Сравни картинки для дошкольников методика – Диагностика для дошкольников: тестирование

Содержание

Диагностика для дошкольников: тестирование

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 1 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

– за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов

– ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов

– ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов

– ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла

– ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Рис 1. Картинки к методике «Времена года»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 2), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

– ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов

– ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов

– ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов

– ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла

– ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл

– ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Р
ис. 2. Картинки к методике «Что здесь лишнее?»

Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 3), на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

Оценка результатов

– время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек.

8-9 баллов

– время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек.

6-7 баллов

– время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек.

4-5 баллов

– время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек.

2-3 балла

– время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек.

0-1 балл

– время выполнения задания заняло до 110 сек и выше.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла низкий

0-1 балл очень низкий

Рис. 3. Стимульный материал к методике *Кому чего недостаёт?»

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка Ему показывают картинку, изображенную на рис 4, и предлагают следующее задание

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены»

На выполнение всего задания отводится 3 мин

Рис 4. Стимульный материал к методике «Раздели на группы»

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры

Замечание.

Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп

8-9 баллов

– ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин

6-7 баллов

– ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин

4-5 баллов

– за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур

2-3 балла

– за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур

0-1 балл

– за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

Д
етям показывают рис. 5,6 и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Рис 5. К методике «Обведи контур»

Рис 6 К методике «Обведи контур» (продолжение) Оценка результатов

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания

– ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис 22 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам

8-9 баллов

– на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих

недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов

– на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов

– на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2-3 балла

– на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0-1 балл

– на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис 7, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рис. 7 в сопровождении следующей инструкции

«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются Темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура»

На выполнение задания отводится 5 мин

Оценка результатов

– ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов

8-9 баллов

– ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.

5-7 баллов

– ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм

4-6 баллов

– ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм

2-3 балла

– ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков, не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм

0-1 балл

– ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм

Р
ис 7. Рисунки и матрицы к методике «Воспроизведи рисунки»

Д
анная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры На рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Рис 8 Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежь фигуры»

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания

10 баллов

– все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм

6-7 баллов

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм

0-1 балл

– ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

– ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов

– ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов

– ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов

– ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 балла

– ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0-1 балл

– ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Э
та методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 9 и рис. 10. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 11 и рис. 12. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

Рис 9. Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»

Рис 10 Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»

Р
ис. 11. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.

Рис. 12. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

Таблица 1

Выводы об уровне развития

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

1

Существительные

2

Глаголы

3

Прилагательные в обычной форме

4

Прилагательные в сравнительной степени

5

Прилагательные в превосходной степени

6

Наречия

7

Местоимения

8

Союзы

9

Предлоги

10

Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов

– в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

8-9 баллов

– в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи

6-7 баллов

– в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

4-5 баллов

– в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи

2-3 балла

– в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи

0-1 балл

– в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий

infourok.ru

Протокол психолого-педагогического обследования ребёнка дошкольного возраста

ПРОТОКОЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Фамилия, имя, отчество________________________________________________________

Дата рождения________________________Возраст_________________________________

Дата обследования____________________________________________________________

Цель обследования____________________________________________________________

Психические функции

ВОСПРИЯТИЕ

  1. Методика «Разрезная картинка» (С.Д.Забрамная)

Цель: определение способности к аналитико-синтетической деятельности на предметном уровне, целостного восприятия смыслового и пространственного соотнесения частей и целого.

Яблоко (5частей)____, мяч(5частей)_____, лошадь(6частей)_____.

Итоговый уровень (высокий, средний, низкий)_____________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. «Восприятие и понимание содержания текста (методика С.Д.Забрамной)

Цель: исследование особенностей понимания, осмысления, запоминания стандартных текстов, особенностей речи.

Текст «Муравей и голубка» или «Зайчик и белочка».

Итоговый уровень (высокий, средний, низкий)_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Восприятие цвета и формы____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Восприятие пространства_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие последовательности частей суток____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последовательность времен года_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последовательность месяцев и наполняемость ими времен года___________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дни недели___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЫШЛЕНИЕ

  1. Методика «4-й лишний» (невербально)

Цель: определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

Ответ

ребенка

Наличие

обобщающих слов

Уровень

обобщения

1-я: репа,яблоко,огурец, свекла

2-я: шорты, кепка, ботинки, шуба

3-я: ручка, нож, книга, карандаш

4-я: шкаф, стул, стол, дверь

5-я: самолет, автобус, пароход, тачка

  1. Методика «4-й лишний» (вербально)

Цель: определение способности к обобщению понятий; умения вычленять существенные и несущественные признаки.

Ответ

ребенка

Наличие

обобщающих слов

Уровень

обобщения

1) Лампа, слива, яблоко, груша

2) Капуста, лук, зонт, морковь

3) Стол, книга, стул, шкаф

4) Автобус, автомобиль, грузовик, самолет

5) Береза, клен, дуб, ель

  1. Методика «Классификация»

Цель: определение способности классифицировать предметы.

Итоговый уровень (высокий, средний, низкий)_____________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Методика «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн)

Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

ПАМЯТЬ
  1. Методика «10 слов» (методика А.Р. Лурия)

Цель: определение объема слухового запоминания словесного материала.

Итоговый уровень (высокий, средний, низкий)_____________________________________

8. Методика «Зрительная произвольная память»

Цель: определение объема зрительного произвольного запоминания.

Итоговый уровень (высокий, средний, низкий)____________________________________

ВНИМАНИЕ

  1. Методика «Сравни картинки»

Цель: определение концентрации, объема, распределения и переключения внимания.

Итоговый уровень (высокий, средний, низкий)_____________________________________

  1. Методика Пьерона – Рузера

Цель: оцениваются особенности концентрации, объема, переключения, распределения внимания.

Итоговый уровень (высокий, средний, низкий)____________________________________

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

11. «Продолжи ряд, не нарушая закономерности»

Цель: определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения.

Итоговый уровень (высокий, средний, низкий)_____________________________________

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

12. Фонетическая сторона речи________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Грамматический строй речи________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Лексическая сторона речи__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Связная речь______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог _____________ (Ф.И.О.)_______________________

infourok.ru

Методика: на тему "Сюжетные картинки"

МЕТОДИКА «СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ»

Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам

Назначение теста

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Обработка результатов теста

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

      

      

   

infourok.ru

Диагшностики для детей садика по психологии " МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ."

Акмолинская область

Район Биржан сал

ГУ «Буландинская средняя школа»

Методики для диагностики уровня развития психологических процессов у дошкольников.

Педагог-психолог: Абилкалыкова Д.Е.

2018г

Методики для диагностики уровня развития психологических процессов у дошкольников.

Вторая младшая группа 3-4лет

Средняя группа 4-5лет

Старшая группа 5-6лет

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Память

Методика «Запомни картинки»

Цель: диагностика объема памяти, процессов сохранения и воспроизведения информации.

Описание задания: ребенку показываются з предметные картинки (знакомые ребенку), которые надо запомнить, затем картинки убираются, и ребенок должен их воспроизвести по памяти.

Уровня развития:

Высокий уровень – ребенок запомнил и воспроизвел все 3 картинки.

Средний уровень – ребенок запомнил 2 картинки.

Низкий уровень – ребенок запомнил 1 картинку или не справился с заданием.

Мышление

Методика «Назови одним словом»

Цель: выявление умения устанавливать простейшие взаимосвязи предметов, благодаря которым они могут быть объединены в одну группу, а также уровень усвоения ребенком обобщающих названий предметов.

Описание задания: ребенку предлагается 3 предметные картинки одной группы, например: морковь, огурец, помидор. Ребенок должен назвать одним обобщающим понятием данные 3 картинки т.д.

Уровня развития:

Высокий уровень – ребенок умеет устанавливать простейшие взаимосвязи предметов.

Средний уровень – умеет объединять в одну группу, а также называть обобщающее понятие

Низкий уровень – ребенок затрудняется устанавливать простейшие взаимосвязи, не использует обобщающее название; задание выполняет с помощью воспитателя или вообще не справляется с ним.

Мышление

Методика «Нелепицы»

Цель: выявление уровня развития элементарных образных представлений об окружающем мире, о логических связах и отношениях существующих между ними. Определение умения ребенка рассуждать логических и грамматически правильно выражать свою мысль.

Описание задания: ребенку показывают картинку, на которой изображены нелепые ситуации. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, что здесь изображено неправильно, и как должно быть на самом деле, объясни свой ответ»

Уровня развития:

Высокий уровень – такая оценка ставится ребенку в том случае, если он заметил все 5 нелепиц, имеющихся на картинке. Смог удовлетворительно объяснить, что не так, и кроме того сказать, как должно быть на самом деле.

Средне-высокий уровень – ребенок заметил и отметил нелепицы, при этом смог объяснить, как должно быть на самом деле

Средний уровень – ребенок заметил 3 нелепицы, при этом их объяснил.

Низко-средний уровень – ребенок заметил 2-3нелепицы и затруднялся при их объяснении.

Низкий уровень – не справился с заданием, не смог объяснить и указать на нелепые ситуации.

Восприятие

Методика «Что потерялось»

Цель: определения уровня целостного восприятия предметов.

Описание задания: ребенку предлагается посмотреть на картинки, на которых изображены игрушки с недостающими деталями, и определить, что потерялось у этих игрушек.

Уровня развития:

Высокий уровень – ребенок определил все недостающие детали (всего 5)

Средне-высокий уровень – ребенок правильно назвал 4 недостающие детали

Средний уровень – ребенок назвал 3 недостающие детали.

Низко-средний уровень – ребенок определил 2 недостающие детали.

Низкий уровень – ребенок назвал 1 недостающую деталь или не справился с заданием.

Внимание

Методика «Найди отличия»

Цель: определение уровня развития умения находить отличительные признаки предметов.

Описание задания: ребенку необходимо внимательно посмотреть на 2 картинки и найти отличительные признаки предметов.

Уровня развития:

Высокий уровень – ребенок правильно определил 2 отличия

Средний уровень – ребенок нашел 1 отличие.

Низкий уровень – ребенок не справился с заданием.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Память

Методика «Запомни картинки»

Цель: изучение и диагностика особенностей образной памяти.

Описание задания: ребенку предлагается карточка с изображением 5предметов. Ребенок должен рассмотреть эти предметы в течение минуты. Затем карточка убирается, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить

Уровня развития:

Высокий уровень – ребенок назвал все 5 предметов.

Средне-высокий уровень – ребенок назвал 4предмета

Средний уровень – ребенок назвал 3 предмета.

Низко-средний уровень – ребенок назвал 2 предмета.

Низкий уровень – ребенок назвал 1предмет или ни одного.

Мышление

Методика «Установи последовательность»

Цель: определение уровня форсированности умения устанавливать последовательность событий.

Описание задания: ребенку показывается картинки (всего 3), по которым надо определить последовательность событий. Попросить ребенка расположить картинки по порядку в нужной последовательности (что было сначала, что произошло потом).

Уровня развития:

Высокий уровень – ребенок самостоятельности справился с заданием.

Средний уровень – ребенок допустил одну ошибку.

Низкий уровень – ребенок не справился с заданием.

Мышление

Методика «Назови одним словом»

Цель: выявление умения устанавливать простейшие взаимосвязи предметов, благодаря которым они могут быть объединены в одну группу, а также уровень усвоения ребенком обобщающих названий предметов.

Описание задания: ребенку предлагается 4 предметные картинки одной группы, например: морковь, огурец, помидор. Ребенок должен назвать одним обобщающим понятием данные 3 картинки т.д.

Уровня развития:

Высокий уровень – ребенок умеет устанавливать простейшие взаимосвязи предметов.

Средний уровень – умеет объединять в одну группу, а также называть обобщающее понятие

Низкий уровень – ребенок затрудняется устанавливать простейшие взаимосвязи, не использует обобщающее название; задание выполняет с помощью воспитателя или вообще не справляется с ним.

Мышление

Методика «Времена года»

Цель: оценивание уровня развития элементарных образных представлений

Описание задания: ребенку показывают рисунок и просят, внимательно просмотрев на этот рисунок, сказать какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время (2мин), ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое решение, т.е. объяснить , почему он так думает, указать на те признаки, которые, по его мнению, свидетельствует о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Уровня развития:

Высокий уровень – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, указав при этом на признаки, свидетельствующее о том, что на картинке изображено именно данное время года.

Средне-высокий уровень – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, не назвав при этом признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно это время года.

Средний уровень – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, не назвав при этом признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно это время года.

Средне-низкий уровень – ребенок правильно определил время года только на 1-2картинках (из 4).

Низкий уровень – ребенок не смог правильно определить времени года и при этом не назвал точно признаки.

Восприятие

Методика «Какие предметы спрятались в рисунке»

Цель: определение целостности восприятия изображения по контуру.

Описание задания: ребенку предлагается картинка с контурным изображением предметов. Надо определить, какие предметы спрятаны в картинке (всего 5 изображений)

Уровня развития:

Высокий уровень – ребенок определил по контуру и назвал все 5предметов

Средне-высокий уровень – ребенок определил по контуру и назвал 4 предмета.

Средний уровень – ребенок определил по контуру и назвал 3 предмета.

Средне-низкий уровень – ребенок определил по контуру и назвал 2 предмета

Низкий уровень – ребенок определил по контуру и назвал 1 предмет или вообще не справился с заданием.

Внимание

Методика «Найди отличия»

Цель: определение уровня овладения приемами сравнения предметов.

Описание задания: ребенку необходимо внимательно посмотреть на 2 картинки и отметить, чем они отличаются (всего 5 отличий)

Уровня развития:

Высокий уровень – определил все 5 отличий

Средне-высокий уровень – допустил 1 ошибку

Средний уровень – определил 3 отличия.

Средне-низкий уровень – определил 2 отличия.

Низкий уровень – определил 1 отличие или сказал, что картинки ни чем не отличаются.

Восприятие

Методика «Узнай кто это?»

Цель: определение уровня целостного восприятия, способности формировать образы.

Описание задания: ребенку объясняет6 что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Ребенку показывают фрагмент «А» и предлагают по данному сказать к какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10сикунд. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то в течение такого же времени (10сикунд) ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «Б» и т.д. до тех пор, пока ребенок наконец не догадается, что изображено на этом рисунке.

Оценка результатов:

10баллов– ребенок по фрагменту изображения «А» за время, меньшее чем 10секунд, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9баллов – ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «Б», затратив на это от 11 до 20секунд .

4-6 баллов– ребенок определил , что это собака только по фрагменту «В», затратив на решение от 21 до 30секунд.

2-3балла– ребенок догадался, что это собака лишь по фрагменту «Г», затратив от 30 до 40секунд.

0-1балл – ребенок за время, больше 50секунд, вообще не смог догадаться, что это за животное, посмотрев на все три фрагмента «А», «Б», «В».

Выводы об уровне развития:

10баллов – высокий

8-9баллов- средне-высокий

4-7баллов – средний

2-3балла – средне-низкий

0-1баллов - низкий

СТАРШАЯ ГРУППА

Восприятие

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Цель: определение целостности восприятия.

Описание задания: ребенку предлагается серия картинок, на которых не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания.

Оценка результатов

10баллов– ребенок справился с заданием за время, меньшее чем 25секунд, назвав при этом все 7 деталей, недостающих на картинках.

8-9баллов – время поиска недостающих деталей заняло от 26 до 30секунд,.

4-7 баллов– время поиска недостающих деталей составило от 36-40секунд

2-3балла– время поиска оказалось в пределах от 41-45секунд

0-1балл – ребенок за время, больше чем 45секунд, указал на недостающие детали.

Выводы об уровне развития:

10баллов – высокий

8-9баллов- средне-высокий

6-7баллов – средний

4-5баллов – средне-низкий

0-3баллов - низкий

Внимание

Методика «Проставь значки»

Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.

Описание задания: ребенку показывают рисунок и объясняют как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков поставить тот знак, который задан вверху на образце. Ребенок непрерывно работает, выполняя задание в течение 2минут. Переключение и распределение его внимания определяется по формуле:

S= (0,5N-2,8n):120, где

S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур , просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут.

n- количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные или пропущенные знаки.

Оценка результатов:

10баллов– показатель с больше, чем 1,00.

8-9баллов – показатели с находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов– показатель с находится в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5балла– показатель с находится в пределах от 0,25до 0,50.

0-3балл – показатель с находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития:

10баллов – высокий

8-9баллов- средне-высокий

6-7баллов – средний

4-5балла – средне-низкий

0-3баллов - низкий

Память

Методика «Запомни рисунки»

Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.

Описание задания: ребенок получает картинку и ему дается инструкция: «На этой представлены 10 разных образов. Постарайся запомнить их, и воспроизвести. . Время запоминания картинки составляет 30секунд. После этого картинку убирают и называют рисунки которые видел

Оценка результатов:

9-10баллов– ребенок назвал все 9-10 изображений.

7-9баллов – ребенок назвал 7-8 изображений.

5-6 баллов– ребенок правильно воспроизвел 5-6изображении.

4-5балла– ребенок правильно воспроизвел 3-4 изображении

0-3балл –ребенок смог воспроизвести1-2изображения.

Выводы об уровне развития:

8-10баллов- высокий

6-7баллов – средний

4-5баллов – средне-низкий

0-3балла –низкий

Память

Методика «Запомни слова»

Цель: определение динамики процесса запоминания.

Описание задания:ребенку зачитывают 10слова и просят безошибочно воспроизвести. 10слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина.

Оценка результатов:

7-10баллов–ребенок запомнил 7-10слов.

5-6баллов –ребенок запомнил и воспроизвел 5-6слов.

0-4 баллов–запомнил и воспроизвел 0-4слов.

Выводы об уровне развития:

7-10баллов – высокий

5-6баллов- средний

0-4балла – низкий

Мышление

Методика «Времена года»

Цель: оценивание элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связах и отношениях, существующих между ними.

Описание задания: за отведенное время на выполнение этого задания (2мин.) ребенок должен будет не только назвать соответствующие время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать на те признаки, которые по его мнению, свидетельствует о том, что на этом рисунке изображено это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов:

10баллов–ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно это время года (всего не менее 8признаков).

8-9баллов –ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7признаков, подтверждающих его мнение.

6-7 баллов– ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, в подтверждение своего мнения

4-5балла– ребенок правильно определил времена года только 1-2картинках из четырех и указал только 1-2признака в подтверждение своего мнения

0-3балл –ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Выводы об уровне развития:

10баллов – высокий

8-9баллов- средне-высокий

6-7баллов – средний

4-5балла – средне-низкий

0-3балла - низкий

Мышление

Методика «Нелепицы»

Цель: определение умения ребенка логически рассуждать и грамматически правильно выражать свою мысль.

Описание задания: ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуации с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Что здесь нарисовано неправильно и как должно быть на самом деле?».

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено 3минутами. За это время ребенок должен заметить все нелепые ситуации и объяснить, как должно быть на самом деле.

Оценка результатов:

10баллов–ребенок за отведенное время (3минуты), заметил все 7нелепиц, имеющих на картинке, успел дать им объяснение.

8-9баллов –ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до не сумел до конца объяснить.

6-7 баллов– ребенок заметил отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 из них не сумел до конца объяснить.

4-5балла– ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не сумел до конца объяснить.

2-3балл –ребенок за отведенное время не успел заметить 1-4нелепицы, а до объяснения дело не дошло.

0-1балл – ребенок не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10баллов – высокий

8-9баллов- средне-высокий

4-7баллов – средний

2-3балла – средне-низкий

0-1балла - низкий

Мышление

Методика «Что здесь лишнее?»

Цель: исследование образно-логического мышления, умственных операций анализа обобщения у ребенка.

Описание задания: детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок 1 из 4изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинку и определи, какой предмет и почему лишний». На решение задачи отводится 3минуты

Оценка результатов:

10баллов–ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1минута, назвав лишние предметы и правильно объяснив, почему они лишние.

8-9баллов –ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5минуты.

6-7 баллов– ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2минут.

4-5балла– ребенок справился с задачей за время от 2 до 2,5минут

2-3балл –ребенок справился с задачей за время от 2,5 до 3минут.

0-1балл – ребенок за 3минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10баллов – высокий

8-9баллов- средне-высокий

4-7баллов – средний

2-3балла – средне-низкий

0-1балла - низкий

Мышление

Методика «Кому чего не достает?»

Цель: психодиагностика мышления

Описание задания: ребенку предлагается карточка, на которой изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То чего им недостает, изображено на отдельных картинках. Соотнести каждый предмет на картинке с тем, которого не достает. Время выполнения – 30секунд.

Оценка результатов:

10баллов–время выполнения оказалось меньше 30секунд.

8-9баллов –время выполнения оказалось в пределах от 31 до 46секунд.

6-7 баллов– время выполнения составило от 50 до 69секунд.

4-5балла– время выполнения заняло от 70 до 89секунд.

2-3балл –время выполнения оказалось в пределах от 90 до 109секунд

0-1балл – время выполнения заняло от 110секунд и больше.

Выводы об уровне развития:

10баллов – высокий

8-9баллов- средне-высокий

4-7баллов – средний

2-3балла – средне-низкий

0-1балла - низкий

Воображение

Методика «Дорисовывание фигур»

Цель: выявление творческого потенциала, определение уровня развития воображения.

Описание задания: ребенку даются 4фигуры и предлагается, подумав, дорисовать их.

Оценка результатов:

10баллов–ребенок строит единую картину, соотнося отдельные элементы с образами рисунков.

8-9баллов –ребенок рисует несколько объектов по воображаемому сюжету.

5-7 баллов– ребенок нарисовал отдельный объект с разнообразными дополнениями.

3-4балла– ребенок нарисовал нечто простое, неоригинальное.

0-2балл –ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то своё.

Выводы об уровне развития:

10баллов – высокий

8-9баллов- средне-высокий

5-7баллов – средний

3-4балла – средне-низкий

0-2балла - низкий

infourok.ru

Диагностика для дошкольников: тестирование

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «...по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов

8-9 баллов

– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

6-7 баллов

– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов

– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

2-3 балла

– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек

0-1 балл

– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Р
ис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение

Оценка результатов

– ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака

7-9 баллов

– ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек

4-6 баллов

– ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек

2-3 балла

– ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек

0-1 балл

– ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»

Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Рис 2 Картинки к методике «Узнай, кто это».

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14

Р
ис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

– ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Ц
ель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов

«

– ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

8-9 баллов

– ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

Р
ис 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет

Рис 7 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

П
ри обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

– показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов

– показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла

6-7 баллов

– показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов

– показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла

– показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл

– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так

– все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов

– все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания

– все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов

– все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4

3 балла

– все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития

баллов

-- продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов

– продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов

– продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла

– продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл

– продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Р
ебенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

– показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов

– показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов

– показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

Рис 8 Лист к методике «Проставь значки»

– показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла

– показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Рис 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

Рис 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»

infourok.ru

Тест (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Приложение № 2

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА "КАКТУС".

Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь).

При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт "художника". Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности - все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Графическая методика "Кактус" предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми "люшеровских" цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. "На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь".

Вопросы дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика образа "кактуса" (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемых:

Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, "радостные" кактусы.

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, "пустынные" кактусы.

Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существую в детском воображении.

Рисунок 1 (мальчик 7 лет). Агрессивно-тревожный кактус.

Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии,

стремление к лидерству и домашней защите

Рисунок 2 (мальчик 8 лет). Агрессивно-одинокий кактус.

Наличие агрессивности,

демонстративности, интроверсии,

чувства одиночества;

отсутствие стремления

к домашней защите.

Рисунок 3 (мальчик 7 лет). Агрессивно-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе,

                                        зависимости, скрытности, осторожности,

                                                        тревожности, интроверсии,

                                                        стремления к домашней защите.

Рисунок 4 (девочка 8 лет). Добрый

экстровертированный кактус.

Наличие женственности, экстраверсии,

стремления к домашней защите,

чувства семейной общности; отсутствие агрессии.

Рисунок 5 (мальчик 7 лет). Агрессивно-экстравертированный кактус.

                                        Наличие агрессивности, демонстративности,

                                                открытости, оптимизма, экстраверсии,

                                стремлений к лидерству и к домашней защите.

Рисунок 3 (девочка 9 лет). Добрый,

интровертированный кактус.

Наличие семейной общности,

стремление к домашней защите, женственности,

интроверсии; отсутствие агрессии.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

nsportal.ru

Методика. «Расскажи по картинке»

Этаметодика предназначается для определения активногословарногозапаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенкупоказываютсерию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изоб­раженныена рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того,чтобы онвнимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекает не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание.

После того, как рассмотрение картинки закончено предлагают рассказать о том, что он видел на ней. По каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи да I тодики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), ГДе наличие и частоту употребления ребенком различных частей грамматических форм и конструкций.

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

Фрагменты речи,

Частота

п/п

фиксируемые в процессе исследования

употребления

1

Существительные

2

Глаголы

3

Прилагательные в обычной форме

4

Прилагательные в сравнительной степени

5

Прилагательные в превосходной степени

6

Наречия

7

Местоимения

8

Союзы

9

Предлоги

10

Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов

10 баллов— в речи ребенка встречаются все 10 включенны таблицу фрагментов речи.

8-9 баллов— в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.

6-7 баллов— в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.4-5 баллов— в речи ребенка имеются только 4-5из д10 включенных в таблицу фрагментов речи.

2-3 балла— в речи ребенка встречаются 2-3из включенных в| таблицу фрагментов речи.

0-1 балл в речиребенка имеетсяне болееодного фрагмента речи их тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика «Какой Я?»

Эта методикапредназначается для определения самооценкиребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представ­ленным далеепротоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, какон сам себявоспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительнымкачествам личности. Оценки, предлагаемые ребён­ком самому себе,проставляются экспериментатором в соответ­ствующихколонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа«да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Протокол к методике «Какой Я?

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

1

Хороший

|

2

Добрый

3

Умный

4

Аккуратный

5

Послушный

6

Внимательный

7

Вежливый

8

Умелый (способный)

9

Трудолюбивый

10

Честный

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о