Сенсомоторные навыки это: Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников

Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников

На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.

Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Одним из важнейших направлений умственного развития дошкольников и залогом успешной подготовки ребенка к школьному обучению является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Однако, процесс развития речи дошкольника весьма сложен, неоднозначен и зависит от многих факторов. В числе таковых выделяется уровень развития сенсомоторных навыков у ребенка-дошкольника.

Почему же так важно развивать сенсорику и мелкую моторику еще в дошкольном возрасте?

Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общений первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков, слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени развития движений пальцев. Опытным путем доказано, что наиболее высокие результаты в работе над развитием речи достигаются именно у тех детей, мелкая моторика которых достаточно хорошо развита и соответствует возрастной норме.

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры на развитие сенсомоторных навыков. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы эти игры были лишены монотонности, а наоборот, стали увлекательным занятием для малышей. Мы предлагаем вниманию читателей несколько наиболее интересных игр, направленных на развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников разного возраста. При освоении образовательных областей игры можно организовать в различных видах деятельности.

Рекомендуемые игры для детей 2–3 лет.

Приклей-ка.

Для игры понадобится пленка-самоклейка различных цветов. Можно сделать заготовки в виде геометрических фигур, облаков и др. Для основания – плотная полиэтиленовая пленка. Игру можно проводить в свободной деятельности детей с задачей: “приклей – отклей”, а можно организовать в ходе продуктивной деятельности (аппликация) при освоении образовательной области “Художественное творчество”.

Шумелки.

Для игры готовим непрозрачные емкости одного размера и цвета с плотными крышками. Это могут быть бутылочки или коробочки. В емкости насыпаем различный “материал”: крупа, горох, монетки, стружка, металлические шарики или гвоздики. Воспитатель выбирает любую шумелку, встряхивает ее. Задача для ребенка – найти такую же шумелку, как у воспитателя.

Разноцветные стаканчики (мыльницы, тарелки).

Пластиковые разноцветные стаканчики можно широко использовать в разных видах деятельности. Например, сжать стаканчик и послушать, как он хрустит, или построить пирамидку. Незаменимы они и при развитии пространственного мышления при освоении предлогов. Задания могут быть такими:
– построим мостик через речку,
– загоним машину в гараж,
– построим домики для зверюшек.

Рекомендуемые игры для детей 5–7 лет.

1. Помоги Золушке разложить семена (“Чтение художественной литературы”).

Материал: горох, бобы или фасоль.

Ход игры: смешать все семена, предложить ребенку разложить семена по отдельным ячейкам (можно использовать пластиковые контейнеры для яиц).

3. Фрукты на веревочке (Коммуникация”).

Материал: яблоки, груши, бананы, ножницы, веревка

Ход игры: на веревке привязаны фрукты. Ребенку завязывают глаза. Он должен подойти к веревке, срезать фрукт ножницами, угадать его на ощупь и описать.

4. Картина (техника – ниткопись) (“Художественное творчество”).

Материал: заготовка из цветного картона с контуром рисунка, цветные шерстяные нитки из распущенных клочков (волнообразные или “кудрявые”), клей, кисточка, салфетка.

Ход игры: ребенок выбирает нитки нужных цветов для своего рисунка, наносит клей с помощью кисточки на картон по контуру рисунка и аккуратно кладет нитки, не натягивая их. Промокает салфеткой весь рисунок. Получается “живая”, теплая картинка.

5. Попади в цель (“Физическая культура”, “Здоровье”)

Материал: мячики или мешочки с песком, мишень.

Ход игры: дети по очереди бросают мячик в цель.

Информационные источники.

  1. Магид С.М., Тунина Е.Г. Игры из тайничка. – Спб.: Паритет, 2007.
  2. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. – № 7. – 2009.
  3. 7ya.ru – Пономаренко Анна. Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики.
  4. club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp066/rabot…index.htm – Косенкова Оксана. Развитие мелкой моторики.
Консультация: Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников

Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников

 Борисова Елена Валерьевна, воспитатель


На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.

Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Одним из важнейших направлений умственного развития дошкольников и залогом успешной подготовки ребенка к школьному обучению является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Однако, процесс развития речи дошкольника весьма сложен, неоднозначен и зависит от многих факторов. В числе таковых выделяется уровень развития сенсомоторных навыков у ребенка-дошкольника.

Почему же так важно развивать сенсорику и мелкую моторику еще в дошкольном возрасте?

Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общений первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков, слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени развития движений пальцев. Опытным путем доказано, что наиболее высокие результаты в работе над развитием речи достигаются именно у тех детей, мелкая моторика которых достаточно хорошо развита и соответствует возрастной норме.

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры на развитие сенсомоторных навыков. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы эти игры были лишены монотонности, а наоборот, стали увлекательным занятием для малышей. Мы предлагаем вниманию читателей несколько наиболее интересных игр, направленных на развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников разного возраста. При освоении образовательных областей игры можно организовать в различных видах деятельности.

Рекомендуемые игры для детей 2–3 лет.

Приклей-ка.

Для игры понадобится пленка-самоклейка различных цветов. Можно сделать заготовки в виде геометрических фигур, облаков и др. Для основания – плотная полиэтиленовая пленка. Игру можно проводить в свободной деятельности детей с задачей: “приклей – отклей”, а можно организовать в ходе продуктивной деятельности (аппликация) при освоении образовательной области “Художественное творчество”.

Шумелки.

Для игры готовим непрозрачные емкости одного размера и цвета с плотными крышками. Это могут быть бутылочки или коробочки. В емкости насыпаем различный “материал”: крупа, горох, монетки, стружка, металлические шарики или гвоздики. Воспитатель выбирает любую шумелку, встряхивает ее. Задача для ребенка – найти такую же шумелку, как у воспитателя.

Разноцветные стаканчики (мыльницы, тарелки).

Пластиковые разноцветные стаканчики можно широко использовать в разных видах деятельности. Например, сжать стаканчик и послушать, как он хрустит, или построить пирамидку. Незаменимы они и при развитии пространственного мышления при освоении предлогов. Задания могут быть такими:

– построим мостик через речку,
– загоним машину в гараж,
– построим домики для зверюшек.

Рекомендуемые игры для детей 5–7 лет.

1. Помоги Золушке разложить семена (“Чтение художественной литературы”).

Материал: горох, бобы или фасоль.

Ход игры: смешать все семена, предложить ребенку разложить семена по отдельным ячейкам (можно использовать пластиковые контейнеры для яиц).

3. Фрукты на веревочке (Коммуникация”).

Материал: яблоки, груши, бананы, ножницы, веревка

Ход игры: на веревке привязаны фрукты. Ребенку завязывают глаза. Он должен подойти к веревке, срезать фрукт ножницами, угадать его на ощупь и описать.

4. Картина (техника – ниткопись) (“Художественное творчество”).

Материал: заготовка из цветного картона с контуром рисунка, цветные шерстяные нитки из распущенных клочков (волнообразные или “кудрявые”), клей, кисточка, салфетка.

Ход игры: ребенок выбирает нитки нужных цветов для своего рисунка, наносит клей с помощью кисточки на картон по контуру рисунка и аккуратно кладет нитки, не натягивая их. Промокает салфеткой весь рисунок. Получается “живая”, теплая картинка.

5. Попади в цель (“Физическая культура”, “Здоровье”)

Материал: мячики или мешочки с песком, мишень.

Ход игры: дети по очереди бросают мячик в цель.

сенсомоторные навыки - это... Что такое сенсомоторные навыки?

сенсомоторные навыки
сенсомоторные навыки — sensormotor skills

Русско-английский словарь биологических терминов. — Новосибирск: Институт Клинической Иммунологии. В.И. Селедцов. 1993—1999.

  • сенсибилизирующий
  • сенсорный аксон

Смотреть что такое "сенсомоторные навыки" в других словарях:

  • Сенсомоторные навыки или просто моторные навыки — освоенные до степени автоматизма системы движений как операции в структуре предметной деятельности человека; специфические навыки человека, заключающиеся в адекватном двигательном ответе на воздействие внешних раздражителей …   Психология человека: словарь терминов

  • Нейропсихологическая оценка (neuropsychological assessment) — Н. о. это оценка разнообразных психол. функций, контролируемых головным мозгом. Подобно всем видам психол. оценки, Н. о. представляет собой процесс поиска ответов на клинические вопросы и реагирования на уникальные клинические ситуации,… …   Психологическая энциклопедия

  • СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА — Класс лекарств, которые вызывают сонливость и чаще всего назначаются в случаях бессонницы. Седативные средства обычно подразделяются на барбитураты (см. подробнее эту статью) и не барбитураты; последняя группа включает в себя хлорал гидрат,… …   Толковый словарь по психологии

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • способности — индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… …   Большая психологическая энциклопедия

  • способность — Успешная стратегия выполнения некоторого задания. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. способность …   Большая психологическая энциклопедия

  • Недостаточная обучаемость чтению (reading disability) — Н. о. ч. это состояние, при к ром «уровень чтения оказывается существенно более низким в сравнении с ожидаемым для данного возраста и интеллекта, а тж несоизмеримым с культурным, лингв. и образовательным опытом уч ся». В этом определении не… …   Психологическая энциклопедия

  • усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно исторического опыта. В процессе У. человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. У.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… …   Психологический словарь

  • Способности —     индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности …   Педагогический терминологический словарь

Сенсомоторное развитие детей

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

 Сухомлинский В.А.  

              Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться.  Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.                                                                                                                                                            Сенсомоторное   развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.                                Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.                                                                                                                                                                                                                                                                   Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение)  задач, является одним из главных условий умственного воспитания.   Моторика — основа развития, своего рода “локомотив”  всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий  очень важна, так как    возникающие ассоциации формируют зрительный  опыт с опытом тактильно-двигательным.   И.П. Павлов  выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука – "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.   Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и  восприятий.                                                                                                                                      Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

  • Моторика и графомоторные навыки
  • Тактильно-двигательное восприятие»
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Восприятие формы, величины, цвета
  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

 Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей  позволит сформировать  знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

 

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Использование дидактических средств, которые формируют сенсорные представления у детей со сложными нарушениями в развитии, является важной и актуальной задачей сегодняшнего дня. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, обладающая чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание и развитие. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т. е. сформировать перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, еще недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств одних предметов к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает.

Общепринятыми мерками (эталонами), которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем языка. И все эти эталоны должны быть усвоены ребенком. Выявлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, которые обеспечивают сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватному предметному миру и соответствующего задачам деятельности. Для ребенка с проблемами в развитии, роль взрослого, способность научить его чему-то, очевидна. Основой познания является чувственное познание восприятие и наглядное мышление, которое развивается в тесной связи с развитием деятельности.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть готов к этому. Если же ребенок не может схватить предмет, то он затруднится его ощутить. Для того чтобы эффективно определять, например, форму и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Отсюда видно, что сенсорная и моторная сферы развиваются вместе и в тесной связи с развитием деятельности.

Обращаясь к тематике методической темы, к проблемам освоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) ребенком со сложными нарушениями в развитии, считаем ее важной и актуальной на сегодняшний день.

Задачи работы над освоением сенсорных эталонов.

1.         Создание условий для развития ребенка с особыми потребностями.

2.         Создание благоприятного психофизиологического климата в классе.

3.         Обеспечение каждому ребенку адекватного для него темпа и способа усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени сложности нарушений развития.

4.         Осуществление индивидуальной работы, как специального направления в общей системе воспитательного процесса, помощи в коррекции и профилактике отклонений в развитии.

