Выберите основные условия способствующие развитию общения дошкольника: Общение как средство речевого развития дошкольников

Содержание

Общение как средство речевого развития дошкольников

Определение 1

Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Роль общения в развитии речи ребенка дошкольного возраста

Общение представляет собой достаточно важную составляющую жизни ребенка дошкольного возраста. Связано это с тем, что ребенок в период дошкольного детства еще только овладевает необходимыми способами общения и от успешности их усвоения зависит успешность его взросления и социализации.

В качестве основного средства общения выступает речь, но у ребенка дошкольного возраста она возникает лишь на определенном этапе. Сам по себе процесс формирования и развития речи является достаточно сложным, предполагающим обязательное взаимодействие ребенка с другими людьми.

Эффективное формирование речи у ребенка происходит только в том случае, если его потребность в общении удовлетворяется в полной мере.

По своей природе общение всегда направлено на другого человека, который выступает в качестве субъекта взаимодействия, наделенного определенными чертами и личностными характеристиками. Именно ориентация на другого человека, учет его личностны особенностей и является одним из основных своеобразий общения.

Замечание 1

Таким образом, общение представляет собой взаимную и обоюдную активность, которая предполагает встречную направленность партнеров.

Общение присутствует у ребенка во всех сферах его деятельности. В зависимости от его успешности можно судить об успешности психического и речевого развития. Кроме того, общение оказывает значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка в целом.

Речь является одним из важнейших условий полноценного и всестороннего развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли и идеи, соответственно и легче взаимодействовать с окружающими.

Именно поэтому очень важно уделять развитию речи ребенка особое внимание.

Особое значение в развитии речи ребенка дошкольного возраста имеет речь. С возрастом общение ребенка приобретает более сложный характер, что способствует высокому уровню развития речи, воображения, мышления и иных психических процессов.

В связи с тем, что общение оказывает значительное влияние на развитие речи ребенка дошкольного возраста, окружающие его взрослые должны следить за чистотой и правильностью собственной речи в процессе общения с ребенком. Кроме того, одной из задач взрослых является организация эффективной языковой среды, которая будет увлекать ребенка в совместную деятельность и выступать в качестве образца.

Таким образом, общение играет важнейшую роль в развитии речи ребенка дошкольного возраста. По своей сути, общение достаточно многолико, включает в себя много разнообразных видов и форм.

Использование общения в качестве средства развития речи

Овладение речью является достаточно сложным процессом, изучением которого занимаются педагогики и психологи.

Это обусловлено тем, что дети не могут сосредоточиться на чем-то одном и целенаправленно овладевать речью. Лишь к двум годам дети овладевают минимальной системой знаков – языком.

В настоящее время используется достаточно обширный арсенал средств по развитию речи у детей дошкольного возраста. Основным, из которых, является общение ребенка с его ближайшим окружением. Помимо развития речи, общение оказывает положительное влияние на развитие познавательной и предметной деятельности.

Замечание 2

Таким образом, овладение речью оказывает влияние на перестройку детской психики, ребенок начинает понимать и осознавать все, что происходит вокруг него.

Использование общения, в качестве средства развития речи у детей дошкольного возраста, предусматривает:

  1. Использование речи взрослого (воспитателя, родителя и т.д.), в качестве культурной языковой среды.
  2. Активное общение ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
  3. Овладение родной речью в рамках организованных занятий и свободной самостоятельной деятельности.
  4. Чтение художественной литературы и обращение к разнообразным видам искусства.

Общение является уникальным средство развития речи ребенка дошкольного возраста, так как зачастую оно возникает намного раньше речи. Процесс формирования речи ребенка осуществляется в той социальной среде, в которой живет и развивается ребенок, на фоне естественной потребности ребенка в общении.

Зачастую в ходе общения возникают различные противоречия, которые у ребенка образуют разнообразные языковые способности, постепенно ребенок овладевает новыми формами речи. Но это возможно только лишь в том случае, если ребенок активно общается со взрослыми, и они «идут» в общении к нему на встречу (то есть, не отказываются общаться).

Общение подразумевает наличие собеседника, только в этом случае будет развиваться и совершенствоваться речь ребенка. Именно поэтому важно присутствие взрослого, который выступает в качестве стимула употребления речи в процессе общения.

Характер и содержание общения выступают в качестве одного из определяющих факторов для содержания и уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Речевое общение дошкольников осуществляется в рамках различных видов деятельности:

  1. Специальные занятия по развитию речи.
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Игровая, трудовая, продуктивная и иные виды детской деятельности.
  4. Чтение художественной литературы и последующее обсуждение прочитанного.
  5. Просмотр и обсуждение иллюстраций, картин, репродукций и т.д.

Замечание 3

Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности. Важным является то, что все они предполагают общение между участниками деятельности.

Читать книгу Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие Е. О. Смирновой : онлайн чтение

4.4. Возможные пути формирования мотивационно-волевой сферы пассивных дошкольников

Пассивные, «заторможенные» дети нуждаются в принципиально иных педагогических воздействиях. Общая пассивность поведения таких детей говорит об отсутствии мотивации к самостоятельным действиям. Ситуации, связанные с игровой и продуктивной деятельностью, не побуждают их активность, а потому говорить о ее сдерживании и преодолении (т. е. о регуляции своего поведения) в данном случае нельзя.

Поднять уровень творческой активности «заторможенных» детей, сделать их поведение более самостоятельным и осмысленным возможно только через психолого-педагогическую коррекционную индивидуальную работу направленную на перестройку мотивационной сферы каждого ребенка и на формировании мотивации самостоятельности в разных видах деятельности.

Первой задачей взрослого в работе с такими детьми должно стать завоевание безусловного расположения и доверия ребенка. Для этого взрослый (педагог или психолог) в течение продолжительного времени должен участвовать в играх детей, разговаривать с ними, всячески пытаться установить контакт.

Однако расположение к взрослому и доверие к нему еще не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Речевое внеситуативное общение (как познавательное, так и личностное), как правило, недоступно для них. Они не могут поддержать самый простой разговор (молчат, отворачиваются, формально и односложно отвечают). Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился положительный опыт таких действий, чтобы в результатах своих усилий он увидел себя и узнал свои возможности. Следовательно, необходимо совместное действие, способное заинтересовать и увлечь ребенка.

Выбор такого действия представляет определенные трудности. Оно должно быть предельно простым (чтобы ребенок мог легко достичь определенных успехов), осмысленным, понятным, иметь зримый конкретный результат.

В качестве одного из возможных примеров такого действия можно привести работу с ножницами. Этот простой и полезный навык не требует особых способностей, вместе с тем он предполагает определенные усилия со стороны ребенка, требует внимания и сосредоточенности. Кроме того, результат таких действий наглядно представлен и может быть объективно оценен. Поэтому данное действие (вырезание ровных полосок из бумаги) вполне может быть использовано для коррекционной работы. Эти полоски можно раскрасить в разные цвета, а потом использовать для аппликации, плетения ковриков и других поделок.

Начать можно с самого простого – с разрезания листа бумаги по прямой линии на 4 части. Сам процесс деятельности разделяется на последовательные этапы. Сначала взрослый показывает, как можно разделить бумагу на 4 части без линейки и карандаша – сложив ее пополам, а потом еще раз пополам, совмещая каждый раз уголки. Потом показывает, как правильно держать ножницы, делать маленький надрез, правильно направлять концы ножниц по прямой линии и пр.

Главная задача взрослого при этом состоит не в том, чтобы научить резать полоски из бумаги, а в том, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься этим делом, увлечь его. Для этого используются все имеющиеся в арсенале воспитателя средства: интонационная окраска голоса, взгляд, мимика, жесты и пр. Важно обыгрывать каждый этап этого занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными: радоваться, когда совпадают углы листа, удивляться, что листок стал в два раза меньше или распался на четыре части, восхищаться получившимися полосками – словом стремиться эмоционально увлечь детей, заражая их своим эмоциональным отношением. Взрослый должен выражать яркий интерес к действиям ребенка, поощрять его малейшие успехи, постепенно вовлекая его в деятельность.

Субъективная значимость этой простой и даже примитивной деятельности создается не только эмоциональной включенностью взрослого, но и подробным объяснением значения каждой мелкой операции. Важно, чтобы ребенок смог представить всю деятельность в целом, предвидеть следующий ее шаг и оценить свои успехи сам. После каждого занятия нужно спрашивать ребенка, все ли у него получилось, ровные ли у него вышли полоски, были ли ошибки. Эти вопросы нужны для того, чтобы дети еще раз вернулись к своим действиям, мысленно представили их и осмыслили каждую операцию в контексте целого действия.

На первых занятиях дети скорей всего будут формально выполнять предлагаемые действия, не проявляя при этом никаких эмоций. После каждой операции они будут считать свою задачу выполненной. На вопрос взрослого, все ли они сделали правильно, дети будут молчать или отвечать формально и односложно: «Да, все». Однако на этом нельзя останавливаться; важно вместе с ребенком рассмотреть полученный результат – оценить полоски, сравнивать их с образцом, отметить, на каком этапе были допущены ошибки и неточности. Все это должно делаться ровным, спокойным тоном, без спешки и без осуждения. Нужно стремиться вызвать самостоятельные суждения и высказывания ребенка, предоставляя ему для этого все возможности: попросить выбрать полоску, которая получилась лучше всего (самую ровную), обнаружить неровности в других, проведя пальчиком по краю или наложив на образец, сказать, почему здесь получилось неровно.

Очевидно, что такого рода оценка не требует особых умственных усилий и доступна всем дошкольникам. В то же время она требует включенности ребенка в деятельность, его сосредоточенности, понимания смысла и осознанности своих действий. Со временем поведение детей меняется. Об этом может свидетельствовать характер их ответов: если, прежде чем ответить на вопросы взрослого о правильности своих действий, дети задумываются, рассматривают свои полоски и отвечают уже не так уверенно («чуть-чуть неправильно», «немножко криво», «вот здесь не так»), это означает, что они уже включаются в содержание деятельности и выполняют ее неформально. Правда, иногда они будут называть внешнюю причину своих ошибок: «бумага неровная», «ножницы плохие» и пр. Однако это опять же свидетельствует о том, что они отмечают нарушения в деятельности и стремятся их избежать.

Главное, чтобы дети начали самостоятельно анализировать результаты своих действий и сами находили ошибки. Нацеленность на вопросы взрослого (а они должны задаваться регулярно после каждого занятия) приводит к тому, что дети, предвидя их, отмечают свои удачи и неудачи в процессе действия. Этому будет способствовать речевое сопровождение действий. Можно попросить ребенка комментировать свои действия, т. е. говорить, как и что они делают. Далеко не все, смогут сделать это содержательно, в основном это будут приговаривания типа: «Вот так надо, вот так…» В этом случае нужно помочь ребенку, давая развернутые комментарии его действиям. Например: «Вот сейчас мы складываем листок, смотрим, чтобы уголки встретились и края совпали, потом аккуратно проводим пальчиком по сгибу, чтобы получилась ровная линия…» Важно помогать ребенку анализировать свои действия, например: «Сначала ты резал хорошо, потом чуть-чуть криво, а потом опять хорошо», или «Первая полоска неровная, а остальные хорошие». Ребенок при этом должен не просто слушать взрослого и соглашаться с ним, но видеть и замечать результаты своих действий. Заметив свою ошибку, он, как правило, будет пытаться исправить ее или попросит дать еще листок бумаги.

На первых занятиях дети скорее всего будут пассивно и равнодушно выполнять инструкции взрослого. Первый всплеск их собственного интереса обычно совпадает с моментом, когда дети сами обнаружат свои успехи или промахи. Они как бы «открывают» результаты своих действий и самостоятельно, без помощи взрослого связывают их с тем, что и как они делали. Это сразу отражается в их мимике и поведении: в глазах появляется блеск, они начинают энергично накладывать полоски друг на друга, сравнивая их, прикладывать полоски к краю стола, обнаружив, что полоска ровная, улыбаются и гордо смотрят на взрослого, а найдя ошибку, стремятся ее исправить. В этот момент обычно появляются первые высказывания ребенка о своих желаниях: «Хочу еще вырезать», «Хочу снова заниматься». После этого интерес к данной деятельности быстро нарастает. Дети сами требуют чтобы с ними занимались.

