С какого возраста дети едят самостоятельно: Когда и как научить ребенка есть ложкой самостоятельно
Когда и как научить ребенка есть ложкой самостоятельно
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
4149 просмотров
08 ноября 2022
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Когда малыш попробовал свои первые блюда при помощи взрослого и уже пытается забрать ложку у мамы, чтобы перехватить инициативу, можно смело начинать обучение. Как помочь ребёнку, если пока у него не очень хорошо получается есть самому?
Развитие каждого малыша идёт по индивидуальному графику, поэтому некоторые малыши пытаются есть сами в 6–7 месяцев, а другие просят помочь взрослых даже в полтора года.
Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно
Малыш знакомится с приборами во время первого прикорма, когда мама предлагает первую ложку каши или пюре. Так он понимает, что приборы нужны не для игр, а для питания. Уже ближе к году ребёнок обычно с интересом просит у взрослого ложку, чтобы попробовать есть самостоятельно[1].
Рекомендация
Чем больше дать малышу самостоятельности, тем быстрее он научится есть сам. Не стоит проявлять гиперопеку и забирать ложечку при первой же оплошности малыша — придётся смириться с тем, что аккуратно есть кроха сможет не скоро, а любой хорошо отточенный навык требует ежедневной практики.
В борьбе с беспорядком маме поможет непромокаемый передник для ребёнка и клеёнка, которой можно застелить пол вокруг стульчика. Так можно снизить количество уборки и стирки после обеда.
Какую ложку выбрать для первых экспериментов
Не стоит предлагать малышу обычную чайную ложку — она достаточно тяжёлая для маленькой ручки, и ею можно повредить хрупкую зубную эмаль. Лучше всего купить небольшой специальный набор для первого прикорма, в котором будет тарелка, ложка и вилка. Как правило, их изготавливают из пластика, который не наносит вреда организму крохи или бамбука, который считается экологичным материалом.
Иногда на ложки наносят термочувствительный элемент — он помогает понять, не перегрета ли пища. Сами малыши с удовольствием наблюдают, как меняется её цвет.
Как подготовить ребёнка
Рекомендация
Лучше всего выбрать момент, когда малыш не слишком голоден и настроен на игру. Так он будет готов с энтузиазмом вовлечься в процесс.
Залог успешного освоения навыка — обучение в лёгкой и непринуждённой обстановке. Если малыш и мама будут спокойны, кроха научится держать ложку быстро и естественно.
Прежде всего, нужно разобраться, как научить ребенка держать ложку. Для этого надо положить её в ручку крохе и помочь ему сделать правильный захват. Можно отрепетировать это действие несколько раз, чтобы малыш смог сам правильно взять прибор. После этого можно разбираться с тем, как научить ребёнка есть ложкой.
Три способа приучить малыша есть самостоятельно
Наверняка ребёнок уже не раз наблюдал за тем, как ложечка с любимым обедом отправляется ему в рот, поэтому скорее всего сам поможет родителю. Тем не менее, есть три способа, как научить ребенка кушать самостоятельно.
Покормить любимую игрушку. Малыши любят проявлять заботу, поэтому с удовольствием попробуют угостить любимого медведя. Можно вместе покормить вообще всех животных и заправить кашей все автомобили — главное, чтобы у родителей были силы всё отмыть.
Показать на своём примере. Главный ориентир в мире малыша — его родители, поэтому если мама или папа с преувеличенным энтузиазмом будут есть с ложки, то и кроха с удовольствием попробует повторить этот сложный фокус.
Поиграть в игры. Самолётик заходит на посадку или автомобиль заезжает в гараж? Какой транспорт предпочтёт малыш, тем и станет ложечка. Можно придумать разные маршруты или направления, главное, чтобы каша достигала цели.
Как помочь малышу, если у него не получается
Не стоит быть настойчивым или оставлять кроху один на один с ложкой, рассчитывая, что он всё-таки справится и поест. Обучение должно проходить под контролем родителей, чтобы малыш не остался голодным.
В первое время некоторым детям сложно справляться не только с ложкой, но и с эмоциями. Возможно, малыш будет сердиться, что с ложкой он управляется далеко не так ловко, как мама. Но в этом случае время работает на ребёнка — чем взрослее он становится, чем больше у него практики, тем лучше у него получается.
Чем в обучении поможет дисциплина
Главное — соблюдать постоянство. Если родители начали обучать малыша есть самостоятельно, то возвращаться к кормлению не стоит — только корректировать направление движения и захват крохи. Со временем у малыша будет получаться всё лучше.
И не стоит забывать об этикете. Когда ребенок сам ест ложкой, хоть и немного в игровой форме, обед не должен полностью превращаться в игру. Малыша стоит приучать к тому, что за столом есть определённые правила, которые необходимо соблюдать.
Любой родитель со временем понимает, как приучить ребёнка есть ложкой самостоятельно. Мама или папа обязательно найдут подход к своему крохе, несмотря на первые протесты или неудачи. Поэтому не стоит расстраиваться, если малыш не сразу проявит энтузиазм к таким урокам. Рано или поздно заботливо приготовленная близкими людьми еда растопит его сердце, и малыш с удовольствием протянет к ней ручку с ложечкой.
Список источников
1.
В каком возрасте ребёнок начинает есть сам, портал «Всё по медицине»
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Все сам: как приучить ребенка есть самостоятельно?
Семья и дети
Одни дети ловко пользуются ложкой уже в годовалом возрасте, другие и в три не хотят отказаться от маминой помощи. У каждого свой возраст для начала самостоятельного питания, но приучать ребенка держать в руках приборы никогда не рано. Педиатры советуют начинать уроки с семи месяцев. ELLE — о приемах, которые помогут крохе быстрее освоиться за столом.
Начните с намеков
Первым делом познакомьте ребенка с ложкой. Он может повертеть ее в руках и попробовать на зуб, изучая, как она устроена. Затем положите столовый прибор рядом с его тарелкой и займитесь другими делами на кухне – рано или поздно малыш проявит любопытство и попробует зачерпнуть им еду. При этом обязательно учитывайте консистенцию блюда: вязкую кашу действительно удобнее есть ложкой, а вот фрикадельки намного проще взять руками, поэтому такое блюдо сведет весь урок на нет. Обычно на то, чтобы научиться подносить ложку с едой ко рту, у малыша уходит две-три недели.
Учите играючи
Узнать, как «работает» ложка, можно и за пределами кухни и столовой, ведь главное в этом деле – сформировать навык. Например, на ложку очень похожа детская лопатка, а значит игры в песочнице могут стать отличной тренировкой. Вместе с ребенком зачерпывайте песок как можно аккуратнее и раскладывайте по формочкам, будто печете пирожные. Званый ужин у игрушек тоже не пройдет даром: на примере игрушечной посуды объясните, для чего нужен каждый столовый прибор, а затем вместе с малышом покормите «гостей» с ложечки.
Заинтересуйте едой
Каждый раз, заставляя ребенка есть что-то до конца или поторапливая его, вы понижаете его концентрацию, вызывая негативные ассоциации с процессом приема пищи, и к тому же рискуете вызвать у малыша проблемы с пищеварением. Еда должна приносить удовольствие и вызывать интерес, поэтому учиться пользоваться приборами лучше всего на любимых блюдах, будь то фруктовое пюре, мясная запеканка или творожный десерт. К сервировке отнеситесь с фантазией: глазунью легко превратить в забавную рожицу, брокколи и цветную капусту – в букет цветов, а кашу можно украсить рисунком из ягодного соуса.
Избегайте уговоров
Раньше нас учили съедать ложку каши за маму, ложку за папу и так за всех родственников по порядку, пока тарелка не опустеет. Сегодня психологи не рекомендуют уговаривать ребенка поесть, как и хвалить его за съеденную порцию, потому что это мешает естественному восприятию пищи. Пусть еда станет для него средством утоления голода, неким элементом ежедневного режима, но никак не способом заработать родительское внимание и ласку. Хвалить и поощрять стоит за более существенные достижения, чем обычный завтрак.
Сохраняйте терпение
Дети очень любознательны и хотят попробовать пищу не только на вкус, но и на ощупь. Будьте готовы к тому, что каша во время первых «практических занятий» окажется на полу, стенах и занавесках — это не повод прекращать попытки. Многие мамы, желая сохранить чистоту, не выдерживают и вновь берут ложку в свои руки, но напрасно. Да, ребенок не сразу станет держать хлеб в левой руке, а ложку в правой. Он будет проливать кашу, пока подносит ее ко рту, но постепенно у него начнет получаться. Наберитесь терпения, ведь именно оно служит залогом успеха в нелегком деле воспитания и точно пригодится вам в будущем.
Пригласите ребенка за стол
Копируя поведение взрослых, мы учимся быстрее, поэтому, когда малыш находится вместе со всеми за общим столом, невольно он станет повторять ваши движения – сначала неловко, затем более уверенно. Для того, чтобы он чувствовал себя свободно, важно предусмотреть удобное «посадочное место». В Скандинавии не одно поколение детей освоили самостоятельное питание за общим столом на стульчике Tripp Trapp® от норвежского детского бренда Stokke® . Оригинальную конструкцию еще в 70-х изобрел Питер Опсвик – дизайнер хотел создать такой стул, который рос бы вместе с ребенком. Комплект-вставка Tripp Trapp® Baby Set и подушка для стульчика с яркими рисунками помогут даже самым маленьким ощущать себя полноценным членом семьи за “взрослым” столом. Устойчивая опора стульчика защищает от случайных падений, что важно для непосед, а высокая посадка обеспечит постоянный зрительный контакт с мамой. Важное преимущество: став ближе к вам во время обеда, ребенок не будет капризничать и требовать внимания. Кроме того, у стульчика регулируются по высоте сиденье и подставка для ног, чтобы «расти» вместе с ребенком. Стул Tripp Trapp® выдерживает вес до 80 кг, а значит, прослужит своему владельцу долгие годы.
В компании Stokke® большое внимание уделяют материалам, из которых создаются коляски и детская мебель. Так, для знаменитого стула была выбрана древесина премиального качества. На фабрике стулья окрашивают в разные цвета, и вы можете выбрать тот оттенок, который больше всего подходит вашему ребенку: насыщенный красный для энергичных малышей, нежно-розовый для юных леди или универсальный натуральный оттенок дерева. Благодаря уникальному дизайну Tripp Trapp® прекрасно впишется в любой интерьер.
Окружите ребенка персональными вещами
Комфорт во время первых самостоятельных приемов пищи обеспечит и собственный набор посуды: красочная чашка-непроливайка, тарелка с красивым рисунком на дне, чтобы было интереснее доедать кашу до конца, свои приборы (иногда их выпускают с особой ручкой – ее изогнутая форма «подсказывает», как правильно держать вилку или ложку) или столешница Tripp Trapp® Table Top со сменными рисунками. Играя с посудой, малыш не задумывается о том, что может разбить ее и пораниться, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы его чашки и тарелки были изготовлены из пищевого пластика. Лучше всего выбирать посуду вместе с ребенком, чтобы он мог выразить через нее свои предпочтения. Кроме того, веселое оформление позволит сформировать отношение к еде, как к увлекательному процессу.
Стульчик Tripp Trapp®, одну из первых личных вещей малыша, также можно кастомизировать, сделав на одной из планок спинки лазерную гравировку имени или ласкового прозвища. Так вы покажете ребенку, что его стул особенный и был сделан именно для него. Выгравированная надпись обрабатывается специальным маслом, и дерево сохраняет свой цвет на годы. Только представьте, как через 10-15 лет сын или дочь будут вспоминать моменты детства, пользуясь именным эргономичным стулом. Гравировку можно сделать бесплатно во Флагманском магазине Stokke® в Центральном Детском Магазине на Лубянке (3 этаж) в Москве.
На правах рекламы.
Теги
- Дети
В каком возрасте ребенок начинает есть самостоятельно?
Обучение 3-летних детей правильным способам кормления экономит время мамы и делает детей независимыми. Как только ваш ребенок начнет есть, воспользуйтесь этими советами по самостоятельному кормлению для дошкольников. Начните заранее. Вы увидите, как он пристрастился к еде, стильно кормя себя!
Воспитание дошкольника — это работа на полный рабочий день, требующая терпения, тяжелой работы и большого количества советов экспертов, верно? Это особенно верно для тех длительных приемов пищи, когда вы сидите и уговариваете своего малыша закончить. Здесь даны простые, но эффективные советы, которые научат вашего ребенка есть самостоятельно и с удовольствием. Держите под рукой тарелку, ложку, вилку, коврик для столовой, стул для еды, стол, салфетки и немного времени для обучения!
1. Усаживание
Первое, что нужно сделать, чтобы помочь детям есть самостоятельно, — это усадить их удобно и уверенно. Купите стульчик для кормления или комплект детского стульчика и стола, чтобы привить ребенку более здоровые привычки в еде и получать удовольствие от своих усилий. Не забудьте положить ковер под стул. Как бы вы ни старались, вам придется иметь дело с разливами и пометом!
2. Дайте выбор – по крайней мере, несколько
Ваш трехлетний ребенок любит приготовление некоторых блюд и орет при упоминании других. Уважайте его мнение и предпочтения в еде. Принимайте совместные решения относительно того, чем кормить, сколько времени тратится на кормление, кто кормит и так далее. Помимо того, что вы даете ребенку чувство независимости и контроля, вы также можете помочь ему научиться пробовать разные продукты, текстуры и вкусы на этих сеансах.
3. Держите наготове любимые столовые приборы
Пока дети учатся есть самостоятельно, им нравится иметь под рукой свои любимые приспособления для еды. Будь то коричневая деревянная ложка с широкой изогнутой ручкой для удобного приема пищи или разноцветная акриловая вилка, которая отвлекает внимание от скучной еды, вы не можете игнорировать потребность в таких вспомогательных средствах. Купите ложки с глубокими мисками и тупые вилки, чтобы еда не падала.
4. Обучение использованию вилки
Если у вас есть безопасная детская вилка, попробуйте положить ее на тарелку с такими продуктами, как сыр, бананы, куриные наггетсы или другие фрукты, которые легко проткнуть. Лапша и макароны тоже мягкие, но становятся грязными, так как легко скользят. Продолжайте мотивировать и позволять правильным движениям глаз и рук, чтобы предотвратить падение с вилки. Это одни из лучших способов помочь детям есть самостоятельно и аккуратно.
5. Оставьте место для подражания
Помогая ребенку практиковаться в самостоятельном кормлении с помощью легко съедаемой еды, которую можно есть руками, старайтесь одновременно откусывать небольшие кусочки. Наряду с соблюдением правильных способов приема пищи за столом, ваш ребенок также научится очаровательному искусству причмокивать губами и корчить милые рожицы во время еды.
Беспокоитесь о том, что ваш ребенок отстает? Не. В то время как сын вашего соседа может свободно есть салат из капусты в 3 года, вашему может потребоваться немного больше времени. Нет однозначного ответа на распространенный вопрос «В каком возрасте ребенок начинает есть самостоятельно?» Здесь поможет регулярная практика!
Малыши за столом: как избежать борьбы за власть (для родителей)
Малыши учатся ориентироваться в своем мире, общаться и контролировать некоторые аспекты своей жизни. На самом деле они мало что контролируют, но еда — одна из первых областей, где они это сделают.
Родители могут помочь им насладиться их ограниченной властью, предоставив им некоторую свободу в выборе продуктов и их употреблении.
Это не значит, что малыши сами решают, что им есть на ужин. На родителей возложена важная работа по предоставлению продуктов, которые необходимы активному малышу. Роль родителей состоит в том, чтобы предлагать здоровую пищу и позволять ребенку решать, какие из них есть — и есть ли вообще. Родители могут подтолкнуть малыша к здоровому питанию, но, возможно, придется делать это хитро.
Вот как можно превратить обычные заботы в возможность научить детей здоровому питанию.
Большинство малышей привередливы в еде
Многие малыши выражают свою зарождающуюся независимость во время еды — или, в зависимости от обстоятельств, не едят. Так что почти всех малышей можно назвать привередливыми в еде. Если детям не нравится еда, они не будут ее есть — это так просто.
Ваш малыш хочет есть только макароны с сыром? Когда ребенок застревает на одной еде, родитель может чувствовать себя вынужденным подавать эту еду каждый день, чтобы ребенок что-нибудь съел. Но в конце концов ребенок может устать от этой еды — и что потом?
Вы выбираете продукты на тарелке вашего малыша, и вам не нужно каждый день подавать макароны с сыром. Если вы это сделаете, вы упустите шанс ввести новые продукты и увеличить количество продуктов, которые ваш ребенок готов есть. Большинство из этих «пищевых кувшинов» не продержатся долго, если родители не уступят им.
Дети не будут голодать, но они научатся быть более гибкими, а не голодать. Подавайте разнообразную здоровую пищу, в том числе известные фавориты и некоторые новые продукты, чтобы составить меню. Ваш малыш может однажды удивить вас, съев их все.
Ваш малыш не любит стручковую фасоль с первого раза? Не прекращайте служить им. Дети, естественно, медленно принимают новые вкусы и текстуры, поэтому продолжайте вводить бобы снова. Подавайте небольшую порцию и поощряйте ребенка попробовать кусочек без ворчания или принуждения.
И убедитесь, что вы подаете хороший пример! Подавайте питательные продукты, которые вам нравятся, или съешьте что-то новое, чтобы ваши дети увидели, что вам нравится то, что вы просите их съесть.
Не торгуйтесь за укусы
Вы хотите, чтобы ваш ребенок ел шпинат, который вы подаете; ваш ребенок роняет его на пол. Ваш благонамеренный порыв может состоять в том, чтобы начать говорить о питательных продуктах, говорить о том, каким большим и крепким шпинат сделает вашего ребенка. Или вы можете начать торговаться: «Если ты съешь еще 3 кусочка, я дам тебе печенье». Проблема в том, что эта тактика не работает в долгосрочной перспективе.
Кто не использовал фразу о том, что шпинат делает вас сильнее? Но такой подход может вызвать неприязнь к здоровой пище, а не принятие. Продолжайте рассказывать детям о пользе здоровой пищи, но не настаивайте слишком сильно, аплодируя каждому кусочку шпината, который ест ваш малыш, или осуждая, когда он отказывается.
Для некоторых детей ужин с самого начала превращается в сессию переговоров, а родители десятилетиями используют десерт в качестве мотивации. Но это не способствует здоровому питанию. Вместо этого создается впечатление, что «угощения» более ценны, чем еда во время еды. Такие продукты, как конфеты и печенье, не являются обязательными для детского рациона.
Угроза наказания, как и подкуп ребенка десертом, тоже не сработает в долгосрочной перспективе. Это создает борьбу за власть.
Чтобы поощрять здоровое питание, продолжайте предлагать ребенку выбор питательных веществ и поддерживайте приподнятое настроение во время еды. Также попробуйте эти советы:
- Подавайте порции правильного размера. Родители часто переоценивают количество пищи, которое должен съедать ребенок. Особенно с продуктами, которые еще не стали любимыми, для начала достаточно пары столовых ложек. Небольшие порции менее утомительны, в то время как большие порции могут способствовать перееданию.
- Не торгуйтесь. Можно побуждать детей «попробовать кусочек», но не попадайте в ловушку переговоров. Готовьте и подавайте здоровую пищу, и пусть они решают, что есть.
- Обедайте всей семьей. Усадите своего малыша за семейный стол — детям этого возраста полезно видеть, как их родители, братья и сестры едят вместе и едят здоровую пищу.
Дети получают более питательную пищу с большим количеством фруктов и овощей, когда они регулярно обедают в кругу семьи.
Разрешите детям есть самостоятельно
Дети должны начинать кормить руками примерно в возрасте 9 месяцев и пробовать пользоваться посудой к 15–18 месяцам. Предоставьте для этого много возможностей, но следите за тем, чтобы ваш малыш ел достаточно, чтобы это не приводило к разочарованию.
Прыгайте, чтобы помочь, когда это необходимо, но обращайте внимание на сигналы голода и признаки того, что ваш ребенок сыт. Вы всегда можете предложить больше, если ваш ребенок все еще кажется голодным, но вы не можете забрать еду, если перекормите. Когда вы контролируете вилку или ложку, не поддавайтесь желанию сделать еще один кусочек. И когда ваш малыш привыкнет к еде, отступите и позвольте ему взять на себя управление.
Некоторые родители беспокоятся, что кормить детей самостоятельно — не лучший выбор. Но это дает детям контроль, который они должны иметь в этом возрасте. Им нужно решить, есть ли, что они будут есть и сколько есть. Так они учатся распознавать внутренние сигналы, которые сообщают им, когда они голодны и когда сыты. Не менее важно, что малыши должны учиться и практиковать шаги по самостоятельному кормлению.
Слушайте своего ребенка
Будьте внимательны к тому, что малыши говорят своими действиями. Ребенок, который строит башню из крекеров или роняет морковь на пол, может говорить вам, что он сыт. Подталкивание еды к не голодному ребенку может притупить внутренние сигналы, которые помогают детям понять, что они съели достаточно.
Но это не значит, что дети должны есть по требованию в течение всего дня. Те, кто ест весь день, могут так и не понять, что значит быть голодным или сытым. Вот почему так важны комплексные обеды и время перекусов.
Дети могут управлять своим голодом, когда они ожидают, что еда будет доступна в определенное время дня. Если ребенок решает вообще ничего не есть, просто снова предложите ему еду во время следующего приема пищи или перекуса.
Могут ли дети пропускать прием пищи?
Многим малышам необходимо есть часто — до шести раз в день, включая 3 приема пищи и 2–3 перекуса. Имейте в виду, что график приема пищи устанавливает только время, когда вы будете предлагать еду своему малышу. Ваш ребенок может не есть каждый раз, когда вы это делаете.
Многим родителям трудно позволить детям пропустить прием пищи, потому что они были воспитаны так, чтобы мыть тарелки, а не выбрасывать еду. Но детям следует позволять реагировать на свои собственные сигналы голода, что является жизненно важным навыком, когда речь идет о поддержании здорового веса. Это означает есть, когда голоден, а иногда и не есть, даже если пришло время ужина в честь Дня Благодарения.
Установите время приема пищи и перекусов и старайтесь его придерживаться. Ребенку, который пропускает прием пищи, приятно знать, когда ожидать следующего. Старайтесь не предлагать закуски и не давать голодным детям чашки молока или сока прямо перед едой.