5.         Выявление наиболее эффективных дидактических игр и упражнений, способствующих сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии.

Принципы работы над освоением сенсорных эталонов.

-          Принцип вариативности моделей познавательной деятельности (каждый имеет право познать то, что привлекает через разнообразные виды деятельности).

-          Принцип целостного представления об окружающей среде (каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира)

-          Принцип деятельности (каждое новое задание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открывания» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений).

-          Распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем развития речевых, моторных, двигательных навыков.

-          Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

-          Тесная связь диагностики и коррекции.

-          Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы.

-          Периодическая повторяемость программного материала в целях закрепления.

-          Принцип учета актуального и потенциального развития, т. е. учет зоны ближайшего развития.

Направления работы над освоением сенсорных эталонов:

1.      Выявление уровня знаний и умений подгруппы детей о сенсорных эталонах.

2.      Формулирование целей и предполагаемого конечного результата работы.

3.      Формирование и развитие предметно-практической деятельности ребенка, развитие игровой и стимуляция речевой сфер, ИЗО, ЛФК

Формы организации работы: индивидуальная форма, подгрупповая (2–3 человека), закрепление умений и навыков во время проведения режимных моментов и самостоятельной деятельности ребенка. Система индивидуальных коррекционных упражнений, занятий позволяет успешнее решать задачи коррекции нарушений и отклонений. Наполняет конкретным содержанием контакты, которые складываются у ребенка с заботящимся о нем взрослым.

Непосредственная образовательная деятельность осуществляются в виде бесед, индивидуальных игр с педагогами класса, психологом, воспитателем, логопедом. Проводятся совместные игры, для установления эмоционально окрашенного контакта и последующего успешного коррекционного воздействия на ученика в коллективе сверстников.

Содержание непосредственной образовательной деятельности направлено на развитие зрительного восприятия, развитие ориентировочно-исследовательских действий, лежащих в основе познавательной деятельности. Сначала особое внимание уделяется развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз, головы, рук, выработке зрительных дифференцировок, практического выделения формы, величины, восприятию цветов, их различению, соотнесению и запоминанию цветов.

Начало работы над сенсорными эталонами предваряет диагностический этап. Его целью явилось выявление уровня знаний и умений учащихся класса.

Диагностическая таблица (результаты учащихся на начало 2014–2015 учебного года)

Имена

Цвет

Форма

Величина

Дима Л.

Цвет выделяет, не показывает

Форму не выделяет, не показывает

Величину не определяет

Саша П.

Показывает красный цвет

Форму не выделяет

Величину не определяет

Анна К.

Цвета путает

Подбирает круг, треугольник по подобию

Определяет большой, маленький

Витя И.

Цвет выделяет, находит, показывает

Форму знает

Определяет большой, маленький

 

Введена серия упражнений по обучению учащихся на уроках и занятиях с психологом: захватывать, удерживать, манипулировать с предметами разной величины, формы и цвета:

-          дидактическая игра «нанизывание колец на стержень» — 2–3 цвета одинакового размета.

-          дидактическая игра «Разложи по цвету» (шарики из одной емкости разные по форме, величине).

-          дидактическая игра «Найди такой же» (по цвету, форме, величине)

-          дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь геометрических фигур)

-          Лото «Форма — цвет»

-          дидактическая игра «Сортер» (протолкнуть предметы определенных форм с нужное отверстие). Работа по закреплению цвета, формы, величины велась на разных видах непосредственной образовательной деятельности: изодеятельности, чтение, письмо и развитие речи, счёт, в упражнениях по конструированию. Также проводились открытые занятия и совместные с родителями игры по показу методов и приемов работы по освоению детьми сенсорных эталонов.

Достигнутый результат к концу первого полугодия 2014–2015 учебного года

Имена

Цвет

Форма

Величина

Дима Л.

Созданы условия для пополнения представлений о цвете

Созданы условия для пополнения представлений о форме

Созданы условия для пополнения представлений о величине

Саша П.

Научился выделять желтый цвет

Научился выделять одну форму из ряда других

Созданы условия для пополнения представлений о величине

Анна К.

Научилась соотносить названия с цветом предметов, основные цвета

Научилась соотносить названия с формой предметов — круг, квадрат

Научилась соотносить названия с величиной предметов.

Витя И.

Расширены представления о цвете дополн.цвет

Закреплены знания о форме предметов добавлена форма овал

Пополнились представления о величине

 

Структура образовательной деятельности:

1.                  Установление эмоционального контакта с учениками.

2.                  Приемы массажа, тактильной стимуляции и лечебной физкультуры.

3.                  Работа по развитию рук и практических действий с предметами.

4.                  Упражнения дыхательной гимнастики, логопедическая ритмика и другие пальчиковые игры и упражнения.

5.                  Серия заданий направлена на развитие хватательных функций рук, ощупывающих движений, простейшего манипулирования и развития простых действий с предметом. Особый акцент делаем на развивающее общение, начиная с доверительных форм бесед.

Методы и приемы, использованные в работе над освоением сенсорных эталонов:

-          Практические- обследование предмета; метод проб и ошибок, обводка предмета по контуру, точкам, работа с шаблонами, конструктивные игры.

-          Словесные — рассказывание, беседа, словесные игры, ответы на вопросы, слушание текста, разучивание стихов, речь с движением (элементы логоритмики).

-          Наглядные — рассматривание предмета, игрушки, картинки, модели, иллюстрации, объекта, натуральных объектов, персонажей кукол, режиссерские игры.

-          Игровые — сюрпризные приемы, психологические этюды, создание легкой проблемной ситуации, игры: имитационные, дидактические, развивающие, словесные, с куклой, предметами.

В результате проведенной работы были достигнуты немалые результаты. Ученики стали лучше ориентироваться в форме, величине, цвете предметов. Улучшилось тактильное восприятие. Дети учатся словесно подкреплять увиденное, осязаемое, тем самым закрепляют полученные знания, умения и навыки, пополняют свой активный словарь. Выявлены наиболее эффективные дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии. А также создана картотека наиболее удачных игр для сенсорного развития учащихся с умеренной степенью нарушения интеллекта.

 

Литература:

 

1.                  Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000.

2.                  Метиева Л.А, Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей» Коррекционная педагогика, Просвещение — 2003г.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие, величина, дидактическая игра, предмет, ребенок, цвет, пополнение представлений, эталон, непосредственная образовательная деятельность, окружающий мир.

Сенсомоторные процессы - это... Что такое Сенсомоторные процессы?

Сенсомоторные процессы
— комплекс ответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей. К их числу относятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция, сенсомоторная координация.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Сенсомоторные навыки или просто моторные навыки
  • Сенсомоторный интеллект

Смотреть что такое "Сенсомоторные процессы" в других словарях:

  • Сенсомоторные процессы (sensorimotor processes) — Механизмы управления движениями чел. локализуются в границах Ц. н. с., состоящей из головного и спинного мозга. За исключением самых простых рефлекторных движений, нейронные импульсы, вызывающие движения, генерируются в коре головного мозга.… …   Психологическая энциклопедия

  • Психомоторика — – область проявлений психического событий, имеющих отношение к произвольным движениям. Начинает развиваться вскоре после рождения ребёнка и проявляется целенаправленными действиями со своим телом (взгляд в глаза, поиск источника звука и др.) и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Время реакции (reaction time) — Измерение времени реакции (ВР), вероятно, самый почтенный предмет в эмпирической психологии. Оно зародилось в области астрономии, в 1823 г., с измерением индивидуальных различий в скорости восприятия пересечения звездой линии риски телескопа. Эти …   Психологическая энциклопедия

  • Гетеросинаптическое облегчение (heterosynaptic facilitation) — Г. о. относится к осн. механизмам изменяемого функционирования ЦНС и, предположительно, связано как с неассоциативным научением (сенситизацией), так и с ассоциативным научением (образованием классических условных рефлексов). Г. о. это… …   Психологическая энциклопедия

  • Классификация запахов Цваардемакера (Zwaardemaker odor system) — Науке известны многочисленные попытки создать единую систему классиф. запахов, охватывающую все их разнообразие. Одна из первых таких систем была разраб. в XVIII в. шведским ботаником систематиком Карлом Линнеем как вспомогательное средство для… …   Психологическая энциклопедия

  • Рефлексы (reflexes) — Р. это наименее сложная моторная реакция Ц. н. с. на сенсорный входной сигнал, осуществляемая с минимальной задержкой. Выражение Р. непроизвольный, стереотипный акт, определяемый локусом и характером вызывающего его раздражителя. Тем не менее,… …   Психологическая энциклопедия

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Юность — возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Хронологические границы Ю. определяются в психологии по разному. Наиболее часто исследователи выделяют… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Пиаже, Жан — Жан Пиаже Jean Piaget Дата рождения …   Википедия

  • Жан Пиаже — Jean Piaget Дата рождения: 19 августа, 1896 Место рождения …   Википедия


Определение, занятия, игры и многое другое

Вы когда-нибудь чувствовали, что ваш ребенок имеет в своих руках все ? Или что все заканчивается у них во рту, в том числе, скажем так, самые неаппетитные вещи, какие только можно вообразить?

Угадай, что - это именно то, что должны делать дети.

Сенсомоторная стадия - это первая стадия жизни вашего ребенка, согласно теории развития ребенка Жаном Пиаже. Он начинается с рождения и длится до 2 лет.

В этот период ваш малыш узнает о мире, используя свои чувства для взаимодействия с окружающей средой.Они трогают вещи, облизывают их, стучат по ним (с радостью, мы могли бы добавить) и кладем их в их рты. Они также начинают развивать мелкую моторику.

Обучение на этом этапе в жизни происходит через опыт - замечательная и забавная вещь для наблюдения.

Жан Пиаже имел один из первых голосов в области детской психологии. Он наиболее известен своими идеями, которые помогают объяснить, как дети развиваются интеллектуально. Эта когнитивная теория включает в себя четыре этапа: сенсомоторный, предоперационный, конкретный операционный и формальный операционный.

В основном он сделал следующие предположения:

  • Дети используют свой личный опыт, чтобы развить свои собственные знания о мире.
  • Дети могут учиться самостоятельно, даже если на них не оказывают влияние другие дети или взрослые.
  • У детей есть внутренняя мотивация к обучению, поэтому вознаграждение за обучение, как правило, не требуется.

Несмотря на то, что с годами появлялась некоторая критика работы Пиаже, эксперты, как правило, поддерживают основные принципы теории Пиаже.Его исследования способствовали лучшему пониманию того, как дети учатся и развиваются от рождения до юности. Педагоги по-прежнему широко используют работу Пиаже, чтобы помочь детям учиться и расти в классе.

Piaget разделил сенсомоторный период на шесть различных подэтапов, которые связаны с определенными этапами развития.

Reflexive

Как правило, ваш драгоценный новорожденный рефлексивно реагирует на прикосновения или другие раздражители, часто сосая и хватая (или даже улыбаясь!).Эти действия в конечном итоге станут преднамеренными.

Первичные циклические реакции

Эта подэтап включает период от 1 до 4 месяцев. Ваш ребенок начнет делать определенные движения для собственного удовольствия. Если они издают определенный звук или движение, не имея смысла, и наслаждаются тем, как они чувствуют, они будут пробовать это снова и снова.

Поведение, характерное для этой стадии, включает сосание пальца, удар ногой, улыбку (намеренно на этот раз!) И ворчание. Мы знаем, что вы лишены сна - но наслаждайтесь этими восхитительными вехами.

Вторичные круговые реакции

В возрасте от 4 до 8 месяцев ваш растущий малыш начнет использовать предметы, чтобы узнавать о мире. Этот процесс обычно начинается случайно, но, как только ваш ребенок начнет пользоваться способностями, он будет продолжать эти действия снова и снова.

Они могут бросить или уронить игрушку ( о-о! ), потрясти погремушкой или стучать по объектам вместе, чтобы издавать восхитительные (по крайней мере для них) звуки. Они также смогут издавать больше звуков самостоятельно.Например, они будут смеяться, издавать речевые звуки и использовать звук, чтобы выразить счастье, волнение или несчастье.

Координация вторичных циклических реакций

Когда вашему ребенку от 8 месяцев до года, он начнет комбинировать свои обученные способности и рефлексы для достижения целей. Например, они могут ползти, чтобы поднять игрушку через комнату или отодвинуть игрушки, блокирующие конкретную, которую они хотят. На этом этапе ваш ребенок может планировать и координировать действия в ответ на мысли - так умно!

Они также могут:

  • наслаждаться простыми играми
  • , поворачиваться и смотреть, когда они слышат что-то
  • , распознавать определенные слова и отвечать на них
  • произносить несколько слов или подражать вашей речи (хотя они по-прежнему будут в основном общаться жестами например, помахивание или достижение)

Третичные круговые реакции

Эта подэтап происходит в период между 12 и 18 месяцами, началом малыша.На этом этапе ваш ребенок может исследовать свой мир и узнавать о нем еще больше благодаря координации движений, планированию и экспериментам.

Они могут разбирать вещи, чтобы собрать их воедино и снова и снова выполнять определенные действия, чтобы увидеть, что происходит каждый раз. Теперь ваш ребенок может выполнить ряд запланированных действий для выполнения задачи.

Они также начнут понимать и отвечать на простые указания или вопросы и могут начать использовать фразы.Они могут слушать или показывать предпочтение определенным рассказам и песням.

Символическая / изобразительная мысль

Эта последняя ступень включает в себя развитие символической мысли, и это большой скачок. Согласно теории Пиаже, в 18 месяцев дети начинают понимать, что символы могут представлять предметы. Это расширяет концепцию постоянства объектов - знание о том, что объекты продолжают существовать, даже когда их невозможно увидеть.

На этом этапе ваш ребенок может помнить и повторять слова или действия предыдущих дней.Во время этого периода обычно начинается творческая игра, и словарный запас вашего ребенка значительно расширяется. Они могут задавать короткие вопросы и делать запросы с одним или двумя словами.

Этот этап развития является основной целью сенсомоторной стадии. Ваш ребенок способен понять, что предметы и люди продолжают существовать, даже если они их не видят. Это когда ваш ребенок начинает понимать вещи - и таких людей, как вы! - создание своего мира существует, даже когда они не взаимодействуют с ними.

Дети обычно начинают понимать эту концепцию примерно в возрасте 8 месяцев, согласно теории Пиаже. Тем не менее, это может произойти уже в 6 месяцев для некоторых детей. (Но не волнуйтесь, если ваш малыш не рано или точно вовремя. Это не значит, что что-то не так.)

Если вы играете со своим ребенком до того, как он поймет постоянство объекта, вы можете спрятать любимую чучело за спиной или под подушкой. Ваш ребенок может показаться ужасно смущенным исчезновением игрушки - на секунду или две - но потом, кажется, забывает об игрушке и с радостью переходит к другой.

Ребенок, который знает, что игрушка все еще существует, однако, будет искать ее. Они могут ползти позади вас, чтобы найти его, или толкнуть подушку, чтобы раскрыть ее.

Постоянство объекта также предполагает знание того, что родители все еще существуют, когда они временно покидают комнату. Если ваш ребенок плачет, когда вы выходите из комнаты, реагирование на его страдания может помочь им понять, что вы не исчезли и что вы вернетесь, когда они понадобятся вам.

Когда ваш ребенок понимает постоянство объекта, он может не возражать, когда вы выходите из комнаты, поскольку он понимает, что вы в конечном итоге вернетесь.(С другой стороны, если они знают, что вы рядом и хотите, чтобы вы вернули , а теперь … вы услышите об этом.)

Время игры помогает вам сблизиться с ребенком, а также поддерживает здоровый когнитивный рост. Многие различные игровые действия могут помочь максимизировать развитие на сенсомоторной стадии.

Вот несколько простых упражнений, которые вы можете попробовать с вашим ребенком:

игра на постоянство предметов

Игра в игры в прятки или прятки может помочь вашему ребенку развить понимание устойчивости предметов с помощью игр.Это также может помочь им узнать причину и следствие.

Для детей младшего возраста возьмите маленькое одеяло или ткань и наденьте его на лицо. Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы его хватать и тянуть, покажите им, как они могут оттянуть шарф, чтобы раскрыть ваше лицо.

Тогда попробуйте закрыть лицо ребенка. Аплодисменты и аплодисменты, когда они отстегивают одеяло, могут помочь им взволноваться по поводу этой деятельности. Вы можете повторить эту игру с любимой книгой или игрушкой.

С малышом вы можете играть в более полную версию игры в прятки.Спрятаться за дверью или где-то еще, они могут легко найти вас. Позвоните: «Где я?» и подбадривать и хлопать, когда тебя найдут. Тогда поощряйте их прятаться.

Тактильная игра

Позволяя вашему ребенку играть с веществами, которыми он может манипулировать, помогает ему узнать о различных ощущениях и развить свои двигательные навыки и творческий потенциал. . Обязательно присматривайте за своим ребенком во время этих занятий.

  • Попробуйте дать вашему малышу большую пустую миску, маленькую чашку и меньшую чашу, наполненную водой.Поощряйте их наливать воду из одной миски в другие. (Возможно, вы захотите сделать это в ванне.)
  • Дайте ребенку разные цвета игрового теста. Продемонстрируйте, как они могут делать шары и сплющивать их, или катать меньшие шары в более крупные.
  • Покажите своему ребенку, как смешивать цвета и рисовать пальцем на бумаге. Научите их, как они могут делать отпечатки пальцев или отпечатки ладоней. (И не забудьте создать одно из их произведений или вывесить на холодильник!)
  • Обучение вашего ребенка тому, как отскакивать и кататься шарики, может помочь улучшить координацию движений и улучшить моторные навыки.Попробуйте шарики разных форм и цветов или шарики с колокольчиками или другими шумогенераторами внутри. Поощряйте их ловить шары и отбрасывать их обратно к вам.

На этом этапе ключевым моментом является общение с ребенком. Уход, кормление и купание вашего ребенка - все это важные действия, способствующие сближению и развитию, но вы также можете предпринять другие шаги, чтобы максимизировать когнитивный рост вашего ребенка.

Поговорите со своим ребенком часто

Общение с ребенком даже до того, как он сможет ответить, помогает ему развить языковые способности и расширить словарный запас.Вы можете поговорить со своим ребенком о повседневных вещах, почитать их, спеть им и описать, что происходит во время игры и повседневной деятельности.

Обеспечить стимуляцию окружающей среды

Во время сенсомоторной стадии дети учатся, используя свои чувства, чтобы исследовать окружающую среду. Обеспечение целого ряда видов деятельности, в которых задействованы пять чувств, помогает им развивать свои сенсорные способности по мере продвижения через подэтапы. Предложите ребенку:

  • игрушек с различными фактурами и тканями (бумага, пузырчатая пленка, ткань)
  • игрушек или занятий, которые издают звуки (колокольчики, игровые автоматы и сковородки, свистки)
  • мягкие или настольные книжки с клапанами или хлопками ups
  • игрушек разных форм, цветов и размеров
  • занятий, которые способствуют движению (растяжка, вытягивание, ползание, хватание)

Обеспечение контроля

Некоторые занятия совершенно безопасны, чтобы позволить вашему ребенку заниматься самостоятельно.Вы захотите остаться поблизости, но вам может не потребоваться следить за каждой секундой игры.

Например, если вы хотите, чтобы полчаса складывать белье за ​​кухонным столом, вы можете открыть кухонный шкаф, где храните кастрюли и сковородки, и позволить им ударить деревянной ложкой. (Но убедитесь, что ситуация безопасна, и они не могут разбить палец или ногу тяжелым чугунным горшком.)

Различные действия могут нуждаться в большем контроле. Например, игровое тесто может быстро попасть в рот ребенка.

В частности, дети с большой вероятностью кладут предметы в рот, поэтому вы должны убедиться, что их игрушки чисты и безопасны для облизывания или рта.

И если ваш ребенок продолжает класть в рот что-то небезопасное, уберите это из поля зрения и твердо, но осторожно перенаправьте на другое. Это может помочь им понять, что только некоторые игрушки безопасно положить в рот, не отговаривая их от продолжения экспериментов с ощущениями.

В теории когнитивного развития Пиаже сенсомоторная стадия знаменует первые 2 года жизни ребенка.

На этом этапе ваш ребенок научится:

  • повторять поведение, которое ему нравится
  • , исследовать свое окружение и преднамеренно взаимодействовать с объектами
  • , координировать действия для достижения конкретной цели
  • , что происходит, когда они повторяют одно и то же действие (причина и следствие)
  • , что объекты все еще существуют, если их не видно (постоянство объектов)
  • для решения проблем, притворства, повторения и подражания

Прежде всего, ваш ребенок потратит эту стадию, обучаясь понимать их мир через опыт.Когда дети приобретают способность к репрезентативному или символическому мышлению, которое обычно происходит в возрасте около двух лет, они переходят к следующему этапу Пиаже - предоперационному этапу.

Психомоторное обучение | Britannica

Термин навык обозначает достаточно сложное движение, выполнение которого требует, по крайней мере, минимальной практики - рефлекторные действия, такие как чихание, исключаются. Исследования показывают, что на выполнение сложных навыков могут влиять ощущения, возникающие из-за того, на что смотрит исполнитель, ощущения от мышц, участвующих в самом движении, и стимулы, получаемые через другие органы чувств. Таким образом, термин сенсомоторный навык используется для обозначения тесной связи между движением и ощущением, вовлеченным в сложные действия.

Простые компоненты телесных навыков

Большинство жизненных навыков являются непрерывными и сложными и содержат множество интегрированных компонентов; Однако эти сложные навыки могут быть проанализированы путем изучения их составных частей. Например, навыки могут измеряться временными интервалами. В лаборатории время реакции субъекта измеряется как время между предъявлением какого-либо стимула и первоначальным ответом исполнителя. Скорость реакции индивидуума зависит от ряда переменных, включая интенсивность раздражителей.Например, человек будет начинать движение быстрее и все громче, пока не будет достигнут предел. Однако, когда звуки становятся слишком громкими, шум задерживает начало движения. Более длительное время реакции также будет записано, если субъект должен выбрать один из нескольких стимулов перед началом движения (например, движение, только если включен один из множества разноцветных огней) или если требуемое действие включает в себя сложное движение.

Качество движения будет зависеть от таких факторов, как точность требуемого действия, прошлый опыт исполнителя с аналогичными навыками, скорость движения, сила моторного действия и часть тела или части, которые необходимо переместить.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Существуют ограничения для эффективной работы даже самых простых моторных навыков. Например, обычно невозможно постукивать пальцем со скоростью более 10 раз в секунду. Люди сильно различаются по своей способности проявлять силу с различными частями тела. Исследования двигательной системы человека также показывают, что человек редко (если вообще когда-либо) повторяет, по-видимому, подобное движение точно таким же образом.Таким образом, приобретение навыков в данной задаче включает в себя выполнение достаточно последовательной схемы реагирования, которая варьируется в определенных пределах от испытания к испытанию.

Ряд основных моторных способностей лежит в основе выполнения многих рутинных действий. Одна категория способностей может широко упоминаться как ловкость рук, которая включает в себя тонкую ловкость пальцев, скорость руки-запястья и способность к прицеливанию. Моторные способности также зависят от силы, из которых есть несколько видов, в том числе статическая сила (давление измеряется в фунтах на неподвижный объект) и динамическая сила (движение конечностей с силой).Гибкость и способность балансировки аналогичным образом разделены на несколько компонентов. Таким образом, обсуждение одного качества в человеческом движении является неточным. Вместо этого следует обратиться к нескольким конкретным типам способностей.

Моторные навыки также могут быть классифицированы по общим характеристикам самих заданий. Общие двигательные навыки относятся к действиям, в которых обычно участвуют более крупные мышцы, в то время как мелкие двигательные навыки обозначают действия рук и пальцев. Большинство навыков включают в себя движения как больших, так и меньших групп мышц.Баскетболист использует свои большие скелетные мышцы для бега и прыжков, опираясь на мелкую моторику, такую ​​как точное управление пальцем при ведении мяча или стрельбе по мячу.

Комплексные, интегрированные навыки

Большинство жизненных навыков состоит из нескольких интегрированных частей. Такие навыки часто контролируются организацией визуальной информации, доступной исполнителю, особенно на ранних этапах обучения. В то же время способность человека анализировать механику моторного задания, его словесные способности и другие интеллектуальные и перцептивные характеристики могут влиять на его приобретение навыка.

Навыки восприимчивы ко всем видам ограничений. При наличии достаточных генетических способностей мастерство человека зависит от его мотивации к совершенствованию, от получения непрерывной информации или сенсорной обратной связи об адекватности его работы во время тренировки, а также от таких факторов, как полезные эффекты исправлений, внесенных во время последовательных действий. тренировочные периоды. Некоторый прирост мастерства может быть замаскирован временными потерями, но появится позже.

Психомоторные привычки опосредованы, главным образом, сенсорной и моторной корой головного мозга и нервными волокнами, которые соединяют два полушария головного мозга.По мнению большинства теоретиков, результаты обучения могут быть соотнесены с количеством или продолжительностью вознагражденной практики. Считается, что эффекты ассоциативных и мотивационных факторов улучшают обучение, в то время как тормозящие и колебательные (изменчивые) факторы, как полагают, отвлекают от обучения психомоторным навыкам.

Клайд Эверетт Нобл Брайант Дж. Кратти.
данных Songbird дают новую теорию для обучения сенсомоторным навыкам
Songbirds Кредит: CC0 Public Domain

Певчие птицы учатся петь так же, как люди учатся говорить - слушая своих отцов и пытаясь дублировать звуки. Мозг птицы посылает команды голосовым мышцам петь то, что он слышит, а затем мозг продолжает пытаться настроить команду, пока звук не повторяет звук, изданный родителем.

Во время таких пробно-ошибочных процессов сенсомоторного обучения птица запоминает не только наилучшую возможную команду, но и целый набор возможностей, предполагает исследование ученых из Университета Эмори. В материалах Национальной академии наук ( PNAS ) опубликованы результаты исследования, которые включают новую математическую модель для распределения сенсорных ошибок в обучении.

«Наши результаты показывают, что животное знает, что даже совершенная нейронная команда не всегда будет приводить к правильному результату», - говорит Илья Неманман, профессор биофизики Эмори и старший автор статьи. «Животные, включая людей, хотят изучать и отслеживать ряд возможностей при изучении чего-либо, чтобы компенсировать различия».

Неманман использует пример обучения размахиванию теннисной ракеткой. «Вы очень редко будете бить по мячу в точной сладкой точке ракетки», - говорит он.«И каждый день, когда вы берете ракетку, чтобы играть, ваш удар будет немного отличаться, потому что ваше тело отличается, ракетка и мяч разные, а условия окружающей среды разные. Поэтому ваше тело должно помнить целый ряд команд, чтобы приспособиться к этим различным ситуациям и заставить мяч идти туда, куда вы хотите ».

Первый автор исследования - Баохуа Чжоу, аспирант физики. Соавторами являются Дэвид Хофманн и Итай Пинковежский (постдокторанты по физике) и Сэмюэль Собер, доцент биологии.

Традиционные теории обучения предполагают, что животные используют сигналы сенсорных ошибок, чтобы сосредоточиться на оптимальной моторной команде, основываясь на нормальном распределении возможных ошибок вокруг нее - так называемой кривой колокола. Эти теории, однако, не могут объяснить поведенческие наблюдения о том, что небольшие сенсорные ошибки легче исправляются, в то время как более крупные из них могут быть полностью проигнорированы животным.

Для статьи PNAS исследователи проанализировали экспериментальные данные о бенгальских зябликах, собранные в предыдущей работе с лабораторией Sober.Лаборатория использует зяблики в качестве модельной системы для понимания того, как мозг управляет сложным вокальным поведением и двигательным поведением в целом.

Миниатюрные наушники

были специально адаптированы для взрослых птиц и использовались для обеспечения слуховой обратной связи, в которой можно манипулировать высотой, на которой птица воспринимает то, о чем она слышит, заменяя то, что птица слышит - ее естественную слуховую обратную связь - манипулируемой версией.Птицы будут пытаться исправить тональность, которую они слышат, чтобы соответствовать звуку, который они пытались издать. Эксперименты позволили исследователям записать и измерить взаимосвязь между размером голосовой ошибки, которую воспринимает птица, и вероятностью того, что мозг исправит определенный размер.

Исследователи проанализировали данные и обнаружили, что изменчивость ошибок в коррекции не имела нормального распределения кривой колокола, как предлагалось ранее. Вместо этого у распределения были длинные хвосты изменчивости, что указывало на то, что животное полагало, что даже большие колебания моторных команд иногда могут давать правильный шаг.Исследователи также обнаружили, что птицы объединили свои гипотезы о связи между двигательной командой и подачей с новой информацией, которую их мозг получил из ушей во время пения. На самом деле, они сделали это на удивление точно.

«Птицы не просто пытаются петь наилучшим образом, но, кажется, исследуют и пробуют большие вариации», - говорит Неменман. «Таким образом, они учатся исправлять небольшие ошибки, но даже не пытаются исправлять большие ошибки, если только большая ошибка не разбита и не накапливается постепенно."

Исследователи создали математическую модель для этого процесса, раскрывая схему быстрого исправления мелких ошибок, а исправление больших ошибок занимает гораздо больше времени, и ими можно пренебречь, если они противоречат «убеждениям» животного в отношении ошибок, которые его сенсомоторные Система может производить.

«Наша модель предоставляет новую теорию обучения животных, которая позволяет нам делать прогнозы для обучения, которые мы тестировали экспериментально», - говорит Неменман.

Исследователи в настоящее время изучают, можно ли использовать эту модель для прогнозирования обучения у других животных, а также для прогнозирования лучших реабилитационных протоколов для людей, имеющих дело с серьезными нарушениями их обученного поведения, например, при восстановлении после инсульта.


Математика о том, как певчие птицы учатся петь
Дополнительная информация: Баохуа Чжоу и соавт.Случайность, длинные хвосты и умозаключения в негауссовой байесовской теории обучения вокалу у певчих птиц, Слушания Национальной академии наук (2018). DOI: 10.1073 / pnas.1713020115 Предоставлено Университет Эмори

Цитирование : Данные Songbird дают новую теорию для обучения сенсомоторным навыкам (1 октября 2018 г.) извлечено 1 августа 2020 г. с https: // физ.орг / Новости / 2018-10-певчая-выходы-теория-сенсомоторной-skills.html

Этот документ защищен авторским правом. Кроме честных сделок с целью частного изучения или исследования, нет Часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Содержание предоставлено исключительно в информационных целях.

,
Экшн видеоигры поддерживают сенсомоторные навыки, исследование находит - ScienceDaily

Университет Торонто исследование находит, что экшн видеоигры поддерживают сенсомоторные навыки

Исследование, проведенное исследователями психологии из Университета Торонто, показало, что люди, играющие в экшн-игры, такие как Call of Duty или Assassin's Creed, похоже, быстрее осваивают новый сенсомоторный навык, чем неигровые.

Новые сенсомоторные навыки, такие как умение ездить на велосипеде или печатать, часто требуют новой схемы координации между зрением и двигательным движением.Обладая такими навыками, человек обычно переходит от работы новичка, характеризующейся низкой степенью координации, к работе эксперта, отмеченной высокой степенью координации. В результате успешного сенсомоторного обучения человек начинает выполнять эти задачи эффективно и, возможно, даже не задумываясь о них.

«Мы хотели понять, влияет ли хроническая игра в видеоигры на сенсомоторный контроль, то есть на скоординированную функцию зрения и движения рук», - сказал аспирант Давуд Гозли, который возглавлял исследование с научным руководителем Джеем Праттом.

Чтобы выяснить это, они поставили два эксперимента. В первом случае 18 игроков (тех, кто играл в шутеры от первого лица, по крайней мере, три раза в неделю, по крайней мере, два часа каждый раз в течение предыдущих шести месяцев) и 18 не-игроков (которые почти или совсем не пользовались видеоиграми в последние два года) выполнил задачу ручного слежения. Используя компьютерную мышь, им было приказано держать маленький зеленый квадратный курсор в центре движущейся цели белого квадрата, которая двигалась по очень сложной схеме, которая повторялась.Задача исследует сенсомоторное управление, потому что участники видят движение цели и пытаются координировать движения рук с тем, что они видят.

На ранних этапах выполнения заданий производительность геймеров была не намного лучше, чем у не геймеров. «Это говорит о том, что, хотя хроническая игра в экшн-видеоигры требует постоянного контроля мотора, игра в эти игры не дает геймерам надежного начального преимущества в новых и незнакомых сенсомоторных задачах», - сказал Гозли.

К концу эксперимента все участники показали лучшие результаты, поскольку они узнали сложный образец цели.Геймеры, однако, были значительно более точными в следовании повторяющемуся движению, чем не геймеры. «Это, вероятно, связано с превосходными способностями игроков в изучении нового сенсомоторного паттерна, то есть их игровой опыт позволил им учиться лучше, чем не геймеры».

В следующем эксперименте исследователи хотели проверить, действительно ли превосходная производительность геймеров была результатом обучения, а не просто лучшего сенсомоторного контроля. Чтобы устранить обучающую составляющую эксперимента, они требовали от участников снова отслеживать движущуюся точку, но в этом случае закономерности движения менялись на протяжении всего эксперимента.Результат на этот раз: ни геймеры, ни неигры не улучшились с течением времени, подтверждая, что обучение играло ключевую роль, и геймеры учились лучше.

Одним из преимуществ игр в жанре экшн может быть улучшенная способность точно изучать динамику новых сенсомоторных задач. Такие навыки являются ключевыми, например, в лапароскопической хирургии, которая включает в себя высокоточное ручное управление инструментами удаленной хирургии через компьютерный интерфейс.

Исследование было проведено в сотрудничестве с Дафной Бавельер, у которой назначены встречи с Университетом Женевы и Рочестерским университетом.

Их исследование опубликовано в журнале Human Movement Science .

История Источник:

Материалы предоставлены Университетом Торонто . Примечание: содержимое может быть отредактировано по стилю и длине.

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о