Продолжая занятия, важно поддерживать каждый успех ребенка, направлять его действия показом или подсказкой. Особенного поощрения заслуживают самостоятельные критические оценки собственных действий: «Ты уже не только все умеешь, но и все понимаешь, и можешь сам себя поправлять». После этого дети стараются тщательнее проверять свои полоски и поправлять ошибки.

Опыт показывает, что примерно через две недели подобных занятий такое понятное и осмысленное «дело» может стать для ребенка любимым. По собственной инициативе (что особенно важно для пассивных детей) он начинает тренироваться дома, и все свободное время стремится резать полоски из бумаги, соревнуясь с другими в точности их вырезывания. Интересно, что овладев таким навыком, дети пытаются передать его сверстникам – учат других детей, как нужно вырезать полоски, развернуто объясняя смысл каждой операции. Помощь и поддержка взрослого в этих случаях уже не нужны.

Естественно, вырезание полосок вовсе не единственное занятие, которым можно увлечь ребенка. Здесь существует множество других возможностей (кубики, конструкторы, лепка, рисование, поделки из природного материала и пр.) Однако во всех случаях интерес к любому действию и чувство своей самостоятельности и компетентности передается ребенку в общении с взрослым – через эмоциональную вовлеченность партнеров, осознание действия и оценку его результатов.

Успешность в конкретной деятельности и ее осмысленность отражается на поведении и самочувствии детей за пределами занятий. Активность, которая возникла в результате занятий, ярко проявляется и на прогулках, и в общении со сверстниками, и на обязательных занятиях в детском саду. Дети становятся более активными, эмоциональными, раскованными. После проведения такой коррекционной работы и родители и воспитатели отмечают, что дети стали «веселее», «самостоятельнее», «активнее» и, как выразилась одна воспитательница, «какими-то наполненными».

Вместе с тем, появившийся интерес к самостоятельным действиям и возросшая активность могут привести к тому, что дети становятся менее послушными и усидчивыми. В этих случаях нужно использовать те методы общения, которые были рекомендованы выше для импульсивных детей.

Вопросы и задания

1. Как отличить общение от других форм взаимодействия?

2. Что такое «форма общения»?

3. Расскажите о характерных особенностях общения младенца с взрослым.

4. Назовите отличительные характеристики ситуативно-делового общения.

5. Чем отличается внеситуативное общение от ситуативного?

6. Каковы основные признаки внеситуативно-познавательного общения?

7. Что дает дошкольнику внеситуативно-личностное общение с взрослым?

8. Попробуйте осуществить диагностику формы общения детей 4–5 лет.

9. В чем заключается формирование личностных механизмов поведения?

10. Назовите основные группы трудностей в общении дошкольников с взрослым.

Темы для курсовых

1. Условия формирования внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения дошкольников с взрослым.

2. Развитие произвольности и осознанности поведения дошкольников.

3. Особенности общения воспитателя с гиперактивными детьми.

4. Влияние ролевой игры на становление личности ребенка.

Часть 2
Общение дошкольников со сверстниками
Глава 1. Особенности общения дошкольников со сверстниками

Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дошкольники должны проводить больше времени – с взрослым или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть альтернативы – «или-или». Общение со сверстникам вносит свой вклад в становление личности, поскольку оно имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.

Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении дошкольника со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач. Взрослый до конца дошкольного возраста остается в основном источником оценки, новой информации и образцов действия. По отношению к сверстнику уже с 3-4-летнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль за их выполнениями, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов, сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий.

Второе яркое отличие общения сверстников обобщения их с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников (по данным В. Ветровой) наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем, дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников, позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств, остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6–7 годам.

1.1. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы «переломы». От 2 до 7 лет отмечаются два таких перелома. Первый происходит приблизительно в 4 года и внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Если до 4 лет потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2–4 лет гораздо важнее общаться с взрослым и играть с игрушками), то у 4-5-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника обществу взрослого или одиночной игре. Второй «перелом» внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей и более устойчивых и глубоких отношений между детьми (дружбы).

Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов развития общения детей, которые по аналогии с общением ребенка с взрослым были названы формами общения (Развитие общения со сверстниками, 1989).

Первая из них – эмоционально-практическая форма общения со сверстниками (2–4 года). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера в виде подражания своим движениям, позам, звукам.

Главная особенность такого общения – подражание действиям другого. Малыши с восторгом подхватывают любые, даже самые странные затем, копируют звуки, позы или движения другого. В сверстнике дети видят лишь свое отражение, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Он является для них как бы «невидимым зеркалом», в котором они видят только себя. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него.

На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей – локомоции или экспрессивно-мимические движения. После 3 лет общение детей все больше опосредуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на внешнюю простоту, не поддается однозначному определению и не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребенка с взрослым. Это, бесспорно, практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и пр. Но в отличие от ситуативно-делового общения с взрослым эти действия лишены деловой цели. Общение детей друг с другом ярко эмоционально окрашено, однако квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети слабо и поверхностно реагируют на партнера, они стремятся главным образом выявить самих себя.

По-видимому, эмоционально-практическое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с другим человеком, причастности к другому вызывает бурную радость. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Воспринимая свое отражение в другом, малыши лучше выделяют себя и получают как бы еще одно подтверждение своей целостности и активности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она складывается примерно к 4 годам и остается наиболее типичной до 6-летнего возраста. После 4 лет у детей (в особенности тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т. е. от лица взятых на себя ролей – врач – больной, продавец – покупатель, мама – дочка и пр.) и на уровне реальных, т. е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета. Дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и пр.). В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой: переходя на уровень ролевых отношений дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации и пр. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем реальные отношения направлены на общее для них дело – игру. Если дети не умеют или не любят играть, их общение остается бессодержательным. Как и малыши они бегают, возятся, кривляются и пр. Если для 2-3-летних детей это нормальный способ взаимодействия, то для 5-летних такое общение слишком примитивно.

Етавным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.

Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем с взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения с взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации. В то же время сверстник как партнер по общению требует более понятной и развернутой речи. Другие дети не будут учитывать недостатки произношения или стараться догадаться, что хотел сказать ребенок, как это делают близкие взрослые. Поэтому общение со сверстниками побуждает дошкольника следить за своими высказываниями, делать их более развернутыми и понятными, что конечно же способствует развитию речи.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6–7 годам примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.

Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, т. е. общей игры или продуктивной деятельности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой). Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста меняются. На первый план в них выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Соответственно, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение правил начинает занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше – на уровне ролевых.

Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты – его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и пр. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2–3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.

Таким образом, развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой – сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных, ситуативных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), становится все более значимой для ребенка.

Общение дошкольника со сверстниками - Психологос

​В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

Как общаются малыши

Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.

Особенности общения дошкольников со сверстниками
  • Яркая эмоциональная насыщенность
  • Нестандартность и нерегламентированность
  • Преобладание инициативных действий над ответными

Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость - и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают - так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно?

Что же дает дошкольникам такое странное общение?

Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.

Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат ее каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши еще не умеют. Их общение пока не связано с предметами и с игрой. Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребенка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит «чистое общение» - тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.

Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.

В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Это выражается прежде всего в радости и даже восторге, с которыми малыш подражает движениям и звукам сверстников, в его стремлении быть рядом с ними. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, свидетельствует об особой общности, которая возникает между маленькими детьми. Они чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду. «Мы с тобой одной крови», - как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с восторгом обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

Получается, что, несмотря на свою «разнузданность» и, казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень даже полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.

Однако для родителей такого рода детские радости весьма утомительны, особенно в квартире, где негде укрыться и где детская беготня угрожает опасностью как имуществу, так и самим детям. Чтобы избежать напряженностей, можно придать детскому общению более спокойную и более культурную форму, не нарушая при этом его психологической сущности. Для такого общения подходят все игры, в которых дети действуют одинаково и одновременно. Это многочисленные хороводные игры («Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Каравай» и пр.), а также игры в любых зверюшек - лягушек, птичек, зайчиков, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т. п. Такие забавы обычно с восторгом принимаются детьми и, помимо чистой детской радости, несут с собой организующее и развивающее начало.

В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.

Первая из них - эмоционально-практическая (второй - четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно - как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них. См. →

Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами совместной деятельности | Методические разработки

Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами совместной деятельности

Автор: Медведева Оксана Альбертовна

Организация: МАДОУ «Детский сад №24»

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста развиваются средствами совместной деятельности, которая реализуется в виде ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игровой деятельности. Коммуникативные навыки развивать надо в детстве, когда ребенок гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. При развитии коммуникативных навыков необходимо учесть возрастные особенности и создать благоприятные условия: свободную, непринужденную обстановку, способствующую коммуникации детей.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять в рамках специально организованной педагогической работы. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста предполагает:

  1. научение общению на основе развития умений коммуникативного взаимодействия, развития монологической и диалогической речи, сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе, формирования эмоционально-нравственных основ поведения и общения;
  2. научение сотрудничеству на основе умения следовать словесным инструкциям, контроля своих действий в условиях коллективного взаимодействия, воспитания доверия и чувства ответственности;
  3. развитие умения активно слушать на основе умения общаться на вербальном и невербальном уровнях, развития слухового восприятия, умения формулировать вопросы, выделять основную мысль, умения использовать прием активного слушания;
  4. развитие умения перерабатывать информацию на основе  умений устанавливать логические связи, делать умозаключения, аргументировать свою точку зрения;
  5. развитие умения «конструировать» свое высказывание на основе умения точного и лаконичного изложения своих мыслей, умения давать доброжелательную оценку, устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

В соответствии с этим развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в нескольких направлениях:

  1. учить детей общению.
  2. учить детей сотрудничать.
  3. развивать умение активно слушать.
  4. учить перерабатывать информацию.
  5. учить «конструировать» текст для другого человека – взрослого и сверстника [1, с. 34].

В каждом из названных направлений могут быть определены узкие задачи, на решение каждой из которых направлены определенные упражнения.  Так, в например, в направлении «Учить детей общению» решаются задачи научить слышать, понимать и подчиняться правилам. Для этого используются упражнения «Зайчики и лиса», «Игра в тарелочку», «Травинка». В направлении «Учить детей сотрудничать» решаются задачи использования  приема активного слушания (развитие мыслей собеседника) – упражнения «Играем со сказкой», «И это хорошо  и это плохо»; в направлении «Развивать умение активно слушать» решаются задачи установления «обратной связи» при взаимодействии с другими людьми – упражнения «Телевизор», «Диалоги».

Л. Дубина описывает опыт работы по созданию условий для развития коммуникативных навыков у детей. Эта работа представлена в четырех направлениях, в каждом из которых определена конкретная задача, предлагается комплект игр, задний, упражнений, направленны

особенности развития психических и психологических процессов детей дошкольников

Дошкольный возраст — период от 3 до 7 лет.

В это время детский организм и нервная система начинают развиваться активнее.

Ребенок становится более самостоятельным, его отношения со взрослыми начинают постоянно расширяться.

Ведущие потребности дошкольника

В процессе своего развития ребенок в дошкольном возрасте сталкивается с рядом противоречий, которые возникают на фоне новых потребностей. В этом возрасте малыш имеет следующие ведущие потребности:

  • получение новых впечатлений;
  • двигательная активность;
  • общение.

Общаясь с людьми ребенок постоянно открывает для себя новые знания и умения. Получение социального опыта происходит посредством инициативного восприятия, а не пассивным методом.

Новые впечатления способствуют развитию познавательных способностей ребенка. Изучение реального мира развивает любопытство. У дошкольников старшего возраста постепенно начинает появляться интерес к обучению.

В это время следует обращать особое внимание на психологическое развитие ребенка. Заторможенность может быть вызвана следующими факторами:

  • поведенческие отклонения — враждебность, вранье;
  • эмоциональной-личностные проблемы — чувство страха, плохое настроение и повышенная тревожность;
  • неврологические отклонения — нарушение режима сна, быстрая утомляемость;
  • проблемы с общением — чрезмерная обидчивость, отстраненное, постоянное желание быть лидером;
  • отсталость в интеллектуальном развитии — неспособность концентрации внимания, сложности с пониманием нового материала.

При наличии таких проблем родители должны скорректировать поведение малыша, больше заниматься с ним и следить за его развитием. В противном случае, в дальнейшем могут возникнуть отклонения в познавательной и мыслительной-психических процессах.

Ключевые особенности психологии дошкольного возраста

Характерная особенность дошкольного возраста — активное развитие внимания, памяти, речи, и мышления.

В течение всего дошкольного периода у малыша преобладает непроизвольное внимание, которое со временем начинает переходить в произвольное.

Ребенок начинает сознательно удерживать или направлять определенные предметы.

СПРАВКА. Произвольное сосредоточение на чем-то может длится около 30 минут.

Аналогичные процессы происходят с памятью. До 7 лет у детей формируется произвольная зрительная и слуховая память. Под конец дошкольного периода ребенок уже должен иметь наглядно-образное мышление. Начинает активно развиваться логическое мышление.

Это способствует тому, что ребенок учится выделять признаки отдельных предметов, учиться сравнивать их и обобщать. К 6-7 годам у большинства детей уже присутствует диалогическая речь и отдельные виды монологической.

ВАЖНО. Психологическое становление личности тесно связано с самопознанием ребенка.

К концу дошкольного возраста у малыша уже формируется самооценка.

В ее основе лежит осознание своей успешной деятельности, ободрение взрослых, а также оценка его сверстников.

Ребенок уже способен осознавать какое место он занимает в семье и детском коллективе.

Специалисты рекомендуют играть с ребенком в развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие логики, мышления.

В процессе игры формируется также характер малыша. Для дошкольника социально-эмоциональная сторона деятельности является одной из самых важных. В процессе игры он учится сотрудничать, следовать установленным правилам. Важно научить ребенка правильно принимать поражение.

Ближе 7 годам возникает кризис. Главное его проявление — потеря непосредственности. Ребенок начинает манерничать и паясничать.

Как помочь развивать психологические процессы?

Дошкольный период является важным этапов в развитии психологических процессов ребенка.

Родители должны учить ребенка планировать свою деятельность.

В этом случае необходимо использовать воображение как предпосылку для формирования у ребенка внутреннего плана.

Внешний контроль должен осуществляться посредством речи.

Чтобы развить элементы сотрудничества взрослым рекомендуется вести какую-то совместную деятельность.

Это может быть совместное выполнение какого-то простого домашнего дела или приготовление блюда. Особенно это важно для ребят 4-5 лет.

Родители должны развивать у ребенка эмпатийные представления, а также побуждать его к проявлению инициативы в разных видах деятельности.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео-лекцию по нашей теме:

Дошкольный возраст — важный период, когда ребенок становится самостоятельным и осознанным. Родители должны помогать развивать и корректировать его интеллектуальные и психологические навыки. Если этого не делать, то возможны проблемы с дальнейшей социализацией и самооценкой.

Тест по теме «Тесты с ответами по предмету теория и методика воспитания»

57 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются…

Варианты ответа:

  1. способ воспитания
  2. достижение воспитательных целей
  3. взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников
  4. «инструментарий» воспитания
  5. Внешнее выражение процесса воспитания

Вопрос:

Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется…

Варианты ответа:

  1. сотрудничеством
  2. принуждением
  3. уклонением
  4. сглаживанием

Вопрос:

Моделями развития отношений между личностью и коллективом являются…

Варианты ответа:

  1. альтруизм
  2. динамизм
  3. конформизм
  4. гармония
  5. нонконформизм

Вопрос:

В содержание работы классного руководителя входят…

Варианты ответа:

  1. развитие ученического самоуправления
  2. организация предметных недель
  3. упорядочение учебной нагрузки учащихся

Способы связи

Стандартные методы общения: устная или письменная речь отправителя и слушание или чтение получателя. В большинстве случаев общение осуществляется устно: одна сторона говорит, а другие слушают.

Однако некоторые формы общения напрямую не связаны с устной или письменной речью. Невербальное общение (язык тела) состоит из действий, жестов и других аспектов внешнего вида, которые в сочетании с выражением лица (например, улыбкой или хмурым взглядом) могут быть мощным средством передачи сообщений.Иногда тело человека может «говорить», даже если он или она хранит молчание. И когда люди действительно говорят, их тела могут иногда говорить не то, что говорят их слова. Смешанное сообщение возникает, когда слова человека передают одно сообщение, а невербально он или она передает что-то другое.

Хотя такие технологии, как электронная почта, снизили важность невербальной коммуникации, большая часть организационной коммуникации по-прежнему происходит посредством личного взаимодействия.Каждое вербальное сообщение имеет невербальный компонент. Получатели интерпретируют сообщения, понимая значение всего доступного. Когда невербальные сигналы согласуются с вербальными сообщениями, они усиливают сообщения. Но когда эти вербальные и невербальные сообщения несовместимы, они создают путаницу для получателя.

Действия руководства особенно важны, потому что подчиненные больше доверяют тому, что делают менеджеры, чем тому, что они говорят. Если действия не согласуются с общением, чувство недоверия подорвет эффективность любого будущего социального обмена.

Поскольку большая часть дня менеджера тратится на общение с другими руководителями и сотрудниками, умение говорить и слушать критически важно для успеха. Например, навыки устного общения используются, когда менеджер должен делать презентации по продажам, проводить собеседования, оценивать сотрудников и проводить пресс-конференции.

В целом менеджеры предпочитают полагаться на устное общение, потому что при личной беседе общение бывает более полным и обстоятельным. При личном общении человек может судить, как реагирует другая сторона, получать немедленную обратную связь и отвечать на вопросы.В целом люди склонны полагать, что прямой разговор с кем-то вызывает больше доверия, чем получение письменного сообщения. Личное общение позволяет не только обмениваться словами, но и дает возможность увидеть невербальное общение.

Однако вербальное общение имеет свои недостатки. Оно может быть непоследовательным, если все стороны не услышат одно и то же сообщение. И хотя устное общение полезно для передачи точек зрения других и поощрения открытости, побуждающей людей к общению, это слабый инструмент для реализации политики или выпуска директив, в которых задействовано множество специфических особенностей.

Вот две наиболее важные способности для эффективного устного общения:

  • Активное слушание. Слушание - это понимание того, что слышно, требует внимания, интерпретации и запоминания звуковых стимулов. Эффективное слушание - это активное слушание, требующее от слушателя «проникнуть в голову» говорящего, чтобы он или она могли понять общение с точки зрения говорящего. Эффективные слушатели делают следующее:
    • Выделите достаточно времени для встреч.
    • Искренне ищите информацию.
    • Избегайте эмоций и нападок на других.
    • Перефразируйте услышанное вами сообщение, особенно, чтобы прояснить намерения говорящего.
    • Молчать. Не говорите, чтобы заполнить паузы, и не отвечайте на утверждения в манере контрапункта.
    • Задавайте уточняющие вопросы.
    • Не делайте отвлекающих жестов.

  • Конструктивная обратная связь. Менеджеры часто плохо справляются с работой по предоставлению сотрудникам отзывов о производительности. Предоставляя обратную связь, менеджеры должны делать следующее:
    • Сосредоточиться на конкретном поведении, а не делать общие заявления
    • Сохраняйте безличность и целеустремленность обратной связи
    • Предложите отзыв как можно скорее после действия
    • Задавайте вопросы, чтобы понять обратную связь
    • Прямой отрицательный отзыв о поведении, которое получатель может контролировать

Письменные коммуникативные навыки

Письменное общение имеет несколько преимуществ.Во-первых, это запись для направления и последующего наблюдения. Во-вторых, письменное общение - это недорогое средство передачи идентичных сообщений большому количеству людей.

Основным ограничением письменного сообщения является то, что отправитель не знает, как и если сообщение получено, если не требуется ответа.

К сожалению, навыки письма часто сложно развить, и у многих возникают проблемы с написанием простых, четких и прямых документов. И вы не поверите, но плохо написанные документы стоят денег.

Сколько стоит компании плохое письмо в год? По данным канадской консалтинговой и обучающей фирмы, один сотрудник, который пишет только одну плохо сформулированную памятку в неделю в течение года, может стоить компании 4 258,60 долларов.

Менеджеры должны уметь писать четко. Умение готовить письма, служебные записки, отчеты о продажах и другие письменные документы может означать разницу между успехом и неудачей. Ниже приведены некоторые рекомендации по эффективному письменному общению:

  • Используйте P.O.W.E.R. Составьте план подготовки каждого сообщения: спланируйте, систематизируйте, напишите, отредактируйте и исправьте
  • Составьте текст сообщения для читателей
  • Дайте сообщению краткое название и используйте подзаголовки там, где это необходимо.
  • Используйте простые слова и короткие, четкие предложения и абзацы
  • Подтвердите мнения фактами
  • Избегайте «цветочного» языка, эвфемизмов и банальных выражений
  • Обобщите основные моменты в конце и дайте читателю знать, что он должен делать дальше

Становление и развитие «электронного правительства».Мировой опыт

В некоторых развитых странах одним из основных элементов формирования современного общества и открытого управления является «электронное правительство». «Электронное правительство» позволяет людям быстро получать ответы на важные социальные вопросы, не взаимодействуя напрямую с государственными чиновниками, снимает всевозможные административные барьеры при получении государственных услуг, а также облегчает доступ к официальной информации.

«Электронное правительство» - это изменение внутренних и внешних связей государственных органов на основе возможностей информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) с целью автоматизации и оптимизации государственных услуг, повышения вовлеченности общества в вопросы государственного управления и совершенствования внутренних бизнес-процессов.

К основным целям формирования «электронного правительства» относятся:

  • Оказание государственных услуг с использованием ИКТ;
  • Увеличение степени участия граждан в процессе управления
  • Повышение внутренней эффективности государственной деятельности.

Впервые идея создания «электронного правительства» в Казахстане была озвучена Президентом Н. Назарбаевым в государственной программе «Казахстан-2030» в 1997 году.Внедрение «электронного правительства» в Казахстане направлено на повышение качества и сокращение сроков оказания государственными органами услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к различным общедоступным базам данных, возможность отслеживания деятельности государственных органов, создание эффективных и оптимальный состав государственного аппарата.

Сегодня многие задачи на начальном этапе формирования «электронного правительства» в Казахстане, которые были определены государством в соответствующем законодательстве, государственных программах в области развития ИКТ страны, успешно реализованы.

Принятая Государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005–2007 годы реализована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года № 1471, Программой развития «электронного правительства». »Республики Казахстан на 2008-2010 годы утверждена Постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 года № 1155-1, а Государственная программа« Информационный Казахстан-2020 »утверждена Указом Президента Республики Казахстан. Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 414, все они способствовали постепенному формированию и развитию «электронного правительства» и внедрению государственных услуг в электронной форме.Также в настоящее время разрабатывается проект Государственной программы «Цифровой Казахстан-2020», которая, в свою очередь, станет ключевым стратегическим инструментом для улучшения ИКТ в Казахстане.

Кроме того, Законами Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 7 января 2003 года, «Об общении» от 5 июля 2004 года, «Об информатизации» от 24 ноября 2015 года определены основные задачи и правовые основы развития «электронного правительства», а также развития архитектуры «электронного правительства» в целом.

Говоря о мировом опыте формирования «электронного правительства», впервые идея создания «электронного правительства» и электронной демократии была предложена учеными Соединенных Штатов Америки (далее США) и Великобритании, подразумевая использование новых ИКТ для защиты и продвижения основополагающих демократических ценностей, и прежде всего для участия граждан в принятии решений властями и государственным управлением.

Следует выделить три основные модели формирования «электронного правительства» в опыте различных регионов и стран мира: Америки, Европы и Азии.Американская модель показывает специфическое формирование «электронного правительства» в США; европейская модель включает развитие «электронного правительства» в большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы; Азиатская модель более успешно используется в Сингапуре и Южной Корее.

Основная цель американской модели «электронного правительства» - упрощение, доступность и низкие затраты во взаимодействии граждан и юридических лиц с органами государственной власти.

В свою очередь, европейская модель подходит для таких наднациональных институтов, как Европейский парламент, Европейская комиссия и Европейский суд, рекомендации которых необходимы для развития и регулирования деятельности «электронного правительства» для всех стран Европейского Союза.

Самобытный стиль управления азиатской модели основан на азиатском типе корпоративной культуры и многоуровневой системе управления, организованной по принципу иерархической пирамиды.Таким образом, правительство Южной Кореи при формировании «электронного правительства» делает акцент на удовлетворении потребностей потребителей и внедрении ИКТ в первую очередь в сфере культуры и образования / 1 /.

В глобальном рейтинге ООН (далее ООН) в 2016 году 1 место по развитию «электронного правительства» заняла Великобритания, 2 место - Австралия, 3 место - Южная Корея (лидер предыдущих лет). США на 12-м месте в мировом рейтинге, Россия на 35-м месте, Китай на 63-м месте, Узбекистан и Кыргызстан на 80-м и 97-м местах соответственно.Казахстан находится на 33 строчке впереди всех стран СНГ.

Кроме того, согласно отчету ООН, среди азиатских стран по развитию «электронного правительства» Казахстан стал 7-м местом в 2016 году.

Выше Южная Корея, Сингапур, Япония, Израиль, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты. / 2/
Опыт ведущих стран в развитии «электронного правительства» представлен следующим образом.

Соединенное Королевство.Наиболее активный период британского правительства в области автоматизации длился 2000-е годы.
В 2000-е годы была начата новая концептуальная работа. Премьер-министр Тони Блэр добился увеличения бюджетных расходов на создание необходимой инфраструктуры «электронного правительства», принятие поддерживающего регулирования и ускорил процесс развития ИКТ в стране. Для координации всей работы создана специальная комиссия при Кабинете Министров. Комиссия при Кабинете Министров сначала одобрила законы, регулирующие внедрение электронной коммерции и использование цифровых подписей.

Также в Великобритании принята программа внедрения «электронного правительства», основанная на положениях «Белой книги по модернизации правительства», «Электронные граждане, электронный бизнес и электронное правительство. Стратегическая концепция государственных услуг в век информации» ". Основной целью программы был анализ и конкретизация перехода к «электронному правительству». Программа решила следующие проблемы:

- структура и состав государственных услуг, предоставляемых гражданам и неправительственным организациям;
- Расширение спектра предоставляемых услуг;
- Обеспечить полный охват населения государственными услугами;
- Улучшить использование информации;
- Определить конкретные меры по внедрению всех необходимых изменений.

Кроме того, в 2011 году британское правительство одобрило новую стратегию в области ИКТ, которая призвана снизить затраты и повысить эффективность систем ИКТ в стране.

Стратегия позволила решить ряд проблем в сфере ИКТ с помощью таких мер, как:

- Централизация контроля над ИКТ;
- Устранение лишних ресурсов;
- Создание равных возможностей для программного обеспечения с открытым исходным кодом;
- Обязательное использование открытых стандартов;
- Создание национального реестра ИКТ-систем;
- Создание национального «магазина приложений»;
- Сохранение должностей ключевых менеджеров на весь период реализации крупных проектов, содействие регулярной отчетности министров и высокопоставленных должностных лиц о реализации проектов и программ в области ИКТ.

Также для создания «электронного правительства» в Великобритании была разработана программа «Цифровая Британия».

Эксперты разработали программу, согласно которой необходим переход «от власти в Интернете» к «власти из Интернета». В 2011 году британское правительство вместо разработки сайта, объединяющего множество государственных сайтов в единую систему, решило пересмотреть существующие государственные услуги в электронной форме, чтобы они отвечали интересам граждан.

Для мотивации населения к переходу на более удобный способ был создан единый портал GOV.UK, на данный момент в нем принимают участие 24 ведомства и более 330 государственных структур, а также на портале публикуются различные материалы по 47 тематикам. : Культура, окружающая среда и многое другое. Портал GOV.UK - это единая точка доступа к государственным услугам, оказываемым в электронном виде с использованием ИКТ. В отличие от существовавшего ранее британского онлайн-сервиса GOV.Портал Великобритании разработан не по крупным жизненным событиям, а по большим группам услуг (например, здравоохранение, образование, занятость и т. Д.) И целевым группам населения (родители, инвалиды, молодежь и т. Д.). / 3 /

Основным принципом «электронного правительства» Великобритании является доступность информации и разнообразие транзакционных услуг для всех граждан: тех, кто может получать онлайн-услуги сегодня, и в то же время тех, у кого такой возможности нет. 17% населения Британии - люди, которые по разным причинам не пользуются Интернетом.В основном это пожилые люди, представители низших слоев общества, инвалиды и представители групп риска.

Кроме того, отличительной особенностью GOV.UK является то, что портал основан на продуктах с открытым кодом, использует HTML5 и размещен на облачном хостинге. Такой подход, по мнению британских лидеров, представляет собой прогрессивный подход к созданию онлайн-платформы в 21 веке. Кроме того, исходный код GOV.UK размещен на сайте GitHub, откуда его могут скачать все, а также любая компания может разместить свои услуги в одном дата-центре с gov.Великобритания.

Корея. В 1995 году вступил в силу рамочный закон, разработанный правительством Южной Кореи «О содействии информатизации», одобренный Национальным собранием Кореи, который стал основой для политики информатизации и электронного управления. На основании этого Закона был создан «Комитет информатизации» с функцией национального интегратора и регулятора, а также «Фонд содействия информатизации» с функцией привлечения государственных и частных инвестиций для финансирования этих программ, которые выступают в качестве основных ответственный орган за информатизацию и «электронное правительство».

Кроме того, этот закон также заложил основу для реализации инициатив «электронного правительства», таких как должность директора по информационным технологиям (CIO) системы.

В 1997 г. была инициирована система оценки информационных проектов, правительство провело аудит собственной Стратегии информатизации и перешло ко второму этапу внедрения в управление передовых ИКТ, в 1999 г. разработал план внедрения комплексной «электронной» стратегии. правительство".

Также в 2001 году Корея приняла и одобрила первый закон об «электронном правительстве», «Переход правительства к применению цифровых технологий государственного управления».

Кроме того, в мае 2003 г. была утверждена «Дорожная карта» «Видение и направление развития« электронного правительства », которая позже стала известна как« Дорожная карта для «электронного правительства» ». В его основу положено видение реализации концепции «лучшего открытого мира» электронного правительства.

Дорожная карта разделена на четыре раздела, 10 повесток дня, 31 задачу и подробные планы по реализации 45 подзадач, а также описывает конкретные показатели эффективности для реализации видения.Это связано с тем, что у Карты была цель построить «лучший открытый мир» электронного правительства »следующим образом:

1) увеличить процент онлайн-сервиса для ЖКХ до 85%;
2) войти в топ-10 мировых рейтингов конкурентоспособности и государственной поддержки бизнеса;
3) уменьшить количество физических визитов граждан в государственные органы для получения государственных услуг до 3 посещений в год;
4) повысить эффективность программ «электронного правительства» до 60%.

Кроме того, в Республике Корея следующие этапы развития «электронного правительства»:

1) Правительство 1.0 ориентировано на себя (внутренняя автоматизация обработки данных), взаимодействие с гражданами осуществляется в одностороннем и автономном порядке;
В середине 80-х годов прошлого века правительство приняло стратегическое решение о внедрении ИКТ в сфере государственного управления. В период с 1987 по 2000 год они осуществили переход рабочего процесса на цифровые технологии и сформировали инфраструктуру «электронного правительства».На данном этапе автоматизирована деятельность крупных ведомств (таможня, налоговая администрация, Патентное ведомство). В инфраструктуре «электронного правительства», портала «Электронные закупки» запущена услуга информирования граждан с помощью смартфонов;
2) Правительство 2.0 ориентировано на граждан, сотрудничество с которыми осуществляется онлайн и в интерактивном режиме.
В период с 2001 по 2007 год спектр государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, расширился за счет полного перехода всех процессов на цифровые технологии.По окончании фазы увеличился спектр государственных услуг, предоставляемых в электронном виде для граждан и бизнеса, повысилась эффективность и прозрачность управления за счет административной реформы, обеспечена интеграция «электронного правительства» с другими информационными системами;
3) Правительство 3.0 нацелено на конкретного человека, обеспечивает открытый доступ к данным, необходимым для взаимодействия с государством и оказания качественных государственных услуг в электронном виде / 4 /.

Госуслуги в электронном виде доступны через мобильные устройства.В период с 2008 по 2012 годы интеграция «электронного правительства» осуществлялась с другими информационными системами для обеспечения бесперебойного оказания государственных услуг гражданам.

Также с 2013 года Республика Корея реализует стратегию «умного правительства» - электронного правительства 4.0. / 4 /

Новая стратегия ориентирована на переход к максимальному использованию мобильных устройств, которые в настоящее время доступны для всех жителей Республики Корея.Мобильные телефоны используются для предоставления государственных услуг в электронной форме, информации, предупреждений и оплаты проезда. Кроме того, правительство поставило цель увеличить сбор и обработку больших данных и использовать их не только для нужд государственного управления, но и для обеспечения ими населения.

Отделы Независимых информационных систем «электронного правительства» Республики Корея объединены в единый центр GIDC, который осуществляет профессиональное управление всеми данными.GIDC Center имеет восемь уровней защиты, оснащен системой анализа для предотвращения взлома, системой обнаружения вторжений, системой защиты в чрезвычайных ситуациях.

Еще один интересный элемент «электронного правительства» Республики Корея - система управления рабочим процессом On-Nara (по-корейски «вся страна»). Система On-Nara установлена ​​на всех официальных компьютерах и обеспечивает единую систему документооборота подготовки, согласования и отправки документов.Через систему On-Nara принимаются электронные обращения граждан и готовятся ответы на них. Система учитывает действия пользователя и хранит все версии документов. С On-Nara также интегрирована специализированная система «электронного правительства». В этой системе работает более 362 тысяч сотрудников из 154 управлений центральных и региональных органов власти. / 5 /

Также в настоящее время в Республике Корея ведется активная работа с открытыми и большими данными.Например, проект городского наземного транспорта.

Таким образом, в связи с тем, что «электронное правительство» направлено на предоставление гражданам и бизнесу быстрого и качественного доступа к госуслугам, повышение эффективности работы государственных структур за счет использования современных технологий, необходимо развивать ИКТ как фактор обеспечения надлежащего управления и предоставления населению качественных государственных услуг.

Как показывает международный опыт, существуют различные модели разработки и внедрения «электронного правительства».На сегодняшний день не существует единого шаблона, отвечающего всем условиям и решениям формирования «электронного правительства». Это связано с тем, что каждая страна имеет свои особенности, приоритеты и разный уровень ресурсов, необходимых для реализации этой задачи.

В настоящее время можно сказать, что «электронное правительство» в Казахстане активно внедряется и страна является одним из азиатских лидеров в этой сфере. Наша страна демонстрирует значительный прогресс в развитии «электронного правительства» и его внедрении в повседневную жизнь страны и общества.

Для дальнейшего обеспечения эффективного функционирования «электронного правительства» в нашей стране необходимо прежде всего обратить внимание на следующие вопросы:

-улучшить необходимые бизнес-процессы;
-разработать правовую базу;
-повысить уровень подготовки;
-устранение цифрового дисбаланса в стране.

Благодаря решению вышеуказанных проблем и эффективной реализации государственной политики по развитию ИКТ в стране открываются большие возможности для построения собственной эффективной модели «электронного правительства» и достижения высоких результатов в мировом рейтинге развития «электронного правительства».

Список литературы:

1. С.Кожкенов. «Электронное правительство: государственные услуги без бюрократических преград»
отрывок из inform.kz;
2. Отчет ООН об уровне развития электронного правительства в 2016 г .;
3. http://open.gov.ru;
4. http://www.intuit.ru;
5. Эксперт Сайт центра электронного правительства Российской Федерации: http://d-russia.ru.

Microsoft Word - cjs907_634629203453125000

% PDF-1.6 % 188 0 объект > endobj 200 0 объект > / Шрифт >>> / Поля [] >> endobj 187 0 объект > поток PScript5.dll Версия 5.2.22012-01-23T13: 55: 54Z2012-01-23T13: 01: 24Z2012-01-23T13: 55: 54Zapplication / pdf

  • Microsoft Word - cjs907_634629203453125000
  • XDL_ADMIN
  • FreeFlow 8.0 N9.0uuid: 79d21778-d272-43ce-a61b-3ea4928f2d8auuid: 0484de8d-5809-b047-b568-665cea906373 конечный поток endobj 186 0 объект > endobj 4 0 obj > endobj 204 0 объект > endobj 35 0 объект > endobj 66 0 объект > endobj 97 0 объект > endobj 128 0 объект > endobj 129 0 объект >>> / Тип / Страница >> endobj 132 0 объект >>> / Тип / Страница >> endobj 135 0 объект >>> / Тип / Страница >> endobj 137 0 объект >>> / Тип / Страница >> endobj 206 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC] / XObject >>> / Rotate 0 / TrimBox [29.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *