отличить обычные аффективно-респираторные приступы от той же эпилепсии, ведь проявления могут быть очень похожими. К каким специалистам обратиться, догадаться несложно – к неврологу и детскому психиатру.

Этим специалистам родители должны будут подробным образом рассказать, как протекают приступы, как часто они повторяются, какими причинами, по мнению мамы или папы, вызываются. Невролог осматривает ребенка на предмет сохранности рефлексов, чувствительности, координации движений.

Что не перепутать АРП с эпилепсией, рекомендуется проведение электроэнцефалографии. Обычно при аффективно-респираторном синдроме повышенной электрической активности мозга не выявляется. Ребенку делают ЭКГ.

В первую очередь рекомендуется консультация детского психолога или психотерапевта, причем не только для малыша, но и для всей его семьи. Индивидуальная психокоррекционная работа поможет сделать более гармоничными отношения в семье, а также научит ребенка выражать свои сильные эмоции словами.

Ребенку могут быть назначены препараты – ноотропы, растительные успокоительные средства, а также необходимые аминокислоты, например, глицин, витамины. Если приступы осложненные и протекают с сильными судорогами, врач может порекомендовать транквилизаторы, но не для систематического приема, а исключительно с целью купировать пароксизм.

Избежать повторных приступов поможет изменение образа жизни ребенка. Следует придерживаться такого режима, при котором малыш не будет сильно уставать, его день должен быть наполнен физической активностью, питание должно быть полноценным.

А вот игры за компьютерами, как и просмотр телевизора не рекомендованы, их следует максимально ограничить 1-2 часами в сутки.

Известный педиатр доктор Комаровский утверждает, что родители вполне могут предупредить приступы, вовремя замечая их начальные симптомы. Пока спазм не начался, родители могут отвлечь чадо, переключить его внимание на что-то другое.

Запрещать ребенку испытывать сильные эмоции бесполезно, – считают врачи и подтверждают отзывы мам. Поэтому требовать, чтобы чадо перестало орать, реветь, бояться или злиться – дело бессмысленное. А вот вовремя обратить внимание ребенка на что-то вокруг или попросить его что-то принести – вполне возможно.

Подробнее о том, как действовать, если у ребенка аффективно-респираторный приступ, рассказывает доктор Комаровский в следующем видео.

Аффективно-респираторные приступы у детей, первая помощь

Закрыть
  • Болезни
    • Инфекционные и паразитарные болезни
    • Новообразования
    • Болезни крови и кроветворных органов
    • Болезни эндокринной системы
    • Психические расстройства
    • Болезни нервной системы
    • Болезни глаза
    • Болезни уха
    • Болезни системы кровообращения
    • Болезни органов дыхания
    • Болезни органов пищеварения
    • Болезни кожи
    • Болезни костно-мышечной системы
    • Болезни мочеполовой системы
    • Беременность и роды
    • Болезни плода и новорожденного
    • Врожденные аномалии (пороки развития)
    • Травмы и отравления
  • Симптомы
    • Системы кровообращения и дыхания
    • Система пищеварения и брюшная полость
    • Кожа и подкожная клетчатка
    • Нервная и костно-мышечная системы
    • Мочевая система
    • Восприятие и поведение
    • Речь и голос
    • Общие симптомы и признаки
    • Отклонения от нормы
  • Диеты
    • Снижение веса
    • Лечебные
    • Быстрые
    • Для красоты и здоровья
    • Разгрузочные дни
    • От профессионалов
    • Монодиеты
    • Звездные
    • На кашах
    • Овощные
    • Детокс-диеты
    • Фруктовые
    • Модные
    • Для мужчин
    • Набор веса
    • Вегетарианство
    • Национальные
  • Лекарства
    • Антибиотики
    • Антисептики
    • Биологически активные добавки
    • Витамины
    • Гинекологические
    • Гормональные
    • Дерматологические
    • Диабетические
    • Для глаз
    • Для крови
    • Для нервной системы
    • Для печени
    • Для повышения потенции
    • Для полости рта
    • Для похудения
    • Для суставов
    • Для ушей
    • Желудочно-кишечные
    • Кардиологические
    • Контрацептивы
    • Мочегонные
    • Обезболивающие
    • От аллергии
    • От кашля
    • От насморка
    • Повышение иммунитета
    • Противовирусные
    • Противогрибковые
    • Противомикробные
    • Противоопухолевые
    • Противопаразитарные
    • Противопростудные
    • Сердечно-сосудистые
    • Урологические
    • Другие лекарства
    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Врачи
  • Клиники
  • Справочник
    • Аллергология
    • Анализы и диагностика
    • Беременность
    • Витамины
    • Вредные привычки
    • Геронтология (Старение)
    • Дерматология
    • Дети
    • Женское здоровье
    • Инфекция
    • Контрацепция
    • Косметология
    • Народная медицина
    • Обзоры заболеваний
    • Обзоры лекарств
    • Ортопедия и травматология
    • Питание
    • Пластическая хирургия
    • Процедуры и операции
    • Психология
    • Роды и послеродовый период
    • Сексология
    • Стоматология
    • Травы и продукты
    • Трихология
    • Другие статьи
  • Словарь терминов
    • [А] Абазия .. Ацидоз
    • [Б] Базофилы .. Богатая тромбоцитами плазма
    • [В] Вазопрессин .. Выкидыш
    • [Г] Галлюциногены .. Грязи лечебные
    • [Д] Деацетилазы гистонов .. Дофамин
    • [Ж] Железы .. Жиры
    • [И] Иммунитет .. Искусственная кома
    • [К] Каверна .. Кумарин
    • [Л] Лапароскоп .. Лучевая терапия
    • [М] Макрофаги .. Мутация
    • [Н] Наркоз .. Нистагм
    • [О] Онкоген .. Отек
    • [П] Паллиативная помощь .. Пульс
    • [Р] Реабилитация .. Родинка (невус)
    • [С] Секретин .. Сыворотка крови
    • [Т] Таламус .. Тучные клетки
    • [У] Урсоловая кислота
    • [Ф]

Респираторно аффективные приступы у ребенка

Респираторно аффективные приступы у ребенкаДетский организм отличается от организма взрослого. Все органы и системы являются еще не до конца зрелыми, поэтому могут произойти различные сбои на физическом и психологическом уровне. Примером такого сбоя являются респираторно аффективные приступы у ребенка. В статье разберем, что представляет собой данное состояние, почему возникает приступ и что делать в такой ситуации родителям.

Что такое респираторно аффективный приступ?

Детская нервная система весьма неустойчива. При сильном воздействии на него какого-либо физического или психического раздражителя у ребенка может случиться временная задержка дыхания. Это так называемый приступ апноэ. Именно это и называется респираторно аффективным приступом. При этом у ребенка могут развиться такие сопутствующие симптомы, как судороги и даже обморок.

Респираторно аффективные приступы у ребенка

Медицинская практика показывает, что подобные приступы, как правило, проходят без стороннего вмешательства и пациенту не требуется помощь со стороны таких специалистов, как невролог, кардиолог или психолог.

Код по МКБ-10

По международной классификации болезней аффективное расстройство психики имеет код F30-F39.

В каком возрасте развиваются приступы у детей?

Респираторно аффективные приступы, как правило, случаются у малышей в возрасте от шести месяцев и до полутора лет. Реже они случаются у детей после достижения 2-3 лет. У новорожденного ребенка таких приступов не бывает. Это связано с незрелостью нервной системы младенца. После 18 месяцев малыши «перерастают» описываемое состояние. Приступы у детей случаются в 5% случаев.

Респираторно аффективные приступы у ребенка

Такой кроха требует особого отношения. Важно постараться исключить чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки для предотвращения проблемной ситуации.

Причины возникновения

Специалисты считают, что важную роль в развитии у ребенка таких приступов играет наследственная предрасположенность. Здесь имеется в виду тот факт, что некоторые малыши рождаются на свет с чрезмерно возбудимой нервной системой, а некоторые более спокойные. Это может зависеть от темперамента родителей. Кроме этого, пароксизмы часто возникают на фоне следующих провоцирующих факторов:

  • Малыш просит взрослых о чем-то, но его просьбы длительное время игнорируются.
  • Кроха не получает от родителей внимания.
  • Сильный испуг.
  • Чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка.
  • Сильная усталость.
  • Малютка получает слишком много новых впечатлений.
  • Получение физической травмы, перенесение аварии.
  • Падение с высоты.
  • Ссора между родителями.
  • Вынужденное общение с чужими людьми или родственниками, которые ребенку неприятны.

Родители должны четко осознавать, что приступ у малыша случается непроизвольно, то есть он не может контролировать данное состояние. Такая реакция организма происходит под воздействием тех или иных раздражителей на физиологическом уровне. Кто же виноват в данной проблеме? Нельзя сказать, что аффективно респираторные приступы – это заболевание. Это, скорее всего, такая особенность нервной системы ребенка.

Респираторно аффективные приступы у ребенка

Педагогические меры помогают контролировать частоту проявления описываемого синдрома. Это обеспечивает предотвращение формирования трудного характера в будущем.

Что происходит с ребенком во время приступа?

Специалисты условно делят все респираторно аффективные приступы на 4 группы. Это позволяет составить некую классификацию синдрома у детей.

Простой вариант

Это самый легкий и в то же время кратковременный вид приступа, характеризующийся задержкой дыхания на выдохе. Это может случиться при сильном испуге, травме, а также при различных состояниях, когда карапуз чем-то недоволен. Во время остановки дыхания организм не страдает, уровень кислорода в крови не уменьшается, а приступ проходит самостоятельно без стороннего вмешательства.

Вариант «синего» приступа

Этот вариант у детей чаще наблюдается при очень сильном испуге или болевой реакции. Описать так называемый «синий» респираторно аффективный синдром можно такими тезисами:

  • Форсированный выдох.
  • Рот малыша остается открытым.
  • Ребенок не издает звуков.
  • Наблюдается остановка дыхания.
  • Малыш краснеет, а затем оттенок его кожи лица приобретает синюшный оттенок.
  • Иногда возникает потеря сознания.

Часто при таком приступе дети сразу засыпают и спят несколько часов.

Респираторно аффективные приступы у ребенка

Во время этого никаких изменений в организме не происходит, что подтверждает проведение энцефалографии.

«Белый» приступ

При этом состоянии малыш не плачет. Начинается все с того, что оттенок кожи лица резко становится бледным, после чего наблюдается потеря сознания. После обморока наступает сон, длящийся 2-3 часа. На энцефалографии никаких судорожных очагов не выявляется. Все проходит без последствий для организма.

Осложненный вариант

Начинается этот вид респираторно аффективного синдрома так же, как и один из предыдущих вариантов, но дальнейший ход событий осложняется. У ребенка появляются пароксизмы и судороги, напоминающие движения больного, как при эпилепсии. При этом возникает кислородное голодание тканей организма, что может вызвать некоторые опасные осложнения.

Мнение эксперта

Ксения Дунаева

Эксперт по работе с пользователями и модератор комментариев. Высшее медицинское образование и наличие более 5 лет реальной практики.

Спросить у Ксении

Медицинская практика показывает, что опасности для жизни малыша подобные приступы не несут. Их лечение заключается в правильном поведении родителей. Несмотря на это, если мама и папа столкнулись с данной проблемой, важно проконсультироваться у невролога. Специалист подскажет, как избежать подобных ситуаций в будущем и как действовать во время остановки дыхания.

Постановка диагноза

Для постановки диагноза ребенка следует показать специалисту. В первую очередь проводится визуальный осмотр и сбор анамнеза. При необходимости используются такие диагностические методики, как ультразвуковое исследование головы, электрокардиография, а также нейросонография.

Респираторно аффективные приступы у ребенка

Некоторым малышам необходима консультация кардиолога, психолога и других специалистов.

Симптомы аффективно респираторного синдрома

Родители, столкнувшиеся с подобными приступами у своих детей, говорят о том, что картина не из самых приятных. Особенно страшно становится, когда проблема развивается у грудного младенца. При этом ребенок перестает дышать, иногда синеет, теряет сознание, его тело обмякает. Из-за реакции головного мозга на кислородное голодание в нем происходит своеобразная перестройка, у малыша закатываются глаза, что выглядит весьма жутко.

Если длительность приступа продолжительная, могут наблюдаться судороги из-за повышения мышечного тонуса. Эти ритмичные сокращения чем-то напоминают эпилептический припадок. Такое состояние ведет к развитию гиперкапнии, то есть скоплению в организме углекислого газа. Это влечет за собой рефлекторное сокращение мышц гортани, ребенок делает глубокий вдох, начинается плач, после чего дыхание восстанавливается.

Респираторно аффективные приступы у ребенка

По данным статистики, судороги наблюдаются в редких случаях. Обычно приступ заканчивается после того, как тело обмякает. Уже через несколько минут состояние малыша нормализуется и никаких негативных последствий не наблюдается.

Влияние эмоций

Специалисты считают, что аффективно респираторным приступам более подвержены дети, обладающие повышенной эмоциональной возбудимостью. Если что-то идет не так, как хочет малыш, его переполняют эмоции, и центральная нервная система дает сбой. Если такие приступы игнорировать, то в более старшем возрасте они могут превратиться в настоящую проблему. При этом ребенок может добиваться желаемого своими истериками, например, он будет плакать, кричать, падать на пол, пока не получит то, чего добивается.

Такое поведение является следствием сразу нескольких проецирующих факторов. В первую очередь, это особенности нервной системы. Малыш просто не в состоянии контролировать свое поведение в раннем возрасте. Во вторую очередь, истерики – это результат того, что родители в той или иной ситуации ведут себя неправильно.

Как вести себя родителям?

Многие мамы и папы не знают, как грамотно вести себя во время такого поведения своего чада. Первое, что нужно помнить, нельзя паниковать. Если ребенок поймет, что ваше эмоциональное состояние нестабильного, это только усугубит ситуацию. Чтобы успокоиться, попробуйте задержать дыхание вместе с сыном или дочкой. Вы сможете понять, что в этот момент с организмом не происходит ничего страшного.

Респираторно аффективные приступы у ребенка

Для того, чтобы малыш быстрее пришел в себя, можно выполнить такие действия:

  • Слегка подуйте на лицо.
  • Ущипните за носик.
  • Пощекочите щечки.
  • Взбрызните несколько капель воды на личико.

Если же приступ длительный и сопровождается судорожными сокращениями тела, положите ребенка на ровную поверхность, например, на кровать или диван, а его головку разверните набок. Если его стошнит, это позволит не захлебнуться рвотными массами. Лицо можно протереть прохладной водой. Если после случившегося карапуз уснул, не стоит будить его. Дайте организму и нервной системе немного отдохнуть.

После приступа создайте спокойную атмосферу вокруг ребенка. Если обстановка будет напряженной, респираторно аффективный приступ может повториться.

Когда необходима помощь специалиста?

Если приступ случился впервые, следует обязательно записаться на приме к неврологу. Важно исключить заболевания, которые могут спровоцировать такое поведение ребенка. Если никаких патологий у малыша не выявлено, следует создать доброжелательную атмосферу в семье, а также работать над воспитанием своего чада. Нельзя сильно баловать ребенка и все позволять ему. В будущем это приведет только к обострению ситуации.

Респираторно аффективные приступы у ребенка

При появлении приступов, сопровождающихся судорогами и потерей сознания, также важно провести комплексное медицинское обследование. Данная проблема нередко развивается на фоне черепно-мозговых травм или после перенесения инфекционных заболеваний.

Медикаментозное лечение

Согласно данным медицинской статистики, лечение при развитии описываемой проблемы маленькому пациенту, как правило, не требуется. Чаще всего ситуации, сопровождающиеся задержкой дыхания, проходят самостоятельно после 1.5-2 лет. В тяжелых ситуациях доктор может назначить неспецифическую терапию, при которой используются следующие средства:

  • Нейрометаболические стимуляторы – препараты, оказывающие воздействие на психические функции человека.
  • Успокаивающие лекарства.
  • Витаминные комплексы.

Кроме этого, для нормализации психического состояния малыша могут использоваться некоторые физиотерапевтические методы.

Советы для родителей по воспитанию ребенка

Аффективно респираторные приступы у детей возникают из-за неспособности малыша управлять своими эмоциями и гневом. Задача мамы и папы заключается именно в том, чтобы научить свое чадо управлять своими эмоциями.

Респираторно аффективные приступы у ребенка

Для этого следует придерживаться следующих рекомендаций по воспитанию:

  • Единство требований всех членов семьи. Ситуация, когда, например, мама разрешает, а папа запрещает, недопустима. Все взрослые, проживающие в одном доме с малышом, должны быть едиными в своих требованиях. Это поможет мальчику или девочке четко сформировать понятие о том, что можно, а что нельзя.
  • Ошибочно полагать, что ребенка, у которого случается задержка дыхания, не нужно определять в детский сад. Наоборот, пребывание в детском коллективе поможет ему быстрее понять, как контролировать свои эмоции.
  • Важно постараться исключить ситуации, при которых приступы случались ранее. Окружите малыша вниманием, лаской, создайте благоприятную атмосферу в семье.
  • Исключите ссоры и крики при сыне или дочке. Любые спорные ситуации между взрослыми важно постараться решать вне глаз малютки. Конфликт между мамой и папой плохо влияет на детскую психику.
  • Если вы видите, что ситуация накаляется и сейчас у малыша случится очередная остановка дыхания, постарайтесь переключить его внимание. Здесь хорошо работают такие приемы, как, например: ой, посмотри какая красивая собачка, или, сынок, смотри, какая классная машина. Отвлекшись, ребенок сможет обуздать свои эмоции, что предотвратит очередной приступ.
  • Нельзя, значит, нельзя. Если с помощью скандалов ваш сын или дочка привыкли добиваться желаемого, следует четко обозначить запрет. Нельзя нарушать его ни при каких обстоятельствах.

Ну и, конечно же, важно больше разговаривать со своим чадом. Если сын или дочка капризничают, скажите спокойно: я вижу, что ты злишься, но, если ты будешь продолжать в этом же духе, я вынуждена буду наказать тебя, хотя мне этого очень не хочется.

Респираторно аффективные приступы у ребенка

Старайтесь уделять ребенку больше внимания. Возможно, респираторно аффективные приступы являются следствием его недостатка.

Профилактика

Каких-то специфических правил профилактики аффективно респираторного синдрома для детей нет. Главное, о чем должны помнить родители, это создание доброжелательной атмосферы в семье, исключение стрессов, скандалов между взрослыми и правильное воспитание. Все это поможет карапузу справиться со своими эмоциями и без особых проблем перерасти данную особенность своей нервной системы.

Видео

О том, как оказать ребенку помощь при развитии аффективного синдрома рассказывает педиатр Евгений Комаровский.

Аффективно-респираторные приступы: причины, лечение | Компетентно о здоровье на iLive

В настоящее время ключевые причины аффективно-респираторных приступов у детей от шести месяцев до четырех-пяти лет усматривают в том, что многим структурам центральной нервной системы (ЦНС) в раннем детстве свойственна функциональная незрелость с отсутствием четкой координации в их работе и не до конца адаптированная вегетативная нервная система (ВНС).

В первую очередь, это связано с продолжающейся после рождения миелинизацией нервных волокон. Так, у детей спинной мозг и его корешки полностью покрываются миелиновой оболочкой только к трем годам, вагус (блуждающий нерв) миелинизируется до четырех лет, а волокна проводящих путей ЦНС (в том числе аксоны пирамидного тракта продолговатого мозга) – до пятилетнего возраста. А вот тонус блуждающего нерва стабилизируется намного позже, и, вероятно, поэтому аффективно-респираторные приступы у новорожденного происходят достаточно редко, и в таких случаях они могут быть признаком врожденной аномалии Арнольда-Киари или генетически обусловленных и передающихся по наследству синдромов Ретта (Rett syndrome) и Райли-Дея (Riley-Day syndrome).

Продолговатый мозг и его дыхательный центр, поддерживающий рефлекторный автоматизм движения дыхательных мышц, у детей развит хорошо, и выполняет свои функции с момента появления ребенка на свет, однако расположенный здесь же сосудодвигательный центр не всегда обеспечивает адекватность вазомоторных реакций.

В раннем детстве продолжают совершенствоваться симпатический и парасимпатический отделы ВНС, обеспечивающей дыхательный и все остальные безусловные рефлексы. В то же время количество передающих нервные импульсы синапсов стремительно возрастает, а возбуждение нейронов пока что адекватно не уравновешивается их торможением, поскольку в подкорке детского головного мозга недостаточен синтез гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) – ингибирующего нейромедиатора ЦНС. Вследствие этих особенностей кора больших полушарий может подвергаться как прямому, так и отраженному диффузному перевозбуждению, чем специалисты объясняют не только повышенную нервную возбудимость многих детей младшего возраста, но и их эмоциональную лабильность.

Необходимо заметить, что, в отличие от зарубежных, многие отечественные педиатры приравнивают аффективно-респираторные приступы у детей к истерическим припадкам или саморазрешающимся истерическим пароксизмам, то есть, по сути, к проявлениям истерического невроза.

trusted-source[8], [9], [10], [11], [12]

Аффективно-респираторные припадки: причины, лечение | Компетентно о здоровье на iLive

В настоящее время основные причины аффективно-респираторных приступов у детей от шести месяцев до четырех-пяти лет видятся в том, что многие структуры центральной нервной системы (ЦНС) в раннем детстве характеризуются функциональной незрелостью с отсутствием четкой координации в работе и неполностью адаптированной вегетативной нервной системой (ВНС).

В первую очередь, это связано с продолжающейся миелинизацией нервных волокон после рождения.Так, у детей спинной мозг и его корешки полностью покрыты миелиновой оболочкой только в течение трех лет, блуждающий нерв (блуждающий нерв) миелинизируется до четырех лет, а волокна проводящих путей ЦНС (включая аксоны пирамидный тракт продолговатого мозга) до пятилетнего возраста. Но тонус блуждающего нерва стабилизируется гораздо позже, и, вероятно, поэтому аффективно-респираторные приступы у новорожденного возникают редко, и в таких случаях они могут быть признаком врожденной аномалии Арнольда Киари или генетически обусловленного и унаследованного синдрома Ретта (Rett. синдром) и Райли-Дей (синдром Райли-Дея).

Продолговатый мозг и его дыхательный центр, поддерживающий рефлекторный автоматизм движения дыхательных мышц, хорошо развит у детей и выполняет свои функции с момента появления ребенка на свет, но расположенный здесь вазомоторный центр не всегда обеспечить адекватность вазомоторных реакций.

В раннем детстве симпатический и парасимпатический отделы ВНС продолжают улучшаться, обеспечивая дыхательные и все другие безусловные рефлексы.В то же время количество нервных импульсов синапсов стремительно увеличивается, а возбуждение нейронов недостаточно уравновешивается их торможением, поскольку синтез гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), тормозящего нейромедиатора центральной нервной системы, недостаточна в подкорке детского мозга. Благодаря этим особенностям кора больших полушарий может подвергаться как прямому, так и отраженному диффузному перевозбуждению, чем специалисты объясняют не только повышенную нервную возбудимость многих маленьких детей, но и их эмоциональную лабильность .

Следует отметить, что в отличие от зарубежных, многие отечественные педиатры приравнивают аффективно-респираторные приступы у детей к истерическим припадкам или саморазрешающимся истерическим пароксизмам, то есть, по сути, проявлениям истерического невроза .

trusted-source [8], [9], [10], [11], [12]

,

методов профилактики и лечения

Почти треть всех детей, которые являются полностью здоровыми, иногда имеют аффективные респираторные приступы или неконтролируемую задержку дыхания, и лишь около 5% детей регулярно страдают этим заболеванием. Этот синдром обычно возникает у детей, которые легко возбуждаются.

Родителям, чьи дети страдают от аффективно-респираторных приступов, необходимо знать, что это не страшно и не нужно паниковать, обычно у всех детей к 3-4 годам такие приступы прекращаются.Но все же необходимо сходить на консультацию к неврологу, который определит, что именно у вашего ребенка. Если проигнорировать вызов врача, вы не сможете самостоятельно увидеть эпилептические припадки у ребенка.

Перед обращением к врачу необходимо самостоятельно проанализировать ситуацию, а именно отметить продолжительность и частоту возникновения аффективно-респираторных припадков, как ребенок вел себя во время приступа (напрягался или иным образом хромал), какого цвета была его кожа.Обо всем этом вам нужно будет подробно рассказать во время визита к врачу.

Если у вашего ребенка есть аффективно-респираторные приступы, не давайте ему сразу различные успокаивающие препараты - гораздо эффективнее будет лечение и профилактика этого заболевания без лекарств.

Основной причиной задержки дыхания у детей является истерический приступ, который может быть следствием боли, возбуждения и испуга, а также следствием уныния и переутомления.

Многие родители совершают ошибку, пытаясь всем развлечь своего ребенка, чтобы он не нервничал и не страдал аффективно-респираторным синдромом.Применение этого метода сделает вашего ребенка эгоистом, который ничего не знает о неудачах, поэтому его использование недопустимо.

Необходимо искать и устранять причины, по которым у вашего маленького ребенка эти припадки, у некоторых детей сезонное аффективное расстройство. Конечно, сложно понять причину истерики годовалого ребенка, который до сих пор не может сказать, что его беспокоит и чего он хочет. Обычно дети измотаны из-за того, что им что-то больно или они устали, а также из-за невнимания матери.Часто у возбудимых детей бывает истерический рост, то есть если вы позволите один, то вскоре следует дождаться следующего.

Необходимо создать уютную и спокойную домашнюю обстановку и постараться не провоцировать ситуации, вызывающие у ребенка истерические реакции. Придерживайтесь определенных правил - в первую очередь это касается взрослых, - ведь вы - образец для подражания. Это неуверенность, которая часто вызывает истерию, поскольку маленькому ребенку трудно понять, почему то, что было разрешено вчера, категорически нельзя делать сегодня.

Некоторые врачи в качестве метода вывода ребенка от нападения советуют кратковременное создание боли, но не все родители способны на такие действия по отношению к любимому ребенку. В таких случаях часто помогает простой удар по лицу или, в крайнем случае, можно обрызгать лицо водой.

Если у вашего ребенка возникают проблемы с аффективно-респираторными приступами, во время которых он становится неуправляемым, необходимо стараться не создавать ситуаций, которые приведут его к такому состоянию.У родителей всегда должно быть несколько проверенных отвлекающих маневров

.

Дыхательная недостаточность | Фонд эпилепсии

printlogo

epilepsy.com

Home
  • Учиться
    • диагностика
    • Лечение судорог и эпилепсии
    • Первая помощь и безопасность при захвате
    • Управление эпилепсией
    • Новости судорог и эпилепсии
      • Журнал эпилепсии и поведения
        • Выберите аннотации журнала
          • Итоги 4-й двухгодичной конференции по обновлению трубопроводов эпилепсии
          • Стандартизированный диагностический подход и постоянная обратная связь улучшают исход психогенных неэпилептических приступов
          • Оценка влияния памяти и настроения на приверженность противоэпилептическим препаратам
          • Изменения в отношении взрослых в США к людям с эпилепсией
          • Изменение подхода к выбору лечения эпилепсии с использованием больших данных
          • Клиническое и экономическое бремя прорывных приступов
          • Когнитивные нарушения у пожилых людей с эпилепсией: характеристика и анализ факторов риска
          • Детерминанты чувственной стигмы при эпилепсии
          • Дифференциальное влияние методов контрацепции на судороги зависит от категории противоэпилептических препаратов
          • Создание центра по лечению эпилепсии для взрослых: опыт, эффективность и проблемы
          • Затраты на медицинское обслуживание и использование, связанные с лекарствами длительного или короткого действия против эпилепсии (AED), при использовании отдельно
          • В фокусе: повседневная жизнь семей взрослых людей с эпилепсией
          • Долгосрочные припадки и психосоциальные последствия стимуляции блуждающего нерва при трудноизлечимой эпилепсии
          • Перспективы кластеров изъятий: пробелы в лексике, осведомленности и лечении
          • Прогнозирование лекарственной устойчивости у взрослых пациентов с генерализованной эпилепсией: исследование случай-контроль
          • Самоконтроль эпилептических припадков нефармакологическими стратегиями
          • Тяжесть бессонницы, о которой сообщают сами пациенты, у взрослых с эпилепсией связана с коморбидными заболеваниями и депрессивными симптомами
          • Должны ли мы перестать говорить «эпилептик»? Сравнение эффекта терминов «эпилептик» и «человек с эпилепсией»
          • Симптомы тревоги и депрессии у детей школьного возраста с активной эпилепсией
          • Височная эпилепсия - фактор, предрасполагающий к апноэ во сне: анкетное исследование в блоке видео-ЭЭГ-мониторинга
          • Использование противоэпилептических препаратов во время беременности и кормления грудью: тип информации, предоставляемой поиском в Google
          • Уязвимость к побочным эффектам противоэпилептических препаратов (AED) у молодых людей с эпилепсией
          • Дефекты поля зрения после различных резекционных процедур при мезиотемпоральной долевой эпилепсии
          • Полезность длительного видео-ЭЭГ-мониторинга у детей со взором
          • Использование EpiFinder для поддержки принятия клинических решений при оценке эпилепсии
          • Понимание навыков самоуправления людей с эпилепсией
          • Роль исполнительных функций в качестве жизни при трудноизлечимой детской эпилепсии
          • Эффективность образовательной программы для родителей детей с эпилепсией (FAMOSES)
          • Сочетание эпилепсии и аутизма: систематический обзор
          • Социальные сети при эпилепсии: количественный и качественный анализ
          • Переменные, связанные с припадками, являются прогностическими факторами внимания и памяти у детей с эпилепсией
          • Рецидивирующий менструальный эпилептический статус: редко ли это или недостаточно известный феномен у женщин с эпилепсией?
          • Психиатрические и поведенческие побочные эффекты противоэпилептических препаратов у взрослых с эпилепсией
          • Труды семинара по каннабиноидам в терапии эпилепсии Фонда эпилепсии 2017 г.
          • Предоперационная депрессия и тревога не связаны с ухудшением исхода операции по эпилепсии через пять лет после операции
          • Родительский стресс, качество жизни у детей и поведение на исходном уровне и через год наблюдения: результаты исследования FEBSTAT
          • Нейроповеденческие проблемы у детей с ранней эпилепсией: популяционное исследование
          • Большинство антидепрессантов безопасны для пациентов с эпилепсией в терапевтических дозах: обзор доказательств
          • Смертность при синдроме Драве: обзор
          • MINDSET: Клиническая осуществимость использования обновленного инструмента самоконтроля эпилепсии для испаноговорящих пациентов
          • Улучшение качества жизни и познания после ранней имплантации стимулятора блуждающего нерва детям
          • Непосредственные результаты при эпилепсии в раннем возрасте: современный взгляд
          • Иктальные брадиаритмии и асистолия, требующие имплантации кардиостимулятора
          • Как часто проводится кетогенная диета без противосудорожных препаратов?
          • Как вы тренируетесь при эпилепсии? Понимание препятствий и способов адаптации к успешным тренировкам при эпилепсии
          • Данные медицинского обследования о серьезных психологических расстройствах среди взрослых с эпилепсией во всех расовых / этнических группах
          • Использование фолиевой кислоты женщинами с эпилепсией: данные регистра противозачаточных средств при эпилепсии
          • Опыт и потребности родителей маленьких детей с активной эпилепсией: популяционное исследование
          • Эпилепсия в цифрах: количество смертей от эпилепсии по возрасту, расе / этнической принадлежности и полу в США значительно увеличилось с 2005 по 2014 год
          • Хирургия эпилепсии у малообеспеченных латиноамериканцев улучшает депрессию, тревогу и качество жизни
          • Эпидемиология нейроцистицеркоза и эпилепсии: все описано?
          • Буккальная пленка с диазепамом для лечения острых припадков
          • Диагностическая точность обнаружения приступов с помощью аудиосистемы у пациентов с тяжелой эпилепсией и умственной отсталостью
          • Разработка и использование скульптуры для оценки приступов арт-терапии в стационарном отделении мониторинга эпилепсии
          • Консультации эпилептологов влияют на выбор контрацепции женщинами, страдающими эпилепсией
          • Реабилитация по месту жительства предлагает экономичное лечение эпилепсии в сельских районах Гвинеи-Бисау
          • Детям с расстройством аутистического спектра и лекарственно-устойчивой эпилепсией может помочь хирургическое лечение эпилепсии
          • Всплески высокочастотной повторяющейся транскраниальной магнитной стимуляции (rTMS) вместе с лоразепамом подавляют припадки в модели эпилептического каинатного статуса у крыс
          • Привыкание к «моей» эпилепсии: стратегии, которые используют пациенты на пути от диагноза к принятию и раскрытию информации
          • Связь сна с внезапной неожиданной смертью при эпилепсии
          • Связь между дозой противоэпилептических препаратов и долгосрочным ответом у пациентов с рефрактерной эпилепсией
          • Устранение препятствий к хирургическому обследованию пациентов с эпилепсией
          • Добавление няни в больнице во время внутричерепного стереотаксического мониторинга ЭЭГ повышает безопасность и реакцию в отношении приступов в отделении мониторинга эпилепсии у взрослых
          • Рандомизированное контролируемое испытание мануального группового психосоциального вмешательства для молодых людей с эпилепсией (PIE)
        • Редакционные статьи Фонда эпилепсии
      • Кето Новости
      • Фундаментальная наука об эпилепсии
      • Ленты статей PubMed
      • Архив новостей местного офиса
    • Ранняя смерть и СУДЭП
.

Информация о первой помощи при судорогах у детей

Перейти к основному содержанию
  • Коронавирус Новости
  • Проверьте свои симптомы
  • Найти доктора
  • Найти стоматолога
  • Найдите самые низкие цены на лекарства
  • Здравоохранение
    А-Я Здоровье от А до Я Общие условия
    • ADD / ADHD
    • аллергии
    • Артрит
    • рак
    • Коронавирус (COVID-19)
    • депрессия
    • Сахарный диабет
    • Здоровье глаз
    • Сердечное заболевание
    • Заболевание легких
    • ортопедия
    • Управление болью
    • Сексуальные условия
    • Проблемы с кожей
    • Нарушения сна
    • Посмотреть все
    Ресурсы
    • Проверка симптомов
    • WebMD блоги
    • Подкасты
    • Информационные бюллетени
    • Вопросы и Ответы
    • Страхование
    • Найти доктора
    • Условия для детей от А до Я
    • Операции и процедуры от А до Я
      Избранные темы
    • woman experiencing chest discomfort Проверка симптомов COVID-19: проверьте свои симптомы сейчас
    • photo of migraine Слайд-шоу Получите помощь при мигрени
  • Лекарства и добавки
    Лекарства и добавки Найти и просмотреть
    • наркотики
    • Дополнения
    инструменты
    • Управляйте своими лекарствами
    • Идентификатор таблетки
    • Проверить взаимодействие
    Основы лекарств и безопасность
    • Наркотики, которыми часто злоупотребляют
    • Прием лекарств при беременности
      Избранные темы
.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о