Художественно эстетическое развитие дошкольников предполагает: Материал: Художественно-эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО

Консультация на тему: Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Консультация для воспитателей.

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников».

Воспитатель МАДОУ-ЦРР-Д/С №17, г Кропоткин: Решетникова И.А.

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Осуществляя художественно- эстетическое развитие детей через музыкальную, изобразительную и театрализованную деятельность, педагоги помогают детям наиболее полно раскрыть себя, свои возможности, реализовать себя как творческую личность. На это нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальное восприятие;

• Восприятие художественной литературы.

 В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

 Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

- Тесная связь с искусством.

- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

- Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

- Создание эстетической развивающей среды.

К завершению дошкольного образования (к 7 годам) :

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Цель:

Формирование изобразительных навыков и умений, интереса к эстетической стороне окружающей действительности; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные: Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании. Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы.

Расширять знания детей об изобразительном искусстве.

Развивающие: Развивать творчество детей.

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Воспитательные: Поощрять проявления творчества. Учить аргументировано и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Содержание образовательной области

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

 Виды деятельности: изобразительная деятельность , музыкальная деятельность, конструктивно – модельная деятельность

 Изобразительная деятельность: лепка; рисование; аппликация.

 Рисование: прикладное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование, нетрадиционное рисование.

Лепка: пластилинография, отпечатки с поверхности.

Работа с шаблоном: барельеф, контур, мозаика.

Рисование пластилином: процарапывание, тестопластика.

Аппликация: предметная, сюжетная, пейзажная, декоративная.

 Конструктивно-модельная деятельность: конструирование строительным материалом (кубики, конструктор, мозаика), конструирование из бумаги (оригами, модульное оригами, аппликация из кругов, модульная аппликация), конструирование из природного материала.

 Формы работы: индивидуальная форма, фронтальная форма, звеньевая форма, работа в парах, коллективная работа.

 Методы: наглядные, практические, игровые, словесные

Коррекционно-развивающая работа: развитие эмоциональной сферы ребенка, сенсорных способностей, чувства ритма, композиции, фонематического слуха, крупной и мелкой моторики рук.

 Организация работы с семьей: совместные конкурсы, благотворительные ярмарки, коллективные работы, выставки, консультации для родителей, семейные праздники, театры, встречи с творческими людьми (художниками и композиторами)

Ожидаемые результаты

• Рисование: сформируется умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей сказок, литературных произведений; выработаются навыки рисования контура предмета простым карандашом; научатся создавать сюжетные композиции; научатся составлять узоры по мотивам городецкой,  гжельской, хохломской росписи; научить ритмично располагать узор.

• Лепка: разовьется умение лепить с натуры и по представлению, научить передавать в лепке выразительность; сформируется умение лепить мелкие детали; научатся лепить птиц, животных и людей по типу народных игрушек; сформируется умение украшать узорами предметы декоративного искусства.

• Аппликация: научатся вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой или пополам; сформируются аккуратное и бережное отношение к материалам.

• Конструктивно-модельная деятельность: научатся строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал; разовьется умение работать коллективно, научатся объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять

    Работа по художественно-эстетическому развитию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются: создание и обновление предметно-развивающей среды; вариативность в выборе тем НОД, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов; взаимодействие с семьями воспитанников.

Так как предметно-развивающая среда играет большую роль в художественно-эстетическом развитии детей, то в групповых комнатах ДОУ педагоги организовали центры «Искусства», «Конструирования», «Игры», «Театра». Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков.

Педагогами нашего ДОУ для детей созданы условия для развития творческой активности. Так, реализуя задачи по изобразительной деятельности, педагоги предоставляют детям право выбора материала для выражения своих замыслов, поощряют детское экспериментирование в построении композиции, направляют детей на использование различных нетрадиционных техник рисования. В процессе художественной деятельности ребёнок получает большие возможности для раскрытия и совершенствования творческих способностей. Для этого нашими педагогами была разработана программа с использованием нетрадиционной техники рисования, образовательный процесс которой строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей и, носит инновационный характер, так как в работе используются нетрадиционные методы.

Полученные знания складываются в систему. Дети учатся замечать изменения, возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов.

 Сравнивая результаты диагностики по изобразительной деятельности за несколько лет, мы пришли к выводу, что некоторые дети неуверенны в себе, им не хватает самостоятельности, но, несмотря на это показывают хорошие результаты по таким критериям, как умение правильно держать кисть, карандаш, наносить мазки краски узкой и широкой кистью; узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их; правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе; изображать простейшие предметы и явления в действительности.

В основе современного образования лежит личностно – ориентированное обучение.

 Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей конечно же принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач художественно- эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства, чтобы период детства запомнился им как веселый праздник.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. Решать возникшие проблемы. А это во многом зависит от нас.

Процесс познания творческий и наша задача - поддержать и развивать в ребёнке интерес.

Только от нас зависит. Будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной!

В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Детские сады призваны помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности через продуктивную деятельность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель: воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие | ДЕТСТВО-ГИД

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

В рубрике «Художественно-эстетическое развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению. Для музыкальных руководителей создана отдельная рубрика  — «Музыкальное развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Статья на тему: "Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС"

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

по ФГОС

Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству

Н.А. Ветлугина

В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника. Дети наделены природным естественным тяготением к открытию и познанию мира прекрасного, поэтому перед педагогом стоит задача по трансформации этого интуитивного чувства в осознанную деятельность.

Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.

Программа для детей-дошкольников включает несколько этапов:

3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится.

5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.

6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.

Условия, стимулирующие переход ребёнка на новый качественный уровень художественно-эстетического развития: грамотное обустройство материально-культурной пространственной среды, она должна включать объекты, привлекательные для созерцания и изучения; высокий уровень профессиональной компетентности и личностных качеств педагогического коллектива, осуществляющего эстетическое воспитание детей; интерес и внимание к творческим экспериментам ребёнка, желание заметить и услышать его мысли и переживания; продуманная целенаправленная педагогическая деятельность по организации эстетического восприятия воспитанников.

Цель эстетического воспитания в педагогическом определении:        

  • Формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного.
  • Становление и развитие в личности ребёнка способности любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.
  • Выработка глубокого понимания и грамотной оценки объектов искусства.
  • Актуализация созидательных способностей личности и их воплощение в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
  • Формирование морально-этических общечеловеческих норм и ценностей, достижение высокого уровня общей эрудированности, расширение сферы эстетических интересов.
  • Осознанная творческая работа способствует развитию культуры мышления и речи, волевых качеств личности, навыков самоорганизации, внутреннего контроля и дисциплины.

Задачи художественно-эстетического развития уточняются в соответствии с особенностями возрастной психологи детей и делятся на четыре группы:

  • Развитие эмоциональной сферы эстетических чувств, личных приоритетов и интересов — формирование собственной коллекции художественных образов, благодаря чему внутренняя жизнь личности ребёнка приобретёт насыщенность и содержательность.
  • Знания и суждения — накопление базового арсенала эстетических знаний и внутреннего личного опыта чувственных переживаний, без которого невозможно пробуждение живого личного интереса к миру эстетических явлений. Для реализации этой задачи воспитанников вводят в мир эталонов сенсорного восприятия, красоты, эстетических категорий, эмоционального поведения и т. д.
  • Становление на основе приобретённых знаний и опыта социально-психологических качеств личности, позволяющих испытывать чувство эмоционального удовлетворения от восприятия эстетических объектов и явлений. При этом необходимо развить у ребёнка умение анализировать, критически и аргументировано оценивать любое произведение.
  • Воспитание и развитие способностей к созидательной деятельности в области искусства — проявление и совершенствование художественных, музыкальных, пластических сторон творческих наклонностей.

Принципы педагогической работы по художественно-эстетическому развитию:

  • Индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей.
  • Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка.
  • Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики.
  • Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.
  • Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов.
  • Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.

Виды художественно-эстетического развития: 

  • Эстетическое общение — пробудит любознательность у детей, поможет им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме того, разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного проявит в ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет окружающим людям.
  • Контакт с природой — сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе ребёнка.
  • Самостоятельная деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр, ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир искусства научит ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и ориентиры.
  • Организация предметно-пространственная среды — эстетически привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и атмосферу, стимулируют художественно-эстетическую работоспособность детей.
  • Проведение праздников и организация игр — воплощение эстетической идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики. Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия.
  • Радость рукотворного созидательного труда в саду или на клумбе.
  • Спортивные игры, формирование физической культуры тела.

Формы организации эстетического развития: 

  • Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.
  • Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
  • Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.
  • Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.
  • Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки. 

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный труд во всех видах творческой деятельности малыша, таких как лепка, рисование, пение, конструирование. Помимо совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Стоит помнить, что, так же как и этические, эстетические чувства не являются врождёнными, а требуют внимания и воспитания со стороны взрослых, окружающих ребёнка.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Библиографическое описание:

Кайсаканова, Т. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС / Т. А. Кайсаканова, Г. В. Зуйкова, А. А. Бернацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54026/ (дата обращения: 22.07.2020).



Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.

В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.

В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:

– поддержка специфики и разнообразия детства;

– сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– физическое развитие;

– художественно-эстетическое развитие.

Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства — это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора. Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение автора произведения к написанному.

У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.

В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности — танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания и настроения персонажей.

Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.

Литература:

  1. Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 288 с.]
  2. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, [2012. — 410 с.]
  3. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мзаика-Синтез, [2014. — 368 с.]
  4. Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 205 с.]
  5. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 315 с.]
  6. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 264 с.]
  7. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 296 с.]

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие, окружающий мир, ребенок, народное творчество, образовательная деятельность, художественно-эстетическое направление, эстетическое воспитание.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, Развитие эстетического отношения к миру у детей

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В области художественно-эстетического развития детей педагогическая работа ведется по следующим направлениям:

• развитие эстетического отношения к окружающему миру детям;

• их участие в визуальных действиях;

• музыкальное развитие детей;

• Введение в театральную деятельность.

Приобретение ребенком духовной культуры может и должно начаться как можно раньше. Даже самые маленькие способны воспринимать красоту окружающего их мира, проявлять интерес к музыке, произведениям искусства, поэзии, театральным постановкам. Ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, составляют основу его эстетического мировоззрения, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет собственное участие ребенка в различных видах художественной и эстетической деятельности.В то же время его способность воспринимать и эмоционально реагировать на красоту в окружающем мире - в природе, человеческих отношениях, мире вещей - ухудшается. Дети начинают внимательнее слушать, вглядываться в окружающее, учиться замечать оригинальность, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей.Занятия зрительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительных, слуховых, двигательных анализаторов и их координации, побуждают ребенка осваивать новые сложные виды деятельности, получать новые знания, фантазировать, быть внимательными и усердными.

Взрослый призван помочь ему раскрыть черты красоты в окружающем его мире, присоединиться к доступным видам художественной и эстетической деятельности как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх.

Развитие эстетического отношения к окружающему миру детям

Роль взрослого человека в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности состоит не только в том, чтобы привлечь внимание ребенка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и к тому, чтобы включить его в процесс сопереживание по поводу воспринимаемого. Конечно, взрослый человек должен уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, реагировать на чувства малыша.

Предметом совместного эстетического опыта могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в повседневной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашки для чая или шикарная детская одежда.Например, поставив посуду на стол, вы можете спросить детей: «А где наши красивые чашки?» Вот эти желтые мы ставим на стол Машеньке и Пите, с красными крапинками - Сашенька и Танюша. Вы можете попросить детей выбрать вазу для цветов или листьев, привезенную с прогулки, сказать: «Вот какой красивый букет оказался!» Педагоги должны обратить внимание на детские декоративные детали одежды (бантики, вышивка на кармане, красивые пуговицы).

Глядя на картинки в книгах с детьми, вы можете обратить их внимание на красные сапоги петушка, на яркий, жизнерадостный узор сарафанской матрешки, на иллюстрации и противоположные примеры: грязную девочку, неряху -Pig.Для того, чтобы ознакомить детей со стандартами, «прекрасными - безобразными» можно подобрать соответствующие картинки из книг и обсудить их с ними. Не используйте в качестве негативного примера появления детей.

Особое внимание следует уделить интерьеру комнаты, в которой находятся дети. Известно, что для развития способности человека воспринимать и различать красивое и безобразное чрезвычайно важен ранний опыт захвата окружающего мира.Групповые помещения, лестницы, коридоры детских учреждений должны быть красивыми, со вкусом оформленными. Они могут украшать детские рисунки, поделки, иллюстрации к картинам, выставки произведений народного творчества, которые следует периодически менять, привлекая внимание детей к тому, чтобы в групповой комнате появилось новое и прекрасное. Предметом совместного наблюдения может стать просто цветущий цветок на подоконнике, необычный букет в вазе, сухие листья деревьев, их цвет, форма и т. Д.

Важно обратить внимание на красоту природы во всех ее проявлениях (деревья и трава осенью и весной, искрящийся снег или мороз, узор ледяных луж, прозрачные сосульки, радуга цветов и т. Д.) , Вы можете заранее выбрать соответствующие стихи или фрагменты из них, ноты музыкальных фрагментов, картинки, которые будут способствовать более эмоциональному отклику ребенка на окружение, и зафиксировать полученные им впечатления. Во время прогулки детей следует поощрять играть с различными природными материалами: листьями, травой, снегом, песком, камнями, водой и т. Д.Так, можно добавлять узоры-ковры из веток и цветов, украшать дома из песка травой и камнями; Полюбуйтесь полетом пушистых снежинок, послушайте веселый шум ручья. Педагог предлагает детям сравнить, сравнить, установить сходство наблюдаемых явлений, используя художественные образы. Например, «листья шуршат, как будто шепчет»; «Галька холодная, как лед» или похожа на лягушку ». Дети учатся чувствовать необычную природу происходящего в природе (разноцветная капелька дождя на ветке, цветущий бутон, цветовая палитра неба, скрип снега и т. Д.).). Такие наблюдения способствуют накоплению художественных впечатлений, создают основу для развития эстетической деятельности.

Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого человека: его искреннее восхищение или удивление от встречи с прекрасным всегда находят отклик. Любые попытки выразить свой эстетический опыт должны быть поддержаны и одобрены взрослым. Следует иметь в виду, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указанию инструктора, это требует особого отношения, а взрослый может только способствовать его появлению.Необходимо быть чутким и деликатным в отношении настроения малыша. Принуждение и навязывание ведут к истощению чувств, формированию негативного отношения к общению на эстетические темы.

Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет знакомство с произведениями искусства . Чем раньше состоится встреча ребенка с миром искусства, тем лучше. При этом необходимо соблюдать меру, исходя из ее индивидуальных особенностей, желаний, предпочтений.Если ребенок не хочет слушать музыку, стихотворение (он устал, отвлечен), не настаивайте, вы можете обратить на это свое внимание в другой раз или выбрать что-то другое для совместного восприятия.

Чтобы обогатить запас детских впечатлений, полезно послушать фрагменты классических поэтических и музыкальных произведений в качестве иллюстраций к различным мероприятиям. Дети с удовольствием двигаются под эмоционально выразительными фрагментами М. Глинки, П. Чайковского, Х. Глюка, А. Вивальди, Ж. Бизе, охотно фантазируют, связывая музыкальные образы со своими жизненными впечатлениями.Такие произведения содержат глубокое эмоциональное наполнение, необходимое для воспитания эстетических чувств у детей. Важно, чтобы произведения искусства были включены в контекст общения взрослого и ребенка, сопровождающего его жизнь. Например, гуляя с детьми на прогулку в ясный зимний день, вы можете выразительно прочитать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»: «Мороз и солнце; день чудесный! Или, глядя на цветы с детьми, -« Мои маленькие колокольчики, степные цветы! Что ты смотришь на меня, темно-синий? A.К. Толстой. Усыпив детей, вы можете спеть колыбельную песню или включить ее запись, затем под тем же музыкальным фрагментом попросить детей потрясти кукол и тому подобное.

Чтение детских стихов, сказок должно сопровождаться просмотром иллюстраций В. Васнецова, И. Билибина, Т. Маврины и др.

тематических картинок

,

эстетика | Определение, подходы, развитие и факты

Эстетика шире по своему охвату, чем философия искусства, которая включает одну из ее ветвей. Он имеет дело не только с природой и ценностью искусства, но также и с теми реакциями на природные объекты, которые находят выражение в языке прекрасного и безобразного. Однако с самого начала возникает проблема, поскольку такие термины, как , и , уродливые кажутся слишком расплывчатыми в своем применении и слишком субъективными по своему значению, чтобы успешно разделить мир на те вещи, которые делают, и те, которые этого не делают, иллюстрировать их.Кто-то или с какой-то точки зрения может считать почти все, что угодно красивым, и разные люди применяют это слово к совершенно разнородным объектам по причинам, которые часто, кажется, имеют мало или вообще ничего общего. Возможно, что существует некое единственное основополагающее убеждение, которое мотивирует все их суждения. Может также случиться так, что термин «красивый » не имеет никакого смысла, кроме как выражение отношения, которое, в свою очередь, привязано разными людьми к совершенно разным ситуациям.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Более того, несмотря на то, что философы уделяют особое внимание терминам «прекрасное » и « ужасная », далеко не очевидно, что они являются наиболее важными или наиболее полезными в обсуждении и критике искусства или в описании то, что нам нравится в природе. Чтобы передать то, что является значительным в стихотворении, мы можем описать его как ироничный, трогательный, выразительный, сбалансированный и гармоничный.Аналогично, при описании любимого участка сельской местности мы можем предпочесть описать его как мирный, мягкий, атмосферный, резкий и вызывающий воспоминания, а не красивый. Наименьшее, что следует сказать, это то, что и принадлежат к классу терминов, из которых он был выбран как для удобства, так и для любого смысла, который отражает то, что является отличительным для этого класса.

В то же время, похоже, нет четкого способа разграничения рассматриваемого класса - по крайней мере, до теории.Эстетика должна поэтому бросить свою сеть более широко, чем изучение красоты или других эстетических концепций, если она хочет раскрыть принципы, посредством которых она должна быть определена. Поэтому мы сразу же возвращаемся к неприятному вопросу нашей темы: что должен изучать философ, чтобы понять такие идеи, как красота и вкус?

Три подхода к эстетике

В ответ на этот вопрос были предложены три широких подхода, каждый из которых интуитивно понятен:

1.Изучение эстетических концепций или, более конкретно, анализ «языка критики», в котором выделяются конкретные суждения и отображаются их логика и обоснование. В своем знаменитом трактате «О возвышенном и прекрасном» (1757) Эдмунд Берк попытался провести различие между двумя эстетическими концепциями и, изучая качества, которые они обозначали, проанализировать отдельные человеческие установки, которые направлены на них. Различие Бёрка между возвышенным и прекрасным было чрезвычайно влиятельным, отражая преобладающий стиль современной критики.В более поздние времена философы имели тенденцию концентрироваться на концепциях современной литературной теории, а именно на таких понятиях, как репрезентация, выражение, форма, стиль и сентиментальность. Исследование неизменно имеет двойную цель: показать, как (если это вообще возможно) эти описания могут быть оправданы, и показать, что является отличительным в человеческом опыте, который выражен в них.

Эдмунд Берк Эдмунд Берк, деталь масляной живописи из мастерской сэра Джошуа Рейнольдса, 1771; в Национальной портретной галерее в Лондоне. Предоставлено Национальной портретной галереей, Лондон

2. Философское исследование определенных состояний ума - реакций, отношений, эмоций - которые должны быть вовлечены в эстетический опыт. Таким образом, в основополагающей работе современной эстетики Kritik der Urteilskraft (1790; Критика суждения ) Иммануил Кант обнаружил отличительные черты эстетики в способности «суждения», посредством чего мы принимаем определенную позицию по отношению к объекты, отделяя их от наших научных интересов и наших практических интересов.Следовательно, ключ к эстетической сфере лежит в некотором «незаинтересованном» отношении, которое мы можем принять к любому объекту и которое может быть выражено многими противоположными способами.

Иммануил Кант Иммануил Кант, печать опубликована в Лондоне, 1812 год. Photos.com/Getty Images

В последнее время философы, не доверяющие кантовской теории факультетов, пытались выразить понятия «эстетическое отношение» и «эстетический опыт» другими способами, опираясь на достижения в философской психологии, которые многим обязаны Г.W.F. Гегель, феноменологи, и Людвиг Витгенштейн (точнее, Витгенштейн из Философские исследования [1953]). При рассмотрении этих теорий (некоторые из которых обсуждаются ниже) необходимо учитывать важное различие: между философией разума и эмпирической психологией. Философия не наука, потому что она не исследует причины явлений. Это априорное или концептуальное исследование, основной задачей которого является выявление, а не объяснение.По сути, цель философа - дать как можно более широкое описание самих вещей, чтобы показать, как мы должны их понимать и как мы должны их ценить. Два наиболее известных современных философских метода - феноменология и концептуальный анализ - склонны рассматривать эту цель как отличную от цели науки (и, по крайней мере, частично) от нее. Ибо как мы можем начать объяснять то, что нам еще предстоит идентифицировать? Хотя были проведены эмпирические исследования эстетического опыта (упражнения в психологии красоты), они не являются частью эстетики, как рассматривается в этой статье.В самом деле, замечательная нехватка их выводов может быть разумно объяснена их попыткой представить теорию явлений, которые еще не были должным образом определены.

3. Философское исследование эстетического объекта. Этот подход отражает мнение, что проблемы эстетики существуют прежде всего потому, что в мире есть особый класс объектов, на которые мы реагируем избирательно и которые мы описываем в эстетических терминах. Обычный класс, выбранный в качестве основных эстетических объектов, состоит из произведений искусства.Все другие эстетические объекты (пейзажи, лица, предметных заданий и т. П.), Как правило, включаются в этот класс только потому, что и в той степени, в которой они могут рассматриваться как искусство (или так утверждается).

Если мы примем такой подход, тогда исчезнет реальное различие между эстетикой и философией искусства; а эстетические концепции и эстетический опыт заслуживают своих названий, будучи, соответственно, концепциями, необходимыми для понимания произведений искусства и опыта, спровоцированного их противостоянием.Таким образом, Гегель, возможно, основное философское влияние на современную эстетику, считал главной задачей эстетики оставаться в изучении различных форм искусства и духовного содержания, свойственного каждому. Большая часть недавней эстетики была так же сосредоточена на художественных проблемах, и можно сказать, что в настоящее время принято считать эстетику полностью изучением искусства.

Третий подход к эстетике не требует этой концентрации на искусстве. Даже тот, кто считает искусство не более чем одним проявлением эстетической ценности - возможно, даже сравнительно незначительным проявлением - может полагать, что первостепенная задача эстетики состоит в том, чтобы изучить объекты эстетического опыта и найти в них истинные отличительные черты эстетическое царство.Однако, если мы не ограничиваем область эстетических объектов, становится чрезвычайно трудно утверждать, что у них есть что-то общее, помимо того, что вызывает подобный интерес. Это означает, что мы должны быть вынуждены принять второй подход к эстетике в конце концов. И, кажется, нет более правдоподобного способа ограничения области эстетических объектов, чем через концепцию искусства.

Три подхода могут привести к несовместимым результатам. Альтернативно, они могут быть в гармонии.Еще раз, это может быть только в конечной точке нашей философии, что мы сможем решить. Первоначально следует предположить, что три подхода могут существенно различаться или просто выделяться, и, таким образом, каждый вопрос в эстетике имеет трехстороннюю форму.

.

Этапы художественного развития

Понимание этапов художественного развития может помочь вам стать лучше в создании искусства. Это также может помочь вам стать более эффективным учителем рисования. Мы развиваемся художественно. Так же, как мы развиваем другие навыки, такие как поэтапное говорение и ходьба, мы развиваем художественные навыки таким же образом.

В 1947 году доктор Виктор Ловенфельд опубликовал «Творческий и умственный рост», который быстро стал учебником для преподавателей искусства. Ловенфельд утверждает, что есть шесть четко определенных этапов художественного развития и что эти этапы можно наблюдать в художественных работах детей.По словам Ловенфельда, шесть этапов художественного развития :

Стадия 1 - Стадия Scribble (1 - 3 года)

Дети в этом возрасте занимаются физической деятельностью рисования. В течение большей части стадии каракулей связь между метками и изображением отсутствует. Тем не менее, ближе к концу этого этапа дети могут начать давать оценки именам. Эта стадия в основном посвящена наслаждению чисто выставленными отметками.

Stages-of-artistic-development-stage-1

Стадия 2 - Дошхематическая Стадия (3 - 4 года)

Дети на этой стадии художественного развития начинают видеть связи между формами, которые они рисуют, и физическим миром вокруг них.Круги и линии можно описать как людей или предметы, которые физически присутствуют в жизни ребенка. Именно на этом этапе ребенок впервые устанавливает связь с общением посредством своих рисунков.

Stages-of-artistic-development-stage-2

Этап 3 - Схема (5 - 6 лет)

Дети на этом этапе четко присвоили формы объектам, с которыми они пытаются общаться. Они часто разработали схему для создания рисунков. Существует определенный порядок в разработке чертежа.

Рисунки на этом этапе имеют четкое разделение между небом и землей. Часто небо представляет собой полоску синего цвета в верхней части бумаги, а земля - ​​полосу зеленого в нижней части.

Объекты часто размещаются на земле, а не плавают в космосе. Важные объекты часто рисуются крупнее, чем объекты меньшей важности.

Stages-of-artistic-development-stage-3

Стадия 4 - Рассветный реализм (7 - 9 лет)

На этом этапе художественного развития дети начинают более критично относиться к своей работе.Стало очевидным, что структурированного порядка рисования объектов уже недостаточно. Хотя схема все еще используется для создания чертежей, она является более сложной, чем схема, используемая на более ранних этапах. Можно увидеть наложение и ощущение пространственных отношений более очевидно.

Stages-of-artistic-development-stage-4

Стадия 5 - Псевдо-натуралистическая стадия (10–13 лет)

Использование ценности и света теперь очевидно на чертежах. Дети на этой стадии художественного развития очень критичны к своему собственному успеху.Успех определяется уровнем реализма, достигнутым в розыгрыше. Разочарование является обычным явлением. На этом этапе исключительно важно поощрять студентов.

Stages-of-artistic-development-stage-5

Этап 6 - Стадия принятия решения (13 - 16 лет)

Дети на этом этапе решат продолжить рисовать или рассматривать его как занятие без заслуг. Из-за уровня самокритики, присущей на этой стадии, многие дети (теперь уже взрослые) рассматривают рисование как навык, которым они не обладают.

Другие, однако, решили продолжить работу над своими навыками рисования и продолжать развиваться. Я думаю, что важно поощрять студентов продолжать рисовать, несмотря на их уровень мастерства. Любой уровень квалификации может быть достигнут с практикой. Эта стадия художественного развития , пожалуй, самая важная для развития художника.

Stages-of-artistic-development-stage-6

ОБНОВЛЕНИЕ : Недавно я добавил новый видеоподкаст на эту тему. Вот ссылка на видео - Этапы художественного развития

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о