Художественное развитие дошкольников – — . , — .

Художественное развитие детей

Важность искусства в развитии ребенка трудно переоценить. В последние годы  школьные программы перешли к общим основным предметам чтению, русскому языку и математике, но как насчет художественного развития? Хотя некоторые могут считать художественное образование роскошью, научиться создавать и ценить визуальную эстетику может быть так же важно для ребенка, как и решение уравнений.

 

Художественное развитие детей через изобразительное искусство

 

Дети любят внимательно разглядывать даже обычные вещи, умение подмечать детали может хорошо повлиять на умение передавать это на бумаге и других материалах. Умение рисовать развивает внимание, память и усидчивость. Один очень интересный эксперимент, который вы можете попробовать, представляет собой как раз упражнение на внимательность. Попросите своих детей описать свою любимую игрушку и нарисовать ее. Обратите внимание на детали. Дети, скорее всего, нарисуют предмет символически, но обязательно задумаются, какие усы у кошки или какой формы ухо собаки, сколько перьев в хвосте попугая. Затем попросите их нарисовать картину, глядя на своего питомца или игрушку. Они будут очень внимательны. Вы будете очень удивлены тем, какая разница будет между этими двумя рисунками.

Просто давайте детям спокойно порисовать каждый день, не осуждая и не критикуя их творения. Не должно возникнуть и чувства, что они должны «производить продукт», учите просто следовать вдохновению и не огорчаться из-за неудач. В любом случае, рисование будет стимулировать детское воображение и обогащать жизнь новыми красками.

 

Художественное развитие детей через чтение книг

 

Чтение является фундаментальным навыком для функционирования в современном обществе. В школе детям прививают не только само умение складывать буквы в слова, но и любить родной язык и хорошую литературу. Многим знаком тот факт, что при обилии детской литературы дети не любят читать. Родители должны обратить на это внимание и с раннего возраста подавать личный пример, чтобы развитие малыша было гармоничным.

Чтение развивает ум. Обучение маленьких детей читать помогает им развивать свои языковые навыки. Чтение также помогает им научиться слушать. Нигде, как в книгах они не откроют столько новых вещей.

Чтение развивает воображение. Читая, ребенок может оказаться в любой точке мира. Он может почувствовать  себя царем или авантюристом, принцессой или волшебницей. Думая и переживая жизни героев, юный человечек ищет свое место в жизни, учиться жить и принимать важные решения.

Чтение стимулирует творчество. После чтения интересной захватывающей книги можно предложить ребенку придумать лучшее окончание или что-нибудь, что улучшило бы сюжет. Историю можно проиллюстрировать своими рисунками или составить другую с теми же персонажами.

 

Художественное развитие детей через прослушивание музыки

 

Не важно, обладает ли ваш ребенок выдающимися музыкальными данными или нет, исследования показывают, что обучение музыке благотворно влияет на умственное и духовное развитие детей. Недавние исследования показали, что музыка использует оба полушария мозга, что делает ее ценным инструментом развития. Музыка благотворно влияет на успехи ребенка в учебе, эмоциональное, физическое и духовное развитие.

Музыка влияет на развитие грамотности. Дети, которые поют, играют на музыкальном инструменте или слушают музыку под руководством учителя,  слышат и воспринимают ее по-новому. Это активизирует мозговую деятельности и все психические процессы.

Музыка пробуждает эмоциональность. Каждый ребенок нуждается в художественном «источнике питания», музыка может дать ему это. Звуки помогают чувствовать этот мир, восхищаться прекрасным, они способны пробудить все хорошее в человеке.

Музыка – это подарок, который вы можете дать своему ребенку, и он останется у него на всю жизнь.

 

Художественное развитие детей через просмотр фильмов

 

Иногда родители недовольны тем, что детей не оторвать от телевизора. Воспользуйтесь привычкой ребенка сидеть у телеэкрана и посмотрите вместе с ним хорошее семейное кино. Формируйте хороший вкус ребенка. В детских фильмах часто показывают мир глазами ребенка, они несут важную информацию для юного зрителя. Там можно найти ответы на вопросы, выбрать модель поведения и посмотреть на себя со стороны.

Совместный просмотр хороших фильмов благотворно влияет на психическое развитие ребенка: у него развивается уверенность в себе и чувство общности, вовлеченности в социум. Важно делиться мнением и впечатлениями после просмотра. Это имеет положительное влияние на восприимчивость детей к обучению, на их способность критически мыслить и грамотно излагать идеи. На сегодняшний момент существует великое множество документальных фильмов, которые развивают любознательность, повышают интеллектуальный уровень.

 

Художественное развитие детей через создание чего-либо своими руками

 

Создание творческих проектов, вообще, создание чего-то своими руками имеет важное значение для ребенка любого возраста. Часто эти попытки пугают родителей тестом в ковре, шалашом из одеял и подушек  и клеем в волосах. Тем не менее, мастерить поделки с детьми это очень увлекательно.

Манипулирование предметами с самого раннего возраста обеспечивает хорошую моторику. Это является основой для чистого и четкого письма. Со временем, после большего количества практики, пальцы малыша становятся способными управляться с ножницами, пластилином или напильником.

В дополнение к двигательным навыкам и выносливости, развивается творческий потенциал. Ребенок способен создавать настоящие произведения искусства.

В принципе, для создания поделки подходит все, что не является опасным для ребенка. Это могут быть повседневные вещи, такие как пакеты, прищепки или пробки, а также  природные материалы: камни, листья, ракушки или мох. В магазинах или специализированных магазинах, вы найдете огромное количество материалов: специальная бумага, войлок, поролон, бусины из стекла, дерева или пластика и т.д. Работа с различными материалами стимулирует творчество и способствует развитию мозга.

 

Художественное развитие детей должно стать важнейшей стороной воспитания и образования. Ребенок должен развиваться гармонично. Это происходит за счет развитие всего его потенциала и всех задатков. Обучение творчеству в разных его формах развивает визуально-пространственные навыки, предоставляет источник информации о мире. Художественное образование учит ребенка интерпретировать, критиковать и использовать визуальную информацию. В искусстве дети могут выразить себя и свою индивидуальность и стать полноценной личностью.

 

Автор статьи: Погодаева Ольга Александровна

www.rastut-goda.ru

Методическая разработка (старшая группа) на тему: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

 «Художественно-эстетическое развитие»

Средства эстетического развития дошкольников.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.

Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.
Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия.

Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения — все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.
Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов. Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними.

Главными среди них являются:

1.Целесообразность,практическая оправданность обстановки.

2.Чистота,простота,красота.

3.Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-желтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают красочность окружающего.

4.Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.
Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.
Изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей. Это — труд людей, жизнь детского сада, пейзажи, натюрморты, жизнь птиц и животных, сказочный мир. Во всех группах могут быть использованы натюрморты, эстампы с изображением животных, картины со сказочной тематикой. Пейзажи рекомендуется использовать в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др.

В комнате следует иметь не более 2—3 картин. 
Хорошо, когда есть одна большая картина, особо привлекающая внимание детей, и две-три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой, поэтому не следует помещать их слишком близко.

Менять картины и эстампы следует с учетом времени года, задач воспитательной работы с детьми.

Например, хорошо вывешивать картины, связанные с темой предстоящей беседы, чтением художественного произведения, игрой.
Важное место в оформлении детского сада должно принадлежать произведениям народного прикладного искусства.

Во всех группах должна быть представлена хохлома (мебель в книжном уголке и один-два предмета, которые меняются). Хорошо иметь веселую дымковскую игрушку, жестовские подносы, произведения из керамики. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату.
Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно.
С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения.

В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры.
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.
Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.
Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах.
Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, со своей улицы.

С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей с достопримечательностями города, села расширяется.

И где бы ни жили дети, в старших группах их обязательно знакомят со столицей нашей Родины Москвой, ее Красной площадью.
В процессе этой работы воспитатели дают детям представления о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание на своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж. Эти впечатления дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся все более сложными и красивыми. Отдельные здания, мосты, вокзалы начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения.

Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки… каждая из них есть-поэма».Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык — музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден В. А. Сухомлинский.

Изобразительное искусство также необходимо ребенку.

Оно дает ему богатые  зрительные образы.
На праздниках в детском саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное впечатление на дошкольников, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. Высоки требования, предъявляемые к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам коммунистического воспитания.
Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в связи с углублением задач эстетического воспитания. Это учтено в «Программе воспитания в детском саду», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы.
Наконец, очень важно качество исполнения художественных произведений для детей, от которого во многом зависит эстетическое воспитание ребенка.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.

Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Понятие, целевые ориентиры,  задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Понятие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Каждый взрослый и ребенок постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. В настоящее время проблема художественно — эстетического воспитания, развитие личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ.Б.Т. Лихачев дает определение эстетическому воспитанию, как целенаправленному процессу творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

Задачи художественно-эстетического развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Целевые ориентиры художественно-эстетического развития 

•  Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной деятельности.

•  Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам изобразительной деятельности, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

•  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, со
переживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

•  Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

•  Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым
другими.

•  Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

•  Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

•  У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

•  Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в изобразительной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

•  Проявляет ответственность за начатое дело.

•  Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
способен к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания и умения в изобразительной деятельности.

•  Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний,
положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

•  Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.

•  Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее многонациональности, важнейших исторических событиях.

•  Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

•  Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

nsportal.ru

что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

фото 1Педагоги подтверждают – чем раньше ребенок приобщается к художественно-эстетической сфере, тем более чутким восприятием в этой области будет обладать.

Тем эффективнее будет развиваться и мышление ребенка, и его желание заниматься творчеством.

 

 

Что это такое?

В педагогике под художественно-эстетическим развитием дошкольника понимают формирование способности воспринимать красоту окружающего мира, так и развитие способности проявлять творческую активность.

Эти качества закладываются у ребенка уже в дошкольном возрасте.

Художественно-эстетическое развитие выполняет следующие задачи:

  • Развивает эмоциональную сферу внутреннего мира ребенка.
  • Помогает накапливать эстетические знания и эталоны.
  • Формирует умение наслаждаться эстетическими объектами, а так же высказывать собственное отношение к ним.
  • Развивает способности в творческой сфере.

фото 1Эти задачи достигаются разнообразными формами и видами эстетического развития.

С дошкольниками проводят беседы на темы о возвышенном и прекрасном.

Большую роль играет общение с природой, которая является неисчерпаемым источником красоты.

Кроме того, важно, как организовано пространство, в котором находятся дети, оно так же несет воспитательное значение.

Дошкольники непосредственно участвуют в разнообразной творческой деятельности – рисование, танцы, музыка, ремесло и т. д. В праздниках и играх дети воплощают художественные идеи, с которыми познакомились в процессе обучения.

Существуют разнообразные формы организации художественно-эстетического развития:

  • Игры.
  • Учебные занятия.
  • Выставки.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

ВАЖНО! Подбирать форму и вид занятия в художественно-эстетической сфере необходимо в соответствии с возрастом и интересами воспитанников. Следует учитывать цели, к которым стремится педагог.

Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте

Существует огромное разнообразие творческих занятий, которые способствуют развитию художественного восприятия дошкольников, которые различаются по возрасту и виду творчества.

Занятия в 3-4 года

СПРАВКА! В этом возрасте малыши пока только учатся выражать позитивную реакцию, когда видят знакомые предметы. Они еще не готовы воспринимать художественный образ, но выбирают те или иные картинки просто потому, что они нравятся или напоминают знакомые предметы.

Один из эффективных способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — нетрадиционное рисование. Это дает стимул для развития способности нестандартно мыслить, экспериментировать. Арсенал нетрадиционного рисования очень разнообразен:

  • Рисование с помощью трафаретов – при этом краску накладывают на заранее подготовленный трафарет с помощью разнообразных инструментов: губки, кисточки, валика или даже обычных тряпочек.
  • Рисование штампами, ладошками, листьями, ватными палочками и т. п. – в этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет и делают оттиск на бумагу. Оттиски могут складываться в узоры, можно экспериментировать с цветом.
  • Рисование по мокрой бумаге – отличается от обычного рисования тем, что краску наносят на заранее увлажненный лист и она растекается, создавая неожиданные узоры. При этом ребенок учится следовать за тем, что получается, направлять процесс рисования.

Лепка из пластилина не только формирует художественно-эстетическое восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики, что очень важно в дошкольном возрасте. Чтобы углубить эффект от этих занятий, пластилиновые фигурки, вылепленные детьми, используют для инсценировки сказок.

ВАЖНО! Музыкальные занятия могут быть как самостоятельным видом творчества, так и сопровождать творческий процесс в других направлениях. Например, когда педагог включает музыку во время рисования или исполняет песенки вместе с детьми во время инсценировки сказок.

Занятия в 5-7 лет

СПРАВКА: В 5 лет ребенок уже способен получать эстетическое удовольствие от созерцания картины, но для него важнее цветовое решение, чем композиция. В 6-7 лет восприятие становится гораздо тоньше, дети улавливают внутреннее настроение изображения.

фото 2В этом возрасте возможности проведения творческих занятий с детьми расширяются, поскольку расширяются и способности малышей.

Старшие дошкольники владеют более сложными навыками и могут выполнять более сложные задания.

Например, дети 6-7 лет могут заниматься флористикой, квиллингом, бумагопластикой и т. п.

Флористика – создание композиций из растительных материалов. Требует от ребенка умения видеть образ, подбирать необходимые формы и оттенки цветов, аккуратно работать с хрупким материалом.

Для работы можно использовать листья, цветы, веточки, мох и другие растительные материалы.

Квиллинг – изготовление картин из скрученных полосок бумаги. Это довольно кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости. В художественном отношении дети учатся составлять композицию, подбирать цвета.

Бумагопластика – прекрасный инструмент для развития образного мышления. Изготавливая объемные модели из бумаги, дошкольники решают конструкторские задачи, проявляют фантазию и эстетический вкус. Кроме того, занятия бумагопластикой можно дополнить рассказыванием историй, театральной постановкой и другими формами творческого развития.

ВАЖНО! В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с шедеврами мировой художественной культуры – картинами, архитектурой, литературой (сказки, стихи) и т. д. Это происходит в форме бесед, просмотра фотографий, чтения.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть интересное видео про нетрадиционный способ рисования:

Таким образом, творческие способности – один из компонентов успешности человека в жизни. Существует огромное разнообразие способов развить в ребенке художественно-эстетические способности с самого раннего детства. Они постепенно усложняются вместе с взрослением малыша.

vashrebenok.org

Статья по теме: Художественно-творческое развитие дошкольников

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕДОШКОЛЬНИКОВ

        Проблема художественно-творческого развития волнует умы учёных исследователей со времён античности. Этот феномен человеческой деятельности рассматривается многими учеными, как «наивысшее проявление человеческого бытия» (И. Кант, Ф. Шеллинг).

Как вырастить из ребенка творческую личность? Проблема развития детского творчества является одной из самых актуальных, ведь речь идет о формировании индивидуальной, единственной в своём роде , личности на первых этапах её становления.

Почти все дети любят рисовать, лепить, делать разнообразные поделки. Для дошкольника это не просто приятное время препровождения, но и идеальный способ для развития мелкой моторики. В современных педагогических и психологических исследованиях доказано, что занятия творчеством дает толчок умственному и эстетическому развитию детей в дошкольном возрасте.  Это отмечали в своих трудах М.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, А.А. Венгер и др.

Художественное развитие детей дошкольного возраста позволяет родителям и воспитателям выявлять способности у одарённых детей. С помощью художественного развития можно развивать творческий потенциал всех детей без исключения. Ребенок ещё в дошкольном возрасте научится ценить прекрасное.

Самое важное условие для раскрытия творческих способностей детей -это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности. Каждый ребёнок должен чувствовать себя успешным в своих творческих начинаниях.

Занятия изобразительной деятельностью с самыми маленькими имеют цель-развитие творческого начала, самостоятельности и активности, видеть и чувствовать красоту окружающего мира и сохранить свою индивидуальность в процессе социализации. На занятиях изобразительной деятельностью дети учатся видеть прекрасное во всех его проявлениях, постигают сущность добра и зла. Детей учат понимать и различать другие виды искусства.

Стремление к созиданию ради самопознания — это «встреча с собой» (А.А. Мелик-Пашаев). Психологи утверждают, что в своих работах ребёнок узнаёт, на что способен. Учёные отмечают, что детская художественно-творческая деятельность универсальна и подвижна (В.В. Давыдов), инициативна и бескорыстна (Н.Н. Подъяков), избыточна (В.А. Петровский).

В дошкольном возрасте для развития художественно-творческой деятельности важно практическое экспериментирование, через игру сказку, собственную фантазию.

Большую роль в формировании детского художественного творчества играет воображение. Воображение влияет на чувства, а чувства на воображение. Стремление маленьких творцов к новизне, получению новых знаний толкают на освоение новых способов изображения, к экспериментам с материалами, созданию новых художественных образов.

Доказано, что художественное творчество детей формируется в условиях организованного процесса. Необходима определённая основа для его развития. Но никакое усвоение и овладение опытом невозможно без творческой активности. Творчество – это обязательное условие для полноценного развивающего обучения.  Дошкольный возраст является сензитивным к художественно — творческой деятельности, он в полной мере способствует самоутверждению и самовыражению формирующейся личности. Художественное творчество ребёнка – дошкольника является созданием «собственного продукта», в который он вложил свои знания, умения, эмоции, воображение, в конце концов, свое личностное понимание поставленной задачи и пути её решения.

Огромное значение для художественно – творческого развития детей имеет «интерес». А.А. Блащук считает составными элементами: эмоциональные проявления, характеризующие познавательную и творческую активность, волевые усилия для получения результата творческой деятельности.

Учёные выделили три основных компонента художественно – творческой деятельности детей – дошкольников: восприятие, исполнительство и творчество. Исследователи (Н.А. Ветлугина, О.П. Рыданова, Т.С. Комарова, Т.К. Васильева) утверждают, что только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно – творческое развитие ребенка.

Для успешного художественно – творческого развития  нужно создать индивидуальные условия для каждого ребёнка. Сложность используемых приёмов и методов находится в прямой зависимости от возраста и особенностей психики малыша на разных уровнях его развития.

Детское художественное творчество может носить не только профессионально – ориентированный характер. Но и решать задачи социально – культурного развития ребёнка. Работу необходимо выстраивать таким образом, чтобы каждый ребёнок мог порадоваться своему собственному результату или совместному с другими детьми или взрослыми, поделиться своими достижениями друг с другом, взаимопомощи и взаимовыручке. Применение нестандартных приёмов, форм обучения позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательскую деятельность.

Эстетическое воспитание – воспитание чувств, на которых основано сознание и интеллект. Когда чувства находятся в гармонии с окружающим миром, формируется гармоничная всесторонне – развитая личность.  

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о