Спартанские дети: Спартанское воспитание — урок. История, 5 класс.

что это такое, интересные исторические факты

Словосочетание «спартанское воспитание» всемирно известно. Четко продуманная и отлаженная система не столько воспитания детей, сколько построения целого общества, прославила небольшое древнее греческое государство в веках.

Но мало кто знает, что строгие принципы, целью которых было создание боеспособного и готового к любым тяготам народа, привели к обеднению культуры и духовности Спарты.

По мнению многих ученых, именно «спартанское воспитание» стало причиной упадка и исчезновения этого государства.

Спартанские дети

Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение».

Взращивание мальчиков в военно-героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.

Для всех остальных «неспартанских» детей прохождение через эту систему открывало перспективы получения гражданства, поэтому при любой возможности родители отдавали своего сына «на воспитание». Впрочем, «воспитание» — это не совсем правильный термин.

Это была государственная программа, призванная сформировать сильную армию, способную переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов. Этим целям была подчинена жизнь мужчины-спартанца с рождения до старости.

Плутарх в своей работе «Жизнеописание Ликурга» писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.

Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал.

Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.

Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.

В 7 лет мальчиков забирали из дома в воспитательные дома. Здесь детство их заканчивалось.

В жару и в самые холодные зимние дни они упражнялись на открытом воздухе: овладевали военными навыками, учились обращаться с оружием, метать копье.

Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.

Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором.

За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами.

Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание – тем лучше для юношей и государства в целом.

Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям.

Спартанцев учили говорить мало и коротко – «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам – все это считалось тратой времени и отвлечением воина от своего предназначения.

В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей).

И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.

Интересно, что в этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.

Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Считалось, что опытный муж и воин способен научить молодого гражданина большему, чем официальная наука. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.

Спартанские девушки

Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.

Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским.

За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества. Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.

Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.

Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.

Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют.
О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.

Узнайте также: о мифах дельфийского оракула, где находится храм Аполлона и как его строили, и много других исторических легенд.

Предлагаем посетить увлекательную экскурсию и узнать все о пещере Зевса: как добраться и что посмотреть в окрестностях, поможет в этом наша статья.

Археологические памятники, древний Акрополь, святилище Аполлона — все это можно увидеть в городе Гортине, читайте подробнее.

Как воспитывали детей в Спарте? | Саморазвитие

Говоря об античном воспитании, многие подразумевают вовсе не гуманную афинскую модель, а спартанскую. И это понятно: наверняка многие из нас на школьных уроках истории слышали о суровой спартанской дисциплине, которая действительно впечатляет. Насколько это правдиво и как на самом деле воспитывали детей в Спарте? Давайте узнаем!

Общие черты спартанской модели воспитания

Оказывается, школьные представления о спартанской системе воспитания — не мифы и не домыслы. Детям, рождённым в Спарте, было тяжело с первого дня рождения. Однако жаловаться им не приходило в голову, поскольку воспитательная система всем спартанским обществом воспринималась как самая правильная и неукоснительная — выбора не было ни у кого.

Почему так сложилось? Спарта была крупным древнегреческим полисом, консервативной и воинственной территорией, что и определяло её взгляды на воспитание детей.

Главной особенностью спартанской «педагогики» был вопрос признания права ребёнка на жизнь: он решался буквально с первой секунды его появления на свет. Однако то, будет ребёнок жить или нет, решали не отец и не мать. 

Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: крепким и хорошо сложенным малышам (вне зависимости от пола) разрешалось остаться в Спарте. Слабых, болезненных, травмированных, имеющих физические недостатки и безобразных по спартанским канонам бросали в расщелину Апофеты. Считалось, что раз сама природа не наделила новорождённого силой и здоровьем, то и Спарте он не нужен.

Кстати, новорождённых спартанских малышей женщины по обычаю обмывали не водой, а крепким вином. Дети со слабым здоровьем сразу погибали, а здоровых, как считалось, это закаляет сильнее.

В основе спартанского воспитания лежал принцип, что милосердие и сердоболие — вещи ненужные и даже вредные. Даже к собственным детям спартанцы не испытывали родственной нежности. Происходило так потому, что в Спарте сострадание воспринималось как слабость, а вот беспощадность к себе и к другим — как норма.

По спартанским же законам в семье можно было воспитывать только одну девочку. «Лишних» дочерей оставляли в лесу или в горах, полагаясь на волю случая.

Был ли плюс у такого спартанского «отбора»? Минимальный, но всё-таки был. Оказывается, в Спарте не было брошенных детей (как мальчиков, так девочек). Малыши, чья жизнь была буквально одобрена лидерами общин, окружались заботой полиса. Спарта следила, чтобы родители тщательно выполняли свои обязанности — и горе тем, кто не уделял воспитанию потомков достаточно времени и сил!

Сразу после «одобрения» старейшинами ребёнок возвращался в свою семью. Здесь он рос до семи лет. Воспитанием маленького спартанца до этого момента сначала занимались кормилицы, а потом родители. В отличие от афинской системы воспитания, где за детьми до 7 лет следили рабы (педагоги), в Спарте это было запрещено. Считалось, что подневольный раб не может вырастить вольного спартанца, а ведь именно в младшем возрасте закладываются основы будущего характера.

Всех без исключения спартанских малышей растили неприхотливыми. Младенцев не пеленали (ребёнок должен был давать свободу движениям), не оберегали от темноты и разных страхов, не баловали, не потакали детскому плачу. Малыши в Спарте не были переборчивыми в еде и не боялись оставаться одни, а  спали в жёстких деревянных кроватках.

Вне зависимости от времени года спартанские дети купались в холодной воде. Согласно местным традициям воспитания, ребёнок даже в морозы должен обходиться без обуви и желательно без одежды. К сожалению в результате многие дети зиму просто не переживали из-за бронхита, пневмонии и иных болезней.

Как таковых игр у спартанских детей не было. Поскольку Спарта, по сути, являлась военным городом-государством, то дети развлекали себя только оружием, спортивно-соревновательными или военными играми.

Воспитание мальчиков

До семилетнего возраста спартанские мальчики считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками. По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы. Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18-20 лет.

С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартиатов. Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.

Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок. Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.

Основой спартанского воспитания была физическая культура и военная подготовка. Мальчики целыми днями бегали, прыгали, соревновались в метании копий и дисков, владении луком, мечами и прочим оружием. Воспитание в Спарте было направлено на формирование у детей следующих качеств: умения подчиняться, умения стойко переносить боль и страдания, умения побеждать любыми путями.

Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку. В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто — силён, кто — умён, а кто — хитёр и смел. Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».

А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно настолько, сколько им нужно было для бытовой жизни. А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями. 

Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости. Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода. Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными. А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве! И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).

Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам. Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным. Умение быть сдержанным, скупым на слова и умение не показывать эмоций тоже были принципами спартанской воспитательной модели.

Из единственных культурных моментов воспитания в жизни маленьких спартанцев оставались только музыка и патриотическо-идеологическая поэзия. Мальчики регулярно играли на кифаре и флейте, маршировали под военную музыку и пели военные песни.

Когда заканчивалось воспитание мальчиков? В 18-20 лет молодые люди получали гражданские права и покидали агелу. Самыми успешными признавались те, кто попадал в специальный корпус спартанских всадников — именно из него потом выбирались люди для высших чинов полиса.

Воспитание девочек

О воспитании девочек в Спарте известно мало. Одно можно сказать точно: женщины оказались под влиянием мужского спартанского мировоззрения. Поэтому буквально с рождения им приходилось воспитывать девочек по мужскому типу.

Жизнь спартанских девочек, как и мальчиков, имела строгий регламент. Если в афинской модели воспитания девочек учили пению и музыке, то девочки из Спарты с младых лет занимались гимнастикой и спортом. Правда, есть предположение, что их учили ещё чтению и письму, поэтому они были намного грамотнее мальчиков-спартиатов.

Однако основным предназначением женщины спартанцы всё же считали материнство, ведь именно спартанским женщинам под силу родить здоровое и крепкое потомство — будущих воинов. Маленьких девочек убеждали в этом с самого детства. Учитывая специфику общества, их воспитывали строго — безо всякой «залюбленности», изнеженности и слабости.

Так же, как и мальчиков, спартанских девочки с раннего возраста закаляли. В морозы им приходилось выступать на праздниках и церемониях с минимумом одежды. Считалось, что закалка и хорошая физическая форма укрепит женский дух и избавит девочку от ненужной чувствительности.

Наравне с мальчиками девочки бегали и прыгали, занимались борьбой, копьеметанием, учились обращению с оружием. Их тоже заставляли заниматься первичной военной подготовкой. Такая воспитательная модель подразумевала, что если спартанцы уйдут на войну, женщинам придётся самостоятельно охранять Спарту и удерживать пленников.

К счастью, спартанские мальчики относились к девочкам если не на равных, то с большим уважением, поскольку они были крепкими, «избранными» (новорождённых девочек тоже отбирали старейшины), а также разделяли их патриотические взгляды.

Дети Спарты | Спартанские дети

Если бы вы были ребенком в Спарте, вы должны были бы быть сильным, наделенным отличной генетикой или быстро учиться. На спартанских детей с рождения возлагалась ответственность служить Спарте, а чтобы служить Спарте, нужно было быть сильным и быстро учиться.

Спартанское правительство было заинтересовано только в лучшем для своего государства, а это означало, что выживут только сильные дети. И девочки, и мальчики прошли первоначальные испытания, чтобы убедиться, что они достаточно сильны, чтобы быть полезными государству. Если ребенок не прошел эти тесты на пригодность или состояние здоровья, его оставили умирать за пределами основной жилой зоны штата, как правило, в дикой природе или в горах. Спарта не была государством, которое принимало только лучшее, и эта практика началась в юном возрасте.

Серьезность этих традиций высоко ценилась, и все спартанские дети проверялись. Спартанские старейшины были привередливы и регламентированы в оценке спартанской молодежи. Старейшины заходили так далеко, что купали младенца в вине, полагая, что это закалит и укрепит молодого, чтобы гарантировать, что он вырастет в соответствии с требованиями, необходимыми государству для обеспечения постоянной силы.

Обращение с мальчиками и девочками в Спарте было разным, но они имели много общего, чего не могли другие греческие государства. Спартанский образ жизни требовал, чтобы и мальчики, и девочки были сильными, мощными и способными. Образование ума и тела считалось важным для обоих полов, и спартанские девочки и мальчики имели возможность доказать, что они достойны членства.

Спартанские девочки

Спартанские девочки, как и мальчики, жили со своими родителями до шести или семи лет, после чего они должны были посещать своего рода школу. Такое отношение к обучению девочек было чем-то довольно уникальным для Спарты, но девочки жили, спали и занимались спортом в своих собственных жилых помещениях.

Хотя на этом этапе спартанские девочки должны были научиться многим вещам, и хотя документы о том, что именно должны были узнать спартанские девочки, редки, обычно считается, что их образование было почти таким же, как у мальчиков. Предметы, которые они будут изучать, включают поэзию, историю, драму, чтение и письмо, музыку и искусство среди других предметов, и они дадут им достаточно знаний, чтобы дать им положение, которого не было ни у одной другой женщины в Греции в то время.

Как и мальчики, спартанские девочки должны быть в хорошей физической форме. Здоровая женщина родила бы здоровых детей, что, если подумать, имеет смысл, и спартанцы жили этим. Молодым спартанским девушкам будет разрешено публично заниматься спортом на улице со спартанскими мальчиками, что является еще одной редкостью в Древней Греции, где большинству девушек не разрешалось даже выходить на улицу, если они не выполняли работу по дому или какое-то описание. Спартанские девушки даже будут учиться боям, борьбе, борьбе и даже гимнастическим тренировкам, и все это подготовит их должным образом, если им когда-нибудь понадобится защищать себя или Спарту.

Следующее испытание в жизни спартанских девушек произойдет, когда им исполнится 18 лет, и их физическая подготовка станет ключом к успеху. В этом возрасте спартанских девочек проверяли на гражданство. Считается, что этот тест представлял собой смесь физического и умственного тестирования и позволял им доказать свою ценность и успешно стать гражданином Спарты. Если девушка не пройдет тест, то она не сможет стать гражданкой и будет отмечена как средний класс, который спартанцы называли периокос.

Одна спартанская девушка прошла испытание, теперь она стала женщиной и все преимущества, которые ей давали от этого, теперь были доступны.

Спартанские мальчики

После того, как мальчики доказали, что способны выжить, их ждало много трудностей, но все с целью обеспечения объединенной силы Спарты. До шести-семи лет спартанские мальчики жили с родителями или с матерью и служанкой, но все это время им вдалбливали в душу важность государства Спарта.

Спартанские дети тренируются во дворе

Покидая дом, спартанские мальчики присоединялись к государственному образованию или военной подготовке и становились частью Агоге, который был спартанским методом привития ценностей Спарты своим детям. будущие воины. Именно здесь они будут жить в общих помещениях и закреплены за группой. Образование будет структурировано в зависимости от возраста: первый этап будет проходить с 6/7 до 17 лет, а затем с 17 до 20 лет, даже после 20 лет обучение будет продолжаться до 29 лет./30 где спартанец и заработает больше свободы и прав как гражданин.

В первом состоянии спартанские мальчики переедут в свои казармы, где они будут жить с другими спартанскими мальчиками того же возраста, их новый дом будет простым и скудным.

На втором этапе спартанские мальчики теперь станут резервистами армии государства, но все еще не классифицируются как мужчины, их будут призывать в бой только в необходимых ситуациях. В этом возрасте у спартанских мальчиков были и другие возможности, включая назначение в особую охрану тайной полиции в Спартанском государстве.

Третий этап теперь начнется в возрасте 20 лет, спартанские мальчики будут избраны в одну из существующих общественных столовых, и существующие участники будут контролировать, кто войдет в их столовую. Считается, что следующие десять лет мальчикам предстояло заслужить принятие в одну из доступных столовых.

Кратко о жизни спартанского ребенка

Жизнь ребенка в древней Спарте была нелегкой, от рождения требовалось быть сильным, иначе не выжить. Для тех, кто выжил, жизнь по-прежнему будет тяжелой, но в конце обучения, мальчик или девочка, вы станете физически сильным, умственно сильным членом одного из самых могущественных государств древнего мира.

Агоге, Спартанская образовательная программа

Агоге была древней спартанской образовательной программой, которая обучала юношей искусству войны. Это слово означает «выращивание» в смысле выращивания домашнего скота с юных лет для достижения определенной цели. Эта программа была впервые введена законодателем Ликургом (ок. 9 в. до н. э.) и была неотъемлемой частью военной мощи и политической власти Спарты.

Участие спартанских мужчин в агоге (произносится как а-го-гей на древнегреческом и а-гож-ух на современном английском) было обязательным. Спартанским девушкам не разрешалось присоединяться, но они обучались дома у своих матерей или тренеров. Мальчики вошли в назад в возрасте 7 лет и закончили обучение в возрасте около 30 лет, когда им было разрешено жениться и создать семью.

Удалить рекламу

Реклама

Гоплит-воин, Додона

О.Мустафин (общественное достояние)

Целью агоге было превращение мальчиков в спартанских солдат, которые были верны государству и своим братьям по оружию, а не своим семьям. Грамотность была включена в учебную программу, но не была так важна, как военная подготовка и навыки выживания. Как и в других греческих городах-государствах, гомоэротические отношения между старшими кандидатами и младшими считались естественным аспектом роста и зрелости, но в Спарте, похоже, поощрялись для создания более тесной связи между мужчинами, которые в конечном итоге будут служить в вооруженных силах. .

агоге достигло своего апогея в классический период (V-IV вв. до н.э.) и восхвалялось как идеальная форма образования философами Платоном (л. 428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелем (л. 384-322 до н.э.), а также писатель Ксенофонт (л. 430 — ок. 354 до н.э.). Более поздние историки, такие как Плутарх (ок. 45/50 — ок. 120/125 н.э.), относились к программе более критично. Агоге

постепенно отказывался от поддержки с 4 века до н.э., хотя некоторая его форма существовала в первые годы существования Римской империи. Точная дата конца 9 в.0043 агоге неизвестно, но он не пережил разграбления Спарты в 396 г. н.э. Алариком I (годы правления 394-410 н.э.) вестготов.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Спарта и Ликург

Спартанцы заселили территорию Пелопоннеса в долине Лаконии в какой-то момент в 10 веке до н.э., а позже вытеснив коренное население — периикои и илотов — которые затем были покорены. Согласно легенде, правящий дом Спарты ок. 920-й век до н. э. был разделен недоверием и интригами, и людям не хватало сильных образцов для подражания в правительстве. Ликург был спартанским принцем, чей старший брат умер, оставив после себя беременную жену. Ликург был следующим в очереди на престол, но отрекся от престола в пользу малолетнего сына своего брата и, чтобы избежать любых подозрений, что он может причинить вред ребенку, чтобы вернуть себе власть, покинул Спарту.

Независимо от того, был ли Ликург историей мифа, программа, которую ему приписывают, стала основой спартанского общества и военной мощи.

Говорят, что он путешествовал сначала на Крит, затем через Малую Азию, в Египет и во многие другие места, изучая их законы и размышляя о лучших сторонах общества. Через несколько лет с ним связались спартанцы с просьбой вернуться домой. Его племянник Харилай, очевидно, не был лучшим кандидатом на царскую должность, и, похоже, имели место серьезные социальные волнения. Ликург вернулся с новой концепцией закона, которую люди будут изучать, живя по ней и не нуждающейся в письменной форме, и постепенно завоевал высший класс своим видением.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Реформы Ликурга носили всеобъемлющий характер, охватывая все стороны народной жизни, и, как он с самого начала завещал, не были зафиксированы в письменной форме; законы будут храниться в сердцах людей, потому что они будут знать, что эти заповеди ведут к наилучшему возможному обществу. Среди его реформ было создание формального образования и военной подготовки, которые стали годами года. Ученый Пол Картледж описывает агоге как «система образования, обучения и социализации, [которая] превратила мальчиков в бойцов, чья репутация дисциплины, мужества и мастерства была непревзойденной» (32). Ликург, возможно, был мифологической фигурой (его даты указаны где-то между 9 и 6 веками до нашей эры), но независимо от того, был ли он историей мифа, программа, которую ему приписывают, стала основой спартанского общества и военной мощи.

Агоге Посвящение: Пайдес

Когда рождались спартанские дети, старейшины семьи мужского пола решали, годен ли младенец для жизни и воспитания. По некоторым сведениям, одним из испытаний было бросить ребенка в чан с вином, и, если он плакал, он считался слишком слабым, но это может быть недостоверным. Детей мужского пола воспитывали в основном их отцы до семи лет, когда они вступали в агоге и были известны как payes (мальчики). Комментарии Cartledge:

Удалить рекламу

Реклама

В возрасте от семи до восемнадцати мальчиков и юношей объединяли в «стаи» и «стада» и отдавали под присмотр молодых взрослых спартанцев. Им было предложено разорвать исключительные связи со своими родными семьями и считать всех спартанцев возраста их отца [своими родителями]. (69)

В течение первых пяти лет агоге, в возрасте от 7 до 12 лет, мальчиков учили читать и писать, но акцент в программе делался на соревнованиях на выносливость, спортивных соревнованиях, военной доблести и обучении их выживанию и перехитринию других. Плутарх пишет:

Чтению и письму они научились ровно столько, сколько нужно; все остальное их обучение было рассчитано на то, чтобы заставить их хорошо подчиняться командам, переносить трудности и побеждать в битвах. Поэтому по мере того, как они становились старше, их телесные упражнения увеличивались; головы их были коротко острижены, и они привыкли ходить босиком и играть большей частью без одежды. (16.6)

«Упражнения юных спартанцев» Дега

Национальная галерея (общественное достояние)

В этот период детей-солдат также учили воровать, особенно воровать еду, так как их мало кормили. Если они были успешными, даже если кража была обнаружена впоследствии и виновный явно подозревался, наказание не назначалось; если их ловили, их жестоко избивали. Примечания Плутарха:

Мальчики настолько серьезно относятся к своей краже, что один из них, как рассказывают, который носил под плащом украденную им лисенку, позволил животному вырвать ему кишки зубами и когтями, и умер. а не обнаружение его кражи. И даже эта история подтверждается тем, что теперь переживает их молодежь, многие из которых, как я видел, умирали под бичом у алтаря Артемиды Орфии. (18.1)

Воровство считалось важным навыком выживания, поэтому наказывалось не само воровство, а небрежность, проявленная при поимке. На начальном этапе основное внимание в программе уделялось привитию основных навыков, которые позволили бы не только выжить, но и победить. Мальчикам приходилось в буквальном смысле слова делать себе кровати — то есть конструировать их — из грубого тростника, который рос у реки, и ломать его вручную, без использования ножа.

Удалить рекламу

Реклама

Любое действие или рутинное поведение, считавшееся пустой тратой времени, не поощрялось, и это относилось даже к манере говорить. Современный термин , лаконичный , означающий выражать многое в нескольких словах, происходит из Лаконии, родины спартанцев. Молодежь учили сжимать свою речь, чтобы придать максимальное значение и силу как можно меньшему количеству слов. Самым известным примером этого является рассказ о Филиппе II Македонском, посылающем угрозу: «Если я успешно войду в Лаконию со своей армией, я сравню Спарту с землей», на что спартанцы ответили: «Если».

Агоге Переход: Пайдиской

Обучение речи продолжалось в переходный период, когда один из них стал известен как пайискои (мальчик постарше) примерно в возрасте двенадцати лет. Плутарх пишет:

.

Когда мальчики достигли этого возраста, их облюбовало общество любовников из числа уважаемых юношей. Старые мужчины тоже внимательно следили за ними, чаще приходя к местам их упражнений и наблюдая за их состязаниями в силе и уме, не бегло, а с мыслью, что все они в каком-то смысле отцы и воспитатели и правители всех мальчики. Таким образом, в любое подходящее время и в любом месте мальчик, который ошибся, имел кого-то, кто увещевал и наказывал его. (17.1)

Плутарх приравнивает отношения молодых любовников к классической модели других греческих городов-государств, в которых старший мужчина (

erastes , «любовник») поощряет и воспитывает более молодого мужчину ( eromenos , «возлюбленный») . В контексте программы агоге считается, что такого рода отношения также углубили связи между младшими и старшими учениками, которые думали о себе и считались другими сыновьями одного и того же отца, государства. Комментариев о Картледже:

Удалить рекламу

Реклама

Одним особенно поразительным примером такого перемещенного или суррогатного отцовства был институт ритуализированной педерастии. После двенадцати лет каждый спартанский подросток должен был получить молодого взрослого воина в качестве своего любовника — технический спартанский термин для активного старшего партнера был «вдохновителем», а младший партнер был известен как «слушатель». Отношения, вероятно, были сексуальными, но секс ни в коем случае не был единственной и даже не всегда главной целью. (69)

Кайликс с мужчинами, ухаживающими за молодыми людьми

Метрополитен-музей (авторское право)

Ксенофонт, однако, отрицает наличие какого-либо сексуального элемента в отношениях мальчиков в агоге . Хотя Ксенофонт был афинянином, он был другом Спарты и фактически служил государству в качестве наемника. Оба его сына получили образование по программе агоге , и он утверждает, что в их отношениях вообще не было гомоэротического элемента. В его Государство афинян и лакедемонян , он пишет:

Отношения любящего и возлюбленного [в агоге] подобны отношениям родителя и ребенка или брата и брата, где плотские аппетиты отложены. Однако меня не удивляет то, что этому факту едва ли следует верить в некоторых кругах, поскольку во многих штатах законы не противоречат рассматриваемым желаниям. (2.13-14)

Другими словами, поскольку другие города-государства считали сексуальные отношения между старшими и молодыми мужчинами естественными, они приписывали то же самое Спарте, но Ксенофонт утверждает, что спартанская модель отличалась от других. Ранее в том же отрывке он отмечает, что Ликург создал систему со своими agoge в отличие от любых других и поощрял только отношения, которые обогащали душу, а не те, которые удовлетворяли аппетиты тела.

Проблема с заявлением Ксенофонта, однако, заключается в том, что отношения между любовником и возлюбленным — где бы то ни было — предназначались для обогащения души, а отношения, которые преследовались исключительно для сексуального удовлетворения, в целом не одобрялись в Греции, поэтому Спарта не была бы исключительный случай. Поэтому возможно, что Ксенофонт ошибается, несмотря на то, что современные авторы часто цитируют его, утверждая, что между кандидатами 9-го ордена не было гомоэротических отношений.0043 назад .

Агоге Срок погашения: Эбонтес

После переходного этапа ученики были известны как hebontes (молодые мужчины) и находились под опекой пайономос (мальчик-пастух). Плутарх пишет:

.

Под [руководством пайономоса ] мальчики, в своих нескольких отрядах, подчиняются самому благоразумному и воинственному из так называемых Эйренов . Так называли тех, кто в течение двух лет был вне класса мальчиков, и Меллейренс , или будущий эйренс , так звали самого старшего из мальчиков. Этот эйрен затем, двадцатилетний юноша, командует своими подчиненными в их тренировочных боях, а в помещении заставляет их прислуживать ему за едой. Большим он поручает принести дрова, а мелким траву. И они крадут то, что приносят, некоторые из них проникают в сады, а другие хитро и осторожно пробираются в общественные столовые мужчин; но если мальчика поймают на краже, его жестоко пороли, как нерадивого и неумелого вора. (17.2-3)

По достижении совершеннолетия нужно было быть избранным в некую столовую, также известную как «общая палатка» (a suskania ).

пайономос был назначен городскими эфорами (надзирателями), которые были выборными должностными лицами, поклявшимися соблюдать законы Спарты и даже получили право бросить вызов действующему королю, если он не сделает того же. Эфоры были среди старших мужчин, которые наблюдали за наказаниями, налагаемыми старшими на младших мальчиков. Они не вмешивались во время исполнения наказания, но потом судили, было ли оно чрезмерным или слишком мягким. payonomos учился у эфоров , что представляет собой чрезмерность или снисходительность, и часто был надзирателем за наказаниями.

Кажется вероятным, что мальчики ели все вместе в течение агоге , но в возрасте зрелости нужно было избираться в некую столовую, также известную как «общая палатка» (a suskania ). Было много разных обеденных столов, и нужно было обязательно, чтобы в один из них был избран молодой человек. Картледж отмечает:

Выборы были конкурентными; одного голоса «против» было достаточно, чтобы кандидат был отклонен. Некоторые трапезы были, конечно, более эксклюзивными и желанными, чем другие, особенно королевская трапеза, в которой оба царя обедали вместе со своими избранными помощниками, когда были в Спарте. Неучастие в избрании в какой-либо беспорядок вообще было равносильно исключению из спартанского гражданского общества и, возможно, также из армии. (71)

Как только выборы в столовую были обеспечены, все мужчины этой столовой ели каждый прием пищи вместе. Единственным оправданием неявки было участие в религиозном ритуале или охотничья экспедиция. Были ли они в Спарте или развернуты где-то еще, каждый человек в этом беспорядке должен был принести еду, чтобы поделиться ею, и поэтому, очевидно, должен был присутствовать. Основная трапеза проводилась после наступления темноты, и не разрешалось использовать факелы для освещения пути в столовую или из нее, чтобы стимулировать у мужчин умение ориентироваться в темноте и, таким образом, дать им возможность собираться и есть в поле. не предупреждая силы противника об их местонахождении.

Во время этого заключительного периода агоге мужчина мог жениться, но большинство из них не женились до тех пор, пока не закончили учебу в возрасте 30 лет. После женитьбы они могли создать семью, но все равно должны были есть со своим беспорядком. Женщины Спарты также ели сообща, только отдельно от мужчин. У женщин была своя сфера влияния и власти, но им не разрешалось участвовать ни в одном аспекте греческой войны. Для спартанцев у женщин была самая важная обязанность: рождение воинов.

Заключение

Здоровые дочери также были приоритетом, так как в конечном итоге ожидалось, что они произведут собственных детей. Пока мальчики проходили программу агоге , девочек воспитывали их матери или доверенные слуги, но, в отличие от других городов-государств, таких как Афины, они не учились прясть, ткать или убираться в доме. Спартанские девочки в молодости занимались теми же физическими упражнениями, что и мальчики, даже сначала тренировались с ними, а затем обучались чтению, письму и 9.0043 mousike («музыка») термин, включающий пение, танец, игру на музыкальном инструменте и сочинение стихов. Спартанские девушки также занимались рядом видов спорта, включая бокс, борьбу, метание диска и копья, верховую езду и пешие бега. Им не нужно было учиться шить или ткать, потому что черновая работа в Спарте выполнялась илотами.

Бронзовая статуя Спартанки

Пользователь Википедии: Путиновац (общественное достояние)

Хотя спартанская женщина не имела большого отношения к повседневному воспитанию своих сыновей, мальчики все же должны были признавать и чтить своих матерей, проявляя мужество, мастерство и военные победы. Плутарх и другие древние историки сообщают, что спартанские матери убивали своих взрослых сыновей, бежавших с поля боя или каким-либо образом проявлявших признаки трусости. Думать о себе и о своих желаниях считалось не только эгоистичным и слабым, но и изменой в том, что ставили собственные желания выше благ государства. Плутарх пишет:

Обучение Спартанцев продолжалось в годы полной зрелости. Ни одному мужчине не давали жить так, как ему вздумается, но в их городе, как в военном городке, у них всегда был предписанный режим и занятость на государственной службе, считая, что они целиком принадлежат своей стране, а не себе, присматривая за мальчишками. , если на них не возлагалась иная обязанность, и либо учить их чему-нибудь полезному, либо учиться этому самим у старших. (24.1)

Понимание того, что жизнь принадлежит не ему самому, а государству, которое дало эту жизнь, прививалось женщинам на примере их матерей и их опеки, а мужчинам — через спартанскую программу обучения года назад года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *