Занятия с детьми с трех лет – Развивающие занятия для детей 3 лет чем занять ребенка дома

Содержание

Чем занять ребенка в 3 года дома: развивающие игры по возрасту

Заботливые родители направляют развлечения для ребенка 3 лет на развитие мелкой моторики, мышления, координации движения малыша. Если совместные игры детей с членами семьи грамотно продуманы, они улучшают физическое и психическое состояние трехлеток. Уча малышей играть дома самостоятельно, вы тренируете творческое мышление.

Совместные игры для детей и родителей

Заинтересовать развивающими играми трехлетнего малыша дома не так сложно, если мама и папа принимают в них активное участие. Чтобы ваш сын или дочь проявляли сообразительность и раскрывали свои таланты, предлагайте им разнообразные, увлекательные занятия.

Домашний театр

Первое театрализованное представление дома маме лучше подготовить самостоятельно. Начните с кукольного театра:

  1. Выберите любимую сказку сынишки или дочурки.
  2. Сделайте сказочных персонажей своими руками. Их можно вырезать из бумаги или сшить из лоскутов. Подыщите подходящие пластмассовые и мягкие игрушки.
  3. Соорудите небольшую ширму из стульев и ткани. Часто любопытство не дает маленьким мальчикам и девочкам усидеть на месте зрителя во время спектакля. Они заглядывают за ширму, чтобы понять, что и как устроено. Не останавливайте юных зрителей, они пытаются понять суть игры.

Домашний театр
Если вам удастся увлечь трехлетку совместным творчеством, он станет принимать активное участие в подготовке к следующей премьере. Особенно нравится деткам прятаться за ширмой и выступать в роли кукловода. Очень быстро ребенок научится самостоятельно создавать простые инсценировки. Со временем сына или дочку можно будет привлекать в небольшие постановки как актера, давая короткие, легкие роли.

У малыша, занятого в домашнем театре:

  • быстрее развивается речь;
  • активизируется познавательный процесс;
  • развиваются творческие способности, воображение;
  • улучшается память;
  • формируется наглядно-образное мышление;
  • развиваются нравственные качества.

Игрушечные прятки

Занять трехлетних мальчиков и девочек дома можно игрушечными прятками. Правила просты: родители прячут игрушку, а сын (дочка) ищет ее. Сначала кладите игрушку в какое-нибудь место на глазах у ребенка, просите найти ее. Постепенно усложняйте задание. Например, положите игрушечного зайца под подушку так, чтобы из-под нее выглядывали уши. Меняйтесь ролями. Делайте вид, что вы не можете найти игрушку – трехлетке будет весело.

Прятки с игрушками
Игрушечные прятки способствуют развитию у детей:

  • любознательности;
  • целеустремленности;
  • смекалки;
  • памяти;
  • образного мышления;
  • ориентации в пространстве.

Показ мод

Занимательное занятие «Показ мод» больше подходит девочкам. Предложите дочке на выбор несколько красивых детских вещей, свои шляпы, шарфы, перчатки, бусы и пр. Будьте терпеливы, помогайте малышке реализовать свои задумки, акцентируйте ее внимание на цветах, размерах вещей.

Домашний показ мод

«Показ мод» дома полезен, потому что:

  • тренирует навык одевания, различения цветов;
  • развивает образное мышление, внимание, память;
  • закладывает эстетический вкус;
  • расширяет кругозор, словарный запас.

Ролевые игры

Игра в доктора

Сюжетно-ролевые игры для ребенка 3 лет – одно из любимых занятий. Роль в сюжетной игре – это жизненная позиция сына или дочери. Наблюдая за поведением отпрыска в игровых ситуациях, вы можете видеть, как проявляется характер. Благодаря ролевым играм формируется личность маленького человека путем:

  1. расширения мировоззрения;
  2. отработки навыков общения;
  3. употребления слов вежливости;
  4. активизации познавательных процессов;
  5. развития дисциплинированности;
  6. проживания множества эмоциональных состояний.

Играя вдвоем с сыном или дочкой, предлагайте сначала несложные, короткие игровые сюжеты:

  • возить куклу на коляске;
  • сварить еду на детской кухне;
  • искупать и уложить спать куклу;
  • развесить кукольную одежду на веревке для сушки;
  • отвезти на машине кубики;
  • поставить автомобиль в гараж и пр.

Игра в строителей

Побуждайте занятого игрой малыша проговаривать действия персонажа. Это способствует развитию речи. Отвечайте на все заданные вопросы. Помните, что с помощью ваших ответов малыш познает жизнь. Постепенно усложняйте игру, выбирая и модулируя более длинные ролевые сюжеты:

  • дочки-матери;
  • у доктора;
  • на кухне;
  • строительство дома;
  • в магазине и т. д.

Меткий стрелок

Развить координацию движений, меткость, целеустремленность помогает подвижная игра «Меткий стрелок». Вам понадобятся мяч и корзина. Поставьте контейнер на таком расстоянии от малыша, чтобы он без усилий попадал в цель. Если забавы с мячом дома неприемлемы, сомните шары из мягкой бумаги. Поиграйте в эту игру втроем. Участие папы и мамы подзадорит ребенка.

Помните, что дети в 3 года болезненно переносят критику и свои неудачи. Увеличивайте расстояние до корзины постепенно. Время от времени специально не попадайте в цель. Когда маленькие мальчик или девочка видят, что и у взрослых иногда не получается достичь желаемого результата, они легче переносят разочарование.

Баскетбол для малышей

Маленький помощник

Занимайте ребенка помощью по дому. Перечень несложных заданий для трехлеток под руководством взрослого:

  • вытереть пыль;
  • отнести к столу салфетки;
  • положить книги, журналы на полку;
  • полить цветы из лейки;
  • помыть фрукты;
  • готовить фигурки из теста;
  • мыть пол;
  • пылесосить и пр.

Маленькие помощницы

Обязательно хвалите маленького помощника, проявляйте терпение. Привлекая ребенка к работе по дому, вы воспитываете в нем:

  • организованность;
  • уверенность в себе;
  • ответственность;
  • самостоятельность.

Домашний оркестр

Музыкальные игры с ребенком 3 лет развивают его слух, чувство ритма. Подготовьте игрушечные дудочки, самодельные трещотки, импровизированную ударную установку из мисок, пластмассовых ведер, картонных коробок и пр. На роль барабанных палочек подойдут чайные ложки. Покажите малышу, как извлекать звук. Простучите коротенькую мелодию.

Маленький барабанщик
Подыграйте сыну или дочери. Например, дудите, когда трехлетка барабанит. «Домашний оркестр» может так завлечь малыша, что вы успеете выполнить срочную работу по дому пока он занят. Развлекшись игрой за 15–20 минут, переключите внимание ребенка на другое занятие. Шумные мероприятия перевозбуждают нервную систему трехлеток. Это может сбить детский организм с привычного режима.

Самостоятельные игры для детей 3 лет

Грамотные родители приучают своих детей играть самостоятельно. Это удобно – взрослые могут заняться своими делами, присматривая за малышом. Самостоятельные игры для трехлетних детей очень полезны, потому что развивают:

  • Инициативность, ведь каждую минуту трехлетка сам принимает решение.
  • Способность находить альтернативные решения. Например, если нет игрушечной машинки, можно представить, что коробок – это автомобиль.
  • Настойчивость. К примеру, чтобы сложить картинку из пазлов, приходится много раз примерять элементы на совместимость.
  • Терпение, ведь нужно предпринимать несколько попыток, прежде чем ожидаемый результат будет достигнут.

