Сенсомоторные навыки это: Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Содержание

сенсомоторное развитие в гимнастике – Европейский Гимнастический Центр

2005 4 минуты

Опубликовано:28сентября
2017

Человек с самого рождения, благодаря сенсорному восприятию, познает окружающий мир и возможности своего тела, обучается навыкам крупной и мелкой моторики.

К сенсорному восприятию относятся пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Например, за мелкую моторику отвечает осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Это способность без усилий нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост и прочее.

Также к органам чувств относятся еще три чувствительности, отвечающих за крупную моторику:

- кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;

-проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;

- вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).

Процесс сенсорного восприятия информации можно стимулировать с помощью развивающих упражнений. Благодаря этому, у ребенка будет улучшаться интеллектуальное, физическое, психологическое развитие.

Занятия спортом - лучший способ для познания окружающего мира, получения новой информации и опыта, изучения возможностей своего тела, развития мелкой и крупной моторики. Именно поэтому сенсорное развитие тесно связано с моторным и объединено в общее понятие сенсомоторного развития.

По этой же причине физическая активность в различных формах проявления рекомендуется детям с рождения и считается залогом гармоничного развития и крепкого здоровья. Также спорт очень важен детям с особенностями развития для преодоления сенсорного дисбаланса и обучения управлению своим телом.

Как гимнастика стимулирует сенсомоторное развитие?

Гимнастика – это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей.

В гимнастическом зале есть огромное разнообразие снарядов и предметов, которые доступны детям с первых шагов.

В гимнастике постоянно задействуются органы чувств, отвечающие за вестибулярный аппарат, координацию движений, баланс, быстроту реакции, ощущение своего тела в пространстве и звеньев тела по отношению друг к другу. Благодаря этому у ребенка хорошо развивается нервная система, мелкая и крупная моторика, умение точно владеть телом, ликвидируется сенсорный дисбаланс. Дети раскрепощаются, перестают быть неуклюжими, зажатыми, приобретают уверенность в себе. Также у них формируется правильная осанка и походка.

Кроме того, многообразие гимнастических упражнений стимулируют активное развитие двигательного интеллекта, логики, мышления.

Лечебные свойства гимнастических упражнений

Все гимнастические упражнения различными способами стимулируют сенсорику ребенка и комплексно воздействуют на его физическое развитие.

На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.

Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.

Упражнения на бревне

тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, обучают правильной осанке и походке, а также развивают концентрацию внимания, смелость и уверенность в себе.

В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.

Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.

Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.

Упражнения с гимнастическими предметами: мячами, тактильными кругами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме. Они используются для обучения прыжкам и тренировке различных групп мышц. Развивают мелкую и крупную моторику, точность движений, быстроту реакции и концентрацию внимания.

Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.

Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

Все статьи

Развитие сенсомоторных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр

Актуальность выбранной темы определяется тем, что важной составляющей частью психологического развития ребенка является накопление им сенсорно-моторного опыта, а сенсорное развитие ребенка является основой для развития его мышления, мыслительных операций, познавательных процессов.

Здоровье ребенка, физическое и духовное зависит от того, каким он увидит окружающий мир. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек, предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребенок, так или иначе, воспринимает это. Но, без разумного педагогического руководства взрослых, восприятие оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Ю.А. Силкин, А.С. Большов отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общественного развития.

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорно-моторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Он узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно-моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника .

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Начинать работу по сенсомоторному развитию необходимо с самого раннего возраста . Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была интересной, увлекательной и результативной, я решила использовать нетрадиционные и современные методы и приемы, а также игры и пособия. Как показывает опыт работы, пособия, изготовленные своими руками, являются доступными и более привлекательными для детей .

Цель моей педагогической деятельности – создание условий, обеспечивающих эффективное использование нетрадиционных дидактических игр для наиболее быстрого и легкого формирования представлений о сенсорных эталонах. Этим и обоснован выбор темы моей работы с детьми.

Задачи :

  1. Создать предметно-развивающую среду, способствующую сенсомоторному развитию детей;
  2. Разработать методическое сопровождение к организации совместной деятельности и дидактических игр по сенсомоторному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  3. Просвещение родителей в области сенсомоторного развития детей, а так же по организации игр, в семье и в детском саду.

Принципы моей работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Принципы доступности и индивидуальности

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей — знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями…».

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Далее учитывается систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип наглядности

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.

При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Методы и приемы

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и игр с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод

Словесные обращения воспитателя к детям – объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

  • различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
  • использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
  • решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Ожидаемый результат:

  1. В группе создана предметно-развивающая среда;
  2. Наблюдается положительная динамика показателей сенсомоторного развития детей;
  3. Родители активно участвуют в процессе формирования у детей сенсомоторных навыков.

Теоретическая база опыта

Я начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Л.С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет – это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Исследования отечественных психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.П. Блонского показывают, что ранний возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Актуальность и перспективность опыта работы

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А.П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог-воспитатель, вносить что-то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.

Новизна педагогического опыта

Мною подобран комплекс нетрадиционных дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

Трудоемкость опыта

Развитие сенсомоторных навыков является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;
  2. Пилюгина В.А. «Сенсорные способности малыша»;
  3. Дворова И.В., Рожков О.П. «Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни»;
  4. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
  5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана нестандартная предметно-развивающая среда, оформлен сенсорный уголок, созданы галерея нетрадиционных игр и пособий.

Работу начала с подбора и изучения методической литературы, которая непосредственно относится к выбранной теме.

На данном этапе была проведена диагностика сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста. В целях определения уровня сенсорного развития младших дошкольников в процессе диагностической работы использовала различные задания, которые позволили выявить следующие навыки и умения:

  1. Умение выделять цвет как особые свойства предметов; знать названия основных цветов
  2. Умение выделять форму как особые свойства предметов; умеют ли различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) .
  3. Умение выделять величину как особые свойства предметов;
  4. Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
  5. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по величине, форме, цвету.
  6. Умение различать свойства материалов (твердость, мягкость, структуру поверхности (гладкая, шероховатая) .

Для определения уровня развития мелкой моторики рук применяла метод наблюдения за детьми : во время режимных моментов (как умеет ли ребенок держать правильно ложку, карандаш). Во время непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми (лепка, аппликация, игры с мозаикой) .

В результате проведенной диагностики были выявлены большинство детей с низким уровнем сенсомоторного развития, у этих детей нарушена мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация, ограниченны процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, недоразвитие осязательного анализатора, затруднена ориентировка в пространстве. Это еще обусловлено в силу своего возраста, дети пришли “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.

На следующем этапе работы изучила опыт реализации данной темы коллег из других дошкольных организаций с помощью интернет – источников. Занималась поиском наиболее эффективных способов и методов работы с детьми.

Система работы по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста включила 3 направления :

  1. Создание предметно-развивающей среды группы ДОУ;
  2. Работа с детьми по сенсомоторному развитию;
  3. Активное вовлечение родителей в педагогический процесс (использование современных формработы с родителями) .

На протяжении всего времени работы по данной теме особое внимание уделялось организации предметно-развивающей среды группы. Совместно с родителями старались сделать эффективную, полифункциональную среду по сенсомоторному развитию детей с целью обогащения представлений детей о многообразии свойств предметов окружающего мира и их свойств, стимулирования развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. Для этого приобретали готовые дидактические пособия, создавали игры и пособия своими руками и с помощью родителей.

В группе имеется сенсомоторный уголок, оснащенный пособиями для формирования представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве; развития памяти, мышления, речи, мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Собрано много материала на развитие тактильных ощущений — большое количество природного материала : шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Мною были сделаны массажные ванночки для рук, наполненные фасолью, шариками, цветным песком и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно знакомясь с формой, цветом, величиной предметов. При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. При этом особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Родители (законные представители) оказали посильную помощь в изготовлении сенсомоторных тренажеров с множеством, замков, застежек, кнопок.

Работу с детьми по сенсомоторному развитию я провожу на протяжении всего дня, интегрируя ее в различных видах детской деятельности: в непрерывной организованной образовательной деятельности, в совместной с детьми свободной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

Интересной идеей для меня показалось изготовление большого развивающего панно и лепбука, которые мы сделали вместе с родителями. Для этого развивающего пособия мы использовали такие предметы как липучки, шнуровку, замки, вкладыши с животными, прищепки, кнопки и т. д.

Мной разработаны и систематизированы дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию дошкольников.

После реализации деятельности, направленной на сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста была проведена контрольная диагностика по определению эффективности проделанной мной работы.

При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и на начальном этапе, т. к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику сенсомоторного развития дошкольников в группе.

Итоги диагностики представлены следующими результатами :

Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на развитие всех видов восприятия, памяти, мышления, речи. Дети научились определять форму, величину, цвет предмета, образа. У детей развиваются ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность. Отмечается положительная динамика в развитии моторики рук.

Одним из направлений системы сенсомоторного воспитания была работа с родителями.

Работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. С этой целью для родителей были организованны консультации, беседы, тематические выставки, проведено знакомство с играми, которые способствуют совершенствованию знаний детьми сенсомоторных эталонов, организовано участие родителей и их детей (по итогам выполненныхработ) .

А также я подобрала информационный материал по теме для работы с родителями:

  • консультации «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста», «Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями», «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие».
  • папки передвижки : «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности», «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».
  • памятки : «23 идеи для развития моторики», «Родителям о развитие моторики», «Игры своими руками для сенсомоторного развития дошкольников».
  • буклеты «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста», «Логоритмика», «С крупой играем, речь развиваем».

В конце учебного года было проведено родительское собрание по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Работа с детьми по сенсомоторному развитию показала положительную динамику :

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников сформированы представления о внешних свойствах предметов. Отмечена положительная динамика развития психических процессов (повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение) ; речи (расширился словарный запас) ; крупной и мелкой моторики. Дети приобрели стойкие навыки игровой и экспериментально-исследовательской деятельности

Скоординировано взаимодействие между педагогами и родителями в образовательном процессе по формированию сенсомоторных умений у детей, родители приобрели базовые знания о способах сенсомоторного развития детей.

Практическая значимость опыта: применяемые мною методы и средства работы с детьми младшего дошкольного возраста в процессе сенсомоторного воспитания в ДОУ будут способствовать полноценному становлению личности, обеспечат наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовят их к обучению в школе.

Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» – воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».

Сенсомоторные тренинги Оксаны Новиковой для детей от 4 до 6 лет

Сенсомоторный тренинг способствует развитию восприятия, воображения и помогает развить представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Результативность сенсомоторного тренинга заключается в том, что приобретенные умения и навыки ребенок сможет использовать на практике в различных видах деятельности в повседневной жизни.

Прежде, чем рассмотреть эту тему, хочу напомнить следующее.

Когда взрослый поддерживает и поощряет ребенка в игре, малыш становится более уверенным, у него повышается самооценка,

т. е. он учится любить себя.

И еще, воспитание – это длительный процесс, который не может дать быстрых результатов. Поэтому будьте терпеливы.

Для успешного проведения тренинга взрослому нужно соблюдать некоторые правила:

1.Игры проводятся в порядке возрастания сложности.

2.Длительность тренинга не превышает 20-25 минут.

 

Тренинг №1

1 «Будь внимателен»

Взрослый показывает три кубика разного цвета, каждому из которых соответствует определенное действие, например: красный кубик — шагать на месте, зеленый кубик — хлопнуть в ладоши, синий кубик — подпрыгнуть. Взрослый показывает кубик определенного цвета - ребенок выполняет действие, соответствующее цвету кубика.

 

2 «Разрезные картинки»

Предварительно взрослый показывает ребенку детскую картинку, затем разрезает картинку на 6-8 или 12 частей.

Задание: ребенок должен сложить картинку.

 

3 «Волшебный мешочек»

В мешочке лежат разные предметы. Например: расческа, мячик, яблоко, морковь, зеркальце, бусы, карандаш. Ребенок на ощупь определяет предмет, называет его, затем вынимает и показывает, правильно ли он угадал. Также можно использовать предметы из набора детской посуды: чашка, тарелка, кастрюлька, ложка, вилка, нож.

4 «Дорисуй и раскрась»

Задание: ребенок должен дорисовать изображение и закрасить.

 

5 «Найди как можно больше»

Задание: взрослый предлагает малышу:

найти в комнате предметы квадратной формы;

найти в комнате предметы прямоугольной формы;

найти в комнате предметы квадратной формы, например, красного цвета;

найти в комнате предметы прямоугольной формы, например, синего цвета.

 

Тренинг №2

 

1 «Подумай и назови»

Задание: предложить малышу подумать и назвать одним словом.

Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)

Фрукты и ягоды, сваренные в сиропе. (Варенье)

Место, в котором готовят и продают лекарства. (Аптека)

Дерево, на котором растут желуди. (Дуб)

Домик для птиц, сделанный руками человека. (Скворечник)

 

2 «Разложи веревочки по длине»

Для этого задания взрослый заранее должен приготовить 5-6 веревочек разной длины. Задание: предложить ребенку разложить их по длине от самой короткой до самой длинной или от самой длинной до самой короткой.

 

3 «Назови фигуру»

Взрослый заранее рисует фигуры в тетради.

Задание: ребенку нужно назвать, какие геометрические фигуры находятся

вверху, какие внизу, какие посередине.

3 «Спираль из круга»

Дать малышу детские ножницы и бумажный круг (диаметр 10 см),

с нарисованной спиралью, как на рисунке.

Задание: разрезать круг по нарисованной линии так, чтобы получилась спираль.

  

4 «Что сначала, что потом»

Предложить малышу подумать и установить последовательность событий.

Сначала утро, потом…(день).

Сначала завтрак, потом…(обед).

Сначала вторник, потом…(среда).

Сначала зима, потом…(весна).

Сначала ночь, потом…(день).

Сначала вымой руки, потом…(кушай).

Сначала маленький, потом…(большой).

Сначала семь, потом…(восемь).

 

5 «Продолжи ряд»

Взрослый рисует задание в тетради.

 

Ребенок должен дорисовать ряд до конца строки в заданной последовательности.

 

Тренинг №3

 

1 «Когда это бывает?»

Задание: предложить ребенку подумать и ответить, когда это бывает.

Падает снег…(зимой).

На растениях распускаются листочки…(весной).

Желтеют и опадают листья…(осенью).

Цветут цветы, зреет земляника…(летом).

Дети катаются на санках, лыжах…(зимой).

Люди загорают, купаются…(летом).

Носим шубу, варежки…(зимой).

Расцветают подснежники…(весной).

Птицы улетают в теплые края…(осенью).

 

2 «Что вокруг нас?»

Задание: взрослый предлагает ребенку назвать предметы, которые находятся вверху, внизу, слева, справа, спереди, сзади от него.

 

3 «Назови соседей»

Задание: ребенку нужно назвать «соседей» дней недели, чисел от 1 до 20, времен года. Например:

Среда – «соседи» - вторник, четверг.

Число 5 – «соседи» - четыре, шесть.

Осень – «соседи» - лето, зима.

Суббота – «соседи» - пятница, воскресенье.

Число 9 – «соседи» - восемь, десять.

Весна – «соседи» - зима, лето.

 

5 «Кубики»

Взрослый спрашивает: «Сколько кубиков изображено на рисунке?» В случае затруднения можно предложить малышу построить башню по образцу, посчитать количество кубиков в постройке. Ребенок объясняет, почему для постройки нужно кубиков больше, чем видно на рисунке.

 

При проведении тренинга взрослому следует помнить, что нельзя переутомлять ребенка, при выполнении письменных заданий необходимо следить за его правильной осанкой.

Важно помнить, что совместное занятие должно создать хорошее настроение, вызвать у ребенка радость.

Малыш радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению добиться результата.

 

Автор: Оксана Новикова. Если вы захотите задать вопросы педагогу, это можно сделать по почте: [email protected]

 

Сенсомоторное развитие с мозжечковой стимуляцией — Амалфея

Многие родители задают вопросы: «нужно ли это моему ребёнку?«, «чем мозжечковая терапия отличается от ЛФК?»

Мозжечковая терапия — это серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Как понять нужно ли это вашему ребенку:

Неуклюжесть ребёнка, нарушение баланса, координации, нарушение общей и мелкой маторики, низкий уровень концентрации внимания ребёнка и быстрая утомляемость — это признаки дефицитарности в работе ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с речевой и психической задержкой развития, нарушениями аутического спектра, поведенческие нарушения, СДВГ.

Занятия мозжечковой стимуляцией решает многие проблемы.

Методика улучшает:

  • восприятие устной и письменной речи
  • навыки механического чтения
  • математические способности
  • все виды памяти

Как понять нужно ли это вашему ребенку:

  • улучшения внимания
  • речи поведения ребёнка
  • координации
  • развивается навык балансирования
  • приходит осознания собственного тела
  • развивается моторика.

Мозжечковая терапия значительно повышает эффективность корреккионных занятий с другими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом)

Как проходят занятия:

Ребёнок стоит на «балансировочной доске» и выполняет задания инструктора, индивидуально подобранные для каждого, в зависимости от возраста, диагноза и степени сохранности подкорковых структур головного мозга.

Задания эти направленны на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.

Занятия проводятся индивидуально, длительность составляет 35 мин.
Занятия можно начинать в 3 года.

Исследования показали, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами, нарушениями координации, внимания, мышления, функции мозжечка и базальных ганглиев нарушены. Для нормального функционирования нервной системы она должна работать в определенном ритме. Этот ритм задает именно мозжечок.

Стимулирование мозжечка через вестибулярный аппарат дает улучшение мозжечковых функций. Что является фундаментом для освоения мозгом более сложных функций, одной из которых является речь.

Наша система упражнений, направленна на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.

В методику сенсомоторного развития с мозжечковой стимуляцией интегрирована лицензионная программа из США «Learning Breakthrough» (Прорыв в обучении) – система упражнений на балансировочной доске. Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие следующих систем: вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной. Также эти занятия дополнены деятельностью детей в сенсомоторном пространстве и упражнениями, для развития вестибулярного аппарата, проприоцептивного и тактильного чувств.

Назначается детям с задержкой речевого развития, нарушениями развития аутистического спектра, дефицитом внимания/СДВГ, алалией, поведенческими расстройствами, расстройствами сенсорной обработки, дисграфией, диспраксией, центральным нарушением слухового анализа

Развитие мелкой моторики рук при формирования графических навыков у детей с ТНР

Статья:

В данной статье автором рассматривается вопрос формирования графических навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Учителя начальной школы обеспокоены тем, что много детей пришедших в школу страдают дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи и большая часть первоклассников испытывает серьезные трудности с навыком
письма. Многие дети неправильно держат ручку, часто при этом очень напряжены. Линии получаются не ровные, «дрожащие», не ритмичные, нажим не равномерный, буквы разного размера, пишутся где угодно, но только не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается.

Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно развитыми графомоторными навыками, недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.

Среди воспитанников моей группы детей с ТНР с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, кому нужна коррекция и развитие графомоторных навыков. А мы знаем, что при тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной.

Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие тяжелыми нарушениями речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Поэтому целью моей работы является коррекция графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Работа
направлена на совершенствование и развитие тонкой моторики пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий, различные упражнения с природным и бросовым материалом, тренажеры фабричные и авторские, массажи с предметами и без, раскраски и штриховки, вкладыши и шнуровки.

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека, связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи.
Успешность обучения чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий; правильного подбора мебели, удобства ее для письма, хорошей освещенностью рабочих мест. Продолжительность непрерывных графических упражнений старших дошкольников не должна превышать 5 минут.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Дети учатся печатать буквы и цифры, а не писать их.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Наша цель – коррекция графомоторных навыков и подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Систематически детям необходимо напоминать правила посадки за столом:
сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья лежат на столе, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Мебель подбирают в соответствии с ростом ребенка. Стол и стул должны быть правильно расположены в отношении к источнику света.

Воспитатель, как партнер в совместной деятельности, поощряет детскую инициативу, обеспечивает условия для того, чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпали интерес.
На первом занятии все упражнения выполняются в медленном темпе. Воспитатель следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть четкими и ясными. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой конструкции. Сначала словесную инструкцию сопровождаем показом. Затем показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания, автоматизацию действий («Пальчики поздоровались», «Ладонь-кулак»), развитие ритмичности.

Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги. Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивают дети цветными карандашами, т.к. работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем
навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.
Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Тренировать точеные движения очень важно детям с ТНР. Сначала указательный палец взрослого ставится на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно. Далее тренируем упражнение ставить точку карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.
Знакомим со строением тетради, учим печатать и рисовать между полями слева-направо, учим ориентироваться на листе бумаги,замечая ориентиры в виде клеток или строчек, учим плавно прослеживать глазами за движением своей руки.

Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа риентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физминуток.
Важно научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).
После освоения основных графических приемов,знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям.

Список литературы
1. Афонькина Ю.А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. – Мурманск, 2006.
2. Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. – М., 2003.
3. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.
4. Марковская И.Ф. Развитие тонкой моторики у детей с ЗПР. – Дефектология. – 1988. – №4.
5. Топоркова И.Г. Развиваем руки, чтоб писать и красиво рисовать. – Ярославль, 2007.
6. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. – М., 1993.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Сенсорно-моторный этап когнитивного развития

Теория Пиаже предполагает, что дети проходят серию из четырех различных стадий когнитивного развития. Эти этапы охватывают многочисленные аспекты умственного развития, в том числе мышление, язык, нравственность и память. Пиаже считал, что дети принимают активное участие в этом когнитивном развитии, накапливая знания по мере взаимодействия с миром.

Сенсомоторная стадия - самая ранняя в теории когнитивного развития Пиаже. Он описал этот период как время огромного роста и перемен.

Обзор

На этом начальном этапе развития дети используют навыки и способности, с которыми они родились (такие как взгляд, сосание, хватание и слушание), чтобы больше узнать об окружающей среде. Другими словами, они познают мир и получают знания через свои чувства и двигательные движения. Методом проб и ошибок дети узнают больше об окружающем мире.

Пиаже назвал эту стадию «сенсомоторной» стадией, потому что именно с помощью органов чувств и двигательных способностей младенцы получают базовое понимание окружающего мира.Способности, которыми рождается младенец - зрение, слух, обоняние, вкус и осязание - в сочетании с физическими способностями, которые продолжают развиваться, включая осязание, хватание и пробуждение на вкус, - позволяют младенцам взаимодействовать и осознать себя и окружающее их.

По мере того как дети взаимодействуют с окружающей средой, они проходят поразительный когнитивный рост за относительно короткий период времени - сенсомоторная стадия длится от рождения до примерно двухлетнего возраста.

Иллюстрация Хьюго Линь.© Verywell, 2018.

Подэтапы

Как может подтвердить любой родитель или опекун, большая часть обучения и развития происходит в течение первых двух лет жизни ребенка. Сенсомоторный этап можно разделить на шесть отдельных подэтапов, которые характеризуются развитием нового навыка:

Рефлексы (0-1 месяц)

На этом подэтапе ребенок воспринимает окружающую среду исключительно посредством врожденных рефлексов, таких как сосание и взгляд.

Первичные круговые реакции (1-4 месяца)

Этот подэтап включает в себя координацию ощущений и новых схем.Например, ребенок может случайно пососать большой палец, а затем намеренно повторить это действие. Эти действия повторяются, потому что младенцу они доставляют удовольствие.

Вторичные круговые реакции (4-8 месяцев)

На этом подэтапе ребенок становится более сосредоточенным на мире и начинает намеренно повторять действие, чтобы вызвать реакцию в окружающей среде. Например, ребенок целенаправленно берет игрушку, чтобы положить ее в рот.

Координация реакций (8-12 месяцев)

На этом подэтапе ребенок начинает явно проявлять намеренные действия. Ребенок также может комбинировать схемы для достижения желаемого эффекта. Дети начинают изучать окружающую их среду и часто подражают наблюдаемому поведению других. Понимание предметов также начинается в это время, и дети начинают распознавать определенные предметы как обладающие определенными качествами. Например, ребенок может понять, что погремушка издает звук при встряхивании.

Третичные круговые реакции (12-18 месяцев)

На пятом подэтапе дети начинают экспериментировать методом проб и ошибок. Например, ребенок может пробовать разные звуки или действия, чтобы привлечь внимание воспитателя.

Ранняя репрезентативная мысль (18-24 месяца)

Дети начинают развивать символы для представления событий или объектов в мире на последнем сенсомоторном подэтапе. В это время дети начинают двигаться к пониманию мира посредством умственных операций, а не только через действия.

Постоянство объекта

Согласно Пиаже, развитие постоянства объекта - одно из важнейших достижений сенсомоторной стадии развития.

Постоянство объекта - это понимание ребенком того, что объекты продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть или услышать.

Представьте, например, игру в прятки. Очень маленький ребенок будет верить, что другой человек или объект на самом деле исчез, и будет шокирован или испуган, когда объект снова появится.Младенцы старшего возраста, которые понимают постоянство объекта, поймут, что человек или объект продолжают существовать, даже когда их не видят.

Это классический пример того, как на этой стадии знания младенца о мире ограничиваются его или ее сенсорным восприятием и двигательной активностью, а поведение ограничивается простыми двигательными реакциями, вызванными сенсорными стимулами.

Слово Verywell

Сенсомоторный этап служит важной базой в развитии и дает детям необходимые им способности по мере их перехода на следующий этап развития. Когда дети переходят на следующий этап, начиная с двухлетнего возраста, они начинают развивать символическое мышление, позволяющее им улучшить язык, воображение и память.

Сенсор - мотор - баланс мозга

Основа роста, развития и обучения ребенка начинается с сенсорного и моторного взаимодействия с окружающим миром. Мозг строится снизу вверх, и все начинается с движения и сенсорного исследования. Сенсорная стимуляция и обратная связь управляют мозгом, но моторная система управляет сенсорной стимуляцией - одно без другого невозможно.Это лежит в основе всего, что мы делаем в Центрах достижения баланса мозга. Крайне важно улучшить моторику, сенсорное обнаружение и обработку информации, прежде чем какие-либо изменения в высшем образовании, поведении или учебе действительно могут произойти.

Двигательные навыки

Практически во всех случаях дети, у которых был выявлен дефицит развития в одной или нескольких областях, - это дети, которые борются с проблемами обучения или поведения. Неизменно это дети с недостаточно развитой сенсорной и двигательной системами.Мы часто видим, что они не скоординированы, неуклюжи и неуклюжи в походке. Двигательная активность включает в себя ряд различных навыков, в том числе:

  • Мышечный тонус, сила и координация
  • Ритм и время
  • Двустороннее согласование
  • Крупная и мелкая моторика
  • Примитивные и постуральные рефлексы
  • Глазно-мышечный баланс и координация
  • Вестибулярное равновесие и осанка

Сенсорные навыки

Подобно слаборазвитой моторике, то же самое происходит при атипичных сенсорных дефицитах - обоняния, осязания, зрения, слуха и равновесия.Никакая сенсорная функция не работает изолированно. Все чувства зависят от других сенсорных функций, которые зависят от исходного и приемлемого уровня развития. Вовлечение наших органов чувств - мощный способ задействовать наш мозг. В Brain Balance мы задействуем чувства:

  • Запах
  • Сенсорный
  • Вестибулярное (внутреннее ухо)
  • Проприоцепция (способность знать, где находится свое тело в космосе)
  • Баланс и пространственное восприятие

В Центрах достижения баланса мозга мы оцениваем все эти навыки с помощью стандартизированных и принятых тестов и количественно оцениваем их по классу, возрасту или функциональному уровню. Затем наша программа работает над интеграцией сенсорных входов и укреплением моторных навыков за счет частоты и продолжительности занятий.

Пройдите онлайн-тест для оценки

Признаков сенсорно-моторных проблем у дошкольников

У дошкольников есть несколько признаков сенсомоторных нарушений, и ребенок может без повода для беспокойства демонстрировать некоторые из следующих форм поведения. Они могут указывать на трудности с сенсорной интеграцией, когда возникают в значимых группах и мешают повседневной деятельности и обучению.Некоторые из этих признаков могут указывать на проблемы не только в сенсорной интеграции, но и в других областях.

Общие признаки дисфункции сенсорной интеграции:

  • Чрезмерная чувствительность к прикосновениям, движениям, взглядам, звукам, запахам
  • Снижение реакции на сенсорную стимуляцию
  • Необычно высокий или низкий уровень активности
  • Проблемы с координацией
  • Задержки речи, языка, моторики или успеваемости, несмотря на нормальный интеллект
  • Плохая организация поведения (импульсивность, отсутствие планирования такой задачи, как проект, одевание, подготовка к увольнению)
  • Низкая самооценка (может показаться ленивым, немотивированным)

Специфические признаки дисфункции сенсорной интеграции:

Полная мощность двигателя

  • Мышцы кажутся скованными или вялыми
  • Плохая осанка стоя или сидя (напр. g., округлые плечи, сползает через столешницу, «тает» в полу, людях или других поверхностях)
  • Задержки в развитии таких навыков, как равновесие на одной ноге, прыжки, прыжки с лестницы
  • Неуклюжая походка; ходит на носках, руки не махают
  • Неуклюжесть: легко падает; поездки; натыкается на вещи; роняет вещи
  • Не желает участвовать в игровых площадках; трудности с изучением новых игр или выяснением того, как двигать тело по отношению к новому игровому оборудованию
  • Выглядит слабее других своего возраста; легко утомляется

Проблемы с мелкой моторикой

  • Задержка в развитии предпочтения руки
  • Незрелый, неуклюжий или неподходящий захват для мелка
  • Часто капает мелки и мелкие кусочки
  • Сложность окраски
  • Затруднения при обращении с ножницами
  • Затруднение при поднятии мелких предметов, таких как бусы и колышки
  • Может избегать трудных дел

Поведение, мешающее работе

  • Отвлекаемый
  • Короткий интервал внимания
  • Беспокойный
  • Импульсивный
  • Склонность к авариям
  • Гиперактивный
  • Чрезвычайно медленный рабочий
  • Забывчивый
  • Сложность следования направлениям
  • Легко разочароваться
  • Невозможно справиться с изменениями в распорядке
  • Частые или необъяснимые вспышки или истерики

по-разному реагирует на тактильные сигналы (т.

е., выше или ниже отклика)
  • Все трогает; жаждет самостоятельных объятий и прикосновений
  • Избегает прикосновений со стороны окружающих, особенно в неожиданных случаях (стояние в очереди или возле закусочной, толчки на игровой площадке, время кружения)
  • Не любит игры в воде, песке, пасту, лепку или рисование пальцами.
  • Имеет тенденцию к переодеванию (например, рукава рубашки не могут быть задраны)
  • Избегает скопления людей (например, время рассказа, размещение в середине очереди, вечеринка по случаю дня рождения, незнакомая мультиклассовая деятельность)
  • Сильные пищевые предпочтения; избегает определенных текстур пищи

По-разному реагирует на вестибулярный (движение) вход

  • Очень любит движения, такие как качели и качели
  • Качается взад и вперед больше других детей в сидячем положении
  • Часто прыгает; бегает, а не идет спокойно
  • Может бесцельно перемещаться
  • Трудности усидеть за столом; постоянно меняет положение (падает со стула)
  • Непоседы постоянно
  • Отклоняет двигательную деятельность; кажется, боится игрового оборудования
  • Страшно, если ноги не касаются земли

По-разному реагирует на звуковой сигнал

  • Отрицательно реагирует на неожиданные или громкие звуки (пожарная тревога)
  • Проблемы с вниманием при наличии других шумов; не могу игнорировать
  • Не слышит определенные звуки
  • Постоянно гудит
  • Закидывает руки уши или просит сделать это за него

Приведенные выше списки предназначены только для общей информации. Если у вас есть особые проблемы, свяжитесь с нашим офисом для обсуждения.


Сборник

методов JoVE | Методы исследования сенсомоторных задач

Ответ COVID-19: производство видео в пострадавших районах отложено, сначала публикуются текстовые статьи

JoVE опубликует текстовые статьи после рецензирования, которое в среднем занимает два месяца после подачи рукописи. Мы снимем и добавим соответствующие видеоролики на наш сайт, когда лаборатории и объекты в пострадавших районах снова откроются.

Только началось

Коллекции методов

Методы исследования сенсомоторных задач

Отправить рукопись Связаться с редактором Отправить аннотацию


Приглашенные редакторы
Quanying Liu
SUSTech

Quanying Liu - доцент в SUSTech, Шэньчжэнь, Китай, в настоящее время - руководитель лаборатории нейронных вычислений и управления. Она…

Обзор коллекции

Сенсомоторные задачи включают в себя процесс получения сенсорных сигналов (сенсорный ввод) и выработки ответа (моторный вывод). Исследователи предложили ряд сенсомоторных задач для изучения функций мозга, таких как мультисенсорная интеграция, сенсорное обучение и моторный контроль. Дефицит сенсомоторных навыков хорошо документирован в стареющих и клинических группах населения. Однако экспериментальные результаты сенсомоторных задач в значительной степени зависят от экспериментального устройства, платформы и настройки, протокола задачи, сбора данных и анализа данных.

Этот сборник нацелен на сбор новых проектов задач, передовых методов анализа данных и новых приложений путем записи подробностей о том, как настроить сенсомоторную задачу и как записывать поведенческие или биологические данные в здоровой или клинической популяции.

Эта видеоколлекция будет иметь следующие преимущества: 1) предоставит платформу на основе видео для методов публикации; 2) облегчить воспроизводимость результатов; 3) воспитывать и обучать молодых исследователей, заинтересованных в изучении сенсомоторных систем.

Узнать больше

Видеоигры помогают детям освоить новые сенсомоторные задачи

Дэн Петерсон, эксперт по спортивным наукам TeamSnap

Ну, вот и золотой кусок родительской логики. В течение многих лет мы спорили, умоляли и угрожали нашим детям выйти из Xbox, PS4 или даже Wiis (они все еще здесь?) И выйти на улицу, чтобы подышать свежим воздухом и реальностью. Мы утверждали, что нездорово сидеть перед телевизором и часами играть в видеоигры.Хотя у нас все еще есть аргументы в пользу сердечно-сосудистой системы, новое исследование только что подтвердило, что игры действительно улучшают способность наших детей осваивать новые сенсомоторные навыки.

Игра «от первого лица», например, Call of Duty или Madden , погружает пользователя в точку зрения, которая имитирует окружающую среду, как если бы он смотрел своими глазами. В то время как игра в течение нескольких часов наверняка отточит способность ребенка стрелять в вражеских зомби (в отличие от дружественных зомби) или бросать глубокий узор, все еще оставались некоторые сомнения, могут ли эти навыки улучшить их способность справляться с новыми задачами. Является ли мозг просто репетицией узкого набора повторяющихся, выученных движений, или он может адаптироваться и адаптироваться к новым, аналогичным задачам посредством нейропластичности?

«Мы хотели понять, влияет ли хроническая игра в видеоигры на сенсомоторный контроль, то есть на скоординированную функцию зрения и движений рук», - сказал аспирант Университета Торонто Давуд Гозли.

Вместе с Джеем Праттом, профессором психологии, Гозли набрал 36 добровольцев, в том числе геймеров и не-геймеров.Группа геймеров включала 18 добровольцев, которые играли в видеоигру от первого лица не менее двух часов три раза в неделю в течение последних шести месяцев - действительно серьезные игроки. Вторая группа из 18 человек практически не имела опыта работы с видеоиграми за последние два года (это должны быть дети, которых мы видим играющими на улице).

Все 36 участников были протестированы с помощью компьютерной задачи отслеживания. С помощью курсора мыши их просили отслеживать движущуюся цель, которая будет постоянно перемещаться по экрану сложным, но повторяющимся образом. Поначалу ни одна из групп не имела преимущества, пока они обе боролись.

«Это говорит о том, что, хотя постоянная игра в видеоигры требует постоянного контроля над моторикой, игра в эти игры не дает геймерам надежного начального преимущества в новых и незнакомых сенсомоторных задачах», - сказал Гозли.

Но со временем производительность геймеров улучшилась значительно быстрее, чем у не-геймеров. «Вероятно, это связано с превосходной способностью геймеров изучать новый сенсомоторный паттерн, то есть их игровой опыт позволил им учиться лучше, чем не-геймеры», - считает Гозли.

Чтобы убедиться, что они действительно изучают шаблон, а не просто лучше отслеживают объекты, Гозли перепутал вторую часть эксперимента. Он сделал движущуюся цель совершенно случайной в своем движении без какого-либо определенного шаблона, который можно было бы обнаружить и повторить.

На этот раз обе группы изо всех сил пытались улучшить, показывая, что игроки действительно использовали свои превосходные навыки обучения в первом эксперименте.

Исследование опубликовано в журнале Human Movement Science .

Гозли пришел к выводу, что часы практики в единой игровой среде вызывают адаптацию в мозгу, которая затем может переходить на аналогичные, но новые двигательные навыки. Некоторые системы когнитивной тренировки используют этот же принцип, чтобы помочь спортсменам улучшить свое восприятие и время реакции при просмотре игровой среды. Представьте себе бейсбольного игрока, наблюдающего за сотнями виртуальных полей, затем идущего на тренировку в реальном времени, или квотербека, который видит на экране десятки различных защитных построений, прежде чем выйти на поле для игры.

Так что дать им еще час на Xbox, прежде чем выгоните их на улицу, может быть не так уж и плохо.

Дэн Петерсон - выздоравливающий спортивный отец, увлеченный исследованиями в области спортивной науки, развитием навыков и умом спортсмена. Он написал более 400 научных статей в Интернете и консультируется с родителями, тренерами и молодыми игроками, чтобы помочь им понять познавательную сторону спорта. Вы можете посетить его в Sports Are 80 Percent Mental и @DanielPeterson.

НОВИНКА! Бесплатные ресурсы спортивной организации

Все электронные книги, статьи и рассказы TeamSnap в одном месте. Доступ сейчас

Видеоигры улучшают сенсомоторные навыки учащихся, исследование открывает мир образования

Видеоигры становятся популярным методом обучения в классе, и исследования показывают, что видеоигры имеют множество преимуществ, в том числе снятие стресса и зрение. координационные навыки.

Команда из Университета Торонто обнаружила, что видеоигры «регулярно помогают геймерам осваивать новые сенсомоторные навыки, особенно координацию глаз и рук», - говорится в статье на TechTimes.com.

«Мы хотели понять, влияет ли хроническая игра в видеоигры на сенсомоторный контроль, то есть на скоординированную функцию зрения и движений рук», - сказал в статье аспирант Университета Торонто Давуд Гозли.

Сенсомоторные навыки, говорится в статье, «включают такие задачи, как езда на велосипеде или набор текста, которые основываются на использовании того, что вы видите глазами, и координации ваших мышц, чтобы они работали соответствующим образом».

В первом эксперименте команды исследователи «имели 18 постоянных игроков [тех, кто играл в экшн-игры не менее трех раз в неделю в течение как минимум двух часов в каждой игровой сессии] и 18 неигровых», - говорится в статье.«Исследователи посадили добровольцев перед компьютером и сказали им поиграть в игру, используя компьютерную мышь, чтобы отслеживать маленький квадрат на экране перед ними, который перемещался по сложной повторяющейся схеме».

Ни одна из этих двух групп, как говорилось в статье, «не имела преимущества перед другой в этой задаче на координацию глаз и рук». Однако со временем «геймеры улучшались быстрее, становясь лучше в игре, чем не геймеры. Это говорит о том, что у геймеров есть преимущество в изучении паттернов, требующих сенсомоторных навыков.«

Во втором эксперименте, говорится в статье, исследователи предложили обеим группам поиграть в игру, но на этот раз «закономерность не повторялась, а изменялась случайным образом. Обе группы на этот раз показали примерно одинаковые результаты, но геймеры лучше усвоили схемы. "

Прочитать всю историю.

Статья Кассондры Граната, участника Education World

Исследование

обнаружило экшн-видеоигры, которые могут улучшить сенсомоторные навыки

Исследование, проведенное исследователями психологии Университета Торонто, показало, что люди, которые играют в экшн-видеоигры, такие как Call of Duty или Assassin's Creed, по-видимому, осваивают новые сенсомоторные навыки быстрее, чем другие. - игроки делают.

Новый сенсомоторный навык, такой как обучение езде на велосипеде или набор текста, часто требует нового паттерна координации между зрением и двигательными движениями. Обладая такими навыками, человек обычно переходит от работы новичка с низкой степенью координации к работе эксперта с высокой степенью координации. В результате успешного сенсомоторного обучения человек начинает выполнять эти задачи эффективно и, возможно, даже не задумываясь о них сознательно.

«Мы хотели понять, влияет ли хроническая игра в видеоигры на сенсомоторный контроль, то есть на скоординированную функцию зрения и движений рук», - сказал аспирант Давуд Гозли, который проводил исследование с научным руководителем Джеем Праттом.

Чтобы выяснить это, они поставили два эксперимента. В первом случае 18 игроков (те, кто играл в шутер от первого лица не менее трех раз в неделю в течение как минимум двух часов каждый раз в течение предыдущих шести месяцев) и 18 неигровых игроков (которые мало или совсем не использовали видеоигры в последние два года) выполняла задачу отслеживания вручную.С помощью компьютерной мыши им было приказано удерживать маленький зеленый квадратный курсор в центре белого квадрата движущейся цели, которая двигалась по очень сложной схеме, которая повторялась. Задача исследует сенсомоторный контроль, потому что участники видят движение цели и пытаются согласовать движения своих рук с тем, что они видят.

На ранних этапах выполнения задач производительность игроков была ненамного лучше, чем у других. «Это говорит о том, что, хотя хроническая игра в экшн-видеоигры требует постоянного контроля над моторикой, игра в эти игры не дает игрокам надежного начального преимущества в новых и незнакомых сенсомоторных задачах», - сказал Гозли.

Исследователи хотели проверить, является ли превосходная производительность игроков результатом обучения, а не лучшего сенсомоторного контроля. Это изображение предназначено только для иллюстративных целей и показывает людей, играющих в Call of Duty на игровой конференции. Кредит PopCultureGeek.

К концу эксперимента все участники показали лучшие результаты, поскольку они усвоили сложный паттерн цели. Однако геймеры были значительно более точны в отслеживании повторяющихся движений, чем не-геймеры.«Вероятно, это связано с превосходной способностью геймеров изучать новый сенсомоторный паттерн, то есть их игровой опыт позволил им учиться лучше, чем не-геймеры».

В следующем эксперименте исследователи хотели проверить, действительно ли высокая производительность игроков является результатом обучения, а не просто лучшего сенсомоторного контроля. Чтобы исключить обучающий компонент эксперимента, они потребовали, чтобы участники снова отслеживали движущуюся точку, но в этом случае модели движения менялись на протяжении всего эксперимента. Результат на этот раз: ни геймеры, ни не-геймеры со временем не улучшились, подтверждая, что обучение играет ключевую роль, а игроки учатся лучше.

См. Также

Одним из преимуществ экшн-игр может быть улучшенная способность точно изучать динамику новых сенсомоторных задач. Такие навыки являются ключевыми, например, в лапароскопической хирургии, которая включает высокоточное ручное управление инструментами удаленной хирургии через компьютерный интерфейс.

Заметки об этом исследовании в области нейробиологии и компьютерных игр

Исследование было проведено в сотрудничестве с Дафной Бавелье, которая работала как в Женевском, так и в Рочестерском университетах.Их исследование опубликовано в журнале Human Movement Science .

Контактное лицо: Ким Люк - Университет Торонто
Источник: Пресс-релиз Университета Торонто
Источник изображения: Изображение предоставлено PopCultureGeek и лицензировано Creative Commons Attribution 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *