Сенсомоторные навыки это – . , — .

сенсомоторные навыки - это... Что такое сенсомоторные навыки?


сенсомоторные навыки
сенсомоторные навыки — sensormotor skills

Русско-английский словарь биологических терминов. — Новосибирск: Институт Клинической Иммунологии. В.И. Селедцов. 1993—1999.

  • сенсибилизирующий
  • сенсорный аксон

Смотреть что такое "сенсомоторные навыки" в других словарях:

  • Сенсомоторные навыки или просто моторные навыки — освоенные до степени автоматизма системы движений как операции в структуре предметной деятельности человека; специфические навыки человека, заключающиеся в адекватном двигательном ответе на воздействие внешних раздражителей …   Психология человека: словарь терминов

  • Нейропсихологическая оценка (neuropsychological assessment) — Н. о. это оценка разнообразных психол. функций, контролируемых головным мозгом. Подобно всем видам психол. оценки, Н. о. представляет собой процесс поиска ответов на клинические вопросы и реагирования на уникальные клинические ситуации,… …   Психологическая энциклопедия

  • СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА — Класс лекарств, которые вызывают сонливость и чаще всего назначаются в случаях бессонницы. Седативные средства обычно подразделяются на барбитураты (см. подробнее эту статью) и не барбитураты; последняя группа включает в себя хлорал гидрат,… …   Толковый словарь по психологии

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • способности — индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… …   Большая психологическая энциклопедия

  • способность

    — Успешная стратегия выполнения некоторого задания. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. способность …   Большая психологическая энциклопедия

  • Недостаточная обучаемость чтению (reading disability) — Н. о. ч. это состояние, при к ром «уровень чтения оказывается существенно более низким в сравнении с ожидаемым для данного возраста и интеллекта, а тж несоизмеримым с культурным, лингв. и образовательным опытом уч ся». В этом определении не… …   Психологическая энциклопедия

  • усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно исторического опыта. В процессе У. человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. У.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… …   Психологический словарь

  • Способности —     индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности …   Педагогический терминологический словарь

dic.academic.ru

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Использование дидактических средств, которые формируют сенсорные представления у детей со сложными нарушениями в развитии, является важной и актуальной задачей сегодняшнего дня. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, обладающая чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание и развитие. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т. е. сформировать перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, еще недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств одних предметов к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает.

Общепринятыми мерками (эталонами), которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем языка. И все эти эталоны должны быть усвоены ребенком. Выявлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, которые обеспечивают сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватному предметному миру и соответствующего задачам деятельности. Для ребенка с проблемами в развитии, роль взрослого, способность научить его чему-то, очевидна. Основой познания является чувственное познание восприятие и наглядное мышление, которое развивается в тесной связи с развитием деятельности.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть готов к этому. Если же ребенок не может схватить предмет, то он затруднится его ощутить. Для того чтобы эффективно определять, например, форму и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Отсюда видно, что сенсорная и моторная сферы развиваются вместе и в тесной связи с развитием деятельности.

Обращаясь к тематике методической темы, к проблемам освоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) ребенком со сложными нарушениями в развитии, считаем ее важной и актуальной на сегодняшний день.

Задачи работы над освоением сенсорных эталонов.

1.         Создание условий для развития ребенка с особыми потребностями.

2.         Создание благоприятного психофизиологического климата в классе.

3.         Обеспечение каждому ребенку адекватного для него темпа и способа усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени сложности нарушений развития.

4.         Осуществление индивидуальной работы, как специального направления в общей системе воспитательного процесса, помощи в коррекции и профилактике отклонений в развитии.

5.         Выявление наиболее эффективных дидактических игр и упражнений, способствующих сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии.

Принципы работы над освоением сенсорных эталонов.

-          Принцип вариативности моделей познавательной деятельности (каждый имеет право познать то, что привлекает через разнообразные виды деятельности).

-          Принцип целостного представления об окружающей среде (каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира)

-          Принцип деятельности (каждое новое задание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открывания» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений).

-          Распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем развития речевых, моторных, двигательных навыков.

-          Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

-          Тесная связь диагностики и коррекции.

-          Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы.

-          Периодическая повторяемость программного материала в целях закрепления.

-          Принцип учета актуального и потенциального развития, т. е. учет зоны ближайшего развития.

Направления работы над освоением сенсорных эталонов:

1.      Выявление уровня знаний и умений подгруппы детей о сенсорных эталонах.

2.      Формулирование целей и предполагаемого конечного результата работы.

3.      Формирование и развитие предметно-практической деятельности ребенка, развитие игровой и стимуляция речевой сфер, ИЗО, ЛФК

Формы организации работы: индивидуальная форма, подгрупповая (2–3 человека), закрепление умений и навыков во время проведения режимных моментов и самостоятельной деятельности ребенка. Система индивидуальных коррекционных упражнений, занятий позволяет успешнее решать задачи коррекции нарушений и отклонений. Наполняет конкретным содержанием контакты, которые складываются у ребенка с заботящимся о нем взрослым.

Непосредственная образовательная деятельность осуществляются в виде бесед, индивидуальных игр с педагогами класса, психологом, воспитателем, логопедом. Проводятся совместные игры, для установления эмоционально окрашенного контакта и последующего успешного коррекционного воздействия на ученика в коллективе сверстников.

Содержание непосредственной образовательной деятельности направлено на развитие зрительного восприятия, развитие ориентировочно-исследовательских действий, лежащих в основе познавательной деятельности. Сначала особое внимание уделяется развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз, головы, рук, выработке зрительных дифференцировок, практического выделения формы, величины, восприятию цветов, их различению, соотнесению и запоминанию цветов.

Начало работы над сенсорными эталонами предваряет диагностический этап. Его целью явилось выявление уровня знаний и умений учащихся класса.

Диагностическая таблица (результаты учащихся на начало 2014–2015 учебного года)

Имена

Цвет

Форма

Величина

Дима Л.

Цвет выделяет, не показывает

Форму не выделяет, не показывает

Величину не определяет

Саша П.

Показывает красный цвет

Форму не выделяет

Величину не определяет

Анна К.

Цвета путает

Подбирает круг, треугольник по подобию

Определяет большой, маленький

Витя И.

Цвет выделяет, находит, показывает

Форму знает

Определяет большой, маленький

 

Введена серия упражнений по обучению учащихся на уроках и занятиях с психологом: захватывать, удерживать, манипулировать с предметами разной величины, формы и цвета:

-          дидактическая игра «нанизывание колец на стержень» — 2–3 цвета одинакового размета.

-          дидактическая игра «Разложи по цвету» (шарики из одной емкости разные по форме, величине).

-          дидактическая игра «Найди такой же» (по цвету, форме, величине)

-          дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь геометрических фигур)

-          Лото «Форма — цвет»

-          дидактическая игра «Сортер» (протолкнуть предметы определенных форм с нужное отверстие). Работа по закреплению цвета, формы, величины велась на разных видах непосредственной образовательной деятельности: изодеятельности, чтение, письмо и развитие речи, счёт, в упражнениях по конструированию. Также проводились открытые занятия и совместные с родителями игры по показу методов и приемов работы по освоению детьми сенсорных эталонов.

Достигнутый результат к концу первого полугодия 2014–2015 учебного года

Имена

Цвет

Форма

Величина

Дима Л.

Созданы условия для пополнения представлений о цвете

Созданы условия для пополнения представлений о форме

Созданы условия для пополнения представлений о величине

Саша П.

Научился выделять желтый цвет

Научился выделять одну форму из ряда других

Созданы условия для пополнения представлений о величине

Анна К.

Научилась соотносить названия с цветом предметов, основные цвета

Научилась соотносить названия с формой предметов — круг, квадрат

Научилась соотносить названия с величиной предметов.

Витя И.

Расширены представления о цвете дополн.цвет

Закреплены знания о форме предметов добавлена форма овал

Пополнились представления о величине

 

Структура образовательной деятельности:

1.                  Установление эмоционального контакта с учениками.

2.                  Приемы массажа, тактильной стимуляции и лечебной физкультуры.

3.                  Работа по развитию рук и практических действий с предметами.

4.                  Упражнения дыхательной гимнастики, логопедическая ритмика и другие пальчиковые игры и упражнения.

5.                  Серия заданий направлена на развитие хватательных функций рук, ощупывающих движений, простейшего манипулирования и развития простых действий с предметом. Особый акцент делаем на развивающее общение, начиная с доверительных форм бесед.

Методы и приемы, использованные в работе над освоением сенсорных эталонов:

-          Практические- обследование предмета; метод проб и ошибок, обводка предмета по контуру, точкам, работа с шаблонами, конструктивные игры.

-          Словесные — рассказывание, беседа, словесные игры, ответы на вопросы, слушание текста, разучивание стихов, речь с движением (элементы логоритмики).

-          Наглядные — рассматривание предмета, игрушки, картинки, модели, иллюстрации, объекта, натуральных объектов, персонажей кукол, режиссерские игры.

-          Игровые — сюрпризные приемы, психологические этюды, создание легкой проблемной ситуации, игры: имитационные, дидактические, развивающие, словесные, с куклой, предметами.

В результате проведенной работы были достигнуты немалые результаты. Ученики стали лучше ориентироваться в форме, величине, цвете предметов. Улучшилось тактильное восприятие. Дети учатся словесно подкреплять увиденное, осязаемое, тем самым закрепляют полученные знания, умения и навыки, пополняют свой активный словарь. Выявлены наиболее эффективные дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии. А также создана картотека наиболее удачных игр для сенсорного развития учащихся с умеренной степенью нарушения интеллекта.

 

Литература:

 

1.                  Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000.

2.                  Метиева Л.А, Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей» Коррекционная педагогика, Просвещение — 2003г.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие, величина, цвет, ребенок, предмет, дидактическая игра, пополнение представлений, эталон, окружающий мир, непосредственная образовательная деятельность.

moluch.ru

Статья (младшая группа) на тему: Особенности сенсомоторного развития детей

Особенности сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладению детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное психоэмоциональному благополучию.

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития; все чаще появляются материалы, утверждающие необходимость глубокого изучения системы Монтессори, так как большое место в методике отводится формированию сенсорных навыков.

Обратимся к понятиям, что такое сенсомоторика? Сенсомоторика (от лат. sensus — чувство, ощущение и motor — двигатель) — область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений. Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации. Т.о., координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, с одной стороны, придает ему целесообразно-приспособительный характер, с другой — является важнейшим условием функционирования сенсорных систем и в конечном счете формирования адекватного образа. Общей структурной схемой организаций сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо.

Конечный эффект стимуляции сенсорной системы состоит в поведенческой реакции организма. При этом рефлекторный ответ необязателен; в большинстве случаев создаются внутреннее воспроизведение, внутренне осознаваемый образ стимула, после чего мы соответственно действуем. Этот процесс формирования внутреннего образа называется восприятием (перцепцией).

Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было известно о влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Намного позже исследовательским путём было установлено, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, воздействие на которые влечет воздействие на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные движения с шарами, игры с пальчиками и продуктивная деятельность улучшают умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.  Японская акупунктура – тому подтверждение. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук  на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.  Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит ещё и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.  Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество других разнообразных бытовых и учебных действий.

Важно отметить, что взаимосвязь восприятия и деятельности долгое время фактически игнорировалось в психологии, либо деятельность рассматривалась независимо от восприятия. Поэтому новая здоровьеформирующая педагогика оперирует понятием сенсомоторика (от лат. sensus — чувство, ощущение и motor — двигатель), — которая изучает взаимодействие сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений. Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации. Т.о., координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, с одной стороны, придает ему целесообразно-приспособительный характер, с другой — является важнейшим условием функционирования сенсорных систем и в конечном счете формирования адекватного образа. Общей структурной схемой организаций сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо. Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов. Связь между рецепторами (обонятельным, зрительным, слуховым, вестибулярным и др.) и структурами мозга (стволом, подкорковыми ядрами, корой больших полушарий) осуществляется посредством проводящих путей, которые образовались в процессе длительного исторического периода (филогенеза). Первоначальным источником восприятия информации различной модальности являются рецепторные поля анализаторных систем. Воспринимая информацию, объединенную (интегрированную) на различных уровнях нервной системы, кора формирует образ. Порционное поступление информации способствует формированию целого образа. Под влиянием факторов среды (социальной, предметной, двигательной и др.) организуются межнейронные (межклеточные) связи в коре головного мозга, обеспечивающие структурно-функциональное и психоэмоциональное развитие ребенка. Конечный эффект стимуляции сенсорной системы состоит в поведенческой реакции организма. При этом рефлекторный ответ необязателен; в большинстве случаев создаются внутреннее воспроизведение, внутренне осознаваемый образ стимула, после чего мы соответственно действуем. Этот процесс формирования внутреннего образа называется восприятием (перцепцией).

Оно включает опознание того, что стимуляция имела место, а также способность человека различать разные свойства стимула.

Все системы в организме ребенка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо). Развитие соматической сенсорной системы выглядит в виде последовательных этапов формирования восприятия. Если рассматривать все эти этапы, то можно установить связь между развитием соматической сенсорной системы и других сенсорных систем (функций) и развитием моторной системы ребенка. Эти этапы условны, но они отражают направление развития.

В свете новой здоровьеформирующей педагогики тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Её развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата. Движения рук управляются несколькими механизмами:

А) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;

Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;

В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;

Г) зрение и мышление позволяют ребёнку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки.

Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Так, учёные установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук.        Урунтаева Г. А. следующим образом описывает три периода сенсомоторного развития ребенка, которые обуславливают взаимовлияние на нормативное формирование восприятия, моторики и высших психических функций, в частности, речи. В младенчестве – высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе. Складывается акт рассматривания предметов; формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения; устанавливаются первые зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки, а также дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым (например, формируются простейшие практические действия, связанные с передвижением предметов в пространстве).

Урунтаева Г. А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

В младенчестве – высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

        Особенности сенсомоторного развития в младенчестве:

•        Складывается акт рассматривания предметов;

•        Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;

•        Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

•        Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В раннем детстве – восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными. Однако складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов; освоение их свойств определяется значимостью  этих предметов в практической деятельности. Уже в первые годы жизни ребенок может не только различать размер и объем предмета (маленький, большой, короткий и др.), но и определять его структуру (мягкость, жесткость, плотность и др.). С помощью этих движений совершенствуются способности ребенка определять вес предмета и его структуру. При совершенствовании бимануального (двумя руками одновременно) исследования ребенок может изучать форму, объем предмета: так развивается объемное восприятие. Начиная со второго года, ребенок под влиянием взрослых может действовать одним предметом на другой. В связи с этим, изменяется его восприятие. На данной генетической ступени становится возможным перцептивное предвосхищение не только динамических взаимоотношений между собственным телом и предметной ситуацией, но и известных межпредметных отношений (например, предвидение возможности протащить данный предмет через определенное отверстие, переместить один предмет при помощи другого и т.д.).

В дошкольном возрасте восприятие -  это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменятся собственно обследовательскими действиями с предметами и превращается в целенаправленное его апробирование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.         К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия дошкольников выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих, что обеспечивает освоение и совершенствование при ознакомлении с окружающим сенсорных эталонов. Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия. С установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Переходя к дошкольному возрасту, дети начинают овладевать разными видами продуктивной деятельности, направленной не только на использование уже имеющихся, но и создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.). исследование роли этой продуктивной деятельности (А.Р. Лурия. Н.Н. Подъяков, В.П. Сохина и др.), включая рисование (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под их влиянием у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде, чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

Изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка позволило С.М. Вайнерману и С.М. Большову обозначить приоритетные линии их оптимизации в художественно-изобразительной деятельности. В 3—4 года наиболее значимым в изодеятельности является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще незрелые анализаторные системы (недостаточно полные в коре, слабые ассоциативные связи) требуют моторного обеспечения, и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка. В 4—5 лет наиболее значима сенсомоторная интеграция (координация), отработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

В 5—7 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. С.Л. Рубинштейн утверждал, что отрыв психического образа от физиологического процесса отражения приводит к «уничтожению самого предмета психического исследования». Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей и этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий». А.Н. Леонтьев предполагал, что возможные нарушения в системе восприятия на любом этапе увеличивают «неосознаваемость» сигнала, отражая его меньшую «презентированность». Системное развитие (пластичность) позволяет объяснить многие функции и определенные механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает (способствует) развитию познавательной функции, восприятию поступающей информации. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

nsportal.ru

📌 сенсомоторные навыки 🎓²


сенсомоторные навыки
сенсомоторные навыки — sensormotor skills

Русско-английский словарь биологических терминов. — Новосибирск: Институт Клинической Иммунологии. В.И. Селедцов. 1993—1999.

  • сенсибилизирующий
  • сенсорный аксон

Смотреть что такое "сенсомоторные навыки" в других словарях:

  • Сенсомоторные навыки или просто моторные навыки — освоенные до степени автоматизма системы движений как операции в структуре предметной деятельности человека; специфические навыки человека, заключающиеся в адекватном двигательном ответе на воздействие внешних раздражителей …   Психология человека: словарь терминов

  • Нейропсихологическая оценка (neuropsychological assessment) — Н. о. это оценка разнообразных психол. функций, контролируемых головным мозгом. Подобно всем видам психол. оценки, Н. о. представляет собой процесс поиска ответов на клинические вопросы и реагирования на уникальные клинические ситуации,… …   Психологическая энциклопедия

  • СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА — Класс лекарств, которые вызывают сонливость и чаще всего назначаются в случаях бессонницы. Седативные средства обычно подразделяются на барбитураты (см. подробнее эту статью) и не барбитураты; последняя группа включает в себя хлорал гидрат,… …   Толковый словарь по психологии

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • способности — индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… …   Большая психологическая энциклопедия

  • способность — Успешная стратегия выполнения некоторого задания. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. способность …   Большая психологическая энциклопедия

  • Недостаточная обучаемость чтению (reading disability) — Н. о. ч. это состояние, при к ром «уровень чтения оказывается существенно более низким в сравнении с ожидаемым для данного возраста и интеллекта, а тж несоизмеримым с культурным, лингв. и образовательным опытом уч ся». В этом определении не… …   Психологическая энциклопедия

  • усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно исторического опыта. В процессе У. человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. У.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… …   Психологический словарь

  • Способности —     индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности …   Педагогический терминологический словарь

dic.enacademic.com

Статья по теме: «Сенсорно-моторное развитие дошкольников»

«Сенсорно-моторное развитие дошкольников»

 

С момента рождения каждый ребёнок начинает своё развитее. Первые полгода родители заботятся о физическом развитии своего ребёнка, не подозревая о том, что уже с первых дней его жизни происходит развитие его мыслительной деятельности. Он учится понимать эмоции родителей, интонацию их голоса, соотносить слова с их действиями. Но после того как ребёнку исполнится 3 года, очень часто развитие ребёнка пускается на самотёк. Многие родители считают, что их малыш сам всему научится. Он уже умеет говорить, ходить, наблюдать. И часто это приводит к плачевному результату. Обделённые родительским внимание дети становятся жертвами «попустительского» метода воспитания, они учатся на своих ошибках. Равнодушие родителей к будущему своего ребёнка порой ужасает. Разве возможно, чтобы ребёнок узнал, что такое горячо, ожоги или пожар через свой короткий жизненный опыт. Это одна сторона в воспитании детей. А кто же научит его анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы? Эту роль в полном объёме отвели образовательному учреждению. Хочется спросить: «Почему?». Да потому - что только педагоги понимают, что для успешного развития личности ребёнка и дальнейшего обучения его в школе, является умножение его интеллектуального потенциала, а особую роль необходимо отводить речевому развитию и развитию мыслительной деятельности.

Мыслительная и речевая деятельность, как часть психического развития и становления личности детей, очень тесно связана друг с другом. Все что ребёнок видит вокруг себя, сначала анализирует, мысленно проговаривает, потом только воспроизводит на практике.

Для любого возраста «мышление» человека рассматривается как умение найти ответ на поставленную перед ним задачу или способ решения жизненных трудностей. Чтобы в дальнейшем наши дети могли преодолевать возникшие трудности, делать открытия, нужно научить их нестандартно мыслить.

Очень часто в своей практике я слышу от родителей, что их дети достаточно хорошо подготовлены к следующему этапу обучения в школе. От части я могла бы с эти согласится. На первый взгляд, на выходе из детского сада ребёнок умеет выполнять простейшие арифметические действия, читает простые предложения, хорошо запоминает стихи и т.д. Но это все относится к заучиванию или овладению готовой и неизменной информации. Первые трудности ребёнок начинает испытывать в решении и объяснении математических задач, осмысленном формулировании и применении определённых правил и понятий на практике, установлении и объяснении причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира. А самое сложное - чтение графиков, чертежей, карт-схем и географических карт.

Это можно объяснить тем, что у ребёнка изначально недостаточно были развиты умения к отвлечению (переключения с одного вида деятельности на другой), анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, обобщать, классифицировать, дифференцировать. Сформированность интеллектуальных способностей и возможностей имеет особое значение для подготовки ребёнка не только к дальнейшему обучению в школе, но и социальной адаптации в социуме.

Я не согласна с таким массовым утверждением, что мышление, логика нужны детям с математическим складом ума и для успешного овладения математическими знаниями. Жизни столько примеров, когда успешные в школе люди не могут себя реализовать в самостоятельной жизни. На первоначальном этапе обучения мышление и другие психические процессы понадобятся ребёнку в продуктивно-творческой деятельности (ИЗО, конструирование, спорт и т.д.).

Проанализировав от части свою работу и работу своих коллег, я заметила, что мыслительные операции у детей развивали используя словесные и настольно-дидактические игры (логические задачки, шарады, лабиринты, ребусы).

Изучив содержание и требование ФГОС к обучению детей дошкольного возраста, результаты своих диагностических обследований; учитывая возрастные, психологические, физиологические особенности детей, я решила уделить особое внимание развитию познавательных процессов детей через сенсорно дидактические игры. Очень важно научить детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, сформировать умения различать отдельные свойства, качества предметов, их особенности и назначения, группировать, дифференцировать, многофункционально применять на практике отдельные объекты. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является фундаментом интеллектуального развития ребенка;

- систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;  

- готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;

- положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;

- способствует развития воображения;

- развивает внимание;

- предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- способствует усвоению сенсорных эталонов;

- помогает формированию навыков учебной деятельности;

- обогащает словарный запас ребенка;

- формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Поэтому я ставлю следующие задачи в своей работы:

- учить детей видеть и объединять свойства, качества предметов в целостный образ;

- учить находить сходства и различия одного или нескольких предметов окружающего и рукотворно мира;

- знакомить детей с новыми ещё незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия;

- развивать способность восприятия формы, цвета, величины, чувства пространства;

- развивать логическое мышление, внимание, память и воображение;

- расширять кругозор детей;

- обучать детей практическим действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, особенности и применение его в жизни;

- формировать познавательную, творческую активность и любознательность.

Я бы хотела поделиться опытом работы по использованию сенсомоторных дидактических игр для обучения и развития ребёнка.

Предложенные игры направлены на развитие мыслительных операций через словесное описание предмета, выделение главного объекта в тексте, умение зрительно анализировать и воспроизводить объект на плоскости, используя бросовый материал (нитки, крышки, пуговицы, бусы).

«Волшебные ниточки»

Цели:

  • развивать мелкую моторику рук, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения, ориентировать на плоскости;
  • воспитывать внимание, усидчивость.
  • развитие связной речи ребёнка

Руководство: предложить ребёнку приготовить цветные ниточки, рассмотреть, определить их цвет. Прослушать стихотворение, выделить главный объект, нарисовать его нитками на фланелеграфе. Если ребёнок боится не справиться с заданием, можно показать образец предмета на карточке. Затем попробовать выполнить работу самостоятельно без зрительной опоры.

Например: возьмите синюю нить и нарисуйте волны, красной нитью нарисуйте корпус корабля, желтой нитью флаг на палубе. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их? Используя мнемокарту можно предложить описать ребёнку получившийся предмет или сочинить сказку.

Я кораблик смастерил,

По воде его пустил.

Ты плыви, кораблик мой,

А потом вернись домой!

«Необычные крышечки»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Руководство: в данную игру играют 3 -4 игрока; выбирается ведущий, который достаёт из мешочка крышечку и показывает игрокам её содержание, кладя её в центр стола; ходит тот, у кого есть часть совпадения с основной крышкой. Ход может быть пропущен игроком, если у него нет совпадений.

«Интересные картинки»

Цель: учить анализироваь объект, выделять галвные и второстепенные детали, ориентироваться на плоскости, закреплять цвета, намечать план своей работы по воспроизведению образца предмета; развивать воображение.

Руководство: ребенку предлагают рассматреть карточку с схематическим изображением предмета (в виде геометрических фигур), потом самостоя-ельно его повторить на плоскости, используя крышечки. Если ребёнок затрудняется, то педагог может направлять его действия, подсказывая следующий ход. В конце можно обыграть данный объект. Например, составить рассказ, рассказать о применении в жизни и т.д.

Чудо сказки»

Цель: развитие сенсорного восприятия, слухового внимания, связную речь, вообращение.

Руководство: в игре участвуют от 2- до 5 детей; детям предлагают выбрать шаблоны с открытым горлышком от бутылки; поочередно педагог загадывает детям загадки, отгадку ребёнок ищет среди крышечек и закручивает на свой шаблон; потом педагог предлагает объединить все предметы детей в единый рассказ; для развития сюжета педагог может ввести дополнительных героев из настольного театра.

Таким образом, сенсорно дидактические игры:

- является фундаментом интеллектуального развития ребенка;

- систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;

- положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;

- способствует развития воображения;

- развивает внимание;

- предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- способствует усвоению сенсорных эталонов;

- помогает формированию навыков учебной деятельности;

- обогащает словарный запас ребенка;

- формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

nsportal.ru

Консультация на тему: Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей детей дошкольников

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.

Сенсорное воспитание включается в деятельность дошкольников с учетом возраста детей и уровня их развития, вида деятельности, основных закономерностей и особенностей развития сенсорных способностей у детей.

Сенсорное восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процессе сенсорного восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока).

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающей деятельности. Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей деятельности, делает жизнь ребёнка богаче и ярче. Бедность же впечатлений обуславливает появление отрицательного эмоционального состояния. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называется перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства. В этот период ребёнок учится отображать отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния). Именно взрослый может своевременно обучить ребёнка этим действиям.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей малыша.

Главная задача взрослых, выстроить свою работу с малышом таким образом, чтобы максимально развить сенсорные способности ребёнка. С раннего возраста развивать сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, и формировать сенсорную культуру ребёнка.

Формирование эталонов

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.

Синий, голубой, зеленый...

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Круг, квадрат, овал...

Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное - чтобы ребенок мог различать их.

Широкий, узкий, совсем узенький...

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин - в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

Обучение способам обследования

Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой.

Красный или вишневый?

Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов - это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые - от красного до желтого, холодные - от зеленого до фиолетового).

Круглый или овальный?

Обучение ребенка обследованию формы предмета - это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор - прямоугольный, тарелка - круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем - крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д. На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием - предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.

Маленький или короткий?

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности - когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке - когда он делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, а также в рисовании, аппликации и, конечно, в играх.

«Подбери бантик к платью»
Дидактическая задача: развивать умение группировать оттенки цветового тона. Развивать мелкую моторику.
Материал: Куклы, вырезанные из картона, одетые в платья разных цветов, разноцветные бантики.
Инструкция: ребёнку предлагается кукле помочь выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье.

Воспитатель показывает по одной кукле и поочерёдно опрашивает детей (какого цвета у неё платье), уточняя их ответы. Обращает внимание на то, что один и тот же цвет имеет разные оттенки). У наших кукол сегодня праздник, и они попросили нас помочь им выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье.

Упражнение «Соедини картинку»
Дидактическая задача: Развитие мышления, развитие зрительного восприятия, умения находить различия и общие свойства предметов.
Материал: Силуэты чайников, игрушек, машин и др. из картона, разрезанные на части.
Инструкция: детям предлагается помочь Незнайке собрать картинки из частей. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части и собирают картинку.

«Почини коврик», «Почини одежду»
Дидактическая задача: учить различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, треугольник, квадрат). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материал: распечатанный бланк методики, ножницы, клей. Силуэты одежды, вырезанные из картона, геометрические фигуры
Инструкция: на бланке изображен «коврик» круглой формы с нарисованными на нем медвежатами. В одном месте «коврик порван» – не хватает фрагмента картинки. Задание: выбрать из предложенных 5 фрагментов подходящую «заплатку» для «коврика». Чтобы проверить правильность своего решения, ребенок может вырезать выбранную им «заплатку» и наклеить ее на «коврик».

В целях получения максимального эффекта занятия по развитию сенсорных навыков организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка лучше всего развивается посредством дидактических игр. Дидактическая  игра происходит в неразрывной связи с развитием логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Таким образом, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе.

nsportal.ru

Сенсомоторное развитие детей

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

 Сухомлинский В.А.  

              Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться.  Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.                                                                                                                                                            Сенсомоторное   развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.                                Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.                                                                                                                                                                                                                                                                   Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение)  задач, является одним из главных условий умственного воспитания.   Моторика — основа развития, своего рода “локомотив”  всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий  очень важна, так как    возникающие ассоциации формируют зрительный  опыт с опытом тактильно-двигательным.   И.П. Павлов  выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука – "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.   Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и  восприятий.                                                                                                                                      Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

  • Моторика и графомоторные навыки
  • Тактильно-двигательное восприятие»
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Восприятие формы, величины, цвета
  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

 Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей  позволит сформировать  знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

 

pivovarova-ds52kotenok.edumsko.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о