Игры с мозаикой
Занять маленьких мальчиков и девочек самостоятельными играми можно с помощью:

  • пазлов;
  • конструктора;
  • кубиков;
  • мозаики.

Все детали для самостоятельных игр трехлетнего ребенка должны быть крупными, чтобы малыш случайно не проглотил их. Некоторые мамы прибегают к маленькой хитрости: часть игрушек убирают на месяц в шкаф. Через 30 дней они воспринимаются как новые. Малыш с радостью подолгу играет ими самостоятельно.

Занятия для детей 3–4 лет для развития моторики

Настольная игра для развития моторики

Речевые центры коры головного мозга человека находятся очень близко к зонам, ответственным за движение пальцев рук. Развивая мелкую моторику, вы одновременно способствуете восприятию и пониманию речи ребенком. Если он будет каждый день выполнять несложные упражнения для пальчиков, качество произношения звуков улучшится. Развлекательные игры для трехлетнего ребенка, улучшающие мелкую моторику:

  • Перекладывание кусочков поролона с помощью прищепки. Нарежьте небольшие квадратики цветной поролоновой губки. Скажите, что нужно переложить горячие пирожки (поролон) в тарелку куклы. Чтобы не обжечься, нужно обязательно пользоваться прищепкой.
  • Перекладывание из коробки в игрушечные тарелки, куклы, бусины-конфеты с помощью детского пинцета. Это задание сложнее предыдущего. Предлагайте его малышу, который хорошо научился пользоваться прищепкой.
  • Игра с орехами в скорлупе. Предложите разложить орешки (арахис, кедровые, фундук, грецкие, миндаль) по видам.
  • Взбивание воды с шампунем в пену венчиком.
  • Игра с макаронами. Насыпьте в посуду разные крупы и макаронные изделия (рожки, спирали). Все перемешайте. Попросите выбрать в отдельные миски макароны по видам.
  • Сюжетные игры с тематической сенсорной коробкой. Превратите пластмассовый контейнер в ферму. Для этого купите фигурки лошадей, овец, коров и т. д. Смысл игры заключается в том, чтобы кормить, поить домашних животных, насыпая в корыта для корма маленькой ложечкой гречку, чечевицу, горох. Вместо воды используйте гидрогель.
  • Пальчиковая гимнастика (варианты упражнений для пальцев, которые сопровождаются детскими стишками, можно найти в интернете).

Игры с тематической сенсорной коробкой

Развивающие игры для детей 3 лет

Занять трехлетнюю дочку или сына дома можно играми на логику. Такие занятия развивают мыслительную деятельность, тренируют смекалку. Вам придется купить необходимые реквизиты или изготовить самостоятельно. Общайтесь с детьми во время занятий спокойно и дружелюбно. Не настаивайте на продолжении, если им надоела игра.
Примеры развивающих занятий на логику:

  • Собирать простые фигурки из конструктора (кубиков, мозаики) по схемам. Схематичные рисунки для трехлеток должны содержать 3–5 элементов. Используйте логическую пирамидку «Геометрия». Ее детали знакомят малышей с геометрическим фигурами и основными цветами.
  • Строить простые закономерности.
    Предложите выложить из мозаики дорожку, где цвет чередуется через 1 элемент. Постепенно усложняйте задание. Например, 2 красных мозаики чередуются с 2 зелеными и т. д. Чтобы малышу не было скучно, скажите, например, что эта дорожка поможет зайчику добраться до друга медвежонка.
  • Сложить квадрат. Вырезать из цветного картона геометрическую фигуру, разрезать на 2–4 элемента. Предложить собрать из них квадрат.
  • Сложить узор из кубиков по схеме. В покупной игре одни грани куба однотонные, а другие поделены диагональю на 2 цвета. Это увеличивает число возможных вариаций узоров. Схемы прилагаются к комплекту.
  • Найти лишнее. Выложите в ряд из геометрических фигур, например, из 2 красных кружочков и 1 синего. Попросите убрать лишний элемент. Для трехлеток в норме умение различать объекты по цвету, форме и величине.

Логические игры для детей до 3 лет

Трехлетних детей необходимо обучать не только счету, но и направлениям (назад, вверх, вбок и пр.), понятию множества (1, 2 и много), размеров (большой, маленький). Примеры обучающих развивалок:

  • Найди пару. Приобретите наборы с одинаковыми фигурками (картинками). Разложите игрушки в ряд, попросите найти парные.
  • Счетные палочки. Складывайте из элементов несложные фигурки (ромб, квадрат, домик). Считайте с ребенком, сколько для этого понадобилось палочек. Озвучивайте название построенной геометрической фигуры для запоминания.
  • Яблоки созрели. Вырежьте из цветного картона дерево и плоды. К кроне пришейте небольшие пуговицы, а к яблокам приклейте петлю из нитки (резинки). Попросите ребенка прикрепить яблоки на дерево (развивается мелкая моторика). Собирая урожай, считайте плоды.
  • Сбор урожая. Подготовьте муляжи фруктов и овощей. Предложите разложить отдельно овощи и фрукты. Считайте, сколько плодов в каждой корзинке. Сортируйте их по цвету и виду.
  • «Много–мало». Сложите в один ящик 10 кубиков, а в другой – 3. Попросите малыша показать, где много игрушек, а где мало. Тренируйте понятие «много–мало» на конфетах, книжках и пр.

Настольная игра Сбор урожая

Творческие занятия с детьми

Занимайтесь дома с ребенком рисованием, лепкой, изготовлением поделок из природных материалов, чтобы развить у него креативное мышление, воображение, собственный взгляд на мир. Чем бы вы ни занимали дома малыша, главное – не ругать и не насмехаться над результатом его труда.

Пальчиковое рисование

Рисование

В возрасте 1–3 лет закладывается любовь детей к рисованию. Они еще плохо чувствуют границы листа, поэтому предлагайте малышам для творчества большой ватман, обратную сторону рулона обоев.

Маленький художник

Важные этапы обучения рисованию и правильные действия родителей:

  1. Изучение художественных инструментов. Позвольте трехлетке рисовать не только карандашами, кистью, но и пальцами. Так происходит сенсорное получение информации. Не стоит пока уделять пристальное внимание тому, как ваши дочка или сын держат карандаш.
  2. Бесформенные рисунки. Малыш начинает искать смысл в нарисованных каракулях. Он указывает на свои каляки-маляки и рассказывает родителям, что он нарисовал. Соответствие предмета и рисунка малышу пока не важно. РСын или дочь говорит о своих ощущениях. Не переубеждайте, не говорите, что изображение не похоже. Не навязывайте свои шаблоны.
  3. Первые осмысленные изображения. Если на рисунке вы увидели, например, окружность с несколькими лучами, и ваш ребенок говорит, что это ежик, значит, он рисовал осознанно. Не говорите «плохо» или «хорошо». Пусть малыш расскажет, что он пытался изобразить.

Предлагайте трехлетке нетрадиционные виды рисования:

  • Штампами. Наборы приспособлений для оттиска детского рисунка можно купить.
  • Нанесение краски на трафарет с помощью губки.
  • На манке. Это аналог рисунка на песке.

Рисунки штампами

Техники рисования для трехлеток:

  • закрашивание;
  • свободное рисование – каляки-маляки;
  • изображение точек, линий, зигзагов, волн;
  • дорисовывание фигур (нарисовать, например, две стороны треугольника, а ребенок дорисовывает третью).

Лепка

Заняв ребенка в три года лепкой, вы будете способствовать развитию:

  • мелкой моторики;
  • тактильной чувствительности;
  • внимательности;
  • творческого мышления;
  • усидчивости;
  • трудолюбия.

Лепка из пластилина

Чтобы малышу было интересно лепить, обеспечьте его ножом для пластилина, стекой, различными формами. Организуйте хорошо освещенное рабочее место подальше от мягкой мебели. Сначала трехлетние мальчики или девочки должны освоить технику:

  • разминания пластилина в лепешку;
  • скатывания шарика, колбаски на доске;
  • сплющивания шара и столбика;
  • прищипывания края изделия двумя пальцами.

Постепенно усложняйте задание, покажите детям, как лепить:

  • яблоко;
  • улитку;
  • леденец на палочке;
  • божью коровку и пр.

Поделка Улитка из пластилина пошагово

Видео

mosmama.ru

Конспект игрового занятия «Дом» для детей 3-го года жизни

Игровое занятие для детей третьего года жизни, тема: «Дом»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Учить детей понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
Закрепить умение считать до трех, а также умение сравнивать совокупности «один-много».
Формировать образное и пространственное мышление.
Познакомить детей с геометрической фигурой «квадрат».
Упражнять в звукоподражании и чётком произнесение звуков.
Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов «на», «в», «под», «из».
Учить согласовывать числительные с существительными.
Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нужном месте; лепить из пластилина приемом «прямое раскатывание»; точно наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать речевое внимание и мелкую моторику.

Оборудование:

Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
Картинка-фон с изображением домиков, бумажные окна-квадраты, клеящие карандаши.
Парные картинки с изображением домиков.
Построенные из конструктора одно-, двух- и трехэтажный домики.
Деревянные шпатели. Разноцветные прищепки.
Крупный строительный материал, различные атрибуты для полосы препятствий.
Картинка-схема домика, детали этих домиков из цветного картона.
Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска.
Лист бумаги с нарисованными двумя вертикальными линиями, пластилин.
Развивающая игра «Подбери ключ к замку».
Картинка с изображением трех домиков. Фигурки жирафов, бегемотов и змеек.
Аудиозаписи: «На двери замок», «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом» (Железновы).

Ход занятия:

Приветствие

Здравствуй, солнце золотое! 
(Руки вверх с растопыренными пальчиками — имитация солнечных лучей)
 
Здравствуй, небо голубое! 
(Руки рисуют «облака» на небе)

 Здравствуй, вольный ветерок! 
(Родители слегка дуют на головки малышам)
 
Здравствуй, маленький дружок! 
(Погладить по головке ребёнка)

Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!
(Педагог подает руку каждому ребёнку и здоровается)

Пальчиковая игра «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
(Ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)

Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
(Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)

Есть еще одно, повыше.
(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)

Есть труба вверху на крыше.
(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)

Дом готов, зовем гостей:
Приходите поскорей!
(Приглашающий жест рукой)

Дидактическая игра «Домик на горе»

- На картинке нарисовано небо и земля. Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
А теперь выложите на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? На небо.
А вокруг дома выросли цветы. Где вы разложите цветы? На земле вокруг дома.
Сколько у вас домов? Один дом. Сколько цветов? Много цветов. Сколько солнышек? Одно солнышко. Сколько облаков? Два облака.

Аппликация «Окна»

- Вот новые красивые дома. Но как в них заселять жильцов? Окон то нет! Давайте сделаем окна для этих домиков. Вот окна — квадраты. Приклейте их в нужном месте.

Парные картинки «Домики»

- Вот картинки потерялись. Найдите точно такую же картинку.
Дети находят точно такую же картинку как у них. Картинки раскладываются на ковре, а их пары раздаются детям.

Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»

- Перед вами домики. Давайте их сосчитаем. Один, два, три. Посмотрите, какой из домиков самый высокий? А какой самый низкий? Сосчитайте, сколько этажей в самом высоком домике? Сколько этажей в самом низком домике? Сколько этажей в среднем домике?

- Сейчас я накрою платочками все три домика, а вы отгадаете, где какой домик спрятан. Под каким платочком спрятан самый низкий домик? Самый высокий? Средний домик?

Игра с прищепками «Красивый забор»

Вот дощечки, а вот прищепки. Давайте сделаем из них красивый забор для наших домиков. 

Динамическая пауза «На стройке»

- Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете?

Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия (пеньки, «лужи» и т. п.)

Конструирование «Выложи домик»

- На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и выкладывайте их в нужном месте на схеме. Где нарисована треугольная крыша — туда приложите цветной треугольник, где квадратное окно — приложите квадрат.

Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»

Как свистит чайник? С-с-с.
Как звенит будильник? З-з-з.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.

Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»

- Наступил вечер, стало темно. Нужно включить свет и тогда загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и приставляйте к окошку.

Музыкальная пальчиковая игра «Есть в лесу из бревен дом»

Проводится пальчиковая игра под аудиозапись Железновых.

Лепка «Лестница»

- Нужно починить старую лесенку, у которой сломались ступеньки. Здесь у нас приготовлен пластилин. Аккуратно раскатывайте тонкие колбаски и приделывайте их к нашей лесенке.

Вверх по лесенке шагаем
Все ступеньки посчитаем:
Раз, два, три, четыре, пять — 
Очень весело считать!
Раз, два, три, четыре, пять — 
Очень весело шагать!

Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку»

Дети под музыку подбирают ключики к замкам одинакового цвета и открывают их.

Домик на лужочке,
Все двери на замочке.
Ключики все подберем
И избушку отопрем.

Дидактическая игра «Чей домик»

- На картинке изображены три домика — высокий, пониже и низкий. Детям раздаются три фигурки — жираф, бегемот и змея.
Дети, подумайте, кто в коком домике живет? В каком домике живет жираф? В самом высоком домике. Почему вы так решили? А в каком домике живет бегемот? Бегемот живет в домике пониже. Почему? Какой домик подойдет для змеи? Для змеи подойдет домик самый низкий. Почему?

Скачать конспект занятия и тематическую подборку игр, картинок и упражнений на тему «Дом» для детей 2-3 лет

vospitatel.com.ua

Занятия с детьми дома. Речевые игры с детьми 3 лет.

Речевые игры с детьми: предлоги в, на, под, около. Игры для детей 3-4 лет.

Занятия с детьми дома  по развитию речи должны проводиться в форме интересных игр, увлекающих и маму, и детей.  Домашние речевые игры с детьми трех лет направлены на: 1) развитие мышления ребенка, 2) обогащение словаря малыша новыми словами, 3) развитие языкового чутья, 4) предупреждение грамматических ошибок, 5) развитие умения связно выражать свои мысли, 6) развитие артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков.

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр  затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать)

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Все малыши трех-четырех лет очень любят играть и очень легко учатся в игре. Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет родителям  научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

Предлагаю серию таких домашних речевых игр из моей игровой копилки для проведения занятий с детьми дома, на даче и в дороге.

Игра 1. Играем в прятки с Мишкой

Возьмите в руки любимую игрушку ребенка, например мишку. Предложите малышу поиграть с мишкой в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик или любой другой предмет), а мишка – ее искать».

Мишка закрывает глаза  (поверните игрушку мордочкой к стене), мы с ребенком  в это время прячем конфету. Затем Мишка открывает глаза и  начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом мишка будто бы говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место: «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т.п.) ее спрятал от меня? Может быть в столе??? Ой, и в столе нет…. Может быть, подскажешь, где она? А!!!! Около стола!!! Вот она!!!!» (Мишка радостно дает конфету ребенку)

В этой игре ребенок пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи Мишки, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет:

1)   Каждый раз меняйте предмет, который прячете и игрушку. Например, зайка может искать настоящую морковку, кукла – бантик, собачка – миску с едой,  и т.д. в зависимости от того, какие игрушки есть у Вас дома.

2)   Каждый раз меняйте и предмет,  у которого Вы прячете секрет для игрушки:

  • В коробке для игрушек, на коробке, под коробкой, около коробки
  • В сумке,  на сумке, под сумкой, около сумки
  • В пенале, на пенале, под пеналом, около пенала
  • В буфете, на буфете, под буфетом, около буфета
  • В шкафе, на шкафе, под шкафом, около шкафа.

Т.е.  в первый раз искал мишка конфету на столе, под столом и т.д. В следующий раз кукла ищет бантик в шкафу, на шкафу, под шкафом и т.д.  В третий раз бегемотик ищет мячик  на сумке, в сумке. В четвертый игрушечный цыпленок ищет свою маму-курочку  и т.д.

При повторении игры малыш захочет подсказывать персонажу местонахождение предмета, дайте ему такую возможность. Только вот персонаж у нас будет не очень понятливый. «Под коробкой ищи», — кричит Ваш сын. «А! Под коробкой, сейчас посмотрю», — говорит зайка. А ищет-то неправильно —  на коробке. «Да не на коробке, а под коробкой», — исправляет трехлетний ребенок. «А!!! Понял, — говорит зайка, и снова ошибается, ища около коробки. «Ты около коробки ищешь, а надо  искать под коробкой», — сочувственно произносит Ваш ребенок. И зайчик его слушается и находит предмет.  Задача речевой игры выполнена – ребенок  незаметно для себя научился правильно употреблять эти 4 предлога.

Прием преднамеренной ошибки прекрасный прием в проведении речевых игр с детьми по любой теме. Исправляя героя и обучая его, дети сами быстро и легко усваивают учебный материал.

Как часто стоит проводить такие занятия с детьми дома? Какова  должна быть их продолжительность? Продолжительность игры обычно – 5 минут. Если ребенок делает ошибки, то лучше проводить речевую игру ежедневно с разными игрушками. Главный принцип — «лучше два раза в день по  5 минут, чем один раз в день 10 минут до усталости». Игру надо прекращать тогда, когда малыш еще хочет ее продолжить.

Игра 2. Котёнок и собака

Эта игра  — одна из самых любимых у моих маленьких учеников. Мы ее придумали с детьми 6 лет, но в нее с удовольствием играют дети от 3 до 10 лет и даже их мамы. Это одна из любимых игр родителей и детей в дороге, в очереди или другом месте, где надо занять малыша. Её несомненное достоинство – она не требует ни специальных предметов, ни места и при этом очень интересна детям.

Кстати, во все игры этой рубрики можно играть не только на русском языке. Когда дети вырастут, их можно будет использовать и для обучения иностранному языку.

Играем мы в эту речевую игру так.

1. Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок (5 лет и более). Он играет роль собачки.

2.Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая.

3. Показываем указательный палец другой руки.  Это котенок.

4. Котенок маленький, он любит прыгать. Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок). Под домик (указательный пальчик поставить под домик). Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка). Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав» . Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась). Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.

5. В дальнейшем команды  водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.

6. При повторении речевой игры можно специально путать детей. Мои любимые варианты:

  • Говорить ритмично и медленно: на-под-на-под-на-под и т.д. много раз (ребенок начинает ритмично подговаривать – повторять эти слова и от монотонности теряет бдительность), и в это время нужно резко  неожиданно  для ребенка сказать – «в домик!»
  • Говорить резко и быстро команду «на домик». Дети начинают прятать котят в дом. «Разве я сказала в домик? Собачки нет, котенок на домике сидит». И тут же дать следующую команду  очень мягко  и вкрадчиво —  «В домик». Ребенок ожидает, что команда ловить котят будет произнесена резко и быстро, и чаще всего не успевает убежать от собачки или успевает убежать в самый последний момент. Этот вариант приучает ребенка ориентироваться на содержание слов, а не на интонацию.
  • Чередование разных вариантов игры очень интригует детей. Они всегда ждут от взрослого подвоха и поэтому очень внимательно слушают его слова и выполняют команды, что нам и нужно!

В данной речевой игре ребенок в-основном еще только слышит пространственные предлоги, сам их не говорит. Но уже должен правильно выполнять команды, т.е. соотносить слово и положение предмета. В дальнейшем ему можно давать роль ведущего. Но здесь всё зависит от особенностей ребенка:  для 3-летнего медлительного малыша эта роль не очень подойдет, но зато подвижный шустрый ребенок выполнит ее с удовольствием.

Занятия с детьми дома – это всегда радость и для взрослого, и для ребенка. Нельзя принуждать  ребенка заниматься, нужно внимательно за ним наблюдать и делать игры интересными и увлекательными. Как сделать занятия и игры увлекательными для детей трех лет? Мой опыт показывает, что золотым ключиком к этому будет проведение игр с любимыми персонажами ребенка и любимыми сюжетами сказок. Один малыш будет с удовольствием играть с обычным зайчиком, другому больше нравятся динозавры, третьему – смешарики. Используйте этот ключ – и у Вас всё получится!

В третьей игре мы переходим к следующему этапу – активному употреблению в речи предлогов на, под, в, около.

Игра 3. Загадки

Вариант 1

Положите на стол коробку и спрячьте несколько игрушек в коробку, несколько на коробку, несколько под коробку, и несколько предметов положите около коробки.

Предложите ребенку отгадать Вашу загадку. Например: «Эта игрушка лежит  в коробке. Она большая». «Это мячик!», — догадывается ребенок. Ведь в коробке только две игрушки – большой мячик и маленький зайчик.

«А теперь ты мне загадай загадку», — просит мама. «Это на коробке», — говорит ребенок трех лет. Вы спрашиваете: «Он длинный?» «Нет», — отвечает малыш. «А он желтый или оранжевый?», — спрашиваете Вы.  — «Оранжевый».  – «Я догадалась. Это апельсин?»

В этой игре от ребенка уже требуется точно назвать местонахождение предмета, употребив нужный пространственный предлог.

Чтобы усложнить отгадывание можно класть больше предметов, подбирая их разного цвета, формы, размера.

Ваш ребенок с удовольствием будет принимать участие в раскладывании предметов и загадывать Вам загадки – разрешите ему это сделать. Обучая Вас ребенок учится сам! А еще ребенок 3 лет великолепно учится, загадывая загадки игрушке, особенно если игрушка «непонятливая» и часто ошибается. Исправляя ошибки игрушки, ребенок уже не допустит их сам!

Вариант 2

Для речевой игры возьмите 5 предметов. Один положите на коробку, два – около коробки, один – в коробку, один – под коробку. Ребенку нужно запомнить, где что находится. Закройте покрывалом Ваши игрушки и коробку и спросите ребенка: «Где спрятался ёжик / белочка и т.д.» Загадайте загадку: «Он белый, пушистый, с длинным ушами. Где он сидит?» Уберите платок или покрывало и проверьте. Отгадав, ребенок получает игрушку.

Преимущество занятий с детьми дома в  отличие от занятий в группе детей в том, что мама всегда может подстроиться под интересы  ребенка, подольше задержаться на том, что вызывает у него сложности. Если ребенок не ошибается в словах «под» и «около», но путается в предлогах  «на» и «в» —  то в нескольких играх используйте только эти два трудных для малыша слова, пока он не перестанет ошибаться. А затем уже введите в речевую игру все 4 слова.

Игра 4. Что изменилось? (предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку  запомнить, кто где находится.  Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.

Если малышу трудно назвать, что изменилось, немного подскажите ему: » Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь! Умница, какая ты внимательная!!!»

Игру можно повторять несколько раз с разными игрушками и предметами.

Еще о развивающих речевых играх с предлогами по теме  «Ориентация  в пространстве»  Вы найдете интересную информацию в статьях сайта:

Статья 1.  Ваш малыш освоил употребление предлогов на, под, в, около. Теперь пришел черед научиться правильно употреблять предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ. Об этом в следующей статье – «Ориентация в пространстве. Игры для детей 3-4 лет », где Вы найдете новые речевые игры с детьми из моей копилки.

Статья 2.   А также приглашаю Вас познакомиться со статьей с играми по развитию у ребенка ориентации в пространстве «Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве». Из нее Вы узнаете, как научить ребенка различать такие слова как  «право» и «лево», «вверху» и «внизу», «впереди» и «позади», познакомить его с планом и картой и многое другое.

Статья 3.  Занимательные игры с предлогами в картинках, стихах, заданиях Вы найдете в статье «Предлоги в картинках, играх, стихах и заданиях для детей»

Статья 4. Интересную  увлекательную игру с предлогами «Где мышонок» Вы найдете в статье «Игры для развития речи»

 До новых встреч в рубриках «Развитие речи ребенка 3- 4 лет» и «Мир вокруг нас»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Комплекс упражнений для развития ребенка в 3 года

Ребенок третьего года жизни активно развивается и познает окружающий мир во всех его проявлениях. В этом возрасте ребенку все интересно, он стремится к познанию. Самое время проводить с ним развивающие занятия в форме игры.

Родителям следует начинать приучать трехлетнего малыша к порядку, чистоте и дисциплине.

Для ребенка в 3 года упражнения на мелкую моторику считаются особо важными. Любое упражнение, развивающее пальчики, одновременно развивает речь, память, внимание, мышление и усидчивость малыша. Развивайте пальчики своего ребенка лепкой, рисованием, специальными упражнениями, и вы увидите, что общее развитие малыша и его мозговая активность станут гораздо эффективней.

Далее в этой статье мы расскажем об особенностях трехлетнего возраста и упражнениях для развития ребенка в 3 года.

Развитие ребенка в 3 года

Особенности развития трехлетних детей

В возрасте 2-3 лет большинство детей уже умеют достаточно понятно выражать свои мысли. Малыши знают названия предметов и объектов, могут описывать состояние окружающей среды («холодно», «темно», «поздно»), а так же свои собственные ощущения («страшно», «горячо», «вкусно»). В этом возрасте ребенок уже умеет говорить и нужно учить его делать это правильно, подбирать правильные выражения и фразы, пополнять словарный запас.

В этом возрасте малыши очень активны, они практически постоянно находятся в движении, познавая окружающий мир. Самое время направлять этот интерес в нужное русло. В три года ребенок начинает осознавать себя как личность, в нем развиваются коммуникативные навыки и интерес к окружающему миру, малыш начинает задавать вопросы, становится «почемучкой».

Примите во внимание, что во время упражнений для ребенка в 3 года необходимо предоставлять малышу самостоятельность, уважительно относиться к нему и давать ему возможность осуществлять самостоятельный выбор. При необходимости оказывайте ребенку помощь в виде подсказки или направления его рук и пальчиков.

Упражнения для ребенка в 2 и 3 года

Матрешка. Дайте ребенку собирать матрешку или стаканчики, которые вкладываются по размеру. Важно, чтобы малыш научился различать предметы по величине и складывать их один в другой. Данное упражнение развивает восприятие, моторику, способствует сенсорному развитию и координации.

Лепка. Научите ребенка лепить из пластилина. Это одно из самых важных и необходимых упражнений для ребенка в 2 и 3 года, развивающих мелкую моторику, творческое мышление и навыки. Начните с небольшого кусочка пластилина или теста для лепки. Покажите малышу, как сформировать шарик, палочку и т.д. Когда малыш научится лепить простые формы, начните делать из них простые фигурки.

Вдавливание мелких предметов (семян, крупы, бусин) в пластилин. Делайте с малышом аппликации и картины на пластилине из различных круп и семян. Упражнение отлично развивает мелкую моторику и образное мышление. Можно создавать картины из пластилина или добавлять элементы в аппликацию или рисунок, размазывая пластилин по бумаге (например, желтые лучи солнца, синюю реку).

Складывание мелких предметов в бутылку. Предложите малышу опускать в горлышко бутылки  двумя пальчиками мелкие предметы – рожки, фасоль, бусинки, мозаику.

Откручивание крышек. Для занятий приготовьте несколько пластиковых бутылочек с крышками разного диаметра. Чтобы малышу было интереснее, можно положить вовнутрь бутылок небольшие сюрпризы.

Пересыпание. Упражнение можно выполнять с любыми видами круп, песком в песочнице. Предложите малышу при помощи воронки и ложки пересыпать вещества из одной посуды в другую. Упражнение прекрасно развивает координацию.

Комплекс упражнений для ребенка в 3 года

«Вырезание». Отличное упражнение для ребенка в 3 года. Развивает мелкую моторику и координацию. Покажите малышу, как нужно правильно пользоваться ножницами. Для занятий купите специальные ножницы небольшого размера с закругленными кончиками. Сначала пробуйте вырезать вместе, потом пусть ребенок учится делать это самостоятельно. Можно просто нарезать полоски бумаги. Когда ребенок научится делать это хорошо, постепенно усложняйте задачу, выбирая более сложные контуры – геометрические фигуры или очертания предметов.

Конструктор. У трехлетнего ребенка обязательно должно быть несколько видов конструкторов с разными принципами соединения деталей. Если у малыша не получается что-то собрать, помогите ему, подскажите, после чего предоставьте возможность самостоятельной работы. Упражнение великолепно развивает воображение, координацию, сообразительность и мелкую моторику.

Шнуровки. Научите малыша вдевать и протягивать шнурки. Можно использовать специальные игры, которые продаются в магазинах в большом ассортименте, или изготовьте шнуровку сами, сделав несколько дырочек на листе плотного картона. Для занятия лучше использовать цветные шнурки, которые лучше привлекут и удержат внимание ребенка. Можно нанизывать крупные бусины на шнурки. Упражнение способствует развитию мелкой моторики и координации ребенка.

Узелки, крючки и молнии. Развязывайте и завязывайте с малышом различные узелки и бантики, застегивайте пуговицы, липучки и молнии. Упражнение не только развивает моторику и координацию, но и поможет малышу быстрее научиться одеваться и раздеваться без посторонней помощи. Сначала пусть ребенок застегивает и расстегивает застежки разного типа на другом человеке или игрушке. Когда у него начнет получаться делать это, можно переходить на собственную одежду.

Мозаика. Покажите малышу примеры собирания фигур из мозаики или подручных средств. Можно использовать макароны, спички, счетные палочки, мелки. Упражнение развивает моторику, координацию, образное мышление, фантазию и усидчивость ребенка.

Комплекс упражнений для ребенка в 3 года на мелкую моторику имеет огромное значение для развития малыша. Желаем Вам успехов в этом важном и интересном деле!

ymadam.net

Краткий план занятий с детьми 1-3 лет - запись пользователя Мария (masha_gold) в сообществе Воспитание, психология - от года до трех в категории Вопросы по досугу с детьми

Физическое развитие и шумные игры

1.Ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)
2. Бег (догонялки, с препятствиями)
3. Игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)
4. Бить по мячу ногой
5. Учиться прыгать на месте (можно на батуте).
6. Прыжки (через препятствия, резинки, классики)
7. Лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
8. Для ног массаж и на спине (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках и т.п.)
9. Хороводы и танцы (ближе к 2 годам)
10. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках
11. Плаванье или игры в воде
12. Прятки и жмурки
13. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками
14. Логоритмика - танцы под музыку Железновых и др.
15. Велосипед
16. «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
17. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
18. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
19. Учиться переносить различные предметы на подносе.
20. На улице - побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти - значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
21. Ходить по наклонным поверхностям
22. Толкать тележку, игрушечную коляску.
23. Тянуть за собой предметы на веревочке.
24. Игры на фитболе по возрасту.
25. Учиться катать машинку через "тоннель".
26. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
27. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Моторика
1. Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)
2. Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)
3. Что-то рвать
4. Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)
5. Всякие липкие картинки
6. Готовим из теста, салаты, чай и т.п.
7. Шнуровки разные
8. Песок (куличики, секретики)
9. Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин
10. Конструкторы, кубики, блоки
11. Пальчиковые игры

Творчество
1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе ("washable") - они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато - нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются..
2.Рисование пальчиками.
3. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
4. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
5. Рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам - кружки. Важно - навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
6. Лепка из пластилина, теста - учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально - что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух - у всех по-разному.
7.Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги
8. Ножницы детские (учиться резать)
9. Природный материал - поделки (шишки, орехи, камешки)
10. Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)

Ролевые игры
1. Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.
2. Магазин, парикмахерская
3. Машинки и другие виды транспорта
4. Ближе к двум годам - игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.)

Память, логика, цвет, форма, объем
1. С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)
2. Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)
3. Домино
4. Пазлы, разрезные картинки, подбор формы
5. Игры Никитина
6. Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.
7. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например - сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.)
8. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
9. Собери из частей - игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
10. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
11. Ближе к двум годам - собирание пирамидки из кубиков разного размера:
12. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
13. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
14. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания
1. Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
2. Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку - малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает - зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов
1. Большой-маленький.
2. Названия цветов (как базовых - синий, красный и т.п. так и нетипичных - салатовый, розовый и т.п.).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой-мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий -тяжелый

Лексические темы
1. Посуда.
2. Рыбы.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи

Слух, запах, вкус, тактильные ощущения
1. Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)
2. Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.
3. Угадывать запахи и вкусы
4. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
5. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
6. Ощупывание природных материалов на улице - кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба - пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
7. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани

Чтение, счет, развитие речи
1. Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг, кубики Зайцева, презентации по Доману и прочие.
2. Счет предметов, сопоставление цифры и количества.
3. Вставлять слово или фразу в стишок
4. Рассказы с наводящими вопросами, специальными ошибками,
5. Придумать имя предмету, дню
6. Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)
7. Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки
8.Звукоподражание
9. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) - навык индивидуальный - у многих он развивается уже после двух лет.
10. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
11. Читать книги

Развитие музыкального слуха, чувства ритма
1. Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко - тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
5.«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам - как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
6. Знакомимся с понятиями «шум - тишина».
7. Прослушивание классической музыки фоном.
8. Активное слушанье классической музыки - обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» - ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух - "принеси куклу, дай мячик").

Мир вокруг нас
1. Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)
2. Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)
3. Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники
4. Выращивать растения, кормить птиц
5. Свет и тени
6. Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.
7. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
8. Пить из трубочки, из чашки.
9. Мыть посуду, пол, подметать и т.п.
10. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").
11. Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице). Что съедобное что нет.
12. Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)
13. Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.
14. Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)
15. Измерения (рост, длина, вес, объем)
16. Общение, этикет, телефон, вежливость
17. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы - гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
18. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку - уважать его право играть своими игрушками.
19. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) - вешать белье, приносить предметы и т.п.
20. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
21. Помогать маме готовить кашу - насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
22. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
23. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

лексические ошибки это

www.babyblog.ru

обретение и закрепление полезных навыков

В этой статье:

С трех до четырех лет развитие ребенка происходит настолько активно, что родители не всегда успевают фиксировать новые достижения крохи. Малыш становится очень сознательным и самостоятельным, что обусловлено резким скачком в физическом и психологическом развитии.

В арсенале крохи развитие ребенка в 3 5 годаотмечаются новые навыки, появление которых сопряжено с его повышенным желанием как можно ближе познакомиться с окружающим миром.

Взрослые замечают, что общаться с ребенком в 3,5 года становится все более увлекательно. Малыш способен поддерживать разговор, радует и удивляет наивными и в то же время потрясающе глубокими вопросами, проявляет сострадание, поддержку в заботе о близких.

Именно в этом возрасте между родителями и малышом устанавливается наиболее прочная эмоциональная связь, пренебрегать которой будет крайне неосмотрительно со стороны старших.

Особенности физиологического развития малыша

Физическое развитие ребенка в три с половиной года позволяет ему делать много того, чего он не умел еще каких-то несколько месяцев назад. Одно из основных достижений —способность делать сразу развитие ребенка в 3 5 годанесколько действий. Это умение является прямым доказательством активного психического развития, ведь за скоординированные действия отвечает именно мозг.

Тело малыша в 3,5 года отличается ловкостью, отличной координацией, гибкостью. Если проанализировать возраст, в котором успешные спортсмены начали заниматься спортом, то станет ясно, что многие из них начали обучение в спортивной секции именно в 3,5 года.

Родителям малышей, возраст которых перешагнул за отметку в 3,5 года, стоит серьезно подумать о том, каким видом спорта их можно увлечь. Совсем не обязательно делать это с перспективой вырастить великого спортсмена, но для развития общей двигательной активности такие занятия не помешают.

Как проявляется усовершенствование физической формы ребенка на четвертом году жизни? Кроха действительно на многое способен. Он умеет:

  • ездить на развитие ребенка в 3 5 годатрехколесном велосипеде и самокате;
  • бегать и прыгать с преодолением препятствий;
  • спускаться и подниматься по лестнице бегом;
  • забираться на лестницы, турники, способен некоторое время продержаться на перекладине;
  • точно попадать по мячу, следуя правилам игры, и многое другое.

Естественно, что на четвертом году жизни малыш должен как можно больше времени проводить на улице, совершенствуя познавательное и двигательное развитие.

Основные навыки крохи в три с половиной года

В 3,5 года для ребенка не составляет труда делать многое из того, что умеют делать взрослые, причем сознательно, а не просто копируя их движения. Малыш, как правило, уже умеет пользоваться туалетом, самостоятельно умывается, одевается, моет руки и чистит зубы.

Понимая, что развитие ребенка в 3 5 годатеперь многое им под силу, дети проявляют энтузиазм, когда родители поручают им выполнение каких-либо домашних дел. В свою очередь взрослые не должны пренебрегать желанием и интересом крохи, время от времени поручая ему выполнение простых поручений, связанных с помощью на кухне, уборкой в доме, уходом за домашними питомцами.

Нужно понимать, что кроха в 3,5 года более чувствителен, чем это может показаться на первый взгляд. Для ребенка крайне необходимо постоянно чувствовать поддержку родителей, получать адекватную похвалу за выполненное задание.Ребенок больше расстроится, когда сделает ошибку, не потому, что не смог выполнить задание, а из-за мыслей о том, что он будет лишен одобрения.

Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни

На первый взгляд еще совсем маленький, хрупкий и ранимый, малыш в три с половиной года внутренне уже достаточно взрослый для того, чтобы начинать с ним заниматься.

Здорово, если у родителей есть возможность оформить кроху в школу раннего развития, где он сможет работать по современным эффективным программам в группе одногодок. Если такой возможности развитие ребенка в 3 5 годанет, то родители должны приложить усилия и взять развитие ребенка в свои руки, разрабатывая собственные программы – конечно, без фанатизма.

Что касается развития психологии ребенка, то возраст 3,5 года является самым сложным в этом отношении как для него самого, так и окружающих. Все дело в том, что в этот период малыш переживает своеобразный переходный этап — переход от любознательного карапуза, который мало что знает и что умеет к более сознательному и самостоятельному ребенку, который полностью уверен в своих силах и правоте.

Пытаясь доказать свою значимость, многие дети в этот период активно конфликтуют со старшими, таким образом проверяя границы дозволенного. Истерики в общественных местах без повода, повышенная капризность, смены настроения и непослушание — развитие ребенка в 3 5 годаэто самые яркие проявления личности ребенка в три с половиной года.

Родителям нужно проявить терпение и постараться помочь малышу пережить этот непростой период его жизни. В ответ на истерику стоит оставаться спокойными и по возможности применять старый проверенный способ — отвлекать внимание.

Игнорирование запретов можно свести на нет, уменьшив количество этих самых запретов. Не планируете купить малышу мороженое? Не проходите мимо лотков, где его продают. Не практикуете просмотр мультфильмов во время еды? Пойдите и здесь на маленькую хитрость: отключите пробки в квартире и скажите малышу, что нет света. Немного фантазии, понимания и терпения – и малыш переживет сложный период без лишних капризов.

Особенности развития речевых и социальных навыков

Учитывая, что в 3,5 года малыш переживает один из самых сложных переходных периодов в своей жизни, стоит быть готовыми к тому, что смены настроения отразятся и на коммуникабельности крохи. Тем не менее, если регулярно гулять с малышом, объясняя ему основы поведения и общения, он постарается вести себя правильно, чтобы не обрывать контакты с другими детьми.

На четвертом развитие ребенка в 3 5 годагоду жизни для малыша абсолютно нормальным является умение договариваться со сверстниками, если раньше у него это получалось дома с родителями. Так, например, если его заинтересует игрушка, принадлежащая другому ребенку, то он не станет отбирать ее силой, закатывая истерики, как это было еще совсем недавно. В такой ситуации малыш предложит малышу поменяться либо просто вежливо попросит поиграть. Приступы эгоизма в этом возрасте все еще присутствуют, но становятся все более редкими.

Речь малыша становится более связной, обогащается прилагательными, местоимениями, наречиями. Ребенок стоит длинные предложения, интуитивно правильно склоняя части речи, использует слова во множественном и единственном числах.

Большинство детей в этом возрасте все еще не выговаривают сложнопроизносимые звуки, с которыми при должном внимании со стороны родителей они смогут справиться к концу четвертого года жизни.

Роль сюжетно-ролевых игр в жизни малышей

Развитие детей на четвертом году развитие ребенка в 3 5 годапозволяет им все меньше нуждаться в участии взрослых в игровом процессе. Они самостоятельно придумывают правила игры, сюжет, разделяют роли между собой, строят диалоги.

Особое место в жизни малышей в этом возрасте занимают сюжетно-ролевые игры, которые помогают им в овладении речевыми навыками, а также способствуют развитию мышления, воображения и фантазии. Дети с удовольствием играют во взрослых, выбирая для себя самые привлекательные на их взгляд роли:

  • врача;развитие ребенка в 3 5 года
  • воспитателя;
  • родителей;
  • водителя автобуса;
  • продавца в магазине и т.д.

В процессе игры дети стараются скопировать манеру поведения взрослых, интонацию, жестикуляцию. Будет здорово, если родители позаботятся о наборах для таких игр: о детской больнице, игрушечном наборе посуды или крошечном прилавке магазина с весами и компактными продуктами питания из цветного пластика.

Как развивать творческие стороны малыша?

Принимая во внимание подвижность и любознательность малыша в три с половиной года, нужно выделить время для его творческого развития. Совсем не обязательно делать это с целью вырастить из крохи гениального писателя, художника или музыканта. Достаточно будет просто познакомить его с миром творчества и искусства, предоставив возможность увлечься процессом.

Каким должно быть развитие творческих развитие ребенка в 3 5 годаспособностей? Во-первых, с ребенком можно и нужно слушать музыку: как обычные детские песни, так и классические мелодии, которые затем можно обсудить, подумать вместе, какие ассоциации они вызывают.

Во-вторых, малыша обязательно нужно приобщать к рисованию. Самый любимый вид занятия в этом направлении в 3,5 года — это рисование пальчиковыми красками на большом бумажном ватмане. Предоставьте малышу возможность поэкспериментировать с красками, а затем оформите его художество в элегантную рамку.

Со временем пальчиковые краски можно будет заменить на обычные, а также пробовать создавать маленькие шедевры с помощью карандашей, фломастеров и мелков.

Обязательно в программу творческого развития стоит включить танцы. Опять же, если есть возможность, лучше отдать кроху в развитие ребенка в 3 5 годатанцевальный кружок для самых маленьких, где его научат простым движениям, чувству ритма, начальной дисциплине. Если такой возможности нет, осваивать простые па можно и дома.

Вовлекая кроху в мир творчества, музыки и искусства, помните о том, что знакомство с ним у малыша должно происходить на волне позитива. Именно поэтому подбирайте подходящее время для занятий, старайтесь проводить их в игровой форме и, конечно, заряжайте ребенка собственным энтузиазмом.

Чем занять малыша на прогулках?

Чтобы прогулки, помимо эстетического удовольствия, приносили малышу пользу, с ним можно целенаправленно заниматься даже на улице. Гулять с крохой лучше не с пустыми руками, а со специальным уличным «реквизитом»:

  • самокатом;развитие ребенка в 3 5 года
  • велосипедом;
  • роликами;
  • формочками;
  • лейкой;
  • мячом и пр.

Все эти причиндалы не дадут заскучать малышу, да и родителям тоже. Кроме того, имея в запасе столько вариантов для развлечения, малыш найдет способ познакомиться и подружиться со сверстниками, готовыми к обмену игрушками.

Общеразвивающие занятия с ребенком

Планируя игры и занятия с малышом в 3,5 года, нужно стараться выбирать те варианты, которые будут стимулировать развитие его крупной и мелкой моторики, речи, мышления, координации. Дети в этом возрасте очень любят всевозможные загадки и считалки, поэтому именно на их основе можно придумать несколько простых игр.

Считалкиразвитие ребенка в 3 5 года и скороговорки помогают развивать артикуляцию – конечно, если ребенок будет принимать участие в процессе и повторять отдельные фразы. Также стимулировать развитие речи и мышления малыша можно, заучивая простые стихи и отрывки из сказок, на основе которых потом можно будет делать совместные мини-постановки вашего «домашнего театра».

Для развития мелкой моторки ребенка можно подбирать игры, связанные с мелкими предметами. Так, например, вместе с малышом можно сотворить «чудо-бусы» из макаронин, оклеить вазу пластилином и желудями, создать уникальную картину из гречки, риса и гороха. Такие игры не только поспособствуют разработке детских пальчиков, но и разовьют в малышах усидчивость, терпение и фантазию.

Обязательно в программу по работе с малышом в 3,5 года должны входить кубики, игрушки-вкладыши, мозаика и, конечно, цветные карточки с изображенными на них лицами людей в разном настроении, животными, видами транспорта.

С помощью таких карточек можно пополнять словарный запас ребенка, учить цвета, пробовать группировать предметы по общему признаку, изучать времена года, названия птиц, растений и многое другое.

rebenkoved.ru

Занятия с ребенком 3 года, полезные для развития

К трехлетнему возрасту у ребенка совершенствуется координация движений, и он уже должен достаточно хорошо обращаться с различными предметами, например, строить башни из кубиков или лепить простые фигурки из пластилина. В этот период родителям следует активно заниматься развитием малыша: играть с ним в обучающие игры, а также предлагать ему различные занятия, с которыми он сможет справляться самостоятельно, без помощи и контроля взрослых.

Занятия с ребенком 3 года

Чем занять ребенка в 3 года?

Когда родители ищут, чем занять ребенка 3 лет, они часто концентрируются на каких-то классических игровых процессах и забывают о том, что в это время малышу очень полезно давать разные задания. В 3 года ребенок начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг, ему хочется быть похожим на взрослых, и любые его попытки сделать что-либо самому следует поощрять. Поэтому занятия с ребенком в 3 года должны не просто увлекать малыша и вызывать у него интерес, но и приучать его к самостоятельности.

Для занятий с ребенком в 3 года часто можно обойтись и без игрушек, так как малышам в этом возрасте очень интересны настоящие предметы. Старайтесь каждый день давать ребенку «взрослые» поручения. Например, ребенка можно просить помочь с уборкой – принести что-нибудь, переложить игрушки с одного места на другое. Подобные мелкие задания разовьют его самостоятельность.

Конечно, трехлетний малыш еще не может полноценно справляться с какими-то серьезными обязанностями. Однако в этом возрасте самое время начинать его к ним приучать. Кстати, одним из лучших способов занять ребенка 3 лет, который никак не желает играть самостоятельно, а требует внимания – попросить его «помочь». Маленькие дети любят делать то же, что и мама. Пока вы готовите, дайте ребенку какие-нибудь ненужные продукты, небьющуюся посуду и придумайте ему занятие с ними, например, попросите переложить что-нибудь из одной миски в другую.

Увлекательными занятиями для детей 3 лет являются рисование и лепка. Первое время рекомендуется заниматься этим с ребенком вместе. Дайте малышу бумагу, фломастеры или карандаши, пластилин и придумывайте ему задания: рисовать и лепить разные фигурки, а также выбирать определенные цвета. Когда у него появится интерес к этому процессу, он будет рисовать и с удовольствием возиться с пластилином сам, без участия взрослых.

Что касается просмотра мультфильмов и детских сказок, то подобные занятия для детей 3 лет считаются наименее удачными. По мнению многих педиатров, детям этого возраста можно смотреть телевизор не больше 20–25 минут в день. Долгое пребывание перед экраном рассеивает внимание, а также может вызывать у малыша агрессию, беспокойство и проблемы со сном.

Если вы ищете, чем занять ребенка в 3 года, так чтобы на какое-то время отвлечь его и получить немного свободного времени для срочных домашних дел, лучше выбирать менее вредные способы. Например, можно включить аудио запись детской сказки и разложить перед малышом ее книжный вариант. Так ребенок проведет время с пользой: он будет слушать сказку, одновременно листая книжку и рассматривая картинки с любимыми сказочными героями.

Развивающие занятия для ребенка в 3 года

Развивающие занятия с ребенком в 3 года должны быть направлены на совершенствование его речевых навыков, координации и моторики. Игры для развития речи можно придумывать самостоятельно, используя детские считалочки и загадки. Сначала вместе с ребенком разгадайте несколько простых загадок, а затем научите его придумывать их самостоятельно. Составляя описания различных предметов для загадок, малыш будет пополнять словарный запас и одновременно развивать наблюдательность и воображение.

С помощью считалок и коротких речевок можно развить артикуляцию. Отчетливо проговаривайте рифмованную строчку и просите ребенка громко повторять за вами ее отдельные слова или слоги. Также можно разучивать с малышом простые стихи: читайте одну сточку стишка, а ребенок должен запоминать последнее слово и повторять его за вами. Подобные занятия можно сочетать с подвижными играми для развития координации. Проговаривая слова и звуки, одновременно показывайте малышу несложные движения, которые он будет за вами повторять.

Занятия для развития моторики для детей трех лет рекомендуется комбинировать с играми на развитие мышления, логики, памяти и внимательности. В 3 года ребенка нужно учить складывать разрезанную картинку из 3–4 частей, находить сходства и различия между предметами, искать среди группы предметов парные и выбирать нужный предмет среди нескольких отличающихся друг от друга вещей.

Для таких игр и занятий вам понадобятся картинки, разноцветные кубики и наборы игрушек. А для развития мелкой моторики можно использовать всевозможные подручные средства. Находясь с малышом на кухне, можно взять разноцветные крупы (гречку, фасоль, рис, бобы) и давать ребенку разные задания с ними. Предложите ребенку рассортировать крупы и разложить их по разным тарелочкам, найти «клад» (бусинки, мелкие игрушки или пуговицы), спрятанный в глубокой тарелке с крупой или порисовать фигурки на подносе с равномерно рассыпанной на нем манной крупой. Такие занятия с ребенком в 3 года хороши тем, что они не только совершенствуют моторику, но и полезны для сенсорного развития ребенка.

Оцените статью:

mezhdunami.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о