Спартанские дети: Спартанское воспитание — урок. История, 5 класс.

Как воспитывали детей в Спарте? | Семья

Говоря об античном воспитании, многие подразумевают вовсе не гуманную афинскую модель, а спартанскую. И это понятно: наверняка многие из нас на школьных уроках истории слышали о суровой спартанской дисциплине, которая действительно впечатляет. Насколько это правдиво и как на самом деле воспитывали детей в Спарте? Давайте узнаем!

Общие черты спартанской модели воспитания

Оказывается, школьные представления о спартанской системе воспитания — не мифы и не домыслы. Детям, рождённым в Спарте, было тяжело с первого дня рождения. Однако жаловаться им не приходило в голову, поскольку воспитательная система всем спартанским обществом воспринималась как самая правильная и неукоснительная — выбора не было ни у кого.

Почему так сложилось? Спарта была крупным древнегреческим полисом, консервативной и воинственной территорией, что и определяло её взгляды на воспитание детей.

Главной особенностью спартанской «педагогики» был вопрос признания права ребёнка на жизнь: он решался буквально с первой секунды его появления на свет. Однако то, будет ребёнок жить или нет, решали не отец и не мать. 

Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: крепким и хорошо сложенным малышам (вне зависимости от пола) разрешалось остаться в Спарте. Слабых, болезненных, травмированных, имеющих физические недостатки и безобразных по спартанским канонам бросали в расщелину Апофеты. Считалось, что раз сама природа не наделила новорождённого силой и здоровьем, то и Спарте он не нужен.

Кстати, новорождённых спартанских малышей женщины по обычаю обмывали не водой, а крепким вином. Дети со слабым здоровьем сразу погибали, а здоровых, как считалось, это закаляет сильнее.

В основе спартанского воспитания лежал принцип, что милосердие и сердоболие — вещи ненужные и даже вредные. Даже к собственным детям спартанцы не испытывали родственной нежности. Происходило так потому, что в Спарте сострадание воспринималось как слабость, а вот беспощадность к себе и к другим — как норма.

По спартанским же законам в семье можно было воспитывать только одну девочку. «Лишних» дочерей оставляли в лесу или в горах, полагаясь на волю случая.

Был ли плюс у такого спартанского «отбора»? Минимальный, но всё-таки был. Оказывается, в Спарте не было брошенных детей (как мальчиков, так девочек). Малыши, чья жизнь была буквально одобрена лидерами общин, окружались заботой полиса. Спарта следила, чтобы родители тщательно выполняли свои обязанности — и горе тем, кто не уделял воспитанию потомков достаточно времени и сил!

Сразу после «одобрения» старейшинами ребёнок возвращался в свою семью. Здесь он рос до семи лет. Воспитанием маленького спартанца до этого момента сначала занимались кормилицы, а потом родители. В отличие от афинской системы воспитания, где за детьми до 7 лет следили рабы (педагоги), в Спарте это было запрещено. Считалось, что подневольный раб не может вырастить вольного спартанца, а ведь именно в младшем возрасте закладываются основы будущего характера.

Всех без исключения спартанских малышей растили неприхотливыми. Младенцев не пеленали (ребёнок должен был давать свободу движениям), не оберегали от темноты и разных страхов, не баловали, не потакали детскому плачу. Малыши в Спарте не были переборчивыми в еде и не боялись оставаться одни, а спали в жёстких деревянных кроватках.

Вне зависимости от времени года спартанские дети купались в холодной воде. Согласно местным традициям воспитания, ребёнок даже в морозы должен обходиться без обуви и желательно без одежды. К сожалению в результате многие дети зиму просто не переживали из-за бронхита, пневмонии и иных болезней.

Как таковых игр у спартанских детей не было. Поскольку Спарта, по сути, являлась военным городом-государством, то дети развлекали себя только оружием, спортивно-соревновательными или военными играми.

Воспитание мальчиков

До семилетнего возраста спартанские мальчики считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками. По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы. Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18-20 лет.

С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартиатов. Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.

Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок. Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.

Основой спартанского воспитания была физическая культура и военная подготовка. Мальчики целыми днями бегали, прыгали, соревновались в метании копий и дисков, владении луком, мечами и прочим оружием. Воспитание в Спарте было направлено на формирование у детей следующих качеств: умения подчиняться, умения стойко переносить боль и страдания, умения побеждать любыми путями.

Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку. В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто — силён, кто — умён, а кто — хитёр и смел. Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».

А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно настолько, сколько им нужно было для бытовой жизни. А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями. 

Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости. Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода. Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными. А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве! И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).

Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам. Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным. Умение быть сдержанным, скупым на слова и умение не показывать эмоций тоже были принципами спартанской воспитательной модели.

Из единственных культурных моментов воспитания в жизни маленьких спартанцев оставались только музыка и патриотическо-идеологическая поэзия. Мальчики регулярно играли на кифаре и флейте, маршировали под военную музыку и пели военные песни.

Когда заканчивалось воспитание мальчиков? В 18-20 лет молодые люди получали гражданские права и покидали агелу. Самыми успешными признавались те, кто попадал в специальный корпус спартанских всадников — именно из него потом выбирались люди для высших чинов полиса.

Воспитание девочек

О воспитании девочек в Спарте известно мало. Одно можно сказать точно: женщины оказались под влиянием мужского спартанского мировоззрения. Поэтому буквально с рождения им приходилось воспитывать девочек по мужскому типу.

Жизнь спартанских девочек, как и мальчиков, имела строгий регламент. Если в афинской модели воспитания девочек учили пению и музыке, то девочки из Спарты с младых лет занимались гимнастикой и спортом. Правда, есть предположение, что их учили ещё чтению и письму, поэтому они были намного грамотнее мальчиков-спартиатов.

Однако основным предназначением женщины спартанцы всё же считали материнство, ведь именно спартанским женщинам под силу родить здоровое и крепкое потомство — будущих воинов. Маленьких девочек убеждали в этом с самого детства. Учитывая специфику общества, их воспитывали строго — безо всякой «залюбленности», изнеженности и слабости.

Так же, как и мальчиков, спартанских девочки с раннего возраста закаляли. В морозы им приходилось выступать на праздниках и церемониях с минимумом одежды. Считалось, что закалка и хорошая физическая форма укрепит женский дух и избавит девочку от ненужной чувствительности.

Наравне с мальчиками девочки бегали и прыгали, занимались борьбой, копьеметанием, учились обращению с оружием. Их тоже заставляли заниматься первичной военной подготовкой. Такая воспитательная модель подразумевала, что если спартанцы уйдут на войну, женщинам придётся самостоятельно охранять Спарту и удерживать пленников.

К счастью, спартанские мальчики относились к девочкам если не на равных, то с большим уважением, поскольку они были крепкими, «избранными» (новорождённых девочек тоже отбирали старейшины), а также разделяли их патриотические взгляды.

что это такое, интересные исторические факты

Словосочетание «спартанское воспитание» всемирно известно. Четко продуманная и отлаженная система не столько воспитания детей, сколько построения целого общества, прославила небольшое древнее греческое государство в веках.

Но мало кто знает, что строгие принципы, целью которых было создание боеспособного и готового к любым тяготам народа, привели к обеднению культуры и духовности Спарты.

По мнению многих ученых, именно «спартанское воспитание» стало причиной упадка и исчезновения этого государства.

Спартанские дети

Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение».

Взращивание мальчиков в военно-героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.

Для всех остальных «неспартанских» детей прохождение через эту систему открывало перспективы получения гражданства, поэтому при любой возможности родители отдавали своего сына «на воспитание». Впрочем, «воспитание» — это не совсем правильный термин.

Это была государственная программа, призванная сформировать сильную армию, способную переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов. Этим целям была подчинена жизнь мужчины-спартанца с рождения до старости.

Плутарх в своей работе «Жизнеописание Ликурга» писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.

Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал.

Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.

Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.

В 7 лет мальчиков забирали из дома в воспитательные дома. Здесь детство их заканчивалось.

В жару и в самые холодные зимние дни они упражнялись на открытом воздухе: овладевали военными навыками, учились обращаться с оружием, метать копье.

Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.

Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором.

За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами.

Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание – тем лучше для юношей и государства в целом.

Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям.

Спартанцев учили говорить мало и коротко – «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам – все это считалось тратой времени и отвлечением воина от своего предназначения.

В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей).

И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.

Интересно, что в этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.

Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Считалось, что опытный муж и воин способен научить молодого гражданина большему, чем официальная наука. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.

Спартанские девушки

Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.

Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским.

За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества. Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.

Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.

Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.

Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют.
О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.

Узнайте также: о мифах дельфийского оракула, где находится храм Аполлона и как его строили, и много других исторических легенд.

Предлагаем посетить увлекательную экскурсию и узнать все о пещере Зевса: как добраться и что посмотреть в окрестностях, поможет в этом наша статья.

Археологические памятники, древний Акрополь, святилище Аполлона — все это можно увидеть в городе Гортине, читайте подробнее.

Дети Спарты | Спартанские дети

Если бы вы были ребенком в Спарте, вы должны были бы быть сильным, наделенным отличной генетикой или быстро учиться. На спартанских детей с рождения возлагалась ответственность служить Спарте, а чтобы служить Спарте, нужно было быть сильным и быстро учиться.

Спартанское правительство было заинтересовано только в лучшем для своего государства, а это означало, что выживут только сильные дети. И девочки, и мальчики прошли первоначальные испытания, чтобы убедиться, что они достаточно сильны, чтобы быть полезными государству. Если ребенок не прошел эти тесты на пригодность или состояние здоровья, его оставили умирать за пределами основной жилой зоны штата, как правило, в дикой природе или в горах. Спарта не была государством, которое принимало только лучшее, и эта практика началась в юном возрасте.

Серьезность этих традиций высоко ценилась, и все спартанские дети проверялись. Спартанские старейшины были привередливы и регламентированы в оценке спартанской молодежи. Старейшины заходили так далеко, что купали младенца в вине, полагая, что это закалит и укрепит юного, чтобы гарантировать, что он вырастет в соответствии с требованиями, необходимыми государству для обеспечения постоянной силы.

Обращение с мальчиками и девочками в Спарте было разным, но они имели много общего, чего не могли другие греческие государства. Спартанский образ жизни требовал, чтобы и мальчики, и девочки были сильными, мощными и способными. Образование ума и тела считалось важным для обоих полов, и спартанские девочки и мальчики имели возможность доказать, что они достойны членства.

Спартанские девочки

Спартанские девочки, как и мальчики, жили со своими родителями до шести или семи лет, после чего они должны были посещать своего рода школу. Такое отношение к обучению девочек было чем-то довольно уникальным для Спарты, но девочки жили, спали и занимались спортом в своих собственных жилых помещениях.

Хотя на этом этапе спартанские девочки должны были научиться многим вещам, и хотя документы о том, что именно спартанские девочки должны были узнать, редки, обычно считается, что их образование было почти таким же, как у мальчиков. Предметы, которые они будут изучать, включают поэзию, историю, драму, чтение и письмо, музыку и искусство среди других предметов, и они дадут им достаточно знаний, чтобы дать им положение, которого не было ни у одной другой женщины в Греции в то время.

Как и мальчики, спартанские девочки должны быть в хорошей физической форме. Здоровая женщина родила бы здоровых детей, что, если подумать, имеет смысл, и спартанцы жили этим. Молодым спартанским девушкам будет разрешено публично заниматься спортом на улице со спартанскими мальчиками, что является еще одной редкостью в Древней Греции, где большинству девушек не разрешалось даже выходить на улицу, если они не выполняли работу по дому или какое-то описание. Спартанские девушки даже будут учиться боям, борьбе, борьбе и даже гимнастическим тренировкам, и все это подготовит их должным образом, если им когда-нибудь понадобится защищать себя или Спарту.

Следующее испытание в жизни спартанских девушек произойдет, когда им исполнится 18 лет, и их физическая подготовка станет ключом к успеху. В этом возрасте спартанских девочек проверяли на гражданство. Считается, что этот тест представлял собой смесь физического и умственного тестирования и позволял им доказать свою ценность и успешно стать гражданином Спарты. Если девушка не пройдет тест, то она не сможет стать гражданкой и будет отмечена как средний класс, который спартанцы называли периокос.

Одна спартанская девушка прошла испытание, теперь она стала женщиной и все преимущества, которые ей давали от этого, теперь были доступны.

Спартанские мальчики

После того, как мальчики доказали, что способны выжить, их ждало много трудностей, но все с целью обеспечения объединенной силы Спарты. До шести-семи лет спартанские мальчики жили с родителями или с матерью и служанкой, но все это время им вдалбливали в душу важность государства Спарта.

Спартанские дети тренируются во дворе

Покидая дом, спартанские мальчики присоединялись к государственному образованию или военной подготовке и становились частью Агоге, который был спартанским методом привития ценностей Спарты своим детям. будущие воины. Именно здесь они будут жить в общих помещениях и закреплены за группой. Образование будет структурировано в зависимости от возраста: первый этап будет проходить с 6/7 до 17 лет, а затем с 17 до 20 лет, даже после 20 лет обучение будет продолжаться до 29 лет./30 где спартанец и заработает больше свободы и прав как гражданин.

В первом состоянии спартанские мальчики переедут в свои казармы, где они будут жить с другими спартанскими мальчиками того же возраста, их новый дом будет простым и скудным.

На втором этапе спартанские мальчики теперь станут резервистами армии государства, но все еще не классифицируются как мужчины, их будут призывать в бой только в необходимых ситуациях. В этом возрасте у спартанских мальчиков были и другие возможности, включая назначение в особую охрану тайной полиции в Спартанском государстве.

Третий этап теперь начнется в возрасте 20 лет, спартанские мальчики будут избраны в одну из существующих общественных столовых, и существующие участники будут контролировать, кто войдет в их столовую. Считается, что следующие десять лет мальчикам предстояло заслужить принятие в одну из доступных столовых.

Кратко о жизни спартанского ребенка

Жизнь ребенка в древней Спарте была нелегкой, от рождения требовалось быть сильным, иначе не выжить. Для тех, кто выжил, жизнь по-прежнему будет тяжелой, но в конце вашего обучения, мальчик или девочка, вы станете физически сильным, умственно сильным членом одного из самых могущественных государств древнего мира.

Как спартанские мальчики превратились в могучих воинов

  • 28,637
  • История
  • Военные/Войны

Есть причина, по которой Спарта была одним из самых могущественных городов Древней Греции, и все сводилось к их армии

Все мы знаем спартанских воинов как одних из самых могучих, самых храбрых и лучших воинов, которых когда-либо видела наша человеческая история. От их молодых возрасте, спартанских мальчиков усердно тренировали, и они опыт, чтобы они могли стать воинами, которыми они должны быть. фильм 300 нарисовали великую картину для спартанских воинов, и в наши дни мы также можем свяжите их с армией Безупречных из Игры Престолов.

Но помимо фильмов и телешоу, Спартанец воины были лучшими из лучших. Есть причина, по которой Спарта была одним из самые могущественные города Древней Греции, и все сводилось к их армии. Они боялись во всем древнем мире. А в их родном городе не было стены, так как спартанцы считали, что их воины достаточно сильны, чтобы победить любого стена. Спарта была единственным городом в Древней Греции, который Александр Македонский никогда не завоевал.

Мальчиков в Спарте не воспитывали родители. Вместо, государство заботилось о мальчиках и следило за тем, чтобы они получали надлежащее обучение. высшей честью в Спарте было умереть на поле боя. Если человек умирает от по старости или по другой причине ему не дали надгробие. Итак, что сделал спартанец воины такие невероятные? Давайте посмотрим на их обучение и отбор, чтобы выяснить.

Смерть для слабых детей

В некоторых древних записях говорится, что половина младенцев в Спарта умерла. Не всем младенцам давался справедливый шанс на жизнь. Слабые дети не давали шанса. Чаще всего рождались слабые дети, и если не было никаких признаков болезни или уродства, мальчик был оставлен умирать сам по себе, или даже убили.


Процесс принятия решения о том, стоит ли ребенок обучение началось с момента рождения ребенка. Тогда отец будет нести младенца старейшинам, и они должны были осмотреть его. Старейшины изо всех сил пытались найти любые уродства, слабости и все прочее, что могло бы обречь малыша на гибель. Если старейшины обнаружили какие-либо признаки слабости, отец ребенка должен был нести ребенка в яму, где его бросили умирать от голода.

Следующий этап осмотра продолжился в доме ребенка. Если старшие давали ребенку пропуск, отец возвращался домой с младенцем, а затем мать вымыла ребенка в вине. Это считалось ранней эпилепсией. тест, так как ни один ребенок с эпилепсией не останется жить и бороться.

После того, как малыш прошел все анализы, ребенку дали свободный земельный участок. И если он выживет, то продолжит свое обучение в спартанская армия.

Воровство ради еды

Матери заботились о своих малышах всего семь лет. Когда мальчику исполняется семь лет, его приветствует спартанская армия. Обучение начинается в учреждение, известное как «агоге», где учителю поручено заботиться о дети.

Но жизнь была нелегкой. Дети испытывали испытания на каждом шагу. Несмотря на то, что они были молоды, их поощряли провоцировать и бросать вызов друг другу. Конечная цель заключалась в том, чтобы дети сражались между собой. сами себя. Мир был не тем, чего хотел надзиратель (учитель). Каждый возможность, которую получил надзиратель, он решил с боем.

В довершение всего дети почти не получали одежды. или еда для начала. Обувь не разрешали, поэтому детям приходилось тренироваться босиком. Единственной одеждой, которую получили мальчики, был тонкий плащ. Потому что еда могла сделать их толстыми и неэффективными на поле боя, мальчикам давали самый минимум, только так они могут выжить. Однако им не запрещалось получить больше еды. Если кто-то хотел больше еды, его поощряли воровать еду.

Конечно, это применялось до тех пор, пока мальчика не поймали. В случае поимки стажера наказывали избиением.

Тренировка для мозга, а также для тела

Спартанцы были в первую очередь воинами. Не было другая профессия для мужчин-спартанцев, чем быть солдатом. Спартанцы никогда не были торговец, фермер или что-то еще. Они были солдатами. Однако для спартанских воинов чтобы быть смелыми, им нужна была тренировка мозга, а также тела. Их учили воевать. Однако при необходимости их также учили читать.

Тренировка мозга также была частью образования. система в «агоге». Каждый вечер после ужина один из подмастерьев посидел бы с мальчиками. В его обязанности входило задавать вопросы, и мальчики ожидалось, что они поддержат ответ с указанием причины. Если бы ответ был не умным и быстро, мальчики были наказаны. Одним из наказаний за слабые ответы было прикусывание пальцев. Мастер тоже получил оценку. После сессии вопросов, подчиненный мастер был рассмотрен мастерами. Если он был слишком добр, хозяева побей его.

Ежегодный фестиваль порки

С таким количеством побоев, вы могли бы подумать, что мальчикам понравится фестиваль, где они могут наслаждаться. Вместо этого они получили праздник порки. Однажды через год фестиваль получил название «Диамастигоз». Во время праздника мальчики взяты на глазах у толпы и избиты, пока они не могут стоять.

Для обычных людей избиение считалось пыткой. Однако спартанцы считали это большой честью, так как бесстрашно шли добровольцами. для взбивания. Чем дольше мог стоять человек, тем храбрее и достойнее он был видимый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *