Технологии сенсомоторного развития дошкольников: Технологии сенсорного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации

Содержание

Технологии сенсорного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации

Авторы: Кладова Екатерина Сергеевна, Бабаева Анна Александровна, Калинина Марина Алексеевна, Зуева Любовь Владимировна, Пикульникова Ирина Анатольевна, Рындина Марина Митрофановна, Никитенко Екатерина Анатольевна, Дурнева Ольга Вячеславовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.11.2020 2020-11-10

Статья просмотрена: 476 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 6 (pdf)

Библиографическое описание:

Технологии сенсорного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации / Е. С. Кладова, А. А. Бабаева, М. А. Калинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74946/ (дата обращения: 16.04.2023).



Во все времена сенсорное развитие было и остается актуальным и востребованным в процессе полноценного развития и воспитания детей. Оно является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где указано, что «познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях)».

Возрастные особенности детей предполагают особое внимание к формированию личности дошкольника со стороны взрослых. Задача сенсорного развития ребенка раннего возраста будет актуальна всегда, потому что это «золотой возраст сенсорного развития», «сенситивный период воспитания чувств» и упущения на этом этапе чреваты большими затруднениями в развитии личности в будущем.

Одна из систем сенсорного развития детей — система Фребеля. Каждый человек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, по мнению Фребеля «Необходимо формировать у детей умение рисовать, петь, лепить из глины и песка, проводить «построительные игры» из различных строительных материаов».

Фребель внёс незаменимый вклад, способствующий сенсорному развитию детей. Он разработал дидактическую игру «Дары Фрёбеля», куда включил разные по форме, величине и цвету предметы, с помощью которых дети познавали сенсорные эталоны. Время не стоит на месте, поэтому если во Фребелевские времена использовали всего лишь «6 даров», то в наше время дидактическая игра «Дары Фрёбеля» включает в себя 14 различных модулей, которые состоят из плоских и объёмных геометрических фигур разного цвета и размера, мозаики, шнуровок, башенок, деревянных палочек, колец и полуколец трёх размеров, конструктивного материала, шерстяных мячиков, цветных плоских фишек, криволинейных фигур и кубиков с цифрами. Благодаря этой игрушке развиваются представления о плоскости и линии; вырабатывается ловкость, усидчивость, внимательность.

Несмотря на модернизацию системы обучения Фребеля, его идея будет актуалена во все времена. [6, с. 55–61].

Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которых хотелось бы выделить игровой набор «Дары Фребеля». В работе с детьми мы используем данный дидактический материал сравнительно недавно, но уже видим эффективность его применения в различных образовательных областях: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое и физическое развитие.

Использование игрового набора «Дары Фребеля» способствует полноценному развитию мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, изучению цвета, формы и качества предметов, формирование пространственной ориентации у детей младшего дошкольного возраста. Благодаря этому у них развивается умение анализировать, сравнивать и выявлять особенности, творчески мыслить, выполнять задание по образцу и самостоятельно подходить к игровой деятельности.

Мы не хотим останавливаться на достигнутых результатах, поэтому в дальнейшем планируем продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.

Среди психолого-педагогических условий сенсорного развития детей зачастую выделяются два основных: развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации и компетентность педагогов в вопросах сенсорного развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда — «система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития. Она помогает ребенку стать независимым от взрослых, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослого» [3, с. 6].

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом. Все групповое пространство должно быть доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры и соответствовать возрасту ребенка, то есть материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать 21 сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей конкретного возраста и учитывать особенности зон развития, характерные для отдельного ребенка. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, стать самостоятельным, так и научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки [5, с. 17].

На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Именно потому, каждая возрастная ступень является благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем ребенок меньше, тем в его жизни большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства играет определяющую роль ознакомление со свойствами предметов.

Таким образом, основная задача сенсорного развития — создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени для познания окружающей действительности.

Специально созданные условия, как в процессе проведения непосредственно-образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, позволяют обеспечить накопление разнообразных слуховых, зрительных, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных характеристиках величины, формы, цвета. В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру. Специально созданные условия сенсорного развития, педагогическое воздействие, индивидуальное сопровождение в мир чувственности, познания окружающего и осознания себя — все это задачи взрослого. Насколько 22 успешно будет реализован намеченный образовательный план, зависит от профессиональной компетентности педагога в сфере сенсорного воспитания.

Таким образом, мы выяснили, что у детей раннего возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомофизиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Как бы разнообразны не были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.

Таким образом, для всестороннего развития, в условиях детского сада все педагоги и специалисты на занятиях и в ходе режимных моментов способствуют познанию сенсорных эталонов у детей. Воспитатель сотрудничает с родителями в закреплении сенсорного развития и способов обращения с ними.

Литература:

1. Аванесова, В. Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения / В. Н. Аванесова // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. H. H. Поддьякова. — М.: Педагогика, 2015. — С. 28–54.

2. Воспитание детей раннего возраста / Н. Я. Иванова, Е. А. Лебедева, Е. В. Русакова // Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». — М.: Просвещение, 2017. — С. 6–77.

3. Воспитание детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, H. H. Авдеева, Л. Н. Галигузова. — М.: Просвещение, 2015. — 158 с

4. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / О. В. Баранова. — СПб.: КАРО, 2015. — 64 с.

5. Поддьяков, H. H. Способы сенсорного воспитания / H. H. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. — М.: Просвещение, 2016. — С. 19–41.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. A. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова и др. — М.: Просвещение, 2016. — 110 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное развитие, ребенок, сенсорное развитие детей, игровой набор, развивающая предметно-пространственная среда, дидактическая игра, дидактический материал, дошкольное учреждение, полноценное развитие, ранний возраст.

Похожие статьи

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста

 В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному развитию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах…

Формирование

сенсорных представлений (эталонов цвета)…

‒ совершенствовать процесс развития сенсорных представлений путём включения дидактических игр и

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов…

Сенсорное развитие детей раннего возраста через. ..

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача…

Проект

сенсорного развития детей младшей группы…

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме

Дидактические игры выполняют функцию — контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством…

Ключевые слова: сенсорное развитие, дети, дидактические игры, пособия. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его

Благодаря сенсорному воспитанию детей раннего возраста идет приток новых впечатлений, что необходимо для

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте детей дошкольного возраста не стоит недооценивать.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Библиографическое описание: Кузьмина, Ю. И. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Ю. И. Кузьмина.

 Для успешного развития ребенка первых лет жизни необходимо сенсорное освоение мира, обогащение чувственного опыта, столь значимого для полноценного восприятия окружающей…

Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии…

Для детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) характерной является предметно-манипулятивная деятельность. Это когда возникает потребность в общественном

сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование…

Волшебные пальчики (

сенсорное развитие детей раннего…)

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития: у 79 % детей не сформирован, в стадии формирования у 21 % ребенка. В результате проведенного исследования возникла необходимость в перестроении пополнении предметноразвивающей среды, направленной. ..

Формирование

сенсорных эталонов у младших дошкольников…

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Основными средствами формирования и развития сенсорных эталонов у детей являются: предметная игра, дидактические игры и упражнения.

Похожие статьи

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста

 В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному развитию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах…

Формирование

сенсорных представлений (эталонов цвета)…

‒ совершенствовать процесс развития сенсорных представлений путём включения дидактических игр и

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов…

Сенсорное развитие детей раннего возраста через. ..

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача…

Проект

сенсорного развития детей младшей группы…

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме

Дидактические игры выполняют функцию — контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством…

Ключевые слова: сенсорное развитие, дети, дидактические игры, пособия. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его

Благодаря сенсорному воспитанию детей раннего возраста идет приток новых впечатлений, что необходимо для

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте детей дошкольного возраста не стоит недооценивать.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Библиографическое описание: Кузьмина, Ю. И. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Ю. И. Кузьмина.

 Для успешного развития ребенка первых лет жизни необходимо сенсорное освоение мира, обогащение чувственного опыта, столь значимого для полноценного восприятия окружающей…

Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии…

Для детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) характерной является предметно-манипулятивная деятельность. Это когда возникает потребность в общественном

сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование…

Волшебные пальчики (

сенсорное развитие детей раннего…)

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития: у 79 % детей не сформирован, в стадии формирования у 21 % ребенка. В результате проведенного исследования возникла необходимость в перестроении пополнении предметноразвивающей среды, направленной. ..

Формирование

сенсорных эталонов у младших дошкольников…

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Основными средствами формирования и развития сенсорных эталонов у детей являются: предметная игра, дидактические игры и упражнения.

Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста

%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста
  • Возмищева А. В.1.52017-12-01T10:41:39+05:002017-12-01T10:41:39+05:00 endstream endobj 6 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents [93 0 R 94 0 R 95 0 R] /Group > /Tabs /S /StructParents 0 /Annots [96 0 R] >> endobj 7 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [97 0 R 98 0 R 99 0 R 100 0 R 101 0 R 102 0 R 103 0 R 104 0 R 105 0 R 106 0 R 107 0 R 108 0 R 109 0 R 110 0 R 111 0 R 112 0 R 113 0 R 114 0 R 115 0 R 116 0 R 117 0 R 118 0 R] /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 119 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 1 >> endobj 8 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 120 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 24 >> endobj 9 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 121 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 25 >> endobj 10 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 123 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 26 >> endobj 11 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 124 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 27 >> endobj 12 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 125 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 28 >> endobj 13 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 126 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 29 >> endobj 14 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 127 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 30 >> endobj 15 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 128 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 31 >> endobj 16 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 129 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 32 >> endobj 17 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 130 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 33 >> endobj 18 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 131 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 34 >> endobj 19 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 132 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 35 >> endobj 20 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 133 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 36 >> endobj 21 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 134 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 37 >> endobj 22 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 135 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 38 >> endobj 23 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 136 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 39 >> endobj 24 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 137 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 40 >> endobj 25 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 138 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 41 >> endobj 26 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 139 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 42 >> endobj 27 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 140 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 43 >> endobj 28 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 142 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 44 >> endobj 29 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 143 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 45 >> endobj 30 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 144 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 46 >> endobj 31 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 145 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 47 >> endobj 32 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 146 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 48 >> endobj 33 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 147 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 49 >> endobj 34 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 148 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 50 >> endobj 35 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 149 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 51 >> endobj 36 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 150 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 52 >> endobj 37 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 151 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 53 >> endobj 38 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 152 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 54 >> endobj 39 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 153 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 55 >> endobj 40 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 154 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 56 >> endobj 41 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 155 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 57 >> endobj 42 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 156 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 58 >> endobj 43 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 157 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 59 >> endobj 44 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 158 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 60 >> endobj 45 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 159 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 61 >> endobj 46 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 160 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 62 >> endobj 47 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 162 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 63 >> endobj 48 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 163 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 64 >> endobj 49 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 164 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 65 >> endobj 50 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 165 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 66 >> endobj 51 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 166 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 67 >> endobj 52 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 167 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 68 >> endobj 53 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 168 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 69 >> endobj 54 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 169 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 70 >> endobj 55 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 170 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 71 >> endobj 56 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 171 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 72 >> endobj 57 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 172 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 73 >> endobj 58 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 174 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 74 >> endobj 59 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 176 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 75 >> endobj 60 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 177 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 76 >> endobj 61 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 178 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 77 >> endobj 62 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 179 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 78 >> endobj 63 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 180 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 79 >> endobj 64 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 181 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 80 >> endobj 65 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 182 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 81 >> endobj 66 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 183 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 82 >> endobj 67 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 184 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 83 >> endobj 68 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 185 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 84 >> endobj 69 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 186 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 85 >> endobj 70 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 187 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 86 >> endobj 71 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 188 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 87 >> endobj 72 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 189 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 88 >> endobj 73 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 190 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 89 >> endobj 74 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 191 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 90 >> endobj 75 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 192 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 91 >> endobj 76 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 193 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 92 >> endobj 77 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 194 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 93 >> endobj 78 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 195 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 94 >> endobj 79 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 196 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 95 >> endobj 80 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 198 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 96 >> endobj 81 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 200 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 97 >> endobj 82 0 obj > endobj 83 0 obj > endobj 84 0 obj > endobj 85 0 obj > endobj 86 0 obj > endobj 87 0 obj > endobj 88 0 obj > endobj 89 0 obj > endobj 90 0 obj > endobj 91 0 obj > endobj 92 0 obj > stream x

    Такие молодые и такие гаджеты

    Персональные технологии|Такие молодые и такие гаджеты

    https://www. nytimes.com/2008/06/12/technology/personaltech/12basics.html

    Реклама

    Продолжить чтение основная история

    Основы

    Уоррен Баклейтнер

    КАЖДЫЙ знает, что дети ползают раньше, чем ходят, и что трехколесные велосипеды появляются раньше, чем двухколесные. Но в каком возрасте дети должны получить свой первый мобильный телефон, ноутбук или виртуальную личность?

    Это новые вопросы, с которыми сталкиваются родители 21-го века, и у поколений нет мудрости для руководства. Вы не можете точно сказать своему подростку: «Когда я был мальчиком, у меня не было неограниченного количества текстовых сообщений, пока я не пошел в старшую школу».

    Некоторые родители охотно обеспечивают своих детей технологиями. «Мой 4-летний сын сидит в Интернете с тех пор, как научился сидеть, — говорит Саманта Морра, мать двоих детей из Монклера, штат Нью-Джерси. — У моего 6-летнего сына есть iPod, и он хочет мобильный телефон, хотя мой муж и Я не уверен, кому он позвонит.

    Другие, такие как Кристин Йоргенсен, мать троих детей из Флемингтона, штат Нью-Джерси, более осторожны. «Я не очень люблю наполнять жизнь своих детей новейшими гаджетами, — сказала г-жа Йоргенсен. «Мои дети выходят в интернет для школьных занятий, но наш компьютер у меня на виду и защищен до зубов».

    Каков правильный подход? Исследования детского развития предлагают некоторую золотую середину. Задолго до изобретения первого микропроцессора швейцарский психолог Жан Пиаже определил четыре стадии когнитивного развития, наблюдая за своими детьми. Его теории вносят некоторую логику в дискуссию о том, как поддержать рост вашего ребенка с помощью новейших технологий.

    ВОЗРАСТ 0–2 Младенцы и дети младшего возраста не могут пользоваться мышью, по крайней мере, до 2,5 лет, а плоские мониторы не предлагают много способов стимуляции на первой стадии Пиаже, «сенсомоторной». Чтобы работать в этом возрасте, технологические продукты должны работать как коробка с подсветкой и звуками, которые реагируют на действия ребенка. Такие игрушки, как обучающая кухня «Смейся и учись 2-в-1» (71 долл. США, , www.Fisher-Price.com ), в которой есть дверцы и переключатели для изучения ребенком, а также дверной проем, через который можно пролезть, хорошо подходят для этой стадии.

    Но даже эти действия должны отойти на второй план по сравнению с реальными переживаниями. Имеет смысл придерживаться материалов, которые хлюпают в детской руке. Вместо этого инвестируйте в видеокамеру, чтобы запечатлеть эти первые шаги.

    ВОЗРАСТ 3–5 лет «Сегодня дошкольники растут в цифровом мире и видят, как их родители пользуются такими устройствами, как мобильные телефоны и компьютеры, — говорит профессор Сандра Калверт, директор Детского центра цифровых медиа в Джорджтаунском университете. «Они любят играть с воображаемыми мобильными телефонами, как если бы они были настоящими». Эта притворная игра на самом деле является важной частью «предоперационной» стадии Пиаже, когда дети впервые понимают, что они могут управлять событиями на плоском экране.

    Это возраст, когда они могут делать настоящие снимки с помощью таких камер, как V.Tech KidiZoom (60 долларов США, www.vtechkids.com ), и могут просматривать интерактивные версии своих любимых шоу на PBS Kids ( www.PBSKids. org ) или Noggin от Nickelodeon ( www.noggin.com ). За 10 долларов в месяц подписная версия Noggin удаляет рекламу, а действия настраиваются на уровень ребенка.

    Кредит… Хади Фарахани

    Телевизор можно сделать интерактивным с помощью растущего числа телевизионных игрушек, таких как ClickStart: My First Computer ( www.leapfrog.com , 60 долларов США) или игровые приставки с такими играми, как Go, Diego, Go! Safari Rescue (40 долларов, , www.take2games.com , для Wii и PlayStation).

    Портативные игровые системы, с помощью которых можно легко втиснуть извивающегося дошкольника в автомобильное кресло, включают Leapster (, www. Leapfrog.com, , 60 долл. США) или Nintendo DS, на которых установлено программное обеспечение, такое как Scholastic’s Animal Genius (30 долл. США, , www.animalgeniusds). .com ).

    Все они хорошо подходят для этой стадии разработки.

    ВОЗРАСТ 6-11 лет В возрасте, когда ребенок может ездить на велосипеде, появляется возможность искать в Интернете, и весь цифровой мир начинает открываться. Внезапно они подсаживаются на любимые видеоигры и смотрят забавные видео на YouTube. Но Пиаже назвал эту стадию «конкретными операциями», потому что у детей все еще есть проблемы с абстрактными идеями. Профессор Калверт напоминает родителям, что электронные устройства следует использовать для «дополнения, а не замены реального опыта», и призывает их «убедиться, что в деятельности на этом этапе жизни существует общее чувство баланса».

    Это время, когда родители должны следить за экраном и направлять детей на хорошие сайты, такие как Club Penguin ( www. clubpenguin.com ), который вводит понятие чата и онлайн-заместителей, известных как аватары. Это также учит их тому, что в Интернете нет бесплатных обедов и что платные участники (6 долларов в месяц) могут иметь более красивое иглу.

    Хотя игровые приставки, такие как Wii и PlayStation, имеют меньше уловок, известно, что они съедают большие куски детства, если их использовать без присмотра в темных подвалах. К счастью, количество игр с искупительными качествами растет. Недавно вышедшая игра Pokémon Mystery Dungeon для Nintendo DS может тренировать навыки чтения, а Wii Fit недавно привлекла внимание учителей физкультуры. Дикая Земля: Африканское сафари ( www.majescoentertainment.com ) может превратить ребенка в фотографа дикой природы, а Boom Blox (50 долларов США, www.ea.com для Wii) и Lego Indiana Jones (50 долларов США, www.lucasarts.com для нескольких платформ) ) полны возможностей для совместного решения проблем.

    К 10 годам многие дети могут начать редактировать видео и программировать с помощью таких программ, как Scratch от MIT ( www.scratch.mit.edu ), которую можно бесплатно загрузить для Macintosh или Windows. Scratch позволяет детям перетаскивать упражнения, которые принимают форму кусочков головоломки.

    В ВОЗРАСТЕ 12 И СТАРШЕ Помимо того, что учащимся средних и старших классов гораздо труднее проснуться, они приближаются к когнитивным функциям взрослых. Они вошли в «формальную операционную» стадию Piaget, способную управлять синхронными потоками информации с телефонов, MP3-плееров и ноутбуков. Общение с друзьями наравне с дыханием, на радость вашему провайдеру беспроводной связи.

    На самом деле мобильные телефоны сейчас более или менее обязательны для детей в этом возрасте. Помимо предоставления социального преимущества, телефоны могут уменьшить родительский стресс в переполненном торговом центре, помочь детям связаться с домашними заданиями, послужить звонком на ужин — и быть скрытым в качестве наказания, которое действительно работает.

    Воспитательные навыки для этого возраста включают чтение телефонных счетов. Лори Маккоуи из Махвы, штат Нью-Джерси, мать двоих детей, сэкономила 200 долларов в месяц, перейдя на тарифный план Verizon для друзей и семьи. Существуют также планы с оплатой по мере использования, например, у Tracfone (, www.tracfone.com, ). За 50 долларов вы получаете работающий камерофон LG 225 с предустановленной записью на 100 минут. Счетчик отсчитывает оставшееся время.

    Предоставление детям, обучающимся в колледже, следующего цифрового приза — ноутбука, пока они еще учатся в старшей школе, дает им время настроить свои MP3-плееры, научиться находить зоны Wi-Fi и писать документы до того, как они окажутся в одиночестве. Они также могут создавать портфолио в Google Page Creator ( www.pages.google.com ), чтобы продемонстрировать свои достижения перед приемными комиссиями колледжей или будущими работодателями.

    Если бы он был жив сегодня, Пиаже, вероятно, сказал бы родителям, что для маленького ребенка все, есть ли у него батарейки или нет, является открытием, которое ждет своего часа. Но лучше всего игрушки работают, когда они соответствуют уровню развития ребенка.

    Технологии и когнитивное развитие

    Перейти к основному содержанию

    Сунил Мохал

    Сунил Мохал

    ITIL эксперт; ITIL 4 MP, стратегический руководитель, аккредитованный тренер

    Опубликовано 11 февраля 2017 г.

    + Подписаться

    Использование технологий, компьютерное программирование и электронное обучение оказывают глубокое влияние на образование детей. В этой статье мы кратко попытаемся взглянуть на когнитивное развитие и попытаемся понять начало его связи с технологиями.

    Слово «Познавательный» по существу относится к «сознательной интеллектуальной деятельности» человека. Таким образом, «Когнитивное развитие» полностью посвящено природе и развитию человеческого интеллекта. Преобладающая теория когнитивного развития принадлежит Жану Пиаже. Эта теория имеет дело с тем, как ребенок конструирует ментальную модель мира. Согласно Жану Пиаже, дети проходят четыре стадии когнитивного развития, каждая из которых представляет собой заметный сдвиг в понимании. Согласно Пиаже, четыре стадии были:

    Сенсомоторная стадия , от рождения до 2 лет: на этой стадии младенцы и дети ясельного возраста приобретают знания посредством сенсорного опыта и манипулирования объектами.

    Предоперационный этап , от 2 до 7 лет: На этом этапе дети учатся, играя в игры, но все еще борются с логикой и принимают точку зрения других людей

    Конкретно-операционный этап , с 7 лет до 11: Теперь дети начинают мыслить более логично, но склонны бороться с абстрактными и гипотетическими понятиями.

    Стадия формальной работы , которая начинается в подростковом возрасте: Эта стадия включает в себя развитие логики, способность использовать дедуктивное мышление и понимание абстрактных идей.

    Работы Жана Пиаже оказали большое влияние на Доктора Сеймура Пейперта , соучредителя Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института и создателя « Logo », первого языка компьютерного программирования, разработанного специально для детей. Это было сделано в конце 1960-е годы, когда персональных компьютеров еще не существовало. На симпозиуме в Массачусетском технологическом институте под названием « Обучение детей мышлению » в 1970 году доктор Пейперт изложил свое видение использования компьютерного программирования, позволяющего детям «обучать компьютеры». Именно здесь была выдвинута радикальная парадигма: » Машина управляет ребенком или наоборот?0032 » изложил перед всеми свое видение использования технологий и использование обучения программированию детей для воздействия на когнитивное развитие. Лучше всего эту философию иллюстрируют следующие слова из «Mindtsorms»:

    » Даже самая простая работа Черепахи может открыть новые возможности для оттачивания мышления о мышлении. Программирование Черепахи начинается с того, что заставляет человека задуматься о том, как он сам делает то, что он хотел бы, чтобы Черепаха делала. Таким образом, обучение Черепахи действовать или «думать» может привести к размышлению о собственных действиях и мышлении. И по мере того, как дети продвигаются вперед, они программируют компьютер на принятие более сложных решений и начинают размышлять над более сложными аспектами собственного мышления ».

    В то время как мы перешли в использовании технологий от одной формы, где ребенок является мастером ( Обучение ребенка компьютерному программированию ), к другой форме, где мастером является компьютер ( электронное обучение и его использование для обучения детей ) , влияние технологии, без сомнения, очень огромно. Лучше всего это выражается словами Рэя Курцвейла :

    « Наша интуиция относительно будущего линейна. Но реальность информационных технологий экспоненциальна, и это имеет большое значение. Если я делаю 30 шагов линейно, то получаю 30. Если я делаю 30 шагов экспоненциально, то получаю миллиард . “