Способы постановки звука р для логопедов: Постановка звука «Р»: с чего начать

Постановка звука Р | Ваш логопед онлайн

Tweet

В этой статье я хочу рассмотреть основные способы постановки звука Р ,  которые используют логопеды.

Как правило, постановка звука Р не обходится без подготовительных упражнений . Это в основном упражнения на подъём языка вверх при широком растворе рта, растягивание уздечки языка (при необходимости).

Подготовительные упражнения для подготовки к постановке звука Р

Примеры подготовительных упражнений (при работе с дошкольниками они обычно обыгрываются):

— потянуть язык к носу;

— поднять язык на верхнюю губу;

— поднять язык за верхние  зубы;

— «пересчитать» кончиком языка верхние зубы;

— облизать верхнюю губу;

-массаж (покусывание ) кончика языка  передними зубами;

— присасывание кончика языка к нёбу, это упражнение хорошо для растягивания уздечки языка, другие упражнения для растягивания подъязычной связки здесь ;

— «Болтушка» — вертикальное движение языка между  губами;

— «Балалайка» — горизонтальные движения языка между  губами с  голосом;

-«Пулемёт, барабан, дятел» (выбирается одно название) – рот раскрыт, видна работа языка, кончик языка ударяет об альвеолы: «д-д-д».

— «Машина буксует»  — рот раскрыт, кончик языка у альвеол, постараться немного потянуть звук Д.

Обычно этих упражнений достаточно, чтобы подготовить  артикуляционный аппарат для постановки звука Р

.

Постановка звука Р

Существует несколько способов постановки звука Р .  Для большинства из них логопеды используют обычную резиновую соску для бутылки (на иллюстрации)  и медицинский шпатель. Я заменяю шпатель палочкой для мороженного.  Использую  те,  что подлиннее с расширением на конце (на иллюстрации).

1. Присосать язык к твёрдому нёбу (рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук Т (должно получиться  ТРРР). Затем к этому сочетанию добавляем гласные и автоматизируем.

2. От «Балалайки». Отодвигаем  кончик языка шпателем (палочкой для мороженного)   к альвеолам и совершаем  колебательные движения.  Затем переводим в «моторчик» (Р получается при помощи внешних колебательных движений).  Затем постепенно  убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.

3. От «пулемёта, дятла, барабана». Ребёнок произносит: «Д-д-д». Логопед  плоской палочкой (шпателем) с соской совершает лёгкие колебательные движения кончика языка у альвеол.  Переводим в «мотор». Затем постепенно  убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.

4. То же самое только от упражнения «Машина буксует».

5. Произнесение ряда звуков (Д или Т) С усилением последнего. Повторяем звук 3-5 раз и в конце сильно резко выдыхаем на кончик языка.

6. Произнесение слов со звуком Р в середине, заменяя Р двойным ДД (ноДДка, каДДман). Логопед вибрирует кончик языка соской на звук ДД.

7. Если у ребёнка есть чистые звуки З или Ж, можно поставить от них. При постановке от Ж, надо кончик языка приближать к альвеолам при этом добавляется вибрация соской, при постановке от З, кончик языка поднимается зондом с шариком на конце к альвеолам и добавляется вибрация.

Если ребёнку тяжело удерживать язык в положении у альвеол, то звук лучше начинать ставить, когда ребёнок лежит,  и его голова запрокинута.  Для этого можно использовать твёрдую подушку.  В некоторых случаях даже автоматизацию звука Р можно начинать из положения лёжа.

Ещё можно научить ребёнка заводить «моторчик» при помощи собственного пальца (естественно, руки перед этим моются).

Я описала основные способы постановки звука Р .

Для логопедов

Добавляйте свои способы постановки звука Р в комментариях или напишите, какие  способы постановки Р Вы обычно используете.

  Я обычно использую 4 и 1 способ и ,как правило , лёжа.

Если Вы сочли данную информацию полезной,  делитесь с друзьями в социальных сетях.  Если есть вопросы по теме, пишите в комментариях.  Ваш логопед онлайн, Перфилова Наталья Владимировна.

Мне нравится

Запись опубликована в рубрике Для специалистов , Дошкольники , нарушения речи , школьники с метками дислалия , логопед , постановка звуков . Добавьте в закладки постоянную ссылку .

Постановка звука Р с механической помощью

Постановка звука Р с механической помощью

Это самый популярный способ постановки звука Р среди логопедов, но не самый любимый мой способ постановки и я вам сейчас объясню почему.

Чтобы поставить звук Р этим способом используют логопедический зонд выглядит он так.

Название этот зонд носит «Шарик». Не все его покупают и что только не используют предприимчивые логопеды и их родители: и разные палочки с закругленным концом, и терапевтические шпатели, обратную сторону пилочки , пластмассовые ложки и даже палец логопеда и самого ребенка.

Почему я не часто пользуюсь столь популярным способом:

· Этот способ использую только тогда, когда у ребенка серьезные речевые нарушениях, например моторная алалия или дизартрия, причем чистая дизартрия, а не стертая ее форма; тогда, когда ребенок с трудом может удерживать артикуляционную позу.

· Родители малыша могут не найти в продаже зонд «Шарик» или поленится его купить.

· Зонд «шарик» и другие заменяющее предметы необходимо каждый раз перед использованием обрабатывать, что в свою очередь в домашних условиях не всегда возможно.

И все же не смотря на выше написанное способ постановки звука с механической помощью один из самых простых и действенных, за что его многие логопеды и любят.

Как поставить звук Р с механической помощью:

1. Ребенку нужно открыть рот на столько , чтобы в него мог бы без проблем зайти зонд «Шарик» или палец ребенка.

2. Попросите ребенка длительно произносить звук З, при этом язык нужно упереть в верхние зубы и перемещать язык от зубов к твердому небу, как бы чиркая им по всей поверхности альвеол.

3. Пока ребенок чиркает языком по твердому небу, вы должны ввести ему под язык зонд, расположив его посредине языка. Вместо зонда вы можете использовать палец ребенка, другие предметы, как правило, травматичны для слизистой. Двигать зондом необходимо быстро слева на право, вызывая колебания языка.

4. Если вы используете палец ребенка, то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямим, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет), в дальнейшем ребенок может действовать самостоятельно.

Дальше приступайте к произнесению слогов и цепочек слогов, состоящих из трех слогов, так же используя механическую помощь.

Когда ребенок будет в слоге произносить звук Р, вы помогаете ему механическим способом, а когда будет говорить гласный звук вы прекращаете механическое воздействие.

Маленький секрет: Для того чтобы звук Р в слоге слышался четко нужно утрированно шире открывать рот и чуть-чуть выдвигать нижнюю челюсть в перед.

РА, РО, РУ, РЭ, РЫ; РА-РА-РА; РА-РО-РУ; РУ-РА-РО; РО-РО-РО; РО-РУ-РА; РУ-РЫ-РА; РУ-РУ-РУ; РО-РЫ-РА; РЫ-РА-РО; РЭ-РЭ-РЭ; РО-РА-РО; РЭ-РО-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РУ-РЫ-РА; РЭ-РУ-РА;

АР, ОР, УР, ЭР, ЫР; АР-АР-АР; АР-ОР-ОР; УР-ЫР-ЫР; ОР-ОР-ОР; ОР-ОР-ЭР; ОР-АР-АР; УР-УР-УР; УР-ОР-АР; ЭР-АР-ОР; ЭР-ЭР-ЭР; ОР-УР-УР; ЫР-ЫР-АР; ЫР-ЫР-ЫР; ЭР-ЭР-УР; АР-АР-ЫР

Продолжая заниматься, уменьшайте время воздействия на языка: дотрагивайтесь до языка один раз, просто подносите зонд ко рту малыша и не двигайте им.

Маленький секрет: ребенок не должен замечать, что вы не принимаете участие в его произношении, как только он это заметит, перестанет произносить слоги. Поэтому имитируйте движение зондом. Вскоре, у ребенка будет получатся и без вашей помощи. Теперь самое время поиграть в игру: «Как рычит тигр», пусть малыш порычит сильно, тихо, коротко, долго, прерывисто.

После необходимо закрепить произношение в словах, предложениях, стихотворениях, скороговорках и самостоятельной речи.

How to Teach the Sound R by Chicago Speech Therapy

Звук /r/ — особенно сложная буква для обучения, потому что то, как ваш рот произносит звук, меняется в зависимости от других букв, с которыми он сочетается. На самом деле существует 8 различных вариантов вокализации буквы /r/: /ar/, /air/, /ear/, /ire/, /or/, /er/, /rl/, а также простой /r/ by сам. Кроме того, на звук каждой вокализации влияет ее расположение в начале, середине или конце слова. Веб-сайт SayItRight.org – это отличный ресурс, полностью посвященный пониманию и облегчению произношения звука /r/. Вот отличная статья на их сайте, описывающая сложность звука /r/.

Как правило, звук издается путем поднесения языка к задней части рта. В то время как основная часть языка лежит на нёбе между твердым и мягким небом, кончик языка парит чуть ниже твердого неба. Звук звонкий, а это означает, что звук, который производит / r /, исходит от вибрации голосовых связок говорящего.

Поскольку звук /r/ очень сложен как для речи, так и для обучения, очень важно отслеживать успехи вашего ребенка в освоении этого звука. Раннее обнаружение проблем значительно облегчает лицензированному логопеду помощь в устранении проблем с этим сложным звуком. Дети обычно начинают понимать звук в два с половиной года и должны освоить его к семи годам. Если вашему ребенку восемь лет и он все еще не может правильно сформировать звук, настоятельно рекомендуется обратиться за помощью к детскому логопеду, чтобы помочь вашему ребенку вернуться к нормальной речи.

Кроме того, дома с малышом можно выполнять множество замечательных занятий, которые помогут стимулировать его артикуляцию. Регулярно сосредотачиваясь на определенных звуках вместе с ребенком, вы также можете активно отслеживать его прогресс и выявлять любые проблемы. Попробуйте эти советы со своим ребенком:

  • Словесные сигналы

Поскольку звук /r/ изменяется в зависимости от гласной, к которой он присоединяется, часто бывает полезно использовать гласный звук, чтобы перейти к произношению /r/. Начните с того, что скажите своему ребенку длинное «и-и-и». Удерживайте ее несколько секунд, чтобы показать, что звук продолжается. Постепенно сочетайте его со звуком /р/, «иии-рррр». Таким образом, ваш ребенок должен уметь превращать звук /e/ в звук /r/. Проделайте то же самое с другими гласными.

  • Визуальные подсказки

Звук /р/ происходит внутри рта и управляется движением языка, которое трудно увидеть и сообщить вашему малышу. Чтобы помочь в этом, используйте визуальную подсказку, чтобы показать ребенку движение языка. Ким Марино из TheSpeechMama.com подробно описывает несколько замечательных сигналов, таких как вытягивание руки перед собой, а затем подтягивание ее вверх и к телу, когда вы произносите звук /р/, чтобы продемонстрировать, как ваш язык движется к вашему малышу. .

  • Тактильные сигналы

С некоторыми звуками, такими как звук /р/, логопеды обнаружили, что инструменты, помогающие детям правильно позиционировать рот, очень эффективны в улучшении артикуляции. Многие компании, такие как Speech Buddies, предлагают забавные и красочные приспособления, помогающие детям правильно класть язык.

Несмотря на сложности, звук /r/ может доставить огромное удовольствие вам и вашему малышу. В качестве забавного упражнения для тренировки артикуляции представьте, что вы и ваш ребенок — дикие животные и «рычите», как медведь, «ррррррр», как тигр, и лаете, как собака: «рррррррррррр!» Подумайте о других забавных персонажах, которые известны тем, что они используют /r/, таких как пираты («Аааааааааааааааааааааааааааааааааа!»), или используйте повседневные моменты, чтобы включить этот звук, например, «бррррр, холодно!!» Использовать ваше воображение!

Как сделать так, чтобы преподавание языка R было легким для ваших учеников • Речевые вопросы

У меня сейчас очень много R-детей в моем портфолио. В прошлом это заявление сопровождалось скорбным вздохом или, возможно, моим запрокидыванием головы и потрясением кулаками в воздухе с проклятиями: «Почему я!?» Позвольте мне сказать вам … Раньше я боролся с тем, как учить звук Р.

Больше нет.

.

Много лет назад, ради собственного рассудка, я начал разрабатывать системный подход к обучению R. Он работает для каждого ученика? Конечно нет! Все дети разные. Работает ли это для большинства из них?

Еще бы.

.

(Прежде чем вы начнете читать дальше, позвольте мне сказать две вещи:

  1. В конце этого поста для вас есть бесплатный номер . Это полезное изображение для объяснения групповых и ретрофлексных рупий.
  2. В этом посте я специально обсуждаю ретрофлекс R. Причина в том, что я обнаружил, что около 80% моих студентов предпочитают ретрофлекс и считают, что его легче производить. При этом , даже если вы работаете в группе, продолжайте читать этот пост ! Применяется много одинаковых идей.

..

Если вы не уверены в типах R (в пучках или в ретрофлексах), посмотрите ЭТО  полезное видео. Или, опять же, продолжайте прокручивать эту халяву.

Если вы хотите узнать о моем любимом приеме с артикуляцией для определения того, какой тип R лучше всего подходит ученику (группировка или ретрофлексия), посетите этот другой пост в блоге о логопедии R, который я написал.

В рамках моего эпического стремления покорить звук R я начал разрабатывать различные визуальные эффекты (мне 9 лет).Вот оно! Моя гордость и радость / труд любви.

.

.

Теперь шаги, которые я использую! (Они такие же, как в пакете выше.)

.


ШАГ 1:

Убедитесь, что ваш ученик СЛЫШИТ и ВИДИТ разницу между правильным и неправильным произношением R. Если ребенок не может использовать зрительное или слуховое различение, нет смысла идти дальше. Этот шаг обязателен! Многие дети пролетят через это.

.

 

.

ШАГ 2:

Мне нравится начинать с вокального AR, и обычно я могу научить его в 3 этапа: язык плоский («ааа»), медленно согнуть язык, немного сомкнуть челюсть.

Чтобы помочь детям понять это, двигайтесь плавно и медленно и дайте им модель.
Возможно, даже выломать старое зеркало и фонарик. Мне также нравится использовать свои руки в качестве подсказки (считая или имитируя движения моего языка). Я продемонстрировал эти шаги в еще одном видео — специально для вас!

.

.

ШАГ 3:

Преобразуйте AR в вокальный ER. Сначала мы производим AR, используя наши 3 шага, затем мы ЗАМОРАЖИВАЕМ на 3-м шаге и сразу же снова произносим ER. Продолжайте практиковать в этой последовательности до тех пор, пока ребенок не будет достаточно комфортно произносить вокальный ER без «разминки AR». Вы можете проверить это полезное звуковое видео R для дальнейшего объяснения. Я обнаружил, что как только мы совершенствуем наш ER, остальное обычно дается легче. Я хочу медленных, осторожных, преднамеренных движений. Если ребенок пропускает шаг, я хочу, чтобы он точно знал, какой из них был ошибочным, и как . Знание производительности имеет решающее значение для моторного обучения! Кроме того, когда студенты становятся «своими собственными терапевтами», им становится лучше!

.

.

ШАГ 4:

Используйте ER как наш трамплин для ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ! Ты слышал меня. Если ребенок может постоянно и самостоятельно воспроизводить ER, то мы уже на пути к тому, чтобы произносить оставшиеся голосовые R (ухо, воздух, гнев или), начальные (или предвокальные) R и даже сочетания R.

Общая концепция заключается в том, что звук ER, который мы сейчас обучаем, просто представляет R в остальных формах. Например, каждая вокальная R превращается в маленькое математическое уравнение.

Пример: OH + ER = OR

Начните практиковать это сегментировано и медленно, чтобы гласный не искажал прекрасный ретрофлекс R, которого мы достигли. Разгладьте его со временем. Мне нравится давать своим детям визуальную поддержку, чтобы помочь им ускорить свое производство. То же самое касается начального R (красный становится «errrrrred»), а try становится («terrrrrry»). Мы можем ускорить процесс, как только артикуляторы будут согласованы.

.

.

.

Но что, если…

Как мы все знаем, некоторым детям просто нужно больше помощи, чтобы «получить это». Если вы обнаружите, что звук «Р» ускользает от вашего ученика (и от вас!), то «Выявление Р» может оказаться более полезным.

Он обеспечивает еще большую поддержку, визуальные эффекты, стратегии подсказок, действия по диссоциации языка и челюсти и даже видеопримеры.

.

Вы, наверное, уже догадались, что мне нравится лечить звук Р в артикуляционной терапии. Я потратил много часов на создание ресурсов, которые помогут вам справиться практически со всеми препятствиями, с которыми вы можете столкнуться при «ужасном звуке Р».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *