Упражнения для развития мелкой моторики – Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова

Методическая разработка по теме: Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики

Система игр и упражнений по развитию навыков  мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

                                         ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие  двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей, является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. Развитие навыков мелкой моторики  полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.  Движения руки всегда были связаны с речью. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка. Снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у умственно отсталых детей. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны.  Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами

Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности
умственно отсталых детей. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. Выполнение разнообразных пальчиковых упражнений и игр не только способствуют совершенствованию тонкокоординированных движений, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга.

Своевременная работа по развитию мелкой моторики   становится катализатором  успешного социального развития детей с умеренной умственной отсталостью.

 Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают различные упражнения для развития двигательного аппарата руки, укрепления его, они делают пальчики более ловкими, подвижными, послушными.                                                          

Игры и упражнения даются последовательно с учётом степени возрастания сложности. От ребёнка не требуется безошибочное выполнение, поощряется аккуратность, старание, правильность выполнения заданий. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность зависит от конкретной цели. Использование данной системы игр и упражнений предполагает гибкость. Игры и упражнения проводятся 3-4 раза в неделю в перерывах между уроками. Время освоения содержания строго индивидуально и зависит от структур нарушения у конкретного ребёнка. Концентрическое построение содержания позволяет повторять материал.

В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; включается в отношения с социумом, происходит развитие психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

Укрепление руки, улучшение зрительно- моторной координации.

Развитие согласованных движений обеих рук.

Развитие умения производить точные  и дифференцированные движения кистью и пальцами рук.

Совершенствование хватательных движений, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью, пинцетный, трехпальцевый захват.

Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.  

Снижение психологической нагрузки ребёнка.

Методы обучения:

1.Показ действий.

2.Действия руками ребёнка.

3. Самостоятельные действия ребёнка.

Система коррекционно-развивающей работы  включает в себя следующие разделы:

Забавы для пальчиков: пальчиковая гимнастика, игры с элементами массажа с помощью предметов-массажеров, пальчиковый театр

игры с песком

лепка

аппликация

изоигры с рисованием пальчиками и ладошками

графические упражнения

игры и действия с предметами

  В разделе «Забавы для пальчиков» дети знакомятся с комплексами пальчиковой гимнастику, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. Кроме того, для общего развития и активизации речевых центров мозга используются игры с элементами массажами с помощью специально подобранные предметы-массажеры. В процессе  игр в пальчиковый театр воспитанники отражают ситуации знакомых сказок, изображают игровые действия, которые способствует развитию мелкой моторики. С помощью данных игр  вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

В разделе «Игры с песком» дети знакомятся со свойствами песка, который  позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка.

В разделе «Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками»   дети создают тактильный образ, что способствует целостному восприятию предмета, а также раскрепощает детей, помогая снять страх перед листом бумаги, перед работой с красками. Такие игры  закрепляют умения графически изображать форму предмета. Ощущения, полученные ребенком через чувствительность пальцев рук, отображаются им на бумаге в виде разнообразных форм и их сочетаний.  

В разделе  «Лепка» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе  «Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» представлены упражнения, направленные на улучшение координацию движения пальцев и кистей рук, развитие зрительно-моторной координации, мускульной и тактильной памяти.

В разделе «Игры и действия с предметами»  подобраны игры, которые оказывают влияние  на формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков, развитие моторных координаций и оптико-пространственных представлений ( используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре).

Результатом работы должно стать:

Активизация подвижности рук  детей с умеренной умственной отсталостью.

Овладение разными видами трудовой деятельности.

Первый год обучения.

 «Забавы для пальчиков»

Знакомство с ладонью, выполнение простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Статические игры с пальчиками сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук, «театр двух рук» (разыгрывание небольших сценок: пересказывание текста с одновременным показом руками) Пальчиковый театр на основе малых форм фольклора, небольших рассказов

Игры с песком

Знакомство со свойствами песками (влажный-сухой, сыпучий). Игры с песком: «Птичьи следы на песке» — рисуем на песке пальчиками, отпечатки ладоней, кулачков, скользить ладонями по поверхности песка                                                                                                             «Гора из песка» (загребание песка ладонями)

« Раз

nsportal.ru

Консультация на тему: Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов:

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».

Вопрос – ответ с педагогами

«Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

  1. Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека.

  1. Что развивает мелкая моторика?

Чем лучше развита моторика у ребенка, тем лучше будет у него память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

  1. В каком возрасте нужно развивать мелкую моторику?

Развивать мелкую моторику рук нужно во всех возрастных группах детского сада. В младшем возрасте с помощью специальных игр и упражнений. В старшем возрасте – готовить руку к письму.

  1. Где можно применять мелкую моторику?

В дошкольном возрасте дети развивают мелкую моторику на занятиях, в самостоятельной деятельности, индивидуальной работе с детьми, в режимных моментах и дома с родителями.

  1. Как вы считаете, развивать мелкую моторику нужно? Почему?

 Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений.

  1. Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?

Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

  1.  Сколько времени можно играть в пальчиковые игры?

Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут.

  1. Какие способы развития мелкой моторики вы знаете?

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим каждый их этих способов более подробно.

- Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой. Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.

- Игры-шнуровки - такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счет подобных нанизываний, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем сложнее должна быть шнуровка на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя. Шнуровки, как и многие другие игрушки, быстро надоедают ребенку, поэтому одной-двумя игрушками вряд ли можно обойтись. Но и тратить много денег на приобретение всех возможных шнуровок не стоит. Игрушку-шнуровку в состоянии сделать любой педагог. Для этого понадобится плотный картон, цветная бумага или цветные лоскуты ткани, клей, шнурки, тесьма и немного фантазии. Изготавливать такие игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно повлияет на развитие моторики и общее развитие ребенка.

- Пальчиковые краски. Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики и не только с помощью пальчиковых красок. Умение ребенком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками. «Минусом» пальчиковых красок являет то, что дети очень сильно пачкаются сами и пачкают все вокруг.

- Конструкторы. Благодаря работе дошкольников с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника и подготовке его к дальнейшему обучению.

 Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадет. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребенок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам. Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность.

- Упражнения с бумагой - мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка).

- Сортировка мелких предметов. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.

- Вырезание ножницами. Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.

Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми упражнениями по развитию мелкой моторики.

  1. Скручивание лент.
  2. Раскатывание карандаша или ручки между ладонями, по столу.
  3. Скручивание ниток в клубок.
  4. Игры с резиночками.

Детям старшего возраста можно предложить рисунки для штриховки, дорожки. В этом вам поможет недорогая книжица «Развиваем мелкую моторику», которую можно разрезать и заламинировать. Дети рисуют фломастером задания, а затем можно их просто вытереть.

Хочу также вам предложить несколько дидактических игр, которые можно сделать в группе:

  1. Игры с прищепками.
  2. Игры с пробками.
  3. Игры с лентами.
  4. Игры из ниток.
  5. Игры с пуговицами.
  6. Игры с бусинами.
  7. Игры из макарон.

А сейчас я предлагаю сделать всем вместе дидактическую игру «Почини одежду». Для работы нам понадобится основа, шаблоны одежды, карандаши, ножницы, канцелярский нож, краски, кисточки и вода.

Спасибо за внимание.

nsportal.ru

Консультация по теме: Памятка «Упражнения для развития мелкой моторики» игры с предметами домашнего обихода.

«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА.

Игры с крупой.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Игры с пуговицами.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание безвашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаикиможно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Игры с орехами.

1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех"

2. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Игра с горохом и фасолью.

  1. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

 "Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины поодной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременнобольшим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишияподбираются любые.

3. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину иудерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину,потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Игры с пробками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударныйслог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы".То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры с прищепками.

  1. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

  1. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

Игры с палочками.

1. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

2. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Игры с веревками.

1. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобныеприспособления из бусин, пуговиц и т.д.

2. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Игры с подручными средствами.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги накаждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумяодновременно, говоря:

 "В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?".

«Что написано (нарисовано)?

Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

Игра «Помоги маме».

  1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
  3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  4. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
  5. Отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  6. Помогать перебирать крупу.
  7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  8. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  9. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  10. Вытирать пыль.
  11. Включать и выключать свет.
  12. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Игра «Резиночка».

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцевпередвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму, то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки,  или  продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных,но, в принципе, их легко изготовить и самим.

«Сколько спичек в коробке?».

Если в спичечном коробке осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).

nsportal.ru

Материал на тему: Игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук.

Консультация для родителей

Игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук

Игровые упражнения

Для развития движений руки детей используются традиционные для массовых садов формы работы продуктивными видами деятельности такие как:

- мозаики;

- шнуровки;

- застёгивание и расстегивание пуговиц;

 - штриховки;

- раскраски;

 - работа с пластилином и т.д.

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка. Я предлагаю разнообразить игры и упражнения по развитию мелкой моторике.

Грецкие орехи.

Оберните 10 грецких орехов в фольгу и предоставьте ребёнку «чистить орешки», раскладывая чистые орешки в одну тарелку, а «очистки» – в другую. Грецкий орех положить между ладонями. Прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно. Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого. Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

Пуговицы.

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите сначала ребёнку выложить рисунок по образцу, после того, как он научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бабочку, снеговика, неваляшку, бусы и т.д.

Щётка для волос.

Дайте ребёнку круглую щётку для волос. Ребёнок катает щётку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Карандаши.

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально). Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счёт до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу. Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

Воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камешками. Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх- вниз.

Эти шарики берём, ими ручки разомнём.

Каждый шарик не простой- этот солью, с рисом тот.

Меж ладошками кладём, им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

Бельевые прищепки.

Взять ненужный CD-диск и показать как можно прикреплять прищепки к листку, изображая лучики солнышка. На диске можно дорисовать глазки и ротик солнышка. Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочерёдно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):

Кусается сильно котёнок- глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»

Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение. Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.

Резиночка.

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4- 5см. Все пальцы вставить в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. Верёвка с узелками. 

Завязать на верёвке узелки. Ребёнок перебирает узелки пальцами. На каждый узел называть день недели (по порядку), времена года, членов своей семьи. Этот пальчик – дедушка,

этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Верёвку с узелками подвесить вертикально (это лиана):

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут обезьяны.

Лазают там шимпанзе, есть и гориллы.

Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданное количество узелков.

Пробки от пластиковых бутылок, пуговицы с углублением.

Две пробки кладём резьбой верх, указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки).

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведённых ниже игр на развитие мелкой моторики является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте нарисовать какие- нибудь предметы (заборчик, дождик, волны, буквы, цифры). Возьмите решётку для раковины. Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Берём пельменницу. Её поверхность похожа на соты. Ребёнок двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

Пальцы, как пчёлы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкой: что там?

Хватит ли мёда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

Чётки (бусы).

Считать количество бусин в прямом и обратном порядке. Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т.д. Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам. Катать бусины между ладоней:

Покатаю я в руках бусинки – горошки.

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

Нанизывать бусины на леску:

Я сижу, но не скучаю,

Бусы маме собираю.

 Нанизала бусы я –

Рада мамочка моя!

Крупа.

Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу крупу, стараясь при этом делать вращательные 66 движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу. В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки.

Я помощницей расту.

Своей маме помогу.

Я крупу переберу.

Рис от гречки отберу!

Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т.д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):

Я горошины возьму,

Выложу дорожку.

Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами сначала одной, потом другой рукой. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая её к столу:

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать, надо пальчикам сказать:

 «Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек.

Покрути и покатай и другому передай.

Насыпать в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста:

Мы тесто месили,

мы тесто месили.

Нас тщательно всё промесить попросили.

Но сколько не месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

 На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

nsportal.ru

Консультация на тему: Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

  Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

  Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок  овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов; губ, языка, нижней челюсти и т.д.

  Особенно тесно связано со становлением речи развитие  тонких движений пальцев рук. Почему человек не находящий нужного  слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

  Уровень развития речи детей находить в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

  Если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

  Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,  стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

  Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2 – 5 минут ежедневно.

  Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличивается. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью ( лепкой, рисованием, аппликацией ) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов)… Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезание предметов по контуру «на глаз»).

               

             Упражнения для развития моторики.

                     Развитие общей моторики.

  «На параде».

  Предложите ребёнку пройти по комнате, как на параде, - под барабан. Каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Темп: нормальный, быстрый, замедленный.

  «По тропинке».

  По доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки.

  «Прыжки».

  Возьмите ребёнка за руки, помогите ему подпрыгнуть, легко приземлиться. Потом несколько ослабляйте поддержку.

                               Движения рук.

  «Петрушка».

  Слегка наклонившись. Прямые повислые руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

  «Дерево на ветру».

   Руки подняты. Раскачиваются параллельно вправо – влево.

                   Игры с воображаемыми предметами.

  «Шофёр», «Дворник», «Дровосеки», «Маляр» и т. д.

                               «Театр зверей».

  Изображение зверей.

  «Зайчик» - руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет – вперёд – назад, вбок. Пугливо оглядывается.

  «Мишка», «Лягушка», «Петушок» и др.

  Также можно использовать игры с мячом, с кубиками, со скакалкой (веревкой).

                   Игры с мелкими предметами.

  Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребёнок, вы добьётесь большой точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.

  (гранёный карандаш, деревянные матрёшки, мозаика, конструктор, разные картинки, пластилин).

                  Игры с шариками.

1.        Попасть шариком в цель.

2.        Прокатить шарик (бусинку) по столу.

3.        Держать шарик большим и указательным пальцами и т. д.

               Игры с кольцами ( пуговицами ).

  Надевать кольца на стержень.

  Нанизать колечки на верёвку, на шнурок.

               Игры со шнурками.

  Разместите на столе шнурок зигзагом и предложите ребёнку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Также можно «прошагать» по лесенке из шнурка.

                Спички и палочки.

  Выкладывание геометрических фигур, узоров, фигурок, мебель и т. д.

               

                   Игры с пальчиками.

  «Замочек», «Пальцы шагают», «Гармошка», «Зайка», «Улитка», «Очки», «Гнездо» и др.

                 Стихи для развития мелкой моторики.

                          (движения пальцев рук)

  Это ручка – правая,

  Это ручка – левая,

  Я на мячик нажимаю,

  Я зарядку делаю.

                      «Пальчики здороваются».

  Повстречал ежонка ёж:

  «Здравствуй, братец! Как живёшь?»

  (одновременно  кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться кончиков каждого пальца).

                       «Зайчик».

  Зайка серый скачет ловко.

  В лапке у него морковка.

  (локтём опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулак).

                       «Шарик».

  Надувайся быстро шарик.

  Он становится большой.

  Вдруг шар лопнул, воздух вышел  -

  Стал он тонкий и худой.

  ( Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают  форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение ).

                                «Семья».

  Этот пальчик – дедушка,

  Этот пальчик – бабушка,

  Этот пальчик – папочка,

  Этот пальчик – мамочка,

  Этот пальчик – я,

  Вот и вся моя семья.

  ( кончиками пальцев  обеих рук  соприкасаться друг с другом).

                               Разминка.

  Ты, утёнок, не пищи!

  Лучше маму поищи.

  ( сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук).            

 

                                                                                                     

nsportal.ru

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики" для начальной школы

Учитель: Ващенко Зоя Ивановна г. Асино Томской области

Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики руки» для младших школьников.

Цель: создание методического пособия по развитию мелкой моторики руки для младших школьников.
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки.

Аннотация
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребёнка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика руки.
На занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук.
Перед педагогом часто встает проблема: как развить моторику руки? Поэтому, мною подобраны и апробированы на детях младшего школьного возраста комплекс упражнений и пальчиковых игр. Все эти игры помогают наиболее эффективно использовать время занятий, и вызывают у детей желание эффективно заниматься ручным трудом и рисованием.
Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда.

Введение
Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Ученые - нейтробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев.
1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;
2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»;
3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;
4. Ира с мозаикой;
5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;
6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;
8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;
9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
10. Действия с мелкими игрушками;
11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;
13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;
14. Показ пальчикового театра;
15. Конструирование из лего.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при¬водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
8. Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные математические представления
9. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает ра-ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
10. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Инструкция по выполнению упражнения по развитию моторики руки.
• Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
• При необходимости нужно помочь ребёнку или научить его помогать себе второй рукой.
• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.
• Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
• Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
• Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Основная часть.

Виды игр и упражнений по развитию моторики руки:
Физические упражнения
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.
Упражнения с грецкими орехами
Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Игры с мячиком
В коррекционной практике можно использовать мяч - что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус. Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю


Здравствуй, мой любимый мяч! –
Скажет утром каждый пальчик


Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец


Поверну, а ты проверь-
Сверху правая теперь!


Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.


Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.


Сверху левой, снизу правой
Я его катаю – браво.

Спираль.
Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит.
За витком идет виток –
Вот и села на цветок.


Занятия с бумагой
Занятия аппликацией, оригами, конструированием являются развивают мелкую моторику пальцев рук.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга.
Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Занятия с бумагой развивают у ребёнка навыки работы с разными материала, инструментами; воспитывают усидчивость, аккуратность, внимательность, творческие способности, воображение, фантазию, пространственное мышление, расширяют кругозор, познавательные способности.
Занятия с пластилином, глиной, солёным тестом.
Занятия по лепки развивают у детей моторику руки. Учащиеся осваивают разные приёмы и способы лепки из глины, солёного теста, пластилина дымковской игрушки, посуды, животных, птиц.
Очень ценно, что занятия по лепке способствуют воспитанию у учащихся младших классов быстроту реакции, ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость. В результате изготовления игрушек кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда в школе.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождают движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона...». Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Коза рогатая». Рекомендуется стимулировать речевого развития детей путем тренировки движения пальцев рук, используя народные игры – потешки для детей дошкольного возраста, а детей для младшего школьного возраста пальчиковые игры со стихами:

Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) 
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) 
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Листья
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.

В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.
Список литературы
1. Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития».- СПб.: Речь,2004.
2. О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва , 2001
3. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000
4. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998 год

infourok.ru

Статья по физкультуре (младшая группа) по теме: Упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

             1. "Рыбак"

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. "Удочку" малыш должен держать одной рукой.

2. "Дорожка"

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. "Волшебная ложечка"

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.
            4. "Сладкий чай"

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

             5. "Салют"

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

             6. "Сделай комочек"

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

             7. "Подзорная труба"

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

             8. "Собери палочки"

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

9. Переливание воды.

Переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком (для детей 1,5-2 лет)

10. Изображения различных фигур и предметов с помощью пальцев рук. Например, ставим обе ладони на ребро, подняв вверх большие пальцы, и совершаем волнообразные дв

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о