Занятия на развитие мелкой моторики для детей 3 лет: Мелкая моторика — развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содержание

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика подразумевает возможность малыша манипулировать небольшими предметами. Если кроха развивается в соответствии с возрастом, то впервые он начинает выполнять подобные действия еще до достижения одного года. Основной этап совершенствования мелкой моторики приходится на младший и старший дошкольный период. Поэтому в это время уделить внимание соответствующим упражнениям стоит не только воспитателям детского сада, но и родителям.

Развивающие занятия с 1 до 3 лет

В этом возрасте кроха начинает первое знакомство с упражнениями, цель которых — улучшить мелкую моторику. Некоторые родители придерживаются модели раннего развития и начинают занятия с 6-7 месяцев. Тем не менее, именно возраст 1 год считается оптимальным для того, чтобы познакомиться с комплексом специальных упражнений.

В современной практике с самыми маленькими детьми принято использовать методику Монтессори. В плане развития моторики комплекс предлагает следующие упражнения:

  • рисование по песку и манки;
  • пересыпание круп и игра с крупными мешочками;
  • упражнения с распутыванием нитей;
  • перекладывание небольших предметов пинцетом и другими приспособлениями.

Занятия с малышами не должны длиться более 15 минут. Ребенку крайне сложно сосредоточить внимание на длительный срок: он устает, начинает баловаться и капризничать. Лучше всего использовать готовый инвентарь Монтессори (его легко найти в тематических магазинах), однако вполне можно сделать и собственные пособия, следуя советам мастер-классов из интернета.

Как развивать мелкую моторику с 3 до 4 лет

Детям 3-4 лет интересны практически любые упражнения. Они с охотой повторяют действия за взрослыми, поэтому для развития мелкой моторики и прочих навыков можно применять, например, логоритмические упражнения. Для этого подойдут музыкальные комплексы Екатерины Железновой.

В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики хорошо сочетается с обучением самостоятельности. Например, дети любят бизиборды, позволяющие открывать замки и щеколды, завязывать шнурки или застегивать пуговицы. Все перечисленные действия научат малыша самому одеваться и пользоваться замками, а параллельно разовьют мелкую моторику до высокого уровня.

Мелкая моторика у старших дошкольников (4-5 лет)

Главная задача данного возраста — постепенная подготовка к школе. Поскольку развитие мелкой моторики напрямую влияет на речь и умение писать, важно, чтобы этот навык у ребенка был хорошо развит. Среди упражнений, рекомендуемым старшим дошкольникам, стоит упомянуть:

  • работу с пластилином и соленым тестом;
  • игры с кинетическим песком;
  • изготовление поделок из природного материала;
  • вырезание и наклеивание аппликации;
  • пальчиковая гимнастика (совместима, например, с языковыми играми при изучении английского).

Важным моментом является развитие навыков использования канцелярских принадлежностей: ручек, карандашей, мелков. Умение правильно держать их во время письма или рисования также относится к сфере мелкой моторики. При этом все перечисленные навыки точно пригодятся ребенку, когда он пойдет в школу.

Развитие мелкой моторики рук у детей

Мелкая моторика рук у детей, развитие речи и развитие интеллектуальных качеств ребенка неразрывно связаны, что было научно доказано сравнительно недавно. Однако детские игры, требующие скоординированных движений рук, встречаются в древнейших традициях многих народов мира. На Руси это бессмертные «Ладушки» и «Сорока-Белобока», хорошо известные всем нам с детства. Каждый родитель так или иначе слышал о необходимости развития мелкой моторики, но далеко не все знают, что это такое и как правильное ее развивать.

Мелкой моторикой принято назвать совместную работу нервной, мышечной и костной систем, позволяющую совершать мельчайшие манипуляции кистью руки, в частности, пальцами.

Чтобы воочию представить себе, что это, вспомните, как «летают» по клавишам пальцы виртуоза-пианиста или как гитарист перебирает струны. Для музыканта развитая мелкая моторика – вопрос профессионализма, она гарантирует ему автономную работу рук (пальцы играют сами) и позволяет сосредотачиваться на общей картине произведения, а не следить за извлечением каждого звука. Со стороны это выглядит просто, но если вы попробуете наиграть на клавишах элементарную мелодию, то сразу поймете, как многого вам не хватает. Примерно столько же не хватает ребенку, чтобы правильно держать столовый прибор, карандаш или кисточку, красиво писать, выводить плавные линии и т. п. Пройдет несколько лет, прежде чем его ручки навсегда освоят эту науку.

Влияние мелкой моторики на общее развитие ребенка

В организме человека, особенно в отдельных его системах, все взаимосвязано. Как бы вы ни хотели напрячь одну единственную мышцу тела, это не удастся – в ближайших мышцах тоже возникнет напряжение. По этому принципу, занимаясь спортом, вы можете нагружать только руки, но косвенную нагрузку и стимуляцию получат также сопряженные с ними мышцы спины, груди и шеи. Точно такие же связи характерны и для центральной нервной системы: стимулируя один мозговой центр, вы косвенно воздействуете на другой.

Моторный центр тесно связан с речевым центром, зрительным центром и центрами, отвечающими за внимание и память. Вот почему мелкая моторика существенно влияет на общее развитие головного мозга малыша.

Обратите внимание, основная активность развития мелкой моторики приходится на дошкольный возраст (4–5 лет). В этом возрасте движения ребенка становятся сложнее и разнообразнее: большая роль отводится пальцам рук (в 2–3 года захват предмета осуществляется с помощью ладони).

  • Движения ребенка начинают походить на движения взрослого.
  • Ребенок учится класть предмет на место.
  • Ребенок пробует рисовать линии и круги, резать бумагу.
  • Развивается зрительно-тактильно-кинестетическая связь. Ребенок осознает себя в пространстве, учится совершать движения под контролем зрения, манипулирует предметами. Движения обеих рук и глаз становятся координированными.

Нормативы развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

По мнению специалистов, моторика ребенка до 5 лет должна соответствовать этим 8-ми нормам. Если способности ребенка отвечают данному набору требований, значит, моторика развивается нормально, коррекция не требуется.

  1. Умеет стучать предметами друг о друга
  2. Может взять мелкий предмет (например, пуговицу) большим и указательным пальцами
  3. Зачеркивает свои рисунки
  4. Достает мелкие вещи из прозрачной тары
  5. Может построить мост из трех кубиков и башню из трех и более кубиков
  6. Рисует вертикальную линию (допустимо отклонение 30°)
  7. Может срисовывать фигуры (квадрат, круг, крестик)
  8. Пытается рисовать человечка (из 3 и более элементов)

Если развитие мелкой моторики у детей раннего возраста не соответствует большей части этих требований, самое время подумать о диагностике.

Диагностика мелкой моторики у детей раннего возраста самостоятельно

Как и в случае с любой другой болезнью или отклонением, диагностика – работа квалифицированного специалиста. Только врач поставит точный диагноз, определит степень риска и направление лечения. Однако в домашних условиях вы можете протестировать ребенка, используя игры и упражнения для развития мелкой моторики, и сделать первоначальные выводы.

  • Подражание. Поиграйте с ребенком в игру, где вы будете делать несложные движения ладонями и пальцами рук, а ребенок – повторять за вами.
  • Меняем положение рук. Обе ручки вытянуты вперед, одна сжата в кулачок, вторая – распрямлена. Задача – одновременно распрямить кулачок сжатой руки и сжать в кулачок прямую.
  • Шагаем пальчиками. Имитируем шажки указательным и средним пальцами по плоской поверхности.
  • Посчитаем до пяти. Ребенок поочередно загибает пальцы от мизинца к большому.
  • Птичкин клюв. Пальчики одной руки собираем в щепотку и «клюем» ею несколько раз раскрытую прямую ладонь другой руки. Меняем руки.
  • Раскрываем ручки. Задача – одновременно раскрыть обе руки: кулак – ребро – открытая ладонь.
  • Матрешка. Разберите матрешку и попросите ребенка ее собрать.
  • Рисуем домик. Нарисуйте простейший домик с дымоходом, дверцей и порогом. Попросите ребенка его срисовать.
  • Соединяем точки. Попросите ребенка обвести контур точечного рисунка (то есть соединить все точки). Отрывать карандаш от листа нельзя.
  • Штриховка. Задача – закрасить фигуру штрихами, не нарушая ее границ. Штрихи могут быть различными по ориентировке.

К пяти годам нормально развивающийся ребенок не справляется с 10–15% этих заданий. Если ребенку 3, он должен выполнить не менее трети. По тому, насколько ваши показатели ниже, можно судить о серьезности проблемы. Если ниже не намного, бить тревогу не следует – скорее всего, с ребенком нужно больше заниматься. Если отставание существенное – незамедлительно обратитесь к специалисту. С помощью своевременной коррекции педагога и занятий в специализированном детском саду преодолеть задержку вполне реально. Значительно хуже обстоят дела, когда время уже упущено.

Игры с игрушками и упражнения на мелкую моторику

Лучшие развивающие игрушки для развития мелкой моторики у детей с 3 лет – это всевозможные «собиралки» мелких частей в целое. Конструкторы, пазлы, мозаики и другие варианты, предполагающие многочисленные манипуляции с мелкими предметами. Кроме того, отлично подойдут любые игры, связанные с рисованием, лепкой, вырезанием аппликаций, склеиванием и свертыванием поделок из бумаги и т. п. Никуда не делись и традиционные занятия для развития моторики детей дошкольного возраста «на руках», наподобие «ладушек», и считалочки с загибанием пальчиков.

В качестве упражнения незаменим массаж, причем любой: от профессионального массажа у специалиста до родительской импровизации. Массаж можно применять ежечасно в обыкновенных бытовых действиях, например, вытирая мокрые ручки или согревая замерзшие пальчики. Находите повод! На кухне маленькому помощнику можно предложить запустить руки в крупу и нащупывать там отдельные крупинки.

Старайтесь подыскивать ребенку незамысловатые игрушки, которые просто занимают руки от скуки. Например, бусы, которые можно бесконечно перебирать, или маленький крутящийся волчок.

Хорошую службу и двойную пользу сослужат ручкам ребенка пуговицы, кнопки, молнии, бретельки, шнурки и завязки, которыми наверняка изобилует его одежда. Учите ребенка одеваться самостоятельно, от простого к сложному.

Записаться на пробное занятие

План по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»

 

ДАТА

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

ПРИМЕЧАНИЕ

В течение года

Использование игр-шнуровок, дидактических игр по сенсорике,  пуговиц, скрепок,

камешек, мелких игрушек, круп.

 

 Индивидуальная работа «Изготовление Бизиборда»

 

 

Сентябрь

 

 

Разучивание пальчиковых игр: «Пальчик-пальчик»,

«Засолка капусты», «Надоели нам дожди».

 

 

 

Рекомендация для педагогов: «Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики».

 

Октябрь

Лепка с элементами рисования: «Колобок катится по дорожке»

 

Доклад: «Важность развития мелкой моторики у детей 2-3 лет»

 

Ноябрь

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять», «Кулачки», «Белка».

 

 

Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет»

 

 

Декабрь

 

Разучивание пальчиковых игр: «Зима», «Бабушка», «Елочка».

Памятка «Наши пальчиковые игры»

 

 

Январь

Разучивание пальчиковых игр: «Зимняя прогулка», «Бабушка».

 

Индивидуальные беседы –рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»

 

 

Февраль

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики»

 

Консультация: «Дидактическая игра,  как средство развития речи»

 

Март

Пальчиковое рисование: «Букетик для мамы»

Папка-передвижка: «Рисуем без кисточки»

 

 

Апрель

Открытое занятие: «Нарисуем ежику колючки».

Приглашение родителей на открытое занятие

        

 

Май

Лепка из соленого теста: «Солнышко лучистое».

Мастер-класс «Сенсорное развитие в домашних условиях»

        

 

 

Мастер-класс «для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Цель:                                                                                                                                                    

 • помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи мастер-класса:

• познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;

• познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

• создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

Я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме.

1. Игра «Песочница» на кухне

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

2. Игра «Месим тесто»

Давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем пробки, запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!

3. Игра «Мозаика из пробок»

Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал) и величина (большой — маленький).

4. Игра «Поймай ложкой»

Продолжаем играть с разноцветными пробками.

Приготовьте две мисочки. В одну насыпьте пробки, дайте ребенку ложку и предложите переложить пробки из одной емкости в другую. Эта игра будет способствовать развитию координации движений.

5. Игра «Ловля из воды»

Попробуйте такую игру. Налейте в тазик или глубокую миску немного воды и киньте туда пробки или шарики для настольного тенниса. Ребёнку дайте ситечко или воронку. Задача малыша – выловить все предметы и положить их в другую емкость. Помогайте ребёнку сначала. Потом пусть пробует сам.

Льющаяся через отверстия вода вызовет интерес у малыша.

6. Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

7. Пальчиковая гимнастика.

Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Смена рук.

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Или такое стихотворение:

Рано утром встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Смена рук.

Скорее корма дайте мне,

Мне и всей моей семье.

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.

Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

8. Игра «Бусы»

Макароны – это отличный творческий материал для маленьких детей. Большое разнообразие видов макарон позволят вам придумать много интересных игр с ними. Например, рожки и короткие трубочки можно нанизывать на нитку и делать бусы.

9. Игра «Собери палочки»

Рассыпьте перед малышом длинные макароны, счетные палочки, трубочки для коктейля или ватные палочки. Попросите ребенка их собрать и опустить в узкое отверстие (дырочку в дуршлаге, бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке).

Собирать мелочь с ровной поверхности – непростая задача для детских пальчиков, а уж опускать их в узкую щелочку — и подавно.

Это упражнение развивает мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышлении ребенка.

10. Игра «Баночки от крема»

Возьмите несколько разных баночек с крышками небольшого размера.

Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка. Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.

Если дома вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!

Общие рекомендации

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.).

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т. д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

 

 

Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет

Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. 

Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.

САМЫЕ ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ

Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.

  • «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
  • «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
  • «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.

Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.

РИСОВАНИЕ

Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.

Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:

  • мышление;
  • фантазию;
  • чувство прекрасного;
  • творческие способности.

Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.

Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:

  1. В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
  2. Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
  3. Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.

Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.

ЛЕПКА

Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:

  • «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
  • «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
  • «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.

Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.

У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.

ИГРУШКИ

Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:

  • Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
  • Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
  • Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
  • Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
  • Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.

В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Понятие «мелкой моторики» известно каждой маме, но что это такое на самом деле, мало кто представляет. Между тем, развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. Поэтому крайне важно уделять этому достаточное внимание с самых ранних лет крохи. Как развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, читайте в материалах нашего сайта.

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы (например, на развивающей коврике). Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры.

Хорошо, если ребенок приучится хранить игрушки в отдельных коробках. Это дисциплинирует его, научится складывать детали конструкторов, держать их в чистоте и порядке. Коробки хорошо хранятся на полках и в шкафах в детской комнате ребенка, не создают видимости беспорядка.

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть малыш будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной.

Способы развития мелкой моторики рук у дошкольников

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим каждый их этих способов более подробно.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой.

Для детей, перешедших из ясельной группы детского сада, пальчиковые игры рекомендуется подкреплять своеобразным реквизитом: кубиками, пирамидками и прочими мелкими игрушками. Можно вместе стоить башню из кубиков, стараясь сделать это таким образом, чтобы строение получилось прочное, аккуратное и не разрушилось от нечаянного движения.

Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.

Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут.

На продолжительность игровых занятий влияет и заинтересованность детей. Если какая-то игра не нравится ребенку, то вряд ли вы сможете удерживать внимание малыша на ней долгое время. Поэтому следите и за тем, какие предпочтения у вашего чада, выбирая для него пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Игры-шнуровки

Этим развлечениям большое внимание уделяют детские логопеды и психологи. Наверное, многие родители помнят подобные игрушки еще с ясельного возраста своих детей. Такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счет подобных нанизываний, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем сложнее должна быть шнуровка на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя.

Шнуровки, как и многие другие игрушки, быстро надоедают ребенку, поэтому одной-двумя игрушками вряд ли можно обойтись. Но и тратить много денег на приобретение всех возможных шнуровок не стоит. Игрушку-шнуровку в состоянии сделать любая мама. Для этого понадобится плотный картон, цветная бумага или цветные лоскуты ткани, клей, шнурки, тесьма и немного фантазии. Изготавливать такие игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно повлияет на развитие моторики и общее развитие крохи.

Пальчиковые краски

Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики и не только с помощью пальчиковых красок. Умение ребенком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками.

«Минусом» пальчиковых красок являет то, что дети очень сильно пачкаются сами и пачкают все вокруг. Опытные родители рекомендуют обязательно подготавливать «плацдарм» для творчества и застилать место для рисования клеенкой. Вместо альбомных листов все-таки лучше использовать ватман. Его можно располагать на клеенке или вешать на стену или специальную доску. Чтобы краска не испортила весь интерьер квартиры, не разрешайте ребенку рисовать, где ему вздумается: для творческих порывов должно быть конкретное место. И творить лучше в домашней одежде, которую можно будет легко привести в порядок, постирать и почистить.

Конструкторы

Благодаря работе дошкольников с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника и подготовке его к дальнейшему обучению.

Однако, это не означает, что если родители купили ребенку какой-нибудь из видов конструкторов (или сразу все), что теперь с развитием их чада будет все в порядке. Малыша нужно заинтересовать, показать, как работать с тем или иным видом игрушек, а также выбрать конструктор в зависимости от возраста ребенка.

Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадет. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребенок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам.

Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность.

Цветовая гамма конструкторского набора также очень важна для развития детей дошкольного возраста. Собирая башни, дома и прочие строения и конструкции, ребенок учится дизайнерским навыкам, вырабатывает чувство стиля, работает не только с деталями, но и с цветом.

Чтобы заинтересовать ребенка работой с конструктором, сразу после покупки поиграйте с ним вместе. Соберите башню, автомобиль, самолет или что-то другое. Не требуйте от ребенка четко следовать предложенным инструкциям, собирать только то, что показано на рисунках. Предоставьте ребенку свободу для творчества, пусть фантазирует, проявляет себя. В следующий раз предложите ребенку что-либо собрать самостоятельно и потом показать вам результаты своего творчества. Если после игры ребенок не захочет сразу разбирать собранный шедевр, не настаивайте. Пусть какое-то время корабль или дворец покрасуется на полке в собранном виде, ведь дошкольники – большие хвастунишки, и это нормально. Ребенок начинает гордиться плодами своей работы, стремиться в следующий раз сделать что-то более ценное, сложное и красивое.

Аппликации

Заниматься аппликацией под присмотром родителей дети могут уже с 4 лет. Умение вырезать из цветной бумаги различные, иногда одинакового размера, фигурки развивает мышцы кисти, приучает ребенка к аккуратности и развивает воображение. Здесь, также как и с конструктором, размеры вырезаемых деталей аппликации обратнопропорциональны возрасту ребенка. Если ребенок еще мал, то вполне допустимо делать аппликации из 2-5 больших фигур (например, цветок, домик). Чем старше становится малыш, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Например, 6-ти летние дети уже вполне способны вырезать несколько мелких лепестков для будущей ромашки, в домике можно сделать окошки, трубу, дым и так далее.

Также можно заниматься изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутов ткани и прочего. Такие занятия хорошо влияют на развитие фантазии и творческих навыков. Кроме того, поделки из тонких полосок цветного картона (квиллинг) также достаточно эффективно развивают моторику рук.

Лепка

Лепить можно из чего угодно – все это способствует развитию моторики, мышления, внимания и творческих навыков. Можно приобрести ребенку пластилин, их существует множество видов и каждые родители смогут выбрать материал для лепки на свой и ребенка вкусы. Подробнее о видах пластилина и как научить ребенка лепить из него всевозможные поделки, читайте на нашем сайте в статье о лепке с детьми.

Можно изготовить материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Такое тесто предназначено для работы малышей и взрослых, оно легко разминается, хорошо лепится. Кроме того, после высыхания такие поделки можно раскрашивать красками, покрывать лаком. Такие занятия способствуют развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и мелкой моторики рук.

Оригами и другие занятия с бумагой

Если мама увлекается каким-либо видом прикладного искусства, то ее задача состоит в привлечении и ребенка к этому занятию. Сейчас в сети имеется множество материалов по изготовлению разнообразных поделок из бумаги. Они не только полезны для развития, но и являются прекрасным досугом для семьи. Наверняка многие семьи сталкиваются с тем, что ребенок жалуется на скуку. «Мне нечем заняться, скучно», заявляет чадо и оправляется к компьютеру или планшету.

Между тем, плетение корзинок из бумажных трубочек, создание модульных оригами не только положительно влияет на моторику рук, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость, аккуратность у ребенка.

Советы педагогов

Единственный и, пожалуй, самый главный совет педагогов и психологов заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически.

Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке), они мобилизуют все силы и устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам.

Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь.

Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями. Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.

Вместо заключения

Итак, мы выяснили, что мелкая моторика – не пустой звук и, чтобы ребенок был развитым и успешным в будущем, ей следует уделять серьезное значение. Не правильно считать, что «ну вот ребенку исполнилось 4 года, теперь пора заниматься развитием моторики». Если поступить именно так, то будет слишком поздно. Массаж ладошек новорожденному, «агушки» и «потешки», игры в ладушки – все это способствует развитию моторики у новорожденных. А уже с возрастом вместе с ребенком родители осваивают и другие способы. Надеемся, что наши рекомендации помогли вам принять для себя правильное решение и выбрать те способы развития моторики, которые больше подходят вашему ребенку.

Упражнения на развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Развитие мелкой моторики является обязательным пунктом в воспитании ребёнка. Каждый родитель должен знать, как правильно это делать, чтобы не навредить своему малышу. Обычно на помощь приходят игры на развитие мелкой моторики у ребенка.

Развивая мелкую моторику , человек развивает речь так как эти два центра в головном мозге находятся рядом. Чем больше развивается моторика рук у ребёнка, тем лучше функционирует его нервная система, малыш становится более сосредоточенным, вдумчивым и усидчивым. Развивающие упражнения следует начинать с полугодовалого возраста и продолжать до школьной скамьи. Именно по развитию мелкой моторики судят, насколько ребёнок готов к учебному учреждению. Если моторика развита плохо из ребёнка получится неважный ученик: страдает память, логика и речевой аппарат.

Мелкая моторика – это способность правильно управлять координацией движения пальцев на руках и ногах. Управляет моторикой нервная система.

Виды занятий и упражнений С самого рождения малыша можно начинать развивать чувствительность и ловкость его пальчиков, с помощью массажа (поглаживания и растирания) подушечек пальцев и ладошки. Но усиленные упражнения для развития мелкой моторики стоит начинать с момента, когда ребёнок будет самостоятельно сидеть, интересоваться посторонними предметами и будет способен понимать речь мамы. В этом помогут игры на развитие мелкой моторики:

Потешки. Все помнят замечательные игры из детства: «Ладушки, ладушки» и «Сорока белобока», вот именно они помогают развитию мелкой моторики рук, речевому аппарату, мимики, слуха и памяти. Уже с 6 месяцев можно заниматься с ребёнком под эти потешки, которые научат малыша хлопать в ладоши и загибать каждый пальчик по отдельности.

Чётки. Малыши любят всё яркое и новое, поэтому стоит дать ребёнку чётки, как они увлекут его на большое количество времени. Перебирая бусинку за бусинкой малыш будет тренировать свои пальчики. Так же такая игрушка хорошо развивает цветовое восприятие и тактильные ощущения. Можно сделать самостоятельно чётки разных цветов и из разных материалов: пластмассовые, деревянные, стеклянные. Ребенку будет интересно сравнивать их между собой. Главное не оставлять ребёнка без присмотра.

Игры с бумагой. Мама может дать малышу листы бумаги. Пусть ребёнок щупает их, мнёт и рвёт.

Читаем книгу. Листая страницы книги, ребёнок так же развивает мелкую моторику. Для начала следует использовать картонные книги, постепенно переходя к книгам с более тонкими страницами.

Пластиковые или картонные стаканчики. Больше всего подойдут праздничные картонные стаканы. Пусть ребёнок строит из них башню или складывает их друг в друга. Так же можно использовать набор контейнеров для еды разных размеров. Играя с ними, у ребёнка сформируется начальное понятие о размерах: «больше» и «меньше».

Сенсорная коробка. Можно взять снова контейнер и насыпать туда фасоль или горох, закрыть крышкой, а в крышке прорезать два отверстия для рук. Ребёнок будет просовывать ручки в дыры, и перебирать в руках фасоль.

Игры с крупами. Самая простая игра – перекладывать горох или макароны из одной чашки в другую. С возрастом можно усложнить, например, делать аппликации из макарон.

Рисование пальцами. Рисовать можно на подносе с манной крупой или специальными пальчиковыми красками на альбомном листе. Рисовать можно что угодно.

Тесто для лепки. С тестом можно начинать знакомство с полуторагодовалого возраста, а с пластилином ближе к двум годам. Для начала нужно научить ребёнка катать колбаски и колобки. Из колобков можно сделать ежей, взяв спички и воткнув их в комочки из пластилина или теста.

Рисование цветными карандашами. Главное — не давать ребёнку фломастеры. Именно карандаши помогают мелкой моторике, ведь чтобы ими рисовать нужно, как следует нажать.

Пазлы. В настоящее время в магазинах имеется огромный выбор пазл: макси-пазлы для самых маленьких, пазлы на шнурке, мягкие пазлы и обычные, для детей постарше. Достаточно лишь выбрать, что подходит ребёнку по возрасту.

Новости партнеров

Во время каждой из этих игр родители должны находиться рядом с малышом, чтобы он не проглотил мелкие детали. Развитие ребёнка занятие не простое, на это уходит много терпения и времени взрослых. Но маме и папе стоит чаще напоминать себе, что каждое их усилие, всё что они вкладывают в своего малыша обязательно окупится его успехами в жизни, а ради этого не жаль никакого времени.

Источник: © My-fresh.ru

Ребенок плохо пишет? 7 занятий на мелкую моторику для школьников

Ваш первоклассник с трудом осваивает прописи? Не попадает в клеточки в тетради по математике? Возможно, дело в неважной мелкой моторике — но этой беде можно помочь. К тем упражнениям для развития мелкой моторики, которые обычно делают с дошколятами, можно добавить более «взрослые» — и регулярные тренировки принесут свои плоды. Вот чем можно заняться — в том числе и на предстоящих каникулах.

Родители много занимаются развитием мелкой моторики с детьми раннего возраста — малыши перебирают крупы, играют в песке, любят раскраски, пазлы и, конечно, «ладушки». Но по мере взросления ребенка все это отходит на второй план, в школе все его время занято зубрежкой. Родители и учителя часто считают, что игры и упражнения для рук — это занятия для самых маленьких, а дети постарше должны усваивать информацию из текста в учебнике. Но это не всегда так.

Современная система образования заточена на то, чтобы дети запомнили определенное количество не связанных друг с другом фактов за определенный промежуток времени. Вместо этого учителям и родителям стоило бы дать ребенку представление об общей картине мира и показать ему инструменты познания этого мира. И как раз одним из важнейших инструментов познания являются наши собственные руки.

Расскажем, как развивают ребенка и помогают ему учиться различные занятия для развития моторики.

Пальчиковый театр

Помимо очевидной пользы для развития мелкой моторики, театрализованные представления — замечательное средство социализации дошкольников. Они помогают развить математические навыки, изучить базовые социальные модели, познакомиться с различными эмоциями и научиться ими управлять.

Фигурки для представлений можно сделать вместе с ребенком: это будет еще одним отличным упражнением на мелкую моторику. Фигурки можно связать, сшить из фетра, связать из соломы — все зависит от умения взрослого и усидчивости ребенка. Если же вы не готовы тратить время на создание фигурок, их можно купить в готовом виде.

Архитектурное моделирование

Архитектурное моделирование — упражнение, которое задействует одновременно двигательную, зрительную и ассоциативную память. Оно развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, помогает детям в решении конструкторских задач.

Для домашнего использования можно приобрести наборы с готовыми макетами и перечнем различных архитектурных деталей, которые дети превратят в модель здания.

Конструкторы бывают разных видов:

  • наборы с блоками-кубиками;
  • бумажные конструкторы;
  • дизайнерские конструкторы;
  • архитектурные конструкторы (для особо увлеченных).

Еще один способ познакомиться с архитектурным моделированием — это чертежные наборы, в которые обычно входят специальные листы, рейсшины, рапидографы и другие необходимые атрибуты будущего архитектора/дизайнера. Их чаще всего покупают в хобби-гипермаркетах и на арт-маркетах. Чтение книг, просмотр кино и тематических лекций также помогут вашему ребенку познакомиться с темой поближе.


Рисование для детей

Практически все дети любят рисовать, так что такие упражнения придутся им по душе. Для детей дошкольного возраста отлично подойдут пальчиковые краски — такой вид творчества задействует сразу обе руки, что отлично сказывается на развитии головного мозга.

Школьникам уже можно предложить упражнения с карандашом. Для этого возраста отлично подойдут такие занятия, как обводка плоских фигур, рисование по опорным точкам, дорисовывание недостающей половины картинки или рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Главное — избегать монотонности и придумывать занимательные истории для каждого задания. К примеру, можно подготовить специальные карточки, где у изображений будет отсутствовать контур, а ребенок должен будет этот контур восстановить. Также отлично развивают моторику лабиринты, которые ребенок должен «пройти» одной линией, не залезая за контур.

Задания на штриховку

Этот тип активности подойдет более усидчивым детям, но в то же время штриховка очень полезна для развития мышц кисти. Начать занятия нужно с более простых упражнений: например, подготовить карточки с изображениями зверей, на которых уже будет проведено несколько штрихов в качестве примера. Ребенку предлагается завершить штриховку под тем же углом и с таким же расстоянием между штрихами. Более продвинутые уровень — произвольная штриховка. Например, ребенок может заштриховать два одинаковых изображения по-разному в зависимости от истории, которую придумает.

Графические диктанты

Они отлично развивают не только мелкую моторику, но и усидчивость. Взрослый должен заранее подготовить картинку, которую ребенок нарисует на клетчатом листе бумаги (вдохновиться и найти примеры можно на Pinterest).

Есть два варианта графических диктантов:

  • Первый (и самый простой). Нужно показать ребенку образец геометрического рисунка и попросить повторить его. Для этого понадобятся только тетрадь в клетку и карандаш с ластиком, чтобы была возможность исправить неудавшиеся линии.
  • Второй. Продиктуйте ребенку количество клеток и направление рисунка (например, в таком формате: две клетки вправо/три клетки вверх/одна клетка вправо). Так ребенок учится быть внимательным, прислушивается к тому, что вы говорите. При правильном выполнении упражнения на листе получится картинка. Проверить ее можно методом наложения получившегося рисунка на оригинал.

Как и из чего лепить с ребенком

Лепка из пластилина, глины или специального теста — отличное упражнение на мелкую моторику, а также неплохой антистресс для родителей. Совершенно неважно, что ребенок будет лепить, главное — задействовать всю ладонь. Для начала можно лепить простейшие фигуры: шарики и колбаски. Затем можно усложнять задание и уменьшать размер готовых изделий: чем мельче фигурки, которые лепит ребенок, тем эффективнее развивается его мелкая моторика.

Если у вас не оказалось под рукой пластилина или глины, вы всегда можете изготовить тесто для лепки своими руками. Для этого вам понадобится мука, вода, подсолнечное масло, соль, пищевой краситель или акварель. На стакан муки нужно взять стакан соли, ⅔ стакана воды и 1 ст.л. масла, краситель можно добавить по желанию. Все ингредиенты смешать, при необходимости добавить еще воды. Такое тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете.

Оригами и полигональное моделирование

Изделия из бумаги — довольно трудоемкое и ответственное занятие, требующее хорошей координации и усидчивости, поэтому эти упражнения подойдут детям, у которых уже в достаточной мере развита мелкая моторика. Результат того стоит!

Чтобы подготовить ребенка к созданию сложных фигур, нужно заранее начать давать ему простейшие задания: аккуратно складывать лист пополам, складывать уголки, собирать бумажные самолетики. К 6-7 годам ребенок уже научится аккуратно обращаться с бумагой, и можно будет переходить к следующему этапу.

Оригами подойдет начинающим, а вот полигональное моделирование из бумаги может оказаться сложным даже для взрослых. Сейчас в интернете можно найти огромное количество обучающих видео и статей с развертками для любого уровня подготовки. Проще всего искать инструкции и подробные развертки на YouTube или Pinterest.

Развитие мелкой моторики у 3-летних детей

Ознакомьтесь с рекомендациями по поощрению и совершенствованию развития мелкой моторики у 3-летних детей.

В возрасте 3 лет у детей развивается мелкая моторика: они могут самостоятельно двигать пальцами, используя их для выполнения более сложных задач, например, держа письменные принадлежности, как взрослые, вырезая ножницами и делая более сложные и точные рисунки. У них также развито пространственное восприятие, что позволяет им быть более преднамеренными в игре.Например, они могут уметь складывать многочисленные кубики, расстегивать пуговицы, нанизывать бусинки и есть вилкой. Использование их особого сознания наряду с более развитыми навыками мелкой моторики позволяет им выполнять задачи, с которыми они не могли справиться несколько месяцев назад.

Расширение Университета штата Мичиган предлагает детям следующие занятия для развития мелкой моторики: 

  • Одевание и раздевание кукол
  • Игра с кубиками
  • Нанизывание бусинок
  • Игра с песком
  • Использование контейнеров разного размера для игр с водой
  • Раскраска
  • Отрывная бумага для коллажей
  • Манипуляции с молниями и кнопками  

Для родителей, которым трудно привлечь своих детей к занятиям, полезным для развития навыков, попробуйте убрать некоторые игрушки, которые не способствуют развитию навыков, предоставив ребенку доступ только к тем игрушкам, которые способствуют развитию навыков. ребенку может потребоваться работа.Дети также склонны играть дольше, если родители активны со своими детьми во время игровых занятий.

Дополнительные идеи можно найти на веб-сайте Американской академии педиатрии или ознакомиться с этими статьями на веб-сайте расширения MSU :

.
  • MSU Преподаватель дополнительного образования Элизабет Гутьеррес в своей статье «Игра с детьми поощряет разнообразные Навыки и умения.»
  • MSU Преподаватель дополнительного образования Китти Батчер объясняет, что все области развития — физическое, когнитивное, коммуникативное и социальное/эмоциональное — могут быть улучшены, если дети участвуют в ролевых играх или верят в ее статью «Дети, притворяющиеся игрой, развивают важные навыки для поздних лет». .»

Была ли эта статья полезной для вас?