Развивающие программы с 3 лет – 23 . , — .

Программа развития детей с 3-х лет

Индивидуальные или групповые занятия в мини-группах 4 - 7 человек.

Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Группа 3-4 года.

  • Математика, развитие речи, окружающий мир, развитие мелкой  и крупной моторики, творческая часть, увлекательные разминки, работа с раздаточным материалом

Более подробная информация по телефону: +7 (917) 841-79-91

 

Наша Студия даст рекомендации и разовьёт Вашего ребёнка в соответствии с возрастными нормами.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.

2. Уметь владеть понятиями:

  • один - много,
  • большой - маленький,
  • высокий - низкий и т. д. (антонимы)

3. Знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .

4. Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

5. Уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме.

Уметь сравнивать количество предметов.

6. Уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

7. Уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

8. Уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках

9. Уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.

10. Уметь находить сходства и различия между предметами.

11. Уметь запоминать 2-3 картинки.

12. Уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.

13. Уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,

14. Уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

15. Уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

16. Должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный. уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

17. Знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.

18. Знать названия :

  • 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона),
  • 3-4 рыб (кит, сом, акула) ,
  • 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).

19. Знать названия основных растений:

  • 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) .
  • 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).

20. Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.

21. Должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.

22. Знать части суток - утро, день, вечер, ночь.

23. Должен уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

24. Уметь разрезать ножницами бумагу ( выполнять простую аппликацию).

25. Уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.

26. Уметь обводить и раскрашивать картинки.

27. Уметь называть по одному признаку каждого предмета.

28. Знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)

29. Уметь повторять за взрослым стишки и песенки.

30. Знать свое имя и фамилию.

31. Уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

 

 

 

 

Более подробная информация по телефону: +7 (917) 841-79-91

center-vlg.ru

Методическая разработка (младшая группа) на тему: ПРОГРАММА дополнительного образования «Развивай-ка» для детей 3-4 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

Утверждаю:

Заведующий

МАДОУ ЦРР – детского сада

«Аленушка»

_______ ОВ Миронова

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Развивай-ка»

для детей 3-4 лет

Воспитатель: Шашина ОВ

2016

Пояснительная записка

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.

               Актуальность, педагогическая целесообразность программы

        Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

        В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

  Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

   Таким образом, актуальность  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

   Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Цель:

Развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Сформировать у детей  младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).

Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.

Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).  

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

групповая;

подгрупповая;

индивидуальная. 

Результатом работы  по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными нетрадиционными материалами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

6.Знание основных цветов, геометрических фигур, величины.

Основной формой является кружковое занятие, плавно переходящее в игровую деятельность. Занятия в кружке проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 15 минут.

Программа предусматривает проведение занятий по подгруппам, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Все занятия проводятся в игровой форме.

Структура занятия кружка вариативна, где предполагается знакомство с новым материалом, освоение новых приемов, обыгрывание поделки, позволяет глубже и шире ввести ребенка в мир окружающих его вещей и предметов.

Перспективный план по сенсорному воспитанию на 2016 – 2017 учебный год с детьми 2 мл. группы.

Сентябрь

3

«Знакомство с кабинетом»

Развивать тактильную чувствительность и сложно-координированные движения пальцев и кистей рук.

Сосуд с песком, водой, манкой, горохом, мелкие игрушки; лист бумаги, карандаш.

4

«Чудесный сундучок»

октябрь

1-я неделя

«Воздушные шары»

Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».

Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

2-я неделя

«Подбери флажки к домикам»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Дидактические картинки, карандаши, бумага.

3-я неделя

НОД «Радуга»

Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом -  голубой.  Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Письмо,  картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

4-я неделя

«Найди куклу по цвету»

Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироваться в семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы.

Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги

НОЯБРЬ

1-я неделя

«Большой-маленький»

Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.

2-я неделя

«В какую коробку?»

Закреплять знания о величине предметов

 Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

3-я неделя

«Из каких фигур состоит машина?».

«Коврик».

Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

Конструкцию машины, составленную из геометрических фигур.

Коврик из геометрических фигур

4-я неделя

«Геометрическое лото»

Закреплять знание и название геометрических фигур.

Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

«Бусы»

Учить выкладывать рисунок из макарон, нанизывать их на шнурок, украшать предмет.

Различные окрашенные в разные цвета макароны, картон, пластилин, шнурки.

2-я неделя

«Зимний вечер»

Учить выкладывать рисунок из макарон, нанизывать их на шнурок, украшать предмет.

Различные окрашенные в разные цвета макароны, картон, пластилин, шнурки.

3-я неделя

 Собери правильно

Учить разбирать по цвету, форме.

Цветные макароны, картон, пластилин.

4-я неделя

«Новогодняя елка»

Учить украшать ёлку разноцветными фигурками, закреплять цвет, форму.

Шаблон ёлки, покрытый пластилином, различные разноцветные фигурки, макароны, бусины.

ЯНВАРЬ

1-я неделя

«Путешествие на лесную полянку»

Познакомить с шириной предмета

Шнуры для изображения рек.

2-я неделя

«Определи на ощупь».

Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

3-я неделя

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы.

Мешочек, стакан  стеклянный , деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

4-я неделя

«Спрячь грибок за елкой»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету.

дидактические картинки, музыкальный центр, экран.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Угости кукол конфеткой»

Закреплять знания о величине предметов (высота)

Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.

2-я неделя

«Самая длинная, самая короткая».

Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной.

Разноцветные ленты разной длины.

3-я неделя

«Салют»

Познакомить детей со свойствами бумаги, учить сминать, рвать, скатывать бумагу в шарик, скручивать в жгутик.

Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага

4-я неделя

«Найди Котенка»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами.

Котенок, вся группа.

МАРТ

1-я неделя

«Мимоза»

Познакомить детей со свойствами бумаги, учить сминать, рвать, скатывать бумагу в шарик, скручивать в жгутик.

Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага.

2-я неделя

«Узнай на вкус»

Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус.

Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.

3-я неделя

«Что как плавает»

 Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

Таз с водой, камни, деревянные палочки.

4-я неделя

НОД «Теремок»

Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься.

Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«Научи зайца строить забор»

Практиковать детей в выкладывании ряда.

Заяц, полоски разные по высоте, одинаковые по цвету.

2-я неделя

«Волшебный лес»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины: «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий. »

Деревья разные по высоте, толщине.

3-я неделя

«Подарки»

Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.

Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфики по количеству медведей разные по длине.

4-я неделя

«В гости к мишке»

Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов. Воспитывать желание заниматься

Две физкультурные скамейки разной высоты,  изображающие мостик через речку, игрушка мишка.

МАЙ

1-я неделя

открытка

Развивать мелкую моторику рук, творчество, воображение, интерес.

Цветная бумага, клей, картон.

2-я неделя

Опыт «Разноцветная вода».

Закреплять знания о свойствах воды.

Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

3-я неделя

«Теплый – холодный»

Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная.

Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.

4-я неделя

«Солнышко»

Учить соединять концы в кольцо, скручивать в жгутик.

Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага.

Список литературы

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н. Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М., Гербова В.В., Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.  «Паритет», 2002.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991.

 Дидактические игры и упражнения

для закрепления понятия формы.

  •  «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
  • «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
  • «В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
  • «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

Игры на развитие тактильных ощущений.

  • «Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
  •  «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
  • «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
  • «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
  • «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
  • «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
  • «Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
  • «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
  • «Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
  • «Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
  • «Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник - розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
  • «Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону - круги).
  • Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.

nsportal.ru

Рабочая программа (младшая группа) на тему: Дополнительная общеобразовательная программа «Смышленые малыши». Направленность: интеллектуально - познавательная. Для детей младшего возраста (с3 до 4 лет)

Лангепасское городское муниципальное  автономное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №3 «Светлячок»

Учёт мнения

педагогического совета

протокол № _____

от __________________

Утверждаю:                                                                                                           заведующий ЛГ МАДОУ ДСОВ                                                                                                           №3 «Светлячок»                                                                                                         __________Ю.П.Ламехова                                                                                                       приказ от «____»_____2015г.

                                                                                                           

                                                                                                                 

                                     

Дополнительная общеобразовательная программа

«Смышленые малыши»

Направленность: интеллектуально - познавательная

Уровень программы: стартовый

Возраст воспитанников: 3-4 года

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Автор - составитель:                                                                  Новикова Светлана Григорьевна,                                                                             воспитатель, I квалификационная категория

                                                             

                     

г. Лангепас, 2014г.


Содержание

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель, задачи, принципы реализации Программы

4

1.3

Характеристика целевой группы

4

1.4

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Формы подведения итогов деятельности

5

2

Содержательный раздел

4

2.1

Содержание программы, структура занятий, методы и приёмы

4

2.2

Календарно-тематическое планирование (описание перечня разделов, тем)

5

3

Организационный раздел

6

3.1

Организация пребывания детей. Календарный учебный график

6-7

3.2

Предметно - развивающая среда

8

3.3

Обеспеченность  методическими  материалами, средствами  обучения  и воспитания.

8

3.4

Список используемой литературы

8

Приложение

9

1.Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка.

Актуальность. В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является  гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и  учитывая  возрастные  особенности  детей  дошкольного  возраста,  несёт  в  себе определённую  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована занимательным сюжетом.  Умственная задача  –  найти  путь  решения  –  реализуется средствами  игры  и  в  игровых  действиях.

В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, развивающие игры. Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. На практике эти задачи реализуются  через организацию деятельности кружка «Смышленые малыши». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства,  настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре.

        При разработке содержания  программы  использовалась методика по интеллектуальному развитию детей, представленная в учебно - методическом пособии  « Логика и математика для дошкольников» / Авт.- сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая/ СПб: «Акцидент», 1997.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: интеллектуально – познавательная.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней используется система игр и игровых упражнений, способствующих становлению логико –  математического опыта ребенка 3-4 лет, освоению средств познания и способов познания.  

Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной  программы,  является использование системы развивающих игр,  которые основаны на эффективном, универсальном развивающем дидактическом  материале, который обеспечивает интеллектуальное развитие детей, это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Программа соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания: соответствует возрастным особенностям детей; предусматривает рациональный подбор форм, средств и методов, рациональную организацию занятий.

Программа рассчитана на детей с 3 до 4 лет; набор в кружок по развитию интеллектуально - познавательных  представлений и  умений осуществлялся по запросам родителей воспитанников.

Форма обучения: групповая.

Вид занятий: игровые занятия.

Срок реализации  программы: октябрь 2014 – апрель 2015 года.

Цель программы: развитие интеллектуально - познавательных способностей детей четвертого года жизни через освоение логико – математических представлений и умений, посредством игр и игровых упражнений.  

Задачи  программы:

  • Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Формирование представлений о множестве, об операции над множествами (сравнение, классификация).
  • Знакомить детей с понятием числа в процессе счёта и измерения.
  • Формировать пространственные представления.
  • Формировать представление о математических понятиях.
  • Развитие наглядно - действенного мышления.
  • Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум), объяснять сходства и различия объектов, основывать свои рассуждения.
  • Развивать умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических  задач.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении результата.

            Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Содержание программы по развитию интеллектуально - познавательных представлений, умений у детей строится на следующих принципах:

 - доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

1.3. Характеристика целевой группы 

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.

 В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно - образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение.

1.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты:

1. Буду созданы условия для сенсорного, математического развития, развития предпосылок логического мышления, внимания, памяти, воображения.

2. Обеспечено возникновение интереса у детей к познанию качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов.

3.  Дети освоят доступные способы обследования объектов.

4. Овладеют умениями анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы.

5. Сформировано умение действовать в условиях простой проблемной ситуации.

6. У детей будут развиты самостоятельность, инициативность.

Диагностика уровня развития познавательных представлений,  умений (критерии и показатели оценки). Оценка развития познавательных представлений,  умений  дошкольников 3-4 лет осуществляется 2 раза в год (в октябре и мае).  Диагностические тесты подобраны с учетом:

  • Степени освоения детьми познавательных представлений и  умений;
  • Уровня развития мыслительных операций;
  • Способности детей к использованию уже известного объёма познавательных представлений, умений в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.

Содержание диагностических тестов представлено в  учебно – методическом пособии  «Математика -  это интересно», Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002г.

Формы подведения итогов кружковой деятельности.

Математическое развлечение

2.Содержательный раздел.

2.1.Содержание программы, структура занятий, методы и приёмы. 

Содержание программы предполагает осуществление процесса познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, что развивает познавательные способности, обогащает их опыт, объем и характер представлений. А также, развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. Объем предложенного содержания ориентирован на возможности детей четвертого года жизни. В процессе игровых занятий используются различные формы: игровые ситуации и практические занятия с использованием логико - математических, развивающих игр и игровых упражнений, проблемных ситуаций,  сюрпризных моментов, физкультурных минуток.

Структурно каждая игра-занятие включает 2-3 игры, разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием, среди них обязательна игра на развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно - иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально - фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой (работа в парах).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

2.2.Календарно-тематическое планирование (описание перечня разделов, тем)

            Календарно-тематическое планирование представлено темами:

1. Количество: много, один, ни одного. Количественный счет.

2. Эталоны величины и их использование.

3. Свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина) и отношения (сходства)

4. Ориентировка в пространстве.

5. Операции над множествами (классификация по одному, двум признакам, сравнение, сериация).

В содержании развивающих игры-занятия может быть использовано сочетание задач из этих тем.

3.Организационный раздел.

            3.1.Организация пребывания детей. Календарный учебный план.

В соответствии с разделом ХII п. 12.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» длительность занятий по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей 3-4 лет составляет 15 мин.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю  (1 академический час).

График работы кружка:

1 подгруппа

Понедельник              15.30 – 15.45

Среда                           15.30– 15.45

2 подгруппа.

Понедельник              16.55 – 17.05

Среда                            16.55– 17.05

Календарный учебный график.

Реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в соответствии с перспективным планом по дополнительному образованию. Количество занятий в неделю – 2 занятия, в месяц – 8 занятий.  Общее количество часов по реализации дополнительной образовательной программы –54 часа. В соответствии с СанПиН занятия не прекращаются во время каникулярной недели. 

Календарный учебный график представлен в таблице № 1

Таблица № 1

№ п/п

Месяц

Число

Содержание

Кол-во часов

1

октябрь

6,9,13,16

 «Царство разноцветных палочек»

«Разноцветная улица»

«Вверх - вниз»

«Сложи пирамидку»

(палочки Кюизенера)

4

2

октябрь

20,23,27,30

«Построим заборчик»

«Спрячь игрушку» (палочки Кюизенера)

«Спрячь игрушку» (блоки Дьенеша) «Поезд» (блоки Дьенеша),

4

3

ноябрь

6,10,13,17

«Чудесное дерево»(блоки Дьенеша)

«Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)

«Игра с палочочками», (палочки Кюизенера)

 «Высушим полотенце» (палочки Кюизенера),

4

4

ноябрь

20,22,24,27

«Найди свой домик» (блоки Дьенеша),

«В гости к геометрическим фигурам» (палочки Кюизенера)

«Поймай пару» (блоки Дьенеша),

4

5

декабрь

1,4,8,11

«Волшебные картинки» (блоки Дьенеша)

«Соберем бусы» (блоки Дьенеша)

«Угадай – ка», «Соберем бусы» (блокиДьенеша)

«Помоги муравьишкам» (блоки Дьенеша)

«Засели домики» (блоки Дьенеша)

4

6

декабрь

15,18,22,25

«Засели домики» (блоки Дьенеша

«Кто быстрее соберет бусы» (блоки Дьенеша)

«На что похоже»

 «Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)

4

7

январь

12,15,18

«Найди свой домик» (цветные палочки)

«Найди такую же фигуру, как эта?»

 «Игра с обручем» (блоки Дьенеша)

3

8

январь

22,26,29

«Геометрическое лото» (блоки Дьенеша)

«Лесенка высокая и лесенка низкая» (палочки Кюизенера)

«Цепочка» (блоки Дьенеша),

3

9

февраль

2,5,9,12

«Строительство домов» (блоки Дьенеша)

«Найди цифру»

 «Найди свой домик» (блоки Дьенеша) «Выложи разноцветный коврик» (палочки Кюизенера)

4

10

февраль

16,19,24,26

«Разноцветные флажки» » (палочки Кюизенера)

«Бусы» (блоки Дьенеша)

«Волшебное дерево» (блоки Дьенеша) «Чего не хватает?» » (палочки Кюизенера)

4

11

март

2,5,10,12

 «Назови соседей» (блоки Дьенеша)

«Составь квадрат»

«Счетные палочки, или составь из палочек» «Найди такую же»  (палочки Кюизенера)

4

12

март

16,19,23,26

«Разноцветные палочки» (палочки Кюизенера)

 «Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)

«Поможем муравьишкам» (блоки Дьенеша) «Продолжи ряд» (палочки Кюизенера)

4

13

апрель

2,6,9,13

«Разложи фигуры в обручи» (блоки Дьенеша)

 «Где больше, меньше?»  (палочки Кюизенера)

«Геометрическая мозаика»

«Весёлый мяч» (блоки Дьенеша)

4

14

апрель

16,20,23,27

«Найди клад» (блоки Дьенеша)

«Домино» (блоки Дьенеша)

«Построим матрешке домик» (палочки Кюизенера)

«Поезда» (палочки Кюизенера)

4

Итого

54

3.3. Предметно-развивающая среда. 

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: реализацию образовательных программ, в том числе и программы по дополнительному образованию. Организация развивающей среды группы предполагает создание необходимых условий для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико – математических игр, для проявления и стимуляции интереса к обследованию предметов: определение формы предметов количества, расположения, простых зависимостей между объектами. Для этого имеется необходимый комплект игр, учебно-игровых материалов, привлекающий внимание детей и вызывающий желание действовать.

 3.4.Обеспеченность  методическими  материалами, средствами  обучения  и воспитания.

Методические  материалы, средства  обучения  представлены в таблице №2

Таблица №2

№ п/п

Наименование игровых материалов, учебно-игровых пособий

Количество

1

Магнитный мольберт

1

2

Математическое панно цифр

1

3

Логические блоки Дьенеша

5

4

 Логические  фигуры (плоский вариант блоков Дьенеша) из игрового пособия «Давайте поиграем»

1

5

Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

1

6

Палочки Кюизенера

4

7

Счеты

6

8

Счетные палочки

10

9

Мелкий счетный материал

4

10

Полоски различной длины

30

11

Разноцветные кубы, шары, конусы

10

12

Матрешки

4

13

Пирамидки

8

14

Разрезные картинки

5

15

Домино

5

16

Лото

4

17

Развивающие игры «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши», «Кубики для всех»

3

            3.5. Список используемой литературы:

  1. Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст). Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н., СПб: Издательство « Акцидент», 1998г.

2  Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. ., СПб: Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 1997г.

  1. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. СПб: Издательство « Акцидент», 1998г.
  1. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 -7 лет / Комарова Л.Д.
  2. Логика и математика для дошкольников/ Носова Е.А.  , Р.Л. Непомнящая  Р.Л.

6. «Математика -  это интересно», Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002г.

Приложение 1

Перспективный план дополнительных развивающих игровых занятий

Тема занятия, развивающая игра

Цели, задачи развивающих занятий

Литература

«Царство разноцветных палочек» (палочки Кюизенера), «Подбери по цвету»

  • Познакомить детей с эталонами цвета;
  • Упражнять в умении сравнивать предметы по длине;
  • Упражнять находить определенного цвета по образцу.
  • Развивать внимание

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А. стр. 65, см. приложение

«Разноцветная улица» (палочки Кюизенера),

  • Закреплять названия основных цветов;
  • Развивать умение группировать, сравнивать, классифицировать;
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно;
  • Упражнять в счёте до пяти.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 65

«Вверх - вниз» (палочки Кюизенера), «Найди предмет похожего цвета»

  • Закреплять знания детей   основных цветов;
  • Упражнять детей в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 65

«Сложи пирамидку» (палочки Кюизенера)

  • Упражнять  детей в различении основных цветов.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 65

«Построим заборчик» (палочки Кюизенера)

  • Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять их в группы.
  • Учить находить общие для всех предметов группы признаки.
  • Развивать умение сравнивать предметы по высоте, познакомить с понятиями «высокий», «низкий».

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 65

«Спрячь игрушку» (палочки Кюизенера)

  • Закрепить представления о высоте предметов, продолжать знакомить детей с понятием «высокий», «низкий», обогащать сенсорный опыт выделения цвета.
  • Развивать мышление, память, внимание.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр.65

«Спрячь игрушку» (блоки Дьенеша)

  • Учить детей делить множества на подмножества. Опираясь на какой-либо определённый признак предмета.
  • Освоение последовательности действий, умения учитывать размер при составлении цепочек.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 27

«Поезд» (блоки Дьенеша), «Проведи дорожки»

  • Учить детей классифицировать геометрические фигуры по цвету, фигуры по форме.
  • Развивать умение составлять из частей целое, память и воображение.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 20, 26

«Чудесное дерево»

(блоки Дьенеша), «Составь квадрат»

  • Учить детей различать и называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
  • Закреплять знание основных цветов: красный, синий, жёлтый.
  • Развивать умение составлять целое из частей.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 20, 24

«Выбери фигуру», «Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)

  • Учить детей делить множества на подмножества. Опираясь на какой-либо определённый признак предмета.
  •    Учить называть геометрические фигуры, действовать по образцу.
  • Воспитание добрых чувств, дружелюбия.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 38

 «Игра с палочочками», (палочки Кюизенера), «Шары»

  • Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия, использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине и т.д.
  • Развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки. 

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 66. см. приложение

«Высушим полотенце»

(палочки Кюизенера), «Веселые шары»

  • Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек.
  • Развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу
  • формировать навык самоконтроля и самооценки. 

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 66, см. приложение

«Найди свой домик»

(блоки Дьенеша), «Веселый человечек»

  • Закреплять умение различать цвет, форму.
  • Формировать представление о символическом изображении  предметов.
  • Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 28, см. приложение

«В гости к геометрическим фигурам»

 «Строительство домов»

(палочки Кюизенера)

  • Развивать математические способности детей.
  • Закреплять умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры.
  • Упражнять в счёте, сравнивать предметы по высоте.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 66

«Поймай пару» (блоки Дьенеша), «Что принесла нам кукла?»

  • Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
  • Учить на ощупь определять форму предметов.
  • Закреплять умение различать геометрические фигуры по форме (прямоугольник, треугольник, круг) и цвету (красный, зелёный, синий).
  • Развивать умения сравнивать предметы по выделенным свойствам.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 66, см. приложение

«Найди такую же фигуру»

(блоки Дьенеша), «Угадай-ка»

  • Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по 3 признакам – форма, величина, цвет.
  • Формировать наглядно – схематическое мышление с помощью карточек – свойств.
  • Закрепить понятия: «большой - маленький», «худой - толстый», «низкий-высокий», «узкий - широкий», «больше – меньше – ещё меньше».

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. см. приложение

«Игра с обручами» (блоки Дьенеша), «Найди предмет»

nsportal.ru

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 66 «Родничок»

г. Прокопьевск

                                                     ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ  С ДЕТЬМИ 2-3  ЛЕТ

                                                           

         

                                                                                                           Выполнила Трунова Н.М

 

Актуальность     программы.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой – то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующие для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно именно с раннего возраста создавать благоприятные условия для развития психики  в соответствии с возрастными особенностями. Именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение. Непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Благодаря этим достижениям дети  начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и будут наблюдаться пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Примерно 25% детей поступающих в дошкольное учреждение имеют сенсорный голод, у ребят сниженные показатели процессов восприятия, речи, недостаточно развита мелкая моторика. Помочь ребенку скорректировать  психические процессы возможно при условии последовательной реализации коррекционно – развивающей работы. В этой связи была разработана предлагаемая программа.

Теоретической основой  программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.

 Адресат: Дети 2-3 лет («группы риска» показавшие результаты по методике Е.А. Стребелевой — II группы, дети III группы с пограничными результатами близкими ко II группе).

Исполнители: педагоги ОУ , дети ,родители.

 Цель программы:  коррекция и развитие психических процессов и функций у детей раннего возраста.
 Задачи:
 -  Развивать  зрительное восприятие цвета,  умение выделять нужный цвет, сличать,    называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.
  — Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить  сравнивать по величине предметы между собой.
  — Развивать умение ориентироваться на форму предмета.
  — Развивать координацию движений, общую  и мелкую моторку.
  — Обогащать словарный запас детей, повышение речевой активности.
 - Развивать  память, внимание, восприятие, наглядно-образное и наглядно – действенное мышление через развивающие игры и упражнения.
  
    Продолжительность курса:  16  занятий по 10-15 минут  периодичностью 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты реализации программы

 Промежуточный  результат: 
 -  повышение речевой активности детей, обогащение словаря.
  — повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей.
  — повышение уровня восприятия формы предмета.
  — развитие психических процессов:  памяти, мышления.  

Итоговый результат: 
  — повышения уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак предмета, сличать цвета  на 30 % (от стартовых данных)
  — повышения умения узнавать и называть   основные цвета на 25 % (от стартовых данных).
  — повышение уровня практической ориентации в величине предмета на  30%.
 -  повышение уровня  развития целостного восприятия предметной картинки, анализ образца на 20% восприятия, речи

 Материально-техническое оснащение
 

 *помещение предназначенное  для проведения  занятий с использованием разных видов деятельности детей: рисования, развивающих игр, двигательной активность детей
* аудиотехника 
*канцелярские принадлежности (краски, кисточки, штампы, карандаши,  листы формата А 4., А 2) по количеству участников.
*развивающие игры, игрушки, пособия, фланелеграф, мольберт.
  
 

 

Коррекционно-развивающая программа включает в себя четыре блока:

  1. Диагностический.
  2. Установочный.
  3. Коррекционно-развивающий
  4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
  5. Диагностический блок

1. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ.

Задачи для обследования дете 2-3 лет

|/п

Наименование

задания

Возраст детей

2—2,5

года

2,5—3

года

1

  Поймай шарик

+

+

2

Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки

+

+

3

Разбери и сложи матрешку:

двусоставную

трехсоставную

+

+

4

Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец

+

+

5

Найди парные картинки: две

четыре

+

+

6

Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый) с четырьмя (красный, желтый или белый, зеленый, синий)

+

+

7

Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей

+

+

8

Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) домик (из трех палочек)

+

+

9

Достань тележку:

скользящая тесемка

скользящая и одна ложная тесемка

+

+

10

Нарисуй:

дорожку

домик

+

+

2.Результаты психолого-педагогического обследования по методике Е.А. Стребелевой.
Результаты заполнения карт нервно-психического развития детей 
(Н.М Аксарина, К.Л. Печера, Г.В. Пантюхиной)
(Анкеты  родителей и воспитателей)

                                       ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

УСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК

 

0.25 часа

 Занятие 1. Вводное 
 «Знакомство» 

15 минут

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК

3ч.45 мин.

Занятие 2.Развитие практической ориентации на цвет предмета

1.»Петушок»

2. «Аленушкины сапожки»

3. «Полянка»

4. «Домик для рыбок»

5. «Елочка»

1.15 часа

Занятие 3.  Развитие практической ориентации на величину.

 1.«Разноцветные следы»
 

2. «Кораблики»
 

3. «Паровозик»
 

 4.«Машины»
 

 5.«Поможем зайчику»
 

1.15 часа

Занятие 4. Развитие целостного восприятия предметной картинки.

1
 

 «Петрушка»
 

2
 

 «Строим дом»
 

 3
 

 «Неваляшка»
 

4
 

 «Божья коровка»
 

 5
 

 «Чайник и чашки»
 

1.15 часа

БЛОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

0.25 час

5. Заключительное занятие. Рефлексия тренинговых занятий

15 мин.

 

                                     Список используемой литературы:
  
1. Н.Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / — М.: 1990.  
2. Т.В. Башева. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук/ — Ярославль. Академия развития, 1997..
3. Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. Ранний возраст планирование работы с детьми/ — М.: Воспитание дошкольника, 2007.. 
4. Е.А. Косинова. Гимнастика для пальчиков, развиваем моторику/ -М.: Эксмо, 2005.
5. В.С Мухина. Детская психология/ — М. 1985. 
6.  Н.В. Макарычева. Проблемы раннего детства/ -М.: Аркти, 2005.
.Ф. Обухова. Детская психология/ — М., 1995.
7. А.С. Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/ — М.: Книголюб, 2004.
.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления/ М.: Мозайка-Синтез, 2008.
8. Н. Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ — Фрунзе, 1982. 
.Г Сорокова. Система М.Монтессори теория и практика 2-е издание / – М.: Академия, 2005. 
9. В. Стерн.Психология раннего детства/ — Минск: Харвест, 2003.
10. Е.А. Стренбелева. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет., — М.: Петит .
11.  В.Л. Шарохина. Коррекционные – развивающие  занятия в младшей группе/ — М.: Книголюб, 2003 год.

12. Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста/ — М.: Мозайка-синтез, 2009.

                                                          Приложение

Коррекционно-развивающее занятие для детей 2–3 лет «Аленушкины сапожки»

Цель: Формирование у детей ориентировочные навыки на цвет предмета.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Продолжать развивать умение называть и сличать основные цвета, раскладывать предметы, ориентируясь на цвет.

2. Познакомить с содержанием стихотворения Т. Цыганок «У Аленушки сапожки», обогащать и активизировать речь детей.

3. Способствовать развитию крупной моторики у детей, чувства ритм, координации движений.

Материал и оборудование: Кукла в красных сапожках. Небольшие сапожки из картона красного, желтого, синего и зеленого цвета по количеству детей. Разноцветное панно с нарисованными дорожками основных цветов. (См. приложение №1 и №2) .

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте ребята, я рада вас сегодня видеть. Вы когда ко мне шли никого не видели? К нам в гости должна прийти кукла Аленушка, но что - то она задерживается.

Стук в дверь. Психолог открывает дверь и достает куклу, которая называет свое имя и здоровается с ребятами.

Дети: Здравствуй, Аленушка!

Психолог: (Детям рассказывается стихотворение, куклой имитируются движения соответствующие тексту) .

У Алёнушки сапожки

Меховые, на застёжке.

- Посмотрите тёти, дяди

Сбоку, спереди и сзади.

И бегут в сапожках ножки

По заснеженной дорожке.

Ножки словно сговорились,

Друг за друга зацепились.

И тут БУХ.

- Я посижу.

На прохожих погляжу.

Не пугайтесь тёти. дяди.

Обходите меня сзади.

Уж Алёнка улыбалась,

И с прохожими общалась.

Только хватит ей сидеть,

Так ведь можно заболеть.

Отдохнули уже ножки.

Вновь помчались по дорожке.

Хоть на улице мороз,

Но бежать-то надо кросс.

Татьяна Цыганок

Психолог: Ребята, посмотрите, какого цвета сапожки у нашей Аленки?

Дети: Красные сапожки.

Психолог: У Аленушки, красные сапожки, но она с собой принесла много сапожек и для ребят.

(Психолог достает из сумочки куклы разноцветные сапожки) .

Психолог: Какого цвета сапожки принесла на Аленушка?

Дети: Называют цвета, которые они узнали, красные, синие, желтые, зеленые.

Психолог: А сейчас немного отдохнем и вместе с Аленушкой погуляем.

Физкультминутка

Дождик, дождик кап-кап-кап, (дети кружатся, подняв руки вверх)

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять - (идут по кругу, маршируют)

Наденем мы сапожки. (имитируют движение, одевают сапожки)

Психолог: Давайте поможем Аленушке, разложить сапожки по дорожкам.

(Психолог раскладывает сапожки по цвету, комментируя свои действия словами) .

Психолог: По красной дорожке побегут красные сапожки. Ребята, возьмите красные сапожки и положите их на красную дорожку.

Дети: (Выбирают сапожки красного цвета, кладут на красную дорожку, повторяя фразу: «красные сапожки») .

Психолог: А желтые сапожки побегут по желтой дорожке.

Дети: (Выбирают сапожки желтого цвета, кладут на желтую дорожку, повторяя фразу: «желтые сапожки») .

Психолог: Синие сапожки побегут по синей дорожке.

Дети: (Выбирают сапожки синего цвета, кладут на синюю дорожку, повторяя фразу: «синие сапожки») .

Психолог: Зеленые сапожки побегут по зеленой дорожке.

Дети: (Выбирают сапожки зеленого цвета, кладут на зеленую дорожку, повторяя фразу: «зеленые сапожки») .

Психолог: Молодцы ребята, теперь у нас все сапожки будут гулять по своей дорожке.

Психолог: Аленушке очень понравилось с вами играть, но ей пора идти к другим ребяткам. Давайте с ней попрощаемся.

Дети: До свидания, Аленушка!

Коррекционное занятие по сенсорному воспитанию «Домик для рыбок» для детей 2-3 лет.

Программное содержание;

1. Обогащать сенсорный опыт детей выделять цвет, форму, величину предмета. Закреплять качества предмета (твердый, мягкий) .

2. Развивать тактильные ощущения путем ощупывания предметов, формировать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать интерес к совершаемым действиям, внимание, доброту.

Формируемые умения:

-Отвечать на вопросы.

-Отгадывать загадки.

-Закрепление основных цветов.

Материалы и оборудование:

-Макет речки, рыбки (изготовленные совместно с детьми, ведерки, мостик, аудиозапись песни «Загудел паровоз… ».

Предварительная работа:

Просмотр документального фильма о рыбах.

Беседа о свойстве песка и камня.

Лепка и рисование: «Разные рыбки».

Загадка про речку.

В:- Ребята, а вы хотите увидеть речку?

Д:- Да.

В:- Давайте ребята сядем в паровоз и отправимся к реке!

Дети выстраиваются друг за другом, поют песенку «Загудел паровоз и вагончики повез».

В:- Посмотрите, дети, а вот и быстрая река, широка и глубока! Мы по мостику пойдем, через реку перейдем! (Дети осторожно идут друг за другом по мостику). В реке плавают красивые рыбки, все они сильно перепуганы, потому что недавно был сильный ураган и всех их сильно напугал, а еще этот ураган сломал все домики этих прекрасных рыбок. Может быть, мы поможем рыбкам.

Д: -Да.

В: Для начала, мы выложим наших рыбок и сложим в ведра с чистой водой, а потом построим им домики. Вот, я нашла и подходящие ведерки – красное, желтое, синее, зеленое. Ребята, а рыбки наши тоже разноцветные! Нам нужно поймать рыбок и найти, в какое ведро их поместить по цвету.

- Сколько рыбок в реке? (Много).

- А сколько у нас ведерок красного цвета? (Одно) Рыбок какого цвета мы будем сюда ловить? (красные) .

- А сколько рыбок в сине ведре? (Много) .

- Ребята, а это ведро какого цвета? А рыбки в нем какого цвета? А ведра у нас по величине какие? (Большие)

А рыбки по величине какие? (Маленькие) .

- Молодцы, ребята, всех рыбок разместили по ведрам!

А теперь, давайте отдохнем.

Хотите поиграть? Игра называется «Дождик и солнышко». Когда заиграет веселая музыка, будет светить солнышко, вы будете бегать и веселиться, но как толь зазвучит грустная музыка, начнется дождик, и вам нужно будет быстро собраться под зонтом. Будьте внимательны.

-Молодцы ребята!

Что же мы еще не, сделали для наших рыбок? Конечно! Давайте построим нашим рыбкам новые домики. (На столе находятся разные предметы: камушки. Вата)

Предлагаю Кире взять в руку вату. Она какая? (Мягкая, легкая, воздушная) Подуть на вату. Что произошло? Она легко сдувается. И в воде намокнет и волной снесет.

- Опустите вату в таз с водой. Что с ней произошло? Она намокла.

-Можно из ваты построить прочный дом? (Нет) .

- А что еще у нас есть? (Камушки) .Что можно сказать про них, какие они? (Стучу камень о камень) .

Д: Они прочные, твердые.

В:- Андрей, возьми камень? Какой он? Легкий или тяжелый? (Тяжелый) .

В: Получится из камня прочный дом? (Да) .

Предлагаю взять по камешку.

В руки камешки мы взяли.

Друг о друга постучали,

Наши камешки стучат,

Вот так, вот так,

Не разбить их нам никак!

Показ нарисованного дома. Предлагаю выложить дом на песке.

- Какие есть у нас камни? (Большие и маленькие) .

- Женя, из каких камней выложим дом? (Из больших). А окна? (Из маленьких).

Что есть у дома? (Окна) .

- Какие окна? (Круглые, разного цвета) .

Предлагаю выложить окна такого же цвета как на картине.

- Вера, какого цвета ты взяла камушки? (Желтого) .

_ Настя, какие у тебя были камушки по величине? (Маленькие)

В: Ребята, сколько в домике получилось окон? (Много) .

Рыбок тоже много.

А что еще мы не достроили? (Крышу) .

В: - Где находится крыша у дома? (Наверху) .

Показываю готовый силуэт и подставляю к домику.

Вот и построили новый дом для рыбок. Помещаем дом и рыбок в речку. Вместе мы справились с трудным делом и пришла пора повеселиться.

Беритесь дружно за руки.

Логоритмическая игра:

Мы построили для рыбок

Наших добрых рыбок,

Прочный домик из камней,

Чтобы было им теплей,

Камни эти непростые,

Все красивые, цветные!

Вы живите в нем много лет

Без печали и без бед!

Рыбки:- Спасибо вам, ребята, за новый дом! А за ваше старание мы хотим вас всех угостить морскими камушками.

(Угощает конфетами «морскими камушками

Коррекционное занятие «Полянка» для детей 2-3 лет.

Цель: развитие сенсорных творческих способностей детей.

Задачи: Продолжать закреплять основные цвета.

Побуждать у детей желание отвечать на вопросы.

Развивать интерес к занятию.

Материалы, оборудование: 2 домика (красного и желтого цвета) ; поляна из ткани, сказочный лес (деревья, цветы из ткани красного, желтого, синего и зеленого цвета, массажные дорожки для динамической паузы, музыкальное сопровождение.

Игрушки: лиса и зайчик.

Организационный момент: игра «Мы проснулись? »

Ход занятия:

В группе на столе 2 домика красного и желтого цвета, за ними находятся лиса и зайчик. Между домов поляна из ткани, зеленого цвета.

Воспитатель подводит детей к столу и рассматривает с детьми дома.

Воспитатель: Ребята, какие красивые дома.

Давайте подойдем к домам.

Какого цвета этот дом? (желтый).

Правильно, этот дом желтого цвета.

Кто живет в доме? (показывается зайка) .

Ответы детей: зайка.

Воспитатель: правильно, зайка.

Комочек пуха

Длинное ухо

Прыгает ловко

Любит морковку.

Давайте познакомимся с зайчиком. Его зовут Степа (дети повторяют)

Воспитатель: Скажи, Виталя, а этот дом какого цвета? (красного) .

Правильно, этот дом красного цвета.

В этом доме кто живет? (показывается лисичка)

Ответы детей: лисичка.

Воспитатель:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее. (Лиса)

Воспитатель: Нашу лису зовут Алиса. Алиса живет в красном доме, погладьте Алису. Как зовут лисичку, Полина, Вика?

Ребята зайка и лисичка грустные. Возле домов поляна, а на поляне нет цветов, поэтому они грустные. Поможем Алисе и Степе?

Ответы детей.

Воспитатель: Я знаю, где растут красивые цветы, но к ним ведет очень трудная дорога (под песню «Раскрасил кто-то песенку» ходьба по массажной дорожке в лес). Дети берут понравившиеся цветы (воспитатель обращает внимание, что цветы рвать не нужно, мы их пересадим) Складывают цветы в корзинку и возвращаются назад, к домикам.

(Пока дети идут за цветочками, на полянку насыпают крупную мозаику желтого и красного цвета)

Воспитатель: посмотрите ребята, а на нашу полянку кто-то насыпал мозаику. Давайте мы с вами разберем их по ведеркам. В красное – красную мозаику, в желтое – желтые. Дети расчищают полянку.

Воспитатель: Ну вот. Теперь можно высаживать цветы. Цветы на поляне будут разного цвета.

Даша, подай мне цветок синего цвета. Какого цвета у тебя цветок? (синего). Правильно, это синий цвет. Даша будет высаживать синий цветок.

Дёма, дай мне цветок красного цвета. Какого цвета у тебя цветок? (красного). Правильно, Дёма будет высаживать красный цветок. (То же с остальными цветами).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прилетел на поляну к Алисе и Степе? (божья коровка). Правильно, это божья коровка.

А какого цвета божья коровка? (желтого или красного) .

Божьей коровке понравилась полянка и она хочет остаться.

Сажу божью коровку на полянку.

Ребята, а еще на поляну прилетела бабочка. Какого цвета бабочка (зеленого). Правильно, бабочка зеленого цвета. Бабочке понравилась поляна и она хочет остаться.

Воспитатель: Ребята, какая красивая получилась поляна. Вам нравится?

Ответы детей.

Воспитатель: Тихо звучит песенка «Есть на свете цветок алый-алый»

И Алисе и Степе поляна очень нравится.

На лугу – лужочке

Выросли цветочки.

Вот какие, вот какие

Выросли цветочки.

Алиса и Степа рады и вас благодарят, больше они грустить не будут.

А еще Алиса и Степа приготовили угощение (показываю детям конфеты) .

Воспитатель: что это? (конфеты). Угощайтесь.

Какого цвета у тебя, Вика, конфета? (ответ) .

А у тебя, Саша? Ответ. Правильно.

Какого цвета у тебя, Даша? Ответ.

А у Витали какого цвета? Ответ.

Правильно, молодцы. Алиса со Степой рады, они говорят вам спасибо и до свидания.

Дети прощаются с Алисой и Степой